Что такое рисуночное письмо
РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО
Смотреть что такое «РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО» в других словарях:
рисуночное письмо — то же, что пиктографическое письмо. * * * РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО, то же, что пиктографическое письмо (см. ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО) … Энциклопедический словарь
Рисуночное письмо — Пиктографическое письмо вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской и др.… … Википедия
рисуночное письмо — То же, что пиктографическое письмо … Словарь лингвистических терминов
Рисуночное письмо — Рисуночное письмо см. Пиктография … Лингвистический энциклопедический словарь
ПИСЬМО — ПИСЬМО, знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Первоначально для передачи информации применялись др. способы, например… … Литературный энциклопедический словарь
письмо — Древнеегипетское письмо. Древнеегипетское письмо. знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных () элементов передавать информацию во времени и пространстве. Первоначально для передачи информации применялись другие способы … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
письмо — Дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков. Письмо звуковое (письмо алфавитное, письмо буквенное, письмо буквенно звуковое). Письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный ’звук… … Словарь лингвистических терминов
письмо — а, с. 1) только ед. Умение, навыки писать; само писание. Искусство письма. 2) Написанный текст, передаваемый, посылаемый кому л. для какого л. сообщения (обычно упакованный в конверт, обертку). Она [Фрося] жила дома и ожидала письмо или… … Популярный словарь русского языка
ПИСЬМО — знаковая система взаимной коммуникации людей. Хотя исторически фундаментальные труды в теоретическом языкознании основывались прежде всего на изучении письменных текстов, поскольку именно последние считались единственной и адекватной… … Современный философский словарь
пиктографическое письмо — (рисуночное) письмо см. письмо пиктографическое (в статье письмо) … Словарь лингвистических терминов
Пиктографическое письмо
Смотреть что такое «Пиктографическое письмо» в других словарях:
Пиктографическое письмо — Пиктографическое письмо. Прошение индейских племен конгрессу Соединенных Штатов. ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (от латинского pictus нарисованный и греческого grapho пишу) (рисуночное письмо, пиктография), этап развития письма отображение содержания… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пиктографическое письмо — Пиктографическое письмо вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской и др.… … Википедия
ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО — (от лат. pictus нарисованный и греч. grapho пишу) (рисуночное письмо пиктография), отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. Пиктографическое письмо не является средством… … Большой Энциклопедический словарь
пиктографическое письмо — (от лат. pictus нарисованный и греч. gráphō пишу) (рисуночное письмо, пиктография), отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. Пиктографическое письмо предшествовало… … Энциклопедический словарь
пиктографическое письмо — (рисуночное) письмо см. письмо пиктографическое (в статье письмо) … Словарь лингвистических терминов
Пиктографическое письмо — примитивное рисуночное письмо, в котором предметы и действия изображались при помощи сочетания их рисунков. Используется как прием обучения, в частности, на уроках истории. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005. С. 112) … Педагогический терминологический словарь
ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО — примитивное рисуночное письмо, в к ром предметы и действия изображались при помощи сочетания их рисунков. Используется как прием обучения, в частности на уроках истории … Педагогический словарь
Письмо — знаковая система фиксации речи и мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние. В своем развитии письмо прошло ряд этапов: пиктографическое письмо; идеографическое письмо; слоговое… … Финансовый словарь
ПИСЬМО — ПИСЬМО, знаковая система фиксации речи с помощью графических элементов. Письмо позволяет закреплять речь во времени и передавать ее в пространстве. Существуют 4 основных типа письма: идеографическое письмо; словесно слоговой тип письма (знак… … Современная энциклопедия
Письмо — ПИСЬМО, знаковая система фиксации речи с помощью графических элементов. Письмо позволяет закреплять речь во времени и передавать ее в пространстве. Существуют 4 основных типа письма: идеографическое письмо; словесно слоговой тип письма (знак… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Рисуночное письмо
Пиктографи́ческое письмо́ — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект.
Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской и др. Пиктографическое письмо сохранилось у единственного народа — наси, живущего в предгорьях Тибета.
Теоретически, надписи пиктографическим письмом могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках, даже если пиктографические письма этих языков различны.
Пиктографические письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и ограниченность системы (она может описывать только объекты) объясняют движение таких систем в сторону идеографических письменностей. Движение это сопровождается расширением смысла знаков, а также упрощением и канонизацией начертаний каждого знака.
Внешние ссылки
Смотреть что такое «Рисуночное письмо» в других словарях:
РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО — то же, что пиктографическое письмо … Большой Энциклопедический словарь
рисуночное письмо — то же, что пиктографическое письмо. * * * РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО, то же, что пиктографическое письмо (см. ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО) … Энциклопедический словарь
рисуночное письмо — То же, что пиктографическое письмо … Словарь лингвистических терминов
Рисуночное письмо — Рисуночное письмо см. Пиктография … Лингвистический энциклопедический словарь
ПИСЬМО — ПИСЬМО, знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Первоначально для передачи информации применялись др. способы, например… … Литературный энциклопедический словарь
письмо — Древнеегипетское письмо. Древнеегипетское письмо. знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных () элементов передавать информацию во времени и пространстве. Первоначально для передачи информации применялись другие способы … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
письмо — Дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков. Письмо звуковое (письмо алфавитное, письмо буквенное, письмо буквенно звуковое). Письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный ’звук… … Словарь лингвистических терминов
письмо — а, с. 1) только ед. Умение, навыки писать; само писание. Искусство письма. 2) Написанный текст, передаваемый, посылаемый кому л. для какого л. сообщения (обычно упакованный в конверт, обертку). Она [Фрося] жила дома и ожидала письмо или… … Популярный словарь русского языка
ПИСЬМО — знаковая система взаимной коммуникации людей. Хотя исторически фундаментальные труды в теоретическом языкознании основывались прежде всего на изучении письменных текстов, поскольку именно последние считались единственной и адекватной… … Современный философский словарь
пиктографическое письмо — (рисуночное) письмо см. письмо пиктографическое (в статье письмо) … Словарь лингвистических терминов
Знаки и чудеса
Рисуночное письмо
Существенный шаг вперед от показанных здесь ступеней развития письменности возможен лишь в том случае, если имеются оба признака, о которых была речь выше, то есть если начали пользоваться рисунком (в самом широком смысле) в целях сообщения или напоминания. Зарождение такого рисования следует искать в области, относящейся к истории искусства.
Среди наскальных рисунков, восходящих к самой глубокой древности, есть такие, которые отличаются особенностями, характеризующими письменность. Таков, например, рисунок, найденный в 1911 году в северной Испании, в пещере Пасьега. Историк письменности Г. Иенсен истолковывает его следующим образом: «Слева вверху, по-видимому, изображена внутренняя часть пещеры, две человеческие ступни справа рядом, вероятно, символизируют понятие «идти в пещеру», а неизвестный знак в самом правом углу может обозначать или запрещение, или приглашение войти в пещеру».
Подобного рода письмена ранее объединяли под общим названием «рисуночное письмо». Но поскольку это выражение имеет слишком широкий смысл и, следовательно, может ввести в заблуждение, ныне решили отличать рисуночное письмо в более узком смысле (пиктография) от письма идей идеография) как более высокой ступени развития рисуночного письма.
Мы имеем дело с пиктографией в том случае, когда рисунок символизирует тот же предмет, который он изображает. Иначе говоря, если, например, вместо понятия и слова «солнце» рисуют круг с расходящимися лучами, то он применяется здесь как знак-рисунок (пиктограмма).
Но подобный знак-рисунок превращается в знак-идею (идеограмму), когда на основе общего соглашения он обозначает уже не сам изображенный конкретный предмет, а связанную с ним «идею»; то есть, когда, например, данный круг с расходящимися лучами будет обозначать уже не «солнце», а что-нибудь вроде «жара» или «тепло», «горячий» или «теплый».
Рисуночное письмо, в узком смысле, является древнейшим. В виде примера укажем на цветную фреску, открытую на потолке пещеры Альтамира в северной Испании (верхний палеолит, около 20 тысяч лет до нашей эры). Здесь изображен почти в натуральную величину отдыхающий бизон с повернутой головой; это изображение можно было бы объяснить словами Яна Чихольда «как выражение возбуждения при убийстве зверя, как памятник удачной охоты» и усмотреть в нем «раннюю форму «письменности» в широком смысле».
Рисунок или набросок замещают в пиктографии изображенную конкретную вещь; круг с лучами означает солнце, волнистая линия — воду, фигура с головой, руками и ногами — человека. Идеограмма же передает, например, понятие «старость» в виде старца, опирающегося на палку; глагольное понятие «идти» — парой ног; свойство «прохладный» — в виде сосуда, из которого струится вода.
Общий признак всякого рисуночного письма, будь оно пиктографическим или идеографическим, — это отсутствие какой бы то ни было связи между письменным изображением и звуками живого языка. Ряд таких изображений может быть довольно верно «прочитан» всяким, кто будет их рассматривать, независимо от того языка, на котором он говорит.
Примером подобной письменности, но уже значительно более поздним, является рисуночная хроника индейцев кроу, начертанная на шкуре бизона. Хотя она и составлена в XIX столетии, но, с точки зрения уровня исторического развития, не выходит за пределы каменного века.
Помещенный в центре рисунок представляет щит, украшенный по окружности перьями орла; на щите показано поселение, состоящее из палаток, расположенных в форме венчика. Вокруг центрального рисунка разбросаны изображения, передающие сцены из битв индейцев между собой и с белыми.
В правом верхнем углу тщательно регистрируются головы убитых врагов, а следы копыт и ног левее позволяют сделать вывод о числе конных и пеших вражеских воинов, которых кроу отправили в те края, где, как говорится, леса полны дичи и удача вечно сопутствует охоте. В середине слева и внизу справа прикреплены ленты из красной ткани, на которых еще висят отдельные скальпы. Все выполнено в черно-бурых, красных и зеленых тонах.
Другой прекрасный образец — так называемый «счет зимам» индейцев племени янктонаис-дакота («Одинокая собака»), также записанный на шкуре бизона. Эта погодная летопись (дакота считали годы по зимам, сравни русское «пять лет», «пять зим») охватывает период с зимы 1800/01 года по зиму 1870/71 года. Записи расположены по спирали; каждый год обозначен событием, памятным в истории племени.
Однако было бы ошибкой полагать, что индейцы, особенно культивировавшие рисуночное письмо, пользовались им лишь для сношений внутри одного племени. Как мы видели выше, признаком рисуночного письма является именно то, что оно совершенно не зависит от языка, на котором говорит читающий.
Поэтому такое письмо лучше всего подходит для «международных» сношений. Если, например, племя лени-ленапе при помощи пояса вампум еще только как бы скрепляет печатью свой договор с Уильямом Пенном, то семь других североамериканских племен, которых цивилизация наряду с прочими благами одарила также и бюрократией, мужественно, хотя, разумеется, по-своему, бросились в хаотическую бездну параграфов закона, когда им пришлось испрашивать у Конгресса Соединенных Штатов право на рыбную ловлю в нескольких озерах. Объединившись, они переслали Конгрессу изображенную здесь петицию, документ чрезвычайно любопытный.
Семь животных символизируют семь племен; впереди шествует журавль (справа), тотем Ошкабавис. Линии, связывающие сердца и глаза животных, говорят о том, что ведущее племя выражает согласованное между племенами мнение и передает общую просьбу.
Линия, которая выходит из глаза журавля и, проходя над животными, ведет к четырем озерам (внизу слева), означает общее желание племен пользоваться правами рыбной ловли в этих озерах, именно их они «имеют в виду»; из другого глаза журавля линия идет вправо вперед; это означает, что он доверчиво обращает свой взор к Конгрессу и ждет от него удовлетворения просьбы.
Обычай пользоваться идеографическим письмом встречается, разумеется, не только у индейцев. Это письмо распространено, между прочим, у эскимосов, а также в Африке и Океании. Своего рода маленькими шедеврами подобной письменности являются вырезанные ножом на куске кожи любовные письма девушек-юкагирок из Северо-Восточной Сибири.
Рис. воспроизводит особенно хороший экземпляр, который со времени первой публикации Крамером в 1896 году неоднократно перепечатывался. Принимая во внимание, что уже в 1926 году народ юкагиров (самоназвание «одул») насчитывал приблизительно 2 тысячи человек, а из них лишь около 400 говорили на унаследованном от предков языке, следует предположить, что юкагирский язык за прошедшее с тех пор время полностью растворился в окружающей среде.
Это служит еще одним основанием для того, чтобы продемонстрировать здесь названный документ, интересный также и с точки зрения этнографии. Авторами таких писем были исключительно молодые девушки, которым господствующий обычай запрещал признаваться в любви на словах; это разрешалось только молодым людям. Редкие праздники с танцами предоставляли девушкам случай изготовлять и «сбывать с рук» их послания.
Письмо гласит: «Ты уходишь. Ты любишь русскую, которая преграждает тебе путь ко мне. Пойдут дети, и ты будешь радоваться, глядя на них. Я же вечно буду грустить и думать только о тебе, хотя и есть другой, кто любит меня».
Рамка А—В означает дом; в нем живет С, опечаленная девушка, которая изображена в виде контура узкой веерообразной юбки, соответствующей юкагирской одежде, и с косой (пунктирная линия). В доме скрещиваются два пучка линий, что означает печаль. Слева от дома девушки расположен второй дом; рамка не доведена до низу — это значит, что его жители F и G отсутствуют. F — русская женщина, как показывает юбка с более широкой каймой.
Любовь тесно привязывает ее к своему супругу (скрещивающиеся линии между F и G). Кроме того, от русской женщины F исходит линия, которая перерезает линии К и L. К и L изображают безответную любовь юкагирки к женатому русскому G. Запутанная линия М показывает, что, несмотря на разделяющую линию J, девушка в мыслях пребывает возле своего возлюбленного.
О изображает влюбленного в девушку юкагира, и, наконец, Р и Q — это дети F и G.
По соображениям места мы вынуждены ограничить себя приведением только этих примеров подобного рода письменности, хотя своеобразная привлекательность свойственна и многим другим образцам.
Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: «Рисуночное письмо»
Цель: Учить детей вести исследовательскую работу, размышлять и анализировать, на основании сравнения делать выводы о развитии первобытного человека; пробуждать познавательный интерес к истории, археологии.
Учитель:
1. Вступительное слово
Много следов своей деятельности оставляет на земле человек. Старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, разбитые черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука “ИСТОРИЯ”.
2. Постановка учебной цели
Сегодня, мы будем вести исследовательскую работу, размышлять, делать выводы о возникновении письменности, пополним наш исторический словарь.
3. Актуализация знаний по теме_урока.
Начинаем с игры “Историческая разминка”.
Учитель:
Изучая искусство первобытных людей, мы узнали, как были открыты пещеры Альтамира и Ляско, и познакомились с творчеством, первобытных художников.
Многие пещеры превращены теперь в прекрасно оборудованные музеи.
Предлагаю вам провести экскурсию в таком музее, экспонатами которого будут ваши рисунки. В каждой группе свой экскурсовод.
1 экскурсовод:
Экспонаты I раздела представлены рисунками на куске скалы.
На рисунке изображены мамонты, олени. Мамонт очень похож на слона, только у него большие бивни.
А вот здесь бизоны. У оленя очень длинная шея и большие рога. Так почему же первобытные люди изображали животных? Потому что они охотились на животных. А чтобы охота была удачной, охотники должны были очень хорошо знать повадки зверя. Они должны быть очень наблюдательными.
Рисовали первобытные художники земляными красками: охрой, глиной, углем.
2 экскурсовод:
В I разделе нашей экспозиции собраны рисунки, которые рассказывают о том, как охотились первобытные люди, танцевали у костра.
А здесь охотники догоняют оленей.
Учитель:
Я просила вас узнать, какие сейчас существуют способы передачи информации?
Учитель:
А какие средства информации были доступны первобытному человеку? Если речь у него была еще не очень развита, буквы не придумали.
Ученики:
Учитель:
Но как, такую информацию сохранить надолго?
Ученик:
Учитель:
А если рисунок нужен для того, чтобы оставить какое-то сообщение, значит, его можно еще упростить, изображая все символично в виде легко узнаваемого значка.
Такое упрощенное изображение — значок, называют пиктограммой.
А теперь в кроссворде ответьте на 6-е задание.
Учитель:
Каждая группа дает объяснение.
Я человек. Иду охотится. Олень придет к речке пить воду.
Там я его подстрелю.
(Может быть другое толкование)
Учитель:
Человечество давно пользовалось таким рисуночным пиктограмм-ным письмом, пока не была изобретена письменность.
В истории известны и курьезные случаи, koi via смысл пиктограмм был неправильно истолкован.
Когда персидский царь Дарий I (правил в 521-486 гг. до нашей эры) вторгся в Скифию в районе Северного Причерноморья в 512 году, он получил от своего противника послание, на котором были нарисованы мыть, лягушка, птица и семь стрел.
В ту же ночь скифы атаковали персов и разбили их.
Только после битвы Дарий узнал подлинный смысл послания: “Персы, если вы не способны превратиться в птиц и улететь, стать полевыми мышами и схорониться в земле, или же надеть лягушачью кожу и ускакать в болото, вы будете поражены нашими стрелами”.
Выходит, первыми написанными словами были рисунки.
Теперь послушайте рассказ “Охота на мамонтов”, а затем попробуйте передать содержание отрывка, в таком пиктографическом рисунке.
— Мамонты, мамонты, мамонты.
— Мамонты идут сюда, много мамонтов идет сюда!
Шумным ликование встретили охотники эту весть. Они вскочили со своих мест, кувыркались, хлопали в ладоши и весело смеялись. Снова наступит благополучие, снова с племени будут большие запасы мяса!
И вдруг одному охотнику пришла в голову великолепная мысль:
Охотникам понравился план; они загонят стадо мамонтов в болото, как это сделали с зубрами.
Вдруг послышался трижды повторенный свист.
— Мамонты идут! Будьте готовы!
Большая охота начинается. Стадо мамонтов приближалось. Огромный мамонт ведет стадо, размахивая хоботом из стороны в сторону, обламывает на ходу ветви и побеги и сует их в рот. Уши его похожи на листья огромных, лопухов, он хлопает ими, отгоняя назойливых насекомых. За ним шествуют остальные, и скоро узкая тропинка под ногами мохнатых гигантов превращается в широкую дорогу. Спокойно шествует стадо мамонтов, не подозревая об опасности.
Попробуйте продолжить этот рассказ или придумайте другую историю из жизни первобытных людей.
(Работу выполняют угольком или черным фломастером.)
(Дети сочиняют рассказы, пытаются их расшифровать.)
Учитель:
Что же из этого может получиться?
Ученые также предполагают, что начертание букв исторически связано с древними пиктографическими рисунками.
— Что напоминает вам это изображение?
— А если его перевернуть?
Вашим домашним заданием будет следующее. Изобразите первую букву своей фамилии в виде какого-либо образа животного, растения, предмета, название которого начинается с той же буквы.
Напишите букву. Покрутите, переверните, положите па бок. Можете украсить се, как считаете нужным. Можно пририсовать к ней новые элементы, дописать другие буквы и т.д.
А теперь вернемся к кроссворду.
Значение этого слова найдите в словаре толковом, этимологическом и напишите в тетрадь.
Кто ж нашел следу столетий?
Кто в ИСТОРИЮ влюблен?
Кто сложил в витрине эти
Драгоценности времен?
Это опытные руки
АРХЕОЛОГОВ страны
Мы ревнителям науки
Благодарны быть должны!