Что такое родная речь 5 класс
Конспект урока русского языка в 5 классе «Для чего нужна речь?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Р.Р. Для чего нужна речь?
Цели: дать учащимся представление о речи, речевой ситуации, научить видеть разницу языка и речи, уметь использовать формулы речевой ситуации
Оборудование: учебник «Русская речь». 5 кл., Е.И. Никитина
Тип урока: Урок изучения нового материала
1 Организационный этап.
2 Мотивационный этап
3 Творческая практическая деятельность.
— Какие условия необходимы для того, чтобы язык стал речью, то есть заработал как средство общения? Ответить на вопрос поможет воображение, которое позволит представить ситуацию на дороге. Может быть, вы и сами в такие попадали.
Вы с товарищем переходите улицу. Вдруг из-за угла выскакивает автомобиль, который ваш спутник ещё не видит. Вы хватаете товарища за руку и кричите: “Стой! Машина!”
Почему возникла речь? Назовите три условия, наличие которых заставляет человека говорить. Наводящие вопросы:
Почему сказанные слова возникли именно в данной ситуации?
Если бы рядом был англичанин, француз или глухой человек, имело бы смысл кричать то, что было произнесено в нашей ситуации?
Итак, есть три условия возникновения речи:
(пишущего и читающего)
владение одним и тем же языком
-Давайте послушаем вот такой разговор:
Серёжа вернулся из кино.
Что, хорошая была картина? – спрашиваