Что такое репродукция картины художника пластова
Аркадий Пластов: биография художника и картины
Аркадий Александрович Пластов (Arkady Alexandrovich Plastov; родился 31 января 1893 — умер 12 мая 1972 гг.) — признанный классик советского реализма, лауреат Сталинской и Ленинской премий. И все же творчество мастера не вписывается в жесткие рамки соцреализма. У Аркадия Пластова есть официальные портреты вождей и сцены колхозных праздников. Но более важное место занимает изображение крестьянских будней и красоты российской земли. Жизнь человека в гармонии с природой — вот лейтмотив творчества этого художника, что делает его наследником и продолжателем национальной художественной традиции. Это классик не только советской, но и русской живописи, внесший большой вклад в развитие отечественной культуры.
Биография художника
Имя Аркадия Пластова тесно связано с селом Прислониха Ульяновской губернии. Здесь будущий художник родился в 1893 году, а затем жил с любимой женой, лишь на время уезжая в Москву. Его родители были небогатыми крестьянами, но дед и прадед — иконописцами. До 19 лет Аркадий успел проучиться в школе, духовном училище и Симбирской духовной семинарии. Родители хотели сделать его священником. Но наблюдение за работой иконописцев так впечатлило Аркадия, что он решил изменить свою жизнь.
Пластов уезжает в Москву для получения художественного образования. Сначала занимается в студии Ильи Машкова, потом поступает в Строгановское училище. Завершением образования стало столичное Училище живописи, ваяния и зодчества.
После революции художник вернулся в родную деревню, стал секретарем сельсовета и жил, занимаясь преимущественно сельским хозяйством. На искусство времени оставалось мало. В основном, в 20-е годы прошлого столетия создавались политические плакаты и книжные иллюстрации. Все изменилось после большого пожара в 1931 году, когда в пламени были уничтожены многие деревенские дома, а также все имущество художника и его этюды. Пластов, которому было уже почти 40 лет, решает полностью посвятить себя творчеству. Уже в 1935-ом его картины с успехом демонстрируются в Москве.
В дальнейшем Аркадий Пластов участвует во всех важных событиях мира искусства, а его слава растет с каждым годом. В 1946-ом ему дают Сталинскую премию первой степени за работы «Сенокос» и «Жатва», еще через год принимают в Академию художеств. В 1962-ом мастер становится народным художником, а четырьмя годами позже получает Ленинскую премию. Посмертно он был награжден премией имени Репина. Умер живописец в 1972 году в родном селе. В браке с Натальей фон Вик, девушкой дворянского происхождения, у него родился сын, тоже ставший художником. Внук живописца продолжает семейную традицию и входит в Союз художников.
Самые известные картины художника на тему крестьянского труда — «Сенокос», «Жатва», «Колхозный ток» и «Ужин тракториста». Несколько опоэтизированная деревенская жизнь изображена на полотнах «Купание коней», «Первый снег», «Родник», «Мартовское солнце», «Весна» и «Юность».
Военная тема отражена в работе «Фашист пролетел». Эта работа висела в советском посольстве, где проходило совещание лидеров антигитлеровской коалиции и было решено открыть Второй фронт. Среди поздних произведений многие посвящены теме материнства, например, «Солнышко» и «Мама».
Более сотни картин Пластова выставлено в Ульяновском художественном музее. Отдельные работы можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях. Приобрести полотно такого уровня в частную коллекцию — сложная задача, но сайт Very Important Lot делает ее возможной. На аукционах нередко встречаются картины лучших русских и советских художников, которые с годами только растут в цене.
Колхозник и художник в одном лице
Аркадий Пластов — советский художник и человек с непростой судьбой. Долгое время Аркадий Александрович совмещал карьеру рядового колхозника с карьерой художника. Весной, летом и осенью Пластов работал в поле, а зимой его отпускали в Москву. Путь в искусстве тоже был сложным: многие смеялись над тематикой его картин — жизнью простого крестьянства.
В 1958 году в Лондоне президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер сказал: «Как много дает такое искусство…Реализм…Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе». Эти слова высочайшей похвалы были сказаны в адрес картины художника Пластова «Ужин трактористов».
Современники часто называли художника (кто снисходительно-высокомерно, кто искренне, с восторгом) «певцом советского крестьянства». Многие недолюбливали Пластова за то, что он писал заказные полотна. Словосочетание «Ленин в Разливе» вообще стало нарицательным. Были и произведения, посвященные записи в колхоз и крестьянским праздникам. И все равно Пластов остается великим художником крестьянской России — которая смотрит с его портретов и становится вечной. Аркадий Александрович Пластов родился 31 (по старому стилю 19) января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии (в дальнейшем — Ульяновской области). Отец был иконописец, местный книгочей, дед — иконописец. Оба занимались церковной архитектурой.
Три года мальчишка проучился в сельской школе. После этого его, десятилетнего, отправили в Симбирское духовное училище. После училища Аркадий поступил в Симбирскую духовную семинарию — где и проявилась впервые его художественная одаренность. В 1908 году он приехал на лето в свое село. И увидел, как артель иконописцев подновляла церковь в Прислонихе. Когда начали ставить леса, тереть краски, варить олифу, юноша стал сам не свой, как будто его зачаровали. Он кругами ходил вокруг «чудодеев-иконописцев». Увидев, как на стенах старой, закопченной церкви появляются новые фрески, новые светлые образы, он твердо решил — быть только живописцем, и никем более.
Тяга к живописи заставила его бросить семинарию. И в 1912 году Аркадий уехал в Москву учиться на художника. Москва потрясла паренька: он, как во сне, ходил по улицам. Художник писал: «Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я — крепкий, как жила, парень в 19 лет — задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев».Сперва юноша поступил в мастерскую И. И. Машкова — одаренного художника, участника объединения «Бубновый валет» (где был и Кончаловский), награжденного премией Третьякова. Будучи гением, Машков предпочел быть учителем — и создал частную студию живописи и рисунка, где преподавали и П. Кончаловский, М. Ларионов, А. Михайловский, Н. Гончарова. В этой студии занималась Вера Мухина. Мастерскую Аркадий не окончил — и в том же году поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище.
Одним из его учителей стал Ф. Ф. Федоровский — одна из легенд русского и советского искусства. Лауреат пяти Сталинских премий, доктор искусствоведения, вице-президент Академии художеств, Главный художник Большого театра, мастер оформления революционных празднеств и физкультурных парадов на Красной площади. Автор проекта создания в 1936 и реконструкции в 1945 году рубиновых звезд на башнях Кремля. Всего этого он добьется в советское время. А в 1914 он уехал в Париж и Лондон для участия в антрепризах Дягилева. Учителями Федоровского были величайшие русские художники В. Серов, К. Коровин, М. Врубель; легенды архитектуры И. Жолтовский и Ф. Шехтель. Пластов проучился в Строгановке до 1914 года. Затем сбылась мечта его жизни: он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но только на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. Его наставниками были академик-скульптор С. М. Волнухин; живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак.
Октябрьская революция прервала учебу. Пластов вынужден был уйти с третьего курса и вернуться на родину. Как самый грамотный в селе, был избран секретарем сельсовета и участвовал в сборе помощи голодающим. Ему выделили земельный надел — и восемь лет художник крестьянствовал. Но не переставал рисовать. Писал этюды: своих земляков и окрестности. Отображая единство людей и природы, догадывался, что это особый мир — мир щедрой земли, труд на которой в радость людям, сильным душой и телом. И мечтал — мечтал о своих картинах, о своих выставках. В 1925 году Аркадий вернулся в Москву. Теперь он работает над политическими и сельскохозяйственными плакатами. Иллюстрирует произведения русских писателей. Часто бывает в Прислонихе.
Художник не только принял коллективизацию, но и добровольно в ней участвовал: организовал колхоз в своем селе и два года был рядовым колхозником. Когда уезжал на зиму в Москву, то получал справку о том, «что колхозник Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности». У колхозников в те времена паспортов не было — а без такой справки могли и арестовать.
1931 год, когда закончился период «великого перелома», стал переломным и для художника. Сгорел его дом в родном селе. Было утрачено все: этюды, эскизы… Пришлось оставить полевые работы и «с головой окунуться» в живопись — всерьез, по-настоящему. Художнику почти сорок лет — а он, как выпускник, начинает все с нуля. И непрестанно трудится почти сорок лет. Число его произведений за неполных четыре десятилетия приближается к 10 000. Беда художника не сломила. Он был из породы героев своих картин — русский богатырь. Может быть, не будь этого пожара, и мир никогда бы не восторгался Пластовым. Художник решил уйти от повествовательного сюжета, которым отличалась советская картина 30-х годов. Начал писать произведения жанровые — позднее, за простоту и безыскусность, их стали называть «бессобытийный жанр» и упрекать автора за сделанный им выбор.
Несколько лет работы, и в 1937–1938 годах картина Пластова «Колхозный праздник» — на выставке «Индустрия социализма». Успех огромный. Картина яркая, красочная, завораживающая. Толчея, шум-гам, музыка, песни. Быт русской деревни, показанный с любовью и поэтичностью. По замыслу автора все путается между собой «до неразберихи» увлекательно. Каждая деталь занятна, правдива, жизненна. Всматриваясь в написанное, зритель как бы попадает в круговерть праздника, и сам хочет куда-либо присесть и с кем-нибудь чокнуться. Для картины было создано около 200 этюдов. Самым главным было не растерять непосредственности и свежести восприятия при переносе изображения с эскизов на полотно. На выставке были представлены и другие картины Пластова: «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня»…С этого времени художник — постоянный участник всех больших выставок. С точки зрения современного человека, сюжет картин примитивен и неинтересен. Если сами картины не видел никогда. Но стоит только посмотреть на полотно — и, попадая под влияние почти магического воздействия художника, просто влюбляешься в персонажи. В конце 1930-х формируется и личный почерк художника: жанровая сцена трактуется лирически, на фоне русской природы. В сюжете полностью отсутствует конфликт, особый момент. Картины и портреты отражают глубокое знание и поэтическое понимание природы, жизни в «новой деревне», людей.
Художник воспевает труд человека, чьей духовной красотой он искренне восторгается. Пластов — реалист. Ему чужд модернизм, поиски нового и невидимого. Он жил в мире и любовался красотой мира, которую понимал и чувствовал. Он считал, что главное для художника — увидеть красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекрасна. Жизнь крестьянина для Пластова — воплощение гармонии природы и человека, чей труд тяжек, очень тяжек. Но и свят. В 1938 году для выставки «20 лет РККА» (Рабоче-крестьянской Красной Армии) художник создал картину «Купание коней». Мальчишки купают в реке своих коней — ну что может быть интересного в этом сюжете? Сколько бился художник, чтобы на картине все было живо, органично, на своем месте и в достаточном количестве! Ему постоянно казалось, что полотно не заполнено: сколько этюдов было отброшено и «ушло в отход». Из довоенных произведений Пластова «Купание коней» — самое значительное полотно.
Настоящая слава пришла к художнику в 1942 году. На выставке в Третьяковской галерее появилась его картина «Фашист пролетел» — самая сильная из всех, созданных в то время советскими художниками. Каждого, кто когда-нибудь видел эту картину, охватывало щемящее чувство боли. Война представлена в своем истинном обличии. В тихом уголке, где нет и намека на войну, на фоне пышной осенней природы, трагически оборвалась жизнь: маленький пастушок лежит на земле и над ним воет от горя его пес, стадо коров бродит поблизости, а на горизонте исчезает фашистский самолет. Трагедия. Посягательство на священные основы бытия. Чувство невозвратимой утраты. За эту картину художнику была присуждена премия, сама картина находится в Третьяковской галерее. Произведения, созданные в первые годы войны, пронизаны драматизмом: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка». В год Великой Победы Пластов пишет картины «Жатва» и «Сенокос».
В 1946 году за них присуждена Сталинская премия. На первом из полотен старик в окружении детишек расположился за скромной трапезой. Жизнь нелегка, труд тяжел. Во время войны тяжел втройне. У ребят нет отцов и старших братьев, всю работу приходится выполнять детям и старикам. Но в картине нет обреченности и тоски — есть лишь чувство надежды и веры. Картина «Сенокос» — гимн миру и возрождению: в солнечный день слаженно работают косари. Вольные размашистые движения, небывалый оптимизм, радость жизни. Война окончена. Многие произведения послевоенного периода можно расценивать сейчас как заказные — но в те годы большинство людей действительно верили в светлое будущее.
Картина «Едут на выборы» — первые выборы после войны, особенно выборы в Верховный Совет, были действительно настоящим праздником. «На колхозном току», «Ужин трактористов» (тот самый, так впечатливший Англию) — особый мир щедрой, мирной земли, труд, который в радость. «Родник», где юная девушка набирает воду. На ее плечах коромысло, одно ведро уже наполнено, во второе льется хрустально чистая вода. Девушка стоит босиком — и в ее позе так много молодого задора, радости и силы здорового и душой, и телом человека. Светлая, добрая, искренняя картина…Самое известное послевоенное произведение — «Весна», прозванная «Северной Венерой». Молодая женщина выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку. В каждом ее движении — забота и любовь. Предбанник открыт. Тяжелая вода в ведре, ярко начищенный медный таз. Почерневшая от сажи дверь бани, золотая солома на полу предбанника, потемневшие от времени бревенчатые стены. Перламутровая кожа женщины изысканно сочетается с рыжеватыми волосами. Воздух студен, прозрачен, падает снег — и кажется, что связь человека с природой неразрывна. Естественна и целомудренна даже обнаженность.
Пластов говорил: «Есть правда этюдная, и есть правда этюда в картине». «Правда этюда в картине» — умение мастера сохранить в законченном произведении живое, теплое, личностное отношение к тому, что он писал. Сохранить в картине непосредственное впечатление от натуры художнику прекрасно удавалось. Картины Пластова находятся в Третьяковской галерее и во многих музеях России. Сам же художник — лауреат множества наград и премий — прожил всю жизнь в родном селе. Он не искал экзотических пейзажей — и вновь и вновь открывал зрителям красоту родных мест и знакомых лиц. Всего, что привыкли считать обычным.
Читайте самое интересное в рубрике «Культура»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Как несостоявшийся священник Пластов стал знаменитым художником, воспевающим вечную крестьянскую Россию
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Цельная и впечатлительная натура живописца всю жизнь была полностью поглощена темой русской деревни, ее природой и людьми, мудрым, столетиями складывающимся народным бытом. Всему этому и посвятил Аркадий Пластов свой яркий и мощный талант. И я не ошибусь, если скажу, что его творческому наследию принадлежит будущее. А оно насчитывает 10 тысяч полотен, вошедших в золотой запас отечественной культуры. И это не считая того, что огромное количество картин живописца, написанных до 1931 года сгорело в огне.
Несколько слов из биографии народного художника
Родом Аркадий Пластов (1893-1972) из деревни Прислониха под Симбирском (нынче Ульяновская область). Именно здесь и пройдет жизненный и творческий путь художника. Односельчане с восторгом рассказывали о необыкновенной тонкой душевной организации маленького Аркаши, который, по их мнению, мог понимать язык земли. Он разговаривал со всем, что его окружало. Можно было часто наблюдать как мальчишка по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы дает и это, не говоря о домашних животных, которые понимали его как «своего». И видимо, поэтому родители готовили своему сыну судьбу духовного наставника, которую он круто изменил.
Его дед Григорий был сельским архитектором и занимался иконописью. По его проектам в свое время были построены храмы в Прислонихе и окрестных деревнях. Григорий Гаврилович с сыном Александром, отцом Аркадия, расписывал церковь в Прислонихе, а некоторые из его икон сохранились и поныне. Именно он свою любовь к искусству передал сыну, а через него и внуку. Однако, как часто бывает, родители, желая добра своему чаду, будущее Аркаши видели в служении Богу. И после трех классов образования сельской школы 10-летнего парнишку отправляют на обучение в Симбирское духовное училище, где проучившись пять лет, Аркадий поступает в духовную семинарию.
А однажды на 15-летнего парня неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, реставрирующих церковную роспись в его родной Прислонихе. Именно с того времени он твердо решил: во что бы то ни стало быть, живописцем.
Окончив семинарию, Аркадий, полный решимости, в 1912 году отправляется в Москву и поступает в столичное Строгановское художественно-промышленное училище, а через два года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Параллельно посещает занятия живописи в мастерских А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова.
После революции 1917 года Пластов вернулся в родные края, где наряду с хозяйственной и общественной работой занялся живописью. Он пишет с натуры портреты своих односельчан и их детей, вошедшие в цикл картин, посвященный деревенскому быту, под названием «Житье-бытье».
Однажды произошло непредвиденное, сгорел дотла дом художника, и все работы, которые он успел написать, были уничтожены: не уцелело ни одного этюда, ни одного эскиза. Эта трагедия стала поворотной в жизни Аркадия Александровича. Шел 1931 год, и 40-летний Пластов остался практически ни с чем, ему нужно было начинать все с нуля. Он твердо решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи. Художник снова берет в руки кисть, и пройдет еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений составит почти 10 тысяч экспонатов. Одних портретов, большинство из которых написаны из односельчан, насчитываются сотнями, не говоря о пейзажах, натюрмортах и жанровых картинах.
С головой окунувшись в творческий процесс, Пластов регулярно посещает выставки передвижников, русских художников-классиков, учась у них и перенимая лучшие их достижения. Пройдет какие-то четыре года и к художнику придет известность. В 1935-м на выставке в Москве впервые экспонировались картины Пластова: «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Именно с того дебюта художник начал постоянно выставляться на всех крупных художественных выставках.
Однако самой значительной работой Аркадия Пластова того времени была признана картина «Купание коней», созданная в 1938 году, к юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» и считающаяся самой свободной и искренней картиной своего времени. Написав ее, Пластов состоялся как художник и приобрел широкую популярность.
Работоспособность Пластова была потрясающей. Так, проникнувшись каким-либо жизненным мотивом, он мог переписывать его по несколько раз в разное время года, меняя и усложняя художественную задачу, оттачивая художественное мастерство до заветного совершенства. Так, применяя веками устоявшиеся традиции, и создавая свои собственные приемы, он внес свой бесценный вклад в развитие русской школы живописи.
На протяжении всей своей творческой карьеры от жизненной правды художник шел к высокой правде поэтического обобщения, «к постижению внутренней сущности и строя вещей и к умению найти в жизни самое главное, … то зерно бытия, без которого нет настоящего искусства, а лишь бездушный, зеркальный натурализм».
Пройдет время, и Аркадия Пластова признают лучшим творцом сумевшим подняться до вершин этого самого обобщения величественного образа простого человека и природы, их гармоничного взаимодействия.
Бонус
А теперь для тех, кто ходил в школу в советское время. Вспомните вкладыши учебников советского периода, которые буквально пестрели репродукциями картин Аркадия Пластова. Я хорошо их помню с детства. А вы?
И в завершение хотелось бы сказать, что уникальный дар художника заключался в его умении идти от сиюминутного к вечному: конкретность жизненных сюжетов обрела под его кистью поистине метафорическое значение. А стремление передать через образы обычных крестьян и их быт глубокий философский смысл, характерный для художника прием, лег в основу авторского почерка и стиля.
До последнего вздоха Аркадий Пластов жил и трудился среди своих земляков, никогда не отделяя себя от них. Он так убедительно и страстно воссоздавал маленький мир деревни и ее жителей на своих полотнах, что иногда, кажется, его творения будто выросли из той самой жизни, раскрыв нам ее высший, сокровенный смысл.
И в продолжение темы о художниках, репродукции картин которых красовались на станицах учебников советской эпохи, прочтите статью: Что рисовала художница, которую знали все советские школьники по картине в учебнике «Родная речь»: Пост памяти Ксении Успенской.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: