Что такое родительский всеобуч в школе

Что такое родительский всеобуч в школе

от 22 июля 2002 года N 30-51-547/16

Об организации родительского всеобуча
в общеобразовательных учреждениях

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.

В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.

Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка

Семья и ее роль в воспитании детей

Воспитательный потенциал семьи.

Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.

Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.

Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.

Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.

Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

Диалог в семейном общении.

Принципы творческой педагогики в семье.

Уклад жизни в семье

Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.

Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детскородительских отношениях.

Место традиций в современном семейном укладе.

Этика и эстетика семейного быта.

Возможности воспитания трудом в современной семье.

Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.

Искусство создания детского праздника.

Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.

Традиция семейного чтения.

Школа как открытая социально-педагогическая система.

Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).

Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).

Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

Модель работы социального педагога с семьей.

Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.

Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.

Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.

Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

IV. Особенности детской и подростковой психологии

Что такое личность? Иерархическое строение личности.

Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.

О развитии самосознания у детей и подростков.

Нравственные чувства человека и особенности их формирования.

Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.

Нравственный облик и поведение человека.

Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью
родителей за воспитание детей

Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.

Правовая и экономическая защита личности ребенка.

Проблема воспитания правовой культуры у детей.

Примечание. Ваши предложения и материалы из опыта работы по родительскому всеобучу просьба направлять в Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России. Тел. для справок (095) 923-8450, Виноградова Л.И.

Российская академия образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для использования при разработке программ педагогического
сопровождения семейного воспитания

I. Обоснование необходимости педагогической поддержки
современной российской семьи

Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему «я»;

— почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);

супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

— утрачен традиционный уклад семейной жизни;

— нарушены родовые и семейные связи между поколениями;

— традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении последних 10 лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);

растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);

увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот.

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

— не имея навыков совместного проживания событий семейной жизни с ребенком, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

— прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;

— утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;

— представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Источник

Методические рекомендации по организации родительского всеобуча

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методические рекомендации по организации родительского всеобуча

в общеобразовательных организациях

Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Одна из причин кризиса семьи и воспитания – нарушение исторической преемственности семейных традиций и связей между поколениями. Современная семья перестает выполнять свою основную функцию: передача подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных ценностей и традиций. Кризисное состояние современной семьи – это и социальная проблема, и социальная реальность. Одновременно с этим наблюдается потребность многих родителей в профессиональной помощи для урегулирования проблем в детско-родительских отношениях, решения проблем зависимого поведения несовершеннолетних, в вопросах защиты прав детей и других.

Успешное решение задач воспитания детей возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Совместная деятельность семьи и школы позволяет обеспечить эффективность психологического, физического, интеллектуального, творческого и социального развития учащихся, вывести ребенка из категории «трудных», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.

Родительский всеобуч – педагогическая модель взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

Задачи родительского всеобуча:

— обеспечить единство воспитательных воздействий школы и семьи,

— обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания,

— предупредить родителей от совершения наиболее распространенных ошибок в воспитании детей,

— привлечь родителей к активному участию в школьной жизни ребёнка.

Сегодня для построения эффективного педагогического просвещения родителей необходимо:

— ориентироваться на актуальные, значимые, с учётом индивидуально-возрастных особенностей развития детей проблемы для той категории родителей, для которой проводится всеобуч;

— уметь вызвать интерес у родителей к образованию и самообразованию;

— учитывать личный опыт родителей, их интересы;

— вариативно подходить к выбору содержания, форм и методов просвещения родителей;

— заинтересовать педагогов, родителей перспективой поиска решений общих проблем.

Нормативно-правовые основы организации педагогического

просвещения родителей в общеобразовательной организации

Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года.

«…Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи…».

«… В проведении государственной семейной политики роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия…».

Поддержка семейного воспитания является одним из направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

«…содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания…».

«…1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития….».

Примерные формы и тематика просветительских мероприятий

с родителями (законными представителями) обучающихся

В рамках родительского всеобуча могут быть использованы как

традиционные, так и инновационные формы работы с родителями.

Родительские собрания (общешкольные, в параллели, классные)

Дискуссии по актуальным темам жизни учащихся, школы, общества (круглые столы, панельная дискуссия, дебаты, форумы, ток-шоу и др.)

Семинары по актуальным вопросам воспитания

Лекции по психолого-педагогическим проблемам

Практикумы по решению актуальных проблем семейного воспитания

Консультации (индивидуальные, групповые)

Тематические недели (неделя правовых знаний)

Встречи со специалистами (органов здравоохранения, психологами, инспекторами полиции, представителями общественных организаций и др.)

Работа родителей в органах школьного самоуправления (совет школы, родительский комитет школы, родительский комитет класса)

Информирование родителей на сайте образовательной организации

Открытые мероприятия (День матери, День семьи)

Форумы для родителей в социальных сетях

Дни открытых дверей

Участие родителей в проектной деятельности образовательной организации

Совместные с учащимися и педагогами коллективные творческие дела (общенациональные праздники; театральные представления, туристические походы, слёты и др.)

Участие родителей в мероприятиях школьных служб примирения

Тренинги для родителей

Коршунова О.С, кандидат педагогических наук, в методических рекомендациях к разработке актуальных направлений воспитательной работы «Формирование экологической культуры, воспитание ценностей здорового и безопасного образа жизни» предлагает следующие методы и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся:

посещение семьи; беседа, консультация, общение по телефону, переписка, заполнение дневника (электронного) учащегося, поощрения родителей, телефонные переговоры и т.д.

беседы, консультации, взаимодействие с родительским комитетом класса, школы; работа с творческими группами родителей; круглые столы, дискуссии, проведение открытых уроков, ролевые игры, родительские тренинги, родительские вечера, родительские чтения; участие в ремонте класса, школы; участие в оформлении классной комнаты и помещений школы; участие родителей в организации кружков, студий, секций в классе, школе, участие в организации родительского патруля и пр.

родительские собрания; лектории; практикумы, публичный доклад директора школы, отчёт о работе образовательной организации; конференции, форумы, включение родителей в воспитательные мероприятия с учащимися в классе, школе, городе, регионе (День матери, День семьи, День открытых дверей, общенациональные праздники, разнообразные конкурсы, ток-шоу, театральные представления и пр.); представление родителям информации на сайте учреждения; презентация опыта семейного воспитания; участие родителей в работе органов школьного управления; участие родителей в совместных проектах и акциях и др.

Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели используют одну из основных форм работы классного руководителя с родителями — родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча. На нем обсуждаются проблемы детей и родителей, коллектива класса, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в жизни класса, школы, каждого ребенка, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое.

Родительский лекторий, «родительские университеты» — формы, способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей.

Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятия наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями учащихся. Темы должны быть конкретные, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I (V, X. XI) класс?».

В определении тематики целесообразно участие и родителей. Темы должны заинтересовывать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Актуальные в прошлом темы «Физическое воспитание школьников», «Нравственное воспитание в семье», «Трудовое воспитание в семье» не вызывают живого интереса у родителей сегодня.

Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как:

— Умеете ли вы любить своего ребенка?

— Знаете ли вы (понимаете ли вы) своего ребенка?

— Один день из жизни ребенка в семье.

— Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать?

— В семье растет сын (дочь)

— Причины плохого поведения ребёнка

— Как привить интерес к учёбе

— Как выбирать профессию?

Примерная тематика общешкольного родительского лектория:

— Школа и семья: как помочь друг другу?

— Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и родителей.

— Негативные явления в жизни ребёнка: как их предотвратить?

— Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить.

— Как помочь детям развить свои способности?

— Профессии, которые выбирают дети.

— Повышение воспитательной уверенности в родителях.

— Роль отца, матери в семье и в воспитании ребёнка.

Школа для родителей (с учетом возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, неполных семей, отцов, бабушек, мам, семей, находящихся в социально опасном положении (СОП), трудной жизненной ситуации (ТЖС) и т.д.), позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.

Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, юристы, социальные педагоги и др.), родители с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Такие вечера уместно проводить для учащихся, а также совместные встречи.

Педагогические практикумы, семинары направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.

Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах:

— Как помочь ребенку стать внимательным?

— Как помочь детям в подготовке домашних заданий?

— Поощрение и наказание в семье.

— Нужно ли трудиться дома (в школе)?

— Конфликт в семье: как его преодолеть?

— Как помочь исправить тройки (двойки)

— Как помочь одаренному ребенку?

— Как правильно общаться со своим ребёнком?

Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям «попрактиковаться в воспитании», проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения.

Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов.

Дискуссионные клубы, собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.

Проигрывание педагогических ситуаций дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений.

Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя:

— изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей;

— подготовка ситуаций для обсуждения;

— консультирование классного руководителя специалистами (психологами, социальным педагогом и т.д.) с целью подбора ситуации для обсуждения;

— создание из числа педагогов, психологов, приглашенных специалистов группы экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения.

Подобные формы начинаются с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации.

Тематика подобных форм родительского просвещения многообразна и определяется при выявлении проблем в классе, семье, школе.

Организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье.

Социально-психологические тренинги — активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, при этом эффективность и результаты тренингов возрастают. В тренинге участвует группа не более 12-15 человек. Тренинг должен включать 5 — 8 занятий. Обычно проводится психологом, социальным педагогом.

Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям «с другой стороны» увидеть своих детей, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.

Родительские конференции — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне класса, школы, микрорайона, района, города не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей.

К началу конференции готовят фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции принимаются определенные решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме, могут быть приняты обращения родителей.

Примерные вопросы для обсуждения:

— Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию познавательного интереса.

— Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе.

— Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра.

— Хорошие родители. Какие они?

— Как научить ребенка любить и быть любимым?

— Роль отца в воспитании детей.

— Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений.

— Важней всего — погода в доме». (Как избежать конфликтов в семье.)

— Роль семьи в выборе ребёнком профессии.

— Свободное время детей. Как его занять?

— Культура общения в семье и социуме и др.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу.

Примерная актуальная тематика для организации родительского

всеобуча в общеобразовательных организациях

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка

1. Семья и ее роль в воспитании детей:

— Воспитательный потенциал семьи.

— Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

— Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.

— Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.

— Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.

— Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.

— Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

— Диалог в семейном общении.

— Принципы творческой педагогики в семье.

2. Уклад жизни в семье :

— Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.

— Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

— Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.

— Место традиций в современном семейном укладе.

— Этика и эстетика семейного быта.

— Возможности воспитания трудом в современной семье.

— Семейный досуг игры, домашние праздники, телевидение.

— Искусство создания детского праздника.

— Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

— О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.

— Традиция семейного чтения.

1. Школа как открытая социально-педагогическая система:

— Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).

— Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).

— Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

— Модель работы социального педагога с семьей.

— Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

2. Здоровый ребенок — здоровое общество:

— Понятия физического, психического и духовного здоровья; их взаимосвязь.

— Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.

— Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.

— Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.

— Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

— Основы деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.

III. Особенности детской и подростковой психологии.

— Что такое личность? Иерархическое строение личности.

— Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.

— О развитии самосознания у детей и подростков.

— Нравственные чувства человека и особенности их формирования.

— Психология потребностей, разумные потребности и псевдопотребности.

— Нравственный облик и поведение человека.

— Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

— Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

— Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

IV. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей

за воспитание детей

— Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.

— Правовая и экономическая зашита личности ребенка.

— Проблема воспитания правовой культуры у детей.

Данные темы целесообразно использовать в проведении общешкольного родительского всеобуча на протяжении нескольких лет.

Результативность данной работы может проявляться в:

— улучшении детско-родительских отношений;

— осознании родителями значимости своей роли;

— оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем;

— проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании.

При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.

Отдел сопровождения профилактической работы и социализации детей

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *