Что такое рейна в истории
Как Юлий Цезарь построил уникальный мост через Рейн и почему разрушил его всего 2 недели спустя
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Полководцу постоянно приходилось иметь дело с превосходящими силами галлов. Цезарь использовал различные тактические хитрости и уловки. На подконтрольной Риму территории были местные племена, которые служили Великой империи. Они предложили легионам Цезаря помощь — свои корабли, чтобы римские войска могли переправиться через Рейн.
Юлий Цезарь по каким-то причинам отклонил это предложение. Вместо этого римский военачальник решил построить сложное инженерное сооружение. Мост через Рейн. Таким образом полководец решил продемонстрировать всю силу и мощь Рима. Империя не только может вести войну, но и может перейти границу, когда пожелает. Кроме всего прочего, Юлий Цезарь писал, что использовать корабли небезопасно. Мост гораздо больше соответствует его собственному достоинству и достоинству великого римского народа.
Строительство моста было сопряжено с чрезвычайными трудностями. Ведь река Рейн слишком широкая, быстрая и глубокая. Цезарь чувствовал, что должен сделать это сам. Он был уверен, что его армию не следует вести никаким другим путем.
Строительство велось между нынешними Андернахом и Нойвидом, ниже по течению от Кобленца, в районе, где глубина реки доходит почти до десяти метров. На обоих берегах римляне воздвигли сторожевые башни. Это было сделано для защиты въездов на мост. Сваи и заграждения они разместили вверх по течению. Это должно было служить защитой от возможных атак и обломков, переносимых течением.
Несколько десятков тысяч легионеров возвели мост всего за полторы недели. Он держался на деревянных сваях, которые были вбиты в русло реки. Утяжелением для них служили огромные тяжёлые камни. Система конструкции была спроектирована таким образом, что чем сильнее течение, тем прочнее мост будет держаться.
Два бревна полуметровой толщины указывали на дно. Пока река была глубокой, они были сцеплены вместе на расстоянии полуметра. Брёвна были забиты молотками не перпендикулярно, как столбы, а с наклоном по направлению к течению реки. Они также были снабжены специальными приспособлениями. Ниже по реке, где-то чуть более чем в десятке метров, располагались два других бревна. Они были заблокированы таким же образом, сдерживая удары сильного течения реки. Вдобавок, они были прочно скреплены балками полуметровой толщины. Размещались эти балки на концах брёвен между двумя кронштейнами с каждой стороны.
К сожалению, имя гениального инженера история не сохранила. Новая технология была революционной, никогда раньше никто так не делал. Древнеримский историк Цицерон предположил, что архитектором мог быть некий Мумарра. Не стоит также исключать, что им мог быть Маркус Витрувий Поли. Это был гениальный архитектор, который был автором знаменитых Десяти книг по архитектуре. Известно, что он встречался с Цезарем.
Историки считают, что длина этого моста могла быть от ста сорока до четырёхста метров. Ширина его составляла от семи до девяти метров.
Когда строительство было закончено, Цезарь со своими легионами перешёл на другой берег. Там его должны были ждать дружественные германские племена. В ожидании прибытия римских войск они отступили на Восток. Цезарь не мог сражаться с сильно превосходящими силами противника. Он принял решение отступить. Проведя несколько боёв местного значения и разрушив несколько поселений, римский военачальник снова перешёл мост и разрушил его позади себя. Кампания продлилась всего восемнадцать дней.
Два года спустя истории суждено было повториться. Рядом с тем местом, где был первый мост, примерно в двух километрах к северу. Это рядом с современным Урмитцем. Гай Юлий Цезарь построил второй мост. На этот раз сооружение было намного проще.
Солдаты выполнили работу в течение нескольких дней. После сюда были переброшены основные сили римской армии. Возле моста была выставлена стража. Цезарь выступил во главе всего остального войска и сил кавалерии.
История опять повторилась. Галлы бросили свои поселения и укрылись в лесах. Цезарь вернулся и снова разрушил свой мост. Правда на этот раз не полностью. Была оставлена часть, касающаяся восточного берега. На нём римляне воздвигли защитные башни для защиты сохранённой части моста.
Это было сделано, чтобы не полностью освободить варваров от страха перед римским вторжением и чтобы не задержать своих легионеров. Армия разместилась на берегу, соорудив мощные укрепления.
Гениальная стратегия Юлия Цезаря дала столь желанные плоды. Ему удалось во всей красе продемонстрировать мощь Римской империи и её способность пересекать Рейн по желанию в любое время. Таким образом Юлий Цезарь полностью обезопасил границы Галлии. Германцы в течение нескольких веков не решались нарушить её границы.
