Что такое республика как субъект рф
Республика как субъект РФ
— это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.
— статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ст 66), то есть власть не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией.
— республики не вправе нарушать государственную целостность России, единства системы государственной власти. Изменить статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.
Правовой статус территорий.
— каждая республики обеспечивает свою территориальную ценность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия.
— гарантией территориального статуса является сама Российская Федерация, что, однако не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров.
— на территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации (ст. 73).
— Республики самостоятельны в своих государственных языках (ст.68).
— Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, хотя подчас не учитывают, что гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации (ст. 71). Это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, но правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.
— Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Однако международная Правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам РФ, федеральному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами власти совместно с республиками.
Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Спецификой республик можно считать то, что они созданы по национально-территориальному признаку, отраженному в названии большинства субъектов.
По К РФ республики обозначены как государства (ст. 5), но в плане суверенитета и права на внешнеполитические отношения это наименование не дает ей никаких особых прав и привилегий.
Определенные последствия такого положения все-таки есть:
-республики поставлены на первое место в перечне субъектов РФ, закрепленных в ст. 65 К РФ;
— они имеют в качестве своего главного правового акта конституцию, а другие – устав;
-конституция республики м.б. принята как ее органом законодательной власти, так и на референдуме субъекта, в то время как устав иного субъекта принимается только его органом законодательной власти;
-республики имеют право на установление своих государственных языков, которые употребляются наряду с государственным языком РФ, для других субъектов такая категория не существует, хотя всем народам гарантируется сохранение и использование их родных языков.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав
Субъекты РФ – что это такое, какие они бывают, и как узнать код субъекта Российской Федерации
«Части», которые вместе составляют Российскую Федерацию.
Российская Федерация – самая большая по занимаемой площади страна в мире на сегодняшний день. Она простирается почти на три тысячи километров с севера на юг и девять тысяч километров с запада на восток. Охватывает 11 часовых поясов. Для сравнения: Канада, вторая по площади страна, меньше России в 1,7 раза.
По численности населения наша страна уступает государствам с меньшей территорией. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (росстата), здесь постоянно проживают 146,88 млн человек. Это девятое место в мире в соответствующем перечне.
Как же осуществляется управление такой огромной страной? Какова роль субъектов РФ в ее политической и правовой структуре? Об этом в сегодняшней статье.
Что такое субъекты РФ и для чего они нужны
Как следует из самого названия, наше государство является федерацией, что переводится с латыни как союз, консолидация. Федеративное устройство подразумевает объединение различных территориальных образований, каждое из которых наделено политической и юридической самостоятельностью. При этом они не имеют государственного суверенитета, а подчиняются федеральным органам власти.
Территориальные группирования, части одного целого, называются субъектами союзного государства. Таким образом, субъекты РФ – это составные части единой страны, которые, по принятой структуре деления, относят к территориальным единицам высшего уровня. Их также называют регионами.
Каждый из субъектов федерации наделен правом учреждать собственные признаки государственности: устав (конституцию), герб, флаг, законодательную и исполнительную власти. Представители всех субъектов страны формируют совет Федерации (палату регионов), где обсуждается единый порядок существования, основанный на принципе равноправия. Выход из состава федерации с обретением полного суверенитета не предусмотрен.
Данная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, является наиболее разумной и эффективной, учитывая огромные размеры и многонациональность страны.
Какие бывают субъекты РФ и сколько их
В соответствии с Основным Законом РФ (конституцией) в состав нашего государства входят 85 субъектов. Все они отмечены на карте.
Какова структура органов власти в регионах
Система государственной власти субъектов РФ включает в себя:
Субъекты РФ сами определяют название ЗакС, его структуру, количество сотрудников (депутатов), срок их полномочий. Помимо прочего, формируют бюджет, разрабатывают и реализуют программы социального и экономического развития, проводят выборы в местные парламенты, устанавливают локальные налоги, осуществляют административное деление принадлежащей им территории.
Региональный ИОГВ подчиняется главе субъекта РФ (высшему должностному лицу), образуя при этом единую ветвь власти в рамках федерации. Глава представляет интересы своего региона на федеральном уровне, отчитывается перед Президентом РФ.
