Что такое рейс автобуса
Автобусный рейс
«Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» (утв. Минтрансом РФ 29.09.1997)
Смотреть что такое «Автобусный рейс» в других словарях:
Автобусный парк — в г. Бельско Бяла Автобусный парк эксплуатационное … Википедия
Нулевой рейс — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/1 ноября 2012. Дата постановки к улучшению 1 ноября 2012. Нулевой… … Википедия
Скоростной автобусный транспорт — Скоростной автобус, также Метрóбус (англ. Bus rapid transit, BRT[1]) способ организации автобусного (или троллейбусного) сообщения, отличающийся более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными… … Википедия
Автобус — У этого термина существуют и другие значения, см. Автобус (значения). Автобус Сочленённый городской автобус Ikarus 280 … Википедия
Санкт-петербургский автобус — Санкт Петербургский автобус … Википедия
Пудож — Город Пудож Puudoži Герб … Википедия
Исраэль абу-Хацира — Могила Исраэля абу Хацира Исраэль абу Хацира (также был известен как Баба Сали, что означает «молящийся отец», или «святой молящийся»; 1889 1984) раввин г.Тфилалат в Марокко, духовный лидер евреев Марокко в Марокко и в Израиле, каббалист, широко … Википедия
Протасово (Луховицкий район Московской области) — Деревня Протасово Страна РоссияРоссия … Википедия
Шестихино — Посёлок Шестихино Страна РоссияРоссия Субъект фе … Википедия
Баба Сали — Исраэль абу Хацира духовный лидер еврейства в Марокко Дата рождения: 1889 год(1889) Место рождения: Тфилалат, Марокко … Википедия
Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа автобусов по часам суток
Рейсом – называется пробег автобуса в одном направлении от начального пункта до конечного. Существует плановое число рейсов и фактическое. Плановое число рейсов – число рейсов по расписанию движения автобуса. Фактическое число рейсов – число рейсов, фактически проехавших за рабочий день.
Время рейса – время, затрачиваемое на пробег по каждому из направлений маршрута. Во время рейса включается так же время отстоя на конечном пункте маршрута по окончании рейса. Два рейса, выполненные последовательно в обоих направлениях маятникового маршрута, называются оборотным рейсом.
Время оборотного рейса характеризуется продолжительностью полного цикла движения автобуса на маршруте.
Интервал и время оборота на маршруте определяется по формулам:
где to-время оборота автобуса на маршруте, мин;
Am-количество автобусов на маршруте;
Lm – длина маршрута, км;
nnp-число промежуточных остановок;
tnp-время простоя на промежуточной остановке;
tко – время простоя на конечных остановках.
Из расчета следует что время оборота городского маршрута №492=1,43.
Связь между пассажиропотоком и количеством автобусов на маршруте рассчитывается по формуле:
где Qmax‑максимальная мощность пассажиропотока, пасс./ч;
q1‑автобус с большей вместимостью, пасс;
q2 – автобус с меньшей вместимостью, пасс;
По полученным данным следует, что количество автобусов, необходимых для развоза пассажиров, для автобусов большей вместимости‑21, для автобусов меньшей вместимости‑23.
По данным таблицы 1, в которой указан коэффициент неравномерности, строим номограмму. В верхней таблице номограммы задаются значения Аi, и Ji, которые соответственно равны:
А1=1, J1=t0; A2=2, J2=t0/2;… Ai=I, Ji=to/I,
где I – количество автобусов на маршруте.
Расчет задается до:
где q2-номинальная вместимость автобуса, условно названная малой
Kт – коэффициент внутричасовой неравномерности движения Kт=1,1
В итоге получили 46 автобуса на маршруте.
A1=1, I1=1.43; A15=15, I15=0,09; A29=29, I29=0,049
A2=2, I2=0,71; A16=16, I16=0,008; A30=30, I30=0,048
A3=3, I3=0,48; A17=17, I17=0,0084; A31=31, I31=0,046
A4=4, I4=0,36; A18=18, I18=0,0079; A32=32, I32=0,045
A5=5, I5=0,29; A19=19, I19=0,075; A33=33, I33=0,043
A6=6, I6=0,24; A20=20, I20=0,072; A34=34, I34=0,042
A8=8, I8=0,18; A22=22, I22=0,065; A35=35, I35=0,041
A9=9, I9=0,16; A23=23, I23=0,062; A36=36, I36=0,039
A10=10, I10=0,14 А24=24, I24=0,059; A37=37, I37=0,038
A11=11, I11=0,13; A25=25, I25=0,057; A38=38, I38=0,037
A12=12, I12=0,12; A26=26, I26=0,059 A39=39, I39=0,035
A13=13, I13=0,11; A27=27, I27=0,053 A40=40, I40=0,036
A14=14, I14=0,1; A28=28, I28=0,051 A41=41, I41=0,035
Методика построение номограммы.
Первый луч проводиться от начала координат графика распределения пассажиропотока по часам суток (ось абсцисс соответствует величине пассажиропотока, а ось ординат часам суток) до клетки А1, в конце верхней таблицы. Два других луча проводятся из точки на оси абсцисс, соответствующей максимальному пассажиропотоку до клеток Ам1 и Ам2 верхней таблицы. Таким образом, при пересечении трех лучей, образовались две опорные точки q1 и q2. Далее через эти две точки проводят прямые для получения фактического числа автобусов и интервалов движения.
Число автобусов q1
Число автобусов q2
FAQ по междугородним пассажирским автобусным рейсам
Диск аналогового тахографа с записанной самописцем информацией (графики внизу и справа)
— Я пришёл на остановку за 2 минуты до отправления по расписанию и помахал рукой ушедшему автобусу. Что делать?
Если вы на автостанции или автовокзале, то получать отметку про то, что автобус уехал раньше, а дальше обращаться к перевозчику за возмещением. Обычно такое быстро и просто решается по звонку напрямую либо по обращению дежурного к сотруднику перевозчика. Бывают случаи, когда на вокзале отметку не ставят, тогда надо звонить туда, где был куплен билет. Если же вы просто стоите на остановке в поле, то надо будет позже обратиться к перевозчику. Каждый автобус по закону оборудован тахографом, и перевозчик сможет легко установить, когда автобус уехал с вашей остановки.
— Что это за тахограф на каждом автобусе?
Раньше это было нечто вроде часового механизма, соединённого со спидометром. Самые современные тахографы — это независимый аккумулятор, устройство хранения (обычно onboard-флеш), GPS/Глонасс-приёмник, акселерометр, входы для датчиков (уровень топлива, температура в салоне), интеграционный модуль для CAN-шины. Всё чаще их комплектуют GSM-модемами с M2M-сим-картами для удалённого получения данных перевозчиком (основного лога в реальном времени при наличии сети на маршруте или детальной выгрузки в конечном пункте). Тахографы постоянно совершенствуются, равно как и знания водителей о том, как их обмануть. Задача тахографа — фиксировать нарушения рабочего графика, видеть, когда водитель сгонял на дачу на служебном автобусе или сделал «левый» рейс, знать точный расход топлива.
— Есть ли автобусы с лежачими местами — можно ли ехать лёжа?
— А кто имеет право останавливать автобус для проверок пассажиров?
— Если меня сняли с автобуса полицейские, они компенсируют мне убытки?
Если сняли правомерно, то не компенсируют. И перевозчик в этом случае ответственности не несёт. Если же сняли с нарушениями со стороны внутренних органов, то, конечно, дальше надо обращаться в суд.
— А если я не доехал до конца маршрута из-за ДТП, например?
Обычно перевозчик в таком случае отправляет дополнительный автобус, чтобы забрать пассажиров сломавшегося. Если же продолжение маршрута невозможно, то по нормативу оставшийся сегмент пути компенсируется деньгами. Например, 6,5 рубля за километр. Да, вы можете остаться где-то в степи ночью и получить 200 рублей компенсации потом, и да, дополнительный автобус может приехать через 6 часов.
— Приехали в конечный пункт маршрута на 2 часа позже, я получу компенсацию?
Обычно нет. Если же вдруг у вас сорвалось что-то важное по причине нарушения со стороны перевозчика, можно попробовать подать в суд с доказательствами нанесённого вам ущерба (например, пропущенного рейса самолёта). Если это было не ДТП, не пробка и не что-то ещё вроде пассажира, которому внезапно стало плохо, и вы повезли его в больницу прямо с маршрута, шансы есть. Но обычно такие вещи решаются в досудебном порядке с перевозчиком. Простая подача «на моральный вред» обычно не приводит к успеху. Стандартной страховки, покрывающей опоздания, нет.
— Мы вышли в степи, там был туалет типа «сортир», и я целиком использовал маршрутную квитанцию для нужд гигиены. Меня теперь могут высадить?
Билет должен быть сохранён пассажиром до конца поездки по закону. По идее, если контролирующие органы остановили ТС для проверки, а у пассажира нет билета и не может доказать, что он пассажир, и перевозчик не может предоставить список или посадочную ведомость, где пассажир вписан, — значит, он безбилетный пассажир.
Во второй ситуации, когда у вас есть билет, а у водителя нет списка или посадочной ведомости, то это уже его проблема. Главное, чтобы был билет.
Обратите внимание, что некоторые современные автовокзалы пропускают на рейс по изображению электронного билета с экрана телефона, но правильно такой билет печатать. То есть достаточно распечатать его дома (абсолютно ту же форму, что в электронном билете), часто это можно сделать на автовокзале. Это пока одна из главных причин, почему рост электронных билетов в России идёт так медленно. В перспективе стандарты могут поменяться и будет как на железной дороге, но пока терпите.
— Когда я еду в автобусе из одного города в другой, по нормативам какого города меня будут штрафовать, например, за безбилетный проезд?
На междугороднем автобусе вообще невозможно понятие «безбилетный пассажир», потому что такого человека не должны пустить в автобус в принципе. Но есть городские маршруты (это которые с контролёром и билетами, обычно вы их встречаете внутри города), которые пересекают границы регионов. Но в любом случае вас будут штрафовать по федеральному закону № 220, который действует везде по России. Городских маршрутов через границу России пока нет.
— Кто отвечает за багаж в нижнем отделении автобуса?
За пассажиров и багаж на протяжении всей поездки несёт ответственность перевозчик. Крайне редко сумки в багажном отделении теряются. Но если вдруг такое случилось, ответственность перевозчика застрахована. Имея на руках багажный билет, надо обратиться к перевозчику.
Багаж вы кладёте в отделение сами, вынимаете тоже. Если у вас скоропорт в багаже, никаких претензий к перевозчику выдвигать вы не можете. А водитель и перевозчик не имеют права требовать открыть багаж перед погрузкой (но могут обратиться в МВД за этим, если происходит что-то подозрительное).
Если же вдруг из соседней с вашей сумки что-то вытекло, выбежало и покусало вашу сумку или плюнуло в неё кислотой — это уже чаще всего спор двух физлиц-пассажиров, а не пассажира и перевозчика. Но можно попробовать обратиться с претензией к перевозчику.
— У меня есть билет, я прихожу на вокзал, а меня нет в списках. Что делать?
Возможно два варианта:
Не стоит пугаться, если вы называете сервис по бронированию, а сотрудники автовокзала или перевозчика говорят, что впервые слышат и не работают с ними. Из-за этого клиенты часто ошибочно думают, что билеты ненастоящие. На самом деле, цепочка состоит больше чем из двух звеньев. Поэтому если вы подозреваете, что у вас поддельный билет, то позвоните туда, где этот билет покупали.
— Можно ли ехать в состоянии алкогольного опьянения?
На усмотрение перевозчика. Это среди всего прочего значит, что пьяное тело могут высадить на любой остановке по маршруту, если вдруг оно начало пахнуть, буянить или издавать неправильные звуки.
— Мой сосед начал как трезвый пассажир, но по дороге всосал две бутылки водки. Что делать?
Обратиться к водителю. Он принимает решение, высадить этого человека или нет. Если решает высадить, то может попробовать сделать это сам или вызвать полицию в помощь. С высокой степенью вероятности ваш сосед проснётся в отделении. Также можно попробовать обратиться к сотрудникам полиции на автовокзале напрямую.
— Я забыл багаж в автобусе, что делать?
Багаж доедет до конечного пункта (не того, до которого у вас билет, а того, где заканчивается весь маршрут) и там будет переложен в камеру хранения. Его могут досмотреть для поиска документов, скоропортящихся продуктов и для безопасности.
Для нашедшего вещь на автовокзале составляют акт с подробным описанием внешнего вида найденных вещей и обстоятельств их обнаружения. Одна копия акта остаётся на вокзале, одна выдаётся тому, кто принёс обнаруженную вещь. За хранение багажа (кроме дня поездки) придётся заплатить. Через 30 дней автовокзал может утилизировать или распродать ваш багаж.
Если багаж потеряли, выплатили вам за него деньги, а потом внезапно нашли, можно поменять эти деньги обратно на багаж или оставить багаж перевозчику.
Та же ситуация — это если вы не успели на автобус на промежуточной остановке, и он уехал без вас дальше.
— А если я забыл вещь в салоне, тогда что?
Сценарий выше вполне подходит. Вещь в салоне, в отличие от багажа, может быть не замечена на разворотном пункте (например, маршруте Санкт-Петербург — Петергоф — Санкт-Петербург), и поэтому стоит спросить её ещё в камере хранения начального пункта. Ещё её могут забрать пассажиры, и если это сделано не с целью вручить её вам обратно, то это уже преступление. Надо обратиться в полицию, они получат доступ к камерам салона (если они были установлены) или сделают что-то ещё, чтобы найти ваши вещи, например, попробуют найти и опросить тех, кто сидел рядом с вами. За данными камер лучше обращаться как можно быстрее.
— Что надо знать про остановки?
В расписаниях указывается местное время. Изменения в расписании должны быть объявлены за 10 дней. Расписание должно быть на каждой остановке автобуса. Некоторые остановки могут быть обязательными, а некоторые — по требованию (но все они должны быть указаны в маршруте, поэтому водитель может и должен проигнорировать просьбу «остановите у столба», но должен остановить по вашей просьбе на остановке, если там никого нет, а она указана как необязательная). А ещё он должен заранее вас предупредить про такую остановку. «У башни кто-то выходит?» — вполне нормальное предупреждение. Бывают остановки без посадки — например, конечные для высадки пассажиров.
— Какие есть требования к автобусу для выхода на маршрут?
Автобус должен быть исправен, а водитель — пригоден. Первое проверяется механиком на начальном и конечном пунктах в дорейсовом и послерейсовом осмотрах (это может делаться в парке перевозчика в этом городе, а не на вокзале), водитель же должен иметь допуск медиков, что он здоров, трезв и способен управлять. Диспетчер вокзала также проверяет его путевые листы, чтобы понять, достаточно ли долго он отдыхал между рейсами. При ряде нарушений перевозчик в обход диспетчера вокзала может принять решение о начале рейса. Если в дороге будет выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят в парк, водителя и перевозчика оштрафуют. Если водитель откажется так делать, его ещё и посадят.
Если на рейс будет допущен пьяный водитель, посадят медика. Если на рейс будет допущен сломанный автобус, посадят механика. Всё серьёзно. Если рейс «белый», конечно.
— Я не поехал, можно ли вернуть билет и получить часть денег обратно?
На рейсах внутри страны есть общие правила возврата:
— За два часа до рейса или больше — 95% стоимости билета (туда не входит комиссия);
— Между двумя часами и временем отправления рейса — 85%;
— Меньше, чем через 3 часа после отправления — 75%;
— Больше чем через 3 часа после отправления возврат уже не делается, т.к. позже кассиры уже не могут поставить отметку для внесения в систему.
Кроме того у перевозчиков и партнеров существуют свои дополнительные правила по возврату билетов.
Самый простой способ после звонка перевозчику (или агрегатору) — в кассе автовокзала. Если там не отдают наличными сразу, то надо поставить на билет отметку о возврате. Там нужна дата и время возврата, ФИО кассира, печать автовокзала, подпись кассира. Но это работает только с распечатанными билетами. Если билет приобретен онлайн, то кассир его печатать не будет и, соответственно, отметку ставить тоже.
Обмен билета делается через возврат одного и покупку другого.
— То есть не бывает невозвратных билетов?
Да. Любой билет, купленный по любой акции, можно вернуть по правилам выше. Обратите внимание, что это не касается трансграничных рейсов (выходящие за пределы государства) — там правила будут другие и часто установленные самим перевозчиком.
— Если автобус никак не приедет, то мне вернут деньги?
Да, если автобус задержался с выездом больше чем на час, можно сделать полный возврат. То же самое, если рейс отменён.
— Как страхуется пассажир?
На всех регулярных рейсах перевозчик обязан иметь ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Правда, если пассажира хватит кондратий во время поездки и это никак не будет связано с действиями перевозчика, то могут и не компенсировать.
— Возможен ли маршрут без туалета 12 часов?
На усмотрение перевозчика, стандарта нет. Но по отзывам можно сказать, что остановки на «туалет и покурить» достаточно частые.
— Вот эти ремни в автобусе — они нужны?
Да. Действуют обычные ПДД. По ПДД пассажиры должны быть пристёгнуты всё время, им нельзя ходить по салону. Если ребёнок маленький, его надо везти на руках. Специальных детских ремней нет.
— Я могу бесплатно сходить в туалет в конечном пункте?
На территории автовокзала по билету вас должны пускать в туалет бесплатно до поездки и через 2 часа после поездки в конечном пункте (отсчитывается от фактического прибытия). И ещё вас никто не погонит в это же время из зала ожидания. То же самое касается промежуточных остановок, но туалет там должен быть официально по документам — тогда он по билету для вас бесплатен. В реальности вы можете встретить туалет от соседнего помещения, кафе, например.
— Когда перестают продавать билеты?
Междугородние билеты перестают продавать за 5 минут до выезда автобуса по расписанию. Вам могут отказать в продаже билета, если вместимость автобуса закончилась (багаж некуда класть, например), но таких практических случаев мы не знаем. Зато знаем случай, когда человек купил онлайн билет, а потом оказалось, что все места уже заняты. Так называемый овербукинг. В этом случае пассажирам возвращаются деньги в полном объеме, но помощь в пересадке оказывают не все перевозчики.
— Какие нормативы стоит изучить?
Как выбирали номера и буквы для новых маршрутов автобусов?
Как выбирали номера и буквы для новых маршрутов автобусов?
Номер и направление — это самая важная информация выборе автобуса. Так мы понимаем, что садимся на нужный маршрут и едем в нужную сторону.
Однако номера московских маршрутов сегодня — это случайные числа. Их выбор напоминает работу игрового автомата.
Вместе с международными экспертами наша команда проанализировала автобусные системы Европы, Австралии и Азии. Эта работа стала основой для новой навигации на автобусах Москвы.
Номер маршрута в других городах — это дополнительная подсказка о трассе или интервале
В Копенгагене маршруты с коротким интервалом обозначают буквой «А», а экспрессы в пригород — «S».
В Сиднее по первой цифре можно понять, в каком районе работает автобус. Например, автобусы 300-399 ездят на востоке города.
В Берлине маршруты с коротким интервалом обозначены буквой «M», экспрессы — «X», а цифра посередине обозначает район. Например, в районе Шпандау у всех автобусов есть цифра «3»: М37, Х37, 137 и 337.
Номера маршрутов в Москве сейчас рандомные
экспресс-автобусы легко перепутать с обычными
по одной улице едут разные маршруты с одним номером
используются символы, не понятные носителям латиницы
Теперь отличить экспресс-автобусы будет проще от обычных
Часть экспрессов сегодня обозначаются номерами 901-911, а номера других ничем не отличаются от обычных автобусов: м7, 144, 400э, 433 и 858. В новой сети маршрутов мы выделяем экспрессы буквой «е».
Каждому маршруту — уникальный номер
Сейчас через Таганскую площадь ездят автобусы т27 и м27, а через Ленинский проспект — м4 и т4. Некоторые пассажиры путаются и садятся не на тот маршрут. Поэтому в новой сети номера не повторяются.
Как обычно описывают свою поездку пассажиры и т27, и м27
Новые номера — понятны не только местным, но и туристам, экспатам
По данным Википедии, кириллицу используют приблизительно 250 миллионов человек, а латиницу — более 2 миллиардов.
Мы используем только общие буквы для кириллицы и латиницы, например, «е» или «к».
Как узнать интервал по номеру автобуса?
В новой сети все маршруты поделены на три категории от частых к редким: магистральные, районные и социальные. Эти категории теперь легко определить по букве в номере маршрута.
Как устроены междугородние и пригородные автобусы в нашей стране
Мы тут полезли в автобусы и узнали, какой это дивный новый мир.
У каждого автобуса есть маршрут, расписание и тариф. Если автобус ездит внутри города, то тариф фиксированный и заранее известный. Если маршрут муниципальный или межрегиональный, то тариф устанавливает сам перевозчик по рыночной ситуации. Маршрут — это значит, что автобус должен ехать по заранее известным остановкам и только по ним, не может никуда сворачивать. Водителю нельзя высаживать или забирать пассажиров вне остановки своего маршрута. Расписание — это значит, что на каждой остановке он должен быть в определённое время.
Последнее в России соблюдается в 70% случаев. Понятно, на дорогах может случиться многое, включая пробку из-за ДТП, но автобус должен быть на конечной вовремя. Это важно для того же автовокзала. Это сразу означает одну очень смешную вещь: если вы садитесь на автобус с длинным рейсом не в начале маршрута, то будьте готовы, что он нет-нет, да пройдёт вашу остановку раньше расписания. В последние годы такое случается реже и реже.
Позже — не страшно, вы просто постоите ещё несколько минут. А вот раньше — это значит, что вы можете прийти за 5 минут и посмотреть вслед уходящему автобусу.
Как установить время, когда автобус приедет? Городской транспорт сейчас оснащается GPS-устройствами и аплинком для обновления положения (можно видеть их прямо на карте). Загородные автобусы — по решению перевозчика. Поэтому часто единственный способ — это рассказы бывалых, как такой автобус ездит по факту. Мы их накопили достаточное число в отзывах по автобусам и направлениям, поэтому можно проверять.
Заодно в этих отзывах можно узнать, что за автобус поедет, потому что замены случаются относительно редко. Но случаются: если в авиации за рейсом закрепляется самолёт (и вы знаете, на чём полетите), на железной дороге вы знаете что-то про поезд, то в пассажирских автоперевозках что именно будет подано — не фиксируется.
Перед рейсом в автопарке каждый автобус проходит технический предрейсовый осмотр, отметка об этом ставится в путевом листе. Водитель проходит в автопарке медицинский осмотр, как перед рейсом, так и после рейса обязательно (после — для того, чтобы удостовериться, что водитель не пил ничего в пути).
Автобусы бывают как самые дурацкие с дырами в окнах, так и крутейшие с туалетами, кондиционерами, обогревателями и полулежачими сиденьями, и с местами «бизнес-класса». Мы в команде «Туту-Автобусы» их называем «десятки» по рейтингу — они почти всегда получают высший балл от пассажиров, ошалевших от такого комфорта.
Ещё в автобусе надо сидеть пристёгнутым.
Ещё на межгороде если требуется ехать более 8 часов в сутки, то должно быть два водителя. Один ведёт, второй спит.
Чем ещё отличается «серый» рейс?
Отсутствием безопасности и базового уровня стандарта. Поскольку «серые» перевозчики и автовокзалы не объединены едиными стандартами, нет никаких общих требований к тому, что и как должно происходить. Например, нет единых требований к безопасности автобуса: если в аэропорту из-за входных требований просто не получится улететь на картонном самолёте, то на автобусном рынке можно спокойно встретить нечто, разваливающееся на ходу. У нас в базе знаний, например, особо отмечены автобусы, где нужно ехать с зонтиками, потому что из-за ржавых дыр в крыше внутрь салона попадает дождевая вода. Как наверху поста.
Стандарты по водителям — своя особая атмосфера. Они довольно своеобразно соблюдаются. Конкретно самое больное место — это время отдыха между рейсами. Если вы готовы доверить свою жизнь человеку, который спал 3 часа за последние двое суток, то я могу подсказать пару пригородных направлений с «серыми» рейсами.
Про другие отличия я бы ещё поговорил в другом посте про права пассажиров — они настолько интересны, что мы привлекаем уже третьего юриста разбираться.
Автовокзалы и маршруты
В Европе чаще всего автовокзал устроен как аэропорт. В смысле, что он самодостаточен и продаёт свои сервисы перевозчикам. У нас такое только-только начинается, поскольку рынок только переходит к этой модели. Я лично знаю два таких автовокзала. Это петербургский и московский вокзалы, которые продают вокзал как сервис перевозчикам, а не зарабатывают с билетов. Другой источник дохода.
Большая часть автовокзалов в России на практике зарабатывают только продажей билетов. И это рождает интересную особенность — им невыгодно, чтобы перевозчик продавал билеты сам, и они запрещают ему торговать билетами самостоятельно. Есть такие вокзалы, которые предпочитают, чтобы автобус ушел пустым, но только бы не терять эксклюзив на право продажи.
Поэтому за заполнение автобусов в большинстве случаев отвечает вокзал. Он агрегирует билеты от перевозчиков по своим маршрутам и передаёт их на витрину в розничные кассы, онлайн и так далее. Редкие вокзалы позволяют пройти на эту витрину перевозчикам со своими билетами либо же позволяют перевозчикам продавать билеты напрямую, синхронизируя данные с данными вокзала, но это уже достаточно сложный уровень ИТ-взаимодействия.
То есть официальный перевозчик во многом зависит от вокзала. Вопрос в том, зачем ему вокзал. Потому что ему нужно обеспечить места посадки и высадки пассажиров и их безопасность в процессе. И из-за угрозы в том числе террористических актов требования по безопасности очень серьезные. А еще дело вот в чём: чтобы заявить новый маршрут, нужно его защитить на уровне взаимодействия с регуляторами. Сначала надо найти поток пассажиров, которые нуждаются в перевозке, и обосновать его. Например, построили новый жилой микрорайон, а туда никто не ездит. Перевозчик, первым обнаруживший эту нишу, может попробовать «застолбить» маршрут за собой. Или вдруг вы нашли направление, где автобус ходит только по утрам, и понимаете, что пассажиров в два раза больше и стоит пустить вечерний рейс. Тоже можете подать заявку. Суть получения маршрута — доказать, что есть достаточное количество пассажиров, которые хотели бы уехать, но пока не могут.
Как правило, нельзя забирать маршрут, который уже обслуживается другими автобусами или видами транспорта («у нас такой же, только в конце налево»), — вам могут дать только финальную часть, где налево, но не всё сразу. Нельзя делать вещи вроде «автобус сейчас ходит в 20:00, я буду ходить в 19:50» — этим вы «подрезаете» чьи-то перевозки. Правильная рекомендация в таком случае — первый перевозчик должен использовать большие автобусы, а не добавлять второй.
Маршрут может проходить по стандарту только по уже существующим остановочным пунктам, которые размечает город. Они записаны в реестре остановочных пунктов. То есть нельзя взять и нарисовать кривую на карте — нужно, чтобы были остановки, где поедет автобус. Именно тут на сцене появляется автовокзал (или автостанция), потому что он является хабом входа автобусов в город или выхода из него. С ним надо договориться тоже — автостанция подтверждает наличие перронных мощностей и так далее. Соответственно, удобным для себя маршрутам автовокзалы могут помочь появиться, а неудобным — могут и помешать.
Построить свой автовокзал и возить через него тоже опция, но это стоит огромных денег и адски сложных согласований. Инвестиции там в сотни миллионов рублей и с очень долгой окупаемостью. Однако я знаю, что сейчас автовокзалы строятся перевозчиками, например, в Самаре и ещё ряде городов собираются делать автобусные рейсы от аэропортов. Соответственно, около аэропорта нужны автостанции. Это норма для Европы, но у нас этот рынок почти не развит. Регионы этому системно рады, потому что это серьёзная инвестиция в город.
Средний автовокзал, как и средний рейс, по моим впечатлениям, в России загружен на 50-60 процентов. Причина и в нецивилизованности рынка, и в «псевдозаказных» перевозках, и в высокой конкуренции с сервисами типа блаблакара, куда внезапно уходят «серые» перевозки, чтобы окончательно избежать требования к профессионализму водителей и безопасности перевозки. Суперприбылей нет, но нет и такого, что кто-то не справился с потоком. Для сравнения: по авиа и ж/д более 50% билетов продается онлайн, а в автобусах, по самым смелым оценкам, не более 5%, а реальность скорее где-то в районе 2‒3%. На деле, стоит рынку стать чуть более стандартизированным и регулируемым, и у нас будет город-сад как в Европе. Мы до этого ещё дорастём, но не сразу.
Есть три поля деятельности: внутригородские перевозки (это обычные автобусы по городу, где внутри часто ходит контролёр), муниципальные (например, это от города до села в той же области и обратно) и межрегиональные (это до города в другой области). На внутригородских рейсах, которых мы сейчас почти не касаемся, есть регуляция тарифа. То есть взять и запросить с пассажира любую цену не выйдет — её надо согласовать с городом. А на муниципальных и межрегиональных эта регуляция почти отсутствует, то есть цены регулируются, по сути, только платёжеспособностью населения и конкуренцией между перевозчиками.
Официальный перевозчик имеет право останавливаться только на официальных остановках. Не обижайтесь на водителя, если он не остановил у пятого столба слева, — его за такое серьёзно штрафуют, если в автобусе установлена система контроля.
Романтика
В США система автобусов отлажена и работает как часы. Ладно, почти как часы. В Швейцарии она ещё связана с железнодорожной системой и неотделима от неё: если в 13:26 автобус приходит на станцию, а в 13:27 со станции отправляется поезд, то вы можете быть железно уверены, что успеете. На этом строится их инфраструктура доставки людей на работу. Похожая история в Японии, есть ещё примеры по миру. А в Англии до 60% билетов на автобусы продаются онлайн.
Но система межгорода США особенная. Их отличие в том, что в какой-то момент перевозки объединились в лобби и начали продвигать автобусы на всю страну. То есть где-то они не дают строить железнодорожный терминал на уровне города, где-то продвигают другие свои интересы — и даже заказывают общую рекламу. Парни годами вкладывались в то, чтобы образ автобуса был романтизирован в кино. Вспомните любой американский фильм: там почти всегда автобус — это символ чего-то почти романтического, перемен в жизни. Ладно, не вспоминайте «Догму».
У нас же только начинается этот путь. И, похоже, дорожку будем прокладывать мы. Сейчас мы ввели рейтинги и отзывы, и по ним уже видно, когда и как стоит ездить. Например, если у вас есть выбор по времени из Москвы в Петербург, то вы легко увидите, какой перевозчик какой рейс выполняет (в кассе вам это не скажут) и у кого какие особенности, где комфортно, а где не очень. Где, если автобус ломается, вызывают другой, а где вас оставляют в поле. Кто как относится к клиентам. И так далее. Кто ездит официально и даёт финансовые гарантии, у кого водители после медконтроля — вся эта база знаний расширяется, и скоро она начнёт больше влиять на покупку билетов. Тогда рынок цивилизуется просто потому, что быть правильным — выгоднее. Ну, мы верим в это.
- Что такое рейс 914
- Что такое рейс автомобиля для путевого листа