Что такое ритмослоги в сольфеджио
Виды ритма в музыке
Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз самой разной продолжительности. Вариантов ритмических рисунков, которые могли бы образоваться в таком движении, очень много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным. На этой страничке мы рассмотрим лишь некоторые, особые ритмические фигуры.
1. Движение ровными длительностями
Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем чаще всего это движением восьмыми, шестнадцатыми или триолями. Следует отметить, что подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.
Пример №1 «Слушаем Бетховена». Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует. Может быть, за это ее так любят миллионы людей на Земле?
Другой образец из музыки того же композитора – Скерцо – вторая часть прославленной Девятой симфонии, где после краткого энергичного громоподобного вступления мы слышим «дождь» ровных четвертных нот в очень быстром темпе и в трехдольном размере.
Пример №2 «Прелюдии Баха». Не только в музыке Бетховена встречается прием ровного ритмического движения. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке Баха, во многих его прелюдиях из «Хорошо темперированного клавира».
В качестве иллюстрации представим вам Прелюдию До мажор из первого тома ХТК, где ритмическое развитие построено на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот.
Еще один показательный случай – Прелюдия ре минор из того же первого тома ХТК. Здесь сочетаются сразу два типа моноритмического движения – четкие восьмые в басу и шестнадцатые-триоли по звукам аккордов в верхних голосах.
Пример №3 «Современная музыка». Ритм ровными длительностями встречается у многих классических композиторов, но особую любовь к такому виду движения проявили сочинители «современной» музыки. Мы сейчас имеем в виду, саундтреки ко популярным фильмам, ряд песенных композиций. В их музыке можно услышать примерно такие биения:
2. Пунктирный ритм
В переводе с немецкого слово «пункт» значит «точка». Пунктирный ритм – это ритм с точкой. Как известно, точка относится к знакам, увеличивающим длительности нот. То есть точка удлиняет ноту, рядом с которой она стоит, ровно наполовину. Часто после ноты с точкой следует другая, короткая нота. И вот как раз именно за сочетанием долгой ноты с точкой и короткой после нее закрепилось название пунктирный ритм.
Давайте сформулируем полное определение рассматриваемому нами понятию. Итак, пунктирный ритм – это ритмическая фигура из долгой ноты с точкой (на сильном времени) и следующей за ней короткой нотой (на слабом времени). Причем, как правило, соотношение долгого и короткого звуков бывает 3 к 1. Например: половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая и т.д.
Но, надо сказать, что в музыке вторая, то есть короткая нота чаще всего является как бы замахом к следующей длинной ноте. По звучанию получается что-то наподобие «та-Дам, та-Дам», если выразить это в слогах.
Пример №4 «Снова Бах». Пунктирный ритм, составленный мелкими длительностями – восьмыми, шестнадцатыми – обычно звучит остро, напряженно, повышает экспрессию музыки. В качестве примера предлагаем вам послушать начало Прелюдии соль минор Баха из второго тома ХТК, которая целиком пронизана острыми пунктирными ритмами, которых здесь несколько видов.
Пример №5 «Мягкий пунктир». Не всегда пунктир звучит остро. В тех случаях, когда пунктирный ритм образуют более-менее крупные длительности, острота его смягчается и звучание получается мягким. Так, например, в Вальсе из «Детского альбома» Чайковского. Пунктированная нота приходится на синкопу после паузы, что делает общее движение еще более плавным, растянутым.
3. Ломбардский ритм
Ломбардский ритм – то же, что и пунктирный ритм, только наоборот, то есть в обращенном виде. В фигуре ломбардского ритма короткая нота помещена на сильном времени, а нота с точкой – на слабом. Звучит очень остро, если он составлен мелкими длительностями (является к тому же разновидностью синкопы). Однако острота данной ритмической фигуры по характеру не тяжелая, не драматическая, не угрожающая, как у пунктира. Часто она, наоборот, встречается в музыке легкой, грациозной. Там эти ритмы сверкают словно искорки.
Пример №6 «Ломбардский ритм в сонате Гайдна». Ломбардский ритм встречается в музыке композиторов разных эпох и стран. А мы в качестве примера предлагаем вам фрагмент фортепианной сонаты Гайдна, где названный вид ритма звучит продолжительное время.
4. Затакт
Пример №7 «Новогодняя песня». Текст известной новогодней песни «В лесу родилась елочка» начинается с безударного слога «В ле», соответственно, безударный слог в мелодии должен приходиться на слабое время, а ударный слог «су» – на сильное. Вот и получается, что начинается песня еще до наступления сильной доли, то есть слог «В ле» остается за тактом (до начала первого такта, до первой сильной доли).
Пример №8 «Государственный гимн». Еще один характерный пример – современный российский гимн «Россия – священная наша держава» по тексту также начинается с безударного слога, а по мелодии – с затакта. Кстати, в музыке гимна много раз повторяется фигура уже знакомого вам пунктирного ритма, который прибавляет музыке торжественности.
Важно знать, что затакт не является самостоятельным полноценным тактом, время для его музыки заимствуется (занимается) из самого последнего такта произведения, который, соответственно, остается неполным. Но вместе, в сумме затакт и последний такт образуют один полный нормальный такт.
5. Синкопа
ЧИТАТЬ ПРО СИНКОПЫ – ЗДЕСЬ
Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?
Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.
Что такое ритм в музыке?
Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.
Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.
Почему ритм является основой музыки?
Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.
Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.
Как отмеряется музыкальное время?
Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.
Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.
В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.
Сильные и слабые удары пульса
Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.
Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.
Что такое музыкальный метр?
Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.
ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.
ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.
Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.
Числовое выражение метра
Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).
Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.
Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.
Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.
Как развить чувство ритма у детей и взрослых?
Прежде всего, нужно понять, что развить чувство именно музыкального ритма не получится в отрыве от практики. Другими словами, нужно развивать его в процессе музыкальных занятий при помощи специальных упражнений и приемов, которые мы чуть ниже рассмотрим.
Другое дело, что есть также и такие виды деятельности, которые способствуют, то есть могут помочь воспитанию чувства ритма, несмотря на то, что непосредственно не относятся к музыкальной практике. Их мы тоже рассмотрим отдельно.
Развитие чувства ритма при занятиях музыкой
На воспитание чувства ритма можно направить самые разные виды музыкальной деятельности: изучение теоретической базы, игра на инструменте и пение, переписывание нот, дирижирование и др. Рассмотрим основные способы, которые посвящены этой проблеме.
ДЕЛО №1 «ВОСПИТАНИЕ МОЗГОВ». Чувство ритма – это не просто чувство, это еще и определенный способ мышления. Поэтому чрезвычайно важно постепенно привести ребенка (а взрослому – прийти самому) к осознанию явлений ритма с точки зрения музыкальной теории. Что тут самое важное? Важны понятия пульса, метра, музыкального размера, знание длительностей нот и пауз. В выполнении данной задачи вам помогут следующие материалы (нажимайте на названия – будут открываться новые странички):
ДЕЛО №2 «СЧЕТ ВСЛУХ». Этот способ широко применяется учителями музыкальных школ, причем как на начальном этапе, так и со старшими детьми. В чем суть метода?
Ученик вслух ведет счет долей в такте в соответствии с размером. Если размер 2/4, значит, счет идет так: «раз-и, два-и». Если размер 3/4, то, соответственно считать нужно до трех: «раз-и, два-и, три-и». Если размер такта выставлен 4/4, тогда и считаем до четырех: «раз-и, два-и, три-и, четыре-и».
В то же самое время, точно так же просчитываются различные музыкальные длительности и паузы. Целая считается на четыре, половинная нота или пауза занимает две доли, четвертная- одну, восьмая – половинку доли (то есть их две штуки можно сыграть на долю: одна играется, например, на «раз», а вторая – на «и»).
И таким образом, равномерный размерный счет и счет длительностей совмещается. Если регулярно и качественно использовать данный метод при разучивании произведений, то ученик постепенно привыкнет к ритмичной игре. Вот пример такого совмещения:
ДЕЛО №3 «РИТМОСЛОГИ». Этот способ развития ритмического чувства очень эффективный, он применяется обычно в 1-2 классах на уроках сольфеджио, но можно заниматься этим и дома в любом возрасте. Детям объясняют, что в мелодии есть длинные и короткие звуки, для которых подбираются похожие по длительности ритмо-слоги.
Например, всякий раз, когда в нотах попадается четвертная нота, предлагается говорить слог «та», когда восьмая – слог «ти», две восьмых подряд – «ти-ти». Половинная нота – говорим растянутый слог «та-ам» (как бы показывая, что нота длинная и состоит из двух четвертей). Это очень удобно!
Как с этим работать? Берем какую-нибудь мелодию, например, мелодию известной песни М. Карасева «Маленькой ёлочке холодно зимой». Можно взять пример и проще или сложнее, как вам угодно. И дальше работа строится в таком порядке:
Что у нас получается? Первый такт: та, ти-ти. Второй такт: та, ти-ти. Третий: ти-ти, ти-ти. Четвертый: та-ам. Разбираем таким вот образом мелодию до конца.
Кстати, при желании можно использовать и любые другие подходящие ритмические слоги. Например, это могут быть звуки часов: «тик-так» (две восьмушки), «тики-таки» (четыре шестнадцатых ноты), «бом» (четверти или половинные) и т.д.
ДЕЛО №4 «ДИРИЖИРОВАНИЕ». Дирижирование удобно применять при пении мелодий, оно в таком случае заменяет собой счет вслух. Но у дирижерского жеста есть еще одно преимущество по сравнению с другими способами развития ритма: он связан с пластикой, с движением. И именно поэтому дирижирование чрезвычайно полезно не только тем, кто поет, но и тем, кто играет на любом инструменте, поскольку воспитывает точность движения и волю.
Ведь часто бывает так, что ребенок понимает ритм и слухом, и умом, и глазами, но сыграть верно не может из-за того, что не отработана координация между слухом и действием (движениями рук при игре на инструменте). Вот этот недостаток как раз легко выправляется с помощью дирижирования.
ПОДРОБНЕЕ О ДИРИЖИРОВАНИИ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ДЕЛО №5 «МЕТРОНОМ». Метроном – это специальный прибор, который отбивает музыкальный пульс в выбранном темпе. Метрономы бывают разные: лучше всех и дороже – старые механические заводные со шкалой и грузиком. Есть аналоги – электрические метрономы или цифровые (в виде приложения для смартфона или программы для компьютера).
Метроном применяют на разных этапах обучения, но преимущественно в работе со старшими детьми и студентами. Какова цель? Метроном включают для того, чтобы учащийся лучше слышал биение пульса, что позволяет ему играть все время в одном темпе: не ускорять его и не замедлять.
Особенно плохо, когда ученик ускоряет темп (без метронома он может этого и не почувствовать). Почему это плохо? Потому что в таком случае он не доигрывает определенные доли, не выдерживает паузы, не выигрывает какие-то ритмические фигуры, съедает их, комкает (особенно шестнадцатые ноты на последних долях такта).
В результате произведение не только искажается ритмично, страдает и качество его исполнения – рано или поздно ускорение приводит к тому, что произведение «забалтывается», в нем теряется ясность, а также появляются технические ошибки (остановки, не получаются пассажи и т.д.). Происходит это все оттого, что при ускорении музыкант не позволяет себе нормально дышать, он напрягается, излишне напрягаются и его руки, что приводит к срывам.
ДЕЛО №6 «ПОДТЕКСТОВКА». Разучивание мелодий с текстом или подбор слов, текста под музыку тоже является хорошим способом воспитания ритмичной игры. Ритмическое чувство здесь развивается благодаря выразительности словесного текста, который тоже имеет ритм. Тем более, что ритм слов более знаком людям, чем ритм музыкальный.
Как применять этот метод? Обычно в песнях остановки на длинных нотах приходятся на те же моменты, когда подобные остановки происходят в тексте. Есть два пути, любой из них эффективен:
Кроме того, подтекстовка часто помогает освоить какие-то сложные ритмические фигуры, например квинтоли. Подробнее про исполнение квинтолей и других необычных ритмов можно прочитать в статье, посвященной видам ритмического деления.
ВИДЫ РИТМИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Занятия, способствующие развитию чувства ритма
Как мы уже отметили выше, если такие занятия, которые напрямую не касаются музыки, но помогают в воспитании чувства ритма детям и взрослым. К числу таких видов деятельности можно отнести математику, чтение стихов, физкультурные упражнения, хореографию. Рассмотрим подробнее все, что мы назвали.
МАТЕМАТИКА. Математика, как известно, помогает развитию логического мышления. Даже простейшие арифметические действия, которые отрабатываются детьми в 1-2 классе, существенно повышают чувство пропорций и симметрии. А мы уже говорили о том, что эти чувства помогают усвоить ритм умом.
Позволим себе одну рекомендацию. Если вы проверяете чувство ритма у своих малолетнего сына или дочки, и результаты вас не очень радуют, то не нужно их срочно тащить в музыкальную школу. Нужно, чтобы они немного подросли, научились в школе читать, писать, складывать и вычитать, и только после этого, то есть лет в 8-9 уже приводить ребенка в музыкальную школу. Дело в том, что слабое чувство ритма эффективнее всего развивается именно умственно, и поэтому для успеха нужна хотя бы элементарная математическая подготовка.
ЧТЕНИЕ СТИХОВ. Выразительное чтение стихотворений полезно не только потому, что также связано с воспроизведением ритмов, пусть и речевых. Музыка – это тоже в определенном смысле речь и язык. Огромную пользу приносит анализ содержания стихотворных текстов.
Ведь как читают стихи большинство людей? Они улавливают рифмы, но совершенно не понимают, что они читают. Однажды нам довелось побывать на уроке литературы в 8 классе. Проходили поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, дети рассказывали наизусть отрывки из поэмы. Это была печальная картина! Учащиеся произносили текст четко по строчкам, совершенно не обращая внимания на знаки препинания (точки и запятые), которые могли встретиться посреди строки, и совершенно не обращая внимания на то, что в конце строки никаких знаков препинания могло и не быть.
Приведем один из отрывков. Вот что по смыслу (не по строчкам) написано у Лермонтова:
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Порой она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко,
Назад изгибы длинные чадры откинув.
Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь ее;
И зной дышал от уст ее и щек.
А теперь сравните это содержание с тем, которое произносилось читающими учениками по строчкам (несколько примеров):
«Сходила к берегу. Порой» (А порой и не сходила?)
«И шла она легко, назад» (Девушка включила задний ход, как на автомобиле)
«Откинув. Летние жары» (Жару откинула подальше, да здравствует холод!)
Отличается текст мастеров-рассказчиков от текста Лермонтова? Вопрос риторический. Потому-то и важно анализировать содержание. Это помогает анализировать затем и музыку с точки зрения ее ритмического строения, фразировки и не играть что-то наоборот.
ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И ТАНЦАМИ. Эти способы позволяют познавать ритм с помощью пластики, движений. Если мы говорим о физкультуре, то тут, прежде всего, следует иметь в виду зарядку-разминку, которую проводят в школах обычно под хороший ритмический счет. Для развития ритма также могут быть полезны занятия теннисом (ритмические ответы) и художественной гимнастикой (под музыку).
О танцах и говорить нечего. Во-первых, танец почти всегда сопровождается музыкой, которую танцующий также запоминает ритмически. А, во-вторых, многие движения танцев разучиваются под музыкальный счет.
Что такое ритмослоги в сольфеджио
Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм
Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.
Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.
Ритм, длительности и паузы
Давайте рассмотрим, что такое ритм. Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.
Название длительности
Обозначение при записи
Количество счетов на одну длительность
Вне нотного стана
или
или
В два раза меньше восьмой
Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.
Отдельную категорию составляют триоли. Данные длительности появляются при делении не на две части, как это происходило в вышеуказанных случаях, а на три.
Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:
Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.
Основная терминология
Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.
На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)
Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.
Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.
К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.
Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.
Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.
Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».
Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.
Дополнительные знаки
Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.
Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.
Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.
Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.
Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.
Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату.
Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.
Основные системы ритмослогов
Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:
Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:
Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.
Упражнение №1. Усвоение ритмослогов
Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.
Сравните с ответом, представленном ниже:
Советы для быстрого освоения ритма и упражения
Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.
Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.
Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.
Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.
Программы для самоконтроля в изучении
Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.
Абсолютный слух 2
В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:
В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.
Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.
На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: