Что такое рецептивный вид речевой деятельности

Формирование рецептивных видов речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Вы будете перенаправлены на Автор24

Рецептивный вид речевой деятельности – это раскодирование (дешифровка) визуальной или аудиальной информации.

Развитие речи дошкольника с позиции теории речевой деятельности

Речевая деятельность представляет собой активный и целенаправленный, опосредованный через языковую систему и обусловленный ситуацией общения процесс. В его рамках происходит передача или прием сообщений, то есть процессы продукции и рецепции.

Рецептивные виды речевой деятельности состоят из процессов, которые связаны с восприятием речи. К ним относятся аудирование (восприятие устной речи) и чтение (восприятие письменной речи).

Например, современная методика обучения иностранным языкам содержит рекомендации об одновременном обучении всем видам речевой деятельности (продуктивным и рецептивным). Данное взаимосвязанное обучение, касающееся видов речевой деятельности, происходит на базе общего языкового материала. Для него разработано несколько специальных упражнений.

Рецептивные виды речевой деятельности

Аудирование представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, суть которого состоит в одновременном восприятии и понимание речи на слух. Второй рецептивный вид речевой деятельности – чтение, его суть состоит в восприятии и понимании письменного текста.

Аудирование можно представить в виде сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельности, которая связана с восприятием, пониманием и активной обработкой сведений, содержащихся в устных речевых сообщениях.

Готовые работы на аналогичную тему

Основа внутреннего механизма аудирования включает несколько психических процессов:

Аудирование состоит также из нескольких аудитивных навыков, интеграция которых способна обеспечивать владение таким видом речевой деятельности. Они включают слухо-произносительные навыки, представляющие собой доведенную до автоматизма способность без ошибок, быстро и одновременно воспринимать и узнавать фонетический код, и рецептивные лексико-грамматические навыки.

Для успешного формирования такого рецептивного навыка как аудирование, важно учитывать факторы, которые предопределяют успех восприятия и понимания иностранной речи на слух. Такие факторы включают темп речевых сообщений, число предъявлений и объемы речевых сообщений, опору и ориентир восприятия (запоминания) в различных ситуациях речевого общения.

Система упражнений для формирования навыка аудирования устраняет психологические и лингвистические трудности восприятие на слух сообщений, а также обеспечивает корреляцию аудирования с прочими видами речевой деятельности (в первую очередь, это касается говорения). Важен здесь и сам процесс управления формированием умений и навыков аудирования для успешной реализации итоговой практической цели и промежуточных задач обучения.

Подсистема тренировочных и подготовительных упражнений предназначена для создания основ и средств для осуществления аудирования в качестве вида речевой деятельности. Она обеспечивает технический аспект аудирования, снимая лингвистические и психологические барьеры смыслового восприятия. Она помогает также развивать умения логико-смысловой обработки слов и микротекстов.

Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений оказывает влияние на выработку умения воспринимать речевые сообщения в условии, приближенному к естественному речевому общению. Здесь нет опор и подсказок, как нет и предварительного знакомства с ситуацией или темой.

Формирование навыка чтения как рецептивного вида речевой деятельности

Чтение — это сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая складывается из восприятия и понимания текста.

Например, для того, чтобы понимать иностранный текст необходимо наличие некоторой перцептивно-смысловой базы (владение фонетическими, лексическими и грамматическими информативными навыками, делающими процесс опознания мгновенным).

В развитии навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста большое значение имеют следующие аспекты:

Роль речевого слуха при обучении чтению может быть определена особенностями звукобуквенной системы, характерной для печатного текста. Читающий дошкольник должен владеть звуковыми (буквенными) ассоциациями, умея вычленять звук из речевого потока и дифференцируя его.

Прогнозирование влияет на создание у дошкольника установки эмоционального настроя (готовности научиться читать). Важным условием этого процесса считается наличие и систематизация прошедшего опыта. Чем опытнее будет читающий ребенок, тем более точной будет у него антиципация содержания.

