Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Что такое синтаксический параллелизм: определение, функции, примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Подчеркнуть определенную мысль, акцентировать внимание на связи между конструкциями, выразить экспрессию – всё это автор может сделать разными способами.

Однако достичь всех трех целей одновременно помогает синтаксический параллелизм. Это явление редко изучают в школе.

Более того, даже в университетском курсе синтаксиса для языковедов данной темы может не быть.

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Тем интереснее узнать, что являет собой этой прием, как его использовать и где он будет уместен. Об этом и поговорим в нашей статье.

Что такое синтаксический параллелизм в языке и литературе

Начнем с определения. Согласно «Толковому переводоведческому словарю», который дает наиболее приближенное именно к лингвистике трактование:

«Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, высказываний или отрезков речи».

То есть речь идет о том, что в следующих друг за другом единицах синтаксиса слова, соотносимые с определенными частями речи и функциями члена предложения, должны стоять в одинаковом порядке. Это могут быть как словосочетания, так и предложения или более крупные конструкты.

Например, в строке Есенина «Синий туман, снеговое раздолье…» оба словосочетания построены по принципу «зависимое слово, определение + главное слово, определяемое».

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

«Большой энциклопедический словарь» говорит о том же явлении, но несколько шире. Литературоведы подают такой термин:

«Параллелизм в поэтике – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ».

Это более широкий термин, включающий не только синтаксический, но и ритмический, а также композиционный параллелизм.

Классификация

Поскольку данное явление может быть воплощено на разных уровнях, выделяют три вида в зависимости от типа языковой единицы, в котором он воплощен. Итак, бывает параллелизм:

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Также в зависимости от того, насколько идеально выдержан порядок слов, выделяют полный (100% совпадение) и неполный (с отклонениями) синтаксический параллелизм.

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

По количеству повторяющихся элементов он может быть двучленным или многочленными (также называют сложным).

Также выделяются особые, неклассические формы синтаксического параллелизма:

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Последние два варианта характеры в основном для русского фольклора, в других же текстах, за исключением поэзии, встречаются редко.

Функции

Синтаксический параллелизм используют авторы различных текстов. Это не только художественные произведения. Многие риторы применяют прием в своих выступлениях, а журналисты – в публицистике.

Он помогает достичь следующих целей:

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Все эти функции могут быть применены в упомянутых выше текстах. Однако чаще всего данная фигура встречается все же в фольклоре. Ученые считают, что во все остальные направления литературы она перешла именно из народного творчества.

Примеры

В творчестве русских и зарубежных писателей можно найти много примеров синтаксического параллелизма. Например, читаем у С.А.Есенина:

«Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?»

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Или у его предшественника М.Ю.Лермонтова:

«Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью…»

В романсах А.Н.Апухтина:

«Ты не согреешь этот холод,
Ты не осветишь эту тьму…»

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Приведем несколько своих примеров для синтаксического параллелизма

Важно понимать, что единицы, на которых основана параллель, должны не только выполнять ту же роль в предложении, но и быть представителями одной части речи. К примеру, можно сказать: «Мне нравится пение, танцы и рисование». Но вот «Мне нравится пение, танцы и рисовать » уже не будет примером параллелизма.

Итак, сегодня мы раскрыли тему сложной фигуры языка, которая рассматривается на границе лингвистики и литературоведения. Узнали, что такое синтаксический параллелизм, каковы его функции и разновидности, а также рассмотрели примеры употребления.

Источник

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Он часто встречается в эпических произведениях. Например, в финской «Калевале»: Шесть он зернышек находит, семь семян он поднимает.

Параллелизм в более поздней литературе становится сложнее, он может достигаться с помощью анафоры и эпифоры, симплоки, климакса (градации), антитезы, бессоюзия.

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.

Отрицательный синтаксический параллелизм

Отрицательный синтаксический параллелизм строится с употреблением частицы «не»:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.

Синтаксический параллелизм как риторический прием

Параллелизм часто используется в риторике и публицистике, чтобы подчеркнуть важную мысль, перечислить аргументы, показать общее и различия между явлениями. Большое внимание ему уделяли в античной риторике.

Доко­ле же ты, Кати­ли­на, будешь зло­употреб­лять нашим тер­пе­ни­ем? Как дол­го еще ты, в сво­ем бешен­стве, будешь изде­вать­ся над нами? До каких пре­де­лов ты будешь кичить­ся сво­ей дер­зо­стью, не знаю­щей узды?

Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины

Нередко в публичных выступлениях ораторы используются параллели в виде анафоры (повторов в начале нескольких отрывков) или эпифоры (повторов в конце).

Синтаксический параллелизм в литературе. Примеры

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
М.Ю. Лермонтов

Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
А.А. Фет

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н.А. Некрасов

Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.
Н.А. Заболоцкий

Источник

Что такое ритмико синтаксический параллелизм

стихотворной строчки. Строчка делится на две половины, причем связь этих двух половин обычно синтаксически оправдана.
Ритмико-синтаксический параллелизм проявляется в форме параллелизма отдельных частей предложения. Например довольно обычно разделение строки в четырехударном ямбе на три параллельных отрезка, причем параллелизм этот чисто синтаксического порядка.

«Без службы, без жены, без дел».
«Без слез, без жизни, без любви».
«Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека».
«И хлеб, и финик, и оливу».

Или деление на два параллельных отрезка:

«Дух отрицания, дух сомненья».
«Без упоений, без желаний».

И более сложное деление на три отрезка, причем параллельными являются только последние два.

«Забыл и славу, и врагов».
«Забыв и славу, и любовь».
«Забыв и небо, и закон».
«Давно без песен, без рыданий».
«И жил без горя, без забот».

Любопытна у Пушкина игра на различном членении строки в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

«Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви».

Наивное представление рисует себе стихотворную работу в следующем виде: поэт сначала пишет прозой свою мысль, а затем переставляет слова так, чтобы получился размер. Если какие-нибудь слова не влезают в размер, то переставляют их до тех пор, пока они не влезут, или же заменяют другими, более подходящими словами.

ДИНАМИКА РУССКОГО ЯМБА.

Источник

Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Новый Леф, 1927, № 3

О. М. Брик заканчивает книгу по стиху под названием «Ритм и синтаксис».
В этом и в последующих номерах «Нового Лефа» будут помещены отдельные главы этой работы, интересные в методологическом отношении.

стр. 16/1
[илл.] 1. Снятие царских памятников (из архивов ЛЕФ’а) (памятник б. Александру III. Москва, Крапоткинская набережная).

Ритмический импульс

О стопе

Русский силлаботонический стих

Кривая интенсив

Ритмическая семантика

Ритм и синтаксис

Если мы возьмем две строфы:

1. «И недоверчиво и жадно
Смотрю я на твои цветы».

и 2. «И целомудренно и смело
До чресл сияю наготой».

то сразу ясно, что начинаются они с одного и того же синтаксического оборота и что строчки

«И недоверчиво и жадно» и
«И целомудренно и смело»

заключают в себе один и тот же ритмический ход и что этот ритмический ход одинаково зависит и от расположения ударений и пауз и от синтаксической структуры. Здесь мы имеем то, что я предлагаю назвать ритмико-синтаксической фигурой.
Непосредственно связь ритма с семантикой должна быть понята через ритмико-синтаксические фигуры. Если в данной строке мы с легкостью можем заменить какое-либо слово другим той же синтаксической

формы, мы меняем семантику и не изменяем ритмико-синтаксического целого; а эта ритмико-синтаксическая фигура и составляет основу стихотворной речи.
Это не значит, что семантика не влияет на ритмику. Так называемые логические ударения усиливают систему интенсив и пауз, но влияние это может быть легко отделено от первоначальной ритмико-синтаксической конфигурации.

О безразличном эпитете

«И недоверчиво и жадно» и
«И целомудренно и смело»

мы не имеем в каждом отдельном случае безразличного наречия, но при сопоставлении этих двух строк безразличие семантическое выступает вперед. Семантика как бы берется за скобки.

Новый Леф, 1927, № 5
стр. 33

Ритмико-синтаксический параллелизм

стихотворной строчки. Строчка делится на две половины, причем связь этих двух половин обычно синтаксически оправдана.
Ритмико-синтаксический параллелизм проявляется в форме параллелизма отдельных частей предложения. Например довольно обычно разделение строки в четырехударном ямбе на три параллельных отрезка, причем параллелизм этот чисто синтаксического порядка.

«Без службы, без жены, без дел».
«Без слез, без жизни, без любви».
«Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека».
«И хлеб, и финик, и оливу».

Или деление на два параллельных отрезка:

«Дух отрицания, дух сомненья».
«Без упоений, без желаний».

И более сложное деление на три отрезка, причем параллельными являются только последние два.

«Забыл и славу, и врагов».
«Забыв и славу, и любовь».
«Забыв и небо, и закон».
«Давно без песен, без рыданий».
«И жил без горя, без забот».

Любопытна у Пушкина игра на различном членении строки в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

«Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви».

Ритмико-синтаксический штамп

Наивное представление рисует себе стихотворную работу в следующем виде: поэт сначала пишет прозой свою мысль, а затем переставляет слова так, чтобы получился размер. Если какие-нибудь слова не влезают в размер, то переставляют их до тех пор, пока они не влезут, или же заменяют другими, более подходящими словами.

Динамика русского ямба

Новый Леф, 1927, № 6

Строка, как ритмико-синтаксическая единица

Ритмико-синтаксические фигуры четырехударного ямба

Сочетания из трех слов

Три слова, составляющие типовую строку четырехударного ямба, могут иметь различную синтаксическую природу. Они могут представлять собою вполне законченное предложение, могут представлять

Привычное словосочетание

Ритмическая структура четырехударной ямбической строки предопределяет количество слов в этой строке. Как уже было сказано, обычно это три слова, потому что ритмическая структура четырехударного ямба тяготеет к трехударности. А если требуются три логических ударения, то носителями этих ударений должны быть три слова или три словесных комплекса.
Что же это за три слова?
При кажущемся разнообразии стихотворной семантики в действительности эти три слова легко укладываются в несколько обычных словосочетаний. Например, словосочетание местоименного прилагательного, прилагательного и существительного. Если мы обозначим местоименное прилагательное через «а», прилагательное через «б», а имя существительное через «в», то получим следующие возможные сочетания:

«Мои студенческие годы».
«Твои лихие непогоды».
«Свои потерянные годы».

«Ланиты свежие твои».
«Душе неопытной моей».
«Любви возвышенной моей».
«Любви неконченной моей».

«Кипучей младости твоей».
«Лихая молодость моя».
«Великой родине своей». И т. д.

«Краса полуночной природы».
«Восторги вольного поэта».
«Остатки каменной стены».

«Порывы буйные страстей».
«Надежда творческая славы».

«Любви могущественный жар».
«Дерев безжизненная тень».
«Озер живые зеркала».
«Любви чарующая сила».
«Восторгов пламенная сила».

«Восторгов пламенных пора».
«Безделья вольного сыны».

«Лихие шалости любви».
«Железной волею Петра».

«Стихов гармония живая».
«Дождя потоки проливные».
«Реки течение ночное».

«Удары силы непощадной».
«Порывом страсти молодой».

«Минувших дней воспоминание».
«Живой мечты очаровение».

«При ярком месяца сиянии».

«И взор филолога угрюмый».

«Житейских бременем забот».

Или такая фигура: существительное плюс два существительных в родительном падеже, соединенных союзом «и».

«Певец Руслана и Людмилы».
«Раздолье Вакха и Свободы».
«В садах науки и свободы».
«Во имя родины и Бога».

Или существительное плюс два прилагательных, соединенных союзом «и».

«Любви не меткой и не славной».
«Души простой и близорукой».
«Богини скромной и веселой».

Или прилагательное плюс два существительных, соединенных союзом «и».

«Пустые взгляды и слова».
«Мои надежды и мечты».
«Мои товарищи и други».
«Моя надежда и забава».

Или существительное в родительном падеже плюс два существительных, соединенных союзом «и».

«Стихов гармония и сила».
«Любви восторги и жеманство».

Или глагол плюс два существительных, соединенных союзом «и».

«Валятся всадники и кони».
«Бегут надежды и мечты».

Та же фигура с существительными в винительном падеже.

«Взрывает воды и леса».
«Пугали старцев и младых».
«Я воспевал любовь и радость».
«Я обожал уста и очи».

готовый штамп, в котором едва ли можно внести какое-либо разнообразие. Этим объясняется, почему поэты, пишущие в настоящее время четырехударным ямбом, непременно и синтаксически и семантически впадают в подражание поэтам пушкинской и послепушкинской поры.
На какие темы, какими бы словами ни писать сейчас стихов, по скольку эти стихи будут написаны четырехударным ямбом, они непременно будут звучать, как стихи, написанные сто лет тому назад. Нельзя вырывать из ритмико-синтаксического и семантического комплекса отдельные элементы и пробовать сочетать их с другими, им чуждыми. Такого рода искусственное скрещивание никаких положительных результатов дать не может.

Источник

Параллелизм в литературе. Примеры

Параллелизм в лите­ра­ту­ре — это тож­де­ствен­ное или оди­на­ко­вое син­так­си­че­ское постро­е­ние отрез­ков тек­ста или пред­ло­же­ний.

В худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях для созда­ния образ­ной, яркой, при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние чита­те­лей речи широ­ко исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные при­е­мы и сред­ства. К образно-выразительным сред­ствам худо­же­ствен­ной речи отно­сят­ся, в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры. Укажем неко­то­рые из них:

Рассмотрим одну из фигур образ­ной речи и узна­ем, что такое парал­ле­лизм в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре.

Параллелизм — это…

Понятие «парал­ле­лизм» было извест­но древним гре­кам, кото­рые исполь­зо­ва­ли эту фигу­ру речи в рито­ри­ке, где она обо­зна­ча­ла при­ем повто­ре­ния или сопо­став­ле­ния сход­ных эле­мен­тов речи.

В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка сло­во parallelos бук­валь­но зна­чит «иду­щий рядом». Этот тер­мин зна­ком мно­гим есте­ствен­ным нау­кам. Его исполь­зу­ют мате­ма­ти­ки, физи­ки, био­ло­ги. В лите­ра­ту­ре им обо­зна­ча­ют один из при­е­мов поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в сопо­став­ле­нии двух явле­ний путем парал­лель­но­го изоб­ра­же­ния. Такое сопо­став­ле­ние под­чер­ки­ва­ет сход­ство или раз­ли­чие реа­лий дей­стви­тель­но­сти и в то же вре­мя сооб­ща­ет поэ­ти­че­ской речи осо­бен­ную выра­зи­тель­ность, кото­рая воз­дей­ству­ет на чита­те­ля соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста про­из­ве­де­ния эта фигу­ра речи име­ет самое раз­но­об­раз­ное при­ме­не­ние, назна­че­ние и смысл.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое парал­ле­лизм в лите­ра­ту­ре, дает­ся в Википедии:

Параллелизм — рито­ри­че­ская фигу­ра, пред­став­ля­ю­щая собой рас­по­ло­же­ние тож­де­ствен­ных или сход­ных по грам­ма­ти­че­ской и семан­ти­че­ской струк­ту­ре эле­мен­тов речи в смеж­ных частях речи, созда­ю­щих еди­ный поэ­ти­че­ский образ.

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

В худо­же­ствен­ной речи парал­лель­ны­ми эле­мен­та­ми могут быть отдель­ные зву­ки, сло­ва, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния или части пред­ло­же­ний.

Параллелизм тематический

В лите­ра­ту­ре наи­бо­лее рас­про­стра­нен парал­ле­лизм тема­ти­че­ский, в осно­ве кото­ро­го лежит прин­цип сопо­став­ле­ния двух явле­ний, близ­ких по сво­е­му содер­жа­нию. Например, пона­блю­да­ем, как мастер­ски его исполь­зу­ет поэт М.Ю. Лермонтов в сти­хо­тво­ре­нии «Тучи»:

Тучки небес­ные, веч­ные стран­ни­ки!
Степью лазур­ною, цепью жем­чуж­ною
Мчитесь вы, буд­то как я же, изгнан­ни­ки
С мило­го севе­ра в сто­ро­ну южную.

В этом худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии автор про­во­дит образ­ную парал­лель «туч­ки небес­ные — стран­ни­ки» и изгнан­ник, странник-поэт.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический парал­ле­лизм свой­стве­нен тек­сту или его отдель­ным смеж­ным частям, в кото­рых пред­ло­же­ния, сле­ду­ю­щие друг за дру­гом, автор стро­ит по одно­му и тому же син­так­си­че­ско­му прин­ци­пу, напри­мер, соблю­дая один и тот же поря­док чле­нов пред­ло­же­ния:

Совсем ско­ро сой­дет вода, пока­жет­ся мок­рая зем­ля. Засияет солн­це. Расцветут цве­ты. Распустятся моло­дые листи­ки (Г. Ветрова).

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Полный син­так­си­че­ский парал­ле­лизм харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что что в его соста­ве две и более син­так­си­че­ские еди­ни­цы име­ют рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных ком­по­нен­тов:

В лоб цело­вать — забо­ту сте­реть.
В лоб целую.
В гла­за цело­вать — бес­сон­ни­цу снять.
В гла­за целую.

Синтаксический парал­ле­лизм быва­ет непол­ным, напри­мер:

В огром­ном горо­де моём — ночь.
Из дома сон­но­го — прочь.

Примеры синтаксического параллелизма в литературе

Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива,
И све­жий лес шумит при зву­ке ветер­ка,
И пря­чет­ся в саду мали­но­вая сли­ва
Под тенью сла­дост­ной зеле­но­го лист­ка.

Тогда сми­ря­ет­ся души моей тре­во­га,
Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, —
И сча­стье я могу постиг­нуть на зем­ле,
И в небе­сах я вижу бога.

М. Ю. Лермонтов. Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива

Я был вам зве­ня­щей стру­ной,
Я был вам цве­ту­щей вес­ной,
Но вы не хоте­ли цве­тов
И вы не рас­слы­ша­ли слов.

Как мы шли в ноч­ную сырость,
Как бежа­ли мы сквозь тьму —
Мы не ска­жем коман­ди­ру,
Не рас­ска­жем нико­му.

М. А. Светлов. В раз­вед­ке.

И молить­ся не учи меня. Не надо!
К ста­ро­му воз­вра­та боль­ше нет.
Ты одна мне помощь и отра­да,
Ты одна мне неска­зан­ный свет.

С. Есенин. Письмо мате­ри.

Мы любим всё — и жар холод­ных числ,
И дар боже­ствен­ных виде­ний,
Нам внят­но всё — и ост­рый галль­ский смысл,
И сумрач­ный гер­ман­ский гений…

Параллелизм в народной песне

Параллелизм раз­лич­ных видов харак­те­рен для уст­но­го народ­но­го твор­че­ства — народ­ной пес­ни, частуш­ки и т. д. Наиболее рас­про­стра­нен­ным видом парал­ле­лиз­ма в народ­ном твор­че­стве явля­ет­ся сопо­став­ле­ние явле­ний при­ро­ды с собы­ти­я­ми чело­ве­че­ской жиз­ни:

Как све­тил да све­тил месяц по полу­но­чи,
Светил в поло­ви­ну,
Как ска­кал да ска­кал один доб­рый моло­дец
Без вер­ной дру­жи­ны…

Здесь син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с ана­фо­рой. Понаблюдаем за исполь­зо­ва­ни­ем парал­ле­лиз­ма в народ­ной песне:

Раскудрявая берез­ка,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ретиво моё сер­деч­ко,
Горя нет, а ты болишь…

Отрицательный параллелизм

Наряду с пря­мым парал­ле­лиз­мом в сво­ем твор­че­стве поэты исполь­зу­ют парал­ле­лизм отри­ца­тель­ный, вос­при­няв этот при­ем из народ­ной пес­ни. Отрицательный парал­ле­лизм стро­ит­ся так, что пер­вый ряд в поэ­ти­че­ском срав­не­нии начи­на­ет­ся с части­цы «не».

Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Смотреть картинку Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Картинка про Что такое ритмико синтаксический параллелизм. Фото Что такое ритмико синтаксический параллелизм

Например, чита­ем у А. С. Пушкина:

Не стая воро­нов сле­та­лась
На гру­ды тле­ю­щих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шай­ка соби­ра­лась…

Не ветер бушу­ет над бором,
Не с гор побе­жа­ли ручьи,
Мороз-воевода дозо­ром
Обходит вла­де­нья свои.

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.

Не напрас­но дули вет­ры,
Не напрас­но шла гро­за.
Кто-то тай­ным тихим све­том
Напоил мои гла­за.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *