Что такое результат исследования
Описание, анализ и обработка результатов практического исследования
На нашем телеграм-канале много материалов посвящено написанию научных работ. В этой статье мы решили раскрыть тему формы представления практических результатов в курсовой работе.
Как мы уже знаем, курсовая работа должна содержать такой подраздел, как теоретические и практические результаты исследования. Давайте выясним, что это такое и как выполнять это задание.
Описание результатов работы (курсовой, практической и т.д.)
Описание результатов – это описание информации, полученной в процессе эмпирического исследования по разным методикам.
Например, в ходе написания курсовой на первом курсе обучения в математической обработке будет представлен подсчет средних значений и процентных соотношений.
Анализ результатов исследования
Не исключено, что в ходе анализа будет обнаружена противоречивая информация, полученная с помощью разных методов и методик. Например, если проводить опрос в ходе изучения агрессивности, будет видно, что его участники вовсе не агрессивны. Зато если проводить исследование методом наблюдения, тут агрессия начинает проявляется.
Задача автора исследования – как раз выявить такие противоречия и постараться их объяснить. Если вернуться к нашему примеру, ответ может крыться в том, что участники опроса могут не воспринимать себя агрессивными, но обладать таким поведением.
Оформление результатов практической и духовной деятельности
Научные и практические результаты исследования обычно представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм (столбиковых, линейных и секторных) и схем.
Они приводятся внутри текста непосредственно в работе, а не в приложении. Если для этого мало места, то их следует размещать на странице, следующей за текстом, в котором они впервые упоминаются.
В случае слишком большого размера или объема графического материала, его помещают в приложениии. Тогда в тексте работы, где упоминаются результат практической деятельности, обязательно следует сделать ссылку.
При оформлении практического анализа результатов производственной практики или курсовой следует создавать смысловое название – такое имя, которое будет ясно читателю без необходимости прочитывать сопроводительный текст. Также стоит помнить про сквозную нумерацию, при которой таблицы нумеруются по одному порядку, рисунки – по другому.
Оформление таблиц
Таблицы в практическом применении результатов исследования должны подчиняться следующим правилам:
Оформление рисунков
В отличие от таблиц, название рисунков помещают под ними. При этом всегда указываются единицы измерения и названия смысловых осей. Нужно приводить условные обозначения.
Если протоколы, рисунки, таблицы или другой графический материал сопровождается большим количеством текста, приводить все вместе следует в приложении. Так поступают с анкетами, рисунками испытуемых, изображениями эксперимента и пр.
Нумерация приложений стандартная. Например, «приложение №1» и далее по порядку. В этом случае ссылки на приложения с номерами нужно обязательно размещать в той части текста, где они должны были располагаться.
Любая приведенная в таблицах, графиках, рисунках и других материалах информация должна быть описана в основном тексте. Ее нужно сопроводить анализом.
Будем безмерно рады, если вся эта информация вам пригодится, и вы создадите качественный проект с грамотным описанием и анализом результатов исследования. Если же ваше время слишком ограничено, лучше поручить работу опытным специалистам из сервиса студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Результат исследования
совокупность теоретических положений и практических рекомендации, полученных в работе. Этот результат должен быть представлен таким образом, чтобы он мог быть использован в научной и практической деятельности, раскрыт с содержательной и внутренне связанной с ней ценностной стороны. Только при таком условии новые знания могут быть включены в общенаучный фонд, взяты на вооружение научными и практическими работниками.
Смотреть что такое «Результат исследования» в других словарях:
Результат — (лат. resultare отражаться, отдаваться) 1. итог, то, что получено после завершения какой либо деятельности. Обычно принимается некий позитивный итог сделанного, хотя в серьёзных научных исследованиях результат особенно часто бывает отрицательным … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Исследования безопасности генетически модифицированных продуктов и организмов — Исследование безопасности ГМО является важной частью программы исследовательских и технологических разработок в прикладной молекулярной биологии. В настоящее время среди специалистов считается общепринятым мнение о том, что генно модифицированные … Википедия
РЕЗУЛЬТАТ — РЕЗУЛЬТАТ, а, муж. 1. То, что получено в завершение какой н. деятельности, работы, итог. Результаты исследования. Результаты конкурса. 2. Показатель мастерства (обычно спортивного). Р. пловца. Р. в беге на 100 м. Улучшить свои результаты. Лучший… … Толковый словарь Ожегова
Результат интеллектуальной деятельности — (РИД) правовой термин, подлежащий использованию нематериальный коммерческий продукт. Результаты интеллектуальной деятельности, которым в соответствии с действующим законодательством предоставляется правовая охрана, являются объектами… … Википедия
результат — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? результата, чему? результату, (вижу) что? результат, чем? результатом, о чём? о результате; мн. что? результаты, (нет) чего? результатов, чему? результатам, (вижу) что? результаты, чем? результатами … Толковый словарь Дмитриева
Исследования безопасности генетически модифицированных организмов — Исследование безопасности ГМО является важной частью программы исследовательских и технологических разработок в прикладной молекулярной биологии. В настоящее время специалистами установлено, что доступные на рынке генетически модифицированные… … Википедия
Исследования безопасности генно-модифицированных продуктов — Исследование безопасности ГМО является важной частью программы исследовательских и технологических разработок в прикладной молекулярной биологии. В настоящее время среди специалистов считается общепринятым мнение о том, что генно модифицированные … Википедия
Исследования безопасности геннетически модифицированных продуктов и организмов — Исследование безопасности ГМО является важной частью программы исследовательских и технологических разработок в прикладной молекулярной биологии. В настоящее время среди специалистов считается общепринятым мнение о том, что генно модифицированные … Википедия
результат — а; м. [от лат. resultatus отражённый] 1. Конечный итог, ради которого осуществляется какое л. действие. Получить предварительный р. Интересный, отрицательный, положительный, неожиданный р. эксперимента. Результаты голосования, исследования.… … Энциклопедический словарь
результат — а; м. (от лат. resultatus отражённый) см. тж. в результате, в результате того что, и в результате, а в результате, результатный … Словарь многих выражений
Учимся грамотно представлять результаты исследования в своем проекте
Любое исследование независимо от его направления, характера, направлено на развитие автора, обретение им более глубоких и качественных знаний, навыков. В результате выполнения ряда действий он получает определенные результаты, которые необходимо грамотно и правильно отразить в проекте.
Любое исследование независимо от его направления, характера, направлено на развитие автора, обретение им более глубоких и качественных знаний, навыков. В результате выполнения ряда действий он получает определенные результаты, которые необходимо грамотно и правильно отразить в проекте.
Студенты чаще всего оформляют результаты исследования во всевозможных лабораторных отчетах, отчетах по практике, курсовых работах и ВКР. Аспиранты и соискатели выполняют более трудоемкую работу, а ее результаты излагают в монографиях, диссертациях и пр.
Какие формы представления результатов существуют?
В зависимости от того, какую именно работу выполняет автор: студенческую, аспирантскую или научно-исследовательскую, зависят правила оформления полученных результатов.
Отражение исследования
На практике выделяют два основных вида отражения хода исследования и итогов:
Данная разновидность предполагает, что исследователь не просто проводил какой-то эксперимент и фиксировал полученные результаты, но и защитил свой труд в целях обретения конкретных компетенций, квалификации. Например, автор написал кандидатскую диссертацию, успешно преодолел ее защиту и получил соответствующую ученую степень.
В данном случае к проекту и оформлению результатов предъявляются жесткие требования: порядок расположения текста, графических материалов, таблиц, ссылки и сноски уникальность материала и пр.
Данный вариант представления результатов исследования включает в себя несколько подтипов: устные изложения, публикации и компьютерные способы. Здесь интерпретация хода исследования и полученных итогов происходит при помощи выступления с докладом перед аудиторией, размещением научной статьи в журнале или электронной библиотеке, посредством использования различных компьютерных программ (видеозапись, презентация и пр.).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Жестких требований к оформлению результатов в этом случае не предъявляется. Достаточно грамотно, кратко и емко рассказать о проделанной работе, отметить полученные результаты, их применимость и важность, новизну.
Как представить результаты научной работы?
Научная работа представляет собой письменное оформление всех произведенных действий с учетом конкретных требований. Научной работой признается монография, диссертация, то есть глобальное, весомое исследование, в ходе которого были получены новые и эффективные решения актуальных проблем.
В каком виде могут быть представлены результаты проведенного исследования?
В данном случае автору проекта предстоит соблюсти принципы краткости и лаконичности, последовательности и логичности, аргументированности и обоснованности, уникальности.
Как правило, полученные результаты исследования оформляются в отдельном разделе, где интерпретируется, что было получено, насколько это эффективно, как и где применимо и пр. Здесь важно подчеркнуть правоту исследователя, отметить новизну предлагаемых решений, их значимость и пр.
Оформление материала зависит от того, в каком виде автор намерен их интерпретировать: научная статья, монография, диссертация, отчет о НИР, научный доклад и пр.
В научной статье достаточно кратко отметить итоги исследования, а в монографии или диссертации детально расписать «Что? Где? Когда? Как? Зачем?».
Притом оформление научной статьи будет адаптировано под требования конкретного издания, а диссертация должна соответствовать требованиям ГОСТ 7.0.11-2011.
Как оформить результаты научного исследования?
Результаты научного исследования могут быть как в виде различных расчетов и показателей, так и выводов на основе анализа теорий, концепций, информации и пр.
Расчеты лучше всего представлять в табличной форме, где четко видна динамика показателей, отклонения от нормативов и пр. В то же время допустимо использование всевозможных графиков, схем, диаграмм, которые наглядно отражают картину, упрощают восприятие информации и способны просто и емко показать, что было и что будет, эффективность предлагаемых мер и пр.
Правила для оформления научной работы
В зависимости от того, какую форму интерпретации результатов выбрал исследователь, необходимо учесть правила оформления. Так, каждая таблица должна быть пронумерована и иметь заголовок (над таблицей), отражающий суть анализа (например, группа определенных показателей). Сама таблица располагается по ширине страницы.
Рисунки и схемы, графики располагаются по центру листа А4. Они также должны меть наименование и обозначение (рис., илл.), номер. Притом наименование графического материала указывается под ним.
Чтобы создать понятный и емкий рисунок или таблицу, необходимо грамотно скомпоновать данные, разбить на смысловые и взаимосвязанные блоки и интерпретировать их при помощи схем, чертей, графиков и пр. Данное правило поможет также в формировании презентации.
Таким образом, интерпретация результатов исследования зависит от вида работы и способов отражения. Автору следует тщательно проанализировать имеющиеся сведения и подобрать оптимальный вариант отражения полученных итогов, чтобы это было интересно и понятно, кратко и емко.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Результаты, значение и выводы научных исследований
Результаты научного исследования — это итог научно-исследовательской деятельности ученого. Результатами называют конкретные показатели, которые могут быть количественными или качественными. Это факты, которые удалось обнаружить в процессе теоретического или эмпирического исследования. Важное отличие от выводов научной работы заключается в том, что ученый не имеет права интерпретировать полученные данные в разделе статьи, который называется «результаты». Его главная задача — максимально точно зафиксировать сведения, перенести их на бумагу и увековечить. Это крайне важно, ведь всегда есть вероятность ошибки, неправильной интерпретации, зашоренности мышления. Для того, чтобы коллеги могли впоследствии подкорректировать недостаточно точные и компетентные выводы, нужно всегда оставлять исходные данные в точном виде.
Оценка результатов исследования находится в разделе «вывод» в научной статье. Здесь приветствуется трактовка автором полученных сведений, его собственные мысли и соображения, взаимосвязи с другими отраслями и дисциплинами. Но еще один важный пункт, предшествующий выводам в научной статье, — это необходимость оценить результаты исследования на достоверность. Для этого применяется биостатистика.
Используются различные статистические критерии, например, критерий Стьюдента, Фишера, Пирсона. Значимый процент исследований, особенно медицинских, проводится на основании сравнения нескольких выборок. Например, чтобы определить эффективность гипотензивного препарата, измеряется артериальное давление у группы больных, принимавших исследуемое средство, и у тех, кто принимал плацебо. Среднее артериальное давление в двух этих группах может отличаться, но чтобы убедиться в достоверности различий, используется критерий Стьюдента. Так ученый сможет понять, что разница в цифрах не связана со случайностью, а закономерна.
Чтобы определить корреляцию и взаимосвязь двух и более событий между собой, используется коэффициент Пирсона. Если этот показатель более 0,7, то связь между двумя явлениями считается сильной, от 0,3 до 0,69 — умеренной. Если возле коэффициента стоит знак «+», то исследуемые факторы изменяются в прямой зависимости друг от друга: чем больше один, тем больше другой. При знаке «-» все наоборот: чем сильнее выражен один признак, тем слабее другой. При оценке результатов исследования нужно помнить, что не обязательно корреляция означает причинно-следственную связь. Иногда два события могут быть взаимосвязаны, но не являться причиной и следствием друг друга. В каких-то ситуациях на оба явления могут действовать общие факторы, которые заставляют показатели изменяться определенным образом.
Важным разделом научной статьи является практическое значение результатов исследования. Автор указывает, в какой отрасли и каким образом данные, которые ему удалось получить, помогут оптимизировать трудовой процесс. Это могут быть инновации на производстве, новая педагогическая методика либо усовершенствование экологической ситуации. Практическая значимость, которую ожидает получить автор, указывают в разделе «Введение», а более конкретные результаты фиксируют в пункте «Выводы».
Также существует такое понятие, как апробация результатов исследования. Это означает испытательный срок, проверку инноваций перед тем, как приступить к следующему этапу — полноценному внедрению в выбранной сфере деятельности.
Результаты практического исследования — анализ и примеры оформления работы
Каждая выпускная квалификационная работа должна содержать практическую часть, отражающую проведённое студентом исследование.
Конечно, в зависимости от специальности и целей диплома эта часть может значительно различаться, но, в любом случае, её цель – показать на каком материале вы попытались раскрыть тему практически и какие выводы из этого сделали.
Чтобы всё было чётко и наглядно, важно знать основные правила оформления практического исследования. О них мы и поговорим.
Из чего состоит практическое исследование?
Большинство практических исследований начинается с подбора техник и методик, при помощи которых вы будете выполнять эту часть работы.Что такое методы исследования мы рассказывали в статье. Методики подбирают в соответствии с целями и задачами исследования (эти цели и задачи вы поставили ещё во Введении). При этом разумно будет объяснить, почему именно эти инструменты вы выбрали.
Основная часть практического исследования разделяется на два блока:
Заключительная часть исследовательской работы будет содержать предложения и рекомендации, которые вы дадите, опираясь на результаты проведённой работы.
Описание исследования
Описание исследования может иметь разный вид, в зависимости от выбранных методик и задач. Оно может быть в виде:
В любом случае это чётко структурированный и наглядный материал, отражающий суть проведённой вами работы.
Анализ результатов
Если в предыдущем блоке мы просто отразили то, что у нас получилось в ходе практической работы, то здесь мы должны проанализировать все отражённые выше моменты. Причём делать это желательно в той же последовательности, что и раньше.
Анализ может содержать:
Если при проведении экспериментов мы получили разные данные, противоречащие друг другу, самое время отметить это и попытаться понять, почему так получилось. Постарайтесь не обходить этот момент, так как в противном случае ваше практическое исследование будет выглядеть недоработанным.
Как оформить таблицы в практической части ВКР?
Чтобы таблицы смотрелись органично в практической части диплома, их нужно правильно оформить. Придерживайтесь следующих правил:
Как оформить рисунки в дипломе?
Графики и диаграммы тоже оформляют по определённым правилам.
Если в практической части накопилось слишком много материала, часть его следует вынести в Приложения. Не забудьте сделать на это ссылку в тексте.
В целом же правильно оформленное исследование может вызвать приятный отклик у проверяющих работу. Поэтому не ленитесь и поработайте над его оформлением.
Не получается оформить практическое исследование?
Если у Вас все-таки возникли трудности при оформлении исследования в дипломной работе, то вы можете заполнить заявку и специалисты «Тебе зачет» сделают вам все в лучшем виде!
Как описать практическую и теоретическую значимость в курсовой работе
Практическая значимость курсовой работы, наряду с теоретической, является одним из главных требований, выдвигаемых к исследованию ГОСТами. Этим обуславливается польза и актуальность подготовленного материала для общества и научного мира.
Данные параметры должны присутствовать во введении, а также в основной части учебного труда
Понятия основываются на новизне полученных в ходе анализа результатов.
Теоретическая значимость курсовой работы
Теоретическая значимость призвана доказать пользу работы, применимость ее результатов на практике для решения определенных вопросов или улучшения ситуации в некой сфере.
Понятие является близким к научной новизне. Однако они будут тождественными только в том случае, если исследование привело к серьезным достижениям и превзошло прежний уровень изученности вопроса.
В итоге теоретическая значимость будет полностью заключаться в новизне.
Но совершать действительно важные открытия могут не все. Поэтому чаще всего теоретическая значимость сводится к некоторым деталям проекта. Указание на данный параметр является обязательным и позволяет повысить ценность труда, что в свою очередь говорит о грамотном и самостоятельном проведении всех рассуждений.
Кратко говоря, в данной части студент должен написать ответ, с какой целью был подобран и составлен весь материал. Теоретическая обоснованность также дает возможность:
Чем более проработанной и информативной будет теоретическая значимость, тем сильнее возрастает значение практической части
Например, курсовой проект касается темы конфликтов родителей и детей и способа их решения. Если ваша учебная работа сделана по всем правилам, она даст новые идеи для практикующих психологов, которые занимаются данным вопросом.
Как описать теоретическую значимость исследования
Чтобы грамотно составить описание этой части введения, следует начинать со следующих слов: «Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применимы в… для…». Сразу пишем о пользе материала для человека, общества. Так вы сможете обобщить всю информацию и акцентировать внимание на наиболее важных моментах.
Так, например, теоретическая обоснованность может быть:
Пример написания теоретической значимости
Практическая значимость курсовой работы
Данный элемент не является обязательным в структуре курсовой. Однако большинство вузов считают разработку и наличие такой информации важнейшим качеством грамотно построенного проекта. Это повышает итоговую оценку на защите и позволяет продемонстрировать комиссии заинтересованность в теме и дальнейшем ее изучении.
Определение практической значимости – достаточно сложный этап всего процесса подготовки курсовой. Именно здесь проводится обоснование возможности применения всех результатов в научной деятельности или сфере производства.
этой части во многом определяется особенностью проекта:
Так, например, в случае гуманитарных дисциплин чаще всего разрабатываются методы и способы для внедрения в деятельность различных организаций.
Чтобы подтвердить практическую значимость, можно приложить акты внедрения, а также разного рода справки, заключения, методические указания и пр.
Эти документы выдаются государственными органами либо же результаты оформляются в виде нормативной документации, инструкций. Дополнить их можно информацией об эффективном использовании выводов. Таким образом, на руках у студента будет не только подтверждение о применении, но и материал с описанием получения результата.
Как описать практическую значимость исследования
Чтобы действительно успешно сформулировать этот параметр, нужно:
Начинать эту часть курсовой стоит со следующих слов: «Практическая значимость научной работы состоит в том, что результаты могут быть применимы в … для …». Обоснуйте пользу от внедрения результатов с помощью:
Также можно остановиться на научной, социальной и экономической эффективности, заключающейся в проекте. Под первым понятием подразумеваются новейшие полезные знания о мышлении или обществе, которые помогли найти ранее неизвестные факты и закономерности.
Экономическая эффективность позволяет обосновать возможность экономии различных ресурсов: финансовых, людских или материальных. Третий, социальный, аспект может быть рассмотрен в плане улучшения условий жизни и труда людей, повышения уровня образования и системы здравоохранения.
В итоге верно обоснованная практическая значимость может послужить в будущем:
Пример написания практической значимости
Если вы затрудняетесь при определении практической значимости курсовой работы, ознакомьтесь с примерами, представленными ниже. Это упростит последующую работу и поможет прийти к собственным умозаключениям.
Практическая значимость курсовой работы
На защите курсовых работ членами комиссии студентам довольно часто задаётся вопрос о практической значимости представляемой вниманию слушателей работы. В некоторых вузах существует даже строгое правило, заключающееся в кратком описании практической ценности курсовой во введении.
Необходимость написания практической значимости — вовсе не новинка современности, не вновь открытое и активно внедряемое в высшее образование правило. Дело в том, что каждая курсовая работа, носящая научно-практический характер, обязана иметь практическое значение для той сферы науки, изучению которой она посвящена. Например, осуществляя исследования в рамках гуманитарных наук, учащийся вуза разрабатывает новейшие методики и способы, которые можно будет внедрить в соответствующую отрасль.
Работая над практической частью курсового проекта, он выявляет и апробирует новые методы на практике, проверяет их эффективность.
Обнаружив положительный результат разработок, автор работы предлагает применять их в определённой области.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач.
Курсовое исследование считается успешным, если его результаты можно включить в разнообразные программы, положения и руководства, прогнозы развития и даже в нормативные документы.
Ценность студенческой работы со стороны практического применения следует отличать от другой практической значимости, касающейся темы исследования. Практическая значимость темы исследования указывается учащимся до проведения определённого исследования темы, а раскрытие её происходит в случае характеристики актуальности.
Как описать практическую значимость
Практическая значимость зависит от специфики курсового проекта. Практическая значимость может заключаться в следующем:
В целом, описание практической значимости сводится к тому, что студент рассказывает, чем конкретно его работа может быть полезна научному миру и конкретной отрасли.
Лайфхак для студента: высшим пилотажем является возможность предоставить документальное подтверждение практической значимости. Например, это может быть письмо руководства о внедрении результатов исследования, проведенного в рамках курсового проекта.
Для описания практической значимости работы можно использовать следующие фразы-клише:
Примеры практической значимости курсовой работы
Ниже приведено несколько примеров практической значимости курсовой работы.
Практическая значимость глубокого исследования динамики психических отклонений у детей младшего возраста заключается в практическом применении результатов исследования психологами для своевременного обнаружения и устранения психических отклонений у детей.
Практическая значимость составления бизнес-плана по работе массажного салона заключается в возможности применения его на практике для организации индивидуального предприятия по оказанию оздоровительных услуг населению.
Практическая значимость разработки рекламного проекта для ООО состоит в том, что его можно использовать для осуществления грандиозной рекламной компании по привлечению новых клиентов.
Практическая значимость разработки программы по учёту товаров, поступающих на склад организации, заключается в возможности внедрения её на предприятие.
Чтобы произвести положительное впечатление на всех членов комиссии, необходимо грамотно описать практическую значимость своей работы. В данном вопросе могут помочь рекомендации и примеры, приведенные выше. А также вы можете заказать консультацию специалистов, имеющих большой опыт в этой области.
Практическая значимость исследования
Определяется студентом-исследователем на практике в процессе изучения учащихся, их проблем или собственных методических проблем. Студент-исследователь обнаруживает какие-либо новые для него закономерные связи и испытывает потребность обосновать или найти причину явлений. Студент в процессе исследования изучает известную в науке проблему, открывая ее для себя как субъективно новую.
Актуальность исследования
Можно обосновать, отвечая на вопрос «Почему данную проблему нужно изучать сейчас, насколько она важна и значима в данное время в данной ситуации?». Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, который будет, достигнут в результате выполнения работы.
Цель исследования
Это представление об общем результате работы. Цель часто определяется на основании более конкретного, подробного описания темы исследования.
Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому):
Это то, что «противостоит познающему субъекту», т.е. исследователю; то на что направлено внимание исследователя, что подлежит рассмотрению. Объектом исследования не может быть человек, это лечебный процесс, явление, факт. «Объект исследования – те феномены, факты, предметные области, области социальной практики, внутри которых сосредоточено внимание исследователя» (В.В.Гузеев).
Предмет исследования
Это отдельная сторона, аспект рассмотрения изучаемого объекта. Предмет дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые качества, свойства, функции объекта рассматривает исследователь.
Предмет всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.
«Предмет исследования – те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта, которые, собственно, и рассматривает» исследователь» (В.В.Гузеев).
Гипотеза исследования
Делается предположение о существовании связи между явлениями, причине явлений, необходимых и достаточных условиях, структурных элементах, критериях, функциях, границах, особенностях функционирования и т.п.
Важно, что этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В гипотезе всегда содержится противоречие. Гипотеза – это возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме.
Формулируя задачи, студент-исследователь отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы подтвердить предположение (гипотезу), как действовать, чтобы достичь цели исследования?».
содержание деятельности исследователя | «частный» предмет деятельности |
изучить исследовать проанализировать рассмотреть обосновать объяснить выявить проанализировать разработать определить проверить на практике доказать показать апробировать выработать и т.д. | условия факторы подходы роль значение место средства литературу возможности целесообразность приемы технологии причины критерии особенности и т.д. |
Практическая значимость исследования
Должна быть определена и описана. Необходимо указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Как и когда целесообразно их использовать в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях.
Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная работа, дается постановка основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала.
Также во введении излагается информация об актуальности темы, обоснования ее выбора, современное рассматриваемого вопроса и его практическая значимость, цели, задачи, гипотеза исследования.
Проблема — это теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направленна работа.
«Выбор темы исследования не был случаен. Сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее место в структуре неинфекционной патологии взрослых и является основной причиной ранней инвалидизации и причиной преждевременной смертности в большинстве стран.
Результаты эпидемиологических исследований, проведенных во многих странах, свидетельствует о том, что основным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний является артериальная гипертензия.
До середины 80-х годов прошло столетие общепризнанным было мнение, что в детском возрасте высокое артериальное давление является редкостью и регистрируется чаще всего на фоне основных заболеваний (кардиоваскулярных, почечных, эндокринных).
Исследования по контролю артериального давления у детей установили, что артериальное давление может дебютировать в детском и подростковом возрасте и носить первичный характер.
Поэтому проблема ранней диагностики и первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, начиная с детского и подросткового возраста, является в настоящее время чрезвычайно актуальной, а выявление факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, эффективная диспансеризация этой группы населения являются важным аспектом в работе амбулаторно-поликлинической службы. Определенная роль в этом отводится и фельдшеру общей практики».
— 1 уровень — необходимость дополнения теоретических построений. Например, если проблема сопровождения беременных женщин ранее не рассматривалась и студент впервые разрабатывает эту систему.
— 2 уровень — потребность в новых данных. Например, в органах здравоохранения региона отсутствуют данные по заболеваемости определенного типа.
— 3 уровень — потребность в новых методах лечения. Например, сотрудники одной поликлиники овладели новейшим методом лечения, и возникает необходимость анализа данной методики, выявления положительных и отрицательных результатов и сравнения с мировой практикой.
Предмет исследования — это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект.
В каждом объекте существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.
Пример: объект исследования — человек, предмет исследования — кожа. У данного объекта есть множество предметов исследования, как то лимфатическая, кровеносная системы, желудочно-кишечный тракт и т.д., но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет его непосредственного исследования.
Цель дипломной работы исследования — это желаемый, конечный результат исследования, цель показывает, какой результат необходимо достигнуть в дипломной работе. Цель всегда формулируется в глаголах: выявить, определить, исследовать. Актуальность и цель должны быть взаимосвязаны.
Цели могут быть исследовательские (выполнение факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешного обучения). Достижение исследовательских целей создает условия для выявления средств достижения практических целей.
Пример: 1. Описать деятельность хосписов. 2. Обобщить опыт работы… 3. Выявить закономерности… 4. Создать классификацию отклонений… 5. Создать новую методику (для специальности «Стоматология ортопедическая» — технологию)…6. Адаптировать методику для условий учреждения другого уровня…
Задачи исследования раскрывают путь к достижению цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировка задач делается в форме перечислений.
Исходя из указанной цели исследования, основными задачами исследования являются: изучение сущности явления, выявление условий и факторов определяющих данные условия, знакомство с методикой работы.
Задачи могут вводиться словами:
Количество задач должно быть 4-5. Степень решения задач должна быть отражена в заключении, выводах и рекомендациях.
Гипотеза — это предположение о возможности достижения цели. Различают первоначальную гипотезу и развитую, научную гипотезу.
Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если…(что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то…» (будет достигнуть такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как…» или «потому что…».
Пример: если создать определенные условия, то пациент не будет иметь аллергических реакций.
Результатами исследования гипотеза может быть либо подтверждена, либо отвергнута, либо доказана частично.
Методы исследования — это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования.
Научная новизна дипломной работы формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы диплома. Научная новизна формулируется по-разному для теоретических дипломов и дипломов практической направленности.
Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором – она определяется результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете и практические достижения.
Практическая значимость зависит от новизны дипломной работы и обуславливает необходимость ее написания. Иными словами определить практическую значимость – значит, определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент Введения к дипломной работе.
Б. Практический анализ как основа теоретического анализа
Словосочетание «практический анализ» звучит непривычно и, поэтому, можно подумать, что речь пойдет о практике теоретического анализа. Нет, дело не в этом. И более того, практический анализ всем знаком, все его осуществляют ежедневно. Хотя и не замечают этого. И еще более того: практический анализ способны осуществлять также животные.
Когда обезьяна в зоопарке ловко отделяет мякоть половинки апельсина от его шкурки, когда белка разделяет скорлупу ореха от ядра, когда ребенок разделяет машинку на части, они занимаются практическим анализом предметов.
И взрослые люди постоянно практически анализируют предметы внешнего мира: в магазине отделяют подходящую колбасу от неподходящей, хороший костюм от нехороших, правильные поступки детей от неправильных и т.д.
Нечего и говорить, что в профессиональной деятельности, особенно в некоторых профессиях (врачи, юристы, инженеры, специалисты по информатике, экономисты, журналисты и др.) работники постоянно занимаются практическим и теоретическим анализом.
Отсюда, из присущности анализирующей деятельности животным, детям и всем людям, следует, что практический анализ (а, значит, и анализ вообще) – это не какая-то особая заоблачная сфера интеллектуальной деятельности, а способность сознания отделять одни образы и понятия от других, приятное и полезное от неприятного и вредного. Поэтому практический анализ предшествует теоретическому анализу, выросшему из практического лишь относительно недавно на почве развития философии, науки и техники.
Различие между ними в том, что обезьяна, как правило, делает знакомое дело, а ребенок (впервые) – незнакомое: посредством ломки или разборки на части он познает куклу, машинку и т.д. И вскоре убеждается, что в ней, кроме частей, ничего и нет.
В ней есть только (была) она сама и отдельные, бесполезные сами по себе, части…. В ней нет ничего, кроме этих ненужных частей, нет чего-то существенного… И лишь позднее он понимает: машинка это только машинка – игрушка.
Какой она была в начале, такой же она осталась и в конце «анализа», но в разобранном виде и в виде оставшегося образа той машинки, которая была и которая осталась в представлении в результате анализа.
Правда теперь даже по одной части куклы или машинки он может узнать, что это была кукла, или машинка… По отдельной кукольной ноге можно узнать целое: куклу, по отдельному колесу – всю машинку.
Но это другой, синтезирующий момент деятельности сознания и, соответственно, синтезирующее познание…Но нужно учиться у Аристотеля, Гегеля, Ленина, чтобы понять: «Рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. Аристотель»[7, 184]. Машинка на свалке – уже не машинка, или машинка в другом смысле и отношениях с предметами. Более сложный пример этой познавательной процедуры дает в своей книге Э.В.Ильенков [4, с.146–147].
Таким образом, в процессе анализирующего познания ребенок, не понимая этого, стихийно–практически совершал синтез ноги куклы и самой куклы, единство какой-либо части куклы и её целого. Как оказалось, это познание было столь же анализирующим, сколь и синтезирующим.
И часть куклы здесь не любой кусок куклы, а также целое, но определенное сутью первого целого: нога куклы, голова куклы, рука куклы и т.д. Эта часть – сама есть некое целое, соответствующее природе первого целого и определенное первым целым.
В этом целом она не есть сама по себе, а есть рука куклы.Получилось, что сначала «кукла» была бытием, а её части были её определениями. В процессе же рассмотрения рука, нога и голова куклы стали бытием, а «кукла» стала определением для них.
Какая рука? – Рука куклы, куклина рука (аналогично: голова куклы, нога куклы и т.д.). Таким образом, целое соединилось с каждой из своих частей, соответствующих его природе. Но оно соединилось с ними потому, что оно от них (и они от него) и не отделялись в сущности.
Голова куклы всегда оставалась головой именно куклы – будь то в сознании или на деле. Получилось, что анализируемое с помощью различных определений бытие – кукла, – сама стала синтезирующим (соединяющим) определением для своих «частей».
А «части» синтезированы в целое, и дают ему его собственное определение в логическом плане (здесь можно опустить варианты определений: кукла без руки – она однорукая, но все же кукла, кукла без ноги – одноногая, но кукла, и т.д.): соединенные соответствующим их природе образом они и есть кукла.
Поэтому анализ и синтез не два разных пути и способа познания, а являются противоположностями одного познающего сознания, разделимыми лишь в абстракции. А основанием этого единства является их происхождение из практического анализа и из исследования вообще. Практический анализ не обращает внимания на «ненужное»: на корки апельсина, на скорлупки ореха, на оторвавшуюся руку куклы.
Его интересует, как правило, лишь конкретное единичное как суть дела, в которой целое присутствует, но лишь как абстрактный общий момент, который можно не учитывать.
Наоборот, для теоретического анализа, и для исследования вообще, в этом взаимном просвечивании целого и части только начинается главный интерес — углубление в предмет, в его сущность за счет аналитико-синтетического познания.
Отсюда уже можно сделать вывод, что родовым словом для определения анализа является не «разделение» (в том числе – мысленное) предмета, а «исследование». А специфическим отличием определения является «различение частей целого и их соотношения друг с другом посредством этого целого». Не расчленение, а различение.
И это понятно: ведь если есть целое, то есть и части, а, следовательно — и «разделение». Нужно только найти момент тождества «части» и целого, одной части и других «частей». И это понятно: отождествляется различное, разделенное. В то же время, отождествление различенных частей друг с другом объединяет предметы (в данном случае – части) в нечто одно, в целое. Но это уже синтез.
А определение анализа следует сформулировать так: анализ есть исследование, различающее части предмета и соотносящее их с целым и друг с другом посредством этого целого. Целое в анализе является исходным, опосредствующим все движение исследования.
Части же, как правило, выделены уже до данного исследования – предшествующими практическими и теоретическими исследованиями: аналитическими и синтетическими познаниями. В предыдущих исследованиях подобные «части» и подобные «целые» уже были возведены в мысли и поэтому, как правило, имеют дефиниции: определения соответствующих терминов и понятий.
В дальнейшем дефиниции уточняются, уплотняются и, в конце концов, достаточно точно выражают сущность предметов. И без знания дефиниций в научном исследовании делать нечего. Иногда в научных дискуссиях можно услышать: «Это только спор о дефинициях», т.е. что-то неважное, второстепенное. Конечно, дефиниции не являются чем-то первостепенным.
Но они суть итоги прошлых исследований и начало текущего исследования. Они могут быть «другими», неполными, неточными, но они не могут не быть. А их полнота и точность могут в дальнейшем добавляться. Они – и результат предшествующего синтеза, и начало нового анализа, который также завершится новым результатом единства анализа и синтеза: соединением частей=дефиниций в целое=дефиницию. Контур этого единства можно найти в «Науке логики» Г.Гегеля [2, с. 246]. Поэтому они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, переходят в другое как в свое иное и не есть друг без друга. Они есть противоположные моменты одного процесса познания.