Что такое резонаторы в вокале

Что такое резонаторы в вокале

Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале

Всем известно, что звуковые колебания или механические колебания молекул воздуха, которые создаёт человек – это и есть человеческий голос. Если бы не было воздушной струи, человек бы не смог издавать вообще никакие звуки. Что же происходит с этой струёй в организме человека, который превращает её в звук или голос?

Когда волна воздуха попадает в человеческий организм, воздух проходит ряд органов, которые располагаясь в организме определённым образом, образуют полости. Объединяясь в единую систему, они являют собой систему резонансов, которая и рождает человеческий голос. В формулировке резонанса термин “внешнее воздействие” трактуется применительно к системе резонансов человеческого организма очень просто. Внешнее воздействие, о котором говорилось в определении – это и есть наши голосовые связки, которые во время колебания создают звуковые волны, которые в свою очередь воздействуют на систему резонансов в организме человека.

Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале

При воздействии голосовых связок на резонаторы, полости в нашем организме начинают резонировать на свою волну, тем самым сильно выделяя её среди других частот. Благодаря резонансу амплитуда колебаний каждой отдельной частоты увеличивается во много раз, тем самым увеличивая и громкость звучания этой частоты. Когда все полости начинают резонировать, выделяется ряд определённых частоты, которые, соединяясь друг с другом, создают наш голос и индивидуальный тембр каждого исполнителя. К резонаторам относятся глотка, рот, носовая полость, гортань и трахео-бронхиальная полость. Именно там находятся полости, участвующие в процессе образования звука.

Откуда тогда берётся громкость, спросите вы? Если резонаторы увеличивают амплитуду звуковых волн, то значит именно они влияют на громкость? Нет, это не совсем так. Мы поём и говорим с разной громкостью, и тихо, и громко. Почему? Неужели резонаторы на разной громкости работают по-разному? Нет, система резонансов работает всегда по одному и тому же принципу. Откуда же тогда берётся громкость?

Здесь всё дело в интенсивности первичной звуковой волны, её сжатости или энергичности. Интенсивная волна будет резонироваться с большей амплитудой нежели свободный разряженный поток. Отсюда и громкость.

Умение пользоваться резонансным дыханием очень важны для классических певцов, исполняющих, например, оперные арии. Ведь в опере нет никаких микрофонов и современного усиления звука. На помощь исполнителю приходят только акустика зала и его собственные резонаторы. В современных техниках пения не требуются подобные умения, там акценты расставлены на других навыках, которые не прививает академическая школа пения. В любом случае, чтобы овладеть искусством пения, нужно знать, как работает голосовой аппарат, голосовые связки и откуда берётся голос.

Источник

Резонаторы голоса

Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале

К голосовому аппарату относят резонаторы. Что же это такое – «резонаторы голоса»? Резонатор – часть голосового аппарата, который усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга.
Певческий звук появляется в том момент, когда воздух, выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Резонаторы головные и грудные
Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале

Звуки, которые издают голосовые связки можно сравнить с камертоном. После удара камертон подносят к уху, чтобы услышать, так как камертон звучит очень тихо. Но если к камертону поднести резонатор, например, стеклянную банку, то звук усилится. Этот пример можно перенести на звучание голоса: связки – камертон, а в роли резонаторов выступают голова и грудная клетка.

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

Начинающему исполнителю необходимо понимание о природе возникновения и образования звука. Но для понимания нужны знания. Преподаватели вокала должны объяснять эти моменты учащимся. А чтобы объяснить, следует самому иметь представление о процессах формирования звука. Можно долго и безрезультатно требовать от ученика поднять верхнее нёбо при пении. А можно самому разобраться в том, что приподнять можно только мягкое нёбо, и расположено оно дальше, чем твердое нёбо.Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале Почему «мягкое»? Да потому, что на ощупь оно, действительно, мягкое. И оно может принять форму зевка. А твердое нёбо – это кость. И говори, не говори, все равно не приподнимется. И это все нужно объяснять начинающему вокалисту. Объяснять, что от природы может быть очень красивый голос, богатый тембр. Но есть понятие «школа», «вокальная школа». Есть определенные правила, которые нужно знать начинающему вокалисту. И в частности, знать о резонаторах. И не только знать, но уметь ими пользоваться.

Регистры

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга.
Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полетным и звонким. Нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов, благодаря которым звучание становится более объемным и компактным. В средней части диапазона смешиваются свойства и головного, и грудного резонатора – это средний резонатор.

Регистр — это часть диапазона голоса, звуки которого формируются определенным способом и имеют однородную окраску. А диапазон голоса – это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые поет исполнитель. Название регистра соответствует резонаторам, которым пользуется певец при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, и поэтому эта часть диапазона называются головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с помощью грудного резонатора, и называются нижним, или грудным регистром. При пении средних звуков диапазона используются одновременно и головные, и грудные резонаторы и происходит смешивание. Это – средний, или смешанный регистр, или, как еще говорят, «микстовый» (у женских голосов).

Формирование звука

Звук зарождается в гортани, но формируется в резонаторных полостях благодаря форме ротоглоточного канала и резонированию глотки и ротовой полости. То есть, чтобы появившийся звук превратился в различные гласные, которые мы сможем различить на слух, резонирующие полости должны принять определенную форму, соответствующую каждому гласному.
Носовая полость не меняется по форме, и резонанс, то есть усиление звука, по этой причине тоже не меняется. Если направлять струю воздуха при пении в полости носа, то звук приобретет гнусавость. Вот откуда появилось выражение «петь в нос».
Положение полостей рта и глотки можно поменять с помощью артикуляционного аппарата – языка, мягкого нёба, губ. Поэтому резонанс полости рта и глотки можно поменять.

Положение гортани не должно меняться при смене регистра. Гортань должна быть свободной, без напряжения. При соблюдении этого правила звучание голоса в любом диапазоне будет сбалансированным, а не пестрым и разношерстным.
Для выработки головного резонирования помогают сонорные согласные – л, м, н, р и гласные звуки – и, е, у, а также гласный э в сочетании с сонорными н, р, м – нэ, мэ, рэ.

Работа резонаторов

Резонаторами нужно уметь пользоваться. Как же проверить правильную работу резонаторов? Если использовать грудные резонаторы, то вибрирует грудная полость. Ощутить вибрацию можно положив руку на грудную клетку. При использовании головного резонатора вибрирует переносица. Можно прикоснуться к переносице и ощутить ее вибрации.

Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале

Это физические ощущения. Но вокалист должен развивать еще и образное мышление. Рассмотрим несколько примеров. Мы уже знаем, что
голос появляется в гортани, однако ощущаться в гортани он не должен, так как в этом случае звук будет зажатый, горловой. Нужно представлять, что звук зарождается в груди, а затем уже выходит наружу. При пении высоких звуков должно быть ощущение легкости и полетности. Представлять, что звук проникает сквозь мягкое нёбо и вырывается из темени и задней части головы – это головной голос. При пении средних звуков представлять, что звук вылетает изо лба, а звуки низкие – вылетают изо рта. Исполнитель определяет точку необходимого резонатора и мысленно направляет в нее звук. В этой точке звук образно собирается в пучок, в конус.

Но это все – образные ощущения исполнителя.

Использование резонаторов

Навык правильного использования резонаторов приходит с опытом, когда исполнитель разовьет свой слух и научится контролировать пение.
Умение пользоваться резонаторами – это умение направить звук в необходимую точку, в которой голос звучит лучше всего: при головном резонировании голос приобретает полетность и пение в высокой позиции – то, что ценно в звучании голоса. Головное резонирование обеспечивает голосу выносливость.
При пении с использованием грудных резонаторов появляется мощь, сила и собранность звука.

Когда преподаватель хочет добиться пения с использованием верхних, головных резонаторов, он говорит о необходимости «петь в маску». Где же находится эта маска? На выручку опять приходит воображение. Представьте участников карнавала, лица которых прикрыты масками. Вот в эту часть лица и нужно мысленно направлять звук. Для ощущения маски помогут упражнения – интонирование на звуки «м», «н». Эти согласные звуки, а также пение закрытым ртом вызовут ощущение вибрации на губах и переносице.

В вокале есть выражение – точка опоры. Что же это такое?
Пение с использованием верхних, головных резонаторов, обеспечивающих пение в высокой позиции – это верхняя точка опоры звука.
А пение с использованием нижних, грудных резонаторов при правильном певческом дыхании – это нижняя точка опоры.

Правильное голосообразование предполагает умение пользоваться резонаторами. А для этого нужны необходимые знания, которые следует применять на практике.

А как Вы понимаете, что такое резонаторы и как ими пользоваться?

Если статья оказалась полезной, поделитесь ею, кликнув на кнопки социальных сетей. И не забудьте оставить комментарий!

Источник

Подача звука, резонаторы

Основной сутью постановки голоса в вокале является формирование речевым аппаратом подачи звука на различным по тональной высоте гласных в одинаковой манере, сходной к произнесению звука «а». В пении согласные звуки лишь кратко прерывают гласные звуки, при этом они должны выговариваться чётко и внятно, чтоб текст песни был разборчив и понятен слушателю.
Атака звука – это посыл узконаправленного дыхательного потока к зубам. Правильность атаки звука является одним из навыков управления своим голосом. Правильно сформированная атака делает вокальное исполнение собранным и полётным.

Существуют грудной и головной регистры. Грудной регистр работает при полном смыкании голосовых связок. Головной регистр обеспечивает точечное смыкание связок в определённой тональной высоте.
У женщин также присутствует микст, то есть смешанное звучание грудного и головного регистра.
Микст – это плавный переход от грудного звучания к головному.
1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы. Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет.
2. Средний регистр: I октава. Потенциальный участок соединения грудного и головного голоса.
3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше. Женщины имеют грудной, средний (медиум — mixt) и головной.
4. Суперголовной регистр — участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а также дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си II октавы и выше.

Пример неудачных верхних нот.

Важным моментом звучания вокального голоса является вибрато, то есть дрожание гортани.
При формировании подачи звука важно понимать куда именно направлять звук в том или ином отрывке музыкального произведения. В вокале звук направляется в резонаторы (от лат.resono – откликаться) – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие голосу тембр и силу.

Резонаторы бывают:
1. Грудные (грудная клетка, бронхи, трахея), издающие низкие частоты. Грудное резонирование можно почувствовать, когда голосовые связки вибрируют большей площадью и глубиной.
2. Головные – это полости выше нёбного свода (носовые полости, носоглотка, лобные пазухи, гайморовы пазухи), издающие высокие частоты. Из перечисленных головных резонаторов только носоглотка может менять свой объем в результате подвижности мягкого нёбе. Новичкам можно почувствовать через мычание, нычание.

Как послать звук в резонаторы:
1. Включить диафрагмальное дыхание, опереть звук.
2. Расслабить гортань и принять вокальную позицию (не поднимать и не опускать её).
3. Чем выше поем, чем глубже ощущаем опору на диафрагму, чувствуем как звук уходит в верхнее небо.

Во время вокальных упражнений необходимо чувствовать, как звук направлен не в ротовую полость, а в резонаторы.

Голос считается хорошо поставленным, когда на протяжении всего диапазона от окрашен грудным и головным резонированием. Мешать звук – есть такое выражение.

Тембр голоса (от фр.timbre – метка, отличительный знак) – окраска звука, характеристика, с помощью которой можно разливать звуки одной высоты, но спетые различными типами голосов. Тембр (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный) является важнейшим выразительным средством голоса.

Диапазон — это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.

Тесситура — это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону. Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки — значит тесситура высокая и т. д.

Качественное пение – это в равных долях правильное дыхание и правильное звукоизвлечение.

Использованная литература:
1. Чистый голос. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий.Составитель А.М.Билль, редактор Л.А.Богуславская. – М., 2003. – 71 с.
2. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 40с.

