Что такое ритуальное убийство
Ритуальное убийство
Причинение смерти |
Убийство |
Заказное убийство Массовое убийство Детоубийство Отцеубийство Причинение смерти по неосторожности Геноцид • Суд Линча Убийство чести Ритуальное убийство Цареубийство |
Убийца |
Наёмный убийца Серийный убийца Ассасин |
Криминальное причинение смерти |
Доведение до самоубийства |
Некриминальное причинение смерти |
Смертная казнь Эвтаназия Самоубийство |
Проект Право • Портал Право |
Ритуальное убийство — разновидность убийства; лишение жертвы жизни, имеющее своей целью исполнение определённого религиозного ритуала.
Содержание
Европейские ритуалы
В истории разных обществ и цивилизаций ритуальные убийства осуществлялись в процессе жертвоприношения по религиозным, культурным и этническим мотивам. В древних цивилизациях ритуальное причинение смерти было узаконено (санкционировано обществом) и рассматривалось как разновидность смертной казни. Иногда приговорённых преступников объявляли жертвами и причисляли казнь к религиозным ритуалам. Скажем, приговор к смертной казни через распятие на кресте стал символом жертвы в христианстве. Подробнее см. Человеческое жертвоприношение.
В истории Европы прекращение массовой практики человеческих жертвоприношений принято связывать с распространением христианства. Убийства по ритуальным мотивам рассматривались как исключительные и, в отличие от древних жертвоприношений, не санкционировались обществом в целом. Наоборот, они были криминализованы, и совершившие их подлежали уголовному преследованию.
Дж. Фрэзер в «Золотой ветви» говорит, что чёрные мессы, магия и жертвоприношения были распространены в необразованной среде французского крестьянства ещё и в XIX веке [5]
Российская империя
В. Чалидзе в книге «Уголовная Россия» приводит похожие примеры из XIX века. «В 1855 году в Новогрудском уезде во время жестокой холерной эпидемии крестьяне по совету фельдшера Козакевича заманили старуху Луцию Манькову на кладбище, втолкнули её живой в приуготовленную могилу и засыпали землёй…» Есть сведения о попытках подобных жертвоприношений в том же уезде во время эпидемий в 1831 и 1871 годах. [9]
Ещё в начале XX века в России случались убийства «колдунов», поскольку крестьяне искренне верили, что «колдуны» обладают способностью «портить» скотину. Как ни удивительно, в судебной практике были случаи оправдания убийц — особенно, когда адвокат умело выставлял на первый план защиты «темноту и отсталость русской деревни». Даже когда крестьяне сами признавались в убийстве «колдуна», вердикт суда присяжных освобождал их от уголовной ответственности. [10]
В истории русского раскола известны небольшие секты тюкальщиков (душильщиков, сократильщиков), которые убивали близких к смерти членов общины.
Современные культы
В 1989 году в Зимбабве были обнаружены тела двух искалеченных девушек. Их гениталии, языки и части внутренностей были вынуты для продажи в качестве амулетов, приносящих счастье.
В Непале существует культ богини Кали, которая, по преданию, сотни лет назад в одну чёрную безлунную ночь сразила 108 демонов и, опьянённая кровью, танцевала на их трупах дикий танец тандаву. Именно она, это кровожадное божество, «сотворило мир, защищает его и вечно поедает». Среди ритуалов, исполняемых людьми из низшей касты тачо, поклоняющимися богине Кали, — ежегодное жертвоприношение 108 буйволов, которым отрубают головы, а затем пьют кровь прямо из горла убитых животных. Местные жители говорят, что тачо раз в 12 лет приносят в жертву своей богине ребёнка.
Дело чести
Некоторые культуры оправдывают убийство угрозой чести или нанесением оскорбления личности, семье или группе людей. В таких случаях, приговорённый в чём-то провинился перед группой, возможно, не оправдал доверия, ожиданий. Если в группе меньшинств рассматривается вопрос о наказании отступника, некоторые члены группы могут требовать смертной казни, причём выполненной с совершением неких обрядов, что может привести эту группу к конфликту с основным обществом, не поддерживающим ритуальные убийства.
Ложные наветы
Нередко ложные обвинения в ритуальных убийствах среди прочего выдвигались против этнических и религиозных меньшинств, например, ранних христиан.
С середины XII века получил распространение миф, по которому евреи якобы похищали христианских детей, убивали их и добавляли их кровь в мацу для еврейской пасхи.
Сатанисты
Сатанинская паника — массовая истерия, вызванная ложным утверждением, что некая организованная сеть cатанистов в пределах США и по всему миру занимается промыванием мозгов, истязанием и ритуальными убийствами своих жертв, число которых измеряется десятками тысяч. [11] Эти утверждения ставятся под сомнения полицией, прокуратурой, криминалистами и специалистами по религиозным делам, которые считают эту опасность ложной или по меньшей мере сильно преувеличенной.
Мултанское дело
Один из скандальных процессов в дореволюционной России о якобы совершенных человеческих жертвоприношениях — дело группы крестьян-удмуртов (в те времена их называли «вотяками»), проживавших в селе Старый Мултан. Мултанских вотяков обвинили в убийстве 4 мая 1892 года нищего Матюнина, которого, согласно официальному обвинению, напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в другом месте и, может быть, «для принятия этой крови внутрь». Обезглавленный труп Матюнина был найден 6 мая на пешеходной тропе через топкое болото в трех верстах от Старого Мултана. При вскрытии тела оказалось, что из грудной полости кем-то были вынуты сердце и легкие, для чего у шеи и спины были разрублены основания ребер. В деле мултанских вотяков было множество странных обстоятельств, спорных вопросов. Общественность России, и прежде всего известный гуманист и правозащитник писатель В. Г. Короленко, восприняли это дело как полицейскую фальсификацию, чудовищную провокацию. Трижды дело вотяков рассматривалось в разных судебных инстанциях. Первые два разбирательства закончились обвинительными приговорами, и только на третий раз суд оправдал обвиняемых. [12]
Патология ритуальных убийств
Ритуальные убийства и жертвоприношения в современном мире
Что такое мистический криминал? Это – ритуальные убийства экстрасенсов. сатанистов, сект черной магии, убийства, совершенные сверхъестественными существами, в том числе призраками, грабежи, насилия, мошенничество, организуемые Силами Тьмы.
В том, что такие преступления существуют, правоохранительные органы разных стран признаются с большой неохотой. Прежде всего потому, что не верят в сверхъестественное и ищут какие-то материалистические объяснения происшедшему. Либо боятся этих самых сил, если убеждаются в их реальности и способности творить такое, что не приснится знаменитому Джеку Потрошителю. Ну и еще потому, что дела со сверхъестественным «привкусом» часто остаются нераскрытыми.
Ритуальное убийство как обряд Сатаны
Нам известны дела об убийствах такого типа, которые в знаменитом британском Скотленд-Ярде не могут «расколоть» с 1945 года. Наверняка есть и более ранние нераскрытые преступления. Но об этом можно только догадываться, так как доступа к архивам английской полиции (да и других стран тоже) практически нет. Либо он крайне затруднен и ограничен.
А теперь окунитесь в мир потустороннего кошмара, в мир преступлений, мотивы и способы совершения которых понять порой не способен никто.
Хуарес, пограничный мексиканский город, расположен прямо напротив американского Эль-Пасо. Его окружает выжженная солнцем Пустыня Смерти. За последние пять лет здесь были жестоко и бессмысленно убиты более двухсот женщин!
Все жертвы – бедные фабричные работницы, многие из них – девочки не старше двенадцати лет. Девчушки приходят в город на заработки. У них здесь нет близких, и обычно никто не обращается в полицию, когда они пропадают. Их тела находят в пустыне со множеством ножевых ран, или расчлененными, изуродованными, или задушенными иногда собственным поясом или колготками. На сохранившихся телах удается обнаружить следы изнасилования, другие так разложились, что трудно определить, было ли оно.
В 1996 году полиция, активно искавшая убийц, арестовала египтянина по имени Шариф и нескольких членов его банды, называвшей себя «Лосребелдес» («Бунтовщики»). Им предъявили обвинение в 17 убийствах и думали, что на этом дело будет закрыто. Но нет – исчезновения девочек не прекратились! И это подтвердило подозрение, что в городе орудует не одна шайка психопатов садистов. Недавно полиция арестовала 26-летнего водителя по кличке Дракула (!) и еще четверых, орудовавших вместе с ним.
Сейчас мексиканская полиция обратилась за помощью к ФБР. Американские спецслужбы считают, что кровавые дела творятся в Хуаресе давно. Найдены тайные захоронения, в каждом из которых зарыто по несколько жертв. Убийцы могут приезжать в город из разных мест, в том числе и из США. А пока карнавал смерти продолжается – в пустыне по-прежнему находят обезображенные тела.
Медиум – убийца-рецидивист
«Это – убийца-рецидивист, который совершил свое первое преступление в 1987 году,– сказал инспектор Николае Протеску, представитель полицейского департамента города Брашова.– Его первой жертвой был соседка. Он внушил этой женщине идею выброситься из окна своей квартиры. Дэниель Бругге (так зовут его) выбрал ее потому, что она жила рядом, и этому подонку захотелось проверить, достаточно ли сильны его паранормальные способности, чтобы заставить человека совершить самоубийство.
Когда у него получилось, медиум-убийца стал выбирать жертвы, находившиеся на все большем расстоянии от него, и все с той же целью – проверить силу внушения. Он настолько гордился своими способностями, что убивал людей просто так, ради удовольствия.
Этот случай уникален,– говорит инспектор Протеску.– Перед нами монстр, обладающий чрезвычайной психической силой и использующий ее для убийства. Насколько нам известно, до сих пор еще никто не встречался с подобным преступником».
Жертвы 34-летнего Дэниеля Бругге умирали от разных причин. Это были, например, несчастные случаи, самоубийства, автокатастрофы. Загадка их смерти, вероятно, так никогда и не была бы раскрыта, если бы медиума наконец не поймали, когда, напившись, он стал хвастать своими «подвигами» перед друзьями. Ему предъявлено обвинение в 37 убийствах, и, если все они будут доказаны, Бругге грозит смертная казнь. Это вполне реально, так как полиция обнаружила записи, которые годами вел этот монстр, обо всех своих «экспериментах».
Ритуальные убийства
Ритуальные убийства
Человекоубийство |
---|
Убийство |
Геноцид |
Массовое убийство |
Серийные убийства |
Заказное убийство |
Линчевание |
Смертная казнь |
Отцеубийство |
Детоубийство |
Убийство чести |
Ритуальное убийство |
Самоубийство |
Убийство-самоубийство |
Эвтаназия |
Убийство по неосторожности |
Цареубийство |
Список знаменитых убийств |
Ритуальное убийство — разновидность убийства: лишение жертвы жизни, имеющее своей целью исполнение определённого религиозного ритуала.
Содержание
Европейские ритуалы
В истории разных обществ и цивилизаций ритуальные убийства осуществлялись в процессе жертвоприношения по религиозным, культурным и этническим мотивам. В древних цивилизациях ритуальное причинение смерти было узаконено (санкционировано обществом) и рассматривалось как разновидность смертной казни. Иногда приговорённых преступников объявляли жертвами и причисляли казнь к религиозным ритуалам. Скажем, приговор к смертной казни через распятие на кресте стал символом жертвы в христианстве. Подробнее см. Человеческое жертвоприношение.
В истории Европы прекращение массовой практики человеческих жертвоприношений принято связывать с распространением христианства. Убийства по ритуальным мотивам рассматривались как исключительные и, в отличие от древних жертвоприношений, не санкционировались обществом в целом. Наоборот, они были криминализованы, и совершившие их подлежали уголовному преследованию.
Мадам Монвуазен была главной обвиняемой в «деле о ядах», замешанными в котором оказались многие знатные люди, в том числе фаворитка Людовика XIV маркиза де Монтеспан. Началось это дело в 1077 году с ареста нескольких «колдуний». В ходе следствия выяснилось, что Монвуазен и ее сообщницы не только производили подпольные аборты, по заказу знатных дам отравляли их мужей, но и устраивали чёрные мессы под руководством аббата Гибура. Чёрный маг Гибур поклонялся дьяволу целых два десятилетия, используя для этого заброшенную церковь Сен-Марсель. В обряде служения дьяволу сочетались подражание католической мессе и элементы древних языческих культов, колдовство и сексуальные оргии. Во время чёрных месс Гибур неоднократно убивал детей. Их кровь он запекал в гостии, кропил ею участников обряда. Младенцев аббат не крал, а покупал у обитателей нищенских кварталов Парижа за 5-6 ливров. Иногда чёрные мессы служились «просто так», иногда находился конкретный повод. Например, когда маркиза де Монтеспан заподозрила, что у короля появилась новая любовница, маркиза де Фонтан. «Трижды она пробиралась в заброшенную церковь, чтобы лечь в чем мать родила на холодную каменную столешницу (жертвенного стола). Перерезав во славу Асмодея и Астарота горло очередному младенцу, Гибур трижды наполнял кровью колдовскую чашу, которую, согласно ритуалу чёрной магии, ставил между ног королевской любовницы…» [4] (В наказание за участие в чёрных мессах маркиза де Монтеспан была сослана в свое поместье, получив, однако, при этом от короля ежегодную ренту в 20 тысяч ливров. Из 147 обвиняемых, проходивших по «делу о ядах», к сожжению приговорили 36 человек, в том числе Монвуазен; чёрный маг Гибур отделался тюремным заключением.)
Дж. Фрэзер в «Золотой ветви» говорит, что чёрные мессы, магия и жертвоприношения были распространены в необразованной среде французского крестьянства ещё и в XIX веке: «Гасконские крестьяне также верят, что для того, чтобы отомстить своим врагам, злые люди иногда склоняют священника отслужить обедню, называемую обедней святого Секария. Знают эту обедню очень немногие, и три четверти из них ни за что на свете не согласились бы ее отслужить. Только недобрый священник отважится исполнить этот отвратительный обряд, и можете быть уверены, что на страшном суде он дорого за это заплатит… Служить обедню святого Секария можно только в разрушенной и запущенной церкви, где ухают ко всему безучастные совы, где в сумерках бесшумно летают летучие мыши, где по ночам останавливаются на ночлег цыгане и где под оскверненным алтарем притаились жабы. Сюда-то и приходит ночью недобрый священник со своей возлюбленной. (Это уже грех. поскольку католический священник обязан соблюдать обет целомудрия и безбрачия — целибат). Ровно в одиннадцать часов он начинает задом наперед бормотать обедню и заканчивает ее, как только часы зловеще пробьют полночь. Священнику помогает его возлюбленная. Вместо того, чтобы причаститься освященным вином, он пьёт воду из колодца, в который было брошено тело некрещёного младенца.» [5]
Хотя буддизм по своей природе весьма миролюбив, однако и в его среде отмечены случаи человеческих жертвоприношений. В начале XX века Джа-Лама (Дамбижанцан), возглавлявший борьбу монголов против китайского владычества, называл убийства врагов великим жертвоприношением буддийским богам. Историк, русский купец и учёный-практик А. В. Бурдуков, лично знавший Джа-Ламу, пишет об одном из эпизодов его военной деятельности, относящемся к 1912 году: «Указывая на блестящее парчовое полотнище, красиво переливающееся на солнце, приближенные Дамбижанцана рассказывали о только что прошедшем празднике освящения знамени, о том, как в жертву знамени был принесён пленный китаец, которому, однако, неопытный палач не сумел отрубить головы, так что пришлось обратиться к более опытному.» [6]
Российская империя
Всего лишь 100-200 лет назад языческие суеверия приводили к человеческим жертвам и в Российской империи. Впрочем, как справедливо отмечает В. Чалидзе, ритуальные убийства в России «…не составляли регулярно совершаемого обряда. Лишь серьезная социальная трагедия, такая, как жестокая эпидемия или многолетняя засуха, воскрешала в памяти народной этот древний способ отвращения кары небесной.» [7]
Историк XIX века В. Антонович рассказывает о случае в селе Гуменец на Подолии, когда в 1738 году здесь распространилась моровая язва. «В одну из ночей жители устроили крестный ход, чтобы отвратить болезнь от села. Шли они с крестом и молитвами по окрестным полям и наткнулись во время шествия на жителя соседнего села Михаила Матковского, который искал своих пропавших лошадей. Суеверным участникам крестного хода неизвестный, бродящий ночью по полям с уздечкой в руках показался олицетворением моровой язвы. Поначалу ограничились избиением, и Матковский, полуживой, еле дополз до своего дома. Но на другой день жители Гуменца заявились в соседнюю деревню, вытащили Матковского на улицу и вторично жестоко избили. Затем явился священник и, исповедовав Матковского, заявил: «Моё дело заботиться о душе, а о теле — ваше. Жгите скорей». Устроили костёр и несчастного сожгли.» [8]
В. Чалидзе в книге «Уголовная Россия» приводит похожие примеры из XIX века. «В 1855 году в Новогрудском уезде во время жестокой холерной эпидемии крестьяне по совету фельдшера Козакевича заманили старуху Луцию Манькову на кладбище, втолкнули ее живой в приуготовленную могилу и засыпали землей…» Есть сведения о попытках подобных жертвоприношений в том же уезде во время эпидемий в 1831 и 1871 годах. [9]
Исследователь русского обычного права Якушкин упоминает случай, когда в Туруханском крае один крестьянин для спасения себя и своего семейства от повальной болезни, свирепствовавшей в 1861 году, принёс в жертву свою родственницу-девочку, закопав её живою в землю. Подобные жертвоприношения происходили иногда и во время совершения так называемого обряда опахивания. Он проводился крестьянками с тем, чтобы прекратить повальную болезнь скота, и зачастую сопровождался жертвоприношением животного. При этом, если процессия крестьянок во время обряда встречала мужчину, то его считали «смертью», против которой совершался обряд, и поэтому его били без жалости чем попало: «Всякий, завидя шествие, старался или бежать, или спрятаться из опасения быть убитым.» [10]
Ещё в начале XX века в России случались убийства «колдунов», поскольку крестьяне искренне верили, что «колдуны» обладают способностью «портить» скотину. Как ни удивительно, в судебной практике были случаи оправдания убийц — особенно, когда адвокат умело выставлял на первый план защиты «темноту и отсталость русской деревни». Даже когда крестьяне сами признавались в убийстве «колдуна», вердикт суда присяжных освобождал их от уголовной ответственности. [10]
Современные культы
В 1989 году в Зимбабве были обнаружены тела двух искалеченных девушек. Их гениталии, языки и части внутренностей были вынуты для продажи в качестве амулетов, приносящих счастье.
В Непале существует культ богини Кали, которая, по преданию, сотни лет назад в одну чёрную безлунную ночь сразила 108 демонов и, опьянённая кровью, танцевала на их трупах дикий танец тандаву. Именно она, это кровожадное божество, «сотворило мир, защищает его и вечно поедает». Среди ритуалов, исполняемых людьми из низшей касты тачо, поклоняющимися богине Кали, — ежегодное жертвоприношение 108 буйволов, которым отрубают головы, а затем пьют кровь прямо из горла убитых животных. Местные жители говорят, что тачо раз в 12 лет приносят в жертву своей богини ребенка.
Дело чести
Некоторые культуры оправдывают убийство угрозой чести или нанесением оскорбления личности, семье или группе людей. В таких случаях, приговорённый в чём-то провинился перед группой, возможно, не оправдал доверия, ожиданий. Если в группе меньшинств рассматривается вопрос о наказании отступника, некоторые члены группы могут требовать смертной казни, причём выполненной с совершением неких обрядов, что может привести эту группу к конфликту основным обществом, не поддерживающим ритуальные убийства.
Серийные убийства
Серийные убийства — также рассматриваются как разновидность ритуальных убийств. Нахождения общего ритуала при совершении таких убийств помогает следственным органам объединить несколько убийств в одну группу и составить профиль преступника.
Ложные наветы
Во многих случаях, делались ложные обвинения в ритуальных убийствах против этнических меньшинств.
Кровавые наветы на евреев
Кровавый навет на евреев — один из наиболее распространённых примеров ложных обвинений в ритуальных убийствах. По утверждениям, евреи похищали христианских детей, убивали их и добавляли их кровь в мацу для еврейской пасхи. Иногда им дополнительно вменяли истязания детей перед смертью, прибивание их к кресту и т.п. Подобные обвинения евреев идут из раннего средневековья (миф о ритуальных детоубийствах зафиксирован историками примерно с середины XII века), но связаны они не с реальными фактами, а с религиозным фанатизмом, корыстью, завистью: финансовое положение евреев-коммерсантов и ремесленников было, как правило, лучше, чем положение их коллег из коренного населения.
Сатанисты
Сатанинская паника — массовая истерия, вызванная ложным утверждением, что некая организованная сеть cатанистов в пределах США и по всему миру занимается промыванием мозгов, истязанием и ритуальными убийствами своих жертв, число которых измеряется десятками тысяч. [11] Эти утверждения сообщения ставятся под сомнения полицией, прокуратурой, криминалистами и специалистами по религиозным делам, которые считают эту опасность ложной или по меньшей мере сильно преувеличенной.
Дело мултанских вотяков
Один из скандальных процессов в дореволюционной России о якобы совершенных человеческих жертвоприношениях — дело группы крестьян-удмуртов (в те времена их называли «вотяками»), проживавших в селе Старый Мултан. Мултанских вотяков обвинили в убийстве 4 мая 1892 года нищего Матюнина, которого, согласно официальному обвинению, напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в другом месте и, может быть, «для принятия этой крови внутрь». Обезглавленный труп Матюнина был найден 6 мая на пешеходной тропе через топкое болото в трех верстах от Старого Мултана. При вскрытии тела оказалось, что из грудной полости кем-то были вынуты сердце и легкие, для чего у шеи и спины были разрублены основания ребер. В деле мултанских вотяков было множество странных обстоятельств, спорных вопросов. Общественность России, и прежде всего известный гуманист и правозащитник писатель В. Г. Короленко, восприняли это дело как полицейскую фальсификацию, чудовищную провокацию. Трижды дело вотяков рассматривалось в разных судебных инстанциях. Первые два разбирательства закончились обвинительными приговорами, и только на третий раз суд оправдал обвиняемых. [12]
Медицинские убийства
Медицинское убийство — убийство с целью получения человеческих органов в медицинских целях. Здесь нет никакой религиозной подоплёки. Имеются данные о странах Южной Африки, хотя проводить такие исследования сложно из-за многочисленных противоречий между практикующимися обычиями и законом. Количество исследований и документов на эту тему невелико. Были сделаны три публикации 1951, 2000 и 2005 годах по поводу случаев в Лесото в 1940-х и 1950-х годах, и одна публикация — в 1993 году — по поводу случаев в Свазиленде в 1970-х и 1980-х годах. [13] [14]
Медицинское убийство часто называют ритуальным или «muti», хотя вполне очевидно, доля ритуала здесь невелика. Целью медицинского убийства в традиционной медицине является получение медикаментов в состав которых входят части человеческого тела. [15]
Патология ритуальных убийств
Институт человеческих жертвоприношений проходит через всю историю цивилизации. Возможно, помимо религиозно- этнических и социальных мотивов здесь большую роль играет «влечение к смерти» (термин Зигмунда Фрейда). [16] [17] Человечество очень долго избавляется от своих суеверий. К сожалению, и от таких, за которые приходится расплачиваться человеческими жизнями.
По большому счету, массовые политические убийства в гитлеровской Германии, сталинском СССР, пол-потовской Камбодже, иди-аминовской Уганде, саддам-хусейновском Ираке и другие — являются в определённой степени отголосками ритуальных жертвоприношений. Поменялась только терминология; теперь людей приносят в жертву не божеству, а идее. Надо отметить, древние боги были менее кровожадны.