Успех вероятностного прогнозирования полностью зависит от соотношения известных и неизвестных слов, а также от степени знакомства с темой. Навык чтения с позиции мыслительных процессов должен протекать на нескольких уровнях. В первую очередь, нужно понимать содержание примерно до творческого прочтения. Здесь читающий дошкольник не только понимает ход мыслей автора, но и способен сравнивать, синтезировать прочитанное, принимая или отвергая основную мысль.

Источник

РЕЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полезное

Смотреть что такое «РЕЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в других словарях:

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЦЕПТИВНЫЕ — ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЦЕПТИВНЫЕ. См. рецептивные виды речевой деятельности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Виды речевой деятельности, с помощью которых обеспечивается выражение мыслей в устной (говорение) и письменной (письмо) формах. Основное сходство говорения и письма состоит в том, что оба вида речевой… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВИДЫ РЕЧИ — ВИДЫ РЕЧИ. Принятые в психологии и лингводидактике обозначения для различных видов речевого общения или их компонентов. Для лингводидактики большое значение имели исследования в области В. р. ученых И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. А. Залевской… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Конспектирование — 1. Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме конспекта. Происходящая при этом специальная переработка информации определяется как «свертывание» (по Н.И.… … Педагогическое речеведение

БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ + — активное владение языком, аспект обучения, аспектное обучение, аспектно комплексное обучение, аспекты языка, аудирование, базисные категории методики, виды речевой деятельности продуктивные, виды речевой деятельности рецептивные, владение языком… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

РЕЧЬ — РЕЧЬ. 1. Конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму С методической точки зрения целесообразно разграничивать сам процесс говорения (речевую деятельность) и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речевая деятельность — вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С … Педагогическое речеведение

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений (Зимняя, 1985). Р. д. – общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Словари

Как и все виды речевой деятельности, Ч. имеет следующую структуру:

На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться с книгой, газетой, журналом, узнать, о чем в них говорится; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и т. п. В процессе Ч. целевая установка может меняться, например, намереваясь только просмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желание изучить ее подробно.

Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом, и т. д. При необходимости подробного изучения

текста планируется неоднократное его прочтение. При Ч. с целью

составления реферата делаются необходимые записи и т. д.

На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микроконтекстов: осмыслив первый микроконтекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют, изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т. д. Так, для понимания научного текста необходима определенная база знаний, владение соответствующей информацией, наличие опыта изучения научных текстов.

На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед Ч. текста.

С точки зрения сформированности умений Ч. может оцениваться по степени беглости, выразительности, сознательности. В этом случае говорят о беглом, выразительном, сознательном Ч. как об отдельных сторонах сформированности умения читать.

Цель обучения Ч. в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Умение читать предполагает овладение техникой Ч., т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) Ч. являются следующие: высокая скорость Ч. (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость Ч., т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Высокая скорость и гибкость Ч. являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса Ч. Это такие умения, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; умение предвидеть в процессе Ч. то, что будет сказано дальше; умение определять ключевые места текста; умение вычленить основную мысль высказывания; умение определять логику, структуру высказывания и т. д. Следовательно, при обучении Ч. учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьником. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется Ч.: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи Ч. как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста. Выделяются три функции Ч.: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности. Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт. Ценностно-ориентационная функция Ч. связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.

Тип упражнений по их назначению; упражнения, связанные с восприятием готового языкового материала при аудировании и чтении. Р. у. не являются пассивными по характеру: в восприятии речи участвуют как мнемонические (см. мнемоника) процессы (узнавание, припоминание), так и различные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.). Р. у. носят творческий, активный характер. Р. у. могут быть языковыми и речевыми; их наличие необходимо при формировании всех видов речевой деятельности, хотя естественно, что при обучении рецептивным видам речевой деятельности их удельный вес оказывается значительнее.

Словарный состав языка, совокупность слов языка. Ведущий компонент речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. Слово имеет две стороны: чувственную и смысловую. Чувственная (внешняя) сторона слова состоит из зрительного и слухового компонентов (увидеть и услышать слово), артикуляторного и моторно-графического компонентов (произнести и написать слово). Смысловая (внутренняя) сторона слова включает значение слова (отнесенность слова к тому предмету или явлению, которое оно обозначает) и понятие (форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках).

То же, что словарный запас. Лексические единицы, которые учащийся может понять без словаря, если они ему встретятся при чтении и аудировании, хотя до этого они отсутствовали в его речевом опыте. В основе понимания П. с. лежат различные факторы (опоры): узнавание морфем, составляющих слово (в производных и сложных словах); установление сходства корня / всего слова с интернациональным словом или словом родного языка; языковая догадка о значении слова по контексту. Обучение П. с. сводится к овладению методикой распознавания незнакомых слов в звучащем или графическом тексте. П. с. в значительной мере расширяет лексические возможности учащихся при обучении рецептивным видам речевой деятельности. Ср. реальный пассивный словарь.

Источник

От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным

Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии говорится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания, имеющие коммуникативную направленность — сочинения). Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение. При наличии диагностических признаков неблагополучия в продуктивных высказываниях или жалоб со стороны родителей рекомендуется проводить исследование по изучению состоянии рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.

Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей их использования переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей.

При изучении детей дошкольного возраста так же должны быть учтены следующие принципы:

— онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);

— этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);

деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности):

— взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.

Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Картинка про Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Фото Что такое рецептивный вид речевой деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Картинка про Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Фото Что такое рецептивный вид речевой деятельностиИнтеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Картинка про Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Фото Что такое рецептивный вид речевой деятельностиИнтеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Картинка про Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Фото Что такое рецептивный вид речевой деятельностиИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.

Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.

Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Картинка про Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Фото Что такое рецептивный вид речевой деятельностиКонспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.

Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Картинка про Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Фото Что такое рецептивный вид речевой деятельностиПесочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Источник

РЕЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

( СЛУШАНИЕ И ЧТЕНИЕ)

1. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности, его структура и механизм реализации.

2. Профессиональное педагогическое слушание.

3. Риторические приемы привлечения и удержания внимания слушателей в деятельности говорящего (оратора, педагога и др.).

4.Чтение как рецептивный вид речевой деятельности, его структура и механизм реализации.

5.Приемы восприятия и переработки информации при обучении чтению.

Риторическая гимнастика

Произнести пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.

Публичное выступление. Отрабатываем навыки грамотного чтения.

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития речи. Чтение вслух способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.

Сочинить небольшой рассказ, в основе которого была бы использована пословица или скороговорка. В тексте пословица (скороговорка) должна прозвучать трижды с разными интонациями: вопросительной, восклицательной, утвердительной. Подготовить рассказ для чтения в аудитории.

Слушание как рецептивный вид речевой деятельности,

Его структура и механизм реализации

Слушание (аудирование)рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов.

Следует назвать синоним слова «слушание» – аудирование. Стоит обратить внимание и на разницу в значении слов слушать и слышать. Слышать – физически воспринимать речь на слух, слушать – понимать воспринимаемую речь в результате волевого акта, включающего мыслительную деятельность. Главный критерий полноценного слушания – степень адекватности понимания Услышанного. Связь между говорением и слушанием как видами речевой деятельности диалектична (Паклина А. В. [148]).

Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Картинка про Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности

Понимание – и процесс, и конечный результат слушания. Реальное понимание – активно, ответно и является начальной подготовительной стадией ответа. Говорящий всегда рассчитывает на такое слушание-понимание. Он надеется на проявление ожидаемой реакции: согласия или возражения, сомнения или поддержки. Завершение высказывания означает смену говорящего, и слушатель должен предвидеть это молчаливое dixi (знак границы реплики в диалоге).

Вот почему нужно не только разграничивать понятия слушать-слышать, но и развивать умение слушать. Качество для педагога профессионально значимое.

Как и любая деятельность, слушание начинается с осознания мотивов, целей и задач предстоящей работы, к которой нас побуждают жиз­ненные обстоятельства, особенности общения. Мы слушаем, пото­му что этого требуют от нас условия нашей жизни, работы, учебы.

Этапы слушания. Следовательно, прежде чем начать слушать, человек должен понять, с какой целью он будет это делать, каковы конкретные задачи, ко­торые он должен решить в процессе слушания, т. е. осознать свое коммуника­тивное намерение, что обеспечивает установку на слушание, ориентирует на определенный вид слушания, позволяет наметить общую программу де­ятельности. Этот этап слушания называется побудительно-мотивационным (осознание того, что побуждает нас к слушанию, каковы мотивы, лежащие в основе предстоящей речевой деятельности).

Мы ориентируемся в ситуации общения, намечаем программу реализации осознанного коммуникативного намерения. Исходя из этого, некоторые исследо­ватели называют данный этап речевой деятельности ориентировоч­ным.

Далее начинается сам процесс слушания, т. е. восприятие текста, его осмысление и понимание (осознание смысла). На этом этапе слушающий одновременно анализирует воспринимаемое (устанав­ливает смысловые связи и отношения между звеньями текста) и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл вос­приятия. В процессе слушания могут быть составлены конспект, план, рабо­чие записи, сформулированы вопросы, замечания. Этот этап слушания на­зывается аналитико-синтетическим.

На третьем этапе слушания, когда за­вершается прием информации, слушатель может еще раз осмыслить воспринятое, скорректировать свои выводы, отреагировать дейст­виями на услышанное, осознать степень своего понимания проана­лизированного высказывания.

Оформление результатов услышанно­го, с одной стороны, свидетельствует о реализации цели слушания (о мере ее достижения), а с другой стороны — позволяет проконтролиро­вать уровень и качество речевой деятельности. Таким образом, по­следний этап слушания реализует исполнительную (реакция на высказыва­ние) и контрольную фазы речевой деятельности.

Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Картинка про Что такое рецептивный вид речевой деятельности. Фото Что такое рецептивный вид речевой деятельности

Результативность слушания обеспечивается действиями соответствую­щих психофизиологических механизмов:

· процесс слушания не­возможен без действия механизма слуховой памяти, с помощью которой слушающий удерживает в сознании воспринятые отрезки речи. Работа слуховой памяти позволяет воспринимать речь круп­ными блоками, а не отдельными словами (и тем более звуками и звукосочетаниями). Психологи установили: чем более крупными блоками человек воспринимает звучащую речь, тем успешнее идет переработка заключенной в ней информации. Удерживая в памяти воспринятые крупными блоками отрезки речи, слушающий по­стигает и осознает смысловые и логические связи между частями текста.

· в процессе слушания человек предвидит будущее разви­тие событий в анализируемом на слух тексте, прогнозирует содер­жание высказывания, предвидит появление отдельных слов во фра­зе, предугадывает смысл определенной части прослушиваемого тек­ста.

· в процессе восприятия звучащего текста слушающий должен выделять смысловые опорные пункты, что углубляет по­нимание услышанного и облегчает запоминание материалов. Смыс­ловой опорный пункт формируется в процессе сжатия содержания прослушанного отрезка речи, выделения в нем центрального по­нятия, на базе которого формулируется смысл сказанного и осу­ществляется дальнейшее восприятие и переработка информации. Механизм выделения смысловых опорных пунктов связывается с выявлением ключевых слов, несущих основную смысловую нагруз­ку, обозначающих тему высказывания, с комбинированием из них смысловых рядов, которые помогают в сжатом виде понять содер­жание услышанного, осознать перспективу развития мысли авто­ра, сформулировать на основе смысловых рядов в удобном для слушающего виде основную мысль высказывания.

Действие психофи­зиологических механизмов обеспечивает достижение цели слушания — осознание основной мысли высказывания, понимание авторского замысла, глубокое проникновение в содержание услышанного.

Существуют различные подходы к выделению видов слушания. Так, виды слушания определяются в зависимости:

а) от типа установки смыс­лового восприятия текста;

б) от источника (теле-, радиопередачи, магнитофонные записи и т. д.);

в) от того, видим мы говорящего или нет;

г) слушаем ли мы одного или нескольких говорящих и т. д.

Виды слушания в зависимости от типа установки на смысловое восприятие текста:

— глобальное (когда, например, ставится задача — опреде­лить тему, сказать, о чем шла речь);

-детальное (когда, например, требуется воспроизвести услышанное подробно, в деталях);

-кри­тическое (когда, например, нужно дать оценку, критически про­анализировать услышанное) (Атватер И. Я [10], Жуков Ю. М. [64], Ладыженская Т А. [109]).

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2366 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *