Что такое родить 4 класс

Род имен существительных

Что такое родить 4 класс. Смотреть фото Что такое родить 4 класс. Смотреть картинку Что такое родить 4 класс. Картинка про Что такое родить 4 класс. Фото Что такое родить 4 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Особенности категории рода существительных

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.

Род существительных — постоянный грамматический признак. Школьники изучают его с 3 класса.

Категория рода имен существительных — грамматический признак, который дает нам информацию о родовой принадлежности предмета, живого существа, явления, либо ее отсутствии.

Три рода имен существительных:

Примеры существительных мужского рода: брат, стол, папа, орел.

Примеры существительных женского рода: тетя, дверь, груша, пустыня.

Примеры существительных среднего рода: серебро, солнце, озеро.

Подытожим, какого рода бывают имена существительные, на картинке.

Отдельно выделим класс слов общего рода. Существительные общего рода в зависимости от контекста могут употребляться в виде мужского и женского рода.

Примеры: зануда, неженка, плакса, тихоня, заводила, непоседа, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Определение рода имен существительных

Род имени существительного можно определить по грамматической форме прилагательного, которое с ним связано. Вот так:

У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица:

Род имен существительных можно определить по характерному окончанию в начальной форме. Таблица для проверки:

Правильно говорить: существительное мужского/женского/среднего рода.

А вот так — неправильно: в мужском/женском/среднем роде. Дело в том, что «в» означает непостоянный признак. А у существительного всегда есть число, падеж, и оно всегда определенного рода.

Род несклоняемых существительных

Несклоняемые имена существительные — это заимствованные из других языков слова, у которых на русском одна и та же грамматическая форма во всех падежах.

Чтобы определить род несклоняемого существительного, нужно учитывать значение слова и категорию одушевлённости/неодушевлённости.

Одушевленные существительные, которые называют человека по признаку пола, имеют категорию мужского или женского рода в соответствии со значением:

Иностранные слова, которые называют птиц и животных, имеют категорию мужского рода, если в контексте не указана самка:

В русском языке заимствованные слова сохраняют тот же род, что был в иностранном варианте. Это объясняет то, что в современном русском языке слова «рояль», «кофе», «кенгуру» относятся к мужскому роду. «Сальто», «шасси», «домино» — к среднему роду, а «шаль» — к женскому.

У неодушевленных существительных чаще всего средний род:

У некоторых неодушевленных существительных род определяется по опорному слову:

В географических названиях нужно понять, о каком объекте идет речь и определять род по нему:

Род аббревиатур можно определить по главному слову. Но, прежде, аббревиатуру нужно расшифровывать:

В каждом правиле есть исключения. Иногда аббревиатура может склоняться как обычное слово. Например:

Чтобы сделать, чтобы не запутаться? Все просто: проверить род слова в словаре.

Источник

Род имён существительных в русском языке

Род имён суще­стви­тель­ных — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Узнаем, что такое род имён суще­стви­тель­ных и как его определить.

Что такое род имён существительных?

В рус­ском язы­ке все суще­стви­тель­ные, име­ю­щие фор­му един­ствен­но­го чис­ла, обла­да­ют кате­го­ри­ей рода. У слов этой части речи, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, обя­за­тель­но ука­зы­ва­ют один из трёх родов — муж­ской, жен­ский или средний:

У слов, нахо­дя­щих­ся в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла или име­ю­щих фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла, род не определяется:

Что такое родить 4 класс. Смотреть фото Что такое родить 4 класс. Смотреть картинку Что такое родить 4 класс. Картинка про Что такое родить 4 класс. Фото Что такое родить 4 класс

У оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных род нахо­дит­ся в пря­мой зави­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти лиц к муж­ско­му или жен­ско­му полу:

Категория рода суще­стви­тель­ных выяв­ля­ет­ся по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам сло­ва в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Как определить род существительного?

Род имён суще­стви­тель­ных опре­де­ля­ет­ся обыч­но с помо­щью слов-помощников:

Понаблюдаем:

Род суще­стви­тель­ных опре­де­ля­ет­ся так­же по их харак­тер­но­му окон­ча­нию в началь­ной форме.

Что такое родить 4 класс. Смотреть фото Что такое родить 4 класс. Смотреть картинку Что такое родить 4 класс. Картинка про Что такое родить 4 класс. Фото Что такое родить 4 класс

Мужской род

К муж­ско­му роду при­над­ле­жат оду­шев­лён­ные суще­стви­тель­ные I скло­не­ния с окон­ча­ни­ем -а/-я:

Категорию муж­ско­го рода выявим у суще­стви­тель­ных II скло­не­ния с нуле­вым окон­ча­ни­ем:

В рус­ском язы­ке сло­во «под­ма­сте­рье», обо­зна­ча­ю­щее лицо муж­ско­го пола, явля­ет­ся суще­стви­тель­ным муж­ско­го рода.

Названия людей по про­фес­сии (дирек­тор, мене­джер, врач, инже­нер) могут обо­зна­чать лицо муж­ско­го и жен­ско­го пола, тем не менее они име­ют нуле­вое окон­ча­ние в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа и явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го рода. Согласуемые с ними при­ла­га­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся в фор­ме муж­ско­го рода, а род глагола-сказуемого зави­сит от име­ни соб­ствен­но­го, явля­ю­ще­го­ся подлежащим.

Сравним:

Женский род

Существительные жен­ско­го рода опре­де­лим по харак­тер­ным окон­ча­ни­ям -а/-я или нуле­во­му окон­ча­нию в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

Существительные с нуле­вым окон­ча­ни­ем, с твер­дой и мяг­кой осно­вой, могут быть муж­ско­го и жен­ско­го рода.

У суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пишет­ся опо­зна­ва­тель­ный мяг­кий знак (рожь, вещь), а у слов муж­ско­го рода его нет (вояж, мякиш). Также их род раз­ли­ча­ют по фор­ме роди­тель­но­го паде­жа, в кото­рой суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода име­ют окон­ча­ние -а/-я, а жен­ско­го рода — окон­ча­ние :

Слово «туф­ля» име­ет кате­го­рию жен­ско­го рода. В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла «туфель» (а не туф­лей) оно име­ет нуле­вое окончание.

Средний род

К сред­не­му роду в основ­ном при­над­ле­жат неоду­шев­лён­ные суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­я­ми -о/-е:

Категорию сред­не­го рода ука­жем у суще­стви­тель­ных с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -мя:

Только несколь­ко оду­шев­лен­ных имён суще­стви­тель­ных име­ют сред­ний род:

Общий род существительных

В рус­ском язы­ке име­ют­ся суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/-я, кото­рые могут обо­зна­чать носи­те­лей опре­де­лен­ных качеств:

Среди этих слов ука­жем сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ные по смыс­лу существительные:

В одной и той же грам­ма­ти­че­ской фор­ме такие уни­вер­саль­ные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют как лиц муж­ско­го пола, так и женского:

Эти сло­ва явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми обще­го рода. Их род опре­де­ля­ют в зави­си­мо­сти от смыс­ла предложения.

Род несклоняемых существительных

Иногда достав­ля­ет труд­ность опре­де­лить род у нескло­ня­е­мых имён суще­стви­тель­ных, кото­рые явля­ют­ся заим­ство­ван­ны­ми сло­ва­ми в рус­ском язы­ке. В опре­де­ле­нии их рода ори­ен­ти­ру­ем­ся на зна­че­ние сло­ва и кате­го­рию одушевлённости/неодушевлённости име­ни суще­стви­тель­но­го.

Одушевленные суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие чело­ве­ка по при­зна­ку пола, в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем име­ют кате­го­рию муж­ско­го или жен­ско­го рода:

Иноязычные сло­ва, назы­ва­ю­щие птиц и живот­ных, име­ют кате­го­рию муж­ско­го рода, если в кон­тек­сте не ука­за­на сам­ка животного:

Сравним:

Шимпанзе усе­лась в угол­ке, что­бы покор­мить детёныша.

Неодушевленные суще­стви­тель­ные в основ­ном име­ют сред­ний род:

Учтём, что у ряда неоду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных род опре­де­ля­ет­ся по опор­но­му слову:

Род гео­гра­фи­че­ский назва­ний и аббре­ви­а­тур опре­де­ля­ет­ся по родо­во­му слову:

Видеоурок

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 33. Как определить род имён существительных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке Вы узнаете:

– какого рода бывают имена существительные;

– как определить род имени существительного;

— что такое существительные общего рода;

— как согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Однажды встретились во дворе Катя, Фёдор и Кирилл. И заговорили про своих питомцев. Катя говорит:

— У меня кошка Муся. Моя кошка самая красивая. Она самая ласковая!

— А моего кота зовут Маркиз. Мой кот прям как я. Он самый сильный и смелый. А кто у тебя, Кирилл?

— А у меня задира! Задира?!

Кто же живёт у Кирилла? Почему нам не так легко определить, как в случае с питомцами Кати и Фёдора?

Во фразе Кати слова «кошка», «Муся», «Моя», «она», «самая» и т.д. показали нам, что речь идёт о девочке. Потому что эти слова женского рода. Они обозначают особей женского пола. А во фразе Феди слова «кот», «он», «мой», «самый сильный» и т.д. указали на то, что у него мальчик. Поскольку эти слова мужского рода и обозначают особей мужского пола. В русском языке есть ещё и средний род.

Род существительного легко определить с помощью слов-помощников: он (мой), она (моя), оно (моё). Кот – он, мой – существительное мужского рода, кошка –она, моя – существительное женского рода.

Но есть в русском языке ещё и существительные общего рода – это такие существительные, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому, если обозначают лиц женского рода. Кирилл может сказать: «У меня дома живёт кот-задира». Но он может сказать и так: «У меня дома живёт кошка-задира».

У меня дома живёт такая задира!

У меня дома живёт удивительный задира!

Знать, к какому роду относится то или иное существительное, просто необходимо. Без этого мы не сможем правильно изменять это существительное по падежам, правильно сочетать его с другими словами в предложении. И наша речь будет похожа на речь иностранца, который только-только начал изучать русский язык. И говорит примерно так: «Дорогой Марина! У меня огромный собрание книг и открыток. Я хочу показать тебе мой самый любимый открытка, на который нарисован старый Москва.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

Определите род имён существительных и распределите слова по столбикам

Мужской род Женский род Средний род

Лабиринт, радость, герань, повидло, фамилия, строительство, массаж

Радость – она (моя) – ж.р. – во 2-й столбик

Повидло – оно (моё) –ср.р. – 3 столбик,

Строительство оно (моё) –ср.р. – 3 столбик,

Источник

Четвертые роды – всем рекомендую!

Что такое родить 4 класс. Смотреть фото Что такое родить 4 класс. Смотреть картинку Что такое родить 4 класс. Картинка про Что такое родить 4 класс. Фото Что такое родить 4 класс

Рассказ о четвертых родах.

Четвертый ребенок: беременность и роды – все как-то между делом

Наступление 4 беременности было логичным, но каким-то незаметным. Дочку я закончила кормить в феврале, где-то к концу мая закралась мысль, что надо бы сделать тест, т.к. начался жор. При этом месячные шли, хотя последние как-то хиленько. Тест купила в начале июня, до этого все как-то не складывалось, две полоски, в общем-то, неожиданностью не были. Хотя и хотелось в тему процитировать интернов: «Я – беременна! Ты не представляешь, через что мне опять придется пройти. » Причем, в моем случае, это, в основном, относится к официально-формальным моментам, которые хочется с одной стороны по максимуму избежать, с другой необходимый минимум надо как-то соблюсти. А срок, понятно, что непонятно какой, очень грубо, наверное, месяца два – так я прикинула для себя.

Что такое родить 4 класс. Смотреть фото Что такое родить 4 класс. Смотреть картинку Что такое родить 4 класс. Картинка про Что такое родить 4 класс. Фото Что такое родить 4 класс

В регистратуре районной ЖК мне хотели сразу сделать обменку, но увидев, что мне 40 лет сказали, что здесь таких не ведут, а отправляют в ЖК на Антона Валека, 12. Меня это вовсе не обрадовало, т.к. ездить туда в центровые вечные пробки неудобно, а про парковки я вообще молчу.

Но в целом, от наблюдения на Антона Валека впечатление осталось хорошее. Врач довольно молодая, очень мне понравилась, спокойная, но в тоже время темп приема высокий, все быстро, по делу, поэтому очередь не копится. Основные анализы я сдала, можно сказать одним махом, коагулограмма, конечно, как всегда напрягла объемом выкачанной крови, но радовало, что медсестры попадались опытные и легко находили мои не самые очевидные вены. Анализы все пришли хорошие, претензий ко мне вообще не было. Как я понимаю – это консультация для сложных, и на их фоне я смотрелась весьма выгодно. Так что наблюдение беременности не доставило мне особых хлопот, и было вполне позитивным и ненапряжным. Я спросила про роддом, сказали, что они направляют в 10. Надо будет изучить отзывы, и хотя бы найти его на карте.

19 декабря сказали, что в принципе беременность доношенная, уже можно рожать. Выдали направление, сказали, что дома можно сидеть в ожидании родов до 13 января, а потом показаться в роддоме, если не рожу. На том мы и расстались.

Неумолимо надвигался Новый год со всей своей суетой и кутерьмой, особенно в школе. Там плотность мероприятий предновогодней недели не давала расслабиться совершенно. Да и садиковые мероприятия добавляли хлопот. Каждый день кто-то просил денег на очередные подарки, Деда Мороза и т.д. Я понимала, что рожать до 28 декабря категорически нельзя, надо вынырнуть из елок, дотянуть до каникул, а еще лучше переходить все-таки Новый год. Оптимальными представлялись роды в каникулы, когда детей никуда возить не надо и можно спокойно сидеть дома. Света через день интересовалась, не родила ли я еще, но я похоже даже и не собиралась, пока. Я благополучно пережила все елки, даже съездила с детьми на «Биатлон» кататься с горки в первый каникулярный день. Доходила до Нового года, а после Нового года пришло ощущение, что рожать-то мне еще не скоро.

Третьего вечером я позвонила Свете с известием, что вряд ли рожу 4-го. Так оно и оказалось – никаких подвижек к родам за этот день не произошло. И вообще, вроде как рожать передумалось. 6-го января я весь день пробыла в городе, а вечером мы собирались встречать рождество в компании, дети на ночь остались у дедушки. Мы заехали домой, и у меня возникло желание взять с собой, на всякий случай, роддомовские пакеты.

Что такое родить 4 класс. Смотреть фото Что такое родить 4 класс. Смотреть картинку Что такое родить 4 класс. Картинка про Что такое родить 4 класс. Фото Что такое родить 4 класс

Вообще, эта ночь была супероптимальна для родов – дети пристроены, не надо дергать Свету, и мы ехали в гости, недалеко от роддома. Причем перед выездом мне стало давить во все места сразу, и муж сказал, что даже походка изменилась. Но спина, которая у меня болит при раскрытии шейки, не болела, хотя и очень ощутимо тянуло внизу со стороны живота. Муж спросил, куда же мы все-таки едем – на Рождество или в роддом, я решила, что в роддом еще точно рано, и мы поехали в гости. Часов до трех во мне происходила какая-та непонятная, но достаточно бурная деятельность, хотя это точно еще не были схватки, но в три всё как-то успокоилось, и я благополучно заснула. Проспала до 9-ти. Днем явно рожать не буду, ждем дальше. Видно, наша новенькая девочка себе на уме, не захотела рождаться в удобный день.

Следующие два дня я провела достаточно активно. Восьмого был последний выходной у садичных детей, старший сын уже два дня зависал у дедушки, а младшенькие всё-таки затащили меня в «Мегу», хотя я и зарекалась соваться туда в новогодние праздники. На удивление, стоянка была полупустая, и в самой «Меге» все было не так страшно, я даже рассмотрела все интересующие меня распродажи, дети набегались на площадках и были очень дружны.

Десятого утром пришло осознание, что, вот, каникулы заканчиваются, а я так и не родила. Я стала спешно готовить детям одежду в садик и школу хотя бы на три дня, раскладывая ее по пакетам, чтоб мужу не надо было ломать голову, когда кому и что надеть. Потом себе – пакет на выписку, остальное уже было готово.

Иногда проскакивали реденькие и несильные схватки. Мужу я сказала, что как дождемся Свету, то всё-таки сразу поедем. Снегопад, пока доедем, пока что. Света приехала к 23-00. В принципе у нас всё было собрано, но мы все равно долго и как-то растерянно ходили из угла в угол, думали, что ещё надо, что нет. Я поняла, что не до конца продумала одежду, в которой поеду: надела длинную шерстяную юбку – в ней я уже ездила рожать двух последних детей, а вот что надену на ноги, я как-то не подумала, в прошлые разы я ездила в пластиковых шлепках, но в этот раз 10 сантиметров свежего снега явно не гармонировали с ними, калоши тоже какие-то совсем неутепленные. Классно подошли бы угги, но сейчас я не смогла их быстро найти, в конце концов, я выбрала садовые валенки с бахилами. Видок, думаю, был просто изумительный.

Из ворот выезжали в 23-50. Шел частый, но мелкий снег, я сказала мужу, что у нас в запасе часа два, особо можно не торопиться и лучше ехать аккуратно. Проезжая «Мегу», я стала продыхивать схватку, муж напрягся и поинтересовался, не надо ли поторопиться, но я заверила его, что нет, у нас еще вагон времени, схватка не сильная, все нормально, интервалы тоже большие. Я легла на сиденье, так было вообще не больно и очень экономились силы.

10 роддом был далеко, мы не торопясь ехали по пухлому снегу. Подъездные пути были неизведанны, но по карте мы удачно все нашли, подъехали к ближайшему больничному зданию. Конкретных вывесок не было, кажется, была только надпись «Приемный покой», я решила, что стоит спросить куда нам, если найдем у кого. Муж пошел спрашивать, я глянула на часы, было 00-35.

То, что я вот-вот рожу, явилось для меня удивлением, т.к. особо схваток, а тем более потуг не было, а больше всего меня удивляло, когда и, главное, куда делись воды?? Одежда у меня была сухая, и насколько я помню, вод бывает много. Пропустить я их не могла. Эта загадка так и осталась неразгаданной.

Родовая была на втором этаже, туда уже бежала сестра со свежим бельем. Родовая была небольшая, но очень уютная, с веселенькими жирафиками на стенах, контраст с 20 роддомом, небо и земля, конечно, фитбол, красивые шторы и телевизор прямо над родовой кроватью. Наличие телевизора весьма повеселило, интересно, неужели его здесь кто-то из пациентов смотрит? Разве, что врачи)).

Дождавшись очередной схватки (мужа все еще не было), мне предложено было рожать. По опыту предыдущих родов я рассчитывала, что ребенок вылетит за одну потугу. Но нет, родила за три потуги, причем акушерка регулировала их силу, и ребенок выходил не резко, а потихонечку, думаю, что это лучше, и так у меня получилось впервые. Реально больно до вскрика мне было только в момент врезания головки.

Как только ребенок вышел полностью, тут и появился муж. Можно сказать, в эту же секунду)). В 0-55, 11 января родилась, как ожидалась, девочка. Её сразу положили мне на живот, полностью накрыв одеялом, я даже посмотреть не успела на нее толком. Небольшой разрыв по старым швам все-таки произошел, зашивание я пережила вполне сносно, причем сказали, что сразу можно сидеть – такое счастье у меня впервые, вообще с каждым годом что-то да меняется в родовспоможении и рекомендациях по уходу за младенцами.

Что такое родить 4 класс. Смотреть фото Что такое родить 4 класс. Смотреть картинку Что такое родить 4 класс. Картинка про Что такое родить 4 класс. Фото Что такое родить 4 класс

После измерений и обработки дочку одели и запеленали в одеяло, приложили к груди, она успешно присосалась. Муж в общей сложности пробыл с нами час, в 2 часа я предложила поехать ему домой, мне в родовой еще час надо было лежать, но мне уже самой хотелось спать, и ему надо было успеть, хоть чуток отдохнуть. Еще час я дремала с дочкой под боком, испытывая умиротворение с примесью чувства исполненного долга. Похоже, что я всё-таки научилась рожать лучше 🙂

Что такое родить 4 класс. Смотреть фото Что такое родить 4 класс. Смотреть картинку Что такое родить 4 класс. Картинка про Что такое родить 4 класс. Фото Что такое родить 4 класс

Источник

Склонение существительных

Что такое родить 4 класс. Смотреть фото Что такое родить 4 класс. Смотреть картинку Что такое родить 4 класс. Картинка про Что такое родить 4 класс. Фото Что такое родить 4 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Склонения имен существительных: определение

В русском языке есть два основных типа словоизменения: склонение и спряжение.

Склонение — это изменение слов по падежам, числам и родам. Склоняются именные части речи: существительные, прилагательные, числительные и местоимения.

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам. Постоянный признак существительного — это род.

Склонение имен существительных — это изменение по падежам в контексте родовой принадлежности.

Просклонять слово — значит изменить его по падежам.

Теперь расскажем, как узнать склонение существительных.

Первое, второе и третье склонение имен существительных

Перейдем к трем типам склонения имени существительного.

Первое склонение существительных в русском языке

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа:

Еще к первому склонению относят существительные общего рода — это когда можно сказать и про мужчин, и про женщин: трудяга, забияка, плакса, молодчина, непоседа, выскочка, злюка, неряха.

Ряд существительных женского рода первого склонения оканчивается на -ия:

Эти слова в форме дательного и предложного падежа единственного числа имеют окончание в отличие от типичных существительных первого склонения. Сравним на примерах:

И. п. — (что?) лекция, трава

Р. п. — время (чего?) лекции, нет травы

Д. п. — уделим внимание (чему?) лекции, траве

В. п. — вижу (что?) лекцию, траву

Т. п. — восхищаемся (чем?) лекцией, травой

П. п. — сообщит (о чём?) о лекции, о траве

Второе склонение существительных в русском языке

Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием и с окончанием -о/-е, а также среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа:

слово, дело, море, варенье.

Отдельно рассмотрим существительные среднего рода, которые оканчиваются на -ие:

Такие существительные в форме единственного числа предложного падежа при склонении оканчиваются на . Вот так:

И. п. — (что?) указание, озеро

Р. п. — нет (чего?) указания, озера

Д. п. — удивляемся (чему?) указанию, к озеру

В. п. — читаю (что?) указание, вижу озеро

Т. п. — интересуюсь (чем?) указанием, озером

П. п. — расскажу (о чём?) об указании, об озере

Третье склонение существительных в русском языке

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже:

Таблица склонений имен существительных

Чтобы определить склонение имени существительного, для начала определяем его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. А после — по роду и окончанию определяем склонение. Вот и все!

Для удобства можно использовать таблицу падежных окончаний имен существительных русского языка. Табличка особенно пригодится в 4 классе, когда школьники только начинают знакомиться с этой темой.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Падежные окончания имен существительных: таблица

Единственное число

Множественное число

Мы выделили окончания множественного числа в отдельный столбец, так как различия между ними менее существенны, чем в единственном числе.

Знак ударения над окончанием значит, что оно всегда будет ударным. Если последняя согласная в слове г, к, х, ж, ш, щ или ч — окончание заменяем на .

Символ ö значит чередование о / е / ё. Для наглядности сделали отдельную таблицу на примере окончания творительного падежа единственного числа 1-го склонения.

Конечный согласный основы

Шипящий (ж, ш, ч, щ) или ц

стóрожем, мáршем, товáрищем, мáтчем, пáльцем, щýпальцем, окóнцем, плáтьицем

ужóм, ершóм, тягачóм, плющóм, лицóм, словцóм

Кроме изменения окончания при склонении возможно следующее:

сдвиг ударения: рука́ — ру́ку, судья́ — су́дьи;

чередование е/ё, сопровождающее сдвиг ударения: ёж — ежа́, о́зеро — озёра;

выпадение и появление беглой гласной: палец — пальцем, стойка — стоек;

чередование суффиксов: котёнок — котята, семя — семена.

Мы узнали, как определить тип склонения имени существительного. Теперь рассмотрим разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Разносклоняемые имена существительные

В отдельную группу выделим разносклоняемые существительные на -мя:

Эти слова называются разносклоняемыми потому, что частично они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа образуют окончание второго склонения.

Сравним:

И.п. — пламя, дитя, путь, ночь

Р.п. — пламени, дитяти, пути, ночи

Д.п. — пламени, дитяти, пути, ночи

В.п. — пламя, дитя, путь, ночь

Т.п. — пламенем, дитятей (-ею), путём, ночью

П.п. — о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.

Несклоняемые имена существительные

К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяют:

авеню, бюро, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какао, кафе, кенгуру, кино, клише, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пианино, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо.

Имена собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.

Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, которые оканчиваются на твердый согласный: мадам, Ирэн, Алигер, Люксембург.

Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко.

Особенности склонения отдельных слов

Слова «человек» и «ребенок» во множественном числе образуют формы от «люди» и «дети». После числительных, которые требуют родительного падежа множественного числа, «человек» имеет форму «человек»: шесть человек. Слово «ребенок» в этом случае ведет себя, как обычно: шестеро детей.

Слово «око» во множественном числе содержит основу оч-: о́чи, оче́й, оча́м.

Слово «ухо» во множественном числе содержит основу уш-: у́ши, уше́й, уша́м.

Слово «год» в родительном падеже множественного числа имеет форму лет: три го́да, шесть лет, мало лет.

Слово «церковь» во множественном числе имеет вариант с твердой основой: церквя́ми и церква́ми, о церквя́х и о церква́х.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *