Что такое ресторан мишлен
В Москву приходит Michelin: что нужно знать о самом известном ресторанном рейтинге
Под конец года московскую ресторанную индустрию, достаточно настрадавшуюся в последнее время, порадовали отличными новостями: в 2021-м в столицу приходит ресторанный гид Michelin. Это, безусловно, радостно, но вот что еще нужно знать, чтобы прослыть самым информационно подкованным в вопросах новой гастрономической реальности Москвы. Объясняет наш ресторанный критик Александр Ильин.
Суть происходящего можно обозначить одним словом: дождались! Сегодня утром мэр Москвы Сергей Собянин объявил в своем Instagram, что в Москву приходит ресторанный гид Michelin. Чуть позже в YouTube появилось короткое интервью с Гвендалем Пулленеком, международным директором гидов Michelin, в котором он подтвердил слова Собянина: да, в 2021 году «Красный гид» по ресторанам Москвы будет представлен. Никаких подробностей пока нет, но довольно и сказанного: слухи о явлении Michelin среди российской публики циркулировали уже лет шесть, и тема даже несколько перегрелась.
Однако тут вот какое дело: все говорят слово «Michelin», но мало кто реально понимает, что оно значит. Поэтому мы решили составить краткий гид по гиду.
Что такое гид Michelin?
На сегодняшний день это самый известный и авторитетный ресторанный справочник в мире – несмотря на то, что новые справочники, гиды и приложения запускаются чуть ли не еженедельно. Определение «мишленовский», однажды полученное рестораном, осеняет его своей живительной тенью долгие годы. Повара любого ранга, поработавшие в таком заведении, пожизненно указывают этот факт в своих резюме. В общем, круче нет ничего.
Имеет ли он какое-то отношение к производителю автомобильных шин?
Самое прямое, это издатель гида и его главный спонсор. Более того, идеологически Michelin был задуман как путеводитель для автомобилистов, путешествующих по Франции – где бы им поесть. И, кстати, в этой связи изначально в справочнике не было парижских ресторанов, потому что зачем писать о том, что и так под боком; впрочем, продлилось это недолго.
Первый гид вышел в 1900 году. Это был вполне утилитарный список отелей, стоянок, шиномонтажей и закусочных, ни о какой гастрономии и рейтинге речи не было. До 1920 года его раздавали бесплатно. Затем самые дорогие рестораны стали помечать так называемой звездой, больше похожей на маргаритку, ну и заодно продавать справочник. Свой нынешний вид Michelin приобретал постепенно. В 1926 году одна звезда означала отменную кухню, в 1932 году появились две и три звезды.
В настоящий момент Michelin использует практически свой собственный алфавит, позволяющий весьма точно описать ресторан. Помимо прочего, появились так называемые рекомендации: заведение получает заветную наклейку на дверь, хоть и без звезд, но исправно привлекающую туристов.
На каких условиях гид приходит в город или страну?
Это непробиваемая коммерческая тайна; но очевидно, что не даром. Потому что Michelin практически гарантирует стабильный туристический поток, причем из весьма состоятельных туристов. Кроме того, администрация гида принимает во внимание, насколько высок уровень общепита и насколько он важен в культурном смысле. Ну и ключевой момент: продукты должны быть по максимуму местными. Хотя местные в России и, к примеру, в Бельгии – это совершенно разные вещи.
Как и кто оценивает рестораны для гида Michelin?
Вот это, кстати, абсолютная тайна, потому что ни ресторанных критиков, ни гастрономических журналистов туда работать не берут. Инспектор гида обречен на полную анонимность, безмолвие и абсолютную объективность. Его личные вкусы в еде не имеют ни малейшего значения, и он не выставляет оценки как таковые, а заполняет длиннющую, скрупулезно разработанную анкету. Видели ли мы эту анкету? Нет, не видели. А если даже видели, то не скажем.
Что вообще дают эти самые мишленовские звезды?
Смотря сколько звезд и кому. Три звезды для ресторана – это сплошные хлопоты и траты для ресторатора, вынужденного непрерывно поддерживать заданную высочайшую планку; хотя все понимают, на что идут. Ресторан с тремя звездами для города, где он находится, – безусловное благо, средство привлечения туристического потока, новые рабочие места. Первая звезда для молодого повара, только что открывшего свой ресторан, – одна из сильнейших мотиваций для развития. Две звезды еще приносят маркетинговую пользу, но пока не урезают доходы.
А звезду получает ресторан или его шеф-повар?
Ресторан. В мишленовской звезде много составляющих, и качество кухни – лишь одна из них. Более того, когда шеф в силу каких-либо причин покидает ресторан, это вовсе не означает автоматической потери звезды.
Фото: Emmanuele Contini/NurPhoto via Getty Images
Где сейчас больше всего мишленовских ресторанов и всегда ли это пафосно и дорого?
Больше всего мишленовских ресторанов в Токио. Причем сразу с момента прихода гида в Японию. Токийские рестораны суммарно набрали 191 звезду против 98 тогдашних звезд Парижа, например. С тех пор положение не изменилось.
Но ресторан со звездами не всегда самый дорогой. Самый яркий пример – лапшичная Hill Street Tai Hwa Pork Noodle в Сингапуре, у которой нет даже отдельного помещения, а только корнер на фуд-корте – и одна звезда Michelin. Поглядим, как получится в Москве.
Что может дать гид Michelin конкретно Москве?
Как сказано выше, он должен привлечь новый и очень обеспеченный туристический поток. В России почему-то принято недооценивать путешественников-фуди, склонных тратить на еду тысячи долларов – а их в мире, между тем, много.
Фото: Scott Wintrow/Getty Images For Michelin
Кроме того, само по себе сотрудничество Москвы с Michelin говорит о серьезности намерений городской администрации по части все той же самой туристической политики, и первое подтверждение уже есть: Собянин сообщил о планах введения электронных виз, что сделает посещение города существенно менее головоломным мероприятием.
И надеемся, что появление признанного во всем мире ориентира преобразит саму структуру столичного общепита – вырастет ценность авторской позиции повара, увеличится интерес к местным производителям деликатесов, даже булочные станут лучше. Вырастет общее качество ресторанов, даже не имеющих прямого отношения к мишленовской парадигме, равно как и общественный интерес к ним (не сразу, но обязательно). Как говорится, в прилив все лодки поднимаются.
Какие московские рестораны достойны мишленовских звезд?
Точный прогноз дать невозможно, поскольку мишленовская логика, во-первых, не совсем очевидна, а во-вторых, сильно отличается от логики простых потребителей. В частности, инспекторы Michelin не руководствуются соображениями моды и не посещают заведения без четко выраженной авторской позиции.
Можно предположить, что существенная часть нашего списка 24 самых важных ресторанов Москвы будет отмечена ими в той или иной мере. Самые, на наш взгляд, очевидные: сделанные досконально по мишленовским канонам Ovo, Savva и Selfie, самые знаменитые в гастрономическом мире Twins Garden и White Rabbit, объясняющая все про национальную кухню «Матрешка», славное за рубежом «Кафе Пушкинъ», задорный Buro TSUM и атмосферные «Северяне». Но не факт, что у Michelin будет такое же мнение.
Кому светят звезды Michelin. Что важно знать о главном ресторанном гиде
Почему звезда Michelin — это знак качества
Как отмечает международный директор гида Michelin Гвендаль Пулленек, рейтинг следует пяти критериям: качество ингредиентов, искусность приготовления, сочетание вкусов, креативность шефа и соотношение цена-качество. Как именно ведется оценка каждого ресторана — неизвестно. Немаловажно, что система попадания в рейтинг имеет мифологический антураж: инспекция проводится анонимно и тайно — владельцы заведения не знают, когда к ним зайдет не рядовой гость, а специальный, нанятый гидом. Разглядеть «подвох» не удастся, даже если присматриваться к знаменитым гостям: компания не допускает к должности инспектора публичных лиц ни при каких обстоятельствах. Кстати, семьи и друзья тоже не знают о ресторанной стороне жизни ревизоров — раскрывать профессию «тайного агента» запрещено даже самым близким людям. На сегодняшний день в международной инспекции работают представители 50 национальностей, и команда ежегодно пополняется. Решение о присуждении звезд принимается коллегиально на основе анализа отчетов команды ревизоров.
Кроме того, инспекторы Michelin славятся своей неподкупностью (хотя скандалы, связанные с обвинениями в предвзятости инспекторов, возникали неоднократно). Самое главное, присуждение звезды гарантирует повышение статуса заведения, отчего рестораны вступают в конкуренцию и рынок гастрономии оживает и меняется.
По словам покойного шеф-повара Жоэля Робюшона, любимца Michelin, экономические выгоды для ресторанов огромны: даже одна звезда может увеличить доходы бизнеса на 20%, две звезды — на 40%, а три звезды — на 100%.
Как рейтинг возник?
В начале XX века, на заре широкой экспансии автомобильной культуры, компания-производитель шин Michelin выпускала брошюры-путеводители с информацией о стоянках, заправочных и закусочных. Первые издания распространялись во Франции, затем братья Эдуард и Андре Мишлен выпустили путеводители по Бельгии, после — по Британским островам, Германии, Испании и Португалии, Италии и Корсике. На время Первой мировой печать справочников замерла, но после войны отредактированные в соответствии с новой геополитической обстановкой брошюры снова стали издавать. Причем абсолютно бесплатно — до 1920 года, пока Андре Мишлен не увидел у торговца шинами экземпляр гида, который служил опорой для качающегося стула. Тогда бизнесмен понял: люди уважают только то, за что приходится платить. И установил цену на гид — 750 франков.
С ценообразованием изменилось и содержание: рестораны и кафе категоризировали, добавили гостиницы и избавили справочник от рекламы. Заметив популярность раздела о ресторанах, братья Мишлен наняли команду «инспекторов» для проверки заведений на условиях анонимности. К 1930-му возникла система присуждения звезд — она действует до сих пор.
Что это за звезды?
Всего их три, и напоминают они цветок. Одна звезда означает, что в ресторане хорошая кухня. Две звезды — что еда отличная и стоит того, чтобы специально посетить ресторан, даже если в планах на маршруте его не было. Три звезды — ради ресторана стоит совершить отдельное путешествие, а шеф-повар в таком заведении — непревзойденный мастер. К слову, если повар «мишленовского» ресторана решит сменить место работы, звезды он забирает с собой.
Michelin раздает только звезды?
Нет, еще есть ряд других значков. BiB Gourmand с человечком Бибендумом говорит о превосходном соотношении цены и качества ресторана, скрещенные столовые приборы — о качестве обслуживания, кисть винограда — о превосходной винной карте и так далее. В 2019 году появился новый символ — зеленая звезда. Он присуждается ресторанам, которые поддерживают принципы социального потребления, минимального количества отходов и соблюдают нормы здорового питания.
Может ли ресторан лишиться звезд Michelin?
Да, если качество блюд снизится и ресторан не сможет поддерживать высокие стандарты Красного гида. Но бывает так, что рестораны выпадают из рейтинга по другим причинам, с едой не связанным. Например, в 2019 году суши-ресторан Sukiyabashi Jiro Honten исключили из рейтинга, но не потому, что еда в нем испортилась, а потому, что попасть широкой публике туда стало невозможно. Sukiyabashi Jiro Honten сообщил, что больше не бронирует места по телефону. В 2021-м 45 французских заведений, 22 британских и шесть ресторанов из Гонконга и Макао лишились звезд по причине развала бизнеса из-за пандемии.
Где издают Красный гид?
В странах Европы: Франция, Австрия, Бенилюкс (одним гидом), Италия, Германия, Испания, Португалия (одним гидом), Швейцария, Великобритания, Ирландия (одним гидом). Также существуют отдельные гиды по Нью-Йорку, Лос-Анджелесу, Лас-Вегасу, Чикаго, Сан-Франциско, Токио, Киото и Осаке (одним гидом), Гонконгу и Макао (одним гидом), Парижу (указаны те же рестораны, что и во французском гиде), Лондону и главным городам Европы («Main Cities of Europe»). В России и Москве его еще не было, как и звезд Michelin. Кстати, рекордсменом по мишленовским ресторанам остается Токио — там их 226.
Какие рестораны из Красного гида считаются топовыми?
Разумеется те, у которых есть три звезды. Трехзвездочный рекордсмен гида — Франция (30 ресторанов), на втором месте — Япония (22 ресторана), на третьем — США (13 ресторанов). Из новоприбывших в рейтинге — французский Clos de Sens из местечка Аннеси-ле-Вье, японский Hijikata из Нагойи и американский SingleThread из Калифорнии. Они получили свои звезды в 2019 году.
Почему Красный гид важен для России
Москва стала первым городом на постсоветском пространстве, где будет работать Michelin. Прибытие гида на российскую землю затянулось по неизвестным причинам, остается лишь строить догадки. Самая распространенная версия гласит, что инспекторов Michelin отпугивала коррупция. На втором месте — версия о нестабильном качестве продукции в ресторанах, на третьем — специфика рейтинга, созданного для путешественников-автомобилистов и прежде всего оценивающего состояние туристического сектора. Последнее уже давно не аргумент: Гвендаль Пулленек утверждает, что инспекторы Michelin несколько лет работают в Москве и оценивают потенциал ресторанной индустрии. Заметив подъем отрасли, Michelin счел возможным запустить гид по российской столице. Пока одни рестораторы с трепетом ожидали повышения конкурентной среды в ресторанном бизнесе с приходом гида, другие спокойно отнеслись к этому событию: популярность рейтинга Michelin среди гастролюбителей в некоторых странах Европы и в США уже спала (там ориентируются на рейтинг The World’s 50 Best Restaurants, который обновляется ежегодно), повара порой отказываются от звезд из-за экономического давления такого статуса. Однако в России на Michelin в целом смотрят оптимистично в предвкушении нового международного опыта.
Лучшие рестораны планеты определяет производитель шин. Как два француза из Michelin подчинили себе весь ресторанный мир?
Порой для того чтобы о бренде узнал весь мир, ему необходимо опробовать совершенно новую для себя нишу. Именно с такими мыслями основатели компании по производству автомобильных шин, братья Мишлен, решили составить собственный путеводитель по самым интересным местам Франции, а затем — сконцентрироваться на ее лучших гастрономических заведениях. В течение следующего столетия Красный гид Мишлен стал самым влиятельным ресторанным рейтингом: у каждого шеф-повара появилась мечта о заветных звездах, а угроза лишиться ранее обретенной — нередко доводила рестораторов до нервного срыва и даже самоубийства. До недавних пор гид Michelin выпускали в 32 странах мира, а Россия в этом году стала 33-й по счету. О том, как производителю простых покрышек удалось навсегда завладеть миром роскоши, — в материале «Ленты.ру».
«Человек по-настоящему ценит только то, за что платит»
«Эта книга выходит на заре нового века и просуществует до его окончания», — предрек один из основателей Красного гида Michelin Андре Мишлен в предисловии первого экземпляра 1920 года. Сначала ничем не примечательный путеводитель, которому в будущем было суждено стать самым влиятельным ресторанным гидом в мире, бесплатно раздавали в шинных мастерских. Однако, руководствуясь принципом, что «человек по-настоящему ценит только то, за что платит», через несколько лет за него решили взимать символическую плату в размере семи франков.
Сама французская компания, специализирующаяся на производстве шин, появилась в 1889 году благодаря братьям Эдуарду и Андре Мишленам. Десять лет спустя помимо шин увлеченные автомобилями молодые люди решили выпускать небольшой путеводитель по родной стране. Он не ограничивался только ресторанами, в первый гид Michelin вошли самые разные заведения: от отелей и ателье до закусочных и баров. За свою 100-летнюю историю путеводитель мало изменился — и по сей день он представляет собой книгу среднего размера в красном переплете.
Логотип компании Michelin, 1913 год
Фото: Historic Images / Legion-media.ru
До ресторанов компания, выпускающая шины, добралась логическим путем: качественные покрышки давали возможность отправиться в дальнее дорожное путешествие, которое в свою очередь предполагает остановку в отелях. Куда безопаснее ночевать в проверенных местах, предположили братья Мишлен и решили организовать экспертную экспедицию по гостиницам. Далее они задумались о естественном желании постояльцев подкрепиться — и, конечно, сделать это в проверенном заведении незнакомого города.
Таким образом с 1926 года гид начал присуждать заведениям оценки, при этом изначально так называемая звезда Michelin была только одна. Пятью годами позже ввели новую систему, представляющую собой иерархию от нуля до трех звезд. Четкие критерии распределения звезд появились только в 1936 году.
Всего в 30-е годы братьям Мишлен удалось продать около двух миллионов экземпляров путеводителя. Книга быстро набирала популярность в разных уголках страны, и попасть на его страницы стремились все рестораны. Несмотря на то, что с началом Второй мировой войны выпуск гида пришлось приостановить, экземпляру 1939 года все же нашлось полезное применение. Путеводитель с подробными картами городов Франции пригодился союзным войскам для высадки в Нормандии. Его даже решили переиздать с пометкой «Только для служебного пользования» на обложке.
Первое издание после освобождения Парижа увидело свет 16 мая 1945 года. С тех пор и по сей день инспекторы Michelin посещают рестораны инкогнито. При этом специалист может прийти в одно и то же заведение несколько раз за год — в разные дни недели и при разной степени загруженности ресторана. Если инспектор вдруг заподозрил, что заведение его разоблачило, бронирование немедленно отменяется, и его визит переносится на другую дату. Сейчас в мире около 120 человек работают инспекторами Michelin, больше половины из них проживают в Европе, а остальные — в США и Азии.
Ежегодно СМИ о гастрономии и роскоши составляют топ-листы «мишленовских» ресторанов по всему миру, каждый из которых отличается исключительным свойством. В 2021 году таковым стал ресторан Azurmendi в испанском городе Ларрабецу. Прямо на террасе этого заведения раскинулся сад, в котором для гостей выращивают свежие овощи и фрукты, а затем шеф-повар Энеко Атча создает из них уникальные блюда.
Еще один ресторан с тремя звездами Michelin располагается в центре Нью-Йорка. Per Se славится живописным видом из своих окон, а также специальным дегустационным меню, которое обновляется каждый день. Изюминкой заведения является то, что в блюдах, которые входят в сет, не повторяется ни один из ингредиентов.
На родине же Красного гида одним из лучших ресторанов на данный момент считается трехзвездочный Le Cinq, расположенный в отеле Four Seasons Hotel George V в Париже. Гостям заведения предлагают уникальный гастрономический опыт в столовой, оформленной в стиле одного из залов Версальского дворца.
Шеф-повар мишленовского ресторана Azurmendi Энеко Атча
Фото: ресторан Azurmendi
Женщина на кухне
В мире высокой кухни, как правило, господствуют мужчины. Однако с каждым годом свое мастерство доказывают все больше женщин: так, в феврале 2021 года шеф-повар лондонского ресторана Core by Clare Smyth Клэр Смит стала одной из двух женщин-поваров, удостоенных максимального количества звезд в путеводителе Michelin по Великобритании и Ирландии. Смит долгое время работала под руководством знаменитого британского шеф-повара, ресторатора и телеведущего Гордона Рамзи, который за свою карьеру заслужил 16 звезд Michelin.
«Мы научим тебя быть лидером. Маргарет Тэтчер была молодой женщиной, управляющей страной. Ты, в свою очередь, будешь управлять кухней», — пообещал ей однажды Рамзи. Пророчество сбылось: став шеф-поваром в возрасте 28 лет, Смит унаследовала звезды, присужденные заведению, и сумела их удержать.
Подача блюда в ресторане CODA Dessert Dining
Фото: ресторан CODA Dessert Dining
«Люди говорили: «Вы первая женщина в Великобритании, которая управляет рестораном с тремя звездами Michelin». Я была готова доказывать, что сильна в своей профессии. Однако так быть не должно, ведь пол вообще не играет никакой роли в этой работе», — заявила Смит и добавила, что сейчас половина ее коллег на кухне — женщины.
Успеха в ресторанном деле добиваются и российские женщины. Шеф-повар московского ресторана Biologie Екатерина Алехина, а также управляющий директор ресторана Grand Cru Татьяна Манн рассказали «Ленте.ру» о жизни своих заведений после обретения «звездного» статуса осенью 2021 года.
«Я горжусь тем, что вошла в историю»
Екатерина Алехина, владелица и шеф-повар ресторана Biologie, обладательница зеленой и красной звезд Michelin
К счастью, я никогда не сталкивалась с дискриминацией по половому признаку в своей работе, поскольку в основном вела свои собственные или партнерские проекты, была начальником. После получения звезды ко мне начало поступать одинаковое количество хейта от представителей обоих полов. Важен твой профессионализм, а не пол или возраст.
Титул очень серьезный, и я горжусь тем, что вошла в историю, став первой русской женщиной, получившей звезды. Для меня звезда не была целью, это просто приятный сюрприз. Я открывала Biologie, чтобы заниматься любимым делом, кормить и радовать гостей. Я люблю жизнь: необходимо, чтобы в ней было что-то помимо звезд и карьеры.
Шеф-повар ресторана Biologie Екатерина Алехина
Фото: ресторан Biologie
После получения звезды Michelin у нас очень вырос поток посетителей. Они приходят не просто поесть, а уже с ожиданием некого гастрономического опыта. Это определенный уровень: ресторан, получивший звезду, начинает жить уже по новым правилам
У нас было много постоянных гостей и до получения звезд. Сейчас появились новые, которые тоже становятся постоянными и приходят к нам каждый день. Есть среди них и фуди (гурманы, для которых изучение разнообразной еды и напитков является хобби, — прим. «Ленты.ру») — самые строгие критики. Они дают сотрудникам заведения обратную связь, потом выкладывают посты о нас в своих соцсетях. Для этой категории гостей посещение мишленовского ресторана — особый вид развлечения.
Ты никогда не угадаешь, кто перед тобой: простой посетитель или инспектор, поэтому важно относиться ко всем гостям одинаково, делать их счастливыми, дарить отличный гастрономический опыт. И когда-нибудь, возможно, перед вами окажется инспектор, и вы получите свои звезды Michelin.
«Наш сайт рухнул после объявления результатов»
Татьяна Манн, управляющий директор ресторанных проектов Simple Group, дипломированный винный эксперт
У Давида Эммерле (бренд-шеф московского ресторана Grand Cru, который получил звезду Michelin, — прим. «Ленты.ру») большой опыт работы в ресторанах со звездами во Франции. Мы знали, на что идем, и готовили ресторан к тому, что он попадет в Красный гид. Мы взяли дополнительного менеджера на оформление бронирования по телефону, потому что сайт наш, как мы и предполагали, немедленно рухнул после объявления результатов. Пришлось временно убрать возможность бронирования онлайн. За первую неделю посещение сайта увеличилось в 17 тысяч раз.
Некоторые гости настойчиво предлагают большие деньги, чтобы снять весь ресторан или один из двух залов только для себя, наслаждаться вином и прекрасной кухней Давида Эммерле в одиночестве. На такое мы пойти не можем, это противоречит философии нашего ресторана. Винная атмосфера — это особая атмосфера. Сдержанный просвещенный гедонизм — это про нас и про наших гостей, так в Grand Cru было всегда.
Между гостями мишленовских ресторанов у нас и в Европе есть разница: там гости приходят в такие заведения осознанно. Для них это часть образа жизни, искусства красивого потребления. Европейцы расценивают обед в таком ресторане как важное событие. К нам же сейчас приходят люди, для которых это первый опыт в заведении со звездой: им важно отметиться, поставить галочку
Бывают смешные случаи: недавно один гость сказал, что готов просто посидеть у бара, он был очень настойчив, очень! Прошел… и потребовал пива. Еще была пара, которая отказывалась поверить, что мы не можем дать им стол: «Как же так? Мы приехали на бронированном Maybach! Посмотрите, вот он стоит». Но это скорее исключения: гости у нас очень высокого класса, разбирающиеся, требовательные к качеству. Так было и до Michelin. Давид Эммерле вообще любит повторять: «Наши главные звезды — это наши гости».
Для ресторана получить звезду Michelin — это все равно что футбольной команде стать чемпионом и прорваться в высшую лигу. Приходится играть на другом уровне, и если ты ему не соответствуешь, то можешь вылететь из высшей лиги, а это уже больно. Но мы верим, что будем хорошо работать. Мы слишком долго и осознанно к этому шли: и Давид Эммерле как шеф-повар, и ресторан Grand Cru.
Для Москвы в целом тот факт, что пришел Michelin, бесконечно важен. Мы стали вровень с европейскими столицами, нас признали. Сейчас мы, может быть, не осознали этого в полной мере. Результат будет виден после окончания или ослабления пандемии, после возвращения туристического потока.
Голый пиар
История успеха компании Michelin, которая стала намного привлекательнее после смены ориентира, не единственная в своем роде. Полвека спустя на рынке появился новый крупный игрок — Pirelli. Итальянская компания по производству шин была основана раньше Michelin, в 1872 году. Однако всемирную известность она обрела только в 1964-м благодаря удачно спланированной маркетинговой стратегии. Речь идет о нашумевшем календаре Pirelli, или, как его сокращенно назвали создатели, The Cal.
Поначалу корпоративный календарь был не чем иным, как набором рекламных постеров для кабины водителя грузовика: страницы пестрели моделями в стиле пин-ап, позирующими возле покрышек. Однако продукт не пользовался большим спросом, и британское подразделение мирового производителя шин придумало новую концепцию — арт-директор Дерек Форсайт и фотограф Роберт Фриман начали снимать обнаженных девушек на фоне транспортных средств, вкладывая в кадры художественно-культурный подтекст.
Таким образом каждый выпуск календаря стал символом времени — в 1960-х это были поэзия Аллена Гинзберга и мини-юбки, в 1970-х — мягкая женственность, в 1980-х — модные показы, в 1990-х — спортивный шик. На рубеже XX и XXI веков популярность календаря стала настолько велика, что в 2000-е компания позволила себе переключиться с откровенных фотосессий на съемки девушек в модной одежде.