При всей самостоятельности региональных властей следует отметить обязательное главенство федеральных законов страны.
Что такое коды субъектов РФ и где их найти
Для унификации, автоматизации ведения документов, сбора статистических данных, учета налоговых поступлений всем субъектам РФ присваиваются персональные коды. Например, зная государственный номер автомобиля, выданный ГИБДД, можно сразу узнать, из какого он региона, где стоит на учете.
В платежных квитанциях, при заполнении налоговой декларации юридическими, физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями дополнительно указывается код ОКТМО. Расшифровка такая: общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.
Полный перечень кодов субъектов РФ можно найти в Википедии.
История развития территориального деления России
Киевская Русь была поделена на волости (от слова “власть”). Это был аналог современных областей. В каждой правил наместник – княжеский сын, получавший часть земель от отца в удел. Так, постепенно, к середине 12 века, волости сменились удельными самостоятельными княжествами (землями), что фактически привело к распаду древнерусского государства.
Сохранившиеся экономические связи между родственниками, а также усиление влияния княжества Московского привели в 15 веке к постепенному объединению Руси. Появилась новая территориальная единица – уезд (местность, которую объезжал сборщик дани). В состав уезда могли входить станы (места остановок, отдыха) и волости.
В начале 18 века Петр I разделил Русь на губернии с входящими в их состав провинциями и уездами (первоначально дискритами). А к середине 18 века Екатерина II учредила наместничества, наряду с губерниями и областями. Со временем часть губерний стала называться земствами (это административные единицы с местным самоуправлением).
В первой половине 20 века губернии сменились краями и областями, с делением на районы, автономные области и округа. Впервые было заявлено о федеративном государственном устройстве Российской Республики.
Дальнейшие укрупнения, переименования территорий привели к возникновению республик, городов федерального значения. Согласно конституции 1993 года все крупные административные образования страны получили статус субъектов Российской Федерации.
Заключение
Подведу итог вышесказанному. Россия – государство с федеральной формой правления, составными частями которого являются субъекты РФ (регионы страны). Их общее количество – 85. Это республики, округа, края, области, города федерального значения и одна автономная область. Каждому субъекту присвоен уникальный код.
Субъекты наделены правами и обязанностями, не противоречащими Основному Закону страны. Внутренние границы территориальных образований могут меняться по взаимному согласию, выход из состава федерации не предусмотрен.
Друзья, интересуетесь ли вы историей нашей страны? Была ли вам полезна статья? Оставляйте свое мнение в комментариях.
Республика (Россия)
Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 21 из которых являются республиками. [1] В общей сложности республики занимают 28,6 % территории России, в них проживает 16,9 % населения страны.
Республики, в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки.
Большинство современных республик в советский период обладали статусом автономной советской социалистической республики, некоторые были автономными областями. В рамках РСФСР они считались субъектами федерации, будучи национально-государственными образованиями, в отличие от краев и областей — административно-территориальных единиц.
Содержание
История
Большинство современных республик в советский период обладали статусом автономной советской социалистической республики, некоторые были автономными областями. В рамках РСФСР они считались субъектами федерации, будучи национально-государственными образованиями, в отличие от краев и областей — административно-территориальных единиц.
Преобразование из АССР в республики происходило одновременно с «парадом суверенитетов» союзных республик. В принимаемых в ходе этого «парада суверенитетов» государственными органами власти республик документах республики провозглашались носителями суверенитета. При этом, однако, вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава Российской Федерации, как правило, не ставился.
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Признание … за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации …
Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. [2]
Список
Национальный состав российских республик
народ | титульный (%) | русские (%) | другие (%) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
республика | в 1979 г. | в 1989 г. | в 2002 г. | в 2010 г. [3] | в 1979 г. | в 1989 г. | в 2002 г. | в 2010 г. | в 1979 г. | в 1989 г. | в 2002 г. | в 2010 г. |
Адыгея | 21,3 | ▲ 22,1 | ▲ 24,1 | ▲ 25,2 | 70,8 | ▼ 68,0 | ▼ 64,4 | ▼ 63,6 | ||||
Алтай | ▲ 29,1 | ▲ 31,0 | ▲ 33,4 | ▲ 33,9 | ▲ 63,3 | ▼ 60,4 | ▼ 57,4 | ▼ 56,6 | 5,6 | ▲ 5,9 [4] | ▲ 6,2 | |
Башкортостан | 24,3 | ▼ 21,9 | ▲ 29,7 | ▼ 29,5 | 40,3 | ▼ 39,2 | ▼ 36,3 | ▼ 36,1 | 24,5 | ▲ 28,4 | ▼ 24,1 [5] | ▲ 25,4 |
Бурятия | ▲ 23,0 | ▲ 24,0 | ▲ 27,8 | ▲ 30 | ▼ 72,1 | ▼ 69,9 | ▼ 67,8 | ▼ 66,1 | ||||
Дагестан | 86,0 | 11,0 | ▼ 9,2 | ▼ 4,6 | ▼ 3,6 | |||||||
Ингушетия | ▼ 11,7 | ▲ 12,9 | ▲ 77,2 | ▲ 94,1 | ▼ 31,7 | ▼ 23,1 | ▼ 1,1 | ▼ 0,8 | ||||
Кабардино-Балкария | 45,6 | ▲ 52,2 | ▲ 55,3 | ▲ 57,2 | 35,1 | ▼ 31,9 | ▼ 25,1 | ▼ 22,5 | 9,0 | ▲ 9,4 | ▲ 11,6 | ▲ 12,7 |
Калмыкия | ▲ 41,4 | ▲ 45,3 | ▲ 53,3 | ▲ 57,4 | ▼ 42,7 | ▼ 37,6 | ▼ 33,5 | ▼ 30,2 | ||||
Карачаево-Черкесия | 29,7 | ▲ 31,2 | ▲ 38,5 | ▲ 41 | 45,0 | ▼ 42,4 | ▼ 33,6 | ▼ 31,6 | 9,3 | ▲ 9,7 | ▲ 11,2 | ▲ 11,9 |
Карелия | ▼ 11,1 | ▼ 10,0 | ▼ 9,2 | ▼ 7,4 | ▲ 71,3 | ▲ 73,6 | ▲ 76,6 | ▲ 82,2 | ||||
Коми | ▼ 25,3 | ▼ 23,3 | ▲ 25,1 | ▼ 23,7 | ▲ 56,7 | ▲ 57,7 | ▲ 59,5 | ▲ 65,1 | ||||
Марий Эл | ▼ 43,6 | ▼ 43,3 | ▼ 42,8 | ▲ 43,9 | ▼ 47,6 | ▼ 47,4 | ▬ 47,4 | ▬ 47,4 | ||||
Мордовия | ▼ 34,2 | ▼ 32,5 | ▼ 31,9 | ▲ 40 | ▲ 59,7 | ▲ 60,8 | ▬ 60,8 | ▼ 53,4 | ||||
Саха | ▲ 36,9 | ▼ 33,4 | ▲ 45,5 | ▲ 49,9 | ▲ 50,5 | ▼ 50,3 | ▼ 41,1 | ▼ 37,8 | ||||
Северная Осетия | ▲ 50,5 | ▲ 52,9 | ▲ 62,7 | ▲ 65,1 | ▼ 34,0 | ▼ 29,9 | ▼ 23,1 | ▼ 20,8 | ||||
Татарстан | ▼ 47,7 | ▲ 48,4 | ▲ 52,9 | ▲ 53,2 | ▲ 44,0 | ▼ 43,2 | ▼ 39,4 | ▲ 39,7 | ||||
Тыва | ▲ 60,4 | ▲ 64,3 | ▲ 77,0 | ▲ 82 | ▼ 36,2 | ▼ 32,0 | ▼ 20,1 | ▼ 16,3 | ||||
Удмуртская Республика | ▼ 32,2 | ▼ 30,9 | ▼ 29,3 | ▼ 28 | ▲ 58,3 | ▲ 58,9 | ▲ 60,1 | ▲ 62,2 | ||||
Хакасия | ▼ 11,4 | ▼ 11,1 | ▲ 11,9 | ▲ 12,1 | ▲ 79,5 | ▼ 79,4 | ▲ 80,2 | ▲ 81,7 | ||||
Чечня | 52,9 | ▲ 57,8 | ▲ 93,4 | ▲ 95,3 | 31,7 | ▼ 23,1 | ▼ 3,6 | ▼ 1,9 | ||||
Чувашия | ▼ 68,4 | ▼ 67,7 | ▼ 67,6 | ▲ 67,7 | ▲ 26,0 | ▼ 26,6 | ▼ 26,5 | ▲ 26,9 |
Примечание: В столбце «Другие» указаны народы, являющиеся вторыми по численности коренными народами в двусоставных республиках.
Правовой статус субъектов РФ
Особенности классификации республики как субъекта Российской Федерации
Основные классификационные черты республик
Правовой статус обладает особенностями, позволяющими характеризовать определенную административную единицу как субъект Российской Федерации.
Субъект – это государственно-правовое образование на территории Российской Федерации.
Первой, и самой главной характерной чертой правового статуса республики, находящейся в составе Российской Федерации, представлено то, что республика не обладает независимостью и не имею права закреплять ее в своих конституционных нормах. Не существует объективных как правовых, так и теоретических оснований для признания республики как суверенного субъекта. Наличие такого правовой нормы в Конституции нарушает принцип равноправия субъектов Российской Федерации. В части 2 статьи 5 Конституции России, термин «республика» не означает государственной независимости республики. Данным термином отражаются лишь конкретные особенности относительно конституционно-правового статуса республик в составе РФ, которые определяются спецификой исторического развития федерации на территории России.
Следующей особенностью республики является Конституция республики, принимаемая законодательным органом власти, Конституционным собранием (Дагестан, Бурятия), то есть особым представительным органом, референдумом (Республика Мордовия, Удмуртская Республика), при условии того, что в других субъектах уставы могут быть приняты государственным органом законодательной власти (согласно части 1, 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации).
Некоторыми республиками предусмотрена народная законодательная инициатива.
В Республике Тыва с предложением об изменении конституции может быть группа не менее 1000 человек, в Республике Ингушетия – не меньше 10 тысяч человек, в Удмуртской Республике – не менее 50 тысяч человек.
Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» регламентируется единственный способ изменения положения конституций субъектов Российской Федерации – это внесение поправок. Но конституциями других отдельных республик допускается иной способ изменения конституционных положений – пересмотр самой Конституции (Конституция Республики Кабардино-Балкарии, принятая 01 сентября 1997 года).
Дополнительные особенности классификации республики в качестве субъекта РФ
Одной из таких особенностей является то, что республики в составе РФ могут устанавливать собственный государственный язык в соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации. Муниципальные и государственные органы власти, государственные организации, учреждения наравне с государственным языком РФ, то есть русским языком, могут использовать государственный языки соответствующей Республики (например, при составлении документов).
Во время заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, а также на парламентских слушаниях члены Совета Федерации, депутаты ГД могут выступать на государственном языке или языке народов, проживающих на территории Российской Федерации, при наличии переводчика на государственный язык Российской Федерации согласно регламенту палат Федерального Собрания РФ.
Субъекты Российской Федерации имеют право на создание конституционных судов. На данный момент конституционные суды функционируют на территории республик Тыва, Адыгея, Карелия, Татарстан.
Ранее республикам было предоставлено право на установление собственного гражданства согласно статье 2 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации», принятого 28 ноября 1991 года. Но это право было изъято на основании Закона «О гражданстве Российской Федерации» принятого 31 мая 2002 года.
Состав субъектов РФ, их статус и общая характеристика
Состав субъектов РФ
Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):
Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.
Статус субъектов РФ
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.
Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Особенности правового статуса республик
Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.
Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не
Общая характеристика субъектов РФ
Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:
В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.
Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.
Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.
Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную гарантию. Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следовательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу исключительного ведения субъектов РФ.
Отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти или должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти.
Это может произойти в случаях, если:
Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, должны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведения переговоров и использования иных согласительных процедур. В случае необходимости стороны договора, соглашения могут создавать согласительные комиссии.
Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.
По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ — нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей, правового социального государства и др.). Проверку соответствия конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осуществляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.
Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.
Федеральный закон установил круг вопросов, решение которых относится к полномочиям по совместному ведению и осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопросов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.
Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом должны соблюдать:
Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, принимая долговые обязательства и обязательства по их реструктуризации. Эти соглашения не являются международными договорами. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовывались с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут ответственности по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регистрируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.