Что такое революционное развитие
ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа
Эволюция — это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.
Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:
Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.
Виды революций
По времени протекания:
По сферам протекания
По масштабам протекания:
Оценки социальных революций
К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»
Бердяев Н.: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».
Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).
Виды реформ
По влиянию на ход исторического развития
По сферам общества:
Новые типы революций 20-21 веков:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
развитие революционное
Смотреть что такое «развитие революционное» в других словарях:
Революционное действие — Революционное действие … Википедия
РАЗВИТИЕ — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение … Философская энциклопедия
Развитие (философ.) — Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. среди др. изменений: обратимость изменений характеризует процессы… … Большая советская энциклопедия
Революционное движение римских рабов и колонов и завоевание Западной Римской империи германскими племенами — Так называемое «» и революционное движение рабов и колонов Непрерывные вторжения и переселения германских, сарматских и славянских племён на территорию Римской империи, известные как «великое переселение народов», начались в конце IV в. н. э. К… … Всемирная история. Энциклопедия
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — процесс, в ходе к рого происходят существенные количественные и качественные изменения в соц. сфере обществ. жизни или отдельных ее компонентах соц. отношениях, соц. ин тах, соц. групповых и соц. организационных структурах и т. д. Не всякие… … Российская социологическая энциклопедия
Развитие — I Развитие необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. среди др. изменений: обратимость изменений характеризует… … Большая советская энциклопедия
Развитие феодализма в Византии в VII—XI вв. — Если в Западной Европе утверждение феодального способа производства происходило путём взаимодействия процессов, совершавшихся в римском рабовладельческом обществе, с одной стороны, и в обществе древних германцев с другой, то для развития… … Всемирная история. Энциклопедия
Революционное движение во второй половине 60-х годов в России — Со второй половины 60 х годов крестьянское движение пошло на убыль. По официальным данным годовых отчетов III отделения, за 1864 l866 гг. произошло до 240 выступлений крестьян, а за 1867 1869 гг. только 150. В этот период продолжали действовать… … Всемирная история. Энциклопедия
Россия. Революционное движение в России — (дополнение к статье) Этим именем обозначается тот общественный процесс, различные моменты которого находятся в непрерывной генетической связи, и который, возникнув при имп. Александре II, привел к так называемому освободительному движению 1905… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ГУСИТСКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ — многолетняя борьба нар. масс Чехии в 1 й пол. 15 в. против феод. эксплуатации, католич. церкви и иноземной агрессии. Начавшись с выступлений чеш. патриота и реформатора Я. Гуса, она вылилась в гуситские войны, охарактеризованные Ф. Энгельсом как … Советская историческая энциклопедия
37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом. Но в разных странах добивались этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства. В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.
Эволюционный путь (слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.
Революция (от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно—исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.
Уникальными являются в конце XVII – начале XVIII вв. реформы Петра I, начавшего со стрижки бород у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества. В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Феномен Востока: два пути развития
Феномен Востока: два пути развития Восток с его тайнами и загадками всегда интересовал европейских (в том числе и российских) историков и социологов.Одним из основных вопросов востоковедения являлась попытка определения момента, когда пути Востока и Запада разделились.
1. Особенности развития гомеровского общества
1. Особенности развития гомеровского общества Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшим источником информации об этом
Два пути развития
Два пути развития В тех местностях, где был выбор: заниматься скотоводством или земледелием, – люди, как правило, начинали со скотоводства, как дела более простого и быстрее приносящего отдачу, но позже все же осваивали и земледелие, которое дает более устойчивый
Два пути развития сельского хозяйства
Два пути развития сельского хозяйства Наиболее часто критикуется основное положение социалистического уклада — общественная собственность: общее — значит ничьё.Это мнение не лишено оснований. Хотя так рассуждает далеко не каждый. Тот, кому хотелось бы поживиться
Условия и обстоятельства выбора пути развития
Условия и обстоятельства выбора пути развития Вернемся, однако, к проблеме выбора пути развития. Проблема эта для стран зависимых встала в начале XX в., для колоний – после деколонизации в середине века. Однако если учесть сложность и неоднозначность процесса выбора и
Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в.
Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в. Развитие латиноамериканского региона характеризовалось общими, типичными чертами, в большей или меньшей степени свойственными всем находящимся в регионе странам. Вместе с тем, отдельным
НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА
НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА Период перехода от палеолита к неолиту был временем кардинальных перемен во всех областях как материальной, так и духовной жизни тех групп людей, которые десять тысяч лет назад населяли нынешнюю территорию
Траектории развития по пути капитал + принуждение
Траектории развития по пути капитал + принуждение Не вся Верхняя Адриатика одинаково хорошо иллюстрирует капиталистический путь в развитии государства. Со временем, например, Австрия заявила права на значительный кусок побережья, включая Триест, и подчинила его
6. Индия и Пакистан. Какие пути развития?
6. Индия и Пакистан. Какие пути развития? Закон о независимости Индии предусматривал создание двух доминионов – Индийского союза и Пакистана. Бывшая колония Великобритании была разделена по религиозному признаку. Размежевание происходило в условиях острой
1.2. Гласность как средство ускорения развития общества
1.2. Гласность как средство ускорения развития общества Горбачеву предстояло решить нелегкую задачу, ибо чувство хозяина человек должен был обрести там, где все является коллективным. Попытки устранить это очевидное противоречие не отличались последовательностью.
115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ На протяжении XX в. в мире боролись противостоящие друг другу общественные тенденции – демократическая и авторитарная, интернационализм и национализм, интеграция и сепаратизм. Исторический опыт
Разнонаправленные пути развития
Разнонаправленные пути развития Берлинский конгресс увеличил территорию Сербии и Черногории, однако и Австро-Венгрия стала больше по территории после оккупации Боснии и Герцеговины. В результате количество сербов, проживавших в независимых государствах и в монархии
ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Главным последствием Крымской войны стала, как известно, отмена крепостного права в России. Реформа пришла и в Крым. Однако здесь, где формально число крепостных не превышало 4% населения, это событие не несло с собой таких масштабных сдвигов,
Эволюционное и революционное развитие общества
Переход от одного этапа всемирно-исторического процесса к другому всегда представляет собой качественное изменение общества, которое может осуществляться двумя способами: эволюционным или революционным. Эволюционное развитие связано с постепенным, спокойным, поэтапным, относительно длительным изменением, которое часто сопровождается реформами. И, напротив, революционное – это качественное изменение в обществе, которое протекает бурно, кратковременно, с крутой ломкой общественных устоев, с большими общественными жертвами и потерями.
С точки зрения марксизма-ленинизма, всемирно-исторический процесс представляется как прогрессивное развитие человечества, связанное с революционным переходом от одной общественно-экономической формации к другой (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой является социалистическое общественное устройство). Теория социальной революции разработана в советской литературе в основном на примере Российской Октябрьской социалистической революции как наиболее зрелой в главных своих компонентах–причинах, движущих силах, объективных предпосылках и субъективных факторах и т. д. И эта теория срабатывает при исследовании буржуазных, буржуазно-демократических и социалистических преобразований. Но все качественные изменения в докапиталистической истории полностью либо в существенных своих чертах не вписываются в данную теорию. Поэтому называть их революциями – значит грешить против истины. Более того, в истории человечества имеются такие переходы от одной формации к другой, которые не представляют прогресс как замену низшего качественного состояния общества высшим (например, переход от позднего рабовладения к раннему феодализму в Европе или переход от капитализма к социализму в России вряд ли кто назовет сейчас прогрессом). Непредвзятый взгляд на историю человечества приводит к двум выводам. Во-первых, переход от одной общественно-экономической формации к другой не образует единую поступательную линию развития человечества. Он может выражать и прогрессивное развитие конкретно-исторического общества, и регрессивное, и переход в иное однопорядковое качественное состояние. Во-вторых, социальные революции (классическими примерами которых могут служить Великая французская буржуазная и Российская Октябрьская социалистическая революции) происходят лишь на определенном этапе развития человечества. И этим этапом является индустриальная цивилизация.
История развивается деятельностью людей, поэтому и качественные переходы в ней от одного этапа к другому можно объяснить лишь характером этой деятельности, уровнем развития субъективного фактора. Под субъективным фактором следует понимать совокупность свойств, свидетельствующих об уровне духовного развития социальных субъектов и соответственно о качестве их социально-преобразующей деятельности.
Историческое развитие субъективного фактора идет по ряду направлений:
1. От почти полной зависимости от природы через ее окультуривание к глобальному преобразованию, породившему экологический кризис.
2. От первобытного стихийного единства общества через классовую борьбу к сознательному единению при многообразной дифференцированности.
3. От мифологических представлений о мире через религиозные к научным со все углубляющимся познанием реальной действительности.
4. От кровнородственного единства через политическое и национальное разобщение к многонациональному региональному и общечеловеческому единству. И так далее.
Обобщенным выражением исторического развития субъективного фактора является его движение от стихийного к сознательному. На начальных этапах человеческой истории субъективный фактор действует стихийно. Социальные субъекты в силу своей неразвитости пользуются мифологическим и религиозным мировоззрением, не имеют своей идеологии. Угнетенное большинство населения не понимает в полной мере своих собственных интересов, не видит перспективных целей своего развития. Как следствие этого, их деятельность по изменению общества заканчивается поражениями. Таков конец и восстаний рабов, и крестьянских выступлений. Конечно, они вносят определенную лепту в историческую замену одних производственных отношений другими. Но сам процесс осуществляется эволюционно, т. е. возникновение новых производственных отношений и вырастание на них соответствующих политических, правовых, духовных и прочих общественных отношений происходит постепенно, медленно, без бурных потрясений.
Всестороннее качественное изменение субъективного фактора, его переход от стихийного к сознательному состоянию связан с появлением буржуазии как класса. Она не только ясно осознает свои интересы, понимает интересы своих союзников и противников, но и вырабатывает свою идеологию, на основе которой определяет исторические цели и задачи по преобразованию общества. Зрелость данного социального субъекта толкает его на более быстрый, чем ранее, путь качественных изменений – на революцию. Буржуазия осуществляет целенаправленную духовную подготовку революции и успешно проводит ее. Затем происходит созревание пролетариата как класса. Он осознает специфичность своих интересов и их противоположность интересам буржуазии, вырабатывает собственную идеологию (и не утопическую, разными вариантами которой он пробавлялся ранее, а прагматическую – марксизма). И в соответствии с нею готовит и, в конце концов, успешно совершает в некоторых странах пролетарские революции.
Важнейшей чертой данного этапа в историческом развитии субъективного фактора (его перехода от стихийности к сознательности) является классовый эгоизм. И буржуазия, и пролетариат на данном этапе своего существования ставят во главу угла социально-преобразующей деятельности свой эгоистичный классовый интерес. Удовлетворяют его, не считаясь с интересами других социальных субъектов (и особенно угнетенных классов и социальных групп), попирая их. Поэтому история человечества в этот период (индустриального цивилизованного) развития осуществляется революционным путем и сопровождается жестоким отношением к противоположным социальным группам и классам, огромными человеческими жертвами, материальными разрушениями и духовным откатом назад. Непосредственная причина революций коренится в антагонистическом характере общественных отношений между классами. Антагонизм же классов обусловлен их социальным положением. Буржуазии в сравнении с дворянством и другими господствующими группами феодального общества – бесправным политическим и не вполне свободным экономическим. Пролетариата в сравнении с буржуазией, когда она стала господствующим классом, – формально свободным, а фактически бесправным, угнетенным. Социальное положение классов зависит, в конечном счете, от невысокого уровня индустриального развития общества.
Но как только индустриальное развитие достигает достаточно высокого уровня (как, например, в странах Западной Европы в середине XX века), тотчас меняется качественно социальное положение пролетариата: жизненный уровень становится достойным человеческого существования, появляются реальные возможности получения любого образования и развития своих способностей, реальное обеспечение получают права и свободы личности, что связано с упрочением демократических политических режимов, и т. д. «Сегодня в капиталистическом мире трудящиеся, – утверждает, к примеру, член руководства Итальянской социалистической партии Дж. Тамбуррано, – получают в основном такую заработную плату, которая обеспечивает им относительно возрастающее благосостояние, они пользуются социальным страхованием на случай безработицы, болезни, несчастного случая, а также обеспечением в старости, они получают образование, во многих случаях являются владельцами собственного жилья, они имеют возможность пользоваться отпуском, владеют личными средствами транспорта (автомобиль, мотоцикл), сбережениями в банке или сберегательной кассе. Часто они обладают значительными правами и даже властью у себя на производстве. Все они имеют право голоса на выборах, а нередко и бывают избраны. «Чернь» превратилась в класс, а класс – в граждан, которые равны в правах со всеми остальными гражданами, и все это – благодаря классовой борьбе, левым партиям, идеям Карла Маркса» (Тамбуррано Дж. История рабочего движения и проблемы сегодняшнего дня//Рабочий класс и современный мир. 1989, № 4. С. 58).
Следствием этих изменений является падение революционной активности трудящихся практически до нуля в наиболее развитых странах. И это понятно, ибо основные социальные субъекты современного развитого индустриального общества не заинтересованы в революционной ломке существующего общественного устройства. Теперь не только буржуазии, но и трудящимся есть что терять. Они заинтересованы в постепенном улучшении, дальнейшем совершенствовании существующей социальной системы и прежде всего производственных отношений.
Иначе говоря, с исчерпанием возможностей развития индустриальной цивилизации, с началом превращения ее в постиндустриальную (информационную) на смену революционному пути приходит эволюционный путь реформ. В своем развитии социальные субъекты приходят к пониманию пагубности для всего современного человечества любых проявлений классового эгоизма. Поэтому в отношениях друг с другом они все больше переходят к поискам компромисса, к учету интересов всех социальных субъектов, а не только господствующих или большинства, к приемлемому для всех согласованию интересов. Субъективный фактор в современном обществе начинает действовать сознательно и согласованно, что неизмеримо умножает возможности человечества для решения встающих перед ним проблем. От стихийного, неосознаваемого действия через сознательные революционные приходит субъективный фактор к сознательному реформационному действию в развитии общества. Чем больше стран приходят к переходному этапу от индустриальной к информационной цивилизации, тем больше возникает возможностей взять этим странам под свой контроль развитие всего человечества. Тем больше возникает возможностей совместного решения глобальных проблем (экологической, продовольственной и других), порожденных индустриальной цивилизацией и приведших ее к кризису.
Переход человечества от революционного к реформаторскому пути подготовлен был предшествующим развитием, в ходе которого реализовался ряд тенденций (наиболее полно в развитых капиталистических странах):
1. Изменение материального положения социальных субъектов и прежде всего трудящихся: от пролетариев, которым нечего было терять, кроме своих цепей, до трудящихся, которые имеют сейчас вполне удовлетворяющий их уровень благосостояния.
2. Изменение социально-политического положения трудящихся, связанного с движением наиболее развитых стран мира от крайнего ограничения прав и свобод при фашистском и других тоталитарных режимах до гарантированного обеспечения широкого спектра прав и свобод граждан при демократических режимах западного образца.
3. Духовное созревание социальных субъектов, связанное, прежде всего с пониманием необходимости в современных условиях выдвижения на первый план вместо классовых общечеловеческих ценностей. Без этого не только невозможен дальнейший прогресс человечества, но и сохраняется реальная угроза уничтожения человечества.
4. В ходе развития индустриальной цивилизации менялись роль и значение социальных революций. Революции, происходившие в период подъема индустриальной цивилизации, ее прогрессирующего развития явились в целом благом для общества, ибо они ускоряли прогресс общества. Революции же, происходившие в период кризиса и начавшейся деградации индустриальной цивилизации, тормозили развитие общества либо вообще заводили его в тупик. Это влекло за собой переоценку революций основными социальными субъектами и прежде всего трудящимися, к отказу от революционной деятельности и к переходу на позиции реформизма. Одни группы социальных субъектов совершили этот переход еще на рубеже XIX–XX веков, другие осуществляют его сейчас, убедившись в бесперспективности так называемого реального социализма и связанного с ним варианта развития индустриальной цивилизации.
Сознательный эволюционный путь развития человечества в отличие от революционного связан с бережным отношением ко всему, что накоплено предыдущими поколениями, к историческому наследию, к имеющимся в настоящий момент ресурсам (природным и общественным, материальным и духовным, людским и вещественным и т. д.). Он свободен от классовых, групповых, институциональных и иных пристрастий и потому в большей мере, чем революционный путь, застрахован от конкретно-исторических заблуждений и ошибок. Преодолевая классовый и групповой эгоизм, он обретает демократически-гуманистический характер. Эти черты сознательного эволюционного пути открывают огромные возможности для ускорения общественно-исторического развития.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 83 ; Нарушение авторских прав
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Общества древности сильно отличаются от современного социума. Это говорит о том, что общество постоянно изменяется, принимает новые формы. Процесс развития общества может быть постепенным, при этом человечество медленно движется от простых форм общественной жизни к более сложным. Также возможно резкое преображение социума, при котором всего за год или несколько лет он меняется до неузнаваемости. Но прежде, чем выяснять законы развития общества, нужно вспомнить, что это такое.
Общество: понятие, признаки
Основными элементами общества являются:
Ученые называют общество динамической системой [1] из-за того, что оно постоянно меняется, никогда не останавливается в развитии. Признаки общества как динамической системы:
За тысячи лет общество эволюционировало от первобытно-общинного строя до современной развитой цивилизации [2] . Ученые выделяют следующие виды обществ: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.
Общество постепенно развивалось с появлением собственности и имущественного неравенства, возникновением разделения труда, усложнением общественных отношений, созданием государства.
Признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества:
Общественные отношения
В процессе совместной деятельности между классами, нациями, различными социальными группами складываются многообразные общественные отношения. Эти отношения построены на определенных правилах, отражают интересы людей, взаимодействующих друг с другом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они происходят, выделяют основные виды общественных отношений:
Кроме того, принято выделять такие типы общественных отношений, как:
Правила, по которым люди строят отношения друг с другом, определяются самим обществом, меняются в зависимости от времени, места и обстоятельств.
Важно! Правила, которые регулируют жизнь и взаимодействие отдельных членов общества, не дают социуму развалиться, обеспечивают его устойчивость.
Развитие общества
Каждую отдельную ступень социального развития называют исторической эпохой. Чем ближе историческая эпоха к современности, тем больше ускоряется общественная эволюция.
Пример: Переход от собирательства к земледелию занял у древнего человека тысячелетия. Замена ручного труда машинным осуществлялась в течение сотен лет. Чуть более 100 лет прошло с момента изобретения первого телефона до появления мобильной связи и интернета.
В зависимости от уровня эволюции экономического и технического прогресса принято выделять следующие ступени развития общества:
В каждую последующую историческую эпоху совершенствуется процесс производства, появляются изобретения, благодаря техническому прогрессу.
Революционное развитие общества
Скачкообразное коренное изменение социума называют революционным общественным развитием. В этом случае происходит социальный переворот, коренным образом меняющий экономическую, политическую, научную жизнь социума.
Революционное развитие общества может происходить
Революционный путь развития общества может выбирать как отдельное государство, так и несколько стран, весь мир.
Информационная революция
Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция – это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.
Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.
Реформы как источник общественного преображения
Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа – это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.
Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.
Экономические реформы Петра I:
Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.
Словарь
2. Цивилизация – определенный этап, ступень развития социума.