Что такое рифея в стихотворении державина

Что такое рифея в стихотворении державина

3.1. Каким смыслом наполнен центральный образ в стихотворении Г. Р. Державина?

3.2. В чём смысл финального обращения поэта к Музе?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит.

Так! — весь я не умру; но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея 1 льёт Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы 2 возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой, неторопливой,

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

1 Рифея — старое название Уральских гор.

2 Фелица — героиня нескольких произведений Г. Р. Державина (в частности, одноимённой оды). Под Фелицей поэт имел в виду Екатерину II.

Сопоставьте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» со стихотворением Е. А. Баратынского (см. ниже). Чем различаются позиции двух поэтов?

Оба стихотворения раскрывают тему поэта и поэзии. И для Державина, и для Баратынского характерно отношение к поэзии как к дару, вера в то, что их творчество переживет их самих и будет востребовано. Но в стихотворении Баратынского прослеживаем скромность по отношению к собственному поэтическому труду: «Мой дар убог, и голос мой негромок…», некая неуверенность в будущем его стихов, ведь он писал о том, что близко и дорого ему. У Державина же «Памятник» написан торжественно-возвышенным слогом, поэт надеется, что «слава возрастёт моя, не увядая», что о нем «Всяк будет помнить то в народах неисчетных», потому что он первым

…дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

3.1. Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства.

3.2. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства. И последняя строфа стихотворения — традиционное обращение к Музе:

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Эти строки свидетельствуют о том, что Державин благодарен своей Музе, и хотя и не надеется на единодушное одобрение современников, но сохраняет черты достоинства и величия на пороге бессмертия.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Соответствие ответа заданиюОтвет на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей02. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки1Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки03. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0Максимальный балл6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных

Источник

Что такое рифея в стихотворении державина

Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть фото Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть картинку Что такое рифея в стихотворении державина. Картинка про Что такое рифея в стихотворении державина. Фото Что такое рифея в стихотворении державина

Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть фото Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть картинку Что такое рифея в стихотворении державина. Картинка про Что такое рифея в стихотворении державина. Фото Что такое рифея в стихотворении державина

Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть фото Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть картинку Что такое рифея в стихотворении державина. Картинка про Что такое рифея в стихотворении державина. Фото Что такое рифея в стихотворении державина

Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть фото Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть картинку Что такое рифея в стихотворении державина. Картинка про Что такое рифея в стихотворении державина. Фото Что такое рифея в стихотворении державина

Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.

Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.

Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.

Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.

Понимаю ответы любой длины и сложности.

Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть фото Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть картинку Что такое рифея в стихотворении державина. Картинка про Что такое рифея в стихотворении державина. Фото Что такое рифея в стихотворении державина

Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть фото Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть картинку Что такое рифея в стихотворении державина. Картинка про Что такое рифея в стихотворении державина. Фото Что такое рифея в стихотворении державина Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть фото Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть картинку Что такое рифея в стихотворении державина. Картинка про Что такое рифея в стихотворении державина. Фото Что такое рифея в стихотворении державина Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть фото Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть картинку Что такое рифея в стихотворении державина. Картинка про Что такое рифея в стихотворении державина. Фото Что такое рифея в стихотворении державина

Решайте свои проблемы проще в приложении!

Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть фото Что такое рифея в стихотворении державина. Смотреть картинку Что такое рифея в стихотворении державина. Картинка про Что такое рифея в стихотворении державина. Фото Что такое рифея в стихотворении державина( 30 698 )

Источник

Календарь поэзии 08 июля

Державина с полным правом можно назвать крупнейшим поэтом XVIII века. В. Г. Белинский в специальной статье, посвященной историко-литературному значению поэзии Державина, отмечал: «Державин и в эстетическом отношении есть поэт исторический, которого должно изучать в школах, которого стыдно не знать образованному русскому. Ломоносов был предтечею Державина, а Державин — отец русских поэтов. Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской». И эта высокая оценка Державина в устах великого русского критика нисколько не преувеличена. Своим творчеством Державин завершает сравнительно недолгую, но блестящую эпоху русского классицизма и вместе с тем начинает новую страницу в истории отечественной поэзии, отмеченную зарождением и утверждением сентиментального направления, формированием элементов реалистического стиля.
Не только поэзия, но и сама незаурядная личность Державина, сложные и прихотливые перипетии его жизни и судьбы достойны изучения и пристального внимания. В 1812 году Державин написал автобиографию и озаглавил ее по тогдашнему обычаю несколько витиевато: «Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел, заключающия в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина». Действительно, «произшествиев» в жизни поэта было немало. И первое из них было связано с его рождением. Впрочем, предоставим слово самому автору «Записок»: «Бывший статс-секретарь при Императрице Екатерине Второй, сенатор и коммерц-коллегии президент, потом при Императоре Павле член верховного совета и государственный казначей, а при Императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер, Гавриил Романович Державин родился в Казани от благородных родителей, в 1743 году июля 3 числа. Отец его служил в армии и, получив от конского удару чахотку, переведен в оренбургские полки премиер-майором; потом отставлен в 1754 году полковником. Мать его была из роду Козловых. Помянутый сын их был первым от их брака; в младенчестве был весьма мал, слаб и сух, так что, по тогдашнему в том краю непросвещению и обычаю народному, должно было его запекать в хлеб, дабы получил он сколько-нибудь живности».
Старинное народное средство помогло. Ребенок выжил. И не только выжил, но и прожил долгую, насыщенную самыми разнообразными, подчас довольно необычными, событиями жизнь.
Когда будущему поэту исполнилось одиннадцать лет, отец Державина умер, и семья, и так не отличавшаяся особым достатком, осталась практически без средств к существованию. Тем не менее мать Фекла Андреевна сумела дать Гавриле и его младшему брату Андрею первоначальное образование, а затем в 1759 году определила их в только что открывшуюся в Казани гимназию. И хотя Державин учился с охотой и прилежанием, окончить гимназию ему не довелось. В 1762 году он был вызван в Петербург на военную службу и зачислен в гвардейский Преображенский полк простым солдатом (так как по ошибке или по недоразумению не был записан в воинскую службу с малолетства, как это обычно делалось с дворянскими детьми).
У Державина не было высоких покровителей, и потому он дослужился до первого офицерского чина только через десять лет. В 1774—1775 годах Державин участвовал в подавлении Пугачевского восстания, но в очередной раз был обойден наградами и чинами. Лишь в 1777 году он был произведен в капитан-поручики, и ему было пожаловано имение в Белоруссии в 300 душ. В том же году он подает в отставку и устраивается на службу в Сенат.
В 1778 году Державин женится на Екатерине Яковлевне Бастидон, которой тогда было всего 16 лет. Плененный ее красотой, смиренным и кротким нравом, Державин затем посвятил своей верной и скромной жене немало задушевных лирических стихотворений. Под именем «Плениры» она навечно осталась в стихах Державина, а следовательно, и в русской поэзии.
К концу 70-х годов Державин был уже довольно хорошо известен как поэт в литературных кругах (первая книга его стихов под названием «Оды переведенные и сочиненные при горе Читалаг;е 1774 года» была опубликована в 1776 году). Однако настоящая слава пришла к нему лишь после выхода в свет в 1783 году его оды «Фели;ца», посвященной Екатерине II. В этом произведении Державин, который еще не знал лично императрицу, вполне искренно изобразил ее как мудрую, прекрасную, добродетельную государыню и противопоставил ее окружающим вельможам, для которых не пожалел сатирических красок. Автор оды получил в награду от растроганной и восхищенной императрицы золотую табакерку с 500 червонцами, а в лице задетых им вельмож нажил себе немало врагов. Однако именно с этого времени началось стремительное возвышение Державина и как поэта, и как чиновника.
В 1784 году Державин произведен в действительные статские советники (что по «Табели о рангах» равнялось чину генерала) и направлен губернатором в Олонецкую губернию (на месте нынешней Карелии). Но у него не сложились отношения с олонецким и архангельским наместником Т. И. Тутомлиным, и в 1785 году Державин был переведен в Тамбовскую губернию в той же должности губернатора. Для провинциального и отсталого губернского города, каким был в ту пору Тамбов, новый губернатор сделал немало полезного. По его инициативе в Тамбове было построено несколько общественных зданий (в том числе театр, народное училище, типография, богадельня, сиротский дом), улучшено содержание заключенных в тюрьмах, устранены непорядки и злоупотребления в местном судопроизводстве.
Но прямой и неуживчивый поэт-губернатор со своим вспыльчивым и резким характером и в Тамбове пришелся не ко двору. Он и здесь не поладил со своим прямым начальником — тамбовским и рязанским наместником И. В. Гудовичем — и по проискам последнего был смещен со своей должности и отдан под суд. Однако Сенат оправдал Державина, а в 1791 году поэт был назначен статс-секретарем императрицы. В его обязанности входило наблюдение за законностью решений Сената. Приблизив к себе Державина, Екатерина надеялась, что он и дальше будет воспевать и прославлять ее в стихах. Однако очень быстро она поняла свою ошибку. Прямой, честный и неподкупный, Державин слишком рьяно принялся за дело и вскоре стал грозой для взяточников, плутов, казнокрадов всех мастей, нередко осмеливался возражать и самой императрице.
Кончилось все это тем, чем и должно было кончиться. Под благовидным предлогом Екатерина отделалась от него, а чтобы подсластить пилюлю, назначила его сенатором с чином тайного советника и орденом. В 1794 году Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии, где вновь начал борьбу со взяточничеством и злоупотреблениями. В том же году его постигло большое горе: после длительной болезни тридцати трех лет от роду умерла его жена Екатерина Яковлевна, его «домовитая Ласточка», его верная и очаровательная «Пленира». Потрясенный ее смертью, Державин пишет своему приятелю поэту И. И. Дмитриеву в Москву: «Ну, мой друг Иван Иванович, радость твоя о выздоровлении Екатерины Яковлевны была напрасна. Я лишился ее 15-го числа сего месяца. Погружен в совершенную горесть и отчаяние. Не знаю, что с собой делать. Не стало любезной моей Плениры! Оплачьте, музы, мою милую, прекрасную, добродетельную Плениру, которая только для меня была на свете, которая всё мне в нем составляла. Теперь для меня сей свет совершенная пустыня. »
Но проходит полгода, и, не вынеся одиночества, Державин женится вторично — на Дарье Алексеевне Дьяковой, свояченице поэтов В. В. Капниста и Н. А. Львова. Однако воспоминание о первой жене долго не оставляло его.
Между тем на российском троне произошли перемены. В 1796 году умерла Екатерина II, и на российский престол вступил ее сын, Павел Петрович. Но на служебной карьере Державина эти изменения не отразились. Более того, дела его вновь пошли в гору. В царствование Павла I чины и награды буквально сыплются на него как из рога изобилия. Он вновь становится президентом Коммерц-коллегии, министром и государственным казначеем, членом Государственного совета, награждается чином действительного тайного советника и почетным командорским крестом Мальтийского ордена. Вскоре после убийства Павла I и воцарения на российском престоле его сына Александра I Державин в 1802 году назначается министром юстиции. Но в 1803 году он уволен в отставку «за слишком. ревностную службу», как не без иронии и сарказма замечает Державин в своих «Записках».
Поэт поселяется в своем имении Зв;нка в Новгородской губернии, продолжает заниматься литературными трудами, пишет свои «Записки», начинает работу над «Объяснениями на сочинения Державина», над многотомным собранием своих сочинений (первые четыре тома вышли в свет в 1808 году, последний, пятый, в 1816 году).
В конце жизни Державин стал думать о своем преемнике, о том поэте, которому он смело может вверить свою лиру. Сначала он предполагал, что этим поэтом будет В. А. Жуковский, и в 1808 году написал следующее четверостишие:
Тебе в наследие, Жуковской!
Я ветху лиру отдаю;
А я над бездной гроба скользкой
Уж преклоня чело стою.
Но после памятного и известного всем публичного экзамена в Царскосельском лицее 8 января 1815 года, где он впервые услышал стихи юного А. С. Пушкина в исполнении автора, Державин переменил «наследника». По свидетельству писателя С. Т. Аксакова, Державин после посещения Лицея сказал ему: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей».
Державин скончался 8 июля 1816 года в своем поместье Званка и был погребен в церкви Хутынского монастыря в Новгороде.

Слуга, сударыня, покорный!
Пускай ты божеская дочь,
Я стал уж человек придворный
И различу, что день, что ночь.
Лет шестьдесят с тобой водился,
Лбом за тебя о стены бился,
Чтоб в верных слыть твоих слугах;
Но вижу, неба дщерь прекрасна,
Что верность та моя напрасна:
С тобой я в чистых дураках.

***
«Враги нам лучшие друзья. «

Враги нам лучшие друзья;
Они премудрости нас учат.
Но больше тех страшуся я,
Ласкательством меня кто мучит.

Увы! Сей день с колен Милушка
И с трона Людвиг пал. — Смотри,
О смертный! Не все ль судьб игрушка —
Собачки и цари?

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так!— весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
*********

Источник

Анализ стихотворения «Памятник» Г. Р. Державина

Гавриил Романович Державин вошел в историю отечественной литературы как основоположник автобиографической поэзии, в которой красной нитью проходит восхваление собственной уникальности. Подтверждением тому станет анализ стихотворения «Памятник» (9 класс), в котором поэт воспевает свой талант. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку по литературе и предстоящим ЕГЭ.

Полный текст стихотворения «Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Анализ стихотворения «Памятник» Державина

Вариант 1

В нашем представлении Державин часто скрывается за славой своих знаменитых последователей – Пушкина и Лермонтова. Однако его заслуга перед отечественной поэзией очень велика. В XVIII в. еще не существовало современного русского языка. Он был крайне неудобен для понимания, изобиловал древнеславянскими и крайне «тяжеловесными» словами и фразами.

Державин постепенно начал вводить в литературу разговорную речь, упрощая и облегчая его восприятие. Державин считался «придворным» поэтом, он был создателем большого числа торжественных од. Вместе с тем он пользовался своим высоким положением для распространения и популяризации русского языка. Главной заслугой в жизни он считал не свое творчество, а общее вклад в создание отечественной литературы. Этому он и посвятил стихотворение «Памятник» (1795 г.).

Произведение, как впоследствии и «Памятник» Пушкина, сразу же вызвало критические оценки. Державин использует героический слог, ассоциирующийся с классическими древнегреческими образцами. В торжественном стиле он заявляет, что создал нерушимый памятник в свою честь. Он неподвластен никакой силе и даже времени. Более того, поэт уверен, что его душа будет продолжать жить и увеличивать свою славу.

К такому гордому и самоуверенному заявлению делается небольшое, но очень значительное замечание: «доколь славянов род вселенна будет чтить». Оно объясняет пафос Державина. Поэт прославляет свой вклад в русскую литературу. У Державина были основания для такого утверждения. В русской поэзии на рубеже XVIII-XIX вв. он был действительно самым ярким представителем. Благодаря поэту русская литература смогла серьезно заявить о себе. Державин страстно желал, чтобы она заняла достойное место в мировой культуре.

Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.

В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.

В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.

Вариант 2

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи “высоким штилем”, но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение “Памятник”, которое первоначально назвал “К музе”. Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии, однако его содержание очень многие посчитали вызывающим

и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который “металлов тверже” и “выше пирамиды”. При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось “очеловечить” поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной.

И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. “Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить”, – отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить “в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить”.

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано “зарей бессмертия”, Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого “в гроб сходя, благословил”.

Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, которое перекликается с “Памятником” Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

Краткий анализ стихотворения «Памятник» Г.Р. Державин

Вариант 1

Стихотворение «Памятник» было создано в 1795 году Державиным. Смысл и тема произведения переплетаются. Речь идет о роли поэта в мире и памяти о нем после смерти. Г. Р. Державин анализирует собственное творчество, и делает вывод, что проделал большую работу. Его заслуга в том, что он первым стал заниматься автобиографической поэзией, также он первый поэт, который писал про себя.

В данном стихотворении автор говорит о том, что он будет продолжать жить даже после смерти, ведь русский народ будет продолжать читать его творения. Также Державин указывает на то, что поэзия – это отличная возможность, чтобы исправить порочные нравы народа, просвещать его и вдохновлять.

Здесь особенно четко прослеживается подчерк Державина. Он всегда писал искренне. Дополнительно автор указал в стихе свою роль в отечественной поэзии. Ведь он написал много работ, посвященных великим деятелям и правителям. Размер стихотворения Памятник – ямб, рифмовка перекрестная. Читается стих неторопливо, так как он торжественный. Есть много и простых слов, и отрыто пафосных. Но здесь они смотрятся гармонично.

Вариант 2

Гавриил Романович Державин – великий русский поэт XVIII века. В своем творчестве он озарял все проблемы, которые присутствовали в высшем обществе России.

В 1795 году он написал стихотворение “Памятник”, в котором провозгласил свое право на бессмертие.

Изначально, стихотворение было названо “К музе”. Которое представляет собой итог необыкновенного идейного осознания “вечной темы” памяти о человеке, а она всегда была темой для волнения многих лириков, начиная с момента зарождения и становления древнеегипетской поэтической культуры.

Главным отличием тонкой поэзии Державина является искренность. Фелицей Державин называл Екатерину II. Еще в 1783 году была издана хвала, которую Державин посвятил императрице с таким же названием, которая и принесла автору всенародную известность. И когда он восхвалял императрицу – он не льстил, а писал правду, и верил, что все приписываемые достоинства были ей свойственны в реальности.

В стихах он совершенно точно определял свои поэтические принципы. И “Памятник” – в этом смысле является очень важным эстетический документом. Опираясь на традицию, поэт открыл существо своего художественного новшества, именно оно и должно было обеспечить Державину “бессмертие”. Так же стихотворение имеет в себе и некоторые моменты из личной жизни самого автора.

В основе стихотворения лежит образ памятника. Он является в произведении Державина памятью таланту и искусству. С самой большой теплотой писатель относился к своей Музе, считал, что только она движет его пером.

В “Памятнике” Державин аргументировал вечность своего литературного творчества, определяя свои несомненные заслуги перед родиной. Но не меньше поэт гордился и своим народом. Таким образом, в “Памятнике” поэт представлен как орудие высших сил, которое было направленно чтобы уничтожить пороки, действующие по велению свыше.

Державинский “Памятник” стал прямым прототипом стихотворения А. С. Пушкина “Я памятник воздвиг себе нерукотворный”. Именно стихотворение Гавриила Романовича Державина стало первым стихотворением в истории русской литературы, которое самостоятельно раскрыло тему нерукотворного памятника поэта.

Вариант 3

В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному. вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.

Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях.Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.

Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы.

Главной особенностью поэзии Державина была искренность. В стихотворении «Памятник» он без всякого страха высказывает свое мнение о власти и поясняет, в чем состоят его заслуги перед отечественной литературой: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить ».

Стихотворение Державина написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, то есть перекрестная рифма.

Неторопливый, торжественный ритм стиха соответствует важности темы. Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова — чело. возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный.

Державин в своем стихотворении представляет лирического героя как гордого, справедливого, сильного человека, и этот человек не боится отстаивать свое мнение, и всегда добивается своей цели.

Это стихотворение произвело на меня положительное впечатление. Я поддерживаю лирического героя и согласен с тем, что творчество поэта останется с людьми на века.

Вариант 4

Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность и уникальность своего творчества.

Стихотворение “Памятник” было написано в 1759 году. Свои произведения поэт сравнивает с памятником “чудесным, вечным” и тем самым указывает на то, что поэт бессмертен в своих произведениях. Он рассуждает о том, какую роль играет поэзия для будущих поколений и современников, как воздействует на них.

Главной идеей произведения является мысль автора о том, что цель искусства и литературы сложно переоценить, потому что именно она воспитывает просвещение, любовь к прекрасному и другие важные для достойного человека качества.

Все произведения Державина отличаются удивительной искренностью, и Памятник не является исключением. Он без всякого стеснения и робости высказывает свое мнение о власти и поясняет, каковы именно его заслуги перед русской литературой.

Стихотворение написано очень лаконично и ритмично (первая строчка с третьей, вторая с четвертой), поэтому читать и учить его довольно просто. И также подобное написание позволяет прочувствовать глубину затрагиваемой автором темы.

Многочисленное использование различных насыщенных эпитетов (неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой) и “громких” слов, таких как — возгордись, возгласить, несчётных, еще больше укореняют в сознании читателя мысль, что данное произведение важно не только для самого автора, но и для каждого из нас.

Нельзя, конечно, не обратить внимание на восклицательные предложения, которые автор необыкновенно гармонично располагает по всему стихотворению (в начале и ближе к концу), что помогает нам на протяжении всего чтения находится в, своего рода, боевом настроении. Лирический герой у Державина сразу вызывает довольно сильные эмоции у читателя. Предстает как человек сильный, упертый, уверенный в своей правоте. Именно это, как мы понимаем, помогает ему добиваться поставленных целей.

Анализ по строфам «Памятник»

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить».

Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.

Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).

С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой…

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

Литературный анализ стихотворения

Данное стихотворение было впервые запечатлено на бумаге в 1795 году, когда Державину было пятьдесят два года и он уже находился в зрелом периоде своего творчества. В этом возрасте он уже обзавёлся поэтическим и служебным успехом, а также начал анализировать свою роль в русской поэзии и культуре.

Жанр стихотворения — ода. Но не совсем обычная ода, Державин первый из русских поэтов, хоть и косвенно, но посвятил оду себе. Это можно назвать слегка эгоистической одой; но с другой страны талант, масштаб и влияние личности поэта этого заслуживает.

Размер стихотворения: шестистопный ямб. Вид рифмовки: перекрёстная рифмовка.

Главная мысль и тема стихотворения — это вера в бессмертие как поэзии в частности, так и искусства в целом. Державин говорит нам, что человеку не обязательно возводить города, увековечивать себя в граните или быть центром внимания своей эпохе, но ему лишь нужно творить искусство и тогда его запомнят и без лишних атрибутов.

Но ко всему прочему Державин также выдвигает несколько условий к будущим поэтам: Во-первых, быть абсолютно честными всегда и везде и с кем бы то ни было. Пускай и король перед вами, или император, но коль вы поэт, то обязаны не льстить, а правдою как мечом рубить.

Во-вторых, не стеснятся и даже гордиться собственными успехами и заслугами. Державин собственным примером показывает, что если вы действительно сдюжили в борьбе за славу и достигли чего-то грандиозного, то нет ничего постыдного в том, чтобы похвастаться этим. В‑третьих, подобно примеру поэта из его последней строфы, безгранично, бесцельно, но перманентно, резво и яро славить, восхвалять. Ту самую соблаговоляющую в творчестве, но при том неуловимую поэтическую музу.

Для поддержания величественности и высокопарности своего стихотворения, дабы выделить его непомерную важность, Гавриил использует множество разных художественных приёмов. Эпитеты: памятник (какой) чудесный, вечный; вихрь(какой) быстротечный; слог забавный. И др. Гипербола: металлов тверже, а также выше пирамид. Метафоры: времени полет; зарей бессмертия. Олицетворения: ни гром не сможет сломить; ни времени полёт ни сокрушит. Также стоит отметить общий подбор слов для этого стихотворения, многие из них считаются очень возвышенными и редкими. Стихотворение изобилует восклицанием и духом высокой поэзии.

Сравнение «Памятников» Державина и Пушкина

Вариант 1

Делая сравнение стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина нужно вспомнить, что самым первым автором «Памятника» был Гораций, живший в Риме 2 тысячи лет назад. Все, что потом рождалось в русской литературе – это подстрочные, вольные переводы, подражания. Есть перевод стихотворения у А. Фета, М. Ломоносова, В. Капниста.

«Памятники» Державина и Пушкина – это подражание римскому поэту, действительно пережившему в памяти людей 2 тысячелетия.

Но придерживаясь стиля Горация, Державин и Пушкин выразили в стихотворениях свое понимание роли поэзии, свое место в литературе. Причем Пушкин создавал свой «Памятник» под влиянием Державина.

Можно сказать, что Гаврила Романович Державин был «придворным» поэтом, за что его и чтили в высшем светском обществе. Он был обласкан во дворе. Десятью годами ранее Гаврила Романович написал Оду «Фелица», в которой под героиней возвышенного произведения подразумевалась Екатерина II.

Пушкин же, под влиянием событий начала XIX века и настроений, царивших в обществе, стал ярым врагом самодержавия. И как бы потом Николай I ни хотел сделать из Александра Сергеевича поэта, восхваляющего власть предержащих, из этого ничего не вышло. Отсюда травля, гонения, ссылки.

Свой «Памятник» Гаврила Романович написал в 1795 году, когда ему было 52 года. Пройдена большая часть жизненного пути. Наряду с литературным творчеством, Гаврила Романович занимает ответственные государственные посты, много работает. Но свою заслугу перед «народами» он видит не в государственном служении.

Державинский «Памятник» — это своеобразное подведение итогов.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Державин считает, что всякий читатель от Белых вод до Черных будет возносить его во все времена за то, что он воспел Екатерину Вторую, а в ее лице — монархию. Ах, не ведал Гаврила Романович, что монархия не вечна, что когда-нибудь ей на смену придет другой строй. Ему и в голову не приходило, что может быть иная власть.

Пушкин тоже начинает свое стихотворение словами «Я памятник себе воздвиг», но в отличие от Державина, он говорит, что помнить его будут не только славяне.

Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Стихотворение Пушкина не просто перекликается с Державинскими строками. Но делая сравнительный анализ стихотворений, мы видим, что Пушкин дерзнул спорить со светилом уходящей эпохи, перед которым сам же преклонялся.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна;

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Так говорит Пушкин. Державин видит свою музу иначе:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Александр Сергеевич написал свое стихотворение в 1836 году, когда ему было 37 лет. Подводить итоги еще рано. Хотя, говорят, что люди нередко предчувствуют свою кончину. Как знать.

В древнегреческой мифологии Музы – это 9 богинь – покровительницы искусств. В последних строках, где авторы обращаются к своей Музе, они очерчивают свой взгляд на поэзию. Пушкин свою задачу видит в восславлении Свободы. Эта же тема – роль поэта в обществе звучит в Пушкинском «Пророке», в оде «Вольность» и других его стихотворениях. Стихотворение Памятник — Пушкин, Державин очень схожи, но стихотворения наполнены разными идеями.

Вариант 2

У Г. Р. Державина и А. С. Пушкина есть стихотворение с одинаковым названием – “Памятник”. Однако на этом совпадения этих двух произведений не заканчиваются. Оба стихотворения восходят к вольному переводу оды древнеримского поэта Горация “К Мельпомене”, сделанному М. В. Ломоносовым.

Больше того, по форме стихотворения Державина и Пушкина очень похожи. Можно сказать, что они развиваются по единому шаблону, используют общие формулы: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” – “Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный”;

“Нет, весь я не умру” – “Так! – весь я не умру”; “Слух обо мне пройдет по всей Руси великой” – “Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных” и т. п.

Однако стихотворения этих поэтов наполнены разным идейным содержанием. Так, Державин представляет себя в своем “Памятнике” как человека и поэта. Он – не только творец, но и придворный. Поэтому его будут чтить за то, что он искренне и правдиво смог беседовать с царями, смог в новой художественной форме – “дерзнул в забавном русском слоге” – говорить о добродетелях власть имущих: “О добродетелях Фелицы возгласить”. Кроме

того, Державин ставит себе в заслугу смелость говорить о высших духовных ценностях, о боге.

Пушкин же в своем “Памятнике” позиционирует себя, в первую очередь, как поэта, а уже через это – как гражданина и гуманного человека. Уже в первых строках он подчеркивает свою близость к народу – “К нему не зарастет народная тропа”. Именно народная слава для него – самое ценное: “И долго буду тем любезен я народу…”

Что же Пушкин ставит себе в заслугу? Больше всего поэт ценит в своем творчестве гуманизм (“чувства добрые я лирой пробуждал”, “милость к падшим призывал”) и бескомпромиссное свободолюбие, оппозицию существующему строю (“в мой жестокий век восславил я Свободу”).

Таким образом, ценности Пушкина стоят на шаг дальше в плане личного и гражданского развития, чем ценности Державина. Если художник 18 века ценит свои художественные заслуги и близость к власти, то художник 19 века ставит на первое место нравственные и общественные заслуги своей поэзии, провозглашая идеал не только поэта, но и прогрессивного человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *