Что такое родительский всеобуч в школе
Что такое родительский всеобуч в школе
от 22 июля 2002 года N 30-51-547/16
Об организации родительского всеобуча
в общеобразовательных учреждениях
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
Семья и ее роль в воспитании детей
Воспитательный потенциал семьи.
Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
Диалог в семейном общении.
Принципы творческой педагогики в семье.
Уклад жизни в семье
Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско—родительских отношениях.
Место традиций в современном семейном укладе.
Этика и эстетика семейного быта.
Возможности воспитания трудом в современной семье.
Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
Искусство создания детского праздника.
Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
Традиция семейного чтения.
Школа как открытая социально-педагогическая система.
Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
Модель работы социального педагога с семьей.
Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.
Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
IV. Особенности детской и подростковой психологии
Что такое личность? Иерархическое строение личности.
Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
О развитии самосознания у детей и подростков.
Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.
Нравственный облик и поведение человека.
Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью
родителей за воспитание детей
Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
Правовая и экономическая защита личности ребенка.
Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Примечание. Ваши предложения и материалы из опыта работы по родительскому всеобучу просьба направлять в Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России. Тел. для справок (095) 923-8450, Виноградова Л.И.
Российская академия образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для использования при разработке программ педагогического
сопровождения семейного воспитания
I. Обоснование необходимости педагогической поддержки
современной российской семьи
Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
— супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему «я»;
— почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
— супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
— фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
— утрачен традиционный уклад семейной жизни;
— нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
— традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
— культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении последних 10 лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
— растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
— увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот.
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
— утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
— не имея навыков совместного проживания событий семейной жизни с ребенком, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
— прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
— утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
— представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.
Методические рекомендации по организации родительского всеобуча
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методические рекомендации по организации родительского всеобуча
в общеобразовательных организациях
Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Одна из причин кризиса семьи и воспитания – нарушение исторической преемственности семейных традиций и связей между поколениями. Современная семья перестает выполнять свою основную функцию: передача подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных ценностей и традиций. Кризисное состояние современной семьи – это и социальная проблема, и социальная реальность. Одновременно с этим наблюдается потребность многих родителей в профессиональной помощи для урегулирования проблем в детско-родительских отношениях, решения проблем зависимого поведения несовершеннолетних, в вопросах защиты прав детей и других.
Успешное решение задач воспитания детей возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Совместная деятельность семьи и школы позволяет обеспечить эффективность психологического, физического, интеллектуального, творческого и социального развития учащихся, вывести ребенка из категории «трудных», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
Родительский всеобуч – педагогическая модель взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
Задачи родительского всеобуча:
— обеспечить единство воспитательных воздействий школы и семьи,
— обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания,
— предупредить родителей от совершения наиболее распространенных ошибок в воспитании детей,
— привлечь родителей к активному участию в школьной жизни ребёнка.
Сегодня для построения эффективного педагогического просвещения родителей необходимо:
— ориентироваться на актуальные, значимые, с учётом индивидуально-возрастных особенностей развития детей проблемы для той категории родителей, для которой проводится всеобуч;
— уметь вызвать интерес у родителей к образованию и самообразованию;
— учитывать личный опыт родителей, их интересы;
— вариативно подходить к выбору содержания, форм и методов просвещения родителей;
— заинтересовать педагогов, родителей перспективой поиска решений общих проблем.
Нормативно-правовые основы организации педагогического
просвещения родителей в общеобразовательной организации
Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года.
«…Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи…».
«… В проведении государственной семейной политики роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия…».
Поддержка семейного воспитания является одним из направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
«…содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания…».
«…1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития….».
Примерные формы и тематика просветительских мероприятий
с родителями (законными представителями) обучающихся
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы как
традиционные, так и инновационные формы работы с родителями.
Родительские собрания (общешкольные, в параллели, классные)
Дискуссии по актуальным темам жизни учащихся, школы, общества (круглые столы, панельная дискуссия, дебаты, форумы, ток-шоу и др.)
Семинары по актуальным вопросам воспитания
Лекции по психолого-педагогическим проблемам
Практикумы по решению актуальных проблем семейного воспитания
Консультации (индивидуальные, групповые)
Тематические недели (неделя правовых знаний)
Встречи со специалистами (органов здравоохранения, психологами, инспекторами полиции, представителями общественных организаций и др.)
Работа родителей в органах школьного самоуправления (совет школы, родительский комитет школы, родительский комитет класса)
Информирование родителей на сайте образовательной организации
Открытые мероприятия (День матери, День семьи)
Форумы для родителей в социальных сетях
Дни открытых дверей
Участие родителей в проектной деятельности образовательной организации
Совместные с учащимися и педагогами коллективные творческие дела (общенациональные праздники; театральные представления, туристические походы, слёты и др.)
Участие родителей в мероприятиях школьных служб примирения
Тренинги для родителей
Коршунова О.С, кандидат педагогических наук, в методических рекомендациях к разработке актуальных направлений воспитательной работы «Формирование экологической культуры, воспитание ценностей здорового и безопасного образа жизни» предлагает следующие методы и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся:
посещение семьи; беседа, консультация, общение по телефону, переписка, заполнение дневника (электронного) учащегося, поощрения родителей, телефонные переговоры и т.д.
беседы, консультации, взаимодействие с родительским комитетом класса, школы; работа с творческими группами родителей; круглые столы, дискуссии, проведение открытых уроков, ролевые игры, родительские тренинги, родительские вечера, родительские чтения; участие в ремонте класса, школы; участие в оформлении классной комнаты и помещений школы; участие родителей в организации кружков, студий, секций в классе, школе, участие в организации родительского патруля и пр.
родительские собрания; лектории; практикумы, публичный доклад директора школы, отчёт о работе образовательной организации; конференции, форумы, включение родителей в воспитательные мероприятия с учащимися в классе, школе, городе, регионе (День матери, День семьи, День открытых дверей, общенациональные праздники, разнообразные конкурсы, ток-шоу, театральные представления и пр.); представление родителям информации на сайте учреждения; презентация опыта семейного воспитания; участие родителей в работе органов школьного управления; участие родителей в совместных проектах и акциях и др.
Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели используют одну из основных форм работы классного руководителя с родителями — родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча. На нем обсуждаются проблемы детей и родителей, коллектива класса, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в жизни класса, школы, каждого ребенка, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое.
Родительский лекторий, «родительские университеты» — формы, способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей.
Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятия наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями учащихся. Темы должны быть конкретные, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I (V, X. XI) класс?».
В определении тематики целесообразно участие и родителей. Темы должны заинтересовывать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Актуальные в прошлом темы «Физическое воспитание школьников», «Нравственное воспитание в семье», «Трудовое воспитание в семье» не вызывают живого интереса у родителей сегодня.
Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как:
— Умеете ли вы любить своего ребенка?
— Знаете ли вы (понимаете ли вы) своего ребенка?
— Один день из жизни ребенка в семье.
— Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать?
— В семье растет сын (дочь)
— Причины плохого поведения ребёнка
— Как привить интерес к учёбе
— Как выбирать профессию?
Примерная тематика общешкольного родительского лектория:
— Школа и семья: как помочь друг другу?
— Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и родителей.
— Негативные явления в жизни ребёнка: как их предотвратить?
— Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить.
— Как помочь детям развить свои способности?
— Профессии, которые выбирают дети.
— Повышение воспитательной уверенности в родителях.
— Роль отца, матери в семье и в воспитании ребёнка.
Школа для родителей (с учетом возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, неполных семей, отцов, бабушек, мам, семей, находящихся в социально опасном положении (СОП), трудной жизненной ситуации (ТЖС) и т.д.), позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.
Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, юристы, социальные педагоги и др.), родители с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Такие вечера уместно проводить для учащихся, а также совместные встречи.
Педагогические практикумы, семинары направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах:
— Как помочь ребенку стать внимательным?
— Как помочь детям в подготовке домашних заданий?
— Поощрение и наказание в семье.
— Нужно ли трудиться дома (в школе)?
— Конфликт в семье: как его преодолеть?
— Как помочь исправить тройки (двойки)
— Как помочь одаренному ребенку?
— Как правильно общаться со своим ребёнком?
Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям «попрактиковаться в воспитании», проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов.
Дискуссионные клубы, собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
Проигрывание педагогических ситуаций дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений.
Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя:
— изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей;
— подготовка ситуаций для обсуждения;
— консультирование классного руководителя специалистами (психологами, социальным педагогом и т.д.) с целью подбора ситуации для обсуждения;
— создание из числа педагогов, психологов, приглашенных специалистов группы экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения.
Подобные формы начинаются с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации.
Тематика подобных форм родительского просвещения многообразна и определяется при выявлении проблем в классе, семье, школе.
Организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье.
Социально-психологические тренинги — активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, при этом эффективность и результаты тренингов возрастают. В тренинге участвует группа не более 12-15 человек. Тренинг должен включать 5 — 8 занятий. Обычно проводится психологом, социальным педагогом.
Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям «с другой стороны» увидеть своих детей, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.
Родительские конференции — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне класса, школы, микрорайона, района, города не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей.
К началу конференции готовят фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции принимаются определенные решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме, могут быть приняты обращения родителей.
Примерные вопросы для обсуждения:
— Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию познавательного интереса.
— Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе.
— Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра.
— Хорошие родители. Какие они?
— Как научить ребенка любить и быть любимым?
— Роль отца в воспитании детей.
— Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений.
— Важней всего — погода в доме». (Как избежать конфликтов в семье.)
— Роль семьи в выборе ребёнком профессии.
— Свободное время детей. Как его занять?
— Культура общения в семье и социуме и др.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу.
Примерная актуальная тематика для организации родительского
всеобуча в общеобразовательных организациях
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей:
— Воспитательный потенциал семьи.
— Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
— Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
— Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
— Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
— Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
— Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
— Диалог в семейном общении.
— Принципы творческой педагогики в семье.
2. Уклад жизни в семье :
— Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
— Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
— Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
— Место традиций в современном семейном укладе.
— Этика и эстетика семейного быта.
— Возможности воспитания трудом в современной семье.
— Семейный досуг игры, домашние праздники, телевидение.
— Искусство создания детского праздника.
— Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
— О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
— Традиция семейного чтения.
1. Школа как открытая социально-педагогическая система:
— Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
— Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
— Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
— Модель работы социального педагога с семьей.
— Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
2. Здоровый ребенок — здоровое общество:
— Понятия физического, психического и духовного здоровья; их взаимосвязь.
— Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
— Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
— Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
— Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
— Основы деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.
III. Особенности детской и подростковой психологии.
— Что такое личность? Иерархическое строение личности.
— Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
— О развитии самосознания у детей и подростков.
— Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
— Психология потребностей, разумные потребности и псевдопотребности.
— Нравственный облик и поведение человека.
— Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
— Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
— Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
IV. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей
за воспитание детей
— Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
— Правовая и экономическая зашита личности ребенка.
— Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Данные темы целесообразно использовать в проведении общешкольного родительского всеобуча на протяжении нескольких лет.
Результативность данной работы может проявляться в:
— улучшении детско-родительских отношений;
— осознании родителями значимости своей роли;
— оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем;
— проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании.
При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.
Отдел сопровождения профилактической работы и социализации детей
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.