Что такое ритейл стандарты
Что такое ритейл: разбираемся вместе
Узнайте, в чем суть ритейла и ознакомьтесь с его видами
Ритейл — это принцип организации торговли, согласно которому супермаркеты, гипермаркеты, интернет-магазины закупают товар оптом, а затем продают его с наценкой в своих торговых точках. Ритейл — это синоним розничной торговли.
Содержание
В это видео Дмитрий Потапенко рассказывает о том, как управлять продажами в ритейле.
Давайте рассмотрим особенности ритейла.
Особенности ритейла
Главный признак ритейла — большое разнообразие товаров и услуг, которые можно приобрести в одном месте. Зачастую люди покупают больше товаров в одной торговой точке, чем они планировали, благодаря приемам стимулирования продаж. Для покупателей ритейл привлекательный из-за того, что в таких магазинах можно найти много вариантов товара, сделать более взвешенный выбор и приобрести именно то, что хочется.
Ритейл отличается от других принципов организации торговли следующими приемами, которые позволяют сбывать большие объемы товара по розничным ценам.
Давайте рассмотрим разновидности этого вида торговли.
Виды ритейла
Существуют следующие основные виды ритейла.
Поздравляем, вы ознакомились с понятием ритейла и знаете, какие разновидности ритейла существуют.
Обзор X5 Retail: лидер сектора продуктового ретейла
X5 Retail Group (MCX, LSE: FIVE) — нидерландский холдинг, владеющей крупнейшим по выручке продуктовым ретейлером России. В компании работает более 335 тысяч сотрудников.
В 2022 с новыми знаниями
О компании
X5 занимает около 13% рынка продуктового ретейла, постепенно увеличивая свою долю в последние годы. На третий квартал 2021 года компания управляет 18 648 магазинами в 67 регионах России. Бизнес компании состоит из нескольких торговых сетей разных форматов и цифровых сервисов.
«Пятерочка». Сеть магазинов «у дома» в массовом ценовом сегменте. Это самая крупная сеть компании с 17 600 магазинов. «Пятерочка» вносит основной вклад в выручку группы — около 80%. У сети 46,4 млн активных карт лояльности.
«Перекресток». Сеть супермаркетов в верхней части среднего ценового сегмента. 980 магазинов сети присутствуют в 45 регионах России. Ежедневная аудитория сети составляет 1,8 млн покупателей, а количество активных карт лояльности составляет 14 млн.
«Карусель». Сеть гипермаркетов в массовом сегменте. Еще в 2019 году X5 объявили о трансформации сети, так как гипермаркеты выходят из моды. Часть магазинов сети трансформируют в «Перекрестки», часть продают конкурентам. В итоге за три квартала 2021 года количество магазинов сократилось с 56 до 34. Возможно, в ближайшие несколько лет сеть полностью исчезнет.
«Чижик». Сеть дискаунтеров, которая открылась в октябре 2020 года. Фактически находится в состоянии пилота и пока состоит из нескольких десятков магазинов, но X5 делает на нее довольно большую ставку и планирует открыть в ближайшие три года 3000 точек.
«Перекресток Впрок». Онлайн-гипермаркет с доставкой до двери, выросший из онлайн-супермаркета сети «Перекресток» и постепенно трансформирующийся в маркетплейс. Ассортимент составляет 70 тысяч товарных позиций, в инфраструктуру входят 5 дарксторов, а обслуживание ведется в 12 регионах страны.
Служба доставки 5Post. Служба доставки из интернет-магазинов и маркетплейсов до сети постаматов или на кассы магазинов «Пятерочка», а с недавнего времени — и супермаркетов «Перекресток».
Сеть dark kitchen «Много лосося». Купленная в первой половине 2021 года сеть доставки свежеприготовленной еды, включающая 25 кухонь и четыре бренда.
«X5 медиа». В июле 2021 года запустили собственную медиаплатформу food.ru. Это интернет-ресурс о еде с мобильным приложением и сообществом в различных социальных сетях.
«X5 банк». В середине ноября 2021 года компания объявила о запуске финансовых сервисов под брендом «X5 банк». Планируется выпуск дебетовых карт, совмещенных с картами лояльности сетей «Пятерочка» и «Перекресток». В будущем количество сервисов планируют расширять. Реализацией проекта занимается отдельная компания, соучредителями которой являются X5 и «Альфа-банк».
За счет новых цифровых сервисов компания фактически планирует построить экосистему для своих клиентов. И уже сейчас стала крупнейшим онлайн-ретейлером. Успехи продолжаются и в 2021 году: по итогам третьего квартала месячное число активных пользователей цифровыми сервисами увеличилось на 37% и достигло 17,3 млн.
Естественно, такая огромная компания не может существовать без обширной инфраструктуры. Логистическая инфраструктура X5 включает 43 распределительных центра общей площадью 1,3 млн квадратных метров и около 4,2 тысячи собственных грузовиков.
Активно развивается и ИТ-инфраструктура : в 2020 году создано отдельное бизнес-подразделение «X5 технологии», в котором работает несколько тысяч сотрудников. Подразделение разрабатывает и поддерживает сотни ИТ-систем и реализует множество проектов. Среди наиболее заметных можно выделить единый X5 ID для сквозной идентификации клиентов во всех сервисах компании, системы ценообразования и аналитики с использованием технологий больших данных, а также пилотные магазины «Пятерочка #Налету» без продавцов.
Компания не только активно развивает новые цифровые сервисы, но и не забывает про традиционные офлайн-магазины — сети «Пятерочка» и «Перекресток» активно развиваются по многим фронтам:
X5 предполагает, что основными драйверами роста выручки на ближайшие несколько лет станут рост сопоставимых продаж в существующих магазинах, расширение сетей «Пятерочка» и «Чижик», а также кратный рост цифровых бизнесов.
Стратегическая цель X5 — занять к 2023 году 15% рынка продуктового ретейла, лидерство в сфере цифровизации в отрасли и упор на ESG. Также озвучивались планы по выходу в единственный пока не охваченный компанией федеральный округ — Дальневосточный.
Ритейл: что это такое в торговле, как работают компании, чем занимаются ретейлеры
В последнее время очень динамично развивается практика продажи товаров широкого потребления, бытовой техники, продуктов питания, строительных материалов и других групп в одном месте, то есть в супермаркете. Все сделано для удобства потребителей, чтобы они смогли закупиться всем необходимым в большом помещении, а не искать маленькие точки по всему городу. Экономика диктует свои правила, поэтому владельцам приходится обеспечивать покупателей как можно большим ассортиментом и предоставлять услуги, удобные для посетителей. Давайте вместе рассмотрим, что это такое — ритейл (ретейл, retail) в торговле, определение слова.
Обозначение
С английского retail обозначает розничную торговлю. Значит, если объяснить простым русским языком, то индивидуальными предпринимателями или компаниями закупается на оптовой базе большая партия товара, затем она разбивается на мелкие части, которые и вывозятся в конечные пункты для реализации.
До сих пор французы ведут спор с англичанами по поводу значения термина. Первые утверждают, что они стали первопроходцами в этой области и слово переводится, как «дробить». Но суть от этого не меняется, получается, что ретейл означает «мелкий бизнес». Но по объему полученных товаров все-таки сопоставим с оптовыми продажами.
Теперь разберемся, что значит ритейлер. Дословно можно перевести, как продавец или реализатор. К понятию ритейлинг можно отнести супермаркеты, салоны сотовой связи, магазины по продаже автомобильной техники, обуви, одежды, розничные точки, финансовые учреждения, предоставляющие населению различные услуги.
В чем экономическая выгода
Важно знать, что такой метод ведения дел распространился во всем торговом сегменте и охватывает не только огромные корпорации, но и мелкие точки, лавочки. Значение розницы неоценимо на всей планете, так как благодаря ей люди могут приобретать то, что им хочется.
Помимо продаж за наличный расчет, в схему включены разные методы оплаты и получения:
Благодаря инновационному подходу у потребителя появляется индивидуальный выбор, этим самым он определяет предпочтения в торговой сфере и повышает качество жизни людей в государстве.
Большим преимуществом для экономики является обеспечение людей трудовыми местами. Как оказалось в рейтинге самых востребованных профессий является ритейлер. В России с каждым годом увеличивается сегмент розничной торговли, которая по некоторым оценкам в 1,5 раза превышает рост ВВП.
Разделы
Во всем мире в приоритете стоят четыре категории продаж:
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Покупатель идет в розничный магазин с конкретно поставленной задачей: купить продукты питания, холодильник, стиральную машину, планшет или приобрести одежду. И он находит для реализации своей цели определенного типа торговую точку или направляется в целый комплекс, если хочет приобрести несколько разномастных позиций.
Поэтому современные здания стараются разделить на несколько форматов для удобства покупателя во время выбора товара. Рассмотрим каждый вид розничной торговли.
Продуктовый
Люди, несмотря на экономическую ситуацию в стране и личный доход, стремятся закупить продукты питания, являющиеся жизненно необходимыми для ежедневного потребления. Индивидуальные предприниматели и компании, занимающиеся продуктами, не стоят на месте и через короткое время обустраивают все новые и новые магазины по всему городу. Даже маленький павильон с минимальной торговой площадью и одним-двумя сотрудниками окупает вложенные средства через три месяца, и в дальнейшем становится рентабельным.
Сетевой
Под данным видом понимается то, что все объекты объединены одним лицом и реализуют продукцию под одной маркой. Имеется своя транспортная компания, которая осуществляет доставку по всей стране. Также сеть сосредоточена на единой ценовой политике. То есть, например, в гипермаркете «Ашан» Воронежа будут такие же ценники, как и в Волгограде. За счет внутренней экономии ресурсов такие комплексы могут составить хорошую конкуренцию различному мелкому бизнесу.
Другая торговля
Главная особенность состоит в том, что на одном участке разрешено продавать любые виды продукции за исключением продуктов. Если вы заметите, что рядом с промышленными товарами на полке стоят съестные припасы, то об этом можно смело заявить в соответствующие проверяемые органы. Это является прямым нарушением закона РФ.
Что это такое retail через интернет
Это такая же торговля любыми видами товара только через глобальную сеть.
Преимущества покупки при помощи сайтов для потребителя очевидны:
Для продавцов также имеется один, но существенный плюс: им не надо платить большие средства сотрудникам-консультантам и за аренду помещения.
Как работает рынок
Начиная от производителя и кончая конечной точкой продаж, каждое звено этой цепочки намерено получить свой процент. Иначе нет смысла работы в этой области.
Прежде чем подключится ритейлерская компания, товар проходит два этапа:
После этого к делу подключаются ритейлеры, закупают продукцию у дистрибьюторов и оптовиков, и развозят по мелким розничным точкам.
Какие используются методики
В своей работе профессионалы для высокой эффективности используют различные технологии, применяемые во время торговых операций:
Как происходит сетевая продажа
Юридическое лицо регистрирует свою компанию, дает определенное название. И под своей маркой и с помощью собственного автопарка продает продукцию с идентичной ценой в различных точках города. Получаемая прибыль в сетевых магазинах позволяет бизнесу расшириться практически по всей стране.
Доходность
Прежде чем начать торговую деятельность, вам стоит изначально просчитать все риски. Что это в сфере ритейла: в стоимость наценки на полученный от оптовиков, дистрибьюторов товар вы должны включить не только прибыль, но и аренду занимаемого помещения, транспортные расходы, заработную плату сотрудникам, затраты на рекламу различного вида (телевидение, газеты, промоутеры, создание сайтов).
Имейте в виду, что обычно к первоначальной цене прибавляют от 25 до 30 процентов. А на предметы старины (антиквариат), искусства и роскоши доходность может увеличиться в два раза.
Успешность предприятия зависит от того, в каком месте будет находиться точка, сколько покупателей будет ежедневно проходить через нее, и уровня доходности (он зависит от количества клиентов или от завышенной наценки на сопутствующие товары).
Собственное имя — что это в ритейле
В условиях конкуренции предпринимателям и компаниям приходится придумывать название, которое впоследствии станет брендом, отличающееся какими-нибудь нюансами от других. Как правило, марка не должна быть плагиатом, иначе за использование чужого имени грозит судебное разбирательство и, как следствие, высокие штрафные санкции. И также она должна отражать то направление в торговле, которое вы изначально выбрали. Чтобы потребитель мог запомнить название, сделайте его лаконичным. Емкое наименование будет «на слуху» у клиента, и тот, в свою очередь, сможет его разрекламировать другому человеку. «Сарафанное радио» до сих пор является эффективным видом рекламы.
Некоторые нюансы
Ритейлер имеет право вести свою деятельность, только основываясь на основной документ «Закон о защите прав потребителя». Он не только защищает клиентов от недобропорядочных предпринимателей, но и регулирует все процессы между обеими сторонами (продавцом и покупателем).
Для успешной работы необходимо помнить три «золотых» правила:
Принцип работы
Часто люди в поисковой строке интернета задают вопрос: что это означает, ритейлер или ритейлинговая компания. Термин в последнее время стал очень популярен среди населения, занимающихся торговой деятельностью. А обычным обывателям он незнаком и непонятен. Это обычная розничная продажа продукции любой категории, которые поэтапно поступают от производителя до оптовой базы, а далее и в магазины. Положительный результат (получение прибыли) зависит от технологий, направленных на увеличение продаж.
Методы
Как правило, во всем мире используются различные способы доведения до массового покупателя:
Таким образом, мы разобрались, что это — ритейл-компания, ее принципы и особенности, а также методы работы.
Сетевой способ
Здесь вырабатывается единая концепция торговли, где все комплексы создаются одним человеком или юридическим лицом, придумывается название. И под этой маркой обустраиваются гипермаркеты или небольшие павильоны по всей стране. Как правило, они управляются одним руководителем, имеют собственную логистику, одну систему закупки и ценовую политику.
Прибыль
Теперь о том, как формируется цена в ритейле и что это. Для успешной работы применяют метод маржи. Это формирование стоимости между закупочной и продажной ценой. Целесообразно не завышать ценник. Так как в условиях конкуренции жадность приведет к обратному результату. Таким действием вы отпугнете клиентов, что приведет к снижению торговли и, соответственно, к банкротству. Остановитесь на двадцатипроцентной накрутке на товары массового потребления, в том числе на продукты. Предметы, которые можно долго хранить и их стоимость от этого не уменьшится, можно продать и подороже. К ним относятся вещи роскоши, искусства и раритет.
Чистая прибыль у компании складывается так: из суммы маржи вычитаются расходы. К издержкам относятся: аренда помещения, выдача сотрудникам заработной платы, транспортные и клининговые услуги, проведение различных рекламных акций и связь. В продуктовом сегменте прибыль может составить от 20 до 30 процентов, а для сетевого – хорошим параметром считается 1—3%.
Брендинг-ритейл, что это значит
Это разработка и создание графических и вербальных компонентов марки розничной сети. Каждый человек, попавший в магазин, должен не просто купить определенный товар. Для него необходимо создать такое пространство, где будет приятно находиться, и не захочется побыстрее закрыть за собой двери. Дизайн помещений, залов и офисов, реклам, ценников, плакатов – всем этим занимаются специалисты компаний по оформлению.
В итоге вы получите уникальный фирменный стиль, который раскроет ваш бренд, прекрасное цветовое решение, подробную схему зонирования и правила выкладки товаров на стеллажах. А применение ароматерапии позволит вам получить дополнительную прибыль, так как определенные запахи влияют на подсознание голодного человека. Такой способ можно использовать в различных продуктовых группах.
Особенности
Если вы никогда не работали в этой сфере и не имеете представления о нюансах торговли, то вам перед принятием решения необходимо взвесить все за и против. Продумайте все до мелочей:
Если приняли решение по открытию своего дела, то постарайтесь минимизировать риски. Для этого не поленитесь и купите специальную программу от компаний-разработчиков ПО. Как пример, специалисты «Клеверенс» помогут вам оптимизировать рабочий процесс и не допустить фатальных ошибок. Программные продукты компании подходят для оптимизации работы и ведения товарного учета как в крупных, так и маленьких магазинах, складах, в работе курьерских служб.
Заключение
Мы постарались вам подробно рассказать, что это — ритейл, способы ведения дела, нюансы, правила торговли и политику применения лучшей цены. Для усвоения материала просмотрите видео:
Три главных требования к современным стандартам продаж
Альберт Тютин занимается разработкой стандартов розничных продаж более 10 лет и, реализуя длительные проекты, смог убедиться, что работает, а что нет. В этой статье он рассказывает о трех главных требованиях к стандартам, которые, на его взгляд, позволяют им стать по-настоящему рабочими. Требования просты, но, как говорит автор, «написаны тренерской и консультантской кровью».
1. Стандарты продаж должны быть конверсионными
То есть повышать вероятность покупки и/или средний чек. Казалось бы, очевидное требование — иначе зачем они нужны? Вот только перед внедрением стандартов продаж обычно забывают убедиться в их результативности. Просто спросите у своих разработчиков, как они ее проверяли.
Как понять, что стандарты являются конверсионными? Наверняка вы знакомы с термином «воронка продаж». Его можно применить и к розничным продажам. Фактически, это путь клиента от порога магазина до кассы. Так вот, хорошие стандарты внятно описывают, почему клиент должен переходить с этапа на этап.
Пример. Сеть салонов модульной корпусной мебели, точки продаж которой дислоцированы преимущественно в специализированных ТЦ. Вот два типичных сценария.
Что обычно делают клиенты?
Что точно должно быть отражено в стандартах продаж?
Что обычно делают клиенты?
Что точно должно быть отражено в стандартах продаж?
Что обычно делают клиенты?
Прицениваются (проверяют, попадает ассортимент в ценовые ожидания или нет).
Что точно должно быть отражено в стандартах продаж?
Что обычно делают клиенты?
Знакомятся с модельным рядом.
Что точно должно быть отражено в стандартах продаж?
Что обычно делают клиенты?
Если какая-то модель понравилась, хотят посмотреть, как она будет выглядеть у них дома, и посчитать более точную стоимость.
Что точно должно быть отражено в стандартах продаж?
Что обычно делают клиенты?
Сравнить с другими вариантами.
Что точно должно быть отражено в стандартах продаж?
Что обычно делают клиенты?
Сомневаются и колеблются, в общем, «думают».
Что точно должно быть отражено в стандартах продаж?
Что обычно делают клиенты?
Что точно должно быть отражено в стандартах продаж?
А что обычные стандарты продаж? Они построены вокруг классической 5-шаговой модели продаж, впервые описанной почти 100 лет назад, когда форматы торговли, насыщенность рынка и поведение покупателя были другими. К сожалению, они часто не попадают в логику современного покупателя и вызывают неприятие. Симптоматично, что продаже наиболее конверсионных действий (примерки — в магазине одежды, замера — в дверном салоне, визуализации — в магазине мебели) внимание просто не уделяется.
2. Стандарты продаж должны создавать ценность для клиентов
Требование вытекает из предыдущего. Хотите повышенную конверсионность? Значит, на каждом этапе общения с продавцом покупатель должен получать какую-то ценность/пользу. Тогда он будет буквально скользить по воронке продаж. Смело гоните от себя мысль, что современным клиентом можно манипулировать с помощью психологических уловок.
Вернемся к примеру с мебелью. При установлении контакта клиента важно удивить. С этой задачей отлично справляется наглядная демонстрация фишек мебели (типа, встать в выдвижной ящик, чтобы продемонстрировать, какие нагрузки он может выдерживать). Желательно, чтобы клиент узнал, для себя что-то новое: «Здесь используется австрийская мебельная плита Egger. Знаете, в чем ее основные преимущества?».
При демонстрации работают фишкинг, занимательная информация («Давайте покажу модель, которую самая популярная в Москве»), экспертная консультация. Еще покупатели откликаются на заботу о них: «Давайте я быстро покажу наши модели, а вы уже сами решите, нравятся они вам или нет, хорошо?»
Во время визуализации клиенты оценят, если продавец порекомендует компоновку с учетом функциональности и интерьера, предложит варианты, которые самому покупателю в голову не приходили, покажет фотографии уже установленной мебели, сделанные другими покупателями.
Кстати, поэтому отлично себя зарекомендовала экспертная технология продаж, описанная в книге «Проактивные продажи. Технологии и стандарты розничных продаж». Современные покупатели из потребителей стали «выбирателями». Продавец, который в условиях многообразия вариантов помогает сделать правильный выбор с учетом интересов и задач покупателя, создает значительную ценность. Его продажи при прочих равных всегда больше.
Пример. В сети оптик внедрена экспертная технология продаж. Изменена последовательность работы с клиентом
Было
Стало
Какую ценность получает клиент?
Результат — увеличение среднего чека почти на 40 %.
Как проверить, создается ли ценность для покупателя? Проверочное слово «зачем». Если есть понимание, зачем клиенту делать то или иное целевое действие, что он от этого получит, значит, все в порядке.
3. Стандарты продаж должны не усложнять, а упрощать работу продавцов
Неожиданно, да? Но что толку от крутых стандартов, если продавцы им не следуют?
Каким образом упрощать?
Возможно, имеет смысл разработать две версии стандартов — базовую и продвинутую. В базовой отразить минимальный перечень обязательных для применения стандартов, дающих максимальный эффект. В продвинутой — все остальные.