Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика

Респондент

Смотреть что такое «Респондент» в других словарях:

респондент — (от англ. rеsроndent отвечающий) участник социально психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. предстает как испытуемый, клиент, информант, пациент или просто собеседник. Краткий… … Большая психологическая энциклопедия

РЕСПОНДЕНТ — [англ. respondent Словарь иностранных слов русского языка

Респондент — Респондент: Лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании. Банк респондент банк, открывший корреспондентский счёт в другом банке … Википедия

Респондент — лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Респондент — (лат. responsare отвечать) обследуемый с помощью анкетного опроса человек … Психологический словарь

РЕСПОНДЕНТ — РЕСПОНДЕНТ, а, муж. (офиц.). Лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. | прил. респондентский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

респондент — сущ., кол во синонимов: 2 • обследуемый (18) • участник (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

РЕСПОНДЕНТ — (от лат. responsum ответ) англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

респондент — Лицо, отвечающее на вопросы анкеты. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология … Справочник технического переводчика

Респондент — (от англ. respondent Реклама и полиграфия

Респондент — участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования респондент выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др … Исследовательская деятельность. Словарь

Источник

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть картинку Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Картинка про Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

Через некоторое время после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, «Эталон», которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она «ЮСИС», позже название поменялось на «АРМ „Юрист»». Изучение сайта компании «Интралекс», производителя «Юриста», показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история СПС на «АРМ «Юрист» не закончилась, объясняется двумя факторами. Первый: распад СССР, после котрого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй фактор: развитие компьютерной техники. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС «Гарант», которая разрабатывалась научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика». Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО «ВМИ» стало выпускать СПС «Консультант плюс», разработчики же «Гаранта» отделились и образовали компанию «Гарант-Сервис». Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника.

При этом «Консультант» перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, на ней остановили свой выбор около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе — более пяти миллионов документов, в то время как у «Гаранта» счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, «Кодекс». Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, «санитарных норм», конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе — более 4 800 000 актов.

В 1996 году началось распространение СПС «Референт». Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас одним из основных способов оказания услуг у «Референта» является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение «премиум» и «дополнительной» лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели «Референта» сделали попытку написать нечто вроде «базы знаний», упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС «Право.ру» ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности можно будет использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Законы и иные нормативные акты — та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому — появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая «не зарекаться от тюрьмы». Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно — необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна «докомпьютерная» народная мудрость гласит, что настоящий юрист — это не тот, кто все знает, а тот, кто «знает, где найти». Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, упорядочивающие и систематизирующие законодательство, наделяют любого пользователя этим качеством «настоящего юриста». Разумеется, квалифицированную юридическую помощь простой поиск по базе не заменит, однако для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме «нормативки» в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Действительно, доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. «Консультант» с «Гарантом» при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. Полный доступ ко всем документам интернет-версии «Гарант» предоставляет только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций. У «Консультанта» полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

Способы калькулирования цены: по количеству документов или по количеству просмотров. Знайте нюансы!

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под «блоком» или «банком документов» что-то свое. Количество документов в «банке» тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то — на несколько больших.

По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется, к примеру, «Законодательство Брянской области», то все ясно, но вот по названию «Помощник кадровика: Эксперт» (один из тарифов «Кодекса») непосвященный может определить только тематику документов.

Например, чтобы пользоваться нужной версией Консультанта», «Гаранта», а также некоторых других производителей СПС без ограничений, необходимо установить на компьютеры покупателя ПО. Оно распространяется через региональных представителей СПС.

Конкретная стоимость программы в каждом случае зависит от установленных информационных блоков. Кроме того, продавец часто предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика «пробных установок», когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как «количество документов»: некоторые производители считают «отдельными документами» разные редакции одного и того же текста…

Политика интернет-услуг у «Кодекса» напоминает подход «Референта»: пользоваться системой можно за фиксированную плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а «за трафик»: каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре — и так до тех пор, пока счет не уходит «в ноль»…

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у «Право.ру» такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы — наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики создают базы данных решений судов, так что всю эту информацию «Право.ру» получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, «Право.ру» создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, «дедовский» способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у «Консультанта» можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Удобство поиска — основная характеристика справочной системы после ее полноты. У каждой СПС в этой области — свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у «Консультанта» основным способом поиска до сих пор является «расширенный», когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск — основной и в «Гаранте».

Между тем, увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени способствуют упрощению поиска, а также повышает его качество. Интерфейс поиска «мутирует» от громоздких «карточек» с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке.

В некоторых СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики «Кодекса», именующие свой поиск «интеллектуальным»: по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в «Право.ру» — это кнопка «развернуть», позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в «Кодексе».

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

В «Консультанте», к примеру, можно выбирать документы из каждого информационного банка. В «Право.ру» фильтрация осуществляется по видам документов, от «федерального законодательства» до «комментариев и консультаций». Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый «поиск по ситуации», когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым «тегам», с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике. В «Консультанте» инструмент такой сортировки называется «правовым навигатором», а в «Гаранте» тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в «избранное», простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

В «Право.ру» есть некоторые особенности, специфичные именно для Интернета, например, получение ссылки на определенную часть документа или отправка его по электронной почте. Кроме этого, в этой системе сделана попытка создания социальной сети: пользователи могут обмениваться сообщениями, комментировать документы, добавлять друг друга в «друзья», вести блоги. Интерфейс «Права.ру» сделан именно в расчете на использование в Интернете: в нем применяются современные веб-технологии, он работает в большинстве современных браузеров и операционных систем.

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

В последнее время веб-приложения становятся равноправными «партнерами» обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не «на ходу», то «на коленке» уж точно. Быть привязанным к стационарному компьютеру с установленным на него ПО не нужно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как «Право.ру». Над ними не довлеет «наследие прошлого» в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.

Источник

Статья «Поисковые возможности системы ГАРАНТ»

Степанов Олег, компания «Гарант»
«Финансовая газета. Региональный выпуск», 12 (489), март 2004 г.

Справочная правовая система ГАРАНТ содержит в электронном виде огромное количество правовых актов, издаваемых на федеральном и региональном уровнях, а также обширный консультационный, аналитический и справочный материал к этим актам. Для упрощения поиска необходимого материала в системе ГАРАНТ реализовано несколько видов поиска: по классификатору, по реквизитам, по ситуации, по источнику опубликования, по Толковому словарю.

В системе ГАРАНТ применяется классификатор, специально разработанный и адаптированный для использования в справочных правовых системах. Его отличает высокая степень детализации и подробное описание всех основных разделов отечественного законодательства.

Реализованная в системе ГАРАНТ технология классификации нормативных правовых актов по нормам права предоставляет пользователю возможность быстро отыскать не только сам нормативный акт, но и конкретные нормы в документе, соответствующие Вашему запросу. Другими словами, система откроет именно те фрагменты документа, которые относятся к выбранному при поиске разделу классификатора.

Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть картинку Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Картинка про Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика
Рис.1

Для того чтобы задать критерии поиска, используется карточка запроса. Переход в карточку осуществляется с помощью команды «Поиск по реквизитам» в меню «Поиск» в Основном меню (а также с помощью командного меню и пиктографического меню).

Для быстрого и точного поиска обычно бывает достаточно заполнить два-три поля. Наиболее точные результаты поиска достигаются при указании таких реквизитов, как дата и номер документа (если в них существует абсолютная уверенность). При этом, любой реквизит следует указывать только в том случае, если Вы уверены в его правильности.

Когда официальные реквизиты документа известны не полностью или есть предположение, что они могут оказаться неточными, то рекомендуется использовать известные Вам слова или словосочетания из текста документа или его названия (контекст).

После того как все необходимые поля заполнены, нажмите кнопку «ОК». По окончании поиска система предложит построить список найденных документов. Для подтверждения построения списка документов в открывшемся диалоговом окне нажмите кнопку «Да». Чтобы отменить переход к списку, нажмите кнопку «Нет».

Чтобы воспользоваться поиском в извлечениях, в карточке запроса должно быть обязательно заполнено поле «Раздел / Тема». Только после этого станет доступным флажок «Искать в извлечениях». В результате поиска получим список документов. Обратим внимание, что некоторые элементы списка имеют специальную пиктограмму, означающую, что документ представлен в извлечениях. Открыв такой документ, Вы обнаружите, что сразу за указанием на тематику извлечения идет текст соответствующего фрагмента документа. При этом, у Вас есть возможность перейти в режим полного текста документа, воспользовавшись соответствующей ссылкой перед текстом извлечения.

Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть картинку Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Картинка про Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика
Рис.2

Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть картинку Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Картинка про Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика
Рис.3

Система ГАРАНТ позволяет не только обращаться к нормативным актам для ответа на правовые вопросы, но и использовать аналитические материалы, содержащиеся в статьях ведущих правовых, экономических и бухгалтерских периодических изданий. На сегодняшний день в ГАРАНТ подключены материалы 28 журналов и газет: аналитические статьи, консультации, разъяснения, вопросы-ответы ведущих специалистов в самых различных областях российского законодательства.

Найти нужный аналитический материал возможно при помощи поиска по источнику опубликования (рис.4).

Материалы, опубликованные в СМИ, можно искать и с помощью поиска по реквизитам, выбрав в поле «Орган / Источник» соответствующий печатный орган из папки «Средства массовой информации».

Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть картинку Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Картинка про Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика
Рис.4

Используя поиск по словарю терминов, Вы сможете:

быстро найти подробное толкование юридических и бизнес-терминов;

пополнить свой словарный запас, грамотно составить деловое письмо, договор или контракт.

Чтобы узнать толкование неизвестного термина, следует его выделить в тексте документа и выбрать команду «Поиск по толковому словарю» в меню «Поиск» или нажать соответствующую кнопку на панели инструментов. Словарь автоматически откроется на толковании интересующего термина. В том же случае, если данный термин отсутствует в словаре, указатель установится на термине, начальные буквы которого соответствуют искомому термину.

Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть картинку Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Картинка про Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика
Рис.5

1. По виду правовой информации. Этот критерий позволяет отбирать нормативные акты в зависимости от того, к какому виду информации они относятся: «Документы», «Комментарии законодательства», «Формы документов», «Судебная практика», «Международные договоры», «Проекты законов».

2. По статусу документа. С помощью этого критерия Вы сможете отобрать документы в зависимости от их статуса: «действующий», «утративший силу» или «не вступивший в силу».

3. По территории регулирования. Действие данного критерия определяется территориальной компетенцией органа, принявшего искомый документ (Российская Федерация, субъекты российской Федерации).

4. По значимости. Данный критерий позволяет отбирать документы определенной значимости. Значимость документа определяется кругом лиц, чьи интересы затрагивает данный документ. «Общими» являются все документы, относящиеся (представляющие интерес) ко всем лицам, попадающим в регулируемую или описываемую ситуацию. В отличие от них, акты, относящиеся к конкретному лицу (лицам) либо регулирующие конкретное правоотношение, носящие разовый характер, являются индивидуальными.

5. По регистрации в Минюсте. Позволяет отобрать документы по признаку зарегистрированности в Министерстве юстиции РФ. В списке представлены следующие варианты: «все», «зарегистрированные», «отказано в регистрации» и «иные».

6. По тематическим блокам. Данный критерий позволяет отобрать документы, входящие в один или несколько конкретных тематических блоков.

В большинстве случаев фильтрация применяется к уже сформированным спискам документов, однако при проведении поиска по реквизитам и поиска по ситуации существует возможность применения фильтров не после поиска, а дополнительно к нему.

Независимо от того, в каком случае Вы собираетесь применить фильтрацию, создание нового фильтра осуществляется в диалоговом окне «Фильтры»:

1. При работе с готовым списком документов переход в него осуществляется с помощью команды «Применить фильтр» в меню «Документы».

В диалоговом окне «Фильтры» Вы можете выбрать один или несколько критериев фильтрации: «Статус», «Значимость» и т.д. Для дальнейшего использования созданного фильтра необходимо сохранить его, щелкнув мышью по кнопке «Сохранить» и задав в открывшемся диалоговом окне его имя.

Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Смотреть картинку Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Картинка про Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика. Фото Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика
Рис.6

Список респондентов / корреспондентов. Отдельной сервисной функцией системы ГАРАНТ является возможность просмотра списков документов, ссылающихся на текущий документ (корреспонденты), а также документов, но которые ссылается он сам (респонденты). Из списка респондентов / корреспондентов Вы можете переходить к текстам этих документов.

Списки респондентов / корреспондентов можно строить как ко всему документу целиком, так и к отдельно выделенному фрагменту текста документа. Более того, начиная с версии 5.5, в ГАРАНТе реализована возможность детализировать списки по видам информации (документы, комментарии, формы документов, проекты законов, судебная практика, международные договоры). Таким образом, отслеживая связи между документами и их фрагментами, пользователь получает исчерпывающую информацию по рассматриваемому вопросу.

Подводя итоги, отметим, что множество поисковых функций, содержащихся в системе ГАРАНТ, имеют целью упрощение и ускорение поиска необходимых документов и, в конечном счете, получение полной и достоверной правовой информации, необходимой пользователю.

Источник

Справочно-правовая система

1. Справочно-правовые системы

Одним из основных назначений справочно-правовых систем является формирование информационной основы для принятия управленческих решений, обеспечения хозяйствующих субъектов достоверной и полной нормативной и иной информацией. На сегодняшний день в России и СНГ существует множество справочно-правовых систем. Выделяют коммерческие и государственные системы [4].

1) Коммерческие системы. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании [3]:

Что общего в структуре и функциях СПС?

профессиональные юридические системы;

системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства;

информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы);

отраслевые справочные системы;

электронные правовые справочники.

Достаточно часто при комплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю, используется комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различными видами правовой информации. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся [3]:

1) объем информационного банка;

2) формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска документов по базе;

4) актуальность информации и оперативность поступления документов;

5) степень аутентичности документов оригиналу;

6) юридическая обработка документов;

7) возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.

Полнотекстный поиск по всему тексту информационной базы осуществляют программы «Кодекс» «Юсис», «Юристконсульт». Полнотекстный поиск из слов своего словаря предлагают пользователю пакеты «Гарант», «Консультант Плюс», «Дело и право». При поиске по слову в названии документа в большинстве пакетов пользователю самому необходимо ограничить длину слова. Однако, например, программа «Юристконсульт» найдет нужные слова, даже если они стоят в другом падеже. Очень помогает пользователям в работе встроенный редактор или возможность подключения внешнего редактора, как, например, в пакете «Кодекс». Проследить связи между документами позволяют или гипертекстовые средства, как в СПС «Консультант Плюс» и «Гарант», или система ссылок на документы с возможностью просмотра их текста, внедренная в пакете «Кодекс». Возможность введения собственной базы данных пользователя реализована в СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс».

Многооконный режим работы предусмотрен в системах «Консультант Плюс», «Кодекс». Глубокой юридической обработке подвергаются документы, поступающие перед подключением в систему «Гарант». Анализируются нормативные акты в целом, выявляются прямые и косвенные связи между документами и правовыми нормами. В результате документы в СПС связаны перекрестными ссылками, не ограничивающимися случаями очевидных упоминаний одного документа в другом. Комментарии, вносимые в тексты документов юристами, подробно разъясняют, как применять данную правовую норму и значительно облегчают работу с документами, содержащими противоречивые формулировки.

Основные возможности программных технологий СПС [2]. Хранение и обработка больших объемов правовой информации. Необходимость хранения и регулярного обновления больших объемов информации накладывает на СПС ряд требований. Эти требования связаны с потребностями как пользователей системы, так и разработчиков, производящих обновление и юридическую обработку массива правовой информации. Объем ежемесячно вводимой и обновляемой информации может достигать нескольких тысяч документов, что вынуждает разработчиков с самого начала создания системы приспосабливать ее к таким условиям поддержки актуальности информационного банка СПС.

Технологии передачи информации [5]. Доступ пользователя к информации, хранящейся в СПС, может осуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки: работа с удаленной базой; работа с локальной базой. При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство СПС имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным. Также при таком подходе упрощается процесс предоставления пользователю бесплатной демонстрационной версии системы, которая имеет ограниченный набор функций и документов, но может дать представление о системе. Очевидным недостатком СПС, расположенной на сервере разработчика, является невозможность работы с ней при отсутствии связи с сервером, что может быть вызвано как перебоями в работе сервера, например из-за большого числа одновременных обращений, так и неполадками в линиях связи. Еще одним минусом СПС с удаленным доступом является то, что не все сервисные функции системы в настоящий момент могут быть представлены в такой версии системы.

Аналогичные поисковые ресурсы есть и в других СПС. Например, в «Кодексе» реализован так называемый интеллектуальный поиск. Он позволяет формулировать запрос в свободной форме, указывая в поле ввода текста как дату принятия или номер документа, так и ключевые слова из названия или текста. В ходе поиска система самостоятельно анализирует запрос и выдает список документов, отсортированных по степени их близости к контексту запроса.

Основные поисковые и сервисные возможности. Поиск документов можно условно разделить на два вида: поиск по реквизитам документов; поиск по тексту документов. Поиск по реквизитам документа позволяет найти документ с определенными датой, номером, выпущенный определенным органом и т.д. Для повышения эффективности поиска условия в таком виде поиска можно сочетать, задавать интервалы номеров или дат.

Поиск по тексту документов заключается в простом переборе массива документов и нахождении среди них тех, которые содержат слово, заданное пользователем. Таким образом, такой поиск позволяет найти документы по какой-либо тематике. Недостатком поиска по тексту является большой шум, то есть попадание в список найденных документов большого количество документов, удовлетворяющих запросу, но пользователю в данный момент не нужных. Уменьшить уровень такого шума может, пожалуй, лишь опыт составления запросов к системе. Многие СПС позволяют использовать одновременно поиск и по реквизитам и по тексту документов, что может существенно повысить эффективность поиска.

Дополнительные сервисные возможности. Некоторые СПС обладают дополнительными возможностями, позволяющими сделать работу с системой более простой и эффективной. Из таких возможностей наибольшее значение для пользователя имеют улучшенная навигация по информационной базе, возможность сохранять личные предпочтения и подборки документов, возможности редактирования документов и вывода их на печать.

Для обеспечения удобной навигации по информационной базе обычно используют гипертекстовые ссылки между документами, а также перемещение по списку ранее просмотренных документов и использование закладок. Возможность сохранять подборки документов позволяет пользователю приспосабливать систему к своим собственным нуждам. Средства редактирования текста документов необходимы для их обработки пользователем, особенно в том случае, когда информационная база содержит типовые формы документов, предназначенные для заполнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *