Что такое результативность государственной программы

Что такое результативность государственной программы

Сохраняйте данные
показателей бюджета

В личном кабинете вы сможете собрать все необходимые вам данные о расходах Минпромторга России

Сохраняйте данные
показателей бюджета

Детализируй планы-графики расходов

Сохраняйте данные
показателей бюджета

Узнайте, какую меру поддержки может получить ваше предприятие

Восстановление доступа

Введите адрес, который вы указывали при регистрации

Механизм оценки эффективности госпрограмм

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы

В России действует 40 утвержденных государственных программ в 5 направлениях: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие» и «Эффективное государство».

Измерение эффективности госпрограмм позволяет вовремя изменить сроки и объемы финансирования, добавить или исключить события в план реализации, проконтролировать использование бюджетных средств и исполнение целевых показателей.

Методика оценки эффективности государственных программ предполагает анализ достижения индикаторов, осуществления плановых мероприятий, кассового исполнения и деятельности ответственного исполнителя документа.

Для определения эффективности используются отчеты о выполнении программ и данные Росстата.

Для того, чтобы оценить, насколько выполнены плановые показатели, используется следующая схема. Сначала отдельно высчитывается, насколько выполнен каждый показатель, при этом их делят по принадлежности к «майским указам» — 11 поручениям президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2012 года. Дополнительно, если было указано в документе, учитываются коэффициенты значимости.

Для измерения степени достижения целевых показателей учитываются фактические и прогнозные значения. Для того, чтобы оценить индикаторы в динамике, сравниваются текущие показатели и значения за предыдущий отчетный период. Если указано прогнозное значение, то для него применяется понижающий множитель 0,7, если не представлено фактическое — 0,5.

Общая оценка достижения плановых значений в госпрограммах представляет собой сумму среднеарифметических оценок отдельных показателей с учетом коэффициентов значимости, поделенную на сумму последних.

Реализация основных мероприятий госпрограмм

Аналогично проводится и анализ того, насколько эффективно реализуются пункты, указанные в планах реализации госпрограммам и федеральным целевым программам.

Учитываются мероприятия, которые требуют выделения бюджетных ассигнований, а также те события, которые предусмотрены в детальном графике, но не включены в план.

Если мероприятие можно количественно измерить, то указываются соответствующие числовые значения. Если это невозможно — когда какое-либо мероприятие, например, внесение нормативно-правовых актов, либо наступило, либо нет — используются логические выражения. Если событие произошло, ему ставят «1», если нет — «0».

Для тех пунктов, которые в течение отчетного периода не были исполнены в срок, применяют понижающий коэффициент 0,5. Если пункт не был исполнен вовсе, но при этом он не имеет высокого воздействия на общий ход госпрограммы, то его при общем расчете не учитывают. В остальных случаях используется множитель 0,3.

Кассовое исполнение и менеджмент

Исполнители госпрограмм представляют бюджетную роспись в составе годовых отчетов. Оценка кассового исполнения производится как отношение бюджетных ассигнований к непосредственно расходам на реализацию мероприятий.

Также в рамках оценки эффективности госпрограмм учитывается деятельность самого исполнителя — внесение изменений в план-график, уточнение годового отчета, предложения по дальнейшему исполнению документа. Учитываются плановые и фактические значения этих критериев.

Позже выводится интегральная оценка эффективности всей госпрограммы. Она представляет собой сумму четырех вышеобозначенных составляющих. Для достижения индикаторов применяется множитель 0,4, для мероприятий — 0,3, для кассового исполнения — 0,1, для менеджмента исполнителя — 0,2.

Источник

Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы

Ирина Валентиновна ТУЛЯКОВА, председатель Счетной палаты Владимирской области

Определимся с понятиями

Государственная программа — система мероприятий и положений, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития*. Она состоит из подпрограмм и целевых программ, которые, в свою очередь, делятся на ведомственные целевые программы и основные мероприятия и воплощаются в виде конкретных действий, реализуемых в рамках государственных (муниципальных) заданий. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.

* Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

Проблемы госпрограмм

Счетная палата Владимирской области в ходе реализации своих полномочий по аудиту госпрограмм выявила следующие проблемы формирования и исполнения региональных государственных программ, а также отчетов об их исполнении.

1Низкое качество госпрограмм: недостатки структуры; неприемлемое качество системы показателей (индикаторов); отсутствие четкого разделения сфер реализации; необъективное отражение инструментов реализации государственной политики, влияющее на эффективность реализации госпрограмм.

2Отсутствие полной интеграции бюджетных процессов и госпрограмм: несоответствие форматов бюджета и госпрограмм; отсутствие совместного планирования расходов различного назначения (текущих, капитальных и т. д.); неполный охват расходов бюджета.

3Низкая эффективность реализации текущих госпрограмм: отсутствие возможности перераспределения бюджетных ассигнований в процессе исполнения бюджета; осуществление фактической деятельности исполнителей госпрограммы осуществляется по отдельным планам, но не в рамках госпрограммы.

4Формальность оценки эффективности реализации госпрограмм : недостатки и несовершенство системы отчетности исполнителя госпрограммы; низкая ответственность руководителей за реализацию госпрограммы; наличие временного лага между деятельностью исполнителя госпрограммы и полученными результатами госпрограммы.

Одной из первопричин недостаточного качества разрабатываемых государственных программ и их реализации является неработоспособность принципа декомпозиции целей, целевых показателей и индикаторов. Стратегии развития соответствующих отраслей и содержание государственных программ не коррелируют между собой.

Проблема низкого качества целеполагания характерна также для целевых значений показателей результативности государственных программ. В разделе «Оценка эффективности» некоторых программ встречаются фразы общего характера: «создать условия», «обеспечить», «повысить», «улучшить» и т. д. В результате оценить реальный социально-экономический эффект от выполнения мероприятий будет сложно.

Чтобы выработать новые подходы к оценке эффективности госпрограмм, целесообразно изучить положительный зарубежный и отечественный опыт.

Таблица 1. Положительный опыт оценки госпрограмм в зарубежной практике

Австралия является примером страны, применяющей программный бюджет в целях улучшения системы управления государственными финансами. Система показателей ежегодно конкретизируется. Оценка реализации бюджетных программ происходит и осуществляется более полно и систематически, чем во многих других странах. Информация о результатах реализации программ регулярно включается в бюджет.

В Южной Корее при оценке госпрограмм используются подходы, применяемые в социологических исследованиях. Ежегодно детальной проверке подвергается до 10% госпрограмм. Основой анализа служит специально разработанный перечень контрольных вопросов.

При оценке реализации госпрограмм во Франции применяются три главных критерия: социальный и экономический эффект, качество услуг, эффективность (результативность). Утвержденный закон о бюджете содержит набор конкретных показателей, позволяющий провести оценку каждой реализуемой программы. Ответственность за реализацию программы персональная.

В Канаде фокус оценки направлен на проблему value-for-money (полученная польза, ценность от потраченных денег). Оценка проводится в двух основных направлениях: актуальность (релевантность) программы и ее реализация.

В США применяется комплексная система рейтинговой оценки — PART (Program Assessment Rating Tool), GPRAMA (изменение системы планирования и отчетности). Оценка и анализ госпрограмм ежегодно проводятся Счетной палатой США. Оценка имеет две основные цели: снижение и устранение фрагментации целей программ; устранение перекрытия и дублирования целей программ. Стандарты и руководства по оценке госпрограмм издаются Счетной палатой США. Например, руководство Performance Measurement and Evaluation: Definitions and Relationships, GAO-11-646SP, May 2011.

Зарубежный опыт оценки госпрограмм

Важными моментами оценки государственных программ в зарубежной практике, которая насчитывает более чем историю, являются:

Важно

Все существующие методики оценки основаны на план-фактном анализе, то есть характеризуют только исполнительскую дисциплину, а также анализируют показатели, которые заложены самими ответственными исполнителями при разработке госпрограммы.

Отечественный опыт оценки госпрограмм

Исследование отечественного опыта развития методик формирования, реализации и оценки эффективности госпрограмм показало следующее.

1 Отсутствие унифицированного подхода к оценке эффективности реализации государственных программ в субъектах РФ.

2 Различные подходы к проведению оценки эффективности даже в рамках одного субъекта России.

3 Различные подходы к построению математического аппарата методик оценки эффективности государственных программ, применяемых в субъектах РФ. Например, эффективность может оцениваться как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы к затратам на них. А может — как отношение достигнутого результата только к затратным финансовым показателям.

В отечественном опыте отсутствует практика мониторинга хода реализации госпрограмм. В качестве такового, на наш взгляд, могла бы выступить экспертиза отчетов о ходе исполнения госпрограмм. В этом случае при проведении экспертизы годового отчета об исполнении госпрограмм можно использовать интегральную оценку эффективности их реализации с применением весовых коэффициентов целевых индикаторов. Это позволит вывести качественную характеристику реализации программы на основании соотношения оценки результативности реализации программы и уровня ее финансового обеспечения, а именно: эффективная, недостаточно эффективная, неэффективная.

Интегральная оценка эффективности реализации госпрограмм

Под интегральной оценкой эффективности реализации (далее — R) госпрограммы (ГП) понимается показатель, определяющий качественную характеристику реализации программы на основании соотношения интегральной оценки результативности реализации госпрограммы и уровня финансового обеспечения госпрограммы. Рассчитывается по формуле:

где Iср — интегральная оценка результативности реализации ГП;

Vфин — уровень финансового обеспечения ГП.

Интегральная оценка результативности реализации ГП — это уровень достижения установленных значений целевых индикаторов, скорректированный с учетом присвоенных весовых значений целевых индикаторов. Определяется в процентах по формуле:

где ij — показатель оценки выполнения j-го целевого индикатора;

n — количество целевых индикаторов ГП.

Показатель оценки выполнения целевого индикатора определяется в процентах по формуле:

где Ij — индекс результативности целевого индикатора за отчетный период;

kj — весовой коэффициент, присвоенный целевому индикатору.

Весовой коэффициент целевого индикатора — параметр, отражающий значимость, относительную важность целевого индикатора в сравнении с другими, оказывающими влияние на достижение цели.

Индекс результативности целевого индикатора за отчетный период определяется в процентах и рассчитывается по формуле:

где Ifj — фактическое значение целевого индикатора за отчетный период;

Ibj — базовое значение целевого индикатора — фактическое значение целевого индикатора программы на начало отчетного периода (или значение целевого индикатора программы в случае, если программа не была бы реализована в отчетном периоде);

Ipj — плановое значение целевого индикатора на отчетный период.

Уровень финансового обеспечения программы за отчетный период Vфин определяется в процентах и рассчитывается по формуле:

где Vf — фактические затраты, направленные на реализацию программы в отчетном периоде с учетом всех источников финансирования;

Vp — запланированный объем финансирования программы за счет всех источников финансирования.

Рассчитанное значение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы ® в дальнейшем сопоставляется с приведенными в таблице 2 значениями для определения качественной характеристики оценки реализации государственной программы.

Таблица 2. Интегральная оценка эффективности реализации программы

Численное значение интегральной оценки эффективности реализации программы ®

Качественная характеристика программы

[1] «Голикова: правительство признало треть государственных программ неэффективными» (/russian.rt.com/business/news/395600-gosudarstvennye-programmy-effektivnost).

[2] Зарубежный опыт программно-целевого управления государственными расходами и возможности его адаптации в России (.rane-brf.ru/conference/2012/marusova.pdf).

[3] Предварительные результаты оценки качества управления региональными финансами за 2016 год (minfin.ru/common/upload/library/2017/09/main/Rating.zip).

[4] «Счетная палата оценила эффективность государственных программ» bujet.ru/article/288765.php

[5] Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

[6] Указ Президента РФ от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

[7] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

[8] Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2012 года № «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

[9] Чебуханова Л. В. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов / Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право». 2014. № 4 (ифэп.рф/4-2014/11.pdf).

[10] Исхакова А. Ф. Анализ методов оценки эффективности реализации государственных программ в России и за рубежом. НИУ ВШЭ, 2015.

[11] Постановление Правительства Новосибирской области от 28 марта 2014 года № «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ».

Источник

Что такое результативность государственной программы

от 17 июля 2017 года N 351

В соответствии с пунктом 85 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2016 г., регистрационный N 43976) с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 15 марта 2017 г. N 107 (зарегистрирован в Минюсте России 7 апреля 2017 г., регистрационный N 46297)

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минэкономразвития России
от 17 июля 2017 года N 351

2 Оценка эффективности реализации государственной программы производится ежегодно

Результаты оценки эффективности реализации государственной программы представляются ответственным исполнителем государственной программы в составе годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы.

3 Оценка эффективности реализации государственной программы включает в себя

б) оценку степени соответствия запланированному уровню затрат на реализацию основных мероприятий подпрограмм государственной программы, федеральной целевой программы,

в) оценку эффективности реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы,

г) оценку степени достижения показателей (индикаторов) подпрограмм государственной программы, федеральной целевой программы,

ж) оценку степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы;

и) оценку эффективности реализации государственной программы

II Оценка степени реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы

4. Степень реализации каждого основного мероприятия подпрограммы государственной программы оценивается как доля выполненных мероприятий основного мероприятия от числа запланированных к реализации мероприятий основного мероприятия в отчетном году по следующей формуле:

Мероприятие основного мероприятия подпрограммы государственной программы считается выполненным на основании проводимой ответственным исполнителем экспертной оценки, заключающейся в анализе наступления или ненаступления контрольных событий детального плана-графика (плана реализации) государственной программы, предусмотренных к наступлению в отчетном году в рамках реализации рассматриваемого мероприятия и достижения качественного результата реализации такого мероприятия в отчетном году.

В случае если в отчетном году объемы финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета отдельных мероприятий основного мероприятия подпрограммы государственной программы (федеральной целевой программы) перераспределены на иные цели, то указанные мероприятия не учитываются в общем количестве мероприятий основного мероприятия подпрограммы государственной программы (федеральной целевой программы), запланированных к реализации в отчетном году.

После расчета степени реализации основного мероприятия каждому основному мероприятию присваивается статус «1» в случае, если на реализацию данного основного мероприятия по состоянию на 31 декабря отчетного года предусмотрены средства федерального бюджета, либо статус «0» в случае, если на реализацию основного мероприятия по состоянию на 31 декабря отчетного года средства федерального бюджета не предусмотрены

5 Степень реализации мероприятий федеральной целевой программы оценивается как доля выполненных мероприятий федеральной целевой программы от числа запланированных к реализации мероприятий данной федеральной целевой программы по следующей формуле

Мероприятие федеральной целевой программы считается выполненным на основании проводимой ответственным исполнителем экспертной оценки, заключающейся в анализе наступления или ненаступления контрольных событий детального плана-графика (плана реализации) государственной программы, предусмотренных к наступлению в отчетном году в рамках реализации рассматриваемого мероприятия и достижения качественного результата реализации такого мероприятия в отчетном году.

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы,

В случае если в отчетном году объемы финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета отдельных мероприятий основного мероприятия подпрограммы государственной программы (федеральной целевой программы) перераспределены на иные цели, то указанные мероприятия не учитываются в общем количестве мероприятий основного мероприятия подпрограммы государственной программы (федеральной целевой программы), запланированных к реализации в отчетном году.

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— степень реализации мероприятий федеральной целевой программы в целом в отчетном году,

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— количество выполненных мероприятий федеральной целевой программы из числа запланированных к реализации мероприятий федеральной целевой программы в отчетном году,

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— общее количество мероприятий федеральной целевой программы, запланированных к реализации в отчетном году

III Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат на реализацию основных мероприятий подпрограмм государственной программы, федеральной целевой программы

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— степень соответствия запланированному уровню расходов федерального бюджета на каждое основное мероприятие подпрограммы, на реализацию которого в отчетном году предусмотрены средства федерального бюджета,

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— фактические расходы каждого ГРБС за счет средств федерального бюджета на реализацию основного мероприятия подпрограммы, которые предусмотрены ГРБС на реализацию данного основного мероприятия в отчетном году (в расчетах используются данные кассового исполнения федерального бюджета на 31 декабря отчетного года);

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— плановые расходы каждого ГРБС за счет средств федерального бюджета на реализацию основного мероприятия подпрограммы в отчетном году (в расчетах используются данные сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря отчетного года),

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— код главного распорядителя бюджетных средств

7 Степень соответствия запланированному уровню затрат на реализацию федеральной целевой программы оценивается как отношение суммы фактически произведенных в отчетном году расходов федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы каждым государственным заказчиком данной федеральной целевой программы к сумме плановых значений расходов федерального бюджета на реализацию данной федеральной целевой программы каждого государственного заказчика федеральной целевой программы по следующей формуле

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— степень соответствия запланированному уровню расходов федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы в отчетном году,

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— фактические расходы за счет средств федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы в части каждого государственного заказчика данной федеральной целевой программы в отчетном году (в расчетах используются данные кассового исполнения федерального бюджета на 31 декабря отчетного года),

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— плановые расходы за счет средств федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы в части каждого государственного заказчика федеральной целевой программы в отчетном году (в расчетах используются данные сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря отчетного года)

IV Оценка эффективности реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы

8 Эффективность реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы, на реализацию которых в отчетном году предусмотрены средства федерального бюджета, рассчитывается как среднее арифметическое от суммы степени реализации каждого такого основного мероприятия подпрограммы государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы в целом и степени соответствия запланированному уровню затрат на реализацию данного основного мероприятия подпрограммы государственной программы, федеральной целевой программы в целом по следующим формулам

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы

Что такое результативность государственной программы. Смотреть фото Что такое результативность государственной программы. Смотреть картинку Что такое результативность государственной программы. Картинка про Что такое результативность государственной программы. Фото Что такое результативность государственной программы— эффективность реализации мероприятий федеральной целевой программы в целом, на реализацию которых в отчетном году предусмотрены средства федерального бюджета,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *