Что такое рифма 2 класс
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
узнать, что такое рифма.
научиться работать с рифмованными строками;
научиться подбирать рифмующиеся слова.
составлять рифмованные строки;
сочинить свои стихи на заданные рифмы.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Ритм – периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных и синтаксических элементов. Стихотворения поэтессы Цветаевой обладают особым ритмом.
Стих – одна стихотворная строка.
Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
Скороговорка, чистоговорка – короткое юмористическое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении.
Созвучие – совпадение, сходство звуков.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 8–9.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 29.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Что такое рифма? Обратимся к толковому словарю. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Ещё в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни. Рифмы встречаются в стихах, песнях, загадках, пословицах, потешках, баснях, в скороговорках. Первый раз мы встречаемся с рифмой в детстве, когда слушаем колыбельную песню.
В стихотворении каждая строка, как бы перетекает из одной в другую, создаёт определённый ритм. Чтобы уловить и почувствовать ритм стиха, нужно при прочтении прислушаться к звучанию стихотворения. Развивать чувство ритма помогают скороговорки и чистоговорки – рифмованные стихотворные строчки для работы над произношением трудных слов и звукосочетаний.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Важно, чтобы правильно подобрать рифму к слову, нужно точно определить его последние звуки. Затем подобрать слова схожие по звучанию. Примеры рифмующихся слов: речка – свечка, печка, аптечка, гречка и другие. Сочиняя стихи, помните, что слова нужно подбирать так, чтобы выразить свою мысль, соблюсти ритм и рифму. Чтобы лучше понять, каким образом пишут стихи, можно познакомиться со стихотворениями известных поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Сергея Александровича Есенина и другими. Если вас заинтересовала тема урока, то советуем прочитать замечательную сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифма».
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Рифмующиеся слова.
Найдите в стихотворении рифмующиеся слова.
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Подсказка: если вы нашли слово правильно, то оно изменит цвет.
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Вставьте недостающие по смыслу слова в скороговорку.
Вёз корабль __________,
Наскочил корабль на ____.
И матросы три __________
Карамель на мели _______.
мель ели карамель недели
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
узнать, что такое рифма.
научиться работать с рифмованными строками;
научиться подбирать рифмующиеся слова.
составлять рифмованные строки;
сочинить свои стихи на заданные рифмы.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Ритм – периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных и синтаксических элементов. Стихотворения поэтессы Цветаевой обладают особым ритмом.
Стих – одна стихотворная строка.
Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
Скороговорка, чистоговорка – короткое юмористическое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении.
Созвучие – совпадение, сходство звуков.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 8–9.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 29.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Что такое рифма? Обратимся к толковому словарю. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Ещё в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни. Рифмы встречаются в стихах, песнях, загадках, пословицах, потешках, баснях, в скороговорках. Первый раз мы встречаемся с рифмой в детстве, когда слушаем колыбельную песню.
В стихотворении каждая строка, как бы перетекает из одной в другую, создаёт определённый ритм. Чтобы уловить и почувствовать ритм стиха, нужно при прочтении прислушаться к звучанию стихотворения. Развивать чувство ритма помогают скороговорки и чистоговорки – рифмованные стихотворные строчки для работы над произношением трудных слов и звукосочетаний.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Важно, чтобы правильно подобрать рифму к слову, нужно точно определить его последние звуки. Затем подобрать слова схожие по звучанию. Примеры рифмующихся слов: речка – свечка, печка, аптечка, гречка и другие. Сочиняя стихи, помните, что слова нужно подбирать так, чтобы выразить свою мысль, соблюсти ритм и рифму. Чтобы лучше понять, каким образом пишут стихи, можно познакомиться со стихотворениями известных поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Сергея Александровича Есенина и другими. Если вас заинтересовала тема урока, то советуем прочитать замечательную сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифма».
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Рифмующиеся слова.
Найдите в стихотворении рифмующиеся слова.
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Подсказка: если вы нашли слово правильно, то оно изменит цвет.
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Вставьте недостающие по смыслу слова в скороговорку.
Вёз корабль __________,
Наскочил корабль на ____.
И матросы три __________
Карамель на мели _______.
мель ели карамель недели
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.
Проект по русскому языку «Рифма» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
РИФМА Проект по русскому языку
Цель проекта: познакомиться с таким «поэтическим приемом» как рифма. Задачи проекта: найти в разных источниках сведения о рифме; уточнить значение и роль рифмы в литературных произведениях; научиться находить рифму в тексте; узнать, в каких произведениях встречается рифма; научиться самостоятельно использовать рифму в написании стихов.
План проекта: Что такое рифма? Где встречается рифма? Зачем нужна рифма? Как мы искали рифмы. Как мы сами использовали рифму. Подбираем рифму. Словарик. Вывод.
Зачем нужна рифма? Рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, плавность звучания. Рифма – регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы. Рифма создает звуковое единство произведения.
Тучки-овечки пьют воду из речки. Течёт речка, печёт печка. Задание. Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках Как мы искали рифмы
Жук увидел одуванчик И присел, как на диванчик Задание. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.
Задание. Сочините стихи на заданные рифмы. Весь двор кричит Ура! и Бис! Выступает курочка! Ведь словно соловей поёт Её простая дудочка. Беда! Беда! В гнезде пожар. А виновата птичка… Ведь ей никто не рассказал, Что так опасна спичка! Ура! Сегодня в гости Придёт ко мне подружка. И к чаю у нас будет Вкуснейшая ватрушка. Как мы сами использовали рифму
Задание. Прочитайте начала стихотворений. Попытайтесь продолжить их, соблюдая рифму и ритм. Дождик вылился из тучки… Дождик вылился из тучки, Зонтик дам тебе я в ручки. А еще надень на ножки Ты красивые сапожки. Здесь хорошее местечко… Здесь хорошее местечко Промурлыкал котик мой. Я прилягу на крылечко, Чтоб погреть животик свой. Как мы сами использовали рифму
Чики, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке, Гусыня на веточке, А за ними деточки. Чики, чики, чикалочки! Они играют в салочки. Доехали до лавочки, Побросали палочки. Чики, чики, чикалочки! Вот конец считалочки. Как мы сами использовали рифму
Словарик рифм Точный – срочный, прочный, сочный, молочный, цветочный. Погремушка – игрушка, старушка, кормушка, девчушка, подушка, ватрушка, опушка. Ночка – дочка, строчка, кочка, точка, почка, бочка. Белочка – стрелочка, девочка, тарелочка, пеночка. Птичка –невеличка, спичка, синичка, лисичка, косичка, рукавичка. Книжка – мышка, коврижка, стрижка, малышка, мишка, мартышка, шишка, фишка. Подбираем рифмы
Рифма – важный поэтический прием, придающий произведению определенный ритм и связанность. Она делает стихотворную речь приятнее для слуха и легче для восприятия. Не так просто использовать рифму для написания стихотворений, ведь нужно не только подобрать рифмующиеся слова, но при этом еще сохранить определенный ритм и смысл предложения. Вывод:
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-934473
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку на тему «Рифма» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
РИФМА Быстрова Е.В. Русский язык 2 класс Урок 81
Что такое рифма? Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Найди рифму У бобра Шапка – добра, А у бобрят Богаче наряд. бобра добра, бобрят наряд.
Работа с учебником Упражнение 1 стр.8 Кочка – бочка, строчка, сорочка, два листочка, точка.
Подберите рифмующееся слово и закончите предложение Хорош пирожок – внутри ______ Хорош в дорожке пирожок с _______ Клещ с клещами, Щи с __________ У Пети тачка, А у Паши печенья _______ Ёжик, ёжик – чудачок, Сшил колючий ________ Волки рыщут, Пищу ____ Шуба овечки Теплее любой _______ творожок. картошкой. овощами. пачка. пиджачок. ищут. печки.
______ курочка ______ дудочка Пришла курочка, В клюве дудочка. Играет дудочка, Поёт курочка. Заиграла дудочка, Заплясала курочка.
_______ птичка _______ спичка У маленькой птички Ножки как спички. Детки и птички, Не трогайте спички! Опасные спички У маленькой птички.
______ подружка ______ ватрушка Катились подружки На надувной ватрушке. К празднику подружки Напекли ватрушки. Съела подружка Мою ватрушку.
Упражнение 5. Прочитайте начало стихотворения, попытайтесь продолжить их, соблюдая ритм и рифму. Дождик вылился из тучки, Взяли Таню мы на ручки, Чтоб по лужам не бежала И в канаву не упала. Дождик вылился из тучки Мы подняли к небу ручки, А в руках у нас зонты Небывалой красоты.
Протекает рядом речка, Можно плавать, загорать. Хорошо нам отдыхать. Здесь хорошее местечко, Здесь хорошее местечко, На лугу стоит овечка. Скучно ей одной стоять, Побежим мы к ней играть.
Чики, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке, Везёт коврижки Катюшке и Мишке. Чики, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке, Убегает от собаки, Хоть и не боится драки.
Домашнее задание Учебник – упр. 3 стр. 9 упр. 5 (одно по выбору) стр. 9
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 81. Наши проекты. Рифмы.
Цель: нацелить на выполнение проектной работы.
Планируемые результаты : учащиеся научатся выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами; работать в парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
— Вспомните, какие проекты мы выполняли в 1 классе.
— Как вам больше понравилось работать – в парах или группах?
— Чем вам нравятся проектные работы?
2. Работа по учебнику.
— (СЛАЙД 2 ) Прочитайте название пректа. (Рифма)
— С древних времён люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк. (СЛАЙД 3 ) Послушайте русскую народную скороговорку и найдите рифмы.
(Бобра – добра, бобрят – наряд)
— Кто знает, что такое рифма (Ответы детей)
— Прочитайте определение на с. 8.
— так что же такое рифма? (Это созвучие концов стихотворных строк)
— Для чего нужны рифмы? (Ответы детей)
— Как вы поняли значение слова рифмовать?
— Какие слова в стихотворении рифмуются?
— Какие орфограммы вы нашли в этих словах?
Упр. 2, (с.8 – 9) (СЛАЙД 5 )
— Исследуйте стихотворные тексты из упр. 2 и попробуйте использовать результаты исследований в упр. (СЛАЙД 6 ) Подберите рифмующееся слово и закончите предложение
— Проверим результаты ваших исследований.
(К доске выходят 2- 3 учащихся и читают результаты своих рифмовок).
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Вместе весело всегда!
1. Подготовка к выполнению проектов.
— Как вы поняли, какой проект мы должны сегодня выполнить?
— Каким правилам работы в группах надо следовать, чтобы работать дружно и результативно?
(Учитель помогает ребятам разделиться на группы)
2. Работа в группах.
( Учащиеся выполняют упр.4, 5, 6 (с.9).)
— Распределите работу в группах. Определите, кто будет создавать рифмованные строки, кто будет редактором текстов, кто будет выполнять иллюстрации.
— Назначьте срок, к которому будут готовы все работы.
(На работу дают 10 дней. Работы выполняются на листах формата А3).
(Учитель называет сроки выполнения работы, предлагает даты и время сбора групп ).
Номер материала: 292113
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое рифма
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.
Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.
Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.
Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.
Рифма — это.
Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).
Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.
Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.
Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?
Из истории термина
Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.
Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.
Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.
Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.
Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.
Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.
С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.
Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).
Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.
Виды рифм
Всякий поэт знает, что рифма различается:
Точная – неточная.
Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.
Простая – сложная.
Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.
Равносложная – неравносложная.
Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.
Мужская – женская – дактилическая.
Усечённая – замещённая – йотированная.
Способы рифмовки
В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.
Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.
В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:
Проиллюстрируем все три вида:
Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
Где падёт её перо,
Там сияет серебро.
Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.
Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.
Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.
Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.
Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.
Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!
Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».
Заключение
Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.
Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Самый мощный рифматор это Маяковский. Хоть он и конъюнктурщик конечно. Но если достанет из широких штанин, то мало никому не покажется. Такие поэты раз в сто лет рождаются.
А всё остальное — про птичек, погоду и жизнь в зимне лесу — это чтобы было чем занять детей в школе. А то когда они ничем не заняты, начинают свои стихи сочинять. Про школу, учителей и одноклассников. А потом скандалы, слёзы, родителей в школу.
Хорошая рифма безусловно придает стихам большую четкость и структурированность. Но, важно чтоб она не была самоцелью, а произведение все-таки передавало какой-то смысл.