Что такое рецензирование в информатике
Средства рецензирования текста
Под рецензированием можно понимать два процесса: редактирование текста с регистрацией изменений и комментирование текста. В отличие от обычного редактирования при рецензировании текст документа изменяется не окончательно — новый вариант и старый “сосуществуют” в рамках одного документа на правах различных версий.
Основным средством рецензирования является панель Рецензирование (Вид > Панели управления > Рецензирование). На ней представлены четыре группы элементов управления, предназначенных для:
• создания, просмотра и удаления примечаний;
• регистрации, просмотра, принятия и отмены изменений;
• выбора цвета выделения примечаний;
• сохранения версий документа.
Для создания примечания служит кнопка Добавить примечание. При ее использовании последнее слово текста выделяется заданным цветом и открывается дополнительная панель для ввода текста примечания. Когда примечание создано, его можно просмотреть в форме всплывающей подсказки, если навести указатель мыши на выделенное слово. Вместе с текстом примечания отображаются сведения о том, кто его внес.
Для регистрации изменений в тексте служит кнопка Исправления. Все редактирование текста в режиме регистрации исправлений считается неавторским и выделяется особым методом (метод выделения можно задать на вкладке Исправления диалогового окна Сервис > Параметры). Прочие элементы управления панели Рецензирование позволяют выполнять переходы между исправлениями, принимать их или отвергать.
Если документ проходит многоступенчатое редактирование, часто возникает необходимость хранить его промежуточные версии. Microsoft Word 2000 позволяет хранить несколько версий документа в одном файле. Это удобно тем, что при сохранении нескольких версий (в отличие от нескольких копий) эффективно используется рабочее место на диске. Дело в том, что при сохранении очередной версии не происходит повторного сохранения всего документа — сохраняются только отличия текущей версии от предшествующей. Для сохранения текущей версии используют соответствующую кнопку панели Рецензирование, а для загрузки одной из промежуточных версий — команду файл > Версии.
Что нужно знать тестировщику о рецензировании и как его использовать в работе
Давайте знакомится, я, Ольга Борзенко, занимаюсь мануальным тестированием в IT более 5 лет, и я, Федорова Татьяна, занимаюсь тем же более 7 лет. У нас есть опыт успешного тестирования и хотим им поделиться. В этой статье поговорим о рецензировании как одной из составляющих различных проектов. После прочтения статьи как начинающий, так и опытный тестировщик, сможет найти ответ на вопрос, как и когда применять рецензирование в работе. Устраивайтесь поудобнее, и мы начинаем!
Вначале определим, что же такое рецензирование. Согласно IEEE 1028 Standard for Software Reviews and Audits, рецензирование (Review) — это оценка состояния продукта или проекта с целью установления расхождений с запланированными результатами и выдвижения предложений по совершенствованию.
Мы будем рассматривать процесс рецензирования с позиции тестирования и своего опыта. Чем конкретно полезно рецензирование тестировщику? Чем оно помогает?
Рецензирование — это не только часть тестирования, но и отдельный пласт процесса разработки проекта. И тестировщик в нем выполняет важную роль. Применение рецензирования помогает более эффективному обнаружению дефектов.
Типы рецензирования
Рисунок 1. Типы рецензирования
Как видно на Рис. 1, рецензирование делится на формальное и неформальное.
Формальное рецензирование характеризуется участием команды, документированием процесса и результата.
Неформальное рецензирование — отсутствием необходимости соблюдения конкретного процесса и формальной документации.
Исходя из нашего опыта, можем сказать, что решение о выборе типа рецензирования зависит от проекта. Формальное рецензирование подойдет больше для крупных долголетних проектов, на которых используются классические методологии разработки программного обеспечения, применяется различная документация (не только тестовая, но и проектная, техническая, руководство пользователя и так далее), требуется отчетность о каждом действии, присутствуют юридические или нормативные требования. Например, проекты, связанные с медицинским оборудованием, документооборотом, программным обеспечением для автомобилей.
Неформальное рецензирование, на наш взгляд, будет более актуально на небольших проектах или проектах с использованием гибких методологий разработки, с отсутствием или неполным набором документации. Например, сайты-визитки, небольшие e-commerce проекты.
Процесс рецензирования
Что подлежит рецензированию, решается в зависимости от целей и задач на текущий момент. Например, это может быть обсуждение документации, введение в проект новых участников команды (рассказ о проекте или, наоборот, «свежее» мнение «человека со стороны» и т.д.).
Рисунок 2. Процесс рецензирования рабочего продукта
Обратите внимание, что процесс рецензирования для выбранной области начинается с запроса о рецензировании, который делает автор — тот, кто непосредственно создает продукт и исправляет в нем дефекты.
Теперь рассмотрим основные стадии этого процесса и расскажем, как применяем рецензирование на своем проекте (см. рис. 2).
На стадии планирования, чтобы правильно начать процесс рецензирования продукта, необходимо определить весь объем работ и критерии входа/выхода, проверить соответствия ранее установленных критериев входа/выхода.
Первая стадия рецензирования непроста для понимания, однако это неотъемлемая часть каждого проекта. Часто тестировщиков привлекают уже не на ранних стадиях. Поэтому не всегда сразу понятны цели заказчика, оценка трудозатрат и установленные критерии входа.
Следующая стадия — инициирование рецензирования. Как правило, тут подключаются тестировщики, которым дают спецификацию или гейм-дизайн документ, в зависимости от типа проекта. В это же время команде объясняют цели и распределяют роли на проекте. Все участники рецензирования получают ответы на возникшие вопросы.
Затем переходим к индивидуальному рецензированию. Эта стадия подразумевает индивидуальную подготовку, в которой принимают участие и тестировщики. То есть проведение рецензирования всего рабочего продукта или его части и определение потенциальных дефектов. Задача тестировщика состоит в том, чтобы не только выявить потенциальные дефекты, но и обдумать рекомендации по улучшению.
Вслед за индивидуальным рецензированием идет коммуникация по вопросам и анализ. Тестировщики оповещают команду о выявленных и потенциальных дефектах, анализируют их, устанавливают статус и «выбирают жертву», того, кто это будет исправлять.
Завершающая стадия — внесение изменений и отчетность. На этой стадии происходит создание отчетов о дефектах, их обсуждение и исправление; обновляются данные о дефектах, проводится сбор метрик и проверка критериев входа и выхода.
Например, у нас на одном из небольших проектов было так: на тестирование зашел новый функционал с целым паком UI-дизайна и технической документацией. Мы это изучили, составили список вопросов, продумали, в каких местах вероятнее всего встретить дефекты. Затем на митинге обсудили их, приоритизировали и назначили на разработчиков.
Методы рецензирования
В ходе процесса рецензирования применяются методы, которые представлены на рисунке 3. Каждый из них может использоваться для любого типа рецензирования.
Рисунок 3. Методы рецензирования
Факторы успеха рецензирования
Стоит также упомянуть о факторах успешного рецензирования. Для определения того, успешно ли тестировщики это сделали, справились ли со всеми поставленными задачами, разделим факторы на две группы: организационные и технические (см. табл. 1).
Таблица 1. Факторы успеха рецензирования
Организационные факторы успеха | Технические факторы успеха |
Все цели четко определены (зачем и для чего проводим рецензирование) | Правильный выбор типа ревью |
Доступные и качественные артефакты | Найденные дефекты признаются, оцениваются и обрабатываются объективно |
Люди с опытом (особенно при проведении инспекции) | Использование чек-листов и ролей (каждый участник понимает, за что он ответственный) |
Тестировщик вносит свой вклад и узнает о работе продукта | Поддержка процессов рецензирование менеджером |
Рецензирование проводится на основе доверия | Члены команды имеют разный набор навыков и точку зрения |
Участники избегают психологических аспектов | Обучение участников более формальным типам рецензирования |
В рамках данной статьи, мы хотим показать примеры рецензирования, исходя из собственного опыта. По большей части нами проводились различные виды неформального рецензирования.
Например, при получении нового функционала на тестирование сначала изучаем документацию по нему (если ее нет, описание задачи). После этого анализируем, каких кейсов и информации не хватает, не противоречат ли какие-либо пункты нового функционала тому, что уже реализовано, в каких местах есть вероятность возникновения дефекта. Затем обсуждаем это с командой.
Считаем хорошей практикой после написания одним из наших тестировщиков тест-кейсов или чек-листа просматривать и обсуждать этот документ всей командой тестировщиков. Это помогает быть в курсе изменений и заодно делиться опытом. Ведь, как известно, на один и тот же пункт в документации (задании) более опытный тестировщик напишет больше проверок и более корректно поставит для них severity (серьезность).
Кроме этого, привлекаем к обсуждению тест-кейсов или чек-листа разработчиков. Работа в небольших группах из двух тестировщиков и одного разработчика считается эффективной с точки зрения рецензирования. Это способствует более глубокому пониманию тестировщиком процессов, происходящих во время разработки. И это возможность девелоперу проверить себя, например, везде ли он добавил необходимые проверки на валидацию данных.
Еще одна хорошая практика, которую применяем, — «поставить» себя на место потенциальных пользователей продукта и оценить работу тестируемого функционала с их точки зрения. В ходе тестирования примеряем на себя различные роли, например, для e-commerce проектов это может быть покупатель, продавец, администратор; для проектов в сфере образования — ректор, деканы, преподаватели, студенты; директора, учителя, ученики. Продумываем, а достаточно ли очевидны различные кейсы, понятен и удобен ли в использовании продукт и так далее.
Как видно из вышесказанного, в рецензировании нет ничего сложного. Так или иначе каждый из нас применяет его у себя в работе.
Рецензирование — полезная «штука», поскольку помогает разложить по полочкам непонятные и спорные моменты в тестировании продукта. Дает возможность узнать точку зрения других участников разработки. Ввести более быстро и продуктивно нового члена команды. Кроме того, поскольку рецензирование относится к статическому тестированию, оно позволяет обнаруживать дефекты до проведения динамического тестирования, что, в свою очередь, способствует снижению затрат на исправление найденных дефектов.
Подводя итог, отметим, что рецензирование можно использовать по-разному, но все же основная его цель — нахождение дефектов.
Теперь вы знаете, что ответить на вопрос, как и когда применять рецензирование. Спасибо за внимание! Надеемся, что статья была полезна для вас!
Маєте важливу новину про українське ІТ? Розкажіть спільноті. Це анонімно. І підписуйтеся на Telegram-канал редакції DOU
Возможности рецензирования в Microsoft Word 2010
Средства рецензирования
Для совместной работы над документами в Word 2010 используется вкладка «Рецензирование». На ней мы используем две основные возможности: исправления и примечания.
Рисунок 1 – Исправления и примечания на вкладке «Рецензирование»
Примечания используются для комментариев к тексту. Если редактор видит многократно повторяющуюся ошибку, он оставляет примечание с просьбой исправить ее везде. В примечаниях также предлагаются альтернативные варианты фраз, рекомендуемые редактором. Кроме того, в примечаниях мы иногда просим подробнее осветить какой-либо аспект, чтобы сделать статью интереснее, или сократить текст, чтобы упростить его понимание.
Рецензирование глазами редактора
Давайте посмотрим, как эти возможности работают на практике, когда документ попадает в надежные руки редактора.
Примечания
С примечаниями все очень просто. Нужно выделить текст, нажать кнопку «Создать примечание» и добавить свой комментарий.
Рисунок 2 – Примечание к тексту
Примечания располагаются в выносках, которые по умолчанию размещены на правом поле документа. Каждое примечание автоматически подписывается инициалами пользователя, который его оставил. Все эти параметры можно изменить, и об этом пойдет речь чуть ниже.
Исправления
На первый взгляд, в группе «Отслеживание» всего четыре кнопки. Но каждая из них открывает список с дополнительными возможностями.
Рисунок 3 – Отслеживание изменений и параметры исправлений
Отслеживание исправлений включается нажатием на кнопку «Исправления», которая сразу приобретает золотистый цвет, тем самым сигнализируя о включенном режиме. В нем Word 2010 запоминает все вставки и удаления, а также изменения в форматировании документа. Если нажать нижнюю часть кнопки, откроется дополнительное меню, первый пункт которого включает или отключает отслеживание.
Щелкнув кнопку «Параметры исправлений», вы можете настроить вид ваших правок – цвета, типы линий, разметку документа. Здесь же настраивается и расположение примечаний – вы можете поместить в их левом поле документа и задать ширину выносок, а также отключить отображение линий, которые связывают их с текстом.
Все исправления связываются с именем пользователя, которое задается в личных настройках Word 2010. Кнопка «Сменить пользователя» ведет именно к ним.
Рисунок 4 – Личные параметры пользователя
В примечаниях, как вы уже видели, используются инициалы, а в удалениях и вставках указывается полное имя.
Когда в документе много исправлений, воспринимать его становится намного труднее, поскольку по умолчанию отображается как оригинальный текст, так и исправленный.
Рисунок 5 – Исправленный текст по умолчанию выделяется красным цветом
Намного приятнее глазу редактора была бы конечная версия, не правда ли? И такая возможность имеется. Для облегчения восприятия в Word 2010 предусмотрено четыре режима.
Рисунок 6 – Режимы отображения исправленного документа
Чтобы не потеряться в правках, редактор включает режим «Измененный документ». При этом сразу перестают отображаться все индикаторы исправлений текста и выноски. Если редактор, устав от многочисленных исправлений, все-таки запутался, он всегда может переключиться в режим «Исходный документ» и увидеть, что там было написано изначально.
Помимо режима документа, можно гибко настроить отображение исправлений в выносках. Кнопка «Показать исправления» открывает список всех возможных исправлений, которые Word 2010 отображает по умолчанию.
Рисунок 7 – Настройка отображения исправлений и примечаний
Например, я часто отключаю отображение исправлений (форматирование, а также добавления и удаления), но оставляю примечания. Обратите внимание, что можно легко выбрать правки и комментарии только определенного рецензента.
Еще одним элементом группы «Отслеживание» является кнопка «Область проверки». Она, как и в случае с кнопкой «Исправления», обретает золотистый цвет при включении области, хотя не заметить ее трудно. Ее удобно использовать в сочетании с режимами отображения документа и исправлений.
Рисунок 8 – Область проверки можно отобразить слева или внизу
Например, на рисунке 8 видно, что выбран режим «Измененный документ». В нем исправления и примечания не отображаются в выносках. Однако при добавлении примечания автоматически открывается область проверки, в которой видны все правки в соответствии с параметрами, заданными кнопкой «Показать исправления». Я отключил отображение исправлений в форматировании, поэтому отображаются только примечания, удаления и вставки.
Рисунок 9 – Область проверки со сводкой исправлений. Чтобы изменить ее масштаб, нажмите и покрутите колесо мыши.
Из сводки видно общее количество исправлений, однако обратите внимание, что подсчет ведется «с фильтром». Это напоминает мне о том, что какие-то исправления не отображаются. Поскольку случаев форматирования не зафиксировано, я могу догадаться, что они отключены, не нажимая кнопку «Показать исправления». Полезную площадь области просмотра можно увеличить, скрыв статистику с помощью кнопки со стрелками в правом верхнем углу.
На мой взгляд, сводка стала бы удобнее, если бы прямо в ней можно было скрывать или отображать различные исправления, обходясь без кнопки «Показать исправления» на ленте. Однако отображение вставок и удалений объединено, поэтому интерфейс получился бы нетривиальным.
На этом рассказ о возможностях рецензирования глазами редактора можно закончить. У рецензента достаточно средств, чтобы исправить документ и донести до автора пожелания по его содержанию и оформлению. Теперь давайте посмотрим, что будет делать автор, когда получит рецензию на свою статью.
Рецензирование глазами автора
Открыв документ с редакторскими правками и примечаниями, автор может испытать широкую гамму чувств – от глубокого удовлетворения до полного шока. Отчасти это зависит от придирчивости редактора, но в большей степени – от качества исходной статьи, присланной автором. Если она была не очень удачной, в каждом абзаце картина может быть такой, как на рисунке 10.
Рисунок 10 – Фрагмент документа с многочисленными правками
Чтобы быстро довести материал до ума, автор должен принять два постулата. Во-первых, редактор является конечной инстанцией, поэтому спорить с ним из-за каждой правки не имеет смысла (хотя свое мнение нужно уметь отстаивать). Во-вторых, редактор не будет тратить время на внесение правок, если они не улучшают статью. Ведь одно из золотых правил рецензирования – это вносить только те изменения, которые делают материал лучше.
Далее я рассмотрю, как быстро интегрировать в документ все редакторские правки и примечания.
Оценка объема работы и выбор режима для отображения документа
Когда редакторских правок мало, от автора требуются минимальные усилия, поэтому порядок действий особого значения не имеет. Если же правок много, документ выглядит совершенно нечитаемым. Но не надо отчаиваться. В первую очередь нужно оценить объем работы, т.е. определить, сколько изменений внес в документ редактор. В этом поможет область проверки.
В сводке (рис. 9 выше) видно, что в документ внесено множество исправлений, а также добавлено 19 примечаний. В этом случае лучше отобразить документ таким, как его видел редактор.
