Что такое репродуктивный вид деятельности

РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Смотреть что такое «РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:

репродуктивная тактическая деятельность — atgaminamoji taktinė veikla statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kartojimas varžantis to, kas išmokta per pratybas. atitikmenys: angl. reproductive tactical activities vok. reproduktive taktische Tätigkeit, f rus. репродуктивная… … Sporto terminų žodynas

Репродуктивная функция — – в биологии – деятельность, результат которой состоит в продуцировании новых организмов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Методология — (Methodology) Структура методологии, методология исследования, типы методологии Научная методология, методология истории, методология анализа, методология управления, социальная методология, проблемы методологии Содержание Содержание Раздел 1.… … Энциклопедия инвестора

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение к рой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения,… … Российская педагогическая энциклопедия

Парадигма образования — совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно … Википедия

Реферирование — (от лат. referre докладывать, сообщать) один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. С одной стороны, в основе Р. лежит репродуктивная деятельность,… … Педагогическое речеведение

репродуктивный — ая, ое. reproductif, ve adj. Отн. к репродукции. Репродуктивная деятельность мозга. БАС 1. Налог падал на непрестанно возраждающиеся ценности (reproductive) и распространялся между поддаными сообразно со средствами и производительностью каждого.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Источник

Репродуктивный метод обучения — что это такое, примеры

Репродуктивный метод в теории обучения долгое время остается наиболее привычным и понятным для учителей. Его можно использовать на разных уроках и с разным количеством детей, он не требует создания специальных условий и не предполагает особой активности детей в добывании знаний. При этом у детей нет возможности высказать свое мнение, поделиться наблюдениями или попробовать самостоятельно разобраться в том или ином вопросе.

Суть репродуктивного метода обучения

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Что такое репродуктивный метод обучения? Это в педагогике метод, который по определению предполагает работу по выданной инструкции, а также воспроизведение ранее полученных знаний и умений.

Главная задача репродуктивного обучения – формирование знаний, умений и навыков у обучающихся. Решается она с посредством действий по образцу, в условиях, предложенных учителем. Деятельность детей организуется на основе многократного повторения информации и выполнения практических действий.

Репродуктивный метод основан на постоянном воспроизведении имеющихся знаний. Его можно отнести к традиционным методам, потому что в нашей системе образования он используется достаточно давно и сегодня является практически основным в условиях общеобразовательной школы. Он видоизменяется со временем, но суть остается той же: усвоение знаний посредством многократных повторений.

Особенности

Главной особенностью репродуктивного метода является то, что учебная информация передается учащимся в виде готового, уже переработанного для удобного восприятия. Детям не приходится ни о чем думать, остается лишь слушать, смотреть и воспринимать.

Вторая особенность – при его использовании пройденный материал постоянно приходится повторять. Темы связаны друг с другом, чтобы изучить новую, необходимо обязательно знать предыдущую.

Третья особенность – метод является удобным для работы сразу с большим количеством обучающихся. Не нужно подстраивать материал под индивидуальные особенности детей, к ним одно требование: слушать и запоминать.

Отличие от продуктивного метода

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Репродуктивный и продуктивный методы обучения отличаются друг от друга позицией обучающегося в процессе получения знаний. В первом случае учение – это объект обучения, а во втором – субъект. То есть при репродуктивном обучении ребенок не проявляет себя, не высказывает свое мнение, не пытается самостоятельно добыть информацию.

Продуктивный же метод предполагает более активную его позицию: ребенку также дается информация, но для ее восприятия ему нужно немного постараться, например: составить удобную таблицу, найти в тексте неочевидные ответы на вопросы, рассказать, как он понял полученную информацию. Если кратко, то в репродуктивном методе обучающемуся дают знания, а в продуктивном он частично добывает их самостоятельно.

Сочетание с другими методами

В теории обучения есть три метода, на которых базируется репродуктивный метод и идеально с ними сочетается.

Первая группа методов, которые относятся к репродуктивному, – словесные. Сюда можно отнести лекцию, объяснение, разъяснение, чтение, конспектирование. То есть все приемы, которые помогают выдать информацию с помощью речи.

Вторая группа – наглядные. Это методы, позволяющие визуально рассмотреть предмет объяснения. К этим методам относятся всевозможные иллюстрации, схемы, таблицы, презентации и модели. Они помогают создать более полную картину того, о чем учитель хочет рассказать детям.

Третья группа – практические методы. Это то, что дети могут выполнять самостоятельно, но по четкому алгоритму, выданному учителем. Здесь: конструирование, рисование, лепка, аппликации и создание сооружений из разных материалов.

Пример использования репродуктивного метода на уроке

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Репродуктивный метод обучения можно использовать практически на любом уроке, он применяется при объяснении любой новой и повторении любой уже известной темы.

Пример: на уроке математики учитель в рамках репродуктивного метода обучения объясняет тему «сложение чисел». Сначала он объединяет словесные и наглядные методы: объясняет, вводит условные обозначения – символы сложения и равенства, показывает процесс сложения на конкретных предметах или картинках, их иллюстрирующих. После этого учитель решает у доски самостоятельно несколько примеров, вызывает к доске учеников, чтобы решили они, а также дает домашнее задание – еще некоторое количество примеров. В результате навык сложения чисел осознается и запоминается благодаря многократным повторениям.

Преимущества и недостатки репродуктивного метода

К преимуществам метода можно отнести его экономичность: он позволяет за короткое время донести большое количество информации сразу большому количеству людей. Учителю удобно один раз все объяснить, не подстраиваясь под особенности восприятия у детей. Кроме того, репродуктивный метод можно назвать универсальным – он может быть использован практически на любом уроке.

Недостатков у репродуктивного метода можно найти значительно больше:

Заключение

Репродуктивный метод сегодня продолжает широко использоваться в общеобразовательных школах в связи со своей универсальностью. Сегодняшняя система образования не всегда позволяет использовать более интересные методы, так как детей в классе много, их время ограничено рамками урока, а учителю нужно успеть многое рассказать за это время. Тем не менее, учителям, которые стараются задействовать на уроке активность детей другими методами, обычно удается дать более крепкие знания и завоевать высокий уровень уважения у своих учеников.

Источник

Виды деятельности

Урок 6. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Конспект урока «Виды деятельности»

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Цели деятельности связаны не только с удовлетворением биологических, но и социальных и духовных потребностей человека. Действуя, человек преобразует окружающий мир и самого себя, творит. Ну, и наконец, деятельность носит общественный характер. Чтобы она была успешной, люди вступают в разнообразные общественные отношения, взаимодействуют.

Учитывая всё это, вы легко сделаете вывод о том, что человеческая деятельность очень многообразна, что существует много её видов.

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Поскольку деятельность имеет достаточно сложную структуру, то и критериев для классификации можно выделить несколько.

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Её можно организовать по-разному. Принято выделять 3 основных типа групповой деятельности: совместно-индивидуальный, совместно-последовательный и совместно-взаимодействующий.

Чтобы было понятнее, чем они различаются, приведём пример. Допустим, группе товарищей, ну, или неких лиц, необходимо перенести кучу каких-то предметов из одного места в другой. Как это можно сделать?

Каждый может подходить к куче, брать столько предметов, сколько может унести, и перетаскивать на новую площадку. Вот это и есть совместно-индивидуальная групповая деятельность: делаем общее дело, но каждый как бы сам по себе.

Ну и, наконец, совместно-взаимодействующая. Загрузим предметы на какую-нибудь тележку, платформу на катках и затолкаем всю кучу сразу на предназначенное для неё место. Если сил, конечно, хватит.

Какой из способов лучше? Это зависит от обстоятельств. Подумайте, в каких случаях каждый из них целесообразнее применять.

Строго, говоря, индивидуальную деятельность нельзя полностью противопоставлять коллективной.

Возьмём, к примеру, Робинзона Крузо. Он действовал, безусловно, индивидуально.

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

К материальной, или практической, мы отнесём, прежде всего, производственную деятельность. Она направлена на преобразование природы. Её результатом является создание неких вещей, которые удовлетворяют многочисленные потребности людей.

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Не нужно только забывать, что любое разделение условно. Материальная и духовная деятельность тесно связаны друг с другом. Когда мы производим какой-то товар, используем технические знания и информацию о состоянии рынка, планируем свои действия. Ну, а скажем, в процессе обучения пользуемся какими-то вполне материальными вещами. Да вот хотя бы компьютером и мультимедийным проектором.

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

В игре действуют определённые правила, которые добровольно принимают все участники. При всей её «несерьёзности» игра является важным способом социализации личности.

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Играючи мы усваиваем многие нормы человеческого общежития, традиции, обычаи, примериваемся к тем или иным социальным ролям.

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Кстати, учитывая всё это, как вы оцените целесообразность попыток сообщить нечто о нас внеземным цивилизациям?

Источник

Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть фото Что такое репродуктивный вид деятельности. Смотреть картинку Что такое репродуктивный вид деятельности. Картинка про Что такое репродуктивный вид деятельности. Фото Что такое репродуктивный вид деятельности

Репродуктивная и продуктивная деятельность

Репродуктивная и продуктивная деятельность

Познавательная деятельность может иметь воспроизводящий (репродуктивный – по образцу) или творческий (имеется в виду для себя) характер

Итак, творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, т.е. важная для создания личности как общественного субъекта. Например, когда сам ребенок нашел для себя геометрический способ решения задачи (без подсказок со стороны учителя).

Характеристики творческой деятельности: доля неопределенности, новизна, оригинальность, отход от шаблона, целесообразность.

Воспроизводящая (репродуктивная) деятельность – это деятельность, заданная по шаблону или образцу, это алгоритмизированная деятельность. Действие, составляющее эту деятельность, выполняется механически.

Цель, структура, задачи, предметные операции репродуктивной деятельности задаются учителем. Мотив репродуктивной деятельности не совпадет с целью репродуктивной деятельности. Например, печатаю лекцию. Мотив – записать лекцию. Цель – сдать хорошо экзамен, получить знания. В творческой деятельности мотив этой деятельности лежит в самой этой деятельности.

Но одна и та же деятельность для одного человека будет репродуктивной, а для другого – творческой. Для ребенка письмо – творческая деятельность. Или пересказ – тоже есть элемент творчества: ребенок что-то припоминает. Нет чисто репродуктивной деятельности и нет чисто творческой деятельности.

(С педагогическойточки зрения) Творческая деятельность – это деятельность, которая состоит в создании субъективно или объективно качественно нового продукта, процесс которого требует проявления одной или нескольких указанных процедур. Она требует отыскания своего пути решения, найти много вариантов решения.

Но нельзя вести обучение только на уровне творческой деятельности, т.к. творчество строится на том, что известно + это не каждому посильно. Репродукция – это основа, базис, на котором строится и развивается творческая деятельность. Должен быть баланс репродукции и творчества. Цель – соблюдать баланс между репродукцией и творчеством.

Иначе при преобладании творчества будут пробелы в знаниях, и творческая деятельность станет непосильной. При преобладании репродукции не будет мотивации учения.

Источник

Что такое репродуктивная деятельность

Формы деятельности человека

Психологический анализ репродуктивной деятельности

Потребности при репродуктивной деятельности

Что побуждает человека к осуществлению репродуктивных действий? Мы исключаем из рассмотрения действия человека, направленные на удовлетворение его физиологических потребностей. Перемещение, питание и так далее. Это также репродуктивные действия, но потребности их осуществления понятны и просты и не требуют рассмотрения.

Может ли репродуктивная деятельность быть целесообразной? Нет. Почему? Репродуктивная деятельность предполагает повторение ранее уже отработанного метода достижения заранее известного результата. Что же побуждает человека осуществлять стандартные, типовые без-образные действия для реализации своих замыслов? Ведь замыслы и желания в общем случае не могут быть типовыми? Они у каждого свои, они уникальны.

Мы уже определились, что реализация какого-либо действия у человека, возможна только при наличии у него вполне конкретной потребности, возникшей как рассогласование картин внутреннего и внешнего миров. Следовательно, как и в любом другом случае, на картине внутреннего мира должно появиться отражение некого первичного по отношению к будущему действию образа, вызывающего это рассогласование и предвосхищающего будущий результат.

Таким образом, желаемый образ человека отражается на картине внутреннего мира и вызывает рассогласование двух картин. Рассогласование побуждает человека к определенным действиям, направленным на его устранение. В норме рассогласование картин, вызванное первичным образом, инициирует формирование программы достижения желаемого результата, процесс осуществления которой мы назвали процессом целеполагания. То есть человек, формирует временную последовательность отражений граней своего личного образа реализация, которой в окружающей действительности приведет к появлению в ней нового объекта. После того, как программа сформирована, начинается собственно процесс отражения образа, а именно осуществление конкретных действий человека во внешнем мире. Далее человек осмысливает результаты своих действий и корректирует программу или первоначальный образ.

То есть в любом случае, результат любого действия человека во внешнем мире, первоначально имел свое первичное отражение в психике человека. Но мы уже пришли к выводу, что результат репродуктивных действий не имеет своего первичного отражения, образа. Это действия целенаправленные, но не целесообразные. Каким же образом эта последовательность действий могла осуществиться?

Реализация репродуктивной деятельности возможна только в одном случае. Ее результат, является промежуточным шагом, ступенькой на пути достижения личной цели человека. А высота этой ступеньки является количественным показателем результата таких действий. Например, продажа 1000 ящиков яблок, даст мне 10000 рублей, на которые я смогу приобрести нечто желаемое. Ни яблоки, ни ящики, ни рубли мне лично не нужны. Мне нужно мое желаемое.

Таким образом, желаемый образ, отражаясь на картине внутреннего мира, вызывает не формирование уникальной программы его достижения, а формирование типовой, стандартной на все случаи жизни программы достижения некого промежуточного результата, количественный показатель которого и будет мерой достижения моего первичного желаемого образа. Такой экзотический сложный рефлекс, на входе которого возможны любые возможные желания и устремления человека (образы), а на выходе всегда одна и та же программа их достижения.

Принятие или отвержение образа в этом случае, основывается исключительно на времени выработки необходимого количественного показателя, характерного для данного вида репродуктивных действий. Например, для покупки Мерседеса мне необходимо 30 лет работать, а для Жигулей всего то 5. Вот и остановим свой выбор на поношенной копейке.

Другими словами, репродуктивная деятельность характеризуется кристаллизацией процесса достижения целей или кристаллизацией процесса целеполагания в нашей терминологии. Все цели несут исключительно временной характер. И на основе критерия времени осуществляется выбор.

Кроме того, характерным признаком репродуктивной деятельности является реализация типовых, стандартных, проверенных, неоднократно повторенных в прошлом действий. Типовые действия могут вызываться только типовыми отражениями некого внутреннего образа на картине внутреннего мира. Как и в случае витальных потребностей. Мы назвали этот образ генератор типовых потребностей образом-автоматом. Именно он ответственный за вызов стандартных программ (способов и средств) достижения заранее предопределенных результатов. Следовательно, при репродуктивной деятельности воплощение в окружающей действительности любых образов осуществляется посредством реализации типовых, ранее проверенных способов и средств (отработанных программ).

Другими словами, как мы уже и говорили, любые возможные образы будущего, при репродуктивной деятельности, транслируются в последовательность известных, ранее проверенных на практике стандартных действий, приводящих, пусть даже и к огрубленному, но приближающемуся к первичному образу результату. Программы этих типовых действия транслируются образом-автоматом на картину внутреннего мира в виде последовательности отражений граней некого образа-автомата, посредством чего и осуществляются конкретные действия человека.

Почему это происходит? Почему первичный образ не сам генерирует потребности человека, а если так можно выразиться отдает управление по достижению желаемого образу-автомату? Или другими словами, почему у человека формируется тот рефлекс, о котором мы говорили чуть выше? Потому, что именно этот рефлекс культивируется в обществе. Профессионализм и узкая специализация становится главной чертой современного человека. Посредством воспитания и образования, из человека делают автомат, идеально выполняющий заложенную в него программу. Все желания, не входящие в стандартный набор потребностей, по умолчанию передаются образу-автомату для реализации какой-либо типовой программы их удовлетворения.

Процесс целеполагания уже сам по себе является характерной чертой человека, именно его естественной реакцией на любые внешние воздействия в условиях неопределенности. Программа по умолчанию, это суть действий животного. Это программа, которой всегда передается управление реакцией организма животного в новых условиях, или по-другому в условиях отсутствия распознавания стандартной ситуации.

Кристаллизация процесса целеполагания ведет к тому, что человек замыкается на набор известных ему действий, приводящих к заранее известному результату. Как детский конструктор. Из него в принципе можно сложить что угодно, но это что угодно, всегда будет далеко от истинного образа, и будет иметь вид его огрубленной пародии.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что при реализации репродуктивной деятельности, потребности человека, порождающие его конкретные действия, генерируются не непосредственно первичным образом, активизирующим вообще деятельность человека, а образом-автоматом, формирующимся у человека, как приобретенный жизненный опыт. Возможный личный образ, лишь активизирует действия образа-автомата, посредством передачи ему управления реакцией организма.

В нашей терминологии, конкретные цели и потребности репродуктивной деятельности, основаны на данных второго типа, не связанных непосредственно с первичным образом, побудившим активность человека. Или другими словами и цели и потребности человека стандартизованы и унифицированы в обществе, основаны на общераспространенных знаниях и соответствуют типовому образу-автомату, характерному для большинства. Индивидуальных, уникальных желаний и устремлений у среднестатистического цивилизованного человека в принципе появиться не может. Все потребности такого человека общественные.

Когда это возможно? В том случае, если человек сам, по собственной воле отказывается от реализации процесса целеполагания, и отдает его на откуп имеющемуся опыту, выработанному когда-либо в прошлом посредством обучения и воспитания. Дань уважения культуре, традициям и знаниям общества. Кроме того, перекос к данным второго типа обосновывается еще и тем, что, чем больше жизненный опыт человека, тем точнее будет приближение результата его действий к возможному первичному образу.

Но осуществление такого приближения возможно по двум направлениям. Так у общечеловека оно может осуществляться, как за счет накопления жизненного опыта, так и за счет унификации возможных образов.

В первом случае, как мы уже говорили при рассмотрении потребности шаблонных действий, возникает вопрос эффективности деятельности человека и точности достижения желаемого результата. В общем случае желаемый результат первичного образа никогда не соответствует результату какого-либо целенаправленного действия. Иначе не было бы образов. Всегда были бы только цели.

Зафиксируйте шаг у циркуля, и попробуйте на бумаге точно попасть из одной точки в другую. Сколько шагов Вам придется сделать, и с первого ли раза Вы попадете? Это ведь уже потом, такая задачка может стать для Вас типовой, и Вы без проблем будете находить оптимальный путь. А с первого раза придется попотеть. Или задуматься, и выработать новую, не типовую технологию эффективного достижения результата. Правда такие действия, уже не относится к репродуктивной деятельности.

Во втором случае, человек просто превращается в автомат, у которого даже желания генерируются не им самим, а обществом, охватывающим его. Единственный элемент новизны у такого человека заключается в новой маркетинговой парадигме: “Предложить потребителю такие товары и услуги, о которых он еще и не мечтает”. То есть он еще и не мечтает, а умные люди уже разрабатывают для него новую потребность и способ наиболее эффективного ее удовлетворения.

Реализация репродуктивной деятельности человека

Отсутствие уникальных потребностей и ориентация на типовые способы их удовлетворения ведет к нарушению всего процесса целеполагания в случае осуществления репродуктивной деятельности. Эта деятельность по своей сути становится без-образной и соответствует только одному образу, а именно образу-автомату, генерирующему стандартные последовательности целей, приводящие человека к некому приближению ожидаемого результата его первичного образа или его суррогату, подменяющему истинный результат. Первичный образ при репродуктивной деятельности не формирует потребностей как таковых, а передает управление по достижению результата образу-автомату. Сам по себе этот процесс передачи управления, также является типовым действием, подменяющим все другие действия процесса целеполагания.

Таким образом, процесс реализации при репродуктивной деятельности характеризуется тотальным детерминизмом. Заранее известная, четко поставленная цель, заранее известная, абсолютная технология ее достижения, предсказуемый результат. Все элементы этой цепочки предопределены заранее. Стабильность, надежность, предсказуемость, уверенность.

Детерминизм тем и хорош, что позволяет быть уверенным еще на этапе постановки цели, в ее достижении. Главное поставить правильно цель. К такому-то времени, такими-то средствами, таким-то образом, получить результат такого-то качества, с такими свойствами. Все. Цель сформулирована и поставлена. Результат будет. Вероятность сбоя минимальна. Проверено что называется на практике сотни раз.

В нашей терминологии процесс выбора цели и ее реализации при репродуктивной деятельности заключается в выборе матрицы действий и точки вхождения в эту матрицу.

Цель известна, технология ясна, результат заранее предсказуем, нужен ли в этом случае процесс осмысления? Конечно, нужен. Хотя Вы и используете известные технологии достижения результата, как мы и говорили, в ходе их реализации возможны флуктуации и сбои. Что как не процесс осмысления полученного результата (обратная связь) обеспечивает гарантированное достижение результата.

Например, как мы уже говорили, целью Ваших непосредственных действий является выпуск ста болванок за смену, а личной целью, побудившей Вашу активность, является избегание депремирования, которое неминуемо наступит, если Вы поставленной цели не достигните. Не успеваете Вы к указанному времени достичь цели, Вы осмысливаете то, что уже имеете и корректируете возможные способы достижения.

Каким образом возможна корректировка предопределенных заранее способов? Количественно. Не успел за первую половину отведенного времени сделать половину, необходимо удвоить усилия, остаться во внеурочное время, выйти лишний раз на смену, а может быть и перейти к новой, но также известной технологии, более трудоемкой, но и более эффективной и так далее. Сделал больше, можно немного и расслабиться.

Так или иначе, результаты репродуктивной деятельности можно осмысливать. Но осмысливать только в рамках поставленной цели. В соответствии с этим, корректировке подлежит не сама цель, а только способ достижения этой цели. Корректировка первоначального образа при репродуктивной деятельности не возможна, в виду отсутствия в ней непосредственной связи с первоначальным образом. Ведь сами цели и способы их достижения генерируются не им, а образом-автоматом, а он может подвергаться корректировке сам по себе, только в результате целесообразной деятельности, в рамках процесса научения, но никак не реализации.

Последствия репродуктивной деятельности

Используя стандартный набор приемов, для достижения, в общем случае стандартных целей, можно замкнуть цепочку действий, обеспечивающих устойчивое или, по крайней мере, стабильное состояние жизнедеятельности человека. Как это происходит?

Результат каждого предыдущего шага является целью для действий шага текущего. Это необходимое условия осуществления вообще любой деятельности, иначе это будет не деятельность, а последовательность разрозненных, не связанных между собой действий. Проблема при репродуктивной деятельности в том, что в какой-то момент результат текущего шага может стать целью одного из уже пройденных шагов. Посредством этого, цепочка действий человека замыкается. И человек бежит по кругу. СОН-РАБОТА-ОТДЫХ-СОН и так далее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *