Что такое ритмико синтаксический параллелизм
Что такое синтаксический параллелизм: определение, функции, примеры
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Подчеркнуть определенную мысль, акцентировать внимание на связи между конструкциями, выразить экспрессию – всё это автор может сделать разными способами.
Однако достичь всех трех целей одновременно помогает синтаксический параллелизм. Это явление редко изучают в школе.
Более того, даже в университетском курсе синтаксиса для языковедов данной темы может не быть.
Тем интереснее узнать, что являет собой этой прием, как его использовать и где он будет уместен. Об этом и поговорим в нашей статье.
Что такое синтаксический параллелизм в языке и литературе
Начнем с определения. Согласно «Толковому переводоведческому словарю», который дает наиболее приближенное именно к лингвистике трактование:
«Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, высказываний или отрезков речи».
То есть речь идет о том, что в следующих друг за другом единицах синтаксиса слова, соотносимые с определенными частями речи и функциями члена предложения, должны стоять в одинаковом порядке. Это могут быть как словосочетания, так и предложения или более крупные конструкты.
Например, в строке Есенина «Синий туман, снеговое раздолье…» оба словосочетания построены по принципу «зависимое слово, определение + главное слово, определяемое».
«Большой энциклопедический словарь» говорит о том же явлении, но несколько шире. Литературоведы подают такой термин:
«Параллелизм в поэтике – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ».
Это более широкий термин, включающий не только синтаксический, но и ритмический, а также композиционный параллелизм.
Классификация
Поскольку данное явление может быть воплощено на разных уровнях, выделяют три вида в зависимости от типа языковой единицы, в котором он воплощен. Итак, бывает параллелизм:
Также в зависимости от того, насколько идеально выдержан порядок слов, выделяют полный (100% совпадение) и неполный (с отклонениями) синтаксический параллелизм.
По количеству повторяющихся элементов он может быть двучленным или многочленными (также называют сложным).
Также выделяются особые, неклассические формы синтаксического параллелизма:
Последние два варианта характеры в основном для русского фольклора, в других же текстах, за исключением поэзии, встречаются редко.
Функции
Синтаксический параллелизм используют авторы различных текстов. Это не только художественные произведения. Многие риторы применяют прием в своих выступлениях, а журналисты – в публицистике.
Он помогает достичь следующих целей:
Все эти функции могут быть применены в упомянутых выше текстах. Однако чаще всего данная фигура встречается все же в фольклоре. Ученые считают, что во все остальные направления литературы она перешла именно из народного творчества.
Примеры
В творчестве русских и зарубежных писателей можно найти много примеров синтаксического параллелизма. Например, читаем у С.А.Есенина:
«Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?»
Или у его предшественника М.Ю.Лермонтова:
«Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью…»
В романсах А.Н.Апухтина:
«Ты не согреешь этот холод,
Ты не осветишь эту тьму…»
Приведем несколько своих примеров для синтаксического параллелизма
Важно понимать, что единицы, на которых основана параллель, должны не только выполнять ту же роль в предложении, но и быть представителями одной части речи. К примеру, можно сказать: «Мне нравится пение, танцы и рисование». Но вот «Мне нравится пение, танцы и рисовать » уже не будет примером параллелизма.
Итак, сегодня мы раскрыли тему сложной фигуры языка, которая рассматривается на границе лингвистики и литературоведения. Узнали, что такое синтаксический параллелизм, каковы его функции и разновидности, а также рассмотрели примеры употребления.
Он часто встречается в эпических произведениях. Например, в финской «Калевале»: Шесть он зернышек находит, семь семян он поднимает.
Параллелизм в более поздней литературе становится сложнее, он может достигаться с помощью анафоры и эпифоры, симплоки, климакса (градации), антитезы, бессоюзия.
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.
Отрицательный синтаксический параллелизм
Отрицательный синтаксический параллелизм строится с употреблением частицы «не»:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Синтаксический параллелизм как риторический прием
Параллелизм часто используется в риторике и публицистике, чтобы подчеркнуть важную мысль, перечислить аргументы, показать общее и различия между явлениями. Большое внимание ему уделяли в античной риторике.
Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?
Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины
Нередко в публичных выступлениях ораторы используются параллели в виде анафоры (повторов в начале нескольких отрывков) или эпифоры (повторов в конце).
Синтаксический параллелизм в литературе. Примеры
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
М.Ю. Лермонтов
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
А.А. Фет
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н.А. Некрасов
Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.
Н.А. Заболоцкий
Что такое ритмико синтаксический параллелизм
стихотворной строчки. Строчка делится на две половины, причем связь этих двух половин обычно синтаксически оправдана.
Ритмико-синтаксический параллелизм проявляется в форме параллелизма отдельных частей предложения. Например довольно обычно разделение строки в четырехударном ямбе на три параллельных отрезка, причем параллелизм этот чисто синтаксического порядка.
«Без службы, без жены, без дел».
«Без слез, без жизни, без любви».
«Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека».
«И хлеб, и финик, и оливу».
Или деление на два параллельных отрезка:
«Дух отрицания, дух сомненья».
«Без упоений, без желаний».
И более сложное деление на три отрезка, причем параллельными являются только последние два.
«Забыл и славу, и врагов».
«Забыв и славу, и любовь».
«Забыв и небо, и закон».
«Давно без песен, без рыданий».
«И жил без горя, без забот».
Любопытна у Пушкина игра на различном членении строки в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
«Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви».
Наивное представление рисует себе стихотворную работу в следующем виде: поэт сначала пишет прозой свою мысль, а затем переставляет слова так, чтобы получился размер. Если какие-нибудь слова не влезают в размер, то переставляют их до тех пор, пока они не влезут, или же заменяют другими, более подходящими словами.
ДИНАМИКА РУССКОГО ЯМБА.
Что такое ритмико синтаксический параллелизм
Новый Леф, 1927, № 3
О. М. Брик заканчивает книгу по стиху под названием «Ритм и синтаксис».
В этом и в последующих номерах «Нового Лефа» будут помещены отдельные главы этой работы, интересные в методологическом отношении.
стр. 16/1
[илл.] 1. Снятие царских памятников (из архивов ЛЕФ’а) (памятник б. Александру III. Москва, Крапоткинская набережная).
Ритмический импульс
О стопе
Русский силлаботонический стих
Кривая интенсив
Ритмическая семантика
Ритм и синтаксис
Если мы возьмем две строфы:
1. «И недоверчиво и жадно
Смотрю я на твои цветы».
и 2. «И целомудренно и смело
До чресл сияю наготой».
то сразу ясно, что начинаются они с одного и того же синтаксического оборота и что строчки
«И недоверчиво и жадно» и
«И целомудренно и смело»
заключают в себе один и тот же ритмический ход и что этот ритмический ход одинаково зависит и от расположения ударений и пауз и от синтаксической структуры. Здесь мы имеем то, что я предлагаю назвать ритмико-синтаксической фигурой.
Непосредственно связь ритма с семантикой должна быть понята через ритмико-синтаксические фигуры. Если в данной строке мы с легкостью можем заменить какое-либо слово другим той же синтаксической
формы, мы меняем семантику и не изменяем ритмико-синтаксического целого; а эта ритмико-синтаксическая фигура и составляет основу стихотворной речи.
Это не значит, что семантика не влияет на ритмику. Так называемые логические ударения усиливают систему интенсив и пауз, но влияние это может быть легко отделено от первоначальной ритмико-синтаксической конфигурации.
О безразличном эпитете
«И недоверчиво и жадно» и
«И целомудренно и смело»
мы не имеем в каждом отдельном случае безразличного наречия, но при сопоставлении этих двух строк безразличие семантическое выступает вперед. Семантика как бы берется за скобки.
Новый Леф, 1927, № 5
стр. 33
Ритмико-синтаксический параллелизм
стихотворной строчки. Строчка делится на две половины, причем связь этих двух половин обычно синтаксически оправдана.
Ритмико-синтаксический параллелизм проявляется в форме параллелизма отдельных частей предложения. Например довольно обычно разделение строки в четырехударном ямбе на три параллельных отрезка, причем параллелизм этот чисто синтаксического порядка.
«Без службы, без жены, без дел».
«Без слез, без жизни, без любви».
«Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека».
«И хлеб, и финик, и оливу».
Или деление на два параллельных отрезка:
«Дух отрицания, дух сомненья».
«Без упоений, без желаний».
И более сложное деление на три отрезка, причем параллельными являются только последние два.
«Забыл и славу, и врагов».
«Забыв и славу, и любовь».
«Забыв и небо, и закон».
«Давно без песен, без рыданий».
«И жил без горя, без забот».
Любопытна у Пушкина игра на различном членении строки в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
«Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви».
Ритмико-синтаксический штамп
Наивное представление рисует себе стихотворную работу в следующем виде: поэт сначала пишет прозой свою мысль, а затем переставляет слова так, чтобы получился размер. Если какие-нибудь слова не влезают в размер, то переставляют их до тех пор, пока они не влезут, или же заменяют другими, более подходящими словами.
Динамика русского ямба
Новый Леф, 1927, № 6
Строка, как ритмико-синтаксическая единица
Ритмико-синтаксические фигуры четырехударного ямба
Сочетания из трех слов
Три слова, составляющие типовую строку четырехударного ямба, могут иметь различную синтаксическую природу. Они могут представлять собою вполне законченное предложение, могут представлять
Привычное словосочетание
Ритмическая структура четырехударной ямбической строки предопределяет количество слов в этой строке. Как уже было сказано, обычно это три слова, потому что ритмическая структура четырехударного ямба тяготеет к трехударности. А если требуются три логических ударения, то носителями этих ударений должны быть три слова или три словесных комплекса.
Что же это за три слова?
При кажущемся разнообразии стихотворной семантики в действительности эти три слова легко укладываются в несколько обычных словосочетаний. Например, словосочетание местоименного прилагательного, прилагательного и существительного. Если мы обозначим местоименное прилагательное через «а», прилагательное через «б», а имя существительное через «в», то получим следующие возможные сочетания:
«Мои студенческие годы».
«Твои лихие непогоды».
«Свои потерянные годы».
«Ланиты свежие твои».
«Душе неопытной моей».
«Любви возвышенной моей».
«Любви неконченной моей».
«Кипучей младости твоей».
«Лихая молодость моя».
«Великой родине своей». И т. д.
«Краса полуночной природы».
«Восторги вольного поэта».
«Остатки каменной стены».
«Порывы буйные страстей».
«Надежда творческая славы».
«Любви могущественный жар».
«Дерев безжизненная тень».
«Озер живые зеркала».
«Любви чарующая сила».
«Восторгов пламенная сила».
«Восторгов пламенных пора».
«Безделья вольного сыны».
«Лихие шалости любви».
«Железной волею Петра».
«Стихов гармония живая».
«Дождя потоки проливные».
«Реки течение ночное».
«Удары силы непощадной».
«Порывом страсти молодой».
«Минувших дней воспоминание».
«Живой мечты очаровение».
«При ярком месяца сиянии».
«И взор филолога угрюмый».
«Житейских бременем забот».
Или такая фигура: существительное плюс два существительных в родительном падеже, соединенных союзом «и».
«Певец Руслана и Людмилы».
«Раздолье Вакха и Свободы».
«В садах науки и свободы».
«Во имя родины и Бога».
Или существительное плюс два прилагательных, соединенных союзом «и».
«Любви не меткой и не славной».
«Души простой и близорукой».
«Богини скромной и веселой».
Или прилагательное плюс два существительных, соединенных союзом «и».
«Пустые взгляды и слова».
«Мои надежды и мечты».
«Мои товарищи и други».
«Моя надежда и забава».
Или существительное в родительном падеже плюс два существительных, соединенных союзом «и».
«Стихов гармония и сила».
«Любви восторги и жеманство».
Или глагол плюс два существительных, соединенных союзом «и».
«Валятся всадники и кони».
«Бегут надежды и мечты».
Та же фигура с существительными в винительном падеже.
«Взрывает воды и леса».
«Пугали старцев и младых».
«Я воспевал любовь и радость».
«Я обожал уста и очи».
готовый штамп, в котором едва ли можно внести какое-либо разнообразие. Этим объясняется, почему поэты, пишущие в настоящее время четырехударным ямбом, непременно и синтаксически и семантически впадают в подражание поэтам пушкинской и послепушкинской поры.
На какие темы, какими бы словами ни писать сейчас стихов, по скольку эти стихи будут написаны четырехударным ямбом, они непременно будут звучать, как стихи, написанные сто лет тому назад. Нельзя вырывать из ритмико-синтаксического и семантического комплекса отдельные элементы и пробовать сочетать их с другими, им чуждыми. Такого рода искусственное скрещивание никаких положительных результатов дать не может.
Параллелизм в литературе. Примеры
Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений.
В художественных произведениях для создания образной, яркой, привлекающей внимание читателей речи широко используются различные приемы и средства. К образно-выразительным средствам художественной речи относятся, в первую очередь, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Укажем некоторые из них:
Рассмотрим одну из фигур образной речи и узнаем, что такое параллелизм в художественной литературе.
Параллелизм — это…
Понятие «параллелизм» было известно древним грекам, которые использовали эту фигуру речи в риторике, где она обозначала прием повторения или сопоставления сходных элементов речи.
В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом». Этот термин знаком многим естественным наукам. Его используют математики, физики, биологи. В литературе им обозначают один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:
Параллелизм — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях речи, создающих единый поэтический образ.
В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Параллелизм тематический
В литературе наиболее распространен параллелизм тематический, в основе которого лежит принцип сопоставления двух явлений, близких по своему содержанию. Например, понаблюдаем, как мастерски его использует поэт М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В этом художественном произведении автор проводит образную параллель «тучки небесные — странники» и изгнанник, странник-поэт.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм свойственен тексту или его отдельным смежным частям, в которых предложения, следующие друг за другом, автор строит по одному и тому же синтаксическому принципу, например, соблюдая один и тот же порядок членов предложения:
Совсем скоро сойдет вода, покажется мокрая земля. Засияет солнце. Расцветут цветы. Распустятся молодые листики (Г. Ветрова).
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что что в его составе две и более синтаксические единицы имеют равное количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
Синтаксический параллелизм бывает неполным, например:
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь.
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов
И вы не расслышали слов.
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
М. А. Светлов. В разведке.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
С. Есенин. Письмо матери.
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Параллелизм в народной песне
Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д. Наиболее распространенным видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:
Как светил да светил месяц по полуночи,
Светил в половину,
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины…
Здесь синтаксический параллелизм сочетается с анафорой. Понаблюдаем за использованием параллелизма в народной песне:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
Отрицательный параллелизм
Наряду с прямым параллелизмом в своем творчестве поэты используют параллелизм отрицательный, восприняв этот прием из народной песни. Отрицательный параллелизм строится так, что первый ряд в поэтическом сравнении начинается с частицы «не».
Например, читаем у А. С. Пушкина:
Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайным тихим светом
Напоил мои глаза.