Что такое ритмический рисунок в музыке для детей

Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей Светлана Суконько
Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»

Развитие чувства ритма у дошкольников

на музыкальных занятиях в ДОУ

Для развития чувства ритма К. Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее.

По мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме.

Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией, звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.

Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю – такова логика постижения ребенком музыкального языка.

В работе с детьми необходимо использовать разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.

Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.

Технологическая карта работы с музыкально-речевыми играми.

2. На этом фоне нужно выразительно и ритмично декламировать текст.

3. Затем предложить детям повторять слова по фразам, играя в «Эхо». Помогать им мимикой вступить вовремя после пауз. Либо каждую паузу в тексте отмечать какому-нибудь шумовому инструменту.

5. Когда текст будет произноситься легко детьми,можно добавить движения: метричные шаги по залу в рассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов, движение змейкой.

Описание игр и упражнений для развития чувства ритма

Игра «Сильные и слабые»

Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Под звучание музыки в размере 2/4 (Полька) один ребенок стучит сильные доли, другой слабые; в размере 3/4 (Вальс) один – сильные, двое слабые, динамически выделяя сильные. Затем дети меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли.

В этом упражнении чередуется произнесение простого ритмического рисунка голосом и любым шумовым музыкальным инструментом.

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря (звуки инструмента)

га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (звуки инструмента)

Игра “Определи по ритму”

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т. д. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.

У этой игры существуют различные варианты:

1. Ребенок четко произносит свое имя и одновременно отстукивает его ритм при помощи шумового инструмента.

2. Ребенок – ведущий произносит и отстукивает ритм имени только мальчиков (девочек) своей группы.

3. Взрослый отстукивает ритмический рисунок, а дети определяют к чьему имени он может подойти.

Игра «Музыкальные импровизации»

1. «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).

2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).

3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение».

Для развития чувства ритма у детей дошкольноговозраста можно использовать следующие приемы:

Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.

Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном тембровом и фактурном оформлении;

Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды.

Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 69»г. СЫКТЫВКАРА Методическая рекомендация «Развитие.

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Из опыта работы «Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников» Выступление по теме: «Музыкально-ритмические движения, как средство развития чувства ритма у дошкольников» Все, окружающее нас живет по.

Консультация для воспитателей «Развитие речи у дошкольников на музыкальных занятиях» Развитие речи детей у дошкольников на музыкальных занятиях. Речь и музыка. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества.

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детейМастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».Цель: научить педагогов развивать чувство.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.

Развитие чувства ритма у дошкольников «Развитие чувства ритма у дошкольников». Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной.

Развитие дошкольников посредством музыкальных занятий в ДОУ (из опыта работы) РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДОУ «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру,.

Развитие мелкой моторики дошкольников на музыкальных занятиях В любом детском саду имеется большая база детских музыкальных инструментов. В наличии имеются: металлофоны, ксилофоны, колокольчики, флейты,.

Источник

Занятие 5 по обучению нотной грамоте «Ритмический рисунок»

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей Папанова Алла Владимировна
Занятие 5 по обучению нотной грамоте «Ритмический рисунок»

Цель:

— познакомить детей с понятием ритмический рисунок,

— воспитывать потребность узнавать новое о музыке, музыкантах, новых произведениях, кто их написал.

Задачи:

— развивать умение передавать средства музыкальной выразительности метр и ритм хлопками, игрой на шумовых инструментах,

— развивать умение читать графическую, схематическую формулу ритмического рисунка песни,

— развивать способности двигаться в соответствии с с характером музыки,

— развивать умение самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций.

Материал:

— обручи для каждого ребёнка.

Орг. момент:

-Давайте попробуем прочитать эти телеграммы(закрашенный кружок короткий звук, хлопок в ладоши «ти», незакрашенный кружок – долгий звук, руки вытягиваются от себя «ТА»).

С помощью взрослого дети прохлопывают различные ритмические рисунки.

— мне кажется, что эти телеграммы похожи на песни.

«ти- ти- ти – ти \ ТА – ТА»

«ТА – ти – ти \ ТА – ти – ти\

(мА – лень – кой\ ё – лоч – ке\

У каждой песенки свой ритм, свой ритмический рисунок, по которому её можно узнать.

/Слушание мелодий песен. Повторение хлопками их ритмического рисунка. Используются песни по усмотрению музыкального руководителя, но уже знакомые детям /

М. р. : Мы потренировали свой слух, узнали, что у каждой мелодии свой ритмический рисунок. А теперь настало время разминки.

Разминка с обручами.

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем

Ходьба в колонне по одному простым шагом, топающим шагом «машина», бег врассыпную между обручами, лежащими на полу.

1. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.

1,2,3,4 – раскачивание рук,

5,6,7,8 – переложить из левой в правую руку.

2. И. п. : сесть на пол,скрестив ноги, обруч держать перед собой вертикально.

3. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, обруч в руках внизу.

1,2 – шаг влево, обруч через сторону поднять вверх,

5,6 – шаг влево, обруч поднять через сторону влево,

4. И. п. : лечь на спину, руки с обручем подняты над грудью.

5,6 – поднять левую ногу вверх, достать обручем носок ноги,7,8 – и. п.

5. И. п. : стать прямо, обруч положить на пол, ноги слегка расставить, руки на поясе.

1,2 – наклон, подуть в обруч,

6 И. п. : стать в обруч, руки на поясе. Подпрыгивание на месте с прыжком из обруча и

М. р. Вот теперь мы готовы и потанцевать. А помните ли вы ребята своё место в танце «Кадриль»? Ведь у нас интересное начало,вы стояли парами напротив друг друга. Сейчас проверим!

Игра «Найди свое место».

1 часть – дети двигаются поскоками по залу.

2 часть – м. р. говорит: «Раз-два-три – место своё найди!» и дети занимают свои места,согласно танцу который будут повторять, танцевать.

Повторение танца «Кадриль».

Сначала м. р. спрашивает детей о построении танца, затем исправляет ошибки, затем дети снова повторяют танец.

Итог: М. р. : Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы! А что вам понравилось?

Методическая разработка по музыкальному воспитанию «Танцевайка» для детей 3–5 лет Пояснительная записка В настоящее время наблюдается особый интерес к теории и практике музыкального движения. Видимо, это не случайно: танцевальное.

Источник

Детям о музыке. Что такое ритм?

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.

Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком.

Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Мы можем найти ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни.
Например, взгляните на орнамент, его элементы повторяются- значит он ритмичен.

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей

Такие орнаменты сложили мои дети, а какие сложите вы?

Сегодня нас с вами интересует музыкальный ритм.

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер . С его помощью музыканты понимают с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и.

Вот такой онлайн метроном я нашла для вас.

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей

На шкале метронома указаны музыкальные размеры. Передвиньте ползунок по стрелочке (вверх или вниз) и заведите метроном (кликните на ручке сбоку). Вы услышите как четко он застучит. Практически так же выглядит и настоящий.

Хотя современные метрономы могут быть не только механическими, но и электронными, существуют карманные метрономы, и детские метрономы в виде какой нибудь зверюшки.

Человеческий шаг тоже достаточно ритмичен. Особенно если вы в это время поете что-то ритмичное, или читаете про себя стих, то шаги при этом будут четкие, ритмичные.

Практическая часть:

2. Найдите и почитайте любые ритмичные детские стихи на ваш вкус. Прохлопайте их. Промаршируйте, простучите. Фантазируйте!

3. Послушайте ритмичную детскую музыку, обращая внимание ребенка на ритм (марш, вальс, полька)

4. Придумайте свой ритмический орнамент, нарисуйте и сфотографируйте его. Поделитесь с нами.

Позже мы с вами будем тренировать свое чувство ритма с помощью разных упражнений.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музицирования

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей Захарова Лариса Владимировна
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музицирования

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Условиями формирования личного вклада в развитиеобразования являются: поисково-исследовательская деятельность по проблемам оптимизации форм и методов развития чувства ритма у детей; проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО; разработка комплекта учебно-методических материалов; обобщение и диссеминация опыта в педагогическом сообществе.

изучение и анализ существующих теоретических подходов к организации работы по развитию у дошкольников чувства ритма;

участие в вебинарах (авторский курс «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюннико-вой);

анализ педагогической практики дошкольных образовательных организаций.

разработка модели организации совместной деятельности в контексте ФГОС ДО;

разработка комплекта методических материалов;

создание комплекта дидактических материалов.

участие в работе городского методического объединения музыкальных руководителей;

размещение, обсуждение, экспертиза материалов в сетевом педагогическом сообществе (сайт pedsovet.org, сеть образовательных сайтов «Учительский. сайт» проекта «Инфоурок»; международный образовательный портал maam.ru).

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образование»

Чувство ритма является одной из основных музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Становление чувства ритма в дошкольном возрасте играет значительную роль в речевом развитии ребёнка: сниженный ритмический слух и плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи ребёнка; она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок успешного освоения детьми техники письма.

В отечественной системе музыкального воспитания и практике работы музыкальных руководителей ДОО накоплен богатый опыт по развитию у дошкольников чувства ритма, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, а также в других видах музыкальной деятельности – пении и игре на музыкальных инструментах. Однако требуется переосмысление подходов к организации взаимодействия с детьми в контексте ФГОС ДО, а также модернизация дидактических средств с учётом новых технических возможностей.

Таким образом, возникла необходимость разработки модели, основанной на использовании игровых форм организации творческой музыкальной деятельности, обеспечивающих развитие чувства ритма посредством элементарного музицирования.

«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образование»

Методологической основой образовательной деятельности являются:

концепция развития музыкальных способностей (В. И. Петрушин, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов);

теоретические аспекты развития чувства ритма у детей (Ж. М. Далькроз, К. Орф, Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, Э. П. Костина и др.);

методические подходы к развитию чувства ритма посредством музицирования (Т. Э. Тютюнникова, А. Г. Галянт, И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева).

Основу проектирования образовательного процесса составляют:

технология музыкально-творческого развития детей 2-8 лет в процессе музицирования (авт. А. Г. Галянт, предусмотренная «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 46» и программно-методическим комплектом «Радуга» (даны методические рекомендации по развитию чувства ритма через игры со звучащими жестами, игры с палочками, инструментальное музицирование);

методика развития чувства ритма у детей 3-7 лет (авт. И. М. Каплунова, И. А. Ново-скольцева, предусмотренная «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 46» и программно-методическим комплектом «Ладушки» (описаны ритмические игры с игрушками и картинками, с именами, с предметами, с ладошками, с палочками).

«Цель и задачи педагогической деятельности»

Цель – развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через музицирование.

1. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую творческие проявления детей в воспроизведении и изобретении ритмов.

2. Способствовать развитию исполнительских и творческих способностей детей, ритмического слуха, чувства темпа, чувства метроритма, чувства ритмического рисунка.

3. Повышать профессиональную компетенцию воспитателей по созданию условий развития у дошкольников чувства ритма (темпа, метра, ритмического рисунка).

4. Содействовать активизации образовательного потенциала семьи.

«Ведущая педагогическая идея»

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма осуществляется через элементарное музицирование посредством игровых форм организации творческой музыкальной деятельности (ритмические игры со звучащими жестами, с палочками, с игрушками, с предметами, на музыкальных инструментах).

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Формирование личного вклада осуществлялось в три этапа.

На первом этапе профессиональной педагогической деятельности были изучены методические подходы к организации работы по развитию чувства ритма, проанализирована образовательная среда ДОО, в ходе педагогической диагностики воспитанников был определён начальный уровень сформированности чувства ритма. На основе выявленных образовательных потребностей и возможностей ДОО была разработана модель организации творческой музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, перспективное планирование работы по развитию чувства ритма через элементарное музицирование.

На втором этапе осуществлялась образовательная деятельность с воспитанниками 4-7 лет на занятиях и вне занятий, в том числе с участием родителей; проводились методические мероприятия с воспитателями, а также работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды (приобретению наборов детских музыкальных инструментов, изготовлению дидактических материалов, в том числе цифровых, пополнению музыкальных уголков в группах).

На третьем этапе в ходе педагогической диагностики воспитанников была выявлена динамика сформированности чувства ритма музицировании) и сделаны выводы о результативности педагогической деятельности, а также осуществлялось транслирование педагогического опыта в разных формах.

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

В образовательном пространстве ДОО (музыкальном зале, музыкальных уголках групп, на музыкальной площадке) оснащена развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая развитие у детей чувства ритма музицировании)и включающая:

наборы детских музыкальных инструментов, палочек;

«шумовой оркестр» (наборы самодельных инструментов);

музыкально-дидактические игры («Весёлые дудочки», «Кто как идёт», «Петушок, курочка и цыплёнок», «Ритмическое лото»);

дидактический набор к пособию «Этот удивительный ритм»;

наборы предметов для выкладывания ритмических формул;

набор мягких игрушек;

комплект уличного музыкального оборудования (барабанная установка «Ритмика», установка «Звонкая капель», тройной глюкофон, металлофон, вертикальный металлофон).

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Модель организации творческой музыкальной деятельности предусматривает использование игровых форм на музыкальных занятиях, в режимных моментах – во время «ритмических минуток», а также в самостоятельных игр в музыкальной развивающей среде.

В структуре каждого музыкального занятия отводится время для ритмических игр разных видов: с палочками, со звучащими жестами, с игрушками, с картинками, с предметами, инструментальное музицирование.

Система работы строится следующим образом: сначала играем своим телом (звучащими жестами, затем играем клавесами (палочками, затем переносим эту игру на музыкальные инструменты (пластинки ксилофонов, металлофонов, клавиши и пр.).

Игры со звучащими жестами – это игры со звуками своего тела, ритмичноесопровождение текстов основными тембрами звучащих жестов: притопами, шлепками, хлопками, щелчками.

Игры с палочками являются подготовительным этапом в музицировании на инструментах. Ребёнок осваивает различные приёмы звукоизвлечения, прислушивается к различному звучанию элементарных деревянных инструментов, выполняет игровые движения палочками, проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса, согласовывает действия с действиями сверстников.

Инструментальное музицирование – это творческий процесс озвучивания музыкальными инструментами поэтических образов стихов, сказок, образные речевые игры, пение. В групповых моделях даётся возможность каждому участнику оркестра стать «дирижёром» и показать свой вариант, свою модель исполнения. Использование формы «соло-тутти» в работе с оркестром постепенно ведёт детей к пониманию форму рондо, которая побуждает к изобретению своего варианта – эпизода в сочетании с групповой моделью.

«Ритмические минутки» продолжительностью 3-5 минут организуются в группе и на музыкальной площадке. «Ритмические минутки» в группе проводятся воспитателем 2 раза день (утром и во вторую половину дня) после речевых минуток. «Ритмические минутки» на музыкальной площадке проводятся музыкальным руководителем 2 раза в неделю во время прогулки.

Игровые формы организации творческой музыкальной деятельности обеспечивают освоение детьми умений передавать звучащими жестами и на музыкальных инструментах метрическую пульсацию различного характера и темпа, создавать ритмические модели из звучащих жестов и переносить их на музыкальные инструменты, создавать различные ритмические формулы и воспроизводить их на музыкальных инструментах.

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Самое сложное – начать развивать чувство ритма у детей младших групп. Занятия начинались с самого простого.

Опираясь на то, что игра для ребёнка-дошкольника является ведущим видом деятельности, всю работу по развитию у детей-дошкольников чувства ритма я выстраивала в форме игры. Игрушка вносит веселые моменты, дает возможность детям убедиться в своих знаниях.

Игра «Песенка про игрушку». Название игрушки прохлопывается в ладоши, пропевается четвертными длительностями. (КОШ-КА, МИШ-КА, ЛОШАДКА) В дальнейшем ритм можно усложнить (зай-чик СТЕ-ПА).

Далее дети упражнялись в игре на музыкальных инструментах. Дети знают названия всех инструментов, которые мы используем в игре. (колокольчики, погремушки, бубен, барабан). Отлично понимают жесты преподавателя во время их игры (пляшет зайчик – играет бубен, пляшет кошечка – играет колокольчик) Без сложностей осваивают, в какое время вступать, кто вступает первым и т. д.

В средней группе ввела упражнение «Построение ритмического рисунка». Познакомились с длительностями (долгий и короткий звук). Начиная с самых простых попевок (пе-ту-ШОК, пе-ту-ШОК, зо-ло-ТОЙ гре-бе-ШОК, дети выкладывают ритмический рисунок на магнитной доске из магнитных фигурок, на столе – из больших и маленьких пуговиц. А в дальнейшем могут «прочитать» (прохлопать, проиграть)заданный ритмический рисунок. Диапазон детских музыкальных инструментов постепенно расширяется. Дети овладевают приемами игры на металлофоне, ксилофоне, следят за звукоизвлечением, сольно исполняют песенки-ритмы (на одной нотке).

Постепенно задачи усложняются, соединяются пение и игра на музыкальных инструментах. Несложные попевки («Зайчик ты зайчик»; «Андрей воробей») дети проигрывают на музыкальных инструментах (барабане, бубне, металлофоне). В средней группе ввела упражнения «Стихи и палочки». Детям очень понравились игры с палочками. Эти упражнения можно проводить под счет, а через несколько занятий – без счёта, на внимание.

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

В старшей группе дети знакомятся с длительностями и паузами.

Дети могут прохлопать в ладоши ритм, а на паузу развести руки в стороны, выложить ритмическую формулу на магнитной доске из забавных фигурок (пауза-червячок).

Детям очень нравятся задания на творчество. Один ребенок придумывает свой ритм, выкладывает его (из палочек, пуговиц, фигурок, другой желающий этот рисунок прочитывает, прохлопывает, проигрывает на музыкальных инструментах (бубен, барабан, треугольник, металлофон, пианино, аккордеон).

В подготовительной группе продолжается знакомство с длительностями и паузами. Дети могут исполнять небольшие произведения в оркестре, они достаточно хорошо слышат друг друга, могут вовремя вступить. Ребята любят игру «Соло – тутти» (карты – партитуры для оркестрового исполнения, где роль дирижера исполняет ребенок.

Инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, флейты, треугольники, барабаны.

На протяжении всего времени с детьми старшей и подготовительной к школе групп проводилась работа на развитие чувства ритма на занятиях по речевому развитию (упражнения по развитию чувства ритма в движении и в изображении на плоскости).

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Повышение профессиональной компетенции воспитателей по созданию условий развития у дошкольников чувства ритмаобеспечивается через:

консультации по обогащению групповых музыкальных уголков средствами ритмического развития (проводятся с воспитателями всех групп дошкольного возраста 2 раза в год: в начале и в середине учебного года);

практикумы по разучиванию ритмических игр (проводятся с молодыми специалистами всех групп дошкольного возраста 1 раз в месяц в целях подготовки к музыкальных занятиям);

мастер-классы по организации «ритмических минуток» в режимных моментах (проводятся с воспитателями средней, старшей и подготовительной групп 1 раз в квартал);

семинары-практикумы «Развитие чувства ритма в движении и в изображении на плоскостях» (проводятся с воспитателями старшей и подготовительной групп в начале учебного года).

Реализуя технологию речевого развития детей 2-8 лет (авт. Т. И. Гризик, воспитателям в группах старшего дошкольного возраста необходимо проводить работу по подготовке детей к обучению письму, в том числе по подготовке к технике письма. Одним из содержательных блоков данной работы является развитие чувства ритма в движении и в изображении на плоскости. В ходе семинара-практикума воспитатели осваивают методику и последовательность проведения специальных ритмических упражнений для их последующего использования в работе по речевому развитию:

воспитатель прохлопывает простой ритм, ребёнок слушает и повторяет;

ребёнок прохлопывает ритм, воспитатель зарисовывает ритмический рисунок, этот рисунок подписывается и сохраняется;

«чтение» ритмического рисунка – дети воспроизводят ритм по ритмическим рисункам (своим и воспитателя) через хлопки, постукивание карандашом по плоскости, ладонью по коленке и пр. ;

работа с сеткой (клеткой): дети сначала выкладывают в определённом ритме (сначала по образцу, затем самостоятельно) геометрические фигуры и цветные полоски, затем вписывают линии (бордюры).

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Активизация образовательного потенциала семьи и развитиепедагогической компетентности родителей обеспечивается через:

информирование семьи об образовательной деятельности по развитию у детей чувства ритма музицировании);

консультативную поддержку родителей (законных представителей);

непосредственное вовлечение семьи в образовательную деятельность.

Информирование родителей осуществляется на родительском собрании в средней группе (выступление «Чувство ритма, его значение в развитии ребёнка»).

Консультативная поддержка обеспечивается в следующих формах:

«педагогическая гостиная» по теме «Развитие чувства ритма посредством игры на музыкальных инструментах»;

выставка инструментов для шумового оркестра «Весёлые шумелки»;

мастер-класс «Мастерим музыкальные инструменты всей семьёй».

Непосредственноеучастие родителей в образовательной деятельности осуществляется в следующих формах:

помощь в подготовке праздничных мероприятий;

участие в досуговых мероприятиях (совместные номера);

участие в конкурсе «Лучший музыкальный уголок».

«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

Разработана система совместной деятельности взрослого и детей в регламентирован-ных (на музыкальных занятиях, «ритмических минутках») и нерегламентированных формах.

Разработан комплект учебно-методических материалов,включающий:

перспективное планирование работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста;

картотека ритмических игр (по возрастным группам);

методические разработки образовательной деятельности (занятий);

дидактические средства (цифровые и на бумажных носителях): комплект дидактических каточек «Ритмические рисунки», «Карты-партитуры для оркестрового исполнения».

«Результативность профессионально-педагогической деятельности и достигнутые эффекты».

В качестве диагностического инструментария использовались:

показатели сформированности (чувства ритма) в разных возрастных периодах дошкольного возраста (О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова);

диагностические задания (И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева):

для детей средней группы (4-5 лет)«Андрей-воробей» (выложить на фланелеграфе ритмический рисунок «солнышками», прохлопать в ладоши, по коленям, по животику, проиграть на музыкальных инструментах);

для детей старшей группы (5-6 лет)«Тук-тук, молотком» (простучать кулачок о кулачок ритмический рисунок, «Белочка» (прохлопать в ладоши, простучать по коленям, по животику, проиграть на музыкальных инструментах);

для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)«Гусеница с паузами» (выложить на фланелеграфе ритмическую формулу, прохлопать в ладоши, проиграть на музыкальных инструментах, «С барабаном ходит ежик» (проиграть попевку на музыкальных инструментах).

Показателями сформированности у дошкольников чувства ритма (в элементарном музицировании) являются умения детей:

— в 5 лет (средняя группа):

правильно называть графические изображения звуков;

отхлопывать ритмические рисунки песенок;

правильно прохлопывать ритмические картинки;

играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах.

— в 6 лет (старшая группа):

прохлопывать ритмические песенки;

различать длительности в ритмических карточках;

играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы;

осмыслить понятие «пауза»;

выслушивать предложенный ритм до конца и повторять его;

— в 7 лет (подготовительная к школе группа):

ритмично играть на палочках, на разных инструментах по подгруппам, цепочкой;

самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами;

самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах;

придумывать различные ритмические формулы, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.

«Результативность профессионально-педагогической деятельности и достигнутые эффекты».

По результатам педагогической диагностики в начале и в конце учебного года прослеживается позитивная динамика сформированности чувства ритма:

у воспитанников средней группы (4-5 лет) с 19% до 57%;

у воспитанников старшей группы (5-6 лет) с 57% до 76%;

у воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) с 76% до 88%.

Таким образом, у большинства воспитанников (46 чел. из 52 чел.) сформировано чувство ритма музицировании).

«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»

Результаты педагогической деятельности были представлены в различных формах транслирования опыта:

публикация статьи в журнале «Технологии Образования» (№ 2 (4, 2019);

публикация методических материалов в сети образовательных сайтов «Учительский. сайт» проекта «Инфоурок»;

размещение методических материалов на международном образовательном портале maam.ru;

выступление на семинаре-практикуме для музыкальных руководителей «Использо-вание современных методов и приёмов в реализации задач музыкального образования по ритмике в соответствии с ФГОС ДО» (13.04.2018).

Адресная направленность опыта профессиональной деятельности: может быть использован в массовой практике музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций города Арзамаса, работающих с детьми дошкольного возраста.

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

2. Галянт, И. Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет: методическое пособие для специалистов ДОО / И. Г. Галянт. – М. : Просвещение, 2015. – 120 с. : ил. – (Радуга).

3. Каплунова, И. М. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей (Пособие + приложение) / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. –СПб: Композитор, 2005. – 76 с. – (Ладушки).

4. Костина, Э. П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музы-кального слуха у детей: звуковысотного, ритмического, тембрового,динамического: методическое пособие / Э. П. Костина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 212 с. : ил.

5. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. –Дубна: Феникс +, 2014. – 332 с.

6. Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах. – https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/14/razvitie-chuvstva-ritma-u-doshkolnikov-v-protsesse-obucheniya-igre-na

7. Развитие чувства ритма посредством творческого музицирования. – https://www.o-detstve.ru/users/39900/articles/164703-metodicheskie-rekomendacii-razvitie-chuvstva-ritma-posredstvom-tvorcheskogo-muzicirovaniya.html

8. Развитие чувства ритма и музицирование. Изобретательный характер в музыке. – https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-chuvstva-ritma-i-muzicirovanie-izobretatelnyi-harakter-v-muzyke.html

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детейИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детейМузыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детейМузыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детейОпыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детейРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Картинка про Что такое ритмический рисунок в музыке для детей. Фото Что такое ритмический рисунок в музыке для детейРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *