Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.
Цели:
Задачи:
1. Орг. Момент
Слайд 1 «Россия – наша Родина»
— Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.
Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.
(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)
— Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)
— О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)
— Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.
Одним милее осень, Другим милей весна. А родина Россия. У нас у всех… (одна)!
2. Работа над новым материалом.
— А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)
— А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)
— Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).
— Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.
Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»
В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.
Слайд 4 «Составьте пословицы»
— Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.
Слайд 5 «Материальный и духовный мир»
Мир, окружающий нас,бесконечен и многообразен
Материальный мир
Духовный мир
Вещи Предметы Явления природы
Знания Информация Отношения между людьми
— Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)
— А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).
— Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?
— Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).
3. Слайды 6-11 «Известные люди России»
В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.
— Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.
— Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)
— Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)
Слайд 12
«Человек выбирает»(добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)
— Что выберете вы? (Ответы детей)
Физкультминутка
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
— Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».
— Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)
— А почему важно сохранять традиции? (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)
Слайд 13 «Культурные традиции»
— Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.
Слайд 14 «Народы России»
— Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.
Слайды 15-18 «Народные традиции»
В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации. Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.
Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.
Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.
Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников. Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.
В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь. Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы. А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.
Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.
Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.
На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы. Они занимаются разведением оленей и морским промыслом. С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.
Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России.
III. Закрепление и обобщение пройденного материала
Обучающиеся выполняют задания различного вида.
1. Фронтальная работа
Слайд 19 «Труд души и физический труд»»
Труд души
Физический труд
Распредели словосочетания на 2 группы.
Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.
Слайды 20-22 «Продолжи фразу»
Слайды 23-26 «Тест. Работа в группах»
Поработайте с тестом.
1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
А) Это позволяет комфортно жить.
Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.
В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.
2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?
А) в обогащении страны материальными благами
Б) в завоевании новых территорий
В) в освоении духовных богатств своего народа
3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?
А) в большой территории и природных ресурсах
Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России
В) в богатых и влиятельных людях
4. Зачем народу традиции?
А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.
Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.
В) Традиции вообще не нужны народу.
IV. Итог. Рефлексия.
Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.
Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.
(На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.
Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)
Конспект урока и презентация по ОРКСЭ (тема: «Россия – наша Родина»)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ орксэ.doc
Тема: «Россия – наша Родина»
— познакомить учащихся с основными понятиями
— государственные символы: герб, флаг, гимн
— воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу;
– в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;
– в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе;
– в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;
– вобласти умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.
учебник «Основы православной культуры», А. В, Кураев; электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»;
выставка книг о России, флаг, герб, карта мира, политико-административная карта РФ;
портреты государственных деятелей, героев России, великих людей,
презентация из 25 слайдов, мелодии гимна Российской Федерации. 3.Ожидаемый результат: Знание понятий: Россия, Родина, Малая Родина, патриот, отечество, Президент, государственные символы: герб, флаг, гимн;
умение учащихся самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала;
умение работать в группах.
4. Вид урока: Урок – встреча.
— О разном и о прочем,
О том, что знаешь ты,
А что – то мне известно.
— Поговорим. Вдруг будет интересно.
2. Включается запись песни «Моя Россия», автор Соловьёва Н., композитор Струве Г.
На фоне музыки слова учителя:
Стать за честь твою
— Добрый день!. Я рада приветствовать вас, ребята и ваших родителей. Сегодня у нас первый урок по курсу «Основы православной культуры», а неизвестное всегда настораживает, поэтому я вас прошу встать и крепко взяться за руки. Передайте соседу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете внимательны и доброжелательны по отношению друг к другу.
Встают в круг, берутся за руки. (В классе создан благоприятный психологический настрой)
Актуализация опорных знаний.
— Ребята, вы обратили внимание на необычность нашего урока? (Да.)
— В чём это заключается?
(Рядом с вами сидят ваши родители, которые готовы прийти вам на помощь в ходе урока.)
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать?
Как важно не опоздать!
4. На доске задание.
Расшифруй слово. Н И Р А Д О (РОДИНА)
— Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)
— Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
Кем для вас являются мама и папа?
Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)
Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)
Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)
Учитель: Верно, ребята»! Слово Родина произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
— Как называется страна, в которой мы живем? ( Слайд №1. Россия, Российская Федерация)
— Предположите, как называется тема нашего урока?
— Молодцы! ( Слайд № 1,2)Тема нашего урока «Россия – Родина моя». Ребята, у вас на столе лежит новый учебник, совершим путешествие «Посмотрим, полистаем, познакомимся» по его страницам.
— Что вы можете сказать о новом предмете? Что вы можете сказать о новом учебнике? (Учебник называется «Основы православной культуры», в нём мы узнаем о нашей Родине, о культуре и традициях русского народа, познакомимся с его святынями, с жизнью особо чтимых православных людей.
5. Постановка учебной задачи.
-Ребята, а какова цель нашего урока?
(Проводится совместное целеполагание:
продолжить знакомство с величием и славой родного Отечества, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)
— Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,
что такое культурные традиции и для чего они существуют.
— Какие же черты присущи настоящему гражданину? (Честность, трудолюбие, чувство долга, любовь к Родине, доброта, ответственность).
6. Запись в тетрадь число, тема урока.
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Это мчится самолет.
Наши глазки отдохнули!
— А как называется главный город нашей страны? (город Москва.) (Слайд7)
В Кремле работает правительство нашей страны. (слайд №7)
Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.
(Слайд 20-21)Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.
Ещё одним символом нашего государства является флаг.(Слайд № 22)
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:
Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (Звучит Гимн) (Слайд№24)
— А как называется наша малая Родина? (Село Богана Борисоглебского района Воронежской области).
В нашем селе имеются заповедные места. Озеро «Олёх» расположено прямо на территории нашего села. Оно является заказником по разведению и охране водоплавающей птицы с 1980 года.
Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Торгашин М.П.– председатель совета ветеранов, писатель – краевед, Ларин А.Е. бывший учитель нашей школы, краевед, занимается изучением истории нашего села, ведёт археологические работы и сотрудничает с преподавателями ВГМУ и ВГУ.
Учитель: Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.
С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.
— А знаете ли вы, какие народы населяют нашу страну?
(учащиеся перечисляют народы, проживающие на территории нашей страны).
— Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.
А каких великих людей нашей страны вы знаете? (Показпортретовзнаменитыхлюдей.)
Почему эти люди являются гордостью России? (Заслушиваются ответы учащихся).(Слайд №19)
Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей страны).
Послушаем, что вы знаете о нашей стране?
В нашей стране горы высокие,
Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.(Слайд № 15)
(Откройте рабочие тетради и запишите слова, записанные на доске, а дома вы найдёте определение к этим терминам. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)
3. Запишите в тетрадь обозначение терминов: культурная традиция, духовный мир. (Слайд № 18)
3. Работа с карточками. 1. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.
4.Контроль. Раздаточный материал.
1) Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
2. Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.
3. Это позволяет комфортно жить.
2) Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?
1. В обогащении страны материальными благами.
2. В освоении духовных богатств народа.
3. В завоевании новых территорий.
3) В чём вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?
1. В богатых и влиятельных людях.
2.В духовных традициях народов, которые живут на территории России.
3. В большой территории и природных ресурсах.
4) Зачем народу традиции? ( Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»)
1. Традиции вообще не нужны народу.
2. Они помогают сохранить связь с прошлым, указывают каждому правильный путь.
3. Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того, чтобы было веселее жить.
5. Рубрика «Это интересно» (Материал на карточке)
Назовите синоним к слову Родина. ( Отечество)
Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир. ». Духовным отцом называют того священника, который избирается православными для духовных наставлений, совета по самым разным житейским делам, исповедания в грехах, совершения церковных таинств и обрядов. Он называется ещё духовником. Раньше про такого священника говорили: «Избран бысть в отчество», т. е. в духовные отцы. Духовного отца называют также лекарем души: «От духовника да от лекаря не таись».
Тренажёр. (Дифференцированные задания)
Задание 1. Распределите словосочетания на две группы.
(Уборка класса, любовь к Отечеству, плотничество, забота о младших, помощь людям, прополка клумб, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов.) 1группа: труд души; 2 группа: физический труд.
Задание 2. Продолжите фразу.
Труд души необходим человеку для того, чтобы (остаться прежним, сделать что – то лучше других, стать лучше).
Задание 3. Продолжите фразу.
Духовные традиции страны устанавливаются (юридическими законами, соседним государством, трудом души народа, отдельным человеком).
Задание 4. Продолжите фразу.
Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо (игнорировать, понимать, учить).
9. Задание на дом: Вопросы и задания (Задание дифференцированное: на выбор учащегося 2 задания)
1. Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях.
2. Какие ценности лежат в основе семейных традиций?
3. Найдёте определение к терминам, записанным в классе. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)
Что вам понравилось?
Самым неожиданным для меня было…
Итог урока. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины. Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве».
Рефлексия: Солнышко и тучка – карточки.
Если урок понравился предлагаю ребятам поднять карточку с солнышком, если нет –тучку.