Всё это также способствовало окончательной римской колонизации долины Рейна. Позже здесь были построены постоянные мосты в Кастра Ветера (Ксантен), Колония Клаудиа Ара Агриппиненсиум (Колония), Конфлуентес (Кобленц) и Могунтиакум (Майнц).
Во время археологических раскопок, которые проводились в конце 19 века в районе Андернах-Нойвид, были обнаружены остатки свай в Рейне. Их анализ смогли провести лишь в 20 веке. Он показал, что возраст материала относится к середине 1 века до нашей эры. Историки считают, что это те самые мосты Цезаря. Хотя точное их месторасположение экспертам так и не удалось определить.
Что касается лояльных Риму германских племён, то в 39 году до нашей эры Марко Випсанио Агриппа наконец перевёл их на западный берег Рейна. Сделано это было в качестве оплаты за их давние заслуги. Они слишком опасались преследований со стороны соседних племён. Галлы оставались верными Риму на протяжении всей его истории. В конечном итоге их племена смешались с франками. Это дало начало новым королевствам в Галлии в эпоху Средневековья.
О судьбе великого римского полководца и императора прочтите в другой нашей статье: как ликвидировали Цезаря, или что на самом деле произошло на мартовских идах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Области за Реном (Рейном),
обращенные на восток и лежащие
за территорией кельтов, населяют германцы
Страбон. География, кн.7. 2
Однако нам не ясно, каким образом реки приобрели новое социальное качество, кто, что и каким образом повлияло на «пестрый» племенной мир и способствовало на рубеже античности и феодальной формации формированию государственности? Несомненно, в этом объединительном процессе участвовала ИДЕОЛОГИЯ (религия), исторические источники нам сообщают, что с I в. н.э. в Европе начало распространяться иудеохристианство, в IV веке оно превратилось в основную идеологию Римской империи, а затем и других государств.
Развитие европейского общества исследователи необходимо привязывают к религиозной системе, к ИДЕОЛОГИИ, сумме идей позволяющих осмысливать пространство и время через ТВОРЦА, абсолютного авторитета в бытии человека. Однако при этом роль церкви лишь декларируется, не объясняется детально.
История, языкознание и другие научные дисциплины истолковывают формирование новых европейских народностей довольно примитивно – появился пассионарий (государь, деятель энергоизбыточного активного общественного типа) который «правдами и неправдами» объединял племена, создавая ядро будущей народности. Значение иудеохристианства в образовании «божеского мира» принижается, из-за постоянного восхваления деяний монархов. Совсем никак не отмечена цивилизующая роль еврейских диаспор, ведь иудейское учение надо было ОБЪЯСНИТЬ и ИСТОЛКОВАТЬ, ему надо было НАУЧИТЬ.
В системе «артефакт – потребитель» (Библия – племенные сообщества, римляне, греки) наоборот, произошли глубокие культурные преобразования: организация жизни и быта племенного мира изменилась на всех уровнях. Произошел полный отказ от языческой традиции, соответственно, в процессе заимствования иудеохристианства изменились и племенные языки.
Во вновь формирующихся европейских государствах IV-XIV вв. аппарат священников (носители культуры иудеохристианства) являлся единственной грамотной группой населения, а организация территориальных приходов церкви – единственной системой образования и воспитания. Так как культура система саморазвивающаяся (пока она отвечает действительности), то со временем возникают определенные изменения в организации иудеохристианства, связанные с политико-территориальными особенностями, неоднородностью состава потребителей и сменой поколений.
При анализе гидронима «Рейн» мы будем придерживаться принципа системности, если мы обнаружим СИСТЕМУ в применении термина в различных языках и на разных территориях, то очевидно это будет означать результативность связи «производитель-артефакт-потребитель», или говоря простым языком – успешность еврейской религиозно-философской доктрины.
1) Существующая этимология гидронима Рейн
Нем. Rhein, фр. Rhin, нидерл. Rijn — крупная река Западной Европы, истекает в меридиональном направлении с юга на север, длина — 1320 км, исток в Альпах на высоте 2413 м., впадает в Северное море.
б) Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.
«Упоминается у Пифея, IV в. до н. э., как Rhenus; галльск. Renos, др.-верх.-нем. Rin, совр. нем. Rhein, франц. Rhin, голл. Rijn. Гидроним от и.-е. основы *reinos ‘река, поток’; возможно из кельт, языков, где галльск. renos, rhenus ‘текущая вода, река’».
2) Справки по античной географии
а) Аристотель (384-322). О природе удивительных вещей (145, 168), http://psylib.org.ua
«Река Рейн течет не в ту сторону, что и все реки, а на север, где живут германцы. Летом ее воды судоходны, но зимой они покрываются льдом, и люди могут ходить по ней, как по суше». Эта работа не опубликована, достоверность ссылки не установлена, в Интернете есть только одна цитата о «реке Рейн». Исследователи считают, что в то время территории за Альпами во время были неизвестны грекам.
б) Пифей (ок. 380-310 до н. э.) — древнегреческий купец, путешественник, географ, из Массалии (Марсель), предполагают, что около 325 года он совершил путешествие вокруг Европы. Обогнул Британские острова и исследовал северо-западное побережье Германии до Эльбы. Написал книгу «Об океане», это произведение до нашего времени не дошло, известно, что античные авторы Страбон и др. ссылались на Пифея.
3) Гай Юлий Цезарь (102—44)
Цезарь употребляет гидроним Рейн своей работе «Записки о галльской войне» в форме Rhenum и Rheni; по мнению лингвистов, его книга: «Традиционно является первым произведением классической латыни, которое читают на уроках этого языка».
В 48 г. до н.э. Цезарь, преследуя Помпея, вторгся с небольшим войском в Александрию (Египет) и вмешивается во внутренние дела страны, свергает царя Птолемея XIII и назначает царицей Клеопатру VII (сестру и жену Птолемея). Действия Цезаря вызвали восстание в Египте, римляне были заблокированы египетским войском во дворце, лишь только помощь войск азиатских союзников помогла ему нанести поражение египетской армии в 47 г. до н.э.
* Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
«Цезарь, Юлий …Непосредственное сближение Цезаря с евреями началось за пять лет до его смерти, когда для противодействия планам Помпея Ц. освободил из заключения храброго Аристобула II и дал ему два легиона солдат с поручением отобрать у Помпея Сирию и Иудею. Правитель Иудеи идумеянин Антипатр отвернулся от Помпея и перешел на сторону Ц., который и утвердил Антипатра в должности правителя всей Иудеи, а Гиркана в звании первосвященника и этнарха всех иудеев; он разрешил отстроить стены Иерусалима, возвратил некоторые отторгнутые Помпеем пограничные области и облегчил тяжелые военные повинности (ib., §6).
Особыми сенатскими указами евреи были признаны ДРУЗЬМИ и СОЮЗНИКАМИ римского народа, Гиркан был утвержден в должности наследственного первосвященника и этнарха, что дало ему право выступать в качестве защитника евреев не только в Палестине, но и во всем государстве, и ведать их религиозные нужды. Декреты, подтверждавшие права евреев, были выгравированы на таблицах по-латыни и по-гречески и выставлены в Капитолии и в храмах некоторых малоазиатских городов.
За александрийскими евреями Ц. подтвердил равноправие с греками и самоуправление под властью своего вождя (алабарха). …Евреи в то время принимали участие в политической жизни Рима и пользовались влиянием в общественных собраниях (Цицерон, Pro Flacco, § 28; декреты Цезаря, сената и городов приведены у Флавия, Древности, XIV, 10). Римские евреи глубоко оплакивали его гибель, как великую потерю».
Римские легионы под руководством Цезаря в период 55-52 гг. до н.э. вышли к Рейну, где вели войны с племенами кельтов и германцев.
4) Обобщение и вывод
* Никто из исследователей не выводит гидроним Рейн из семитских языков.
* Древних кельтских языков мы не знаем (сохранилось около 200 слов, которые считают кельтскими), кельтские языки позднего периода подверглись сильному влиянию латыни. Каким образом распространялись слова-понятия бесписьменных кельтских языков?
* Пифей – был ли он вообще на Рейне?
* Проверить факт применения термина Аристотелем не удалось из-за отсутствия в публикации его работы.
* Удалось установить нижнюю временную границу употребления термина Рейн в труде Цезаря (58-55 г. до н.э.); ниже этого периода гидроним не обозначен в доступной литературе.
Кельтское и германское происхождение гидронима маловероятно. Заимствование терминологии всегда происходит в определенной идеологической среде, присваивается авторитетная для всех религиозная доктрина и её терминология.
Термин, вероятно, заимствован греко-римской интеллектуальной верхушкой: политиками, историками и географами, они отмечаются в военной или научной деятельности в семитских регионах: в Северной Африке, Сирии, Египте, в древнем научном центре – Александрии. «Рим был толкучкою заимствованных богов и завоеванных народов, давкою в два яруса, на земле и на небе», Б. Пастернак. Доктор Живаго.
Из представленных языкознанием форм употребления в древней литературе гидронима РЕЙН, просматривается общий корень – R.H.N., в различных языках он был по-разному огласован, эта проблема относится к исторической фонетике и грамматике. Мы решаем другую проблему – философскую, пытаемся установить «фоновое знание» Средиземноморской цивилизации. Общее знание понятное говорящему и слушающему; найти его (как показывает практика) можно только в системе иудаизма (идеологии).
5) Терминология иврита и библейский образ
* В греческом тексте Библии (Септуагинта, ок 250 г. до н.э.) понятие РЕКА обозначено словами POTAMI, POTAMO (в современном языке также), Септуагинта не являлась носителем термина Н.Х.Р.
б) Библейский образ
В различных текстах Библии корень Н.Х.Р. (река) употребляется более 150 раз в указанных выше значениях.
* Быт. 2:10: «Из Едема выходил река (НАХАР), для орошения рая».
* Пс. 45:5: «Речные (НАХАР) потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего».
* 4 Цар. 17:6: «В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке (НАХАР) Гозан, и в городах Мидийских».
Приведем лишь немногие выявленные гидронимы, связанные с корнем иврита Н.Х.Р.
Реген (Regen) — река в Баварии, левый приток Дуная, на ней и на Дунае стоит город Регенсбург, который постоянно подтапливается в половодье; длина — 169 км; имя прочитано наоборот – Regen = NEGER (река, наводнение).
Рене (нем. Rhene) — река в земле Северный Рейн-Вестфалия, длина 14,85 км; прочитаем имя наоборот – Rhene = E+NEHR (река).
Более 50 гидронимом содержит корень НХР-НГР (можно найти и больше).
* Ангара (А + НГАРА) река в Восточной Сибири, вытекает из озера Байкал.
* Аргунь — река в Китае и на границе России и Китая, правая составляющая Амура; имя прочитано наоборот – АРГУНЬ = Ь+НУГРА (река).
г) Африка
Нигер (фр. Niger, англ. Niger, йоруба Niger, Oya) крупная река в Западной
Африке, длина 4180 км, НИГЕР = НАГАР (река).
е) Аргентина
Рио-Негро (Rio Negro) — река в Аргентине, на севере Патагонии, длина 635 км, до «Завоевания пустыни» (Conquista del desierto), военной компании Аргентины 1870-х годов по завоеванию Патагонии, по реке проходила граница цивилизации.
Таким образом, гидроним RHEIN заимствован из библейских источников. Очевидна СИСТЕМНОСТЬ, около сотни понятий содержащий еврейский корень Н.Х.Р. – Н.Г.Р. разбросаны по всем континентам, что невозможно без влияния единой идеологии – иудеохристианства.
Мы выполнили основные задачи системного подхода: установили иерархию, определили главенствующую идеологическую систему в которой «вращается» понятие (целостность), выделили целую группу подобных гидронимов (элементы), и определили связи иудейской терминологии с другими идеологическими системами (взаимосвязь).
Пророк Иеремия стыдит израильтян за «удаление от Господа».
2:5: «Так говорит Господь: какую неправду нашли во МНЕ отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетой, и осуетились».
2:18: «И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки (НАХАР) ее?».
Логичнее «пить воду» из первоисточника, оригинального текста Библии, там мы сможем найти незамутненное поздними национальными напластованиями фоновое знание европейской цивилизации. Когда разберемся с этой проблемой, можно будет опуститься во времени и ниже, к Египту, Вавилону и шумерам.
Значение слова Рейна
Рейна — испанская фамилия. Известные носители:
Версии предания о дела Рейна получили особенно широкое хождение в восемнадцатом веке в связи с распространением хасидизма — Цалка прочел о нем в книжке, где под одной обложкой были собраны два агиографических сочинения: «Шивхей Бешт» («Прославление Бешта») — полное чудес житие основателя хасидизма — и «История о Йосефе Дела Рейна ».
А ещё последние шесть вёсен они практиковались в магии, точнее, мать учила Рейна тому, что сама помнила из школьного курса. Так что когда до них дошли слухи о предстоящем Турнире волшебников, у Рейна даже не было мысли, чтобы остаться дома и не посмотреть краем глаза на всё то, о чём ему рассказывала мать.
Он был вынужден покинуть Бонн и почти всю жизнь прожил в Вене, в унылых предместьях этого большого легкомысленного города, но никогда не забывал он долину Рейна и величественную реку, мощную, отечески родную (unser Vater Rhein), – «наш отец Рейн », как он называл ее, – почти человечески живую, подобную некой гигантской душе, где сменяют друг друга столько мыслей, столько могучих порывов; и, пожалуй, особенно прекрасен, могуч и спокоен Рейн там, где он с ласковой мощью омывает тенистые и цветущие берега прелестного Бонна.
Вся страна бодро топала на перекур, а Богомолов упрямо и упорно твердил: надо хорошо, профессионально работать. Главное в жизни — профессионализм, честный, безупречный долг перед своим делом. В общем, это ведь и есть главная тема «В августе сорок четвертого», это и есть его «момент истины» — кто бы и как бы тебе не мешал, тебе ничто не должно помешать профессионально и грамотно выполнить свою работу: поймать шпионов, прочистить трубы, написать роман, статью. Никита Елисеев из статьи «Литературный факт и военное общество», «Огонек», 2004, Январь, № 3 (цитируется по статье Рейна Карасти «Пацан, беги!» в журнале «Звезда»)
Владимир Осипович Богомолов
Транслитерация: Reyna
Задом наперед читается как: анйеР
Рейна состоит из 5 букв
Вниз по Рейну
Не счесть, сколько стихов, песен, сказок написано под влиянием “доброго дедушки” Рейна. Пожалуй, в этом с ним не может сравниться ни одна река в мире. В легендах он изображается седобородым стариком, иногда сельским жителем, иногда горожанином, но всегда мудрым и веселым. Под его началом служат нимфы и гномы, а воды его хранят тайны и сказочные сокровища. Легендарная река Рейн на карте Европы начинается в Швейцарии и впадает в Северное море на территории государства Нидерланды.
Древние римляне считали Рейн (они называли его Rhenus) божественной рекой, защищающей их от жестоких варваров. Средневековые феодалы-разбойники, облагавшие пошлинами всех, кто проплывал по реке, видели в Рейне неисчерпаемый источник богатства. Процветающие города и феодальные вотчины по его берегам всегда привлекали предприимчивых алчных иностранцев.
А для немецких националистов конца XIX в. Рейн стал символом патриотизма, что нашло отражение в песне: “Не бойся, родная Отчизна, Рейн твой покой бережет…” Эти слова высечены на мемориале “Германия”, изображающем женщину с мечом в руке – символ объединенной Бисмарком державы. Ее надменный, дерзкий взор устремлен поверх крыш Рюдесхайма на западный берег реки.
Рейн испокон веков служил границей, разделяя кельтов и германцев, французов и немцев. Рейн – самая длинная река в Западной Европе (1320 км). Она берет начало в ледниках Сен-Готарда (Швейцарские Альпы) и заканчивает путь в Нидерландах, образуя дельту при впадении в Северное море.
Города Констанц, Майнц, Кёльн и Бонн основали римские легионеры, которые разбивали лагеря на западном берегу Рейна, так как полагали, что на территориях за рекой живут одни только варвары. Мрачное действие “Песни о Нибелунгах”, вдохновившей Рихарда Вагнера на создание целой серии опер, тоже разворачивается на берегах Рейна.
По пути следования Рейна
Рейн – река огромного хозяйственного значения, самая загруженная в мире водная магистраль. Она протекает через крупнейший индустриальный район страны Рур, охватывающий область от Дюссельдорфа до Дуйсбурга, по реке ходят 9 тысяч грузовых барж. По берегам расположены важные промышленные города, от Кайзерштуля на север тянутся виноградники. Главный виноградарский район раскинулся возле Бонна, чуть севернее Кёнигсвинтера.
Участок от Майнца до Кёльна протяженностью 190 км привлекает внимание туристов с тех самых пор, когда по Рейну в проливной дождь путешествовала со своим немецким супругом принцем Альбертом королева Виктория. Это произошло в 1845 г. У английской королевы нашлось много последователей, поэтому по обоим берегам проложили железные и обычные дороги, что в свою очередь способствовало развитию промышленности в этом регионе и соответственно загрязнению среды, и название реки, происшедшее от немецкого слова “rein” (чистый), стало восприниматься как неудачная шутка.
Воды Рейна, оросив земли Швейцарии, вливаются в вытянутое Боденское озеро в Альпах. У Шаффхаузена река покидает озеро, низвергаясь с высоты 20 м. Этот эффектный водопад служит швейцарцам источником электроэнергии. От Базеля начинается судоходный Рейн. Он течет вдоль восточной границы Шварцвальда, а на его западном берегу высятся французские Вогезы. Вблизи Карлсруэ река вступает в район Бадена, место производства разнообразных вин. Миновав старинный, известный со средних веков город Шпейер, Рейн достигает Мангейма и там сливается с рекой Неккар.
Вормс
На левом берегу стоит древний город на Рейне Вормс, где, как повествует эпос о нибелунгах, находился двор короля Гунтера. Здесь злодей Хаген, убив героя Зигфрида, утопил в водах Рейна золотой клад нибелунгов. С тех пор многие пытались отыскать этот клад эпохи волшебных шапок-невидимок и чудесных мечей, разрубающих сталь.
18 апреля 1521 г. перед Вормским сеймом держал ответ Мартин Лютер. Обращаясь к собранию, он с вызовом заявил, что, если его не убедят доводами разума, он не откажется от выдвинутых положений: “На этом я стою, я не могу иначе, да поможет мне Бог!” В Вормсе, городе, бывшем свидетелем стольких бурных событий, возле романского собора стоит древнейшая в Европе синагога (основана в 1034 г.). В окрестностях Вормса (Германия) находится Либфрауэнкирхе (церковь владычиц), а вокруг на небольших возвышенностях растет виноград, из которого делают популярное белое вино Liebfraumilch.
Наиболее любим историей участок Рейна между Майнцем и Кёльном. Здесь извилистую речную долину охраняют с флангов острые иглы церковных шпилей, золоченые флюгеры, опрятные деревни, ущелья и холмы, по которым ползут ровные ряды виноградников, – земной рай, по признанию немецких поэтов. Гёте называл этот регион “благословенным краем”, Клейст – “парком природы”.
Из века в век сообразительные местные жители и не менее шустрые иностранцы усердно преображали долину Рейна с ее домами и замками в своеобразный немецкий Диснейленд, так что теперь уж и не восстановить ее первоначальный облик. Сейчас здесь властвуют, сверкая медью и железом, украшенные орнаментом в стиле рококо и дешевыми поделками винные кабачки и пивные или бары.
Рейн увековечен в поэме лорда Байрона “Паломничество Чайльда Гарольда” и картинах Уильяма Тёрнера. Сами немцы открыли для себя красоту Рейна значительно позже: сначала об этом заговорили романтики, вслед за ними, в эпоху господства Пруссии, пробудились патриоты Германии. Рейн был символом Германии в период основания единого государства и войны с Францией (1870-1871), окончившейся победой немецкой армии.
Замки старые и новые
Отчасти внезапный интерес к Рейну выразился в стремлении восстановить и отреставрировать разрушенные замки по берегам реки. Между Майнцем и Кёльном 60 замков, и большинство из них стоит на отвесных скалах, надменные в своем угасающем блеске. Собственно говоря, почти все замки были разрушены в ходе беспрерывных военных кампаний, которые вели короли, императоры и местные бароны, видевшие в неприступных крепостях возрождение средневековья, когда в них обитали феодалы-разбойники и деспотичные вельможи, разорявшие все, что лежало у их подножия. Они грабили караваны, опустошали деревни или взимали непомерные пошлины со всех проплывающих судов, перегораживая реку тяжелыми железными цепями.
Замок Рейнфельс
Только одной из тех грозных крепостей, мощной цитадели Рейнфельс (рейнская скала), расположенной чуть выше города Сан-Гоар, удалось пережить эпоху разрушений. Этот замок был построен в XII в. графами Катценельбогенами. Камни и кипящее масло встречали всех, кто пытался овладеть им. Нов 1794 г. Рейнфельс по непонятной причине, не произведя ни единого выстрела, отдался в руки французских революционеров, а тремя годами позже был уничтожен.
Сегодня во многих восстановленных замках расположились гостиницы, молодежные общежития или рестораны. Руины рейнских замков приобретали оперные певцы, текстильные бароны и богатые мечтатели, тратившие миллионы на то, чтобы приспособить их под жилье, и в процессе этого зачастую разорявшиеся. Некоторые из замков – это просто подделка под старину. Так, Драхенбург (замок дракона), расположенный недалеко от Бонна, был сооружен в 1879 г. бароном Стефаном фон Сартеном для своей любовницы, дочери кёльнского пекаря.
Район виноделия
Романтический Рейн начинается от места слияния с Майном, у Майнца, города, который был практически полностью уничтожен бомбами в последние недели второй мировой войны. Его 50 церквей и 100 винных кабачков отстраивались с той же любовью и нежностью, с какой его виноделы ныне укладывают в древние римские подвалы шампанское нового разлива. Город на Рейне Майнц – единственный в Германии, где есть министерство виноделия. В Доме немецкого вина вам представится возможность продегустировать разные сорта вин.
Далее вниз по Рейну:
Нагая нимфа и семь девственниц
Легенда о Лорелее, нимфе, которая своим пением увлекает на скалы корабли и губит рыцарей, – история о роковой женщине. Впервые о белокурой соблазнительнице миру слышал в 1801 г. от 23-летнего поэта Клеменса Брентано. В 1823 г. Лорелею увековечил в одном из творений Генрих Гейне. Путешествуя вниз по Рейну, он написал следующие строки:
Беда ли, пророчество ль это…
Душа так уныла моя,
А старая, страшная сказка
Преследует всюду меня…
Его ода нагой нимфе явилась основой для создания более 25 опер. В действительности Лорелея – это 120-метровая скала на правом берегу Рейна, между Каубом и Сан-Гоарсхаузеном. Мимо вы не проедете: на скале есть надпись, правда, по-японски. На уступе красуется статуя нимфы, созданная в 1983 г. советским скульптором по заказу немцев.
Лорелея наконец-то обрела реальный облик, а бурный поток, который, собственно, и был причиной возникновения мифа, усмирен. Узкий Бингенерский пролив, где гибли в стремнине корабли, ныне оснащен электронной навигационной системой.
7 девственниц
Не доезжая до скалы Лорелея, у города Обервезель вы увидите выступающие из воды семь рифов, которые зовутся Семь девственниц, или Семь сестер. Согласно древней легенде девушек обратили в камни за их чрезмерную стыдливость – эту историю местные донжуаны рассказывают благонравным девицам.
Между Рюдесхаймом и Бингеном, посреди реки, высится Маузетурм (мышиная башня). Когда-то в этой башне укрылся от разгневанных жителей епископ Хатто, где его и съели мыши – отсюда название сооружения. У Кауба, на острове посередине реки, сохранился пост по сбору пошлин. Раньше реку в этом месте перегораживала массивная цепь, которую не снимали до тех пор, пока капитан проплывавшего судна не отдавал требуемую сумму сборщику.
Братья-враги
За скалой Лорелея, чуть выше Борнхофена, древнего города пилигримов, расположены два замка – “братья-враги” Штерренберг и Либенштайн. Они построены один подле другого, но разделены стеной.
На берегу Лана, неподалеку оттого места, где он сливается с Рейном, раскинулся “имбирный” городок Бад-Эмс. Он застроен белеными деревянно-кирпичными домами с ажурными железными балконами, на которых цветут глицинии. Участок Рейна на подступах к Кобленцу ежегодно, во вторую субботу августа, озаряется огнями праздничных фейерверков и пламенем костров.
Карнавал
Жители Рейнской области любят пышные празднества. Перед Великим постом в этом регионе проходит карнавал, главным событием которого считается большой парад ряженых с веселыми представлениями, устраиваемый в “розовый” понедельник. На улицах Кёльна и Майнца самозабвенно отплясывают около 3 млн. человек.
Последний четверг карнавала называется “карнавал распутниц”: девушки и женщины, отбросив всякие условности (впрочем, Рейнская область никогда не была поборницей строгих нравов), целуются, обнимаются и танцуют с приглянувшимися им мужчинами.
Карнавал официально начинается в 11 часов вечера на 11-й день одиннадцатого месяца года, а завершается сумасшествие в “пепельную” среду, когда католики идут замаливать грехи в церковь.
Река Мозель и мосты
У Кобленца в Рейн впадает Мозель. Мозельские виноградники поставляют вина, которые признаны лучшими в стране – во всяком случае так считают истинные знатоки вин, обладающие тонким вкусом.
В месте слияния двух великих “винных” рек стоит грандиозный монумент «Угол Германии». На противоположном берегу Рейна, высоко на гребне горного хребта, высится Эренбрайтштайн, крепость XIII в., которая держала под контролем весь этот важный район и несколько раз завоевывалась французами. Чуть ниже Кобленца, перед Андернахом, вы увидите мост через Рейн. Этот первый мост на реке соорудил в 55 г. до н.э. Юлий Цезарь.
Рейнские мосты всегда играли важную роль в жизни Германии. Они служили средствами коммуникации, использовались и в завоевательских целях. Мост у Ремагена стал героем последних дней второй мировой войны. Его укрепили солдаты 9-й бронетанковой дивизии США после того, как он чудом избежал разрушения от рук нацистов, взорвавших все остальные 43 моста через Рейн.
Этот мост тоже был поврежден немцами, но американцы все же сумели переправиться на другой берег, а через несколько дней мост обвалился. Это драматическое событие показано в одном из голливудских фильмов. Предметы, сохранившиеся от тех дней, находятся в Музее мира, который располагается внутри единственной уцелевшей опоры бывшего железнодорожного моста.
Скала Драхенфельс
Направляясь из Ремагена в Бонн, вы обязательно обратите внимание на 321- метровую скалу Драхенфельс (скала дракона) на правом берегу Рейна. На ее вершине сражался с драконом герой “Песни о Нибелунгах” Зигфрид. Убив чудовище, он искупался в его крови, чтобы стать неуязвимым. В честь этого мифического события названо вино “Кровь дракона”, изготовляемое из винограда, который выращивают в самом северном винодельческом районе Германии. На горе находятся развалины замка XII в., похожего на упирающийся в небосвод большой палец. Драхенфельс также называют “высочайшей горой Голландии”, потому что это излюбленный объект голландских туристов.
За Драхенфельсом высятся холмы Зибенгебирге (семь гор). По преданию, их насыпали семь великанов, копая русло для Рейна.
Бонн – тихая столица
Легендарная долина Рейна приютила на своих просторах и Бонн, “маленький немецкий городок”, который в 1949 г. стал вместо Берлина столицей Федеративной Республики Германии. Один бесцеремонный американский журналист, впервые посетив новоявленную столицу, описал ее следующим образом: “Вполовину центрального кладбища Чикаго и в два раза мертвее”.
Даже прославленный сын Бонна Людвиг ван Бетховен покинул дремлющий на берегу реки родной город в 17 лет. Однако местные жители бережно лелеют дом, в котором родился великий музыкант; ныне там размещается его музей. На площади Домплац в 1845 г. был установлен памятник Бетховену.
Бонн основан в 50 году императором Клавдием. Поначалу город назывался Castra Bonnensia. Если бы Бонн не получил статуса столицы, то вполне вероятно, что он так и остался бы просто симпатичным городком, каких много на берегах Рейна, жил бы себе тихо-мирно со своим старым университетом, красивым собором и Музеем Александера Кенига, в котором хранится череп неандертальца.
Пока Бонн не уступил свой статус столицы Берлину, в городе и в крошечных деревушках, раскинувшихся по берегам Рейна на участке до Мелема, обитали 100 тыс. государственных чиновников, дипломатов и журналистов. Посольства, консульства и правительственные учреждения занимали самые чудесные местечки на берегу реки. Вверх потянулись бетонные коробки новых кварталов, в которых разместились учреждения парламента. Однако маленький городок оставался таким же сонным, и с наступлением сумерек, когда стихал гул дорожного движения и исчезали с тротуаров пешеходы, погружался в летаргию.
Кёльн
Кёльн, в котором живет около 1 млн. человек, более оживленный и энергичный город. Он славится не только собором с двумя шпилями, буйными празднествами Марди грае (вторник на масленой неделе) и религиозными процессиями, но и уникальным мужеством: во время второй мировой войны он был разрушен почти до основания, однако сумел возродить прежнее великолепие. Дух Кёльна олицетворяют его величественный Собор и мост Северин.
Это необыкновенное по конструкции сооружение держится всего на одной опоре, и то расположенной не по центру тяжести.
Кёльнский собор
Кёльнский собор считается самым грандиозным готическим храмом в христианском мире. За высоким алтарем, расписанным Стефаном Лохнером, возвышается богато украшенный саркофаге мощами трех восточных мудрецов. Внутреннее помещение создает впечатление огромного пространства и устремленности ввысь. Все это вызывает у посетителей чувство благоговейного трепета. Собор начали сооружать в 1248 г., но его шпили, поднимающиеся на высоту 157 м, возводились в период с 1842 по 1880 г., в ту эпоху, когда господствовали смелые идеи и рождались нетрадиционные по замыслу и исполнению памятники.
За Кёльном виноградники и замки вдоль Рейна неожиданно сменяют беспорядочные скопления дымовых труб, заводов. В ночи их огни мерцают словно светлячки. Это Рур, главный промышленный регион страны. Его сердце — Дюссельдорф. Город, где много кафе, симпатичных девушек и великолепная архитектура, называют “немецким Парижем”. Здесь родился Генрих Гейне. Родина великого немецкого поэта и по сей день слывет городом моды, ярмарок и творческого вдохновения.
На окраине этого индустриального комплекса расположен Ксантен – родина легендарного героя Зигфрида и св. мученика Виктора. Сюда, если верить знаменитому римскому историку Тациту, наведался во время своих странствий бесстрашный Улисс (Одиссей).
У Эммериха Рейн пересекает границу Германии и далее несет свои воды по территории Нидерландов, однако еще раньше он течет мимо Клеве, города, где замок Шваненбург (или Лебединый) вызывает в памяти легенду о молчаливом рыцаре Лоэнгрине и его любопытной супруге Эльзе фон Брабант.