Что такое родительский университет

Статья «Родительский университет» — новая форма по взаимодействию с родителями в ДОУ

Что такое родительский университет. Смотреть фото Что такое родительский университет. Смотреть картинку Что такое родительский университет. Картинка про Что такое родительский университет. Фото Что такое родительский университет Ольга Силантьева
Статья «Родительский университет» — новая форма по взаимодействию с родителями в ДОУ

автор воспитатель Силантьева Ольга Николаевна

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

«В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи».

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования

• обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность Слайд 2

Таким образом, новизна родительских отношений должна определяться понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «соучастие», «сотворчество».

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Именно поэтому нами была выбрана более активная и оригинальная форма сотрудничества с родителями «Университет для родителей»

Что такое «Университет

Это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она вооружает необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей.

Установление системы взаимодействия «воспитатель –

родитель – ребенок – сотрудничество».

1. Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;

2. Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;

3. Расширение способов-методов работы с родителями;

4. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

5. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

6. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Девиз: «Родитель активный партнёр и участник в воспитании и развитии ребёнка, как дома, так и в Доу».

«Университет» по взаимодействию с родителями реализуется по принципу добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения.

Этапы: Информационно – аналитический. Слайд 5

Цель: изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, составление социального паспорта семей в группе.

Проанализировав анкеты, сделав выводы из индивидуальных бесед с родителями я сделала выводы, в группе 33 семьи, чётко выделяются 4 группы:

что хотят и могут помогать и участвовать в организации и проведении в совместных мероприятиях 6 семей – 19%

не хотят, нет заинтересованности, но могут – 8 семей – 24%

не хотят и не могут 3 семьи – 9% (это семьи риска)

Определив тип семьи воспитанников, можно найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять свою работу с родителями.

Основной этап проекта

Цель: Выбрать более интересные и современные формы сотрудничества с семьёй для повышения педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ для совместной работы по обмену опытом.

1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2. объединить усилия для развития и воспитания детей;

3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Первая встреча с родителями была проведена в форме круглого стола под темой «Давайте познакомимся», которая помогла выяснить настрой и ожидание от пребывания ребенка в детском саду, так же была предложена

родителям анкета «Сотрудничество родителей в группе», благодаря которой были подобраны интересные формы взаимодействия с семьёй.

Была выбрана творческая группа среди родителей с активной жизненной позицией, для содействия и совершенствования условий образовательного процесса и участия в организации и проведении совместных мероприятий в группе.

Совместно с творческой группой родителей был составлен план мероприятий и выбраны формы проведения:

Семейные спортивные встречи;

Открытые занятия для просмотра родителей;

Конкурс семейных талантов;

Мастер –классы для родителей и детей

Совместные выходные дни

Праздники «День матери», «День смеха», «Праздник для пап».

Учитывая занятость родителей в социальных сетях «В контакте» создали открытую группу «Весёлая пчёлка».

Цель: привлечь и заинтересовать родителей.

На сайте родители могут прочитать разные консультации, узнать, как живёт ребёнок в детском саду, чем занимается, какое мероприятие проходит, познакомиться с планом мероприятий, поделиться своим опытом в воспитании ребёнка, получить нужную информацию. А самое главное поиграть с ребёнком в интерактивную игру, которая отвечает требованием программы в Доу, просмотреть видеоматериалы о жизни в группе и поучаствовать в онлайн конкурсах как с ребёнком, так и сам может поделиться своим опытом.

Имеют Дипломы и сертификаты.

Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых формобщения семей группы: проведение Кратковременных практик для других родителей в ДОУ с целью поделиться своим опытом.

Совместная деятельность родителей, педагога и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

По результатом анкетирования родителей на конец года определилось всего три группы родителей:

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации – 17 – 51%

Родители – наблюдатели – 6- 18%

Совместная работа сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Таким образом разработанный проект «Родительский университет» стал для нас частью нашей жизни, объединил в единый воспитательно –образовательный процесс, который необходим для развития детей.

Источник

Программа «Родительский университет»

Семилетний ребенок, поступивший в школу, испытывает серьезные жизненные перемены: возрастают психические, физические, эмоциональные нагрузки, меняется распорядок дня, появляется ряд новых забот и обязанностей.

Многим детям особенно трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители могут приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи.

Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей. Взаимоотношения в семье играют важную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Сегодня, как никогда прежде, родители все чаще обращаются за помощью к психологам по вопросам воспитания своих детей, хотят знать, каким образом можно повысить самооценку ребенка, как научиться чувствовать и понимать его, открыто и честно строить детско-родительские отношения.

Программа актуальна в настоящее время. Она представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и школы при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Направленность программы “Родительский университет” – социально-педагогическая. Научная новизна программы заключается в обобщении теоретико-практического материала и формировании методики психологического консультирования родителей младших школьников.

Программа рассчитана на родителей детей 6–8 лет. Данный возраст весьма значим в жизни каждого ребенка. Начало обучения в школе сопровождается адаптационными трудностями первоклассника, появлением нового статуса “школьник” и связанных с этим обязанностей, оцениванием результатов учебной деятельности – появлением отметок.

Занятия по данной программе являются педагогически целесообразными, поскольку переживания младшего школьника, его успешность или неудачность на начальном этапе обучения влияют на его отношения в семье, вызывают различные реакции близких людей (от тревоги, беспокойства до раздражительности, жестокости, усталого равнодушия). Именно организация специальных занятий для родителей в неформальной обстановке способствует оптимизации семейных отношений, является своеобразной профилактикой трудностей в преддверии школьного адаптационного периода.

Данная программа влияет на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Помогает родителям детей младшего школьного возраста создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами. Целью “Родительского университета” является проведение психологического консультирования родителей младших школьников, гармонизация детско-родительских отношений.

Освоение программы предполагает решение следующих задач:

Отличительными особенностями программы являются ведение работы не только в психолого-родительской паре, а и с семейными группами “папа – мама”.

Родительские встречи в привлекательной форме позволяют ненавязчиво утверждать ценности семейного очага, личной свободы, ценности другого человека. Набор участников “Родительского университета” производится по желанию родителей. Группа комплектуется из мам и пап, что способствует быстрому установлению доверительной, эмоционально-благоприятной атмосферы сотрудничества.

Педагог и психолог изначально стремятся не управлять участниками “университета”, их развитием, а создавать условия для их самореализации, самоопределения, саморазвития, оказывать поддержку родителям.

“Родительский университет” является местом, где всегда есть возможность его членам развивать свои творческие способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества.

Работа в “университете” подразумевает: учет интересов родителей; отсутствие жесткой регламентации; вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий.

В “Родительском университете” всё подчиняется общению, все участники – союзники, равные и самостоятельные. Организуя занятия в родительском пространстве, важно помнить о частой смене деятельности, удобном режиме работы для всех участников.

У “Родительского университета” есть эмблема (Приложение 1).

По окончанию программы родители получают звание Почетного участника “университета” и оставляют за собой право присутствовать на общих праздниках, принимать участие в работе с вновь прибывшими родителями.

Занятия обязательно проводятся с педагогом-психологом, т.к. данная деятельность относится к разряду коррекционно-развивающей работы и требует навыка психологического семейного консультирования.

Форма и режим занятий. Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения и содержит 10 занятий. Основная форма образовательной деятельности – занятие, в процессе которого используются коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с родителями.

Занятия проводятся как мини-тренинги, на которых используются разнообразные виды деятельности: индивидуальные консультации; круглые столы; беседы; обучающие тренинги; родительский капустник; обмен мнениями; оформление памяток для родителей, игровые упражнения и подвижные игры; урокотерапия; арт-терапия; элементы телесно-ориентированной терапии; кинезиологические упражнения; психогимнастика; танцевальные упражнения.

Работа по программе “Родительский университет” реализуется поэтапно:

1-й этап – начальный – происходит сплочение группы и раскрепощение участников, появление эмоциональной открытости и начало рефлексивных процессов, формирование доверия друг к другу (март-апрель).

2-й этап – основной – характеризуется самопознанием, переходом к углубленной рефлексии и свободному самораскрытию, усилением межличностной динамики в группе, повышением эффективности общения, активным заявлением родителей (семей) об имеющихся трудностях в воспитании и свободным их обсуждением (сентябрь-декабрь).

Все занятия имеют определенную структуру. (Приложение 1)

В “университете” традиционно проводится итоговое занятие в конце каждого этапа обучения, проводится итоговая диагностика.

По прохождению программы обучения участники должны:

– уметь контактировать с близкими людьми, считаться с их мнением, договариваться с ними, позитивно воспринимать их;
– уметь понимать чувства и эмоции близких родственников;
– знать свою родословную;
– уметь оценивать себя, свои возможности позитивно;
– знать способы конструктивного взаимодействия;
– уметь налаживать контакт с окружающими, прислушиваться к их мнению, договариваться, работать сообща;
– понимать эмоции и чувства окружающих;
– учить ребёнка уметь контролировать своё эмоциональное состояние с помощью взрослых;
– знать простые приемы саморегуляции;
– уметь адекватно оценивать своего ребёнка (его способности, возможности, качества, поведение).

При обучении в “Родительском университете” проводится контроль усвоения знаний, умений, навыков. Контроль проводится входящий, текущий (тематический), итоговый.

Какие результаты контролируютсяФормы контроляСроки контроля

Начальный этап.

Знание различных средств общения и понимание “языка тела” человека.– Беседа, педагогическое наблюдение.В течение года.
Умение вступать в контакт с близкими людьми, считаться с их мнением, договариваться с ними, позитивно воспринимать их.– Педагогическое наблюдение;
– тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс, С.Кауфман);
– тест “Семейная социограмма” (Э. Эйдемиллер, О. Черемисин);
– опросник для родителей “Семейные роли” (модификация А. Черникова).
– апрель

Основной период.

Знание способов конструктивного взаимодействия– Беседа.– в течение года
Умение налаживать контакт с окружающими, прислушиваться к их мнению, договариваться, работать сообща.– Проективная методика “Динамический рисунок семьи”;
– педагогическое наблюдение.
– сентябрь
– в течение года
Понимание эмоций и чувств окружающих.– Разыгрывание психологических этюдов;
– педагогическое наблюдение.
– октябрь
Умение выражать эмоции и чувства в мимике, жестах, пантомимике словами.– Упражнение “Словарь чувств” (Р. Мухаметова);
– игра “Мимика в рисунках” (Н.Яковлева);
– педагогическое наблюдение;
– разыгрывание психологических этюдов.
– ноябрь

Формами подведения итогов реализации программы являются:

2. Содержание изучаемого курса.

В зависимости от количества участников, их индивидуальных особенностей, потребностей, тематика занятий и их методическая насыщенность могут и должны варьироваться внутри каждого раздела программы.

Раздел “Я и моя семья”

Тема № 1. “Давайте познакомимся”.

Теория: Особенности тренинговой работы; положение “Родительского университета”, права и обязанности его участников, цели и задачи, план работы и режим; выбор ритуалов приветствия и прощания на занятиях, знакомство со структурой занятий.

Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”; упражнения “Клубочек”, “Какая рука у соседа”, “Знакомство”, “Молекулы”, “Глаза в глаза”, “Баржа”; работа со сказкой “Репка” (рассказывание сказки от имени разных героев); работы с бланками “Мои цели”, ритуал прощания “Кулачки”.

Диагностика: Педагогическое наблюдение, тест “Кинетический рисунок семьи”, анкета обратной связи (рефлексия занятия), методика исследования самооценки (Щур В., Якобсон С.)

Тема № 2. “Семья. Атмосфера жизни в семье”.

Теория: Семья, члены семьи и их взаимосвязь. Благополучие в семье и как его сохранить. Домашнее задание для родителей (опросник “Семейные роли”).

Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Клубочек”, “Ассоциации к слову “семья”, “Баржа”, “Укрась слово”, игра “Путаница”, “Реши примеры”, решение проблемных ситуаций из жизни членов клуба; “Глаза в глаза”, “Игра без правил”, работа со сказкой Т. Зинкевич-Евстигнеевой “Сказка про медвежонка” (чтение, обсуждение, рисование), работа со сказкой Л.Коротковой “Поминальный блинок” (чтение, обсуждение, рисование важных эпизодов); упражнение “Я – ты”, рефлексия, ритуал “Кулачки”.

Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, тест “Семейная социограмма” (Э.Г.Эйдемиллер, О.В. Черемисин), опросник для родителей “Семейные роли” (модификация Черникова Д.).

Тема № 3. “Как здорово любимым быть!”

Теория: Индивидуальность. Физическое и духовное “Я” человека. Как сохранить индивидуальность. Самооценка.

Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Связующая нить”, “Комплименты”, “Ласковое имя”, танец “Цветок”, упражнение “Паравозик”, “Мы тебя любим”, “Волшебный стул”, “Массаж по кругу”, “Баржа”; работа со сказкой И. Стишёнок “Колючка” (чтение, обсуждение, рисование), “Налаживание отношений” (в паре), “Укрась слово “любовь”, “Баржа”, работа со сказкой Т. Зинкевич-Евстигнеевой “Золотой шар” (чтение, медитация, рисование); “Налаживание взаимоотношений”, “Аплодисменты”; “Игра без правил”; рефлексия; ритуал “Кулачки”.

Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи.

Тема № 4. Итоговое занятие “Вместе”.

Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Клубочек”, “Какая рука у соседа”, “Фруктовая корзина”, упражнение “Давай поиграем”, 2-3 игры по желанию участников, “Общий рисунок”, “Ковер дружбы”, работа со сказкой “Бременские музыканты” (обсуждение, разыгрывание), рассматривание портфолио семей, работа с бланками “Мои цели”, “Цвет – предмет”; “Глаза в глаза”; рефлексия; ритуал “Кулачки”.

Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, бланк “Мои цели”.

Раздел “Время перемен”.

Тема № 5. “Адаптация ребёнка в школе”.

Теория: Ребёнок-школьник, изменяется его тело, ум, душа. Самопознание. Саморегуляция. Будущее начинается в настоящем. Понятие “Жизненный выбор”.

Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Маленькое имя”, “Я подарок для человечества”, медитационное упражнение “Полет птицы”, упражнение “Могущество”, упражнение “Два стула”, “Надувная кукла”, “Встреча взглядами”, “Ветер дует на тех, кто…”, кинезиологический тренировочный комплекс №3; “дирижер оркестра”, “Змея”, работа со сказкой Черняевой С.А. “Сказка о забывчивой фее” (чтение, обсуждение, рисование); сочиняем сказку про себя по элементам (чтение, обсуждение). Домашнее задание “Позитивный опросник для родителей по семейному воспитанию”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”.

Диагностика: Методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн, модифицированный); “Позитивный опросник для родителей”, педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, методика исследования самооценки (модифицированный вариант Дембо-Рубинштейн)

Раздел “В мире человеческих отношений”.

Тема № 6. “О конфликтах и примирении”.

Теория: Конфликты. Причины их проявления и пути разрешения. Примирение. Взаимопонимание. Правила эффективного общения.

Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Я хочу пожелать соседу”, “Упрямая сороконожка”, “Лягушка на кочках”, задание “Научить подвижной игре” разыгрывание психологических этюдов “Тигр вышел на охоту”, “2 барана”, “Драка”, “Плакса”; работа с памяткой “Конфликтуйте конструктивно”, работа со сказкой Е. Клюева “По законам живой природы” (чтение, обсуждение, рисование); решение проблемных ситуаций, письменное упражнение “Сам и вместе”; работа со сказкой Н. Никитиной “Слоненок с шариками” (чтение, обсуждение, решение проблемы); упражнение “Давай помиримся”; “Толкалки без слов”, “Прости меня за то, что я…”, кинезиологический тренировочный комплекс №1; “Баржа”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”.

Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, психологические этюды, проблемные ситуации.

Раздел “Я познаю себя”.

Тема № 7. “Ум. Фантазии”.

Теория: Ум, его значение в жизни человека. Как развивать ум. Почему одни люди умнее других. Фантазии и мечты, их ценность для человека и опасность.

Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Клубочек”, “Небылицы”, “Кто это?”, “Мысленные картинки”, “Печатная машинка”, “Свяжи 3 слова”; кинезиологический тренировочный комплекс №3; игры с мячом “Неожиданный предмет”, “Хорошо – плохо”, “Перевертыши”; упражнения “Ипподром”, “Домики-жители”; “Дружный круг”; “Работа со сказками” О. Васильева “Цветик-семицветик” и Амбросьевой Н. “Сказка про гусеничку Дусю” (чтение, обсуждение, рисование), медитативное упражнение “Облака в небе”; “Глаза в глаза, пантомима “Угадай животное”, “Мы с тобой…”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”.

Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи.

Раздел “В мире эмоций и чувств”.

Тема № 8. “Море наших чувств и эмоций”.

Теория: Разнообразные эмоции и чувства. Способы выражения эмоций. Значимость “языка тела” в общении. Раздражение, злость, гнев. Их польза и вред. Взаимосвязь с другими эмоциями. Обидчивость и капризность.

Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, упражнение “Словарь чувств”.

Тема № 9. “Индивидуальность”.

Теория: Индивидуальность. Физическое и духовное “Я” человека. Как сохранить индивидуальность. Самооценка.

Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Я люблю себя за…”, “Мы с тобой отличаемся…”, “Я могу…”, “Расскажи мне обо мне”, игра “Дракон, принцесса, самурай”, упражнение на внимание “Раз ромашка, два ромашка…”, “Слушай хлопки”, работа со сказкой Хухлаевой О. “Сказка о Маше и ее человечках” (чтение, обсуждение, рисование), работа со сказкой Амбросьевой Н. “Спасение” (чтение, упражнение медитация, рисуем деревья и сочиняем историю, чтение рассказов о деревьях, психологический этюд “Могучее дерево”), “Падающий листок”, “Глаза в глаза”, “Памятные даты нашей жизни”, психологический этюд “Чудо-дерево”; чтение стихотворения А.Усачева “У речки стоял удивительный домик” (обсуждение), упражнение “10 моих Я”. Рефлексия. Ритуал прощания “Кулачки”.

Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, методика исследования самооценки (модифицированный вариант Дембо-Рубинштейна).

Тема № 10. Праздник “Семейная гостиная”.

Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, презентация семей. Выставка рисунков, поделок, достижений участников “Родительского университета”. Вручение памятных дипломов. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”.

Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *