Что такое риторический диалог
Риторика
Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Риторика как наука и искусство
Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.
Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики
Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. oratorare — «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.
В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.
Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.
Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.
В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.
Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.
Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.
Риторика как наука выполняет следующие задачи:
1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;
2) исследование форм и механизмов речи;
3) формирование языковой личности;
4) совершенствование культуры речи;
5) совершенствование речевого самовыражения;
6) моделирование процессов общения.
Понятие ораторского искусства
Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основании важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А.Ф. Кони.
Немногим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.
Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.
В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами — людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы — учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы — составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.
Роды и виды красноречия
По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.
Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие.
В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Роды и виды красноречия
Риторика оперирует понятиями: язык, речь, слово. В системе языкового образования риторика следует за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика, или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: обязательная новизна в сообщении.
Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.
Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:
1. Инвенция (лат. нахождение, изобретение) включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического материала. Предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы — смысловые модели развития речи). Топ — система понятий, предполагающих способы мысли о любой речи.
2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.
Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.
Основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.
3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Третья часть риторики рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.
4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.
5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.
Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики
Приведенная выше схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Существует другая схема, в которой затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.
Термины «этос», «пафос», «логос» — основные для общей риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или нёеуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.
Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.
Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.
Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.
Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы — существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.
Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: «Таскать вам — не перетаскать» и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.
Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это — этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по — русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.
Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.
Что такое риторический вопрос и для чего он предназначен
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть вопросы, на которые не стоит искать ответы, потому что они задаются с особыми целями.
Чтобы не попасть впросак и научиться правильно реагировать на нестандартные речевые обороты, проясним, что значит риторический вопрос и зачем его задают.
Риторический вопрос: что это такое и откуда взялся
В сущности, риторический вопрос – это речевой оборот, который вопросом не является и потому ответа не требует.
Его характерная черта – условность. Иначе говоря, вопросительная интонация (что это?) здесь употребляется не по прямому назначению, она условна. Такой вопрос-утверждение при желании легко превратить в обычное предложение.
Например, вопрос «ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ОДИН ТАКОЙ?» легко трансформируется в утвердительное предложение «ВАШ СЛУЧАЙ НЕ ЕДИНИЧНЫЙ, ТАКИХ КАК ВЫ МНОГО». Вот еще примеры риторических вопросов, которые легко преобразуются в утверждения:
Риторический вопрос, маскирующийся под вопросительное предложение, перешел к нам «по наследству» от античных ораторов.
Эти мастера красноречия довели до совершенства методику публичных выступлений, где успешно применяли особые фигуры речи – словесные конструкции, придающие выразительность, эмоциональность, стилистическую значимость. В их число входили и риторические вопросы.
Примечательно, что античные ораторы считали такие обороты некими отклонениями, отличными от обыденной речи, ее своеобразным украшением. Сегодня все поменялось, и риторические вопросы стали естественной частью речи.
Примеры риторических вопросов
Эти примеры в изобилии встречаются в литературе, помогают отразить личностные переживания героев, раскрывают их внутренний мир.
А вот слова Тургенева:
Ну, и еще примеры таких хитрых обращений, которые мы часть используем в обиходе:
С риторическими вопросами обращаются и к воображаемому собеседнику. В качестве такового может выступать природное явление, мировое сообщество, животные, предметы.
Очевидно, что обращаясь к коту «НУ И КТО УКРАЛ КОТЛЕТУ СО СТОЛА?», человек не ждет от него ответа, а лишь выражает возмущение поведением четвероногого члена семьи.
Виды риторических вопросов
Под условно вопросительной интонацией этой «хитрой» фигуры речи скрывается неодинаковый смысл: все зависит от ситуации и целей, которые преследует вопрошающий.
Риторические вопросы могут быть:
«ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ?»
«НУ КАК Я МОГЛА ПОТЕРЯТЬ ТЕЛЕФОН?!»
«МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ ТЕ ГОДЫ, КОГДА Я БЫЛА 18-ЛЕТНЕЙ КРАСОТКОЙ?»
«КАК МОЖНО НОСИТЬ ТАКУЮ ОБУВЬ?»
Риторический вопрос может иметь как позитивный, так и негативный подтекст. В первом случае они выражают поддержку, сопереживание («НУ КАК ШЕФ МОГ ТАК ПОСТУПИТЬ?»), во втором – цинизм и злой сарказм («КАК МОЖНО БЫТЬ НАСТОЛЬКО ГЛУПОЙ?»).
Где и с какой целью задают риторические вопросы
Вопросы, не требующие ответа – это частое явление в художественной литературе и публицистике, без них не обходятся ни одни политические дебаты или статья на общественную тематику.
Повседневное бытовое общение наполнено риторическими вопросами: сами того не замечая, люди мастерски пользуются наследием античных ораторов. Этот древний прием применяют для того, чтобы:
Риторические вопросы часто присутствуют в рекламных текстах. «Хотите избавиться от лишних килограммов? Позвоните нам…».
Эта фигура речи может использоваться, чтобы поставить собеседника в неловкое положение, спровоцировать его на какие-либо ответные действия.
Инструкция по применению
Эта фигура речи часто используется как ораторский прием. С помощью риторических вопросов выступающий не только может привлечь к себе внимание и придать тексту выразительность. Они выручают, если утеряна нить выступления, и надо чем-то заполнить образовавшуюся паузу.
Вопросы, не требующие ответов, являются эффективным инструментом убеждения, склонения аудитории на свою сторону. Главное – уметь правильно применять их.
Чтобы привлечь внимание аудитории, «разбудить» ее, этот прием эффективен в начале выступления. Для подведения запоминающегося итога риторический вопрос можно задать в конце монолога. Тогда он станет эффектной «точкой».
Яркий пример – выступление Уинстона Черчилля на конгрессе после нападения Японии на Перл-Харбор. В завершающей части речи, осуждающей поступок японцев, он спросил у аудитории: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ОНИ ЗА ЛЮДИ?». Эффект от этого риторического вопроса был сильнее, чем от многочасовых монологов других конгрессменов.
Риторические вопросы – средство, которым нужно пользоваться дозированно. Особенно это касается общения с детьми. Если ребенок привыкнет, что к нему постоянно обращаются с условно вопросительной интонацией, именно так он станет воспринимать все другие вопросы, где ответ действительно нужен и важен.
Они украшают речь, делают ее насыщенной и доступной для понимания. Но злоупотреблять ими не стоит, иначе полезные риторические обороты превратятся в избитые клише и раздражающие «штампы».
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Возможно, еще один элемент риторического вопроса: то что кажется — это наиболее глупым. Хотя в вопросе можно видеть очевидность ответа.
При желании можно и на риторический вопрос ответить, да так, что автор вопроса не будет ожидать такого ответа и это будет замечательным ходом в полемике.
Риторические вопросы отнюдь не всегда настолько очевидны, как кажется говорящему. Потому, эффект от них часто слабее, чем ожидает оратор.
Напротив, риторические вопросы в большинстве случаев задаются человеком, который много размышлял над вопросом и имееет по этому поводу свою точку зрения и хочет чтобы аппонент высказался, хотя у него уже заготовлен ответ на мнение аппонета.
Кабинет ораторского мастерства. Часть 3: «Как вести диалог?»
Здравствуй, уважаемое сообщество. В третьей части «Кабинета ораторского мастерства» мы рассмотрим основные принципы ведения диалога и узнаем, какими правилами необходимо руководствоваться, чтобы успешно коммуницировать с людьми. Приступим.
Часть 1. Основы диалога
В дискуссии или в диалоге, вопросы задают, в основном, ради достижения понимания обсуждаемой проблемы. Каждый раз, когда собеседники задают их, они должны быть уверены, что эти вопросы понятны. Для этого целесообразно:
— делать вопросы короткими;
— убедиться, что они корректны и участники способны ответить на них;
— избегать вопросов, требующих публичных откровений;
— не отвечать самому на собственные вопросы.
1. Открытые вопросы
Для начала двусторонней коммуникации целесообразно задавать партнерам открытые вопросы с целью собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?». Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов (например, «расскажите о…», «как вы считаете…», «что вы думаете о возможностях. «). Привлекательность открытых вопросов состоит в том, что они:
— позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность;
— предоставляют слушающему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа;
— поощряют немедленную обратную связь;
— помогают более детально анализировать мнения и ценности;
— проверяют степень понимания.
2. Закрытые вопросы
Закрытые вопросы требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: «согласен», «да», «нет». Вместе с тем специалисты по коммуникации не рекомендуют злоупотреблять закрытыми вопросами, так как они препятствуют активному взаимодействию, а вот в ситуациях проверки информации или малой возможности выбора такой вопрос вполне уместен (например, «эта технология эффективна?» или «часто ли вы поступаете таким образом?»).
Закрытые вопросы применяются:
— когда достаточно бывает прямого ответа «да» или «нет»;
— для получения или уточнения информации;
— подтверждения понимания фактов;
— подтверждения согласия или договоренности;
— принятия решения в случае существования только двух альтернатив.
Ведущему дискуссию или беседу целесообразно воспользоваться коммуникативной техникой по применению вопросов на основе правила Сократа. Его можно легко запомнить, пользуясь аббревиатурой ЗИППО:
3 — знание ответов, которые вы хотите услышать от собеседника;
И — использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов;
П — повторение ответов собеседником теми же словами;
П — подчеркивание и обобщение всех полученных ответов;
О — обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы.
С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение.
3. Правила эффективного диалога
— Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу для размышления. Или скажите: «Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным» (или: «я его ожидал(а)»). Данный комментарий даст вам возможность подумать над ответом.
— Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан, или в своей собственной интерпретации. Например: «Спасибо за вопрос. Насколько я понял, вас интересуют вопросы сертификации качества. Я сейчас дам вам необходимую информацию».
— Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.
— Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:
1) попросите повторить его, поскольку вы не уверены, что поняли все как нужно;
2) попросите несколько минут на размышление: за это время вы сможете лучше подготовиться или о вопросе могут просто забыть;
3) если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, излагаемую в вопросе участника взаимодействия. Это позволит избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.
— Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует его автора, что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.
— Не следует воспринимать вопросы, возникшие после вашего сообщения, как знак агрессии против вас, поэтому отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не защищайтесь и не оправдывайтесь.
— Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы ответить на него чуть позже. Если не можете ответить на неожиданный вопрос подробно, вполне можно отделаться коротким, энергичным ответом типа «да», «нет».
— Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.
— Если заданный вопрос уводит от темы разговора или выступления, непременно вернитесь к своему сообщению — всего каких-нибудь две-три фразы, но ответ должен возвратить собеседников к обсуждаемой проблеме — не дайте увлечь себя в сторону.
— Если при ответе вас неправильно поняли, тут же признайте свою ошибку, сообщив собеседнику, что, по-видимому, вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились. Сделайте это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации. Никогда не используйте фразы типа «Не знаю, как вам еще объяснить»; «Нужно было лучше (внимательнее) слушать»; «А теперь повторяю для тех, кто плохо слышит (для слабослышащих)»; «Не знаю, ежу и то понятно».
— Отвечая на вопросы, ведите себя как человек, у которого всегда есть выбор разных вариантов:
1) вежливый отказ от ответа;
3) переформулирование вопроса;
5) вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы.
— После ответов на вопросы поблагодарите участников общения, завершите общение на позитивной ноте. Тем самым вы продемонстрируете свое благородство и некоторое превосходство. Будьте позитивны и кратки, не отклоняйтесь от темы обсуждения.
Часть 2. Правила успешной коммуникации
Люди должны научиться слышать друг друга, принимать позицию другого и уметь договариваться. Иначе человеческая жизнь превратится в бесконечный поток ссор и конфликтов. Решение, которое устраивает обе стороны конфликта, является итогом искусства договариваться. Прийти к компромиссу иногда сложнее, чем решить проблему в одностороннем порядке. Это замкнутый круг, который обостряет следствие кризиса, а не устраняет причину.
1. Искусство договариваться
С ранних лет человеку приходится попадать в конфликтные ситуации. Уже во время детских игр во дворе он осознает, что не все ровесники мыслят, как он, и точка зрения на одни и те же поступки разная. Вскоре приходит понимание, что спорные ситуации лучше решать спокойно. В этой статье мы рассмотрим несколько правил, как договариваться с людьми дипломатичным путем, не обижая других и не унижая себя. Что объединяет политиков, бизнесменов, успешных людей и артистов? Это способность четко и убедительно говорить. Можно заметить, что ни один журналист своими пикантными вопросами не смог кого-то из них поставить в неловкое положение, они всегда аккуратно выходят из ситуации и оказываются «победителями». Козырем их побед являются правильно подобранные слова, метафоры, эмоции, фразы и жестикуляция. Это – мастерское владение психологическими приемами и словом. Умение договариваться – это целое искусство, которое нужно освоить. Поэтому публичные люди – прекрасные дипломаты, они легко находят подход к любому человеку, умеют строить конструктивный диалог, легко решают возникшие разногласия. Обычному человеку есть чему поучиться у них.
2. Поиск консенсусов
Споры и конфликтные ситуации возникают везде: в школе, на работе, в семье, на улице, в институте и в разных общественных местах. И насколько эффективно разрешится спор, настолько повысится авторитет в глазах окружающих. Что значит «эффективное искусство договариваться»? По определению, это успешный результат переговоров двух-трех сторон, в процессе которого найден компромисс. В свою очередь, компромисс – это добровольные и взаимные уступки всех участников конфликта на доброжелательной ноте. Фраза «договориться» подразумевает взаимовыгодное решение. И если оно найдено, значит, люди пришли к взаимовыгодному варианту, то есть договорились.
3. Понимать, слышать, слушать и настаивать
Наверняка многие руководители, сидя за столом переговоров, искренне хотят найти всех устраивающее решение. Но попытки срываются, потому что на первых минутах становится понятно, что договориться просто невозможно. И, к большому сожалению, они не пытаются возобновить диалог снова. Как же освоить искусство договариваться? Правила, которые разработаны специалистами, помогут выйти из любого положения. Выдержка, терпение, владение собой и сосредоточенность на самом важном – это основополагающие факторы на пути к компромиссу. Хорошим примером являются политики или крупные бизнесмены, которые ведут многолетние переговоры с партнерами или конкурентами. Чаще всего переговоры заканчиваются на позитивной ноте.
В этом и заключается искусство успешной коммуникации, правила корректного общения всегда пригодятся в жизни и позволят вам не расшатывать свою нервную систему.
А на этом всё, друзья, надеюсь, данная статья была вам полезна. В следующей, уже четвёртой части «Кабинета ораторского мастерства», мы рассмотрим правила подготовки к публичному выступлению: подготовка материала к выступлению и подготовка самого выступающего.
Можно ли сделать эту серию ещё лучше? Да! Например ко многим пунктам прикладывать видео-примеры из выступлений разных людей. Мне почему-то первым в голову приходит Дорофеев, вот прям некоторые пункты читаю и тут же в памяти всплывают куски его выступлений, когда он тем или иным приёмом пользовался. Это было бы просто супер-наглядно, но конечно трудозатратно.
[абстрагируясь от темы поста]
Почему Comic Sans режет глаз и не годится для любых целей кроме троллинга:
Сохраняем картинку, если имеем сложности с выбором шрифта