Что такое реставрация история 9 класс

Значение слова «реставрация»

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины). [Архитектор] был вызван для реставрации кладбищенской церкви. Чехов, Старость. [Штруф] занимался также реставрацией картин, и Петр Евграфович нанял его промыть загрязненный лак на тестевом портрете. Леонов, Скутаревский.

2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя. Что такое реставрация? Переход государственной власти в руки политических представителей старого порядка. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов. — Какого ты мнения, друг мой, — спрашивал он, — о реставрации монархического начала в современной Франции? Куприн, Поединок.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.

РЕСТАВРА’ЦИЯ, и, ж. [латин. restauratio]. 1. Восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (особенно произведений искусства). Р. картины. Р. дворца. 2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя. Окончательная победа социализма есть полная гарантия от попыток интервенции, а, значит, и реставрации, ибо сколько-нибудь серьезная попытка реставрации может иметь место лишь при серьезной поддержке международного капитала. Сталин [«К итогам работ XIV конференции РКП(б)»]. 3. [Р прописное]. Период с 1814 по 1830 г. во Франции, когда после Наполеона Бонапарта власть вновь перешла к Бурбонам, династия к-рых была свергнута во время буржуазной революции конца 18 в. (истор.). Эпоха Реставрации. Люди времени Реставрации.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

реставра́ция

1. действие по значению гл. реставрировать; восстановление в первоначальном виде чего-либо обветшавшего или разрушенного (обычно произведений и памятников искусства, зданий и т. п.) ◆ Когда проходила реставрация здания, на фасад повесили картонную имитацию этих окон, чтобы гармоничный облик Университетской набережной не был нарушен. Нина Щербак, «Роман с филфаком», 2010 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ) ◆ О его художественной и исторической ценности говорит тот факт, что, когда в 1979 году проводилась капитальная реставрация дворца, французское министерство культуры предлагало за этот гобелен провести реконструкцию всего здания. Олег Гриневский, «Тысяча и один день Никиты Сергеевича», 1997 г. (цитата из НКРЯ)

2. книжн. действие по значению гл. реставрировать ◆ Известно также, что реставрация монархии не удалась потому, что Гамбетта и Клемансо, оппортунист и радикал, организовали в значительной части Франции ряд вооруженных комитетов, готовых восстать, как только начнется государственный переворот. П. А. Кропоткин, «Записки революционера», 1902 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но возрождение язычества, реставрация языческих религий есть безумие, есть дело, враждебное религии. Н. А. Бердяев, «Философия свободы», 1911 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: урывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Реставрация

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

«§ 4. Сущность консервации монументов в том, чтобы поддерживать их в неизменном состоянии.»

— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.

Содержание

История реставрации

Этические проблемы реставрации

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.

По Ю.Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.

Основные принципы научной реставрации и консервации:

По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от омногих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип: «не навреди». [5]

Для России сферу охраны памятников регулируют:

Источник

РЕСТАВРАЦИЯ

Смотреть что такое РЕСТАВРАЦИЯ в других словарях:

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ

реставрация ж. 1) Восстановление в первоначальном виде обветшалых или разрушенных памятников искусства. 2) перен. Восстановление свергнутого политического строя.

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, повреждённых или искажённых памятников истории и культуры (архитектур. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ во Франции, период вторичного правления династии Бурбонов, свергнутой в кон. 18 в. в результате Великой франц. революции. Различают 1-ю Р. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ и, ж. restauration f., нем. Restoration <лат. restauratio восстановление. 1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. попорченного. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

Лит.: Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М., 1961; Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966; Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974; Методика реставрации памятников архитектуры / Под ред. Е. В. Михайловского. М., 1977; Реставрация произведений станковой масляной живописи. М., 1977; Восстановление памятников культуры: Сб. ст. / Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1981.

РЕСТАВРАЦИЯ

-и, ж. 1.Восстановление в первоначальном виде чего-л. обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины).[Архитектор] бы. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

Реставрация (Restoration) (1660), восстановление в Англии и Шотландии монархии Стюартов в рез-те воцарения Карла II, находившегося в изгнании сына казненного короля Карла I. Оливеру Кромвелю так и не удалось примирить роялистов с респ. строем; его правление в большей степени опиралось на армию, чем на поддержку народа. Со смертью Кромвеля в 1658 г. протекторат потерял свою гл. опору, а его преемника Ричарда Кромвеля армия без особого труда отстранила от власти. Хорошо продуманные действия генерала Монка в Шотландии и Англии и Кларендона, находившегося в изгнании вместе с Карлом II, обеспечили бескровную Р. в мае 1660 г. Перед тем как покинуть Голландию, Карл II в Бредской декларации (Бреда) пообещал прощение и фактически выразил намерение сотрудничать с парламентом. Р. сопровождалась восстановлением роли англиканской церкви, ростом состояний «кавалеров» (хотя те, кто продал поместья, чтобы заплатить штрафы, не могли получить их обратно), подъемом культурной и обществ, жизни. Но, как скоро убедился Карл II, Р. не вернула монархии Стюартов абс. власть. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

Предпосылкой Р. является безупречная консервация объекта, которая обеспечивается точностью, знакомством с материалом, тесным контактом между ре. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

Триер Триас Трас Травея Траверс Трава Тис Тирс Тире Тир Тиара Тес Терция Терраса Терия Твие Тверца Тая Тарас Тара Таиса Таис Таир Таец Таврия Тавр Сятие Стрия Стр Стерва Стер Стая Стация Старцев Старица Старец Ставец Став Ситце Ситар Сиерр Сивер Сет Серия Серир Серв Сера Севр Сев Свитер Свита Света Свая Сват Свара Сатир Сати Сартр Сарта Сарра Сари Сара Саарец Саар Ряст Ряса Рия Рита Рис Риа Рет Реставрация Рев Рая Рация Рацея Расцвет Растр Растеря Раст Раса Раия Раис Рават Итр Истра Истец Исаев Иса Ера Еврат Евр Ева Все Врата Врасти Вица Витя Вита Вит Вист Вис Вира Вие Вести Вест Вес Верста Версия Верист Вера Ватер Вата Вася Варя Вар Ваия Ваер Аят Атас Трясавица Ася Асцит Астр Трясца Аста Артерия Царев Арт Ария Царствие Цата Цвести Ариец Арест Ареса Цвет Цвета Цета Цистра Ярица Аравия Аист Аир Авт Австрия Ясир Австерия Авист Авиа Авест Аверс Авария Аварец Авар Яствие Австриец Ява Цитра Цитер Арат Циста Цис Цея. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

1) Орфографическая запись слова: реставрация2) Ударение в слове: реставр`ация3) Деление слова на слоги (перенос слова): реставрация4) Фонетическая тран. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ восстановление в первоначальном виде: 1) произведений искусства, пострадавших от времени; 2) общественно-политического строя или прав. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ реставрации, ж. (латин. restauratio). 1. Восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (особенно произведений искусства). Реставрация картины. Реставрация дворца. 2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя. Окончательная победа социализма есть полная гарантия от попыток интервенции, а, значит, и реставрации, ибо сколько-нибудь серьезная попытка реставрации может иметь место лишь при серьезной поддержке международного капитала. Сталин («К итогам работ XIV конференции РКП(б)»). 3. (Р прописное). Период с 1814 по 1830 г. во Франции, когда после Наполеона Бонапарта власть вновь перешла к Бурбонам, династия к-рых была свергнута во время буржуазной революции конца 18 в. (истор.). Эпоха Реставрации. Люди времени Реставрации.

РЕСТАВРАЦИЯ

(лат. resauratio — восстановление) — восстановление памятников культуры и искусства, разрушенных временем, неблагоприятными условиями бытования, губительными воздействиями. Реставрируются археологические находки, архитектур-ные сооружения, произведения изобразительного и декоративно-пракладного искусства. Основными фор-мами реставрации являются: консервация — сохранение памятника в дошедшем до нас виде; частичная реставрация — выявление скрытых под историческим наслоениями подлинных фрагментов памятника; пол-ная реставрация — восстановление целостного перво-начального облика памятника. смотреть

РЕСТАВРАЦИЯ

Источник

Реставрация

Реставра́ция (от позднелат. restauratio — восстановление)

восстановление, возобновление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (архитектурные памятники, произведения искусства, звукозаписи, кинофотодокументы, рукописи и т. д.). См. также Консервация.

во Франции, период вторичного правления династии Бурбонов (См. Бурбоны), свергнутой в конце 18 в. в результате Великой французской революции. Различают 1-ю Р. (1814—15) и 2-ю Р. (1815—1830), отделённые одна от другой периодом «Ста дней» (См. Сто дней). Конец режиму Р., представлявшему интересы главным образом дворянства и клерикалов, был положен Июльской революцией 1830 (См. Июльская революция 1830).

в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искажённых памятников истории и культуры (архитектурных сооружений, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и пр.) с целью сохранить их историческое и художественное значение (как частный случай — с целью вернуть первоначальный облик). Р. является составной частью охраны памятников истории и культуры (См. Охрана памятников истории и культуры) и имеет важное значение для общей истории и истории искусства. Проводимые при Р. исследования нередко коренным образом меняют сложившиеся концепции исторического развития (например, в 1890-е гг. при реставрационных работах И. Е. Забелина в Успенском соборе 12 в. во Владимире были достаточно точно установлены существенные черты стилистики древнерусских построек домонгольского периода; иногда аналогичную роль играет Р. произведений изобразительного искусства). Попытки Р. памятников архитектуры известны уже в античный период, однако до рубежа 18 и 19 вв. они обычно сводились к простому ремонту; под Р. произведений изобразительного искусства и памятников материальной культуры вплоть до конца 19 — начала 20 вв. подразумевали подновление объекта., на которое большое влияние оказывал уровень знаний в области истории искусств и материальной культуры. На рубеже 18 и 19 вв. задачей Р. стали считать «восстановление первоначального облика» или «великолепия» поврежденных или искажённых позднейшими перестройками и переделками памятников. Однако цель была поставлена ошибочно, так как невозможно полностью вернуть первоначальный облик художественных произведений, искажённых в течение веков. Отсутствовала и научно разработанная методика Р. (произведения архитектуры, изобразительного искусства и материальной культуры произвольно дополнялись и изменялись в соответствии с изменившимися вкусами, практическими потребностями и т.п.). Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся памятников культуры. Некоторые ограничения и предписания для производства реставрационных работ (в том числе обязательность предшествующего Р. глубокого изучения как самого здания, так и архитектуры периода его постройки, недопустимость компилятивных заимствований даже со зданий одного хронологического периода) были предложены Э. Э. Виолле-ле-Дюком. Архитектурная одарённость позволила ему в некоторых Р. (преимущественно в ранний период деятельности, например в соборе Нотр-Дам в Париже в 1840-е — 1850-е гг.) добиться удовлетворительных результатов. Существенные ошибки допускались при реставрационных работах в России и в середине 19 в. Так, пресловутым стремлением к «единству стиля» была обусловлена Р., например, Дмитриевского собора во Владимире (были разобраны не только колокольня начала 19 в., но и приделы 16 в. и даже первоначальные угловые башни 12 в., ошибочно принятые за позднейшие пристройки). Отдельные ценные научные Р. проводились уже в первые десятилетия 19 в. Лишь с конца 19 в. накопление систематических знаний в области истории искусств и материальной культуры, а также инженерно-технических знаний сделало возможной подлинно научную Р. На развитие теории и практики Р. большое влияние оказали проведённые греческим архитектором Н. Баланосом в 1898—1917 работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилей в Афинском акрополе. В России на производство реставрационных работ начала оказывать благотворное влияние Археологическая комиссия Русского археологического общества; П. П. Покрышкин при Р. церкви Спаса на Берестове в Киеве (1903—04) выявил подлинные части здания 11—12 вв., раскрыв их от наслоений, но при этом сохранил колокольню (19 в.), апсиды и главы 17 в. Большую известность получила Р. в 1908—12 церкви Василия (12 в.) в Овруче по проекту А. В. Щусева. На рубеже 19 и 20 вв. складывается научная теория Р., наиболее разработанная в отношении памятников архитектуры (труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии и др.).

Основу теории современной Р. составляет понятие о реставрационном методе и дифференциации различных реставрационных методов, из которых для современной практики имеют значение три: Консервация, т. е. работы, не меняющие облик памятника, сохранившийся к моменту начала этих работ; аналитический (археологический) метод, сложившийся в главных чертах в ходе работ на Афинском акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии реставраторов (утверждена в 1932 и является основным методическим руководством для Р. в стране), а в СССР сформулированный И. Э. Грабарём (См. Грабарь) и применявшийся в практических работах под его руководством; синтетический метод, применяемый как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную Р. памятника. Важнейшие принципы аналитического метода, утвержденные 2-м Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции (1964), сводятся к следующему: памятник — это научный документ, исторический источник; основной целью Р. является «прочтение» этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника; для достижения цели Р. проводится по возможности наименьший объём работ, все вновь добавленные элементы должны быть выделены; все пристройки выполняются в современном стиле. Современные приёмы Р. допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов. Для Р. могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается. Разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника Р. позволяет укреплять поврежденную кладку без её нарушения. Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурное (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания. На натуре изучаются причины обветшания, повреждений, нарушения статического равновесия памятника; для исследования состояния конструкций используются технические средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений и деформаций памятника и исследуются специфические особенности основных строительных материалов и растворов. Если состояние памятника угрожающее, то уже в процессе предварительного обследования принимаются меры по аварийному ремонту. Изучаются элементы и детали, относящиеся к первоначальному облику здания, его стилевая характеристика, имеющиеся позднейшие наслоения, пристройки и переделки с их строительными и стилистическими особенностями. Историческая и художественная ценность этих наслоений, пристроек и переделок устанавливает специальная комиссия. Затем (или одновременно) проводится полный археологический обмер памятника и его фотофиксация. В ходе историко-архивного исследования изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии, картины, рисунки, на которых воспроизведён памятник, а также другие его изображения (например, на медалях, печатях). Для ценных в историческом или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность. Для Р. разрушенных сравнительно недавно памятников, имеющих выдающееся национальное значение, иногда применяется синтетический метод. Часто одновременно с Р. составляется проект приспособления памятника к его новому использованию (например, бывшего жилого дома для размещения музейной экспозиции). При применении аналитического метода Р. различные аналогии на других зданиях (отдельные элементы здания, декоративные детали, конструкции, приёмы каменной кладки и т.п.) используются лишь для общих выводов и анализа памятника, при синтетических — могут играть существенную роль для восстановления в натуре частей и отдельных деталей памятника. Необходимые раскрытия ведутся послойно и с большой осторожностью, так как в наслоениях могут быть ценные фрагменты или их следы. Раскрытия проводятся только после предварительных зондажей или шурфов, когда известно, что под наслоениями есть ценные и хорошо сохранившиеся элементы. Замена и восстановление разрушенных элементов производятся только на основе бесспорных данных об их первоначальном или прежнем облике. В количественном соотношении подлинных и восстановленных частей и элементов обязательно должны преобладать первые. Весь процесс Р. подробно фиксируется в дневниках и фотографиях.

Р. произведений изобразительного искусства и материальной культуры чаще преследует цель их восстановления в состоянии и виде наиболее близком к первоначальному. Как и Р. памятников архитектуры, она объединяет в себе понятия и процессы консервации и собственно Р. Научно обоснованная современная Р. развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта Р., причин и видов его разрушений и привнесённых искажений, глубокого изучения истории искусства и материальной культуры. Р. предшествует предварительное всестороннее изучение объекта Р. с привлечением химических, оптических и физических исследований материалов и технологии создания объекта (спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др.). В процессе Р. восстанавливаются утраченная механическая прочность объекта Р. путём введения в его структуру родственных материалов (например, пропитка известковой водой слоя штукатурки под стенной живописью, животным клеем грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя клеевой живописи) или высокопрочных синтетических, не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи, раскраски и позолоты произведений скульптуры и резьбы, удаляются (целиком или отдельными участками) или восстанавливаются химически и структурно изменившиеся элементы объекта (удаление потемневшего лака или олифы с живописи, рыхлой патины со скульптуры и различных изделий из сплавов меди и других металлов, отбеливание бумаги, восстановление цвета свинцовых белил и др.). Проводится частичное или полное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства, к станковой и монументальной живописи. Дополнения в живописи, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей, сохраняют как художественно-исторических документ. Если поздние слои живописи имеют художественную или историческую ценность, то их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Выполнение утраченных частей предметов материальной культуры, а также произведений живописи и скульптуры допускается, когда нужно придать большую прочность сохранившимся подлинным частям (восстановление штукатурного слоя под монументальной живописью, Левкаса в иконах, утраченных частей холста и грунта в масляной живописи, долив бумажной массы в произведения графики, документы и пр.). В скульптуре соединяются и крепятся (иногда на специально изготовленном каркасе) разрозненные детали. Яркие белые или цветные вставки грунтов, которые мешают восприятию авторской живописи, тонируют легко различимыми и удаляющимися красками. Произвольная реконструкция утраченных мест в живописи недопустима; как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии предварительной изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений слоем легко растворимого лака.

В СССР Р. памятников истории и культуры с первых лет Советской власти осуществляется под контролем государственных учреждений; уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия (занималась Р. памятников архитектуры; во главе работ по Р. произведений изобразительного искусства стояла Комиссия по сохранению и раскрытию памятников искусства), преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). В ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря была разработана научная методика Р. Реставрационные работы, проведённые в Московском Кремле в первое десятилетие Советской власти, получили общее признание в СССР и за рубежом. С 1948 создана широкая сеть республиканских, областных и городских (в крупных городах) мастерских по Р. преимущественно памятников архитектуры, в 1958 — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР). С дореволюционного периода реставрационные мастерские имеют Эрмитаж, Русский музей в Ленинграде, Третьяковская галерея, Исторический музей в Москве, ныне многие художественные и исторические музеи страны. Отделы гигиены книг и реставрационных документов есть в крупных библиотеках, хранилищах рукописей и архивах. При архитектурно-реставрационных мастерских имеются группы Р. живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, связанных с памятниками архитектуры. В СССР реставрационные работы ведутся систематически и в больших объёмах (охватывая памятники архитектуры и истории, музейные собрания и пр.). Особенно большой размах эти работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941—45, когда были реставрированы многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ростове-Ярославском, Суздале, Ленинграде, Москве, Киеве, в республиках Прибалтики и Средней Азии. Выдающимся достижением советских реставраторов стала Р. дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда — в Павловске, Петродворце (См. Петродворец), Пушкине и др., которым фашистская оккупация нанесла особенно значительный урон. Учитывая их большое историко-художественное значение и необходимость сохранить для грядущих поколений произведений выдающихся зодчих, ваятелей, садоводов и строителей 18—19 вв., на основе использования синтетического метода была поставлена и решена задача целостной Р. ансамблей. Сразу после освобождения от оккупации развернулись обширные работы по укреплению и обмеру руин дворцов и садово-парковых сооружений, сбору их уцелевших фрагментов, по расчистке парков от завалов и подсадка молодых деревьев взамен уничтоженных и многое др. Позже была восстановлена грандиозная система фонтанов Петродворца, началась Р. дворцов и павильонов и их интерьеров (полностью не закончена). На строго научной основе, с использованием обширных архивного и изобразительного материалов, восстановлены как сами многочисленные постройки, так и их декоративная скульптура, лепнина, резной позолоченный декор из дерева, наборные паркеты, плафоны и многое др. В ходе Р. были разработаны новые приёмы моделирования и восстановления деталей (например, резьбы по дереву, лепных украшений). Эти крупнейшие в мире реставрационные работы проведены большим коллективом архитекторов-градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник, В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А. В. Трескин и др.) и специалистов других профессий. При Р. иногда восстанавливался первоначальный характер построек, измененный в 19 в. (например, воссоздан Актовый зал в Лицее в Пушкине, уничтоженный в 1843). Эти работы, а также Р. разрушенных в годы Великой Отечественной войны 1941—45 памятников архитектуры Новгорода, Пскова и других городов определили общее направление советского реставрационного дела: преобладает стремление восстановить близкий к первоначальному так называемый «оптимальный облик» памятника архитектуры. Значительные реставрационные работы провели советские специалисты-реставраторы: архитекторы — В. С. Баниге, П. Д. Барановский, А. Д. Варганов, Л. А. Давид, П. Н. Максимов, Н. Н. Померанцев, Д. П. Сухов, А. В. Столетов, Н. Н. Соболев и др.; в области живописи — В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины, Е. И. и Н. И. Брягины, В. Е. и Д. Е. Брягины, С. С. Чураков, В. В. Филатов, В. Н. Яковлев и др.; в области скульптуры — М. А. Александровский, И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.; в области графики — В. Н. Крылова, Ю. П. Нюкша и др.; в области прикладного искусства — Т. Н. Александрова-Дольник, Ф. Я. Мишуков и др.

Обмен опытом между специалистами-реставраторами разных стран осуществляет Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам.

Лит.: Кудрявцев Е. В., Техника реставрации картин, М., 1948; Костров П. И., Техника живописи и консервация росписей Древнего Пянджикента, в книге: Живопись Древнего Пянджикента, М., 1954; Филатов В. В., Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; Семенович Н. Н., Реставрация музейных тканей. Теория и технология, Л., 1961; Грабарь И. Э., О древнерусском искусстве, М., 1966; Михайловский Е. В., Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций), М., 1971; [Целиков А. И.], Охрана, реставрация и консервация памятников русской архитектуры (1917—1968). Библиографический указатель литературы, М., 1970; [Волкова Л. В.], Реставрация, консервация и хранение музейных художественных ценностей. Указатель литературы, М., 1974; Методика и практика сохранения памятников архитектуры. Сб., М., 1974; Ополовников А. В., Реставрация памятников народного зодчества, М., 1974; Viollet ie Due Е. E., Restauration. B кн.: Dictionnaireraisonné de I ‘architecture française du Xl-e au XVI-e siècle, t. 8, P., 1866; Riegl A., Der moderne Denkmairkultus. Sein Wesen und seine Entstehung, W., 1903; Petr F., О starých malbách a jejich restaurování, P., 1954; Slánský B., Technika malby, dl 2 — Průzkum a restaurování obrazů, Praha, 1956; Marijnissen R. Н., Degradation, conservation et restauration de l’oeuvre d’art, v. 1—2, Brux., 1967.

Е. В. Михайловский (реставрация архитектуры), В. В. Филатов.

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

Замок Кэрби Мэкслоо (15 в.) в Англии после реставрации, 1950-е гг. Выявлены и реставрированы подлинные сохранившиеся части.

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

Портик кариатид храма Эрехтейона (421—406 гг. до н. э. ) на акрополе в Афинах. Реставрация Н. Баланоса. 1902—1909. Светлым материалом выделены добавленные части.

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 1 — до реставрации;

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 2 — после реставрации (1938, 1960, реставраторы В. И. Балдин, И. В. Трофимов).

Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть фото Что такое реставрация история 9 класс. Смотреть картинку Что такое реставрация история 9 класс. Картинка про Что такое реставрация история 9 класс. Фото Что такое реставрация история 9 класс

Большой Дворец и Большой каскад с гротом после реставрации (проект 1945, Н. В. Баранов, А. Э. Гессен, А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *