Что такое родная литература сообщение
Зачем школьникам родная литература и родной русский язык
Новый учебный год для российских мам и пап традиционно начался с сюрпризов. В школьную программу ввели два новых предмета: родной язык и родную литературу. С сентября их стали изучать учащиеся вторых и пятых классов. Оба предмета обязательные. Оценки за них будут выставлять в аттестат. У родителей новшество вызвало массу вопросов. Самый распространённый: чем уроки родного русского и родной литературы отличаются от «обычного» русского языка и «обычной» литературы?
Не так страшен чёрт
— Конечно, название «родной русский язык» режет слух, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 5 г. Калуги Ирина КОВАЛЁВА. — Сразу думаешь: а какой язык мы изучали до этого? Наша первая реакция на нововведения была настороженной. Но потом, когда мы познакомились с содержанием предмета, стало понятно, что он направлен на изучение культуры языка, его истории, развитие художественной речи, письменной и устной, пополнение словарного запаса детей. А то иногда доходит до анекдотических ситуаций. Недавно учителя проверяли олимпиадные работы по физкультуре — там есть теоретическая часть. Оказалось, что многие школьники не понимают, что такое манеж со спортивной точки зрения. Некоторые ребята написали, что это приспособление, в которое помещают малышей.
Мы только нащупываем пути преподавания этого предмета. Не всё понятно с учебниками. Учебные пособия есть, и неплохие, но они ещё не до конца прошли экспертизу. Поэтому мы ждём, какое пособие взять в качестве основного. А пока учителям приходится работать и как методистам, то есть изучать большое количество дополнительного материала, перерабатывать его для доступного изложения детям.
— Современные дети рождаются чуть ли не с гаджетами в руках, они не умеют общаться, не знают культуры русского языка, — считает учитель 2-го класса средней школы № 5 Татьяна УМНОВА. Её второклассники недавно начали изучать новый предмет. — На уроках родного языка мы будем говорить о традициях русского народа, будем учиться правильно разговаривать. Надеюсь, что благодаря этим урокам мои ученики через какое-то время станут больше общаться вживую, потому что поймут: это намного интереснее, чем нажимать кнопки мобильных телефонов.
Пушкин нам родной или не очень?
Если с родным языком картина более-менее ясная, то с родной литературой всё сложнее. Пока учителя не знают, что именно будет изучаться в рамках этого предмета.
— Родная литература появится в расписании с нового полугодия, — рассказала нам Ирина Ковалёва. — К сожалению, нас ещё не ознакомили с её содержанием. Мы находимся в ожидании и пока не очень понимаем, что должны дать детям в рамках этого предмета.
Хотели, как лучше
Нет у педагогов и чёткого понимания, как действовать, если в школу приходит ребёнок, для которого русский язык не является родным и его родители настаивают на изучении именно своего языка. Примерные школьные программы по новым предметам утверждены по 18 национальным языкам. Но по факту большинство уроков ведут на русском, причём даже в тех регионах, которые исторически являются многонациональными.
Алсу ГАЛЕЕВА живёт в Нижнем Новгороде, где рядом с русскими соседствуют мордва, башкиры и чуваши. У Алсу и её мужа татарские корни. Дома они часто говорят с детьми на татарском. Однако в школе их дочь-второклассница изучает в качестве родного языка русский, хотя родители обеими руками за то, чтобы девочка учила именно татарский.
— Кроме дочери, в классе учится только одна девочка-татарка, — говорит Алсу. — И я прекрасно понимаю, что ради наших двоих детей никто не станет искать преподавателя татарского языка. Занимать же принципиальную позицию: обеспечьте моего ребёнка условиями для изучения именно татарского языка и портить отношения со школой я не хочу. Я прекрасно понимаю учителей и условия, в которые они поставлены. В общем, идея сама по себе хорошая: дать возможность детям разных национальностей изучать свой язык и свою культуру, но условий для её реализации не создано никаких. Получилось криво и непонятно.
В поисках компромисса
Калужские учителя согласны, что к изучению национальных языков российские школы не готовы.
— Понятно, что преподавать какой-то ещё язык, кроме русского, мы не сможем, — говорит Ирина Ковалёва. — Но такая заявка от родителей принимается, и этот вопрос будет решаться не на уровне школы, а на уровне города. Может быть, если появится большая группа детей из разных школ, которые хотят изучать, допустим, татарский язык, Управление образования каким-то образом предоставит им такую возможность. Например, в рамках внеурочной деятельности.
В любом случае, если есть желание изучать свой национальный язык, в позу становиться не надо — надо искать компромисс. У нас ещё нет опыта в решении подобных вопросов. Мы не можем сказать, что в таком случае нужно сделать вот так или так. Но мы обязательно будем помогать. Родителей и детей в этой ситуации мы не бросим.
И ещё мы говорим всем родителям: даже если русский язык не ваш родной, вы находитесь в Центральной России, где язык общения — русский. Поэтому для вашего ребёнка будет интересным и полезным изучить его.
Не просто русский
Роман Анатольевич, чем все-таки уроки русского родного языка отличаются от «обычного» русского?
Почему именно новые предметы, а не, скажем, факультативы? Ведь так много говорят о том, что дети перегружены?
Какие именно?
С нового учебного года родители пишут заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок. Правда, есть ограничение. В том же Законе «Об образовании в РФ» сказано, что всем детям «гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Что значит эта фраза на практике? Если родители захотят, чтобы ребенок изучал язык, который больше никто в школе изучать не будет или если нет преподавателей, то в качестве родного ему будет предлагаться русский язык.
А если, скажем, в обычную столичную школу пришел маленький якут или кабардин. Но родители не хотят, чтобы их ребенок изучал русский как родной. Семья может отказаться?
Роман Дощинский: В принципе, может. Здесь недопустимы перекосы. Но проблема еще и в том, что предметы «родной язык» и «родная литература» стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат.
Выход из ситуации?
Допустим, все дети в школе готовы изучать русский язык как родной. Где взять часы? Переходить на шестидневку?
А учебники по новым предметам есть?
Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.
Однако, как рассказали «Российской газете» в министерстве просвещения, до конца года в помощь школам появится еще более десятка программ. И на этом работа по их составлению не остановится. Всего же, по оценкам ведомства, сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них есть коренные и малочисленные. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Ряд учебников уже находится на стадии утверждения для включения в федеральный перечень. Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.
Что касается предметов «русский родной язык» и «русская родная литература», то они носят культурологический характер, подчеркнули в министерстве просвещения.
Родная (русская) литература: специфика изучения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Маслова Л.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя школа №2 им. А.С. Пушкина»
Родная (русская) литература: специфика изучения.
В современных социально-педагогических условиях процесс осознания обучающимися своей этнической принадлежности является важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ предусматривает формирование у обучающихся «…бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа…». Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования также предусматривает такие личностные результаты освоения основных образовательных программ, как осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Знание культуры и литературы своего края способствует становлению национального самосознания обучающегося, формированию интеллектуальных и духовных основ его личности. Через постижение малой Родины, ее истории, культуры, языка формируется отношение к себе, к другим, к стране и миру в целом. Все это содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и подлинным ценностям культуры.
Кроме того, это учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы, развитие образного, ассоциативного и логического мышления, расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной литературы в целом.
Знакомство с родной (русской литературой) целесообразно начинать с изучения писателей и поэтов нашей области. Нижегородская земля таит немало талантов: Добролюбов Н.А., Рукавишников И.С., Богданович М.А.! Вместе с тем необходимо изучение тех, жизнь и творчество которых неразрывно связано с нашим краем: А.С. Пушкин, А.П. Гайдар, Т.Г. Шевченко. Переживание эмоционального подъема и высокая мотивация к исследованию литературных произведений Нижегородского края позволяет обучающимся выполнять содержательные и красочные проектные работы и подготавливает их к полноценному восприятию дальнейшего материала по развитию русской литературы в целом.
Осознание уникальности литературного наследия родного края способствует формированию у подрастающего поколения бережного к нему отношения, создает мотивацию для создания экскурсионных проектов по творчеству писателей родного края, по следам их литературных героев. Все это что не только подчеркивает уникальность культурных объектов Нижегородской области, способствует сохранению и развитию национальных традиций и исторической преемственности поколений в целом, но и играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей.
Результатами освоения основной образовательной программы «Родная (русская) литература» должны являться воспитание личности обучающихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления культурного опыта своей малой родины, формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность и понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Педагогический потенциал при изучении литературы родного края не вызывает сомнений. Необходимо отметить, что для исконных этносов характерна неделимая связь литературы и культуры в целом, утеря и забвение которых ведет к потере самобытности коренных народов и к их унификации. Говоря о воспитании граждан, Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на искушенное растение перекати-поле».
1. Бельский В. Ю. Философия образования К. Д. Ушинского : дис. … д-ра филос. наук. М., 2004. 363 с.
2. Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968. 380 с.
4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. : в 10 т. М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1950. Т. 8—10.
5. Шишков А. В. «Педагогическая антропология» в контексте мировоззренческой парадигмы педагогических взглядов К. Д. Ушинского : автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 24 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Каждый из нас считает родной ту литературу, которая была написана на его родной земле. Для людей, родившихся в Российской Федерации, это русская литература. Ее роль бесценна. Горький однажды сказал: «Наша литература – наша гордость».
Я думаю, что каждый уважает ценности своей страны и почитает писателей, которые создавали шедевры на родном языке, рассказывая при этом о жизни соотечественников. Написанные ими творения, понимается сразу, в отличие от многих зарубежных произведений, которые удается полностью понять лишь после изучения истории страны.
Молодому поколению не стоит пренебрегать родной литературой, ведь она помогает в формировании личности. Отечественные писатели затрагивали не только вечные темы, но и трудности актуальные для собственной страны. Художественные произведения стоит прочитать еще и для ознакомления с фольклорными особенностями нации. Русская литература пропитана искренностью, любовь к колориту и нравам своих людей.
А. С. Пушкин написал великие шедевры, такие как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Пиковая дама» и множество стихотворений, полюбившимся миллионам людей из разных уголков планеты. Им было введено направление под названием романтизм. Пушкинские строки выразительны и уникальны и пример этому «онегинская строфа», ее не получилось повторить больше никому.
М. Ю. Лермонтов воссоздал образ «лишнего человека», Печорина, который покорил своим бездушием многих читателей. Лермонтовым восхищались, его же и ненавидели и, несмотря на свою короткую жизнь, он написал четыре сотни стихотворений, сорок поэм.
Творчество Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова учит различать добро и зло, дает силы двигаться дальше, объективно оценивая окружающих людей и мир в целом.
В прошлом веке получили заслуженную славу такие талантливые русские писатели, как Высоцкий, Ахматова, Маяковский. Они принесли свежее дыхание русской литературе.
Литература родных земель подпитывает чувство любви к Родине. А оно всегда было и будет важным нравственным качеством для каждого из нас. Вот в чем главное достоинство родной литературы.
Родная литература в душе каждого из нас должна быть на особом месте. Она способна привить наилучшие человеческие качества, помогает анализировать и избегать собственных недостатков. В нашей литературе великая сила, которая дает ответы на многие жизненные вопросы.