Что такое рей на корабле

Рей (рангоут)

В зависимости от того, к какой мачте принадлежат реи, а также от местоположения на мачте, они получают дополнительные наименования.

* Фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей, фор-мун-рей крепятся на фок-мачте.

* Грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей, грот-мун-рей крепятся на грот-мачте.

Бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей, крюйс-мун-рей крепятся на бизань-мачте.В конце XVI — начале XVII века на бушприте обычно устанавливали маленькую мачту — блинда-стеньгу с небольшим блинда-стень-реем. Примерно с середины XVIII века вместо блинда-стеньги ставили утлегарь с небольшим реем — бом-блинда-реем.

В вертикальной плоскости концы рея поддерживаются топенантами, в горизонтальной плоскости рей может поворачиваться с помощью брасов. Разворачивание реев с помощью брасов называется брасопкой (от глагола — брасопить, брасовать).

Под реем обычно протягиваются перты — специальные тросы, служащие опорой при работе с парусами.

Связанные понятия

Косы́е паруса́ — паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В настоящий глоссарий не включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) вынесены в отдельный глоссарий Морские термины (типы кораблей и судов)

Тип парусного судна — комплексная характеристика, определяющая собой — уровень технического совершенства, главные размерения, число корпусов, особенности обводов и конструкции корпуса, вид парусного вооружения, наличие и тип вспомогательной двигательной установки, основное функциональное назначение судна, условное обозначение проекта в серии.

Кнехт (чаще мн. Кне́хты, устар. кнек; от нидерл. knecht) — парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов.

Источник

Значение слова рей

Словарь Ушакова

рей, рея, муж. (мор.), и (чаще в общем языке) рея, реи, жен. (голланд. raa). Подвижной поперечный брус на мачтах, к которому прикрепляют паруса.

Словарь Военных Терминов

металлический или деревянный брус, прикрепленный к мачте или стеньге параллельно палубе. Служит для крепления к нему прямых парусов, а также для подъёма сигналов и установки антенн.

Военно-морской Словарь

металлический или деревянный брус, прикрепленный к мачте (стеньге) горизонтально к палубе и перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля. Служит для крепления к нему прямых парусов.

Морской словарь

рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

РЕЙ, я, м. (спец.). Подвижной поперечный брус на мачте, служащий для крепления парусов, для установки антенн и для подъёма сигналов.

Словарь Ефремовой

м.
Подвижной поперечный брус, подвешиваемый за середину к мачте и служащий для
привязывания к нему паруса на парусных судах и для подачи сигналов на судах с
механическими двигателями.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. реже рея ж. райна, стар. поперечное дерево на мачте, за которое привязан парус. Реи зовутся по мачте и по колену мачты; нижние реи: гротарей, фокарей, бегинрей; стенговые реи (выше, кверху): гротмарсарей, формарсарей, крюсельрей; брамстенговые или брамреи (от низу третьи): гротбрамрей, форбрамрей, крюсбрамрей; иногда бывают и четвертые: бомбрамреи, изредка пятые: бомреи или трюмсельреи. Нижние реи висят на стропах или цепях, прочие подымаются фалом (дрок, подъемна), а с концов (с ноков) топенантами, поворачиваясь брасами (возжами). Поворачивать рей, брасопить. Отопить реи, поставить вкось, одним концом (ноком) ниже: это, обще с перевязанным поперек флагом, знак жали, печали, когда на судне есть важный покойник. Райной зовут бол. косой рей латинских парусов. Реёк и рейка, тоненький брусочек, дощечка, простроганная для пришивки к чему, для вставки в щель. Запустить рейку.

У землемеров: размеренный шестик, с подвижною мишенью, для прогляда по уровню. Идти в реи: идти реями, волжск. касп. Реить или реиться касп. и беломорск. покосить, бетаться, морск. лавировать, держаться как можно круче, ближе к ветру, и поворачивать на тот и на другой галлс, выходя этим на ветер, против ветру. Лодка реюшка не от реить, а от реять, ринуть. Отреиться от мели, отлавировать, выбраться на ветер.

Источник

Что такое рей на корабле

В последней четверти века по всей плоской грани задней стороны рея (по одной грани), была установлена фиша толщиной 2′, а в средней восьмиугольной части на шести гранях принагелены латы. Переднюю грань оставляли свободной. Латы по длине и ширине равнялись граням и были толщиной от 3\4 до 1′. По сторонам они были скошены, а на

концах закруглены. Все нижние реи и все марса- реи, за исключением бегин- рея, имели латы. Утоньшение реев большую часть века составляло: в 1- ой четверти от середины 30\31 диаметра в середине рея, во 2-ой четверти: 7\8, в 3- й четверти: 7\10 и в 4- ой четверти: 3\7.

Пропорциональные размеры реев.

Ниже приведены размеры, составленные по данным В. Монтеня, Д. Стила и В. Фалконера (издания 1815г.) и др.

Гики и гафели. Во второй половине века бизань- рю всё больше и больше заменяют гафелем, а позднее гафелем и гиком. Постепенное их введение началось на малых фрегатах около 1750г. Гик стали вводить на судах около 1790г. Гафель служил для крепления верхней шкаторины триселя, а гик, к которому шел шкот, удерживал галс и шкот этого паруса на нужных местах. На бригах, шхунах, тендерах и других малых судах это были грот- трисель, фока- трисель, а иногда и бизань. Наибольший диаметр гафели имели в 4 футах от внутреннего конца. Утоньшение наружу составляло: 1-я четверть- 40\41 наибольшего диаметра, 2-я четверть- 11\12, 3-я четверть- 4\5, 4-я четверть- 5\9. Наибольший диаметр гика на тендерах, шлюпах и подобных им судах находился в районе крепления гика- шкота, располагавшийся довольно близко к корме. Чтобы найти остальные диаметры, внутреннюю часть гика от шкота делили на четыре части, а внешнюю на две. Диаметры от шкота внутрь были такие: 1-я четверть- 40\41, 2-я четверть- 11\12 наибольшего диаметра, 3-я четверть- 7\8, 4-я четверть- 2\3. От шкота наружу: 1-я половина- 11\12 наибольшего диаметра, 2-я половина- 3\4.

Пропорциональные длины и диаметры гафелей и гиков.

Длина: Бизань- гик- 5\7 грота- рея, диаметр- 5\8′ на каждый ярд длины;
Гафель- 5\8 бизань- гика, диаметр- 5\8′ на каждый ярд длины;
Тендеры: длина грота- гика 2\3 длины мачты, диаметр грота- гика 9\16 на каждый ярд длины. Гафель: длина 3\5 длины гика, диаметр 1\4′ на каждый ярд длины.

Клампы и усы. Реи имели различные клампы, выполненные соответственно их назначению. Так, клампы- ловушки были принагелены к рею вблизи его середины с двух сторон. Они препятствовали скольжению в стороны бейфута, на котором был подвешен рей и обеих фал- блоков. Стоп- Клампы, находившиеся на концах рея, локализовали положение брасов, ‘ножных’ перт и топенантов. Клампы- ловушки были обычно длиной в 1,1\4 диаметра рея, шириной в 1\4 их длины и высотой в 2\3 их ширины. У грота- и фока- реев на 1\3 своей длины они образовывали нависающие лапки. Обычно отстояние этих кламп от середины рея равнялось его диаметру.

Стоп- клампы были длиной в 1\2 диаметра рея, шириной в 1\4 длины и высотой в 2\3 ширины. Отстояние их от оконечностей составляли у грота-, фока- и блинда- реев 1,1\2′ на каждый ярд длины рея, у марса-реев- 3′. Стоп- клампы у всех реев были установлены как на передней, так и на задней сторонах.

Гафели и гики на концах, подходящих к мачте, имели усы, изготовленные из дуба и на половину охватывающие мачту. Толщина усов составляла приблизительно 1\4 диаметра. При этом внутренний диаметр усов на 1′ был больше диаметра мачты, так как их внутреннюю поверхность обивали кожей. Усы гафеля были подобны усам гика, только их

Через конец гика, между усами и соединением, сверху вниз проводили обух, снизу заканчивающийся шайбой. У гафеля было два обуха, пропущенных через соединительную часть снизу вверх и сверху вниз. Верхний предназначался для фала гафеля, нижний для бензеля верхне- галсового угла паруса и нирала гафеля. На внешнем конце гика находился

шкив- гат со шкивом для проводки шкота паруса. Оконечность нока гика сковывала железная обойма. Обух, поставленный, как продолжение оси гика, завершал оконечность. Внешний конец гафеля был одинаков с концом гика. Во внешней части усов, при надобности, просверливали 2- 3 отверстия для проводки ракс- тросов с ракс- клотами. В районе гика-шкота гик обивали кожей, а над стропом шкот- блока для предохранения был установлен деревянный брусок.

Прочие вопросы. На английских судах брам- реи грот- и фок- мачт, блинда- и марса- реи имели на ноках железные бугели и обухи, поставленные как продолжение реев.

Флагштоки на судах имели следующие размеры:

Флагшток: длина- 1\3 длины грот- мачты над релингом, диаметр- 1\2′ на каждый ярд длины;
Гюйс- шток: длина- 1\2 длины флагштока над релингом, диаметр-3\4′ на каждый ярд длины.

Для уборки якорей по походному, суда имели фиш- или пентер- балки. Приблизительно до 1780 г. это была четырёхугольная балка длиной приблизительно в ширину бака, крепившаяся там в четырёхугольной железной обойме- бугеле пентер- балки.

Источник

Устройство парусных кораблей

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.
Многие мои соотечественники из числа сверстников смотрели фильмы про Петра Первого, и видели сцены, когда царь экзаменовал приехавших с учебы из Европы отпрысков знатных фамилий на предмет знаний по парусных кораблях и их оснастке. Для Перта корабли были самой любимой игрушкой, он до тонкостей освоил и строительство кораблей, их парусное вооружение и другие науки, которые обязательно должны знать мореплаватели. И злился, когда кто-то отвечал неправильно.

Устройство корпуса парусного судна

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень. По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты, несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля, поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется фок-мачта. Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – грот-мачта; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется бизань-мачтой; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась бонавентур-мачтой. Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги: фок-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фок-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги: фок-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше, над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Так как прямые паруса дают хорошую скорость, а косые – маневренность, издавна на многих парусных судах используется смешанное парусное вооружение. В таких случаях оснащение прямыми парусами нескольких мачт дает судну достаточную скорость, а косые паруса на остальных мачтах повышают его маневренность. К подобным судам со смешанным вооружением относятся как большие – барки и баркентины, так и средние – бригантины и шхуны. А соотношение на этих судах объема прямого и косого вооружения определяется назначением каждого конкретного типа судна: на одних больше прямых парусов, на других – больше косых. Но и тяжелым кораблям, оснащенным для скорости только прямыми парусами, иногда бывает необходимо хоть небольшое увеличение маневренности. Поэтому даже на судах с только прямым вооружением с 18-го века используется дополнительное косое вооружение – кливера. Кливера имеют треугольную форму, и ставятся между фок-мачтой (передней мачтой) и наклонным бушпритом; их малая площадь не позволяет идти против ветра, но несколько облегчает поворотливость носа судна, что бывает полезно при выполнении разворота в море или лавировании при входе в порт. А на особо крупных и тяжелых кораблях для усиления действия кливеров используют еще и стаксели – такие же небольшие треугольные паруса, но натягиваемые между мачтами.

Названия парусов по месту их установки

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фок-марсель и грот-марсель. Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фок-брамсель и грот-брамсель. Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань, крюйсель и бом-крюйсель. Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются фок-трюмсель и грота-трюмсель. На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд.

Источник

Что такое рей на корабле. Смотреть фото Что такое рей на корабле. Смотреть картинку Что такое рей на корабле. Картинка про Что такое рей на корабле. Фото Что такое рей на кораблеelektrik_dv

Что такое рей на корабле. Смотреть фото Что такое рей на корабле. Смотреть картинку Что такое рей на корабле. Картинка про Что такое рей на корабле. Фото Что такое рей на корабле

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности) соответствующими иллюстрациями.

Что такое рей на корабле. Смотреть фото Что такое рей на корабле. Смотреть картинку Что такое рей на корабле. Картинка про Что такое рей на корабле. Фото Что такое рей на корабле

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

Что такое рей на корабле. Смотреть фото Что такое рей на корабле. Смотреть картинку Что такое рей на корабле. Картинка про Что такое рей на корабле. Фото Что такое рей на корабле

Что такое рей на корабле. Смотреть фото Что такое рей на корабле. Смотреть картинку Что такое рей на корабле. Картинка про Что такое рей на корабле. Фото Что такое рей на корабле

ПРЯМЫМИ ПАРУСАМИ вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 670.

КОСЫЕ ПАРУСА, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 200! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.
Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. ГАФЕЛЬНЫЕ ПАРУСА – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. БЕРМУДСКИЕ ПАРУСА – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *