Что такое ригодон в музыке
Ригодон
Ригодо́н (фр. rigaudon, rigodon ; также варианты написания rigadon, rigadoon) — старинный парный танец провансальских крестьян, весьма распространённый в XVII – XVIII веках как бальный и сценический танец, а впоследствии занявший своё место в академической музыке, как исторический артефакт.
Содержание
Характерные признаки
Ригодон – танец, выдержанный в двухдольном (2/2, Alla breve) или четырёхдольном размере, [1] состоящий из трёх-четырёх, но большей частью из трёх восьмитактных реприз, из которых третья должна отличаться по характеру от предыдущих, а по свидетельству Иоганна Маттезона, должна даже быть выдержана в более низком регистре, чтобы главные темы ярче выделялись на её фоне. [2] Ригодон — танец весёлого жизнерадостного характера, проходящий в скором и очень бодром движении. Начинается с ¼ затакта, а при окончании захватывает третью четверть. [3]
Происхождение танца
Как и подавляющее большинство старинных танцев, ригодон произошёл от бранля, популярного на юге Франции (Прованс, Дофине, Лангедок). В этом танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения – влево, поочерёдная смена пар, лёгкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперёд, вращение под руку с девушкой. Композиционный рисунок танца в различных местностях имел свои особенности: в Провансе – круг (хоровод), в Бургундии – линии. Живой характер ригодона сближает его с такими танцами, как бурре и монтаньяр. [комм. 1] Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков. [6] [7]
Ригодон как придворный танец
И в XVIII веке ригодон также оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев. Многие танцмейстеры [комм. 3] охотно включали его в «бальное меню», чтобы освежить несколько наскучивший ряд обычных церемониальных танцев. [6]
Ригодон в музыке XIX и XX века
Во время Первой Мировой войны французский композитор Эрик Сати написал фортепианную пьесу «Кошачья серенада», содержащую в себе ригодон (с ехидным посвящением известному композитору Полю Дюка):
— (Эрик Сати, «Предпоследние мысли», часть II, Кошачья серенада, 1915 г.)
Ригодон (Из музыки и обратно)
Содержание
Спустя ещё два-три столетия, порядком устаревший и потерявший своё прикладное значение, тот же ригодон найдёт своё удобное кресло в академической музыке — в качестве исторического артефакта или знака особенного стиля (или стилизации), причастного к старине.
Однако об этом — чуть позднее. Или ниже.
Название танца. Версии происхождения
ак уже было вскользь упомянуто в предисловии, сведениями о точном времени появления на свет ригодона мы (пока) не располагаем. Возможно, завтра (не обещаю). — И тем не менее, в запасе имеется несколько версий происхождения танца.
Однако, несмотря на значительные расхождения в версиях возникновения названия танца, все исследователи дружно сходятся в том, что ригодон (как и большинство других старинных танцев) произошёл и, в конечном счёте, отпочковался — от бранля, энергичного танца, популярного в южных провинциях Франции (а это и Прованс, и Дофине, и Лангедок). Нужно сказать особо, что этот французский бранль — один из старейших из числа известных народных танцев, чудом дошедших до нас из ветхих времён чуть ли не XII столетия. Старые бранли были самых разных видов и характеров, — например, прикладные. связанные с профессиональной деятельностью людей («Бранль Прачек», «Бранль Булочников», «Гороховый», «Конский», «Подсвечников», «Весёлый» и т.д.) или с названием местности («Бранль из Шампани», «Бранль из Пуату», «Шотландский Бранль» и т.п.). Таким образом, в строгом смысле его можно определить как — «харáктерный танец». Но все разновидности бранля по своей сути сходились в одном — это были самые простые в движениях (шагах, па) и весёлые, живые по характеру танцы. Любой новичок мог сходу освоить и подхватить необходимые танцевальные «па» и чуть ли не с разбегу влиться в общую группу.
Потому нисколько не удивительно, что именно от бранля с его простыми универсальными (по общему мнению балетмейстеров ) движениями и шагами произошли едва ли не все остальные танцы. Однако (по)вернёмся обратно, к ригодону.
Характерные признаки (кое-что из теории музыки)
Наконец, повторю ещё раз (для тех, кто не понял): ригодон — танец весёлого жизнерадостного характера, проходящий в оживлённом и очень бодром движении. Начинается с последней ¼ затакта, а при окончании — захватывает третью четверть. [9]
Придворный танец Ригодон
З
а несколько веков своей нелёгкой истории ригодон преодолел немалый путь (по средневековым просёлочным дорогам), прежде чем стать благородным придворным танцем. Однако это вовсе не означает, что танец был принят и воспроизведён в высшем свете «как он был», точнее говоря, в своём натуральном, сельском («варварском») виде. Представить подобное в те времена было просто немыслимо по многим причинам, из которых обсуждению на этой странице подлежат только несколько самых очевидных.
Начнём с поверхности, точнее говоря, с одежды. — Пышные и громоздкие (если не сказать, откровенно тяжёлые) костюмы, изящная обувь на немаленьком каблуке (причём, как у дам, так и у кавалеров), не позволяли совершать таких же быстрых и резких движений, как босиком или в неказистой деревенской обувке. Слишком велик был риск сломать каблук, подвернуть ногу, упасть самому или причинить увечье партнёру по танцу (например, цепями, кольцами или браслетами на руках). Что же касается до причёсок. в особенности — дамских, то эти архитектурные сооружения зачастую не позволяли не только танцевать в быстром темпе, но и естественно шевелить головой во время беседы.
Однако не слишком долго продолжался столь унылый период в жизни танца. До нас дошёл один любопытный исторический факт начала XVIII века. Прекрасная танцовщица, любимица публики и даже «реформатор» женского балетного танца в одном лице, Мари Камарго первая (и впервые!) выступила против устоявшихся правил и традиций придворного театра, совершив, в некотором роде, переворот, маленькую «танцевальную революцию». — Она не побоялась вынести на большую сцену (между прочим, это была сцена Парижского оперного театра) первоначальный народный сельский танец — вместо привычной для благородного глаза «одомашненной», обескровленной и припудренной версии ригодона, а также гавота или паспье (кстати, двоюродных родственников ригодона по линии общего предка, бранля). Более того, Мари Камарго поставила перед собой ещё и техническую цель: облегчить исполнение зано́сок (причудливых хореографических элементов, с характерным скрещиванием ног в воздухе в 5-й позиции во время прыжка), придать исполнению танца грациозность и лёгкость, и одновременно получить бóльшую свободу движений (а также фантазии, чтобы придумывать новые па и усложнять существующие технические приёмы). Ради этого она существенно изменила свой танцевальный костюм: без сожаления удалив со своих туфель каблуки, укоротив юбку, и скинув с себя излишне утяжеляющие украшения. [7] Понятно, что в её исполнении публика увидела уже совсем другой, новый ригодон: такой, которого не видывали — ни на светских балах, ни в деревне. [комм. 2]
— Вот так , не больше и не меньше.
И даже более того, постепенно ( шаг за шагом ) ригодон становится одним из знáков, своеобразных символов галантного времени, наподобие визитной карты.
Завершая этот раздел, в качестве небольшой ремарки придётся добавить следующее. Несмотря на изрядную дозу галантности, которую привила ригодону придворная среда XVIII века, он по-прежнему сохранил наиболее демократичный и неформальный (если так можно выразиться) характер бытования — из числа всех популярных салонных танцев. Очень часто танцмейстеры [комм. 3] приберегали его на «десерт» (а то и на «сладкое», вместо клубнички), чтобы включить в «бальное меню» и освежить несколько наскучивший ряд обычных церемониальных танцев. [6]
Ригодон — «После»
Ригодон в музыке XIX и XX века
В еликая Французская революция. [комм. 4] резко перечертила весь культурный ландшафт. И не только во Франции, к слову сказать. К началу XIX века ригодон как танец практически полностью вышел из обихода среднего обывателя-аристократа, старающегося быть «современным и модным».
Первое время ригодон воспринимался как старинный или вовсе устаревший (знак недавней эпохи, сметённой революцией, а затем наполеоновскими танцами на европейской арене), [комм. 5] а то и вовсе ретроградный (чтобы не сказать, «реакционный» или «контрреволюционный»!) Однако в театральном и музыкальном искусстве эта форма (как жанр и символ времени) отнюдь не была забыта. Известны многочисленные примеры использования ригодона в музыке XIX-XX веков. К этому жанру обращались охотно и много (перечислю сейчас только то немногое, что осело в памяти):
. Проснись скорее, красавица и слушай голос своего возлюбленного. — Вот, он играет ригодон. Вот внизу под балконом он снова щиплет струны, снова подхватывает свой ригодон и насморк. Неужели ты не хочешь его опять полюбить, красавица? Ведь это поэт. Старый поэт. — ( Эрик Сати, « Предпоследние мысли », часть II, Кошачья серенада, 1915 г. )
— Однако. что за причудистая музыка? Что мы слышим своими ушами? Какой-то отрывистый странный ригодон — он написан этим отрывистым странным композитором почему-то. в трёхдольном ритме (!) Почти вальсовом. Что за вычурная фантазия! Может быть, эта жестокая Первая Мировая война и здесь оставила свой шрам. вследствие тяжёлого ранения четвёртая доля ригодона была обрублена острой саблей янычара. или оторвана слепым осколком снаряда (и здесь нам снова придётся вспомнить о влиянии окружающей среды на всякий предмет, в неё вступающий). А может быть, всё не так. Совсем не так. Может быть, сам композитор (он так голодал в этот год, 1915) попросту откусил лишнюю долю ритма, чтобы утолить голод. Или сократить время звучания ригодона, поскорее достучаться до чёрствой красавицы. или даже красавца (например, имея в виду своего старого друга Клода. Дебюсси ). Ему попросту пришлось так поступить. стóя под проливным дождём (или даже после дождя, что, в общем-то, не так уж и важно) в сырых туфлях и намокшей шляпе на босу ногу. Чтобы побыстрее покончить с этим делом. Закончить серенаду. Выбросить вон гитару. И пойти домой, чтобы обсохнуть и согреться. После длинной, слишком длинной войны. Ах, эта несносная четвёртая доля! (добрый старый поэт, Поль Дюкá) — и всё-таки она оказалась к поэту более благосклонной, чем спящая красавица на балконе.
А вот ещё и один пример встречи с ригодоном — спустя почти восемьдесят лет, (какая, в сущности мелочь!) на излёте XX века — ещё один эксцентрик в музыке, Юрий Ханон притащил это ветхое создание в свою оперу « Тусклая жизнь » (ос.54, май 1993).
— И всё же, не всё так безнадежно мрачно. Между тремя «бездействиями» внезапно обнаруживаются две маленькие балетные отдушины: для простоты назовём их интермедиями (довольно бесцеремонно поставленными на место отменённых антрактов). Они называются «Котильон №1» и «Котильон №2», каждый из которых состоит из трёх старинных танцев, точнее говоря, только из форм и слов, которые от них остались. [комм. 8] Впрочем, передышка на поверку оказывается очень кратковременной. Котильон №1 состоит из Менуэта, Ригодона и Гальярды (предельно скучных, разумеется). А Котильон №2 — из Гавота, Паспье и Бранля, каждый из которых длится, впрочем — меньше минуты. Хореография балетных интермедий – исключительно галантная (в духе «приглашения к танцу» — когда даму очень любезно вызывают к ответу, отвешивая ей поклоны и приседая от избытка чувств, однако толком ничего с ней сделать не успевают, поскольку музыка слишком быстро заканчивается). Всего две маленькие передышки, два котильона. всего пять минут небольшого послабления во время огромной «тусклой жизни». И прекрасная дама (как ей и надлежит по главному признаку) остаётся вечно неуловимой, и даже танец с ней недостижим, он всегда — в будущем, всегда впереди. К нему всякий раз приходится приглашать, и всякий раз приглашение остаётся без последствий. Без результата. Без удовлетворения.
Именно таков и Ригодон в Котильоне №1 (и тоже второй из трёх, как у Сати). Эксцентричный по характеру, но при том неспешный, почти медленный танец, в туповатом синкопированном ритме и с перепадами регистров. Оркестр, (камерно-барочный по составу, но очень гнусавый, резкий по звуку) он только утяжеляет неловкость движений кавалера, пытающегося в немыслимом наряде (в котором даже и подойти-то близко немыслимо!) каким-то образом всё-таки ухитриться — и пригласить к танцу благосклонно ускользающую даму.
Крошечная трёхчастная форма, вполне традиционная для большинства старых танцев, завершает общее впечатление царящей на сцене (и за сценой) неловкости. Чуть меньше минуты — и очередная попытка завершается неудачей. Маленький и нелепый 1993 год. он слишком быстро подходит к концу. А вслед за ним и какой-нибудь 2014. пролетает — как один крошечный ригодон. Звук. Ветер. Приглашение к танцу. XVI, XVIII век, затем XIX и XX. не исключая и XXII. Примерно так, один за другим исчезли все годы и века жизни маленького ригодона. Всего лишь скромного деревенского, галантного или пикантного танца, который когда-то бытовал у обитателей этой маленькой цивилизации людей. И что,
. Неужели ты не хочешь его опять полюбить, красавица?
Ведь это поэт. Старый поэт.
Ригодон
Осенью многие фермеры, в том числе женщины и дети, вынуждены приезжать на зимовку в страны Прованса с умеренным климатом, где благодаря своей работе они накопили достаточно, чтобы вернуться домой в конце весны.
Эти походы примечательны своей массовостью, их повторяемостью каждый год, их продолжительностью и присутствием в каждом отряде мужчин, женщин и часто детей. Их также отличает сплоченность, которая сохраняется или устанавливается между ними. В контакте с более изысканным населением, имеющим более престижную культуру, горцы постепенно переняли свои нравы, свои обычаи и развлечения.
Золотой век
Время упадка
Это приводит к внезапному разрыву. Через четыре года хрупкие механизмы традиции перестанут работать. Когда война возвращается, жизнь начинается снова, но с населением, обедненным молодыми людьми, в новом климате, где ригодон начинает проявляться как старый танец.
Более того, даже парижские танцы начинают казаться старой практикой по сравнению с американскими танцами, которые небольшие городские оркестры делают доступными для всех.
Конечно, это не проходит просто так. Те, для кого это было обычным средством выражения, продолжают танцевать его, пока находят возможность и силы.
Кроме того, в период 40-45 годов в Дофине, как и в других местах, отмена балов заставила молодых людей просить традиций своей страны в отношении средств для развлечения, а старейшин просили обучать ригодону, тем самым способствуя продлению существования. этого танца.
После 1968 года и майских событий новое поколение заинтересовалось популярной музыкой, песнями и танцами и уехало за город в поисках последних носителей народных традиций. Они будут у истоков обновления этого танца, и, несомненно, они тоже изменят его.
Не обязательно зная, что это такое, имя «rigaudon» известно во франкоязычном Интернете благодаря программе «What the cut» Антуана Даниэля, который в одном из эпизодов представил видео, на котором квебекец, «гей-скрипка», представляет его «скрипачи» (то есть головы манекенов с остриженными волосами ), которые должны были играть на ригодоне под угрозой «съесть мула».
Ригодон
Т. Л. Ляхова.
Смотреть что такое «Ригодон» в других словарях:
ригодон — а, м. rigaudon, rigodon m.1. устар. Французский бальный танец провансальского происхождения. БАС 1. Ригодон. Танец весьма употребительный в Провансе, и имеет весьма веселое движение. 1790. Танц. сл. Француз, как Фигаро, бреет, причесывает по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РИГОДОН — Старинный веселый, живой танец, бывший в употреблении в южной Франции и Италии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИГОДОН вероятно от припева старинной плясовой песни ric din don: или от итальян.… … Словарь иностранных слов русского языка
РИГОДОН — (французское rigaudon, от Rigand имени создателя танца), 1) старинный французский народный танец (двудольный). В 18 в. бальный. 2) Часть инструментальной сюиты … Современная энциклопедия
ригодон — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ригодон — старинный французский танец, веселого характера, в скоромдвижении. Писался в двух или трехколенном складе, по восьми тактов вкаждом. Размер четырехдольный или двухдольный … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Ригодон — (французское rigaudon, от Rigand имени создателя танца), 1) старинный французский народный танец (двудольный). В 18 в. бальный. 2) Часть инструментальной сюиты. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Ригодон — Давид Тенирс Младший (1610 … Википедия
Ригодон — старинный французский танец, веселого характера, в скором движении. Писался в двух или трехколенном складе, по восьми тактов в каждом. Размер четырехдольный или двухдольный … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ригодон — м. 1. Старинный французский бальный танец провансальского происхождения. 2. Музыка к такому танцу. 3. Музыкальное произведение в ритме такого танца. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ригодон — ригодон, ригодоны, ригодона, ригодонов, ригодону, ригодонам, ригодон, ригодоны, ригодоном, ригодонами, ригодоне, ригодонах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Ригодон
Ригодон – весёлый старинный танец, популярный во Франции 17-18 века. Исполнялся он в оживлённом темпе под музыку, написанную в двудольном или четырёхдольном размере. Строился на повторе 3-4 разделов с неравным числом тактов.
Произошёл ригодон от народных плясок хороводного характера, традиционных для южных провинций страны (Прованс, Лангедок и т.д.) и первоначально представлял собой одну из разновидностей бранля, являющегося праотцом большинства европейских танцев. В Испании ригодон получил распространение как кадриль, поскольку имел сходное с этим танцем построение: две или четыре пары исполнителей, расположенные друг против друга.
Южный темперамент воссоздан в хореографии ригодона посредством быстрых движений, лёгких подпрыгиваний, вращений. В ходе танца практиковалась постоянная смена партнёров. В разных областях существовал свой собственный танец ригодон, содержащий некоторые отличия в композиции. В Провансе его исполняли, выстраиваясь в круг, а, к примеру, для бургундского варианта был характерен линейный рисунок. Живой и подвижный, он обладал сходством с бурре и монтаньяром. В качестве аккомпанемента танцоры отбивали такт деревянными башмаками, подпевали; музыкальным сопровождением ригодона часто становилась скрипка.
Что касается возникновения термина, то Жан-Жак Руссо ссылался на гипотетического создателя танца Риго. Однако большинство исследователей не склонны с ним соглашаться, полагая, что название «ригодон» имеет итальянские корни, происходя от слова, которое можно перевести как «хороводный танец». Другая версия указывает на связь термина с французским словом «rigoler», в переводе – «танцевать».
Танец ригодон недолго имел хождение исключительно в народной среде: в конце 17 века он обрёл известность как элемент придворной бальной программы. При этом его характер несколько изменился в сторону размеренности и степенности, но, несмотря на обретённую торжественность, он долгое время носил титул самого демократичного салонного танца, внося приятное разнообразие в развлекательную программу аристократов. Достаточно быстро ригодон получил широкое распространение на территории Европы как салонный и бальный танец, пользовавшийся благосклонностью танцмейстеров, которые разбавляли с его помощью традиционное расписание, и собственно исполнителей.
Ригодон, как и многие другие старинные танцы, повлиял на творчество выдающихся композиторов, войдя в инструментальную сюиту немецких, английских и французских мастеров. Считается, что впервые танец взошёл на большую сцену, появившись в опере Глюка «Ифигения в Тавриде». Кроме того, ригодон встречается в балетных постановках Люлли и Кампра: в конце 17 века он включался в хореографические композиции в качестве весёлого танца, подчёркивающего комичный характер происходящего на сцене. К музыкальному ряду ригодона обращались Григ и Равель, в своих произведениях его запечатлели Бах и Гендель.