Что такое рескин приложения
Что такое рескин или как изменить игру до неузнаваемости?
Рескин (перерисовка арта игрового объекта, вплоть до полной визуальной неузнаваемости) практикуется нечасто, но иногда этот метод просто необходим. Речь о таких моментах, когда чтобы иметь возможность продавать игру в другой стране приходится кардинально её переделывать. Inlingo одна из немногих студий практикующих такого рода локализацию, и сегодня мы поделимся с вами примером такой адаптации.
Материал из доклада Алексея Медова с говорящим названием «Из древнего Китая в постапокалипсис: глубокая локализация под новый сеттинг».
Ярким примером из нашей практики стала игра, название которой можно перевести как «Троецарствие: В атаку!» — очень популярная в Китае. Кстати, в Китае патриотические или посвященные национальной истории и литературе игры успешны и продвигаются на государственном уровне.
Заказчик решил, что без серьезной переделки с этой игрой будет трудно завоевать российский и западные рынки, и он обратился к нам с задачей по полному изменению контента на основе графических материалов, который готовили его художники. Новым сеттингом выбрали научную фантастику. Она пришла на смену сюжету об одной из знаковых эпох в истории древнего Китая, известной за пределами Поднебесной только знатокам и любителям восточной культуры. Постапокалиптический мир выбрали из-за его популярности и понятности как русскоязычным, так и англоговорящим игрокам.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/2.jpg?fit=1024%2C512&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/2.jpg?fit=740%2C370&ssl=1″ svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20740%20370’%3E%3C/svg%3E» alt=»Что такое рескин или как изменить игру до неузнаваемости?» width=»740″ height=»370″ data-lazy-srcset=»https://i0.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/2.jpg?w=1400&ssl=1 1400w, https://i0.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/2.jpg?resize=640%2C320&ssl=1 640w, https://i0.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/2.jpg?resize=1024%2C512&ssl=1 1024w, https://i0.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/2.jpg?resize=768%2C384&ssl=1 768w» data-lazy-sizes=»(max-width: 740px) 100vw, 740px» data-recalc-dims=»1″ data-lazy-src=»https://i0.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/2.jpg?resize=740%2C370&ssl=1″ />
Генералы вчера / Генералы завтра
Пришлось написать новый сюжет, который в общих чертах повторял бы историческое военное противостояние. В итоге мы переделали:
Менялись персонажи и даже их пол. Например, герой по имени Хуо Туо, которого мы переименовали в Хьюго, обладал такими биографическими сведениями, поступившими от разработчика:
The most famous and perhaps the greatest physician to emerge from the Three Kingdoms, Hua Tuo was versed in all manner of medicine, but his specialty was surgery and traumatic injury. He is to this day known as “The Father of Surgery.”
В нашей адаптации его описание стало таким:
Знаменитый ученый и профессор медицины, которому пришлось применить все свои навыки и знания на поле боя.
Но затем с очередной порцией материалов выяснилось, что этот персонаж на самом деле женского пола, поэтому, образно выражаясь, «Отец хирургии» стал «Матерью хирургии», причём без хирургического вмешательства:
Знаменитая ученая и профессор медицины, которой пришлось применить все свои навыки и знания на поле боя.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/3.jpg?fit=206%2C206&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/3.jpg?fit=206%2C206&ssl=1″ svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20206%20206’%3E%3C/svg%3E» alt=»Что такое рескин или как изменить игру до неузнаваемости?» width=»206″ height=»206″ data-lazy-srcset=»https://i1.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/3.jpg?w=206&ssl=1 206w, https://i1.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/3.jpg?resize=80%2C80&ssl=1 80w» data-lazy-sizes=»(max-width: 206px) 100vw, 206px» data-recalc-dims=»1″ data-lazy-src=»https://i1.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/3.jpg?resize=206%2C206&ssl=1″ />
Тот самый (та самая) Хуо Туо
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/4.jpg?fit=1024%2C466&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/4.jpg?fit=740%2C337&ssl=1″ svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20740%20337’%3E%3C/svg%3E» alt=»Что такое рескин или как изменить игру до неузнаваемости?» width=»740″ height=»337″ data-lazy-srcset=»https://i2.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/4.jpg?w=1274&ssl=1 1274w, https://i2.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/4.jpg?resize=640%2C291&ssl=1 640w, https://i2.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/4.jpg?resize=1024%2C466&ssl=1 1024w, https://i2.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/4.jpg?resize=768%2C350&ssl=1 768w» data-lazy-sizes=»(max-width: 740px) 100vw, 740px» data-recalc-dims=»1″ data-lazy-src=»https://i2.wp.com/apptractor.ru/wp-content/uploads/2019/02/4.jpg?resize=740%2C337&ssl=1″ />
Росчерком пера веер превращается… в миниган!
Еще очень много изменений коснулось квестов, локаций и игровой механики, но об этом мы расскажем как-нибудь в следующий раз. По сути в данном случае локализация и разработка игры с нуля оказываются где-то рядом.
Где брать приложения. Покупка, шаблоны, рескин. Часть 2
В этой части разговор пойдет про то, где доставать приложения, если вы не умеете и не хотите научиться их делать самостоятельно.
В этом случае ваш путь в приложения будет заметно сложнее. Новичкам дорога есть тем, кто готов ключать свой ум и трудолюбие, остальным будет тяжело. Это не только вопрос про деньги, само по себе направление приложений может стать воронкой для любой суммы, выплевывающая ноль на выходе. Это и вопрос среды, которая не всегда на вашей стороне.
Рынок приложений часто романтизируется и приукрашивается.
Я вам дам свою точку зрения и не буду огибать углы. Это не значит, что иначе нельзя, но это позволит моими глазами посмотреть на это. А там где вы увидите другие точки зрения, это даст вам возможность задать правильные вопросы.
Почему путь через покупку сложнее
Покупать дорого! И не важно, покупаете вы на бирже готовое приложение, либо заказываете под себя. На одно приложение сразу от 1к$ можно закладывать. Про шаблоны и рескин поговорим отдельно, там ситуация не лучше.
То, что на биржах продается подешевле (в районе 200-500$) — это никому не нужные убыточные приложения. У них нет перспектив. Такие приложения нужно почти полностью переделывать и бессмысленность этого занятия поймете, когда дойдем до пункта про шаблоны.
Приложение готово. Теперь нужно нагнать траффик, тут у нас либо арбитраж, либо путь через органику, позиции и топы. Есть и менее очевидные варианты, но о них будет речь отдельно.
Что с органикой, что с арбитражем нюансов много. Даже в гугле с его минимальным таргетингом на универсальных кампаниях не все так очевидно. На траффик также будут уходить деньги. Давайте грубо продолжим считать, что скорее всего на одно приложение у нас уйдет в районе 1500$ и выше.
Самое первое приложение у вас в большинстве случаев при сливе траффика будет уходить в сильные минусы. Это даст повод научиться разбираться в аналитике, монетизации, рекламе и прочих вещах.
По итогу получается так, что не факт, что даже на втором/третьем приложении у вас есть шансы стабильно начать выходить в плюс. А это уже от 5k$+ на старт. Тут многие новички, которым тема была интереса, уже поперхнулись.
Варианты покупки шаблонов, рескинов, готовых приложений, с доходом или без и т.д. уверяю вас, что содержат еще больше подводных камней, поэтому ниже я их разберу отдельно. А в моих глазах по большей части это вообще выглядит обманом.
Новичок, который сам разрабатывает приложения, легко не только сокращает бюджет 5к$+ до 1-2к$ на первые результаты, но и обладает большей маневренностью, не зажат технически, он может придумывать и реализовывать решения, менять активно от версии к версии подходы к подаче, параллельно не ждать результатов от первого приложения, а на его основе в короткие сроки сделать еще несколько. Ничего такого у человека, который покупает приложения, нет.
В этом и основная проблема — не только финансовый более ощутимый старт, но и отсутствие маневренности, большие временные рамки на ожидание результата, внедрение новых тестов и т.д. Потому что время новичок может себе позволить потратить лишнее, а финансы так легко нет.
В следующей части я предложу свои варианты, все они не простые и требуют времени, поиска людей, общения, кооперации. Увы, других простых путей я не вижу. Сам рынок (биржи) их не дает, а еще глубже закапывает новичков.
И сейчас я объясню почему. Биржи нам предлагают: шаблоны, рескины, приложения с доходом и без. Давайте определимся, что это, и по каждому пункту пройдемся.
Шаблоны, рескин
Что такое шаблон?
Шаблон — в рамках нашего обсуждения это минимальный каркас приложения, который выполняет минимальный функционал. Он выставляется на какую-либо биржу, где его может купить каждый желающий. Это своего рода аналог шаблонов для сайтов. То есть один шаблон могут купить сотни людей. Поэтому стоимость его не высока (50-200$ и выше).
Смысл шаблона заключается в том, что ты берешь минимально работающий прототип и делаешь из него уже что-то стоящее, что можно выставить в маркет и на чем можно заработать.
Давайте возьмем биржу, например, sellmyapp.com и посмотрим какой-нибудь типичный шаблон. Например, Cache Cleaner (из серии ускорителей телефона):
Весь шаблон состоит из пары страниц. Основная, где нам дают сводку по памяти телефона и список приложений с информацией об объеме кеша у каждого. И соответственно суть работы в том, что нам дается возможность его почистить.
Также тут уже встроены пуши и реклама.
Что такое рескин?
Под рескином подразумевается следующее: берется шаблон приложения, либо готовое приложение, после чего идет переработка внутренних и внешних элементов, чтобы в конечном итоге основа (функционал) остался примерно таким же, а внешняя оболочка (графика, интерфейс, отображение информации) были существенно изменены. Будто перед нами новое приложение, но при этом оно работает примерно также, как и старое.
Под рескином каждый понимает что-то свое, потому что можно просто поменять пару иконок, а можно и часть функционала под новый интерфейс переделать. Поэтому есть понятия «глубокий рескин», «правильный рескин» и т.д. Каждый придумывает свое.
Мысли на подумать
Сначала я вам дам информацию с другого бока. Когда ты пробуешь что-то оценить, чтобы понять, работает оно или нет, то информация нужна с разных сторон, чтобы понять в целом, какой процент успеха есть у того или иного метода и подхода.
Откуда вообще пошли биржи шаблонов? Они пошли от биржи шаблонов для сайтов. Это старый формат, который невероятно успешен и выгоден обеим сторонам. Пошла волна приложений и стали появляться биржи шаблонов для приложений.
Попробуйте найти биржи и те и те, сделать скидку на возраст ниши, и посмотреть объемы продаж, интересы аудитории. Заодно в целом оценить качество сервисов.
Вы увидите, что биржи шаблонов для сайтов не имели особой раскачки по времени, они сразу стали популярными и у них большая аудитория, при этом благодарная аудитория. Ты покупаешь шаблон для сайта баксов за 30-50, получаешь поддержку, отличный дизайн и функционал. Дальше тебе нужно минимально его доделать и все.
А вот с биржами для шаблонов приложений совсем другая история. Они имеют определенный объем аудитории, но с учетом, насколько популярная ниша приложений, разработки, сколько туда уходит денег, то выглядит это все очень невзрачно. Все это усугубляется тем, что при изучении таких бирж оказывается, что в сумме своей весомый процент аудитории это жители Индии, Китая и альтернативных стран. Раскручивать этот клубок долго не надо, причина в том, что они издревне были поставщика говноконтента и говнокодинга, основной же аудитории из Тьер 1 стран не так и много.
Казалось бы, если бы ниша была также эффективна, как эффективна ниша шаблонов для сайтов, то положение дел должно быть другим. Да. И проблемы очевидны.
В чем проблема шаблонов
Зачем покупают шаблон сайта? Чтобы получить 90% готового сайта, минимально допилить и радоваться.
Работают ли такая же логика на шаблоны приложений? Нет.
Шаблон приложения — это для большинства потребителей не только не полезный, но и вредный способ старта своего приложения.
Во-первых, он не экономит время разработки. Шаблон — это минимальный каркас, не программистам кажется, что там уже зашит значительный объем работы. Но это не так почти всегда. Если взять пример выше cache cleaner, то автор с улыбкой указывает 96 часов работы. На деле это не более 5-10 часов для человека, который в этом разбирается на более-менее сносном уровне. В пару раз выше для новичка.
В общем объеме разработки это составит меньше 10% от общего времени.
Я ниже распишу, что именно входит в работу над приложением, чтобы стало понятнее.
Во-вторых, только программисты знают, что такое работа со своим кодом с нуля, а что такое попытка допиливать чужой код. Там другая логика, другой подход к организации, ты уже с нуля начинаешь на чужих костылях строить свой процесс. По итогу при таком минимальной функционале этот стартовый каркас в итоговом времени может тебе скорее помешать, чем помочь. И я не беру в расчет, когда код делаю изначально на продажу, и качество крайне низко.
В-третьих, вам даже этот шаблон минимальный придется переделывать, когда вы подойдете к монетизации и начнете ей заниматься нормально. Приложение делается от монетизации, а не от шаблона. Количество экранов, варианты взаимодействия юзера, переходы и т.д. Вам нужно сделать конструктор, который потом уже боем будете переделывать под себя. Шаблон с точки зрения монетизации априори сделан не правильно, он ее вообще не учитывает. А если вы решите пойти по самому глупому пути «покупка шаблона→рескин→арбитраж/топы», то вы потеряется деньги почти 100%. И более того, что еще хуже, вы и опыта нормального не получите.
В-четвертых, гугл активно банит приложения, сделанные на шаблонах. Чтобы он не забанил вас, вам нужно сделать глубокий рескин. И тут такой возникает вопрос — а на сколько глубокий? Мы делаем приложение не на один день, мы не можем оставить каркас текущего шаблона нетронутым, потому что тогда у нас есть ощутимый риск бана. Все зависит от того, сколько покупок, перепродаж, скачиваний с торрента есть у такого шаблона и его последствий в глазах гугла. То есть получается, что изначальный шаблон надо переделывать. И вот тут вопрос: если разработка шаблона это самый наименьший этап по времени, если его все равно придется переделывать, если он не решает проблему времени, если он может подставить нас под бан, то зачем вообще его нужно покупать? Его банально выгоднее заказать у частника.
И я еще могу десяток пунктов меньшей важности написать, но мне кажется, что и этого достаточно.
Я знаю только одно единственное отчасти осмысленное использование шаблонов. Это использование арбитражными командами для масштабирования. Когда закупка идет шаблонов на потоке, параллельно им заказывается рескин, после чего приложение быстро оказывается в сторе и можно сразу же отжимать его арбитражем, накруткой топов. В теории это звучит хорошо, на практике я видел много историй, когда покупали у разных людей такие услуги, участвовали в партнерках, где предлагали такие приложения, лить в плюс получалось у единиц. И то только потому, что где-то удавалось доставать сверхдешевый траффик и прочие крайне редко встречаемые истории в реальном мире.
Проблема все та же: основа успеха любого приложения — это правильная монетизация, которая выстроена на значительном количестве тестов и экспериментов. Приложение строится под монетизацию, десятки вещей перестраиваются в приложении после первых тестов под монетиазцию и т.д.
А что с рескином?
Под рескином можно подразумевать 2 основных употребления:
Про первый пункт.
Мы уже выяснили, что покупка шаблона это бессмысленная затея, это выстрел себе в ногу перед забегом. Но есть ли смысл в связке шаблон + рескин?
Очевидно, что нет. Все проблемы шаблона остаются и никуда не уходят. Сверху заказывается рескин, который обычно стоит от 500$ и до многих тысяч. Это знакомая всем история, когда дом из говна и палок, который разваливается и находится на последнем издыхании, мы берем и сверху замазываем дешевой краской, главное чтоб по ярче.
На выходе вы получаете за 500-1000$+ приложение, которое не самого высокого качества и при этом с минимальным функционалом. А дальше вам придется вложить еще тысячи, чтобы сделать из него что-то более-менее адекватное. При этом вы также будете иметь шанс бана, потому что в основе у вас стоит дешевый шаблон, который уходит в много рук. И не только поэтому, а потому, что у вас на руках дешевая копия другого приложения, которой просто чуть поправили фасад.
И возникает резонный вопрос: а почему просто за эти же деньги не заказать приложение, написанное с нуля? Причем, оно и стоить будет примерно также. Плюсом к этому вы можете свои пожелания за эти деньги включить, добавить что-то, что потом не придется доделывать.
Про второй пункт.
Этим занимаются многие и активно. В общем, как и первым пунктом. Потому что это не сложно делать на потоке, потому что не надо думать, потому что у тех, у кого есть опыт, это на потоке перекрывает проблемы. Потому что гугл это позволяет делать пока.
Почему это делают? Потому что думать не надо. Взял и скопировал чужую апу. Проблемы начинаются дальше, потому что копируешь ты внешнюю оболочку, а что за ширмой ты не знаешь. Как идет работа с рекламой и оптимизацией ты тоже не знаешь. И начинаются все те же проблемы с монетизацией. Если повезло, то что-то получил, если нет — бан и минуса.
Но мой контент для новичков. И для них этот пункт не имеет никакого смысла по всем причинам, что выше. Если просто, то это дорого и финансово не так выгодно, как кажется. Копирование приложения не только не дает никаких гарантий выхода в плюс, а скорее оставит вас в ступоре, почему такие плохие результаты будут на выходе.
Для кого это тогда?
Для тех, у кого лишние деньги и им их не жалко. Для новичков я вообще не вижу ни одного кейса, где имело бы смысл заказывать и покупать шаблоны и рескин. Вы в лучше случаете заплатите дороже, чем могли бы, получите отсроченные проблемы, а также не поймете, почему и как выходить на этом в плюс, потому что изначально пошли по не верному пути.
Самое коварное, что такие проекты продаются под соусом того, что в них готова монетизация, уже все настроено, с остальным помогут и расскажут. Кто делал свои белые приложения, тот прекрасно знает, что это даже в теории не возможно.
Монетизация приложения — это самый сложный и нетривиальный процесс, который начинается тем, что она продумывается до создания первого кода приложения, она стоит во главе угла и она самый ценный опыт и актив.
Для новичка нет возможности купить быстро шаблон, сделан минимальный рескин (купить или самостоятельно), поставить рекламу, полить траффик, сделать первые тесты, понять ошибки, повторить. Подход изначально должен быть глубже, какое приложение делать, какую тематику брать, как это будет работать с источниками траффика, как подстроить тематику, функционал приложения под монетизацию и т.д.
Но спрос на такие вещи все же есть, хоть и весьма небольшой. Потому что одни ведут, а другие ведомы. И это нормальный и естественный процесс, потому что невозможно все учить с нуля, нужно опираться на что-то, чтобы дойти до своей цели. Увы, но много кто этим пользуется. А вторая причина — это банальная лень. Найти программиста, договориться, пройти с ним все этапы — это геморрой для большинства, хоть на выходе ты получаешь понимание, возможности развития, минимальной цены за переделывание и т.д. А на бирже уже все готовое, вот купи и деньги сразу пойдут. Угу. Такая же история всегда была с обучением, туда приходят не учиться большинство, а повторить слова учителя 1в1 и получать деньги. Кто с опытом, тот понимает, что так никогда не работает.
Покупка готовых приложений
Здесь я опишу с отрицательной стороны и коротко, а положительные стороны и варианты решений дам ниже.
Рынок покупки намного живее и активнее, чем покупки шаблонов и рескинов. И на нем 99% вариантов — это бесперспективный мусор. Хорошие приложения чаще продаются напрямую, чем через биржи. На этот рынок уже давно пришли любители делать говноконтент, нагонять траффик, рисовать статы, скидывать приложение, а потом оставлять покупателя ни с чем. Так было с рынком сайтов, который в бурже весьма печален. На ру рынке больше возможностей и чистоты, хотя он уже сильно далек от того, когда биржи только начали появляться.
Перспектив купить за вменяемые деньги приложение и потом выйти в плюс у новичка тут просто нет. Он не сможет найти нормальное приложение, да и человеку с опытом это в половине случаев не удастся.
Шаблоны и рескин — не белые приложения
Меня сильно удивляет, что люди из этой сферы называют белыми приложениями. С каких-то пор все то, что не казино, что не вставляет серые офферы, как средство монетизации, стало белым приложением.
Это не так. Я не считаю за белые приложения весь однотипный мусорный рескин, которым забиты топы. Белое приложение — это построенное с нуля приложение, которое обладает дополнительной ценностью в виде контента, либо его подачи, для пользователя.
Сейчас же огромное количество приложений в сторах являются копиями друг друга с контентом минимального качества. Гугл к таким приложениям относится также без особой любви. Хотя любовь гугла часто странна.
Для простого примера — я знаю коллег, которые занимаются только копирование чужих приложений, кто-то арбитражит, кто-то добивает с ними топы. У них регулярно идут баны. Не каждый день, но приложения в целом в этой схеме никакого отношения к работе на долгосрок не имеют, это поделка, цель которой быть отжатой за Х времени. А вот у тех коллег, кто работает именно с белыми приложениям, баны крайне редки, а выходы из банов наоборот — весьма часты.
И дальше эта разница будет еще более заметной, гугл уверенно, хоть и медленно, идет к чистке маркета.
Помимо этого накрутка позиций также не является белым методом продвижения приложения. Это такой же обман системы, как и все остальные. И он в том числе приводит к банам прямо или косвенно.
Новичкам рекомендую перечитать этот пункт, пересмотреть топы гугла и перестроить мысли. Если вы пришли, чтобы зарабатывать, иметь перспективы, растить опыт, а не обманывать систему в очередной раз, делая контент низкого качества, то вам нужно отделять мух от котлет.
Путь к доходу — это путь к грани этих понятий, это еще важнее понимать, но путь к грани, а не нахождению за ней.
Это была отрицательная сторона покупки приложений.
Как видите популярные и легкие пути, как обычно, оказываются на деле не тем, чем пытаются казаться.
Рынок шаблонов и рескинов существуют для своей наживы и видимости легкости достижения результата. По-честному он должен умереть и перепрофилироваться в рынок разработки приложений по направлениям, тематикам, с нюансами арбитражных историй. Тогда это будет иметь смысл, как для новичков, так и для людей с опытом и деньгами.
Рынок покупки приложений, что в ру, что в бурже, нуждается в реконструкции, нужны хорошие биржи, которые будут понимать это направление, которые будут чистить маркет от мусора, продвинутая система рейтингов, адекватные гаранты и прочие сопутствующие.
В текущий момент ни тем ни тем рынком пользоваться нельзя, это красивая вывеска и кладбище за ней.
В следующей части я расскажу про положительную сторону, расскажу о своем опыте и опыте своих коллег, о том, где покупать приложения, где искать исполнителей, как лучше начинать именно новичкам и стоит ли.
Рескин Ingress или полноценная игра? Обзор Pokemon Go
6 июля в США появился простой способ завязать разговор или хотя бы поймать понимающий взгляд от незнакомца на улице. Вечером, когда рабочий день уже кончился, достаточно выйти и выцепить из толпы гуляющих в парках, около детских площадок и других интересных объектов людей со смартфонами в руках. Грубо подглядывать за экраном из-за плеча необязательно. Достаточно сложить два слова в вопросительной интонации.
Другой интересный факт — это то, что акции Nintendo сильно подскочили. Запуск интересного продукта, выход на новый рынок и другие положительные изменения приводят к ожидаемой реакции рынка ценных бумаг. Компании, акции которых свободно торгуются, часто дорожают или дешевеют. Но вряд ли в таких масштабах. Стоимость акций Nintendo Co. скакнула более чем в полтора раза всего за трое суток. Рыночная стоимость компании выросла на 7 миллиардов долларов.
О том, как связаны эти два события — поговорим под катом.
Pokémon Go ещё даже не вышел в русском App Store, а уже за***л.
Скачать Pokemon Go в России и странах СНГ нельзя, и в ближайшее время доступности не предвидится — игровые сервера слишком перегружены. Игра вышла 4 июля в Австралии и Новой Зеландии, 6 июля в США. Можно пробовать колдовать с VPN и разными методами определения местоположения. Пользователи Android могут достать готовый APK-файл где-то с просторов Сети. Но следует опасаться зловредов: есть версии со встроенным трояном DroidJack. Отличить настоящий файл от нашпигованного вирусной функциональностью пакета можно по допускам: настоящий Pokemon Go пока что не просит, к примеру, возможность звонить и слать SMS.
Но в остальном никаких региональных ограничений для России нет. Они могли бы быть по геолокации: кое-где в Азии игроки жалуются, что игру заблокировали.
Сразу после скачивания и установки игра радует саундтреком Дзюнъити Масуды и предлагает либо создать аккаунт, либо использовать гугловский. На экране появляется молодой человек. Бисёнэн представляется профессором Уиллоу. Нам предлагают создать персонажа из скудного выбора двух полов, нескольких причёсок и опций одежды. Профессор вводит в курс дела, рассказывая о сути игры — ловле существ-покемонов.
Куда я попал?
В России и других странах бывшего СССР вселенная «Покемонов» известна не так хорошо, как в Японии и США. Существа-покемоны начали покорять мир двадцать лет назад. Оригинальные игры Pokemon Red и Blue вышли в 1996 году на Game Boy. К распространённым у нас эту игровую консоль отнести трудно. Поэтому для многих знакомство с медиафраншизой началось именно с анимэ-сериала.
В памяти американского или японского фаната выплывут богатые спрайты крошечной 8-битной игровой консоли, мелодии музыки, попытки достать того самого редкого зверька и крупный мир, доступный для исследования. В России «Покемон» — это детский мультик, который показывали на канале ОРТ в 2001 году.
Cерия игр перебрала множество цветов для названия своих итераций и даже начала прибегать и к буквам (X и Y, Omega Ruby и Alpha Sapphire и так далее). Минули годы сложных экономических условий, и у Nintendo в России появился маленький, но заметный круг фанатов. И всё равно при разговоре про приложение дополненной реальности можно натолкнуться на некоторое непонимание. Нет, это не адаптация того мультика. Это смартфонная версия устоявшегося канона игр.
В Pokemon Go сейчас 133 покемона.
Вкратце любая из игр серии — это RPG, в которой главный персонаж может путешествовать в районе вымышленного мира «Покемонов». Игрок собирает коллекцию существ и устраивает бои с другими тренерами покемонов. Целью является сбор полной коллекции и получение титула чемпиона. В каждой игре также нужно спутать планы преступной группировки, которая пытается захватить мир с помощью покемонов.
Бои в играх — это пошаговые сражения между двумя (или четырьмя) покемонами двух сторон. Серия известна своей устоявшейся механикой боёв. На исход поединка влияют уровень сражающихся покемонов, их тип, специальные атаки и способности. Доступна возможность обмена покемонами с другими тренерами — как с игровыми, так и реальными по специальному кабелю между консолями.
Nintendo часто ругают за игнорирование растущего рынка смартфонов. Pokemon Go — одна из первых попыток и, как оказалось, удачная. В кармане каждого есть более чем достаточное количество вычислительной мощи, чтобы организовать портал дополненной реальности. Системы спутниковой навигации и ориентация по сетям Wi-Fi позволяют установить местоположение устройства с точностью до метров. Постоянное интернет-соединение подгружает контент.
Игрок в Pokemon Go не управляет аватаром тренера покемонов. Он ловит их не на экране, а в реальном мире.
А для этого нужно ходить. Как? Поднять правую ногу. Опустить. Поднять левую. И так продолжать до точки назначения. Игроки передвигаются в реальном мире, постоянно поглядывая на экраны смартфонов. Ничего не напоминает?
Рескин «Ингресса»?
В общем-то, никакого открытия нет. Достаточно взглянуть на список компаний, приложивших руку к выходу игры: это The Pokemon Company (на треть принадлежащая Nintendo), собственно Nintendo и Niantic. О последней нужно поговорить отдельно.
В ноябре 2012 года начался закрытый бета-тест Ingress. В открытую бету игра вышла год спустя, а в декабре 2013 года состоялся релиз. Ещё через полгода вышла версия для iOS. Разработчиком было маленькое подразделение в недрах гиганта Google — Niantic.
Режим дополненной реальности быстро теряет вау-эффект из-за проседания производительности. Project Tango, где же ты?
При регистрации в Ingress пользователь приложения выбирает одну из двух фракций, которые отличаются лишь цветом. Игроки-«агенты» передвигаются в реальном мире, а их устройства регистрируют передвижения. Точки интереса представляют достопримечательности и любые необычные объекты. Памятник, граффити, храм, интересная вывеска — всё это может стать «порталом». Игроки сами опутали мир картой таких объектов. Они сами выгрузили фотографии и дали названия. Порталы можно захватить, их защиту можно усилить, из них можно фармить игровые предметы. Между порталами можно кидать связи, а линкование в виде треугольника приведёт к захвату покрываемой им территории.
Суть Ingress сводится к постоянной борьбе за контроль над порталами и территорией. Каждый день агенты теряют и захватывают порталы, каждый день они разрушают и создают связи. Геймплей поощряет координацию действий, что приводит к установлению социальных связей уже в реальном мире. Кто-то знакомится, кто-то теряет вес, кто-то просто получает удовольствие.
Niantic не стала буквой в Alphabet, холдинге, которым былой Google стал после реструктуризации. Подразделение вышло в самостоятельную компанию. В общем-то, основатель и текущий глава компании Джон Ханке давно называл Ingress лишь демонстрацией технологий, намекая на другой продукт.
Объекты. Бывалый игрок в Ingress сразу заметит в Pokemon Go привычную сетку порталов. Чудовищно огромная ингрессовская база достопримечательностей всего мира была скопирована с незначительными изменениями. Порталы стали сетью покестопов, а особо крупные их скопления — тренировочными залами. В особо густых скоплениях некоторые порталы исчезли. То есть объектов меньше, чем было раньше. Новых объектов не появилось совсем.
В базе Niantic около пяти миллионов объектов по всему миру, которые были получены из 15 миллионов заявок. Новые порталы в Ingress перестали принимать примерно год назад. Почти всем игрокам известна нерасторопность модераторов, которые тратили месяцы на одобрение заявок на создание портала. Какое-то время одобрял робот, но позже приём заявок был закрыт совсем — даже в интерфейсе игры его больше нет. Именно поэтому поиграть в Pokemon Go в малонаселённых районах будет трудно. Кое-где в Ingress не играли, поэтому отмеченных объектов в некоторых мелких поселениях почти нет. Если в вашем городе живёт меньше десяти тысяч человек, то карту проверить нужно, но стоит готовиться к худшему. И ситуация не изменится в ближайшем будущем, поскольку в Pokemon Go тоже нет функции отправки объекта на добавление на карту.
Фарминг ресурсов. Похожести немедленно начинают находиться не только в позаимствованной базе данных, но и правилах. Покестопы можно фармить и получать игровые предметы. Сразу же напрашивается сравнение с хаком порталов. В Ingress хак без глифов приносит немного очков опыта и мало лута. При хаке с глифами агенту демонстрируется набор символов (глифов), которые затем просят нарисовать в той же последовательности. Если не наделать ошибок, то награда куда выше. Кто-то учит глифы, кто-то надеется на память, кто-то использует приложения-помощники типа Glyph Predictor.
Лопать пузырьки с предметами необязательно.
В Pokemon Go процесс фарминга упрощён до безобразия. Нужно просто крутануть значок, и из него посыплются предметы. Есть ограничение по времени в 5 минут, но покестопы в отличие от порталов от частого использования не «перегреваются», то есть фармить можно до бесконечности, без периода «остывания». Уровень предметов зависит только от уровня игрока. В Ingress же слабые порталы давали только слабые предметы.
Ловля покемонов. Покемоны случайно время от времени появляются на карте вокруг игрока. Детальный алгоритм неизвестен, кто-то говорит о таймере с последней встречи. Стоит учесть, что чаще всего существа появляются в людных местах, где регистрируется большая активность других игроков. То есть сходить в лес за покемонами менее эффективно, чем торчать в центре города у какого-нибудь популярного памятника. И в Зоне 51 Мьюту нет. Разве что стоит искать покемонов водного типа вблизи открытой воды.
Такие покемоны ловятся плохо, да ещё и блохастые.
Снизу справа показываются покемоны, которые где-то рядом. Количество лапок под иконками говорит об удалённости. Каждый из следов — дополнительные сто метров радиуса. На карте стоит поглядывать на анимацию частиц травы — это место, где шанс встретить покемона повыше.
По тапу на покемона на карте откроется режим ловли. Ловля покемонов выглядит как накидывание покеболов на существо в режиме дополненой реальности или без неё. Именно этими скриншотами забита Сеть: ровная площадка улицы, покемон и интерфейс.
Режим дополненной реальности полностью опционален. На деле его удобнее выключить, чтобы не пугать прохожих угрожающей позой съёмки, а себя — низкой производительностью устройства.
Какие-то покемоны прыгают, чем осложняют попадание в них. Иногда нужен глазомер, чтобы оценить расстояние до существа. Часто они вырываются из покебола с первой попытки захвата. Но в целом процесс сложным назвать нельзя. Разве что можно по-особому крутануть покебол, чтобы получить чуть больше очков опыта. Осторожно, игра хранит информацию о месте поимки покемона. Неверный супруг запросто может спалиться, один прецедент уже был.
Фарминг покемонов прогулками. Покемонов можно получить инкубацией яиц. Для этого яйца, изредка выпадающие из покестопов, нужно поместить в инкубатор. Изначально в инвентаре есть ровно один на бесконечное количество использований. За золото можно приобрести ещё один, который сломается после трёх выращенных яиц. После вылупления игрок получает не только покемона, но и неплохие количества ресурсов для их апгрейда.
Установка для выращивания яиц, модель с 4 лапами и хвостом. Кто-то ездит на велосипедах по округе. Но максимальная скорость ограничена.
Игра попросит пройти нужное количество километров — 2, 5 или 10. Вылупившийся покемон зависит от дистанции, которую потребуют ходить. В текущей версии есть проблема: игра не считает расстояние с выключенным экраном. Что же, будем надеяться, баг исправят. Пока что решение следующее: включить режим энергосбережения, в котором экран отключается, если телефон перевернуть вверх тормашками, и гулять.
Трансформации. Функция едва попала в финальную игру, поскольку в Niantic боялись, что пользователи не разберутся. Игра соответствует изображаемой вселенной, в которой покемоны могут трансформироваться/эволюционировать. Здесь для этого нужны соответствующие типы конфет (candy) и немного звёздной пыли. Разные покемоны требуют разные объёмы ресурсов для трансформации. Magikarp требует 400 конфет, остальные — куда меньше.
Фракции. В Ingress есть две фракции, которые отличаются только цветом и сюжетным текстом. В Pokemon Go их три, и, похоже, ситуация с бессмысленностью выбора повторяется. Поэтому по достижении пятого уровня тапните на любой тренировочный зал и выбирайте свой любимый цвет. (Напоминаю, что ваш любимый цвет — красный.) Если в Ingress поменять фракцию можно (на это уходит примерно месяц), то в Pokemon Go такого пока нет.
Захват джимов. Покестопы можно лишь фармить, удерживать их невозможно. А вот тренировочные залы — это предмет захвата трёх противоборствующих команд.
Для сравнения: в Ingress каждый из порталов (а не только специальная подгруппа) может принадлежать одной из двух группировок. Сила и уровень лута из портала определяются уровнем резонаторов, вставленных в него. Предметы-моды усиливают оборону портала. В Pokemon Go механика похожа: игроки оставляют в джимах своих покемонов, против которых можно сразиться для увеличения или уменьшения значения престижности.
В каждом зале может размещаться число покемонов по его уровню: в джиме второго уровня — 2, третьего — 3, четвёртого — 4. Уровень определяется очками престижа, при этом требование по очкам растёт нелинейно. Обитателей можно посмотреть промоткой влево-вправо после тапа по джиму. Лидер — это покемон с наибольшим CP, Combat Power. Каждый игрок может поселить лишь одного покемона из своей коллекции. Понятно, что оставить покемона можно в залах, принадлежащих только своей фракции. Чужие нужно атаковать.
Захват вражеского тренировочного зала — это снижение значения престижа до такого уровня, когда его покидают все покемоны в нём. Это достигается схваткой с его обитателями — дуэль с каждым, один за одним, по очереди. С понижением уровня престижа обитателей джима будет всё меньше, и так до нуля. После этого первый, кто поместит своего покемона в тренировочный зал, захватит его для своей команды. Это то же, что было в Ingress: после выбивания всех резонаторов нужно было установить свои.
Кто-то читерит с помощью подмены координат на программном уровне, кто-то играет беспилотником.
Кстати, бои во вражеском джиме возможны в режиме мультиплеера. При этом покемоны игроков тоже будут показываться на экране.
Улучшение уровня престижа тренировочном зале своей фракции — ровно такой же процесс. Только для захвата можно использовать до шести покемонов, а при тренировочных боях приходится полагаться лишь на одного. То есть при желаниии добавить покемона к джиму с двумя покемонами нужен покемон, с помощью которого можно победить обоих. Победа лишь над одним принесёт куда меньше очков престижа. Другое отличие тренировочных боёв от реальных схваток — это то, что покемоны теряют здоровье, но не умирают. Погибших нужно возрождать с помощью специального предмета. Любые типы схваток никак не влияют на показатели производительности покемона.
Pokemon GO is just insane right now. This is in Central Park. It’s basically been HQ for Pokemon GO. pic.twitter.com/3v2VfEHzNA
Центральный парк в Нью-Йорке, всплеск активности игроков Pokemon Go.
Схватки просты. Они полностью игнорируют упоминавшуюся выше механику пошаговых боёв игр серии «Покемон» и происходят в реальном времени. Всё, что нужно делать — уворачиваться свайпом по экрану и атаковать. Специальные движения вызываются тапом и зажатием. Хотя кто-то рекомендует просто бессмысленно много тапать, надеясь на отсутствие лагов связи с сервером. Глубоких механик в боях нет.
Кстати, битвы тоже можно проводить в режиме дополненной реальности.
Покемон, размещённый в джиме, недоступен для любой формы использования или улучшения. Если его победит другой игрок, он вернётся в инвентарь. Ну и самое главное: за каждого покемона в джиме раз в 20 часов игрок может получить 10 монет для траты в магазине и 500 единиц звёздной пыли. Обычно эти монеты покупаются отдельно за реальные деньги. Но считаются первые 10 покемонов в джимах, поэтому так можно получать максимум порядка 100 монет в сутки.
По описанию выше заметно, что игра содержит много механик, впервые появившихся в Ingress. Сохранено многое, даже зона действия вокруг игрока — те же 40 метров в радиусе. Так что же, Pokemon Go — всего лишь рескин Ingress? Конечно же нет. Это не рескин хотя бы потому, что Ingress построен на основе libGDX, а Pokemon Go сделали на движке Unity.
Ветеран Ingress может долго брюзжать примерно таким образом, что отточенный в течение шести лет геймплей оказался менее популярным, чем его урезанная версия с покемонами. За годы существования Ingress популярность игры никогда не достигала того, чем оказался Pokemon Go. Последний продукт уже бьёт рекорды по скачиваниям, висит в топах магазинов приложений. Он популярней Tinder, а посещаемость сайта сторонней загрузки apkmirror.com взлетела в семь раз.
При этом сама игра по сравнению с Ingress выглядит недоделанной. Нет возможности обмениваться покемонами или хотя бы сбрасывать предметы на землю. Мало сложности, трудно удерживать объекты. Слишком много того, что заставляет говорить: «Пока что не сделали, обещали в будущем».
С другой стороны, игра не определяется только геймплеем. Конечный пользователь имеет право на предпочтения. Как оказалось, тематика покемонов обеспечила старт лучше, чем глобальный заговор и научно-фантастический захват «порталов».
Монетизация
Плод любви Niantic и Google оказался милым и честным ребёнком. О монетизации речи не шло вообще, а если она и была, то незаметная. Дитя могло иногда вскользь упомянуть, что его вкусно покормили телеком-оператор SoftBank, Mitsubishi UFJ Financial Group или французская финансовая организация AXA. В нескольких странах некоторые магазины становились порталами автоматически. Наоборот, пользователь часто сам задавался вопросом, откуда берутся деньги — реклама была слишком малозаметна.
Пути Google и Niantic разошлись. Сегодня частью компании владеет Nintendo, Pokemon Company и другие инвесторы. Молодой бастард Nintendo и Niantic без зазрения совести с самого начала предлагает приобрести игровое преимущество над остальными тренерами.
Pokemon Go монетизируется по модели free-to-play, когда сама игра бесплатна, а за деньги можно приобрести дополнительные функции или игровые предметы. Игровые разработчики этого жанра намеренно ориентируются на «китов» — игроков, которые словно наркоманы импульсивно вливают в игру огромные объёмы денежных средств.
Но проблема не в этом. На самом деле в желании зарабатывать таким путём нет ничего постыдного. После развода Niantic и Google в Ingress тоже появился магазин предметов. Все они были косметическими, кроме контейнеров для ключей порталов. Ключи в них не учитываются в ограничении на размер инвентаря, что позволяет носить с собой больше предметов. Этот тревожный звоночек лишь предвещал тот самый ненавистный тип монетизации, который сулит Pokemon Go.
В новой игре Niantic продаётся реальное преимущество над другими игроками. За деньги Pokemon Go предлагает покеболы, устройства для приманки покемонов, яйца и дополнительные инкубаторы. Что-то из этого можно фармить, что-то не получить никак, кроме как за деньги. То есть игрок, который вливает деньги в игру, будет иметь преимущество над теми, кто подобным не занимается.
Пусть кому-то преимущество покажется мягким, но любое неравенство в геймплее — дурная практика.
Советы
Проблемы, которых нет
Как только игра вышла, ряд СМИ начали раскручивать сомнительные истории, пытаясь привлечь внимание и клики новой тематикой. Намёками указывалось, что новое развлечение нарушает привычный порядок жизни и вообще виновно во всём подряд.
К примеру, история о том, что 19-летняя девушка искала покемона водного типа, но нашла в реке плавающий труп. Некоторые новостные выпуски об этом инциденте заканчивались словами о том, что в Niantic пока не комментируют произошедшее. Хотя в чём здесь виновен разработчик игры?
Куда более интересно, что подростки начали гулять. Современные дети обычно сидят дома, уткнувшись в экраны телефонов или компьютеров. Несколько дней назад родители с удивлением заметили, что дети начали проводить на улице значительные объёмы времени. И они не просто торчат на открытом воздухе, но и проходят неплохие расстояния. И найденный труп — это лишь последствие того, что чадо в кои-то веки вышло погулять. Винить Pokemon Go здесь не в чем. Наоборот, игра может помочь завязать контакты или избавиться от социальной замкнутости и депрессии, как об этом пишут сами пользователи.
Не каждому владельцу недвижимости нравится, что на его территории без спроса появился портал. Это и хозяева частных домов, и персонал общественных заведений. К примеру, Бун Шеридан переоборудовал старую церковь в дом. А места поклонения в Ingress в качестве порталов принимались хорошо. При конвертации базы дом Буна стал тренировочным залом. В результате за последние дни Бун заметил поток прохожих мимо своего жилища, что раздражало. Хозяин дома даже встретил «владельца» джима в его доме. На деле стоило бы радоваться диванной доступности объекта в Pokemon Go.
«Покемоны только для платящих покупателей»
В игре пока нет адекватной возможности удалить свой дом с карты. Можно подолбиться в техподдержку, но процесс не автоматизирован. Стоит ли винить в ситуации Pokemon Go? Это проблема карты порталов Ingress. Просто поток агентов ниже, чем тренеров покемонов, поэтому Бун заметил внимание лишь сейчас, в первые дни всплеска внимания к сверхпопулярной игре.
Doduo, Мемориальный музей Холокоста.
Иногда тематика ловли милых монстриков не подходит под место, где это происходит. Музей Холокоста в Вашингтоне, памятники жертвам террористических атак 11 сентября и прочие подобные объекты может и подходили для портала в Ingress, но в качестве остановки на пути игрока Pokemon Go не годятся. Эти проблемы уже реальней, но всё равно проистекают из импортированной базы порталов Ingress. Вообще, покемоны генерируются в любых людных местах. Возможно, компании Niantic придётся внести часть мест в чёрный список, но политика разработчика в этом вопросе пока неизвестна.
В игре продаются предметы, которые на время усиливают спаун покемонов около покестопов. Сообразительные грабители воспользовались ситуацией и привлекали игроков в нужную точку. Было ли в этом что-то новое? Вряд ли. В Ingress тоже есть маячки, а игроки хорошо помнят о риске расстаться с личным имуществом. Ингрессовцев давно предупреждают о важности осторожности и внимательности. Как утеря имущества, так и нарушение ПДД игроками Pokemon Go — это отсутствие опыта в играх с дополненной реальностью. Со временем ситуация исправится.
Наконец, последнее — это жалобы на внимание окружающих, в том числе по признаку расы. Удивительно, но если направить на детскую площадку — частый тип порталов в Ingress — камеру смартфона, то люди начинают подозревать что-то не то. Для решения этой проблемы достаточно всего лишь отключить режим дополненной реальности и держать устройство камерой вниз.
Проблемы, которые есть
Есть и реальные обоснованные недочёты. К примеру, на данный момент iOS-версия приложения запрашивает полный доступ к аккаунту Google, включая содержимое ящика электронной почты. Niantic заверяет, что это было сделано по ошибке, и что игра сохраняет лишь идентификатор пользователя и адрес электронной почты. Google подтверждает слова Niantic. В следующих версиях ошибку с уровнем доступа исправят.
Есть мелкие вопросы. Нельзя обмениваться покемонами, не хватает функций. Даже интерфейс не проработан — переименование покемона зачем-то происходит в отдельном текстовом поле. Впрочем, Niantic обещает развить функциональность игры в ближайшем будущем. Вероятно, поправят баги навигации и лаги вообще — на программные сбои жалуются все. Добавят обмен покемонов, что-то вида счёта для сравнения с другими игроками по всему миру, улучшат режим дополненной реальности.
Вопросы к игре кроются в другом. Pokemon Go заимствует механики из Ingress. Но оттуда же вышли все основные проблемы, и ни одна из них не была исправлена.
В Ingress новозарегистрированный почти никак не может поменять облик карты. Его уровень атак слишком слаб, чтобы пробить защиту мощных порталов, установленных игроками высоких уровней. Какое-то время приходится копить опыт хаком, соединением порталов связями и окраской территории. С игроками высокого уровня бороться трудно. В Pokemon Go уже на старте обнаружилась примерно та же проблема: джимы захвачены игроками, которые каждый день часами раскачивают своих покемонов. Трудно играть, когда уже в первые дни все объекты захвачены откуда-то появившимися тренерами пятнадцатого уровня. Невозможно победить того, кто каждый день вливает часы в игру.
По достижении восьмого уровня перед игроком Ingress открываются все возможности. Теперь он полноценный агент, который может захватить почти всё. Но смысл теряется: на горизонте ничего нового. Как максимум, следующий уровень, который ничего не даст, или значок в профиле.
Если в каком-нибудь бесцельном Minecraft можно долго строить домики из грязи, то в Ingress предлагают бесконечную борьбу просто ради факта, творчества нет. Многие бросают именно из-за того, что не могут придумать игре цель. В Pokemon Go тоже чувствуется что-то подобное. Можно постоянно захватывать тренировочные залы для своей фракции, пополнять Покедекс, но рано или поздно процесс исчерпает себя. Запал уйдёт, игра останется редким поводом для прогулок.
Но и это не самая большая беда. Отсутствие глубины не испортит удовольствие, просто оно будет длиться не так долго.
Интересность Ingress и Pokemon Go полностью зависит от взаимодействия с другими. Если в городе нет активной базы игроков, то и этой бесконечной борьбы не получится. Возможно, часть проблем решилась бы, если игроки боролись бы не друг против друга, а против какой-то внешней силы. Но в Pokemon Go чего-то нового не произошло. Получилась игра про контроль тренировочных залов. И если оппонентов нет, то и цель игры отсутствует. Pokemon Go — игра для мегаполисов и крупных городов. В местах со скудным пешим трафиком играть не так интересно.
На самом деле беспокоиться рано, пока что до границ насыщения мало кто дошёл. В игре будет новый контент, где-то пройдут ивенты и сходки. В ближайшие месяцы часть игроков покинет Pokemon Go, но многие останутся, сформировав мощное и преданное ядро аудитории.
Удался ли рескин? Как бы ни говорили зелёно-синие старпёры, Pokemon Go — это не клонированный Ingress со спауном покемонов. Получилась вполне самостоятельная игра, пусть и с ингрессовской механикой и базой порталов. Вероятно, развитие сообщества пойдёт по похожим сценариям, разве что успешней. По прикидке Sensor Tower, игра уже приносит 1,6 млн долларов в сутки, что в разы выше других free-to-play проектов.