Рисунок 11 – Отображение измененного документа только с примечаниями
Примечания
С каждым примечанием придется разбираться по отдельности. Проще всего использовать навигацию по примечаниям, убив тем самым двух зайцев.
Рисунок 12 – Навигация по примечаниям
Во-первых, ускоряется перемещение по документу, а во-вторых значительно снижается вероятность пропустить важное примечание. Отмечу, что навигацию можно переходить от примечания к примечанию с помощью нового поиска Office 2010, но о нем будет отдельный рассказ.
Когда примечание касается доработки статьи, с ним можно согласиться и внести в документ необходимые изменения, либо не согласиться и объяснить свою позицию. Нередко на примечание редактора имеет смысл ответить, чтобы при просмотре следующей ревизии документа было понятно, что сделал автор. Для этого достаточно щелкнуть на примечании, а затем нажать кнопку «Создать примечание» на панели. В этом случае Microsoft Word четко обозначает связь между примечаниями.
Рисунок 13 – Ответ на примечание
Как видно на рисунке 13, оба примечания ведут к одному выделенному фрагменту текста. Кроме того, VS 27R 26 в ответном примечании означает: «Примечание 27 оставил VS в ответ на примечание 26 от A» (R – означает reply, т.е. ответ).
Не требующие ответа комментарии можно удалить, используя соответствующий пункт в контекстном меню примечания или расположенную на ленте кнопку «Удалить» (рис. 12), с помощью которой можно удалить все примечания сразу. Закончив с примечаниями, можно переходить к исправлениям.
Исправления
Исправления бывают двух типов:
Работа с изменениями в тексте статьи ведется по аналогии с примечаниями – можно осуществлять навигацию от одного исправления к другому. Отличие лишь в том, что исправления можно принимать и отклонять.
Рисунок 14 – Исправления можно принимать и отклонять, а также перемещаться от одного к другому
Кнопки «Принять» и «Отклонить» делают чуть больше, чем уместилось в их краткие названия. После совершения действия они автоматически перемещают вас к следующему примечанию, что очень удобно. В контекстном меню примечания такой возможности, впрочем, нет.
Чтобы упростить работу и разгрузить документ, изменения в форматировании можно смело доверить редактору. Достаточно включить только их отображение кнопкой «Показать исправления» (рис. 11), а затем щелкнуть нижнюю часть кнопки «Принять» и применить все отображаемые изменения (рис. 14). Как видите, возможность настроить отображение исправлений обретает дополнительный смысл.
Теперь, вернув удаления и исправления, можно быстрее перемещаться по ним вверх и вниз по документу. Если нужно быстро сопоставить исправленный текст с оригиналом, можно переключиться в режим «Исходный документ». Вовсе необязательно принимать исправления по одному. Проще просмотреть их и отклонить те, с которыми вы не согласны, а затем принять сразу все оставшиеся (рис. 14).
Заключение
Завершая эту статью, хочу подчеркнуть, что рецензирование – это вовсе не противостояние автора и редактора, а средство совместной работой над документом. При этом статья улучшается, а в выигрыше остаются обе стороны. Внимательно читая статью, редактор вольно или невольно расширяет свой кругозор. И даже если немедленного практического применения этим знаниям не происходит, информация запоминается, и при необходимости к статье всегда можно вернуться. Для начинающих авторов хорошая рецензия очень ценна, поскольку открывает глаза на различные недостатки своего письма, будь то структура статьи или стиль изложения. Да и опытный автор никогда не откажется от возможности посмотреть на свою работу глазами грамотного рецензента.
Итак, все замечания учтены, а исправления приняты. Статья готова? Не торопитесь, а лучше проверьте правописание. После многочисленных исправлений могут возникнуть накладки, да и лишний раз убедиться в грамотности текста не повредит. О проверке правописания пойдет речь в следующей статье.
Вадим Стеркин занимается развитием компьютерного портала OSZone.net, объединяющего сайт, форум и каталог программного обеспечения. Он отвечает на вопросы участников форума OSZone с 2002 года, а на сайте вел раздел автоматической установки Windows и писал статьи о клиентских операционных системах Microsoft.
Сейчас он делится опытом и секретами эффективной работы в Windows в своем блоге
С 2006 года Вадим ежегодно становится обладателем награды Microsoft MVP, затем Windows Insider MVP, присуждаемой за вклад в развитие технических сообществ. Вы можете связаться с ним через блог.
- Что такое рецензирование в ворде
- Что такое рецензирование документа в текстовом процессоре