Источник

Как петь громко? Голосовые резонаторы и вокальный резонанс.

Многие хотят узнать, в чем секрет громкого пения и как сделать голос звонким. Чтобы это понять, нужно разобраться, как устроен голос. Процесс пения довольно прост и логичен.

    мы выдыхаем воздух выдох проходит через голосовые связки связки начинают вибрировать от вибраций появляется волна звука звуковая волна поднимается по глотке вверх попадает в рот и носовые пазухи они отражат звук и усиливают его происходит резонанс голоса и вокал становится громким.

как резонирует голос:

Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале

Если хотя бы один пункт из этого процесса нарушается, вся система перестает работать. Например, вокалист слишком много выдыхает. От этого связки смыкаются не плотно, и звуковая волна получается слабой. Такой вокал звучит тихо и зажато, а человек считает, что не умеет петь. Хотя в большинстве случаев, у таких людей прекрасные вокальные данные —

они просто не знают, где допускают ошибку! Поэтому, если вы хотите петь громко, первым шагом — научитесь распределять воздух при пении. Чтобы связкам было комфортно смыкаться и создавать ровную волну звука. Вторым шагом — разберитесь, как работают резонаторы, ведь именно они усиливают голос, которые рождают связки.

Почему резонанс делает голос громче?

Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале

Голос попадает в резонаторы (полости) и звук отражается в них десятки раз. Из-за отражения в вокале возникает много высоких и средних частот. Именно к высоким частотам очень чувствителен наш слух. Это не значит, что вы начали петь громче. Просто в тембре голоса у вас появилось много «цепляющих» нот (усиленных средних и высоких частот). И такое изменение в тембре ухо воспринимает как повышение громкости.

Какие голосовые резонаторы существуют?

Посмотрим, какие резонаторы используются в вокальном искусстве. Ранее считалось, что основных резонаторов два — головной и грудной. Высокие звуки резонируют в голове и ее пустотах, выше голосовых связок. А низкие звуки резонируют в груди — трахее и бронхах, ниже голосовых связок.

В последние десятилетия проводится много исследований резонаторов голосового аппарата у человека. Появились научные доказательства, что в груди звук не резонирует, а лишь вибрирует. Так как звуковая волна, рожденная на связках, поднимается под давлением воздуха вверх. А не спускается вниз, в грудную клетку. В легких, трахее и бронхах мы чувствуем лишь отголоски резонирования. То же происходит и с «головным» резонатором.

Многие педагоги вокала советуют направлять звук в лобные пазухи на верхних нотах для лучшего резонирования. Однако, лоб и его пустоты не имеют прямого воздушного соединения с горлом. Значит, колебания воздуха и звука не могут напрямую туда попасть! При пении вокалист чувствует лишь вибрации в лицевых костях, зоне лба и в затылке, которые возникают от резонанса в глоточном и носовом резонаторах.

Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале

Какие резонаторы голосового аппарата есть:

Каких резонаторов в пении нет:

Резонирующие полости, которые мы перечислили, составляют вокальный тракт — ваш голосовой аппарат. Влияя на одну часть вокального тракта, вы управляете голосом целиком и лучше контролируете свое пение. Как научиться управлять резонированием звука при пении мы поговорим в следующей статье .

Как получить резонанс при пении?

Чтобы возник резонанс нужны три вещи (вспоминаем курс физики!):

Источник энергии, которая вызывает резонанс.

Движущееся тело, которое колеблется и создает резонанс.

Пустота, резонирующая полость.

Весь секрет громкого пения!

Что такое резонаторы в вокале. Смотреть фото Что такое резонаторы в вокале. Смотреть картинку Что такое резонаторы в вокале. Картинка про Что такое резонаторы в вокале. Фото Что такое резонаторы в вокале

Не путайте голосовые регистры и резонаторы!

Начинающие вокалисты путают головной регистр и головной резонатор. Или грудной регистр и грудной резонатор. Это большая ошибка!

Источник

Резонаторы и резонирование

Для многих начинающих и не только начинающих вокалистов слово «резонаторы», несмотря на своё громкое название, так и остаётся пустым звуком. То есть всё заканчивается на том, что резонаторы у всех есть и что ими надо пользоваться, чтобы звук не был «пустым».

А между тем это важнейшая тема, знанием которой должен обладать каждый вокалист. В связи с этим я подготовила краткую справку по резонаторам. Резонаторы — это полости в человеческом организме, которые обладают способностью принимать и отражать от своих стенок звук. По сути, полостей в человеческом организме великое множество, поэтому при пении резонирует абсолютно всё тело. Я не пишу, что оно должно резонировать «в идеале», оно будет резонировать при поставленном голосе и хотя бы немного разработанных основных резонаторах в любом случае. Другой вопрос — способны ли мы эти вибрации почувствовать?

По базовой теории у нас есть два вида резонаторов — верхние и нижние. В некоторых школах выделяют ещё и третий тип резонаторов — средние. Я поклонница раскладывать всё по полочкам, поэтому, разумеется, обычно делю все резонаторы на три типа.

К основным верхним резонаторам мы относим гайморовы и лобные пазухи. Почувствовать резонирование звука в гайморовых пазухах очень легко — если вы приложите пальцы к носовым крыльям, то, произнося звук «н-н-н» в речевой позиции, вы мгновенно почувствуете вибрацию на месте гайморовых пазух. Лобные пазухи способны резонировать только в случае, если разработаны гайморовы пазухи (это как с пельменями — пока их не купишь, не принесёшь домой и не сваришь — не поешь).

Средние резонаторы (не будем ничего менять) — это гортань и ротовая полость. Почему я выделяю это в отдельный тип? Потому что очень много нюансов, связанных с артикуляцией, изменением звучания методом опускания гортани/поднятия-опускания нёба/работы нижней челюсти. Тут впору писать отдельную статью, поэтому ограничусь просто констатацией факта, что всё это есть и когда-нибудь я об этом напишу подробно.

К основным нижним резонаторам относятся трахея и крупные бронхи. Почувствовать работу нижних резонаторов тоже можно почти мгновенно: приложите руку к груди, расслабьте нижнюю челюсть и глухо произнесите звук «а-а-а». А теперь повторите то же самое, только при этом немного выдвиньте нижнюю челюсть вперёд и напрягите её. Наверное, после этого упражнения вы поймёте, почему о средних резонаторах можно писать бесконечно — изменив положение челюсти, вы получили немного другое резонирование.

Почему я пишу «основные верхние/средние/нижние резонаторы»? Потому что второстепенными, но не менее важными являются остальные полости нашего организма, которых столь много, что их все и не перечислить. Тут мы опять возвращаемся к тому, что во время пения резонирует весь наш организм. Также невозможно не сказать, что не могут работать только нижние или только верхние резонаторы — это равносильно тому, что отрезанная конечность продолжает жить своей жизнью. Высокий ли звук, низкий ли — работают все типы резонаторов, просто некоторые — в меньшей степени. Например, на низких нотах будут в большей мере работать нижние резонаторы, на высоких нотах — в основном верхние. Чем выше звук — тем больше включаются в работу верхние резонаторы и уходит нагрузка с нижних; чем ниже мы спускаемся — тем больше начинают работать нижние резонаторы и тем меньшую поддержку оказывают верхние. А средние работают всегда 🙂

К проработке резонаторов нужно подходить сугубо индивидуально. Некоторым вокалистам все типы резонаторов можно прорабатывать сразу, а для кого-то нужно «пробивать» верхние, кому-то — сделать акцент на нижние. Средние резонаторы прорабатываются сразу с начала постановки голоса. Кому-то нужно начать прорабатывать резонаторы чуть ли не с первых уроков, кому-то — работать над ними не сразу. Это зависит от человека, от особенностей его голоса, характера. Здоровье тоже играет важную роль (вспомним хотя бы гайморит и искривлённую носовую перегородку у многих). Поэтому универсального способа разработать резонаторы не существует. Зато есть много полезных упражнений, которые, несомненно, дадут положительный эффект!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *