Что такое робототехника в доу
Робототехника в детском саду
Ольга Панова
Робототехника в детском саду
Задача, которая сейчас стоит перед системой российского образования – подготовка инженеров-творцов, которые могли бы изобретать и внедрять новые технологии, аналогов которым не было бы в мире. Сейчас можно утверждать, что в ближайшие пять лет самыми востребованными профессиями будут инженерные специальности. Соответственно, те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструированием уже сейчас – это будущие инженеры-инноваторы, которые будут востребованы в разных сферах жизнидеятельности.
Увлечение робототехникой, программированием, конструированием побуждает детей любого возраста к творческому мышлению и производству уникального продукта. Это залог успешного будущего не только для отдельно взятого ребенка, но и для страны в целом.
Начинать учить детей робототехнике нужно как можно раньше, так как интерес к инженерным специальностям проявляется буквально с 5 лет. Этот интерес нужно развивать и продвигать повсеместно, не только в школах, но и в детских садах, частных клубах и кружках.
Что такое робототехника?
В чём цель занятий робототехникой?
Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов.А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.
Как проходят занятия робототехникой?
Детям выдаются наборы конструкторов и инструкция, по которой нужно собрать определённую фигуру (собачку, слона, змею, тачку и др.). Затем начинается самая ответственная часть работы – программирование. На компьютере ребята пишут программу, которая будет управлять роботом, и сохраняют её на закреплённом на роботе программируемом блоке. В конце занятий происходит тестирование роботов – они включаются и делают то, чему их «научили».
Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательно-образовательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей разных возрастных групп.
С помощью конструктора создаются условия для решения задач образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
• развитие мелкой моторики рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;
• обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
• получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
• расширение представлений детей об окружающем мире;
• развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
• обучение воображению, творческому мышлению;
• овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
• обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Занимаясь конструированием,дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность.
Таким образом, использование Робототехнике в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Робототехника в детском саду, как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста
Юлия Репкина
Робототехника в детском саду, как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста
Развитие мотивации к обучению, а также творческой, познавательной деятельности дошкольников в ДОУ – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют создание особых условий в обучении и в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Век компьютерной техники предоставляет новые возможности и направления в работе с детьми. Реализуя ФГОС дошкольного образования требуется создание инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы очень популярно развитие робототехники не только в школе, но и в детском саду. Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники определяет возможности решения задач образовательных областей с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO».
Робототехника – это научная и техническая база для проектирования, производства и применения роботов. Впервые слово «Робот» использовалось чешским драматургом Карлом Чапек в 1921 году. В написанной им книге «Универсальные роботы Россума» говорилось об искусственно созданных человекоподобных.
Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как является самым лучшим способом для интеллектуального развития дошкольников. При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития мышления детей. Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Высшей стадией развития мышления является формирование логического мышления, оно зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Конструирование и робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А. Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.
В работе по конструированию и робототехнике можно выделить следующие формы работы:
1. Конструирование по образцу.
Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала дети рассматривают игрушку, выделяют основные части. Затем вместе с воспитателем отбирают нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирают все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).
2. Конструирование по модели.
В данной модели многие составляющие элементы скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.
3. Конструирование по заданным условиям.
Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и, наоборот, – по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
5. Конструирование по замыслу.
Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.
Традиционно окончание деятельности по конструированию завершается сюжетно-ролевой игрой или игрой-драматизацией с постройками.
С использованием образовательных конструкторов дети имеют возможность приобрести знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя. Развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
В результате конструирования дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.
У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. Большая роль отводится проектной работе.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности.
Таким образом, используя конструкторы «LEGO», перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.
«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.
Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.
Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.
Робототехника в ДОУ как средство развития инженерно-творческих способностей дошкольников
21 век внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин.
Поэтому сама жизнь требует от системы образования дошкольников новых инновационных подходов, так как именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.
Одним из наиболее эффективных инновационных подходов является конструирование и робототехника, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. В свете последних законопроектов в образовании приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются формирование инженерно – технического мышления, посредством создания условий для творческого развития личности каждого ребенка, поддерживая его инициативу и самостоятельность, что обусловлено требованиями ФГОС ДО к формированию предметно – пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Конструирование и робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятия, данным видом деятельности, отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности и возможность привлечь детей старшего дошкольного возраста к техническому творчеству. Это инновационный образовательный инструмент – сочетание игры и технического творчества.
Техническое творчество позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, а так же развивает техническое мышление, техническую изобретательность. Помогает детям, у которых есть способности к конструированию и техническому творчеству, раскрыть не только свой потенциал, но и проявлять инициативу и самостоятельность. Это так же эффективное воспитательное средство. В процессе игры с конструктором ребенок становится более целеустремленным, усидчивым, работоспособным.
Сейчас можно утверждать, что в ближайшие пять лет самыми востребованными профессиями будут инженерные специальности. Соответственно, те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструированием уже сейчас – это будущие инженеры – инноваторы, которые будут востребованы в разных сферах жизнедеятельности. Поэтому в работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста была определена цель – развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования.
Были выделены следующие задачи:
— формирование первичных представлений о конструировании и робототехнике, ее значении в жизни человека;
— приобщение к научно –техническому творчеству: развитие умения определять технические задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
— развитие продуктивной (конструирование)деятельности: обеспечение освоения детьми основных приёмов сборки конструкций и моделей;
— формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формирование представлений о правилах безопасного поведения при работе с разными видами конструкторов;
— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
— формирование навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Новизна курса конструирования и робототехники заключается в исследовательской,техническо-творческой направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. На занятиях осуществляется авторское воплощение замысла в моделях и проектах, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Специально организованная в группе предметно – развивающая среда, облегчает ребенку возможность раскрыть свой потенциал, позволяет ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир, способствует формированию первоначальных технических навыков.В группе уголок оснащен: разнообразными видами пластмассового (с разным креплением, металлического (с гаечным креплением) и магнитного конструктора,строительный материал 3 видов: деревянный и пластмассовый, мягкие модули большого размера, плоскостными геометрическими фигурами, кубиками Никитина со схемами, счетными палочками разного вида, мозаикой пластмассовой и магнитной с мольбертом, играми головоломками со схемами «Волшебный круг», «Монгольская игру», «Колумбовое яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», природным и бросовым материалом, цветными шнурками с основами, ковриком с цветными липучками, семенами, пластилином, цветной бумагой и картоном, цветными резиночками, пластинами с силовыми кнопками, станками для плетения, мелкими игрушками для обыгрывания, папками с образцами, схемами, чертежами, рисунками, картинками и т. д.
Вот уже третий год воспитанники старшего дошкольного возраста нашего Детского сада осваивают новый вид образовательной деятельности «Робототехника и конструирование», что соответствует условиям ФГОС ДО, так как конструктивная деятельность включена в перечень основных видов детской деятельностии является компонентом обязательной части программы, в ходе которых у ребенка формируются представления об окружающей действительности, так же развиваются личностные качества,а также дает возможность проявлять свои индивидуальные возможности, способности, что в свою очередь, дает возможность для его технического развития.
Я считаю, освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие системы работы и стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе.Поэтому перед началом работы с детьми по данному направлению мной был разработан план работы по самообразованию по теме: «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей», прошла курсы в «Региональном проектном центре содействия распространению знаний в области социально-экономических и информационных технологий по темам: «Организация групповых исследовательских проектов с использованием образовательных конструкторов в условиях ДОО», «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами образовательного конструктора «Построй свою историю». Приняла участие в окружной выставке образовательных ресурсов в рамках педагогической конференции с работой по направлению «Инженерно – техническое образование как приоритетное направление современного образования»
Награждена дипломом за 1 место в международном конкурсе в номинации «Детские исследовательские и научные работы, проекты» за работу «Проект с использованием образовательных конструкторов «Дома на нашей улице». Приняла участие в семинаре «Развитие технического творчества детей и молодежи с использованием образовательной робототехники». Приняла участие в окружных соревнованиях по робототехнике «ИКаРёнок», по итогам награждена дипломом II степени. Принимая участие в окружных смотрах – конкурсах на лучший центр (уголок) конструирования в ДОО, по итогам в 2017 – 2019 годах была награждена дипломами I степени. Приняла участие в «Межрегиональном Поволжском фестивале педагогических идей и инноваций а области дошкольного образования «ИннФест».
За высокопрофессиональную подготовку дипломантов I и II степени Всероссийского творческого конкурса удостоена Благодарностью. На страницах копилка уроков опубликовала свой авторский материал «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей», на страницах образовательного портала «Продленка» опубликовала презентацию «Групповой исследовательский проект с использованием образовательных конструкторов на тему «Удивительный мир животных».
Из многообразия программ по конструированию и робототехнике была подобрана, и адаптирована программа для детей старшего дошкольного возрастапрограмма по робототехнике и конструированию «Леготехник», которая соответствует материально – техническому оснащению зоны уголка по конструированию и робототехнике в группе.
Использую,образовательные конструкторы в своей работе с детьми по 5-ти областям ФГОС: речевом, художественно-эстетическом, физическом, социально-коммуникативном и познавательном развитии в образовательной, индивидуальной, самостоятельной, проектной, досуговой, коррекционной формах деятельности, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.
Мной были разработаны планы –конспекты НОД с использованием образовательных конструкторов: «Космическое путешествие», «Полет в космос с Белкой и Стрелкой», «Моя любимая игрушка», «Какие бывают дома», «Домашние и дикие животные», «В гостях у Фиксиков», а так же речевые ситуации на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие связной монологической речи, в ходе которых дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
В своей работе организую проектную деятельность, которая дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия с использованием конструкторов, дополняя их нестандартными материалами, что способствует усилению развивающего эффекта.Это следующие проекты: «Без сказок нам прожить нельзя», «Удивительный мир животных», «Транспорт», «Дома на нашей улице», «Космические спутники», «В гостях у роботов», «Мое родное село», «В зоопарке», «Чудо техники – колесо».
В ходе работы разработаны алгоритмы постройки и сооружения моделей «Птичка», «Подъемный кран», «Катер», «Спортивная машина», «Вертолет». В рамках проекта «23 февраля – День защитника Отечества», ребята самостоятельно разработали модели военной техники. На завершительном этапе проекта был создан альбом, в котором были отражены алгоритмы создания моделей с фотографиями. Представляя свой «творческий продукт» каждый участник,выступил в роли конструктора: о том, как возникла идея, как он её реализовал, в чем преимущество, новизна, усовершенствование данного вида техники, а так её значения для защиты нашей Родины.
При тесном сотрудничестве с родителями при приобщении детей к техническому творчеству, были совместно разработаны модели, которые явились результатом работы над проектом «Чудо техники – колесо»,с вращающимися элементами: мясорубка, вентилятор, стиральная машина, часы, детская игрушка «Лошадка-качалка».Так же в работе с родителями использую следующие формы: консультации, папки-передвижки, выставки детских работ с участием родителей, развлечения, соревнования, родительские собрания, круглые столы, мастер – класс, посещение занятий, в ходе которых родители могут быть активными участниками.
У нас есть достижения: воспитанники старшей группы активно принимают участие во Всероссийских творческих конкурсах по конструированию «Пифагорка», «Эйнштейн», где занимают первые места, а так же принимаем участие в районных и окружных конкурсах «Фестиваль конструирования», «Сказочная страна» по итогам которых удостоены дипломами.
Созданные в группе условия, способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе конструирования и робототехники дают возможность формированию предпосылок не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.
Целенаправленное и систематическое обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию и робототехнике способствует формированию учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире и дают первые предпосылки учебной деятельности.
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.
Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).
Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.