Что такое ресоциализация и десоциализация и ресоциализация
Десоциализация и ресоциализация
Вы будете перенаправлены на Автор24
В современной научной литературе широко функционируют понятия десоциализации, ресоциализации, непосредственно связанные с процессом социализации. Вместе с тем, следует отметить, что разные исследователи вкладывают в данные термины различное содержание, единое понимание категорий отсутствует, что существенно затрудняет процессы изучения указанных процессов.
Подходы к пониманию социализации
Под социализацией в наиболее общем виде пониманию процесс усвоения личностью социального опыта, его последующего преобразования в личностные ценности, интенции, поведенческие модели, ориентации.
Указанный процесс является двусторонним, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, при его реализации отмечается взаимное влияние общества на личность и личности на социум.
Протекание социализации зависит от многочисленных экономических, политических, социальных, исторических, культурных, технологических факторов.
В общем виде выделяют два основных периода социализации:
Социализация, таким образом, представляет собой непрерывный, перманентный, социальный процесс.
Ресоциализация как социальный феномен
В структуре социализации отдельно выделяют ресоциализацию, которая характерна только для второго периода жизни личности, осуществляется исключительно у взрослых.
По своей сути ресоциализация представляет собой возобновление процесса социализации в новых условиях, под воздействием новых факторов.
Различают осознанную и неосознанную ресоциализацию.
Готовые работы на аналогичную тему
Выделяют три основных ситуации, которые «запускают» процессы ресоциализации:
Другими словами, ресоциализация инициируется в ситуации, когда у личности возникает потребность в адаптации к новым, изменившимся условиям социально-природной окружающей среды.
Выделяют следующие виды ресоциализации:
Десоциализация как социальный феномен
В отличие от ресоциализации, десоциализация представляет собой процесс социализации с обратным знаком.
Десоциализация – процесс деградации, распада личности, при котором социализация индивидуума становится фрагментарной, приобретает антисоциальную, асоциальную направленность.
В результате десоциализации прежде социализированная личность частично или полностью возвращается к доличностной форме, утрачивает отдельные личностные качества. В свою очередь, деформация личности может стать причиной исключения индивидуума из общества.
Причиной десоциализации могут стать серьезные заболевания, утрата прежнего социального окружения и пр. Указанный процесс запускается теми же факторами, что и процесс ресоциализации, однако, результаты – кардинально противоположные.
Таким образом, ресоциализация и десоциализация выступают кардинально противоположными процессами. В результате ресоциализации личность приобретает новые личностные качества, обеспечивающие успешность адаптации к новым условиям; следствием десоциализации выступает распад личности, ее исключение из общества.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 11 01 2021
Что такое десоциализация и ресоциализация личности
Десоциализация и ресоциализация – взаимосвязанные понятия, которые определяют статус индивида в социуме. Десоциализация рассматривается как утрата качеств, которые представляют общественную значимость, потеря позитивных социальных контактов. Ресоциализация предполагает возобновление утраченной социализации, восстановление коммуникативных связей и свойств, которые обуславливают активное позитивное взаимодействие с другими членами социума.
Определение в психологии
Социализация – процесс овладения нормами поведения, усвоения культурных ценностей, социальных ролей, установок и стереотипов, которые приняты в обществе. В ходе социализации индивид адаптируется к условиям внешней среды, перенимает убеждения, умения, одобряемые в обществе. Человек усваивает коллективный опыт, накопленный обществом, и определяет свою жизненную позицию.
В этот период формируются взгляды, мировоззрение, избирательно выбираются стереотипные поведенческие модели и установки, которые соответствуют собственным ценностям и ориентирам личности. На становление личностных свойств человека влияют нормы морали и убеждения, принимаемые и культивируемые в социуме. Социализация протекает в несколько этапов:
Формирование личности сопровождается интеграцией индивида в социум или отторжением от общества в силу несогласия с социальными законами и стандартами. Асоциальность – это социальное безразличие, отсутствие мотивов к взаимодействию с другими людьми, что отражается на поведении индивида, которое не соответствует общепринятым стандартам.
В ходе социализации происходит формирование личности под влиянием условий социальной среды, десоциализация отражает утрату приобретенных ранее навыков, ресоциализация означает улучшение адаптивных способностей и восстановление социального статуса. Без предварительной социализации невозможно возникновение состояния десоциализации и ресоциализации.
Стадию социализации проходит любая неущербная личность в ходе взаимодействия с людьми – сначала родителями и родственниками, затем друзьями, одноклассниками, коллегами. Ресоциализация личности в узком понимании предполагает социальную адаптацию лиц, утративших навыки социальной адаптации – правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, людей с делинквентным (антиобщественным, противоправным) поведением.
Ресоциализация в широком смысле слова– это такой процесс, который представляет собой форму социализации, что предполагает усвоение навыков, норм и ценностей, не перенятых ранее по тем или иным причинам. Эта форма социализации затрагивает людей без выраженного уклона к криминальным и антиобщественным интересам. В ряде случаев речь идет о приспособлении индивида к новым условиям жизни, об усвоении правил и убеждений, которые претерпели эволюционные изменения.
Ресоциализация – это в психологии осознанное изменение психологических установок и моделей поведения, обусловленное социальным неуспехом, например, неоправданными ожиданиями, невозможностью достичь поставленных целей. В современном мире ресоциализации не всегда предшествует этап десоциализации, примером может служить получение индивидом второго образования с целью овладения новой востребованной специальностью.
Молодые люди, оканчивая школу, нередко выбирают будущую сферу деятельности исходя из соображений престижа и популярности профессии среди сверстников. Изменение конъюнктуры на рынке труда приводит к сокращению числа представителей определенной специальности. Невостребованные молодые специалисты не могут найти работу и вынуждены менять профиль деятельности, чтобы получать доход, средства к существованию.
Умение найти мотивы для личностного роста, перестроить психологические установки, овладеть новой специальностью – это в социологии рассматривается как успешная ресоциализация личности. В ходе получения второго образования индивид приобретает новые знания, одновременно овладевает нормами, мотивами, ценностями, которые способствуют формированию обновленной жизненной стратегии.
Примеры
Примеры десоциализации личности – правонарушители, дезадаптанты (люди, утратившие способность приспосабливаться к условиям окружающей действительности). Ситуационный потенциал индивида непостоянен. В зависимости от психического, соматического состояния человека, внешних условий ситуационные возможности увеличиваются или уменьшаются.
Понижение адаптивных способностей приводит к социальной дезадаптации и десоциализации, такое явление в психологии рассматривается как несоответствие поставленных целей и достигнутых результатов, что провоцирует развитие состояния фрустрации (невозможность осуществления желаний и удовлетворения потребностей). Десоциализация личности – это в психологии несогласованность психологического и физиологического статуса индивида текущей ситуации жизнедеятельности.
Процесс десоциализации отражает нарушение взаимодействия индивида и окружающей среды. Десоциализация характеризуется антисоциальным поведением и асоциальным образом жизни, что проявляется в устойчивом нарушении правил пребывания в обществе, норм взаимоотношения с другими людьми.
Отражением социальной дезадаптации является нетипичное поведение, понижение результативности деятельности, изменение отношения к внешнему миру. Простыми словами, десоциализация показывает неблагополучие человека, неудовлетворенность своим положением, неспособность изменить психологические установки, чтобы наладить жизнь. Асоциальное поведение проявляется в разных вариантах:
Увеличение количества дезадаптированных лиц ведет к социальному напряжению. Люди, которые не вписываются в стандартные модели жизнедеятельности социума, часто представляют опасность для окружающих. Они совершают противоправные действия, проявляют агрессию к другим людям. Дезадаптация означает разрушение некогда сформировавшихся норм поведения и ценностей.
Дезадаптация или асоциализация происходит на фоне негативного взаимодействия с членами социума под влиянием факторов, усугубляющих социальные риски, например, боевых действий, экономической и политической нестабильности, смерти близкого человека, потери работы. В период асоциализации индивид усваивает антисоциальные установки, отрицательные роли, сомнительные ценности и поведенческие модели.
Методы ресоциализации
Ресоциализация – это процесс повторной интеграции в общество, восстановления утраченных социальных связей и налаживания новых позитивных контактов. Ресоциализация представляет собой возобновление утраченного опыта, восстановление социально одобряемых ориентиров и установок. Методы повторной социализации:
Методы ресоциализации направлены на создание среды, в которой возможно приобретение референтных (стандартных, образцовых) ориентаций, формирование понятий и убеждений, не противоречащих общепринятым нормам. В рамках ресоциализации появляется устойчивая жизненная позиция, возникает возможность для выполнения социальных ролей. Результаты повторной социализации:
Возобновление социализации происходит при усвоении и добровольном следовании правилам, установленным в обществе, данный процесс носит характер личностного развития. В результате успешной повторной социализации индивид возвращается в привычную среду, налаживает жизнь, вовлекается в социальное функционирование, направляемое и корректируемое одобряемыми нормативами.
Десоциализация и ресоциализация – процессы, отражающие утрату и восстановление индивидом навыков социальной адаптации.
Ресоциализация и десоциализация как социальные феномены
Общая характеристика процесса социализации
Наряду с феноменом социализации современная наука исследует и связанные с ней процессы, а именно десоциализацию и ресоциализацию. В настоящее время среди исследователей не существует единого мнения по поводу содержания этих процессов, поэтому их изучение предполагает некоторые трудности.
Социализация представляет собой процесс усвоения человеком общественного опыта, его последующая трансформация в личностные ценности, ориентации, поведенческие модели и интенции
Основные черты социализации:
Социализация зависит от множества различных факторов, среди которых экономические, политические, социальные, исторические, культурные, технологические и т.п. Протекает процесс социализации, как правило, в два основных этапа:
Таким образом, социализация – это непрерывный, социальный, перманентный процесс
Процесс ресоциализации
Ресоциализация выделяется исследователями как самостоятельный процесс в структуре социализации. Она характерна исключительно для второго периода жизни личности и встречается только у взрослых.
Ресоциализацией называют возобновление процесса социализации под воздействием новых факторов, т.е. в новых условиях
Выделяют три основные ситуации, из-за которых «запускается» процесс ресоциализации:
Иными словами ресоциализация случается тогда, когда человек вынужден адаптироваться к изменившимся условиям его социально-природной окружающей среды.
Ресоциализация бывает осознанной и неосознанной. Также выделяют такие виды этого процесса:
Сущность десоциализации
Десоциализация в отличие от ресоциализации не является структурной частью социализации. По сути, это обратный процесс социализации.
Десоциализация представляет собой деградацию, распад личности, когда социализация индивидуума приобретает фрагментарный характер, становится антисоциальной, асоциальной
В результате десоциализации личность, которая уже успела социализироваться, частично или полностью возвращается к доличностной форме, лишается отдельных личностных качеств. При этом из-за подобной деформации личности индивидуум может и вовсе быть исключенным из социума.
Причины десоциализации разнообразны, начиная от серьезных заболеваний, вплоть до утраты прежнего социального окружения.
Десоциализация и ресоциализация запускаются одинаковыми факторами, но результаты этих процессов кардинально противоположные
Таким образом, ресоциализация и десоциализация являются противоположными процессами. Ресоциализация означает, что личность приобрела новые личностные качества, позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям; десоциализация означает распад личности, исключение человека из общества.
Что такое десоциализация и как она проявляется
Начальный период жизни большинства людей характеризуется впитыванием норм поведения в окружающем их обществе и его системы ценностей. Для управления этим процессом отчасти предназначены специальные учреждения, такие как детские сады, школы и прочее. Такой процесс называется социализацией. Однако человеческая психика пластична, поэтому возможен и обратный процесс, названный десоциализацией.
Десоциализация и ее причины
Итак, что такое десоциализация? Это, прежде всего, утрата человеком социального опыта, которая отражается на всей его деятельности и возможности самореализации. Человек становится изгоем, как правило, не по своей воле — к этому ведут сильные стрессы или изначально неполная социализация.
Разумеется, десоциализация — это многоуровневый процесс. Небольшая десоциализация может возникнуть при долгом отсутствии в коллективе, например, при затянувшейся болезни или длительном отпуске. Человек теряет прямой контакт с людьми и «выпадает» из привычного образа жизни. Такой же эффект может вызвать злоупотребление социальными сетями, телевизионными программами и компьютерными играми, то есть в случае, если реальная жизнь подменяется виртуальной.
При таком уровне десоциализации не происходит глубоких изменений психики, поэтому этот процесс можно обратить. Если человек решит изменить образ жизни и поменять свои установки, то он начнет ресоциализироваться. Ресоциализация предполагает самовоспитание, обретение новых ценностей и освоение новых ролей либо возврат к нормальному уровню жизни. Десоциализация и ресоциализация также являются естественными процессами взросления, так как индивид меняется в течение жизни и пересматривает свои взгляды.
Более глубокая десоциализация возникает, например, при неправильном воспитании в семье. Если окружить подростка атмосферой потворства и попытаться оградить его от всех жизненных трудностей, это повысит шансы на то, что социализация пройдет неправильно. Тепличные условия не способствуют усвоению норм и правил общества, которое окружает индивида, поэтому такому человеку сложнее освоиться и подчас трудно выполнять простейшие действия, включающие в себя общение с людьми. Помимо этого, на процесс социализации может оказать влияние принадлежность к различного рода субкультурам или преступным группировкам: их нормы и правила зачастую противоположны общественным, что также создает для индивида неблагоприятные условия развития.
В более зрелом возрасте к десоциализации могут привести такие факторы, как:
Сильные стрессовые события могут надолго вывести человека из привычного образа жизни и круга общения, он становится замкнутым и теряет наработанные социальные навыки.
Помимо всего вышеперечисленного, существует и добровольная десоциализация. Классическим примером может служить уход в монастырь — человек отстраняется от мира и всего, что ему присуще, однако не деградирует, а перенимает другие нормы поведения и духовно обогащается. Стоит отметить, что в таких случаях десоциализация и ресоциализация происходят одновременно.
Механизм десоциализации
Если обобщить все факторы, которые приводят к глубокой десоциализации, можно заметить, что основной причиной является вольное или невольное отчуждение индивида от социальной группы или института. Это ограничивает понимание норм и устоев общества и мешает человеку найти свое место в жизни.
Так как в психологии различают два основных уровня социализации, обратный процесс также происходит на обоих. Первичный уровень социализации включает в себя ближний круг индивида: это семья, близкие родственники, друзья. Вторичный же представляет собой большое количество окружающих индивида людей: знакомые, коллеги, различные социальные группы и общественные институты. При потере социальных навыков на одном из этих уровней, говорят о соответствующем типе десоциализации.
На данный процесс также оказывает заметное влияние возраст человека: чем он старше, тем ниже серьезность нарушений, так как все основные знания и навыки уже прочно закреплены в психике. Чаще всего в таких случаях под десоциализацией может подразумеваться разрыв некоторых социальных связей, что в целом практически не влияет на остальные сферы жизни индивида.
Гораздо опаснее десоциализации для людей молодого возраста. Здесь процесс социализации может быть не только сильно искажен, но и привести к таким печальным последствиям, как преступность, наркомания и прочее, включая отстранение от общения с людьми в целом. Крайней степенью этого процесса является деградация личности, то есть полная потеря ориентиров в жизни и каких-либо интересов, кроме самых примитивных.
Важно отметить, что глубокая десоциализация опасна не только для человека, ставшего ее жертвой, но и для общества в целом. Например, преступность несет с собой прямую угрозу жизни людей, а крупный военный конфликт, результатом которого становится множество солдат, потерявших навыки мирной жизни, — наносит урон их благополучию и здоровью.Вот почему так важна ресоциализация.
Ресоциализация
Ресоциализация сосредоточена на возращении людей в социум, возвращении им соответствующих способностей. В ресоциализацию входит прививание ценностей общества, формирование навыка постановки позитивных целей и восстановление разрушенных социальных связей.
На сегодняшний день достаточно актуальна проблема ресоциализации осужденных. Для предотвращения совершения ими новых преступлений необходимо позаботиться не только об их наказании, но и правильной ресоциализации, ведь только в этом случае исправительные учреждения будут выполнять свою функцию и способствовать охране правопорядка. Примером таких действий может служить:
Всем этим занимается исправительная психология.
Еще одной важной задачей, стоящей перед обществом, является ресоциализация детей и подростков. Так как они могут только усваивать социальные нормы, а не оценивать их, большую роль играет организация педагогического процесса, позволяющего сформировать необходимые навыки. Успешная социализация в раннем возрасте помогает предотвратить множество нежелательных явлений.
Социализация. Десоциализация и ресоциализация
Процесс социализации двойственен. С одной стороны, это раскрытие заложенных в индивиде природных качеств, с другой – это результат внешнего воздействия среды. Взаимодействие человека со средой – ключевое в социализации.
Социализация как процесс имеет свои формы, факторы, этапы, разновидности, сложный механизм проявления, сочетающий в себе внешние воздействия на человека – внешняя информация и внутренний процесс отбора этой информации – своеобразный психологический фильтр, благодаря наличию которого можно объяснить, почему при равных условиях социализации в обществе приходиться сталкиваться не только с нормальным, но и девиантным (отклоняющимся) поведением.
Различают следующие формы социализации:
Направленная социализация – представляет собой спланированную и организованную форму социализации. К ней относятся вся система дошкольного, школьного, специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий, деятельность различных групп и социальных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на своих членов.
Ненаправленная социализация представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую место в семье, кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег, сотрудников и т.д., то есть везде, где есть формальные и неформальные отношения в рамках непосредственного контакта между людьми.
Различают также социализацию первичная и вторичная. Первичная осуществляется в рамках малой социальной группы, близкого окружения (семья, ровесники). Вторичная социализация осуществляется на более позднем этапе жизни человека и, как правило, в рамках формальных социальных институтов (СМИ, система образования, трудовой коллектив и т.д.). В период первичной (детской) социализации родители и ближайшее окружение ребёнка передаёт ему не только значительный объём информации о мире, в котором тому предстоит жить, но также нормы, ценности и цели своих социальных групп и своего социального класса.
Вторичная социализация совпадает по времени с периодом получения формального образования, определяется уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. Главной функцией вторичной социализации личности является её интеллектуализация. Кроме этого вторичная социализация выполняет и ряд латентных функций, например, выработка навыков функционирования в условиях формальной организации.
Ряд авторов употребляют в отношении вторичной социализации термины десоциализация и ресоциализация. Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид. Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.
Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — все это продукт десоциализации.
Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений. В ресоциализации преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание и другие формы самодетерминации. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. Например, говорят о ресоциализации преступников (т.е. о их возвращении в нормальную жизнь).
Рассмотрение социализации в широком смысле как освоения норм и ценностей общества, позволяет сказать, что она продолжается до смерти человека. Поэтому некоторые социологи говорят о социализации зрелости и о социализации старости.
Таким образом, мы выяснили, что социализация является сложным социальным процессом, который состоит из определённых элементов.
Элементы социализации:
— социальная среда с её многообразными сферами;
— человек с его природными задатками;
— предметная деятельность человека;
— круги общения человека;
— структура сознания человека.
На социализации каждого конкретного человека влияют различные факторы, их сочетание делает процесс социализации каждой личности уникальным. Такими факторами социализации являются: биологические (наследственные признаки, как положительные так и отрицательные); психологические (черты характера, особенности темперамента, качество памяти, интеллектуальные задатки); экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, экономическое состояние общества); социальные (ближайшее социальное окружение, семья, сверстники, коллеги); политические (господство того или иного политического режима, сильная или слабая государственная власть, демократия, анархия и т.д.); культурологические (общее состояние культурной среды, наличие либо отсутствие у индивида культуры общения) и т.д.
Основными средствами социализации являются: язык, ценности, социальные нормы, навыки и умения, статусы и социальные роли. Основными социальными институтами в которых проходит социализация являются: семья, образование, институты трудовой деятельности, институты духовной сферы. Агентами социализации (т.е. теми, кто непосредственно осуществляет социализацию, кто ответственен за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) являются: родственники, родители, коллеги по работе, друзья, ученики класса, студенческой группы, учителя, соседи и т.д. Агенты социализации делятся на первичные (неформальные) и вторичные (формальные). Первичные агенты (первичная среда) – это не просто ближайшее окружение человека, но и важнейшее по степени значимости, по частоте и плотности контактов.
Вторичные (формальные) агенты социализации – это представители формальных групп и организаций: администрация школы, университета, предприятия, чиновники, средства массовой информации и т.д..
Институты, агенты социализации способствуют успешной социализации личности, т.е. включению её в социальную структуру.