Что такое ресурсная карта учащегося
Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…
В коллективной монографии рассмотрен процесс личностно-ресурсного картирования как средство и совместная деятельность тьютора и его подопечного – тьюторанта в процессе построения индивидуальной образовательной или учебной программы. Также представлен опыт членов Межрегиональной тьюторской ассоциации по разработке конкретных технологий личностно-ресурсного картирования. Каждая из этих технологий ориентирована на определенную возрастную группу, но также может быть адаптирована и перенесена на иные возрастные группы. Для тьюторов, преподавателей общего и высшего образования, воспитателей, психологов, социальных работников, руководителей образовательных учреждений, аспирантов, магистрантов направлений педагогической подготовки и всех, кто интересуется организацией тьюторского сопровождения в сфере образования и развития человека.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Правила построения образовательной карты
1. Образовательная карта должна отражать Ваш опыт.
2. Образовательная карта должна иметь условную масштабность, то есть большее — меньшее проявление (значение, влияние) объектов, вынесенных на карту. Условность подразумевается субъективностью составляющего карту. Все эти факторы подразумевают выработку собственной единицы масштабирования.
3. Образовательная карта должна иметь собственную систему условных обозначений, это требование обозначим как знаковость.
4. Она должна отвечать правилу картографической генерализации, чтобы карта не превращалась в случайный набор явлений, фактов, объектов или показателей, то есть должен существовать отбор и обобщение содержания, изображение только главных, имеющих существенное значение явлений, фактов, объектов или показателей.
5. Образовательная карта должна быть правильно оформлена, то есть иметь: название карты — вверху, условные обозначения в специальной рамке — внизу или по правому краю листа, собственную цветовую гамму.
Выработка единицы масштабирования в технологии «Образовательная картография», представленной руководителем Удмуртского отделения Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Т.М.Митрошиной в 1 главе данной монографии — самый сложный момент создания образовательной карты. «Выработка единицы масштабирования в нашем опыте вызвала появление таких новообразований как: «один слух» — слышал об этом (информированность), «один был» — участвовал, «один серьёз» — серьёзное явление (факт, объект), «один чел» — по количеству людей, «один важ» и «один знач» — важное, значимое событие» — пишет она.
Таким образом, было положено начало образовательному картированию, которое затем стало для нас все больше пониматься как ресурсное образовательное картирование, т. к. объекты, нанесенные на карту анализировались и становились в дальнейшем ресурсом для тьюторанта в построении им своей индивидуальной образовательной программы.
Процесс работы с картой, который всегда запускался в совместной работе тьютора и тьюторанта, затем продолжался и поддерживался уже самим тьюторантом и становился для него важным инструментом «организации самого себя», процессом его личного картирования. Таким образом, в конечном итоге, этот тип работы стал называться в российском тьюторском сообществе личностно-ресурсным картированием.
Что такое ресурсная карта учащегося
ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНАЯ КАРТА. Как дидактическое средство реализации антропологического подхода в образовании
Ковалёва Татьяна Михайловна
Доктор педагогических наук
Профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета
г.Москва
Рубрика: Материалы IX Всероссийской недели психологии образования
Дата публикации: 09.07.2013
ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНАЯ КАРТА КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Содержание современного отечественного образования ориентировано сегодня, в первую очередь, на деятельностную концепцию (что видно и в тексте ФГОС, который начал реализовываться в этом году в системе начального образования). Учебные предметы в этой концепции выстроены, прежде всего, как освоение общих способов деятельности и тем самым обеспечивают формирование субъекта деятельности; субъективность же самого человеческого восприятия рассматривается при этом лишь как специфика освоения общего способа.
При построении учебных предметов в антропологическом подходе, который также начинает приобретать сегодня все большую актуальность в российском образовании [1], наоборот, опыт собственного индивидуального (субъективного) освоения становится ведущим, а общие культурные формы освоения – «фоновыми».
Чтобы представить теперь эти две различные стратегии (формирование субъектности и становление субъективности), как две стороны единого процесса развития человека и его образования в контексте антропологического подхода, обратимся к идее опосредствования Л.С. Выготского [2].
Идея опосредствования является, на наш взгляд, ключевой идеей во всей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, так как именно опираясь на нее, в дальнейшем строится весь логический анализ взаимосвязи высших и низших психических функций, рассматриваются психологические механизмы превращения натуральной психики в культурную. В качестве универсального психологического средства для реализации идеи опосредствования Л.С. Выготский рассматривает знак.
Переходя в дидактическую действительность можно проинтерпретировать психологические тезисы Л.С. Выготского следующим образом.
Учебные предметы должны быть выстроены как формирующие общие способы деятельности (и тем самым фактически формирующие «орудийную сторону» знания), и в то же время как формирующие знаковую деятельность, то есть связанную, прежде всего, с личностными смыслами учащихся.
В качестве основного средства, объединяющего в себе и орудийную, и знаковую функции, Выготский рассматривал слово (оно и является стержневым средством всей теории обучения). Его ученики – психологи и дидакты (например, многие авторы системы «Развивающее обучение» — С.Ю. Курганов, В.С. Левин, З.Н. Новлянская, В.В. Репкин и др.), выстраивали учебные предметы и разрабатывали авторские курсы, пытаясь совместить в них развитие не только внешней, но и внутренне-смысловой функции слова («Свободное сочинительство», «Ассоциативное письмо») [3].
Нам представляется, что в качестве принципиально нового дидактического средства, также объединяющего в себе и орудийную, и знаковую функции, и в то же время — адекватного современному пониманию открытости образования, вариативности его различных форм и расширения границ самого процесса обучения, может выступить карта. В отличие от многих других подобных дидактических средств (рисунков, чертежей, таблиц и др.)
Карта имеет три присущих именно ей характеристики:
Как мы уже указывали ранее, на примере карты мы можем выделить две функции: орудийную и знаковую. Орудийная функция карты позволяет приспособить окружающий мир к интересам человека и помогает человеку «вписаться» в этот мир (политические, географические, исторические и другие карты). Но карта может стать и личностно-значимым психологическим средством, позволяющим человеку увидеть себя и свое действие «по-новому»: в другом масштабе и в другом контексте.
Таким образом, в данном случае карта, также как и слово, начинает выступать в качестве обобщения для человека, так как через нее он может видеть место своего действия в более широком контексте, видеть его частичность относительно Целого, понимать специфику собственного действия в мире Общего.
Относясь к процессу построения личностно-ресурсных (антропных) карт, как к важному дидактическому средству, реализующему идею опосредствования и осуществляющему переход от низших к высшим психическим функциям (а тем самым задающим шаг развития человека); мы рассматриваем в системе современного образования работу с ресурсной картой как принципиально значимый момент на всех ступенях школьного обучения.
Таким образом, картирование (работа с картой) может стать современным дидактическим средством совместной работы педагога и учащегося, отражающим возможные направления индивидуального образовательного движения школьника, пространство его самоопределения и целей, образовательные ресурсы среды. Возможно построение разных видов карт (карты познавательного интереса, образовательных маршрутов и т.д.). Наиболее полный спектр образовательных задач, возможностей и векторов движения может быть представлен в личностно-ресурсной карте [4].
Осуществлять такую целенаправленную работу со школьником по построению ресурсных карт его собственного образования можно как в рамках специально спроектированных новых учебных предметов (например, в ходе реализации нового стандарта предполагалась разработка учебного предмета «Индивидуальный проект»), так и в процессе тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ школьников.
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) – это метод, предполагающий выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта, организацию проектирования действий по его реализации, помощь в поиске ресурсов, содействие в реализации проекта его собственного образовательного движения в социокультурной образовательной среде: организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании (из проекта профессионального стандарта тьюторской деятельности).
Эта работа стала возможной, начиная с 2008 года, когда в реестре педагогических профессий была официально утверждена профессия тьютора как педагога, сопровождающего индивидуальные образовательные программы учащихся. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) были утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых была закреплена и должность тьютора как педагога, сопровождающего процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного профессионального образования.
Необходимо сразу же различить позицию и профессию тьютора. Cегодня в образовательных учреждениях после утверждения профессиональных квалификационных групп должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых закреплена и должность «тьютор», существуют реальные возможности для введения в школу отдельной педагогической профессиональной должности — тьютор.
Но речь также может идти и об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения уже существующими педагогами, психологами, классными руководителями, завучами или координаторами старшей школы. В этом случае правильнее будет говорить не о новой профессии тьютора, а о тьюторской компетентности, которой должен обладать педагог и психолог современной школы.Выполнение каким-либо педагогом тьюторских функций осуществляется следующим образом: с одной стороны, обеспечивается координация всех многообразных структур, ставящих своей целью осуществление помощи ученику или студенту в осознанном выборе, а, с другой стороны, обсуждаются проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников и студентов, создаются условия для реальной индивидуализации процесса обучения. Именно благодаря осуществлению тьюторских функций, становятся возможны задачи мониторинга динамики процесса становления осознанности выбора у каждого школьника, а не просто фиксация его хаотичного движения во внешнем многообразии форм, например, предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Продуктом совместного действия на каждом из этапов работы тьютора и тьюторанта является заполнение определенной специально структурированной ресурсной карты как основы для последующей реализации индивидуального проекта, исследования или образовательной программы. Ресурсная карта применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения в начальной, подростковой и старшей школе, а также в вузе и сфере дополнительного образования.
Таким образом, сегодня в условиях современного образования тьютор или педагог с тьюторской компетентностью может помочь ребенку в работе с «личностно-ресурсной» картой как основой для дальнейшего построения им своей собственной индивидуальной образовательной программы, фактически на каждом этапе школьного обучения:в начальной школе – картирование своих познавательных интересов,в подростковой школе – картирование различных проектов и исследовательских работ,в старшей школе – картирование предпрофессиональных интересов.
В заключение можно сказать, что карта, являясь, на наш взгляд, не менее культурно значимым дидактическим средством, чем слово, имеет огромный потенциал в развертывании дальнейших психолого-педагогических исследований, помогающих в реализации антропологического подхода в современном образовании.
Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…
В коллективной монографии рассмотрен процесс личностно-ресурсного картирования как средство и совместная деятельность тьютора и его подопечного – тьюторанта в процессе построения индивидуальной образовательной или учебной программы. Также представлен опыт членов Межрегиональной тьюторской ассоциации по разработке конкретных технологий личностно-ресурсного картирования. Каждая из этих технологий ориентирована на определенную возрастную группу, но также может быть адаптирована и перенесена на иные возрастные группы. Для тьюторов, преподавателей общего и высшего образования, воспитателей, психологов, социальных работников, руководителей образовательных учреждений, аспирантов, магистрантов направлений педагогической подготовки и всех, кто интересуется организацией тьюторского сопровождения в сфере образования и развития человека.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Бережнова Елена Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры мировой литературы и культуры ГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (МГИМО МИД России)
Шалашова Марина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, директор института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Протокол № 1 от 28.08.2018 г.)
в личностно-ресурсное картирование, или Размышления о специфике тьюторской работы
Первые локальные проекты, разрабатывающие идею тьюторства как особого типа сопровождения человека (тьюторанта) в построении им своей индивидуальной образовательной программы, появились в России в 1988–1995 годах. В нашей стране разработка и реализация этих проектов связана прежде всего со Школой культурной политики (руководитель ШКП — П. Г. Щедровицкий; проект тьюторского сопровождения в условиях региональных образовательных программ); с Центром социально-педагогического проектирования «Эврика» (руководитель — А. И. Адамский; проект Международной детской школы), со школой-лабораторией «Эврика-развитие» Академ-городка г. Томска (с 1991 года директор школы — Т. М. Ковалева; с 1996 года — Л. М. Долгова; введение в школьное пространство позиции тьютора).
Следующий этап развития отечественной тьюторской практики стал разворачиваться с 1996 года, когда в Томске была проведена 1 Всероссийская научно-практическая тьюторская конференция. Задавая ежегодно приоритетный фокус исследования становящейся тьюторской практики, она стала постоянным этапом анализа и проектирования новых задач на следующий год для всего тьюторского сообщества. Со временем тьюторская конференция стала международной, и ее проведение было перенесено в Москву. В этом году в Московском городском педагогическом университете состоится уже 11 международная (23 Всероссийская) научно-практическая конференция; в этот раз по теме: «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества».
Конечно, в контексте исторического времени прошел еще совсем небольшой период, и пока можно говорить лишь о самых первых шагах разработки инструментария и технологий тьюторской работы, но в то же самое время за эти годы уже произошло немало событий для институционального закрепления этой новой для России педагогической профессии.
Так 3.08.2007 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация», целью которой с самого начала стало объединение заинтересованных людей самых различных, далеко не только психолого-педагогических профессий, начинающих осваивать тьюторскую практику; организация экспертизы, повышения квалификации и переподготовки в области тьюторства, а также оказание практической и методической поддержки в развитии тьюторских практик во всех институциональных и неинституциональных форматах современного образования.
С 2008 года профессия тьютора официально вошла в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2008 г. №№ 216-н и 217-н, зарегистрированные 22.05.2008 г. соответственно под № 11725 и № 11731 в Министерстве юстиции Российской Федерации).
В 2009 году в Москве начала работать магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» (руководитель программы — Т. М. Ковалева) сначала в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), а с 2017 года — в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). Сейчас в университетах разных регионов страны насчитывается уже 14 таких магистерских программ.
26.01.2017 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) был зарегистрирован Приказ № 45406 об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», где одной из трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, было названо тьюторское сопровождение обучающихся, и указано наименование должности и профессии «тьютор».
В 2018 году Межрегиональная тьюторская ассоциация выиграла президентский грант на реализацию проекта «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства» и связанную с этим разработку специфики тьюторской деятельности в следующих 5 треках:
• сопровождение индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ;
• сопровождение индивидуальных образовательных программ одаренных учащихся;
• сопровождение индивидуальных образовательных программ в условиях онлайн-обучения;
• сопровождение индивидуальных образовательных программ детей, оставшихся без попечения родителей;
• сопровождение индивидуальных образовательных программ в условиях семейного образования.
Осуществляя деятельность по институциональному закреплению профессии тьютора, мы с самого начала понимали, что параллельно с этим необходимо разрабатывать средства тьюторской работы, причем как общие технологии тьюторского сопровождения, так и специальный методический инструментарий для работы тьютора с каждой категорией детей и взрослых. В связи с этим с самого начала в Межрегиональной тьюторской ассоциации в рамках постоянно действующих проектно-исследовательских и экспертных семинаров стали сначала разрабатываться, а затем экспертироваться и проверяться на практике различные методические и технологические средства, необходимые и тьюторам, и педагогам с тьюторской компетентностью для осуществления ими процесса сопровождения индивидуальной образовательной программы.
Одним из основных средств такой тьюторской работы стала работа с образовательными картами. Почему именно картирование стало для нас пониматься как ключевой инструмент тьюторской работы?
Тьюторское сопровождение — это процесс сопровождения развития человека, основанный на принципе индивидуализации, когда за человеком признается способность и право определять свой образовательный путь, исходя из собственных интересов, с опорой на опыт, инициативу и личные стратегии реализации своих замыслов.
Картирование, или процесс создания карты, как культурный прототип человеческой деятельности, связан, в первую очередь, со стремлением человека осваивать окружающий мир и объективировать уже полученные им знания через различные способы фиксации знания о мире. Карта возникает как один из способов фиксации познания мира и имеет важные характеристики, которые позволяют рассматривать ее и сегодня в контексте тьюторской деятельности.
Издавна на карте человек объективировал окружающий мир таким, каким он его видел в зависимости от своих задач. Если он занимался какой-либо хозяйственной деятельностью (охота, скотоводство, земледелие и т. д.), то и на карте им фиксировались те объекты, которые способствовали его пониманию и дальнейшему их использованию в рамках этой деятельности.
Карта во многом отражала субъективную картину того человека или группы людей, которые ее создавали. Они видели и фиксировали то, что совпадало с их уровнем знания, опыта, представлений в той или иной области познания окружающего мира. Таким образом, объективируя ту или иную реальность, карта всегда позволяет читать, анализировать, получать информацию, исходя из поставленных нами целей и задач.
Важно отметить, что в тьюторском сопровождении имеет значение не только и не столько сама карта, сколько организация совместного процесса картирования. Через организацию этого процесса может анализироваться как работа тьюторанта со своей индивидуальной образовательной программой, так и работа самого тьютора. Использование процесса картирования тьютором решает следующие задачи:
• удержание тьютором посреднической позиции;
• активизация позиции тьюторанта в его самостоятельной работе над индивидуальной образовательной программой;
• переход тьюторанта от совместной деятельности с тьютором к индивидуальному картированию.
Первый опыт работы с образовательными картами начал оформляться в Гуманитарном лицее г. Ижевска еще в 1997 году учителем географии и членом тьюторской школьной команды Митрошиной Т.М., которая и ввела в тьюторское сообщество понимание образовательной карты, как особой, принципиально отличающейся от всех других видов карт.
«Образовательная карта — это карта, отражающая, в первую очередь, субъективный опыт ее создателя в процессе образования, сделанная с использованием условных знаков и в условной масштабности. Ввиду того что любая географическая карта — это объективная модель реальной действительности, мы считаем, что образовательная карта — это субъективная модель действительности образования», — пишет в 1 главе этой книги Т.М.Митрошина и формулирует основные правила построения таких карт.
Ресурсная карта педагога в работе с детьми с ОВЗ
Разделы ресурсной карты
Пройти курсы повышения квалификации в области работы с инклюзивными детьми и изучить литературу по ФГОС в области инклюзивного дошкольного обучения
Дистанционные курсы в области работы с инклюзивными детьми: октябрь 2020г.
Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ (ЗПР)
Написание АООП по работе с детьми с ОВЗ (ЗПР)
Развивающие занятия с воспитанниками старшей группы 5-6 лет
Расписание занятий, календарно-тематическое планирование.
Индивидуальные развивающие занятия с воспитанниками старшей группы требующие помощи педагога-психолога.
Индивидуальный маршрут, психолого-педагогическое сопровождение воспитанника.
Педагогическое наблюдение за воспитанниками старшей группы (мониторинг)
Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии воспитанника. Анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем, путей и средств их разрешения. Заполнение карты наблюдения на воспитанника.
Консультации родителей (законных представителей)
Консультации, рекомендации родителям воспитанников. Периодичность 2 раза в месяц. Размещения информации на стендах, буклеты.
Наличие «безбарьерной» среды
Игровые центры, сенсорные коробки, освещение, место за столом, использование наглядности, создание эмоционального комфорта
Ресурсная карта педагога старшей группы по работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) на 2020/2021г.
Составила: воспитатель Большанина И.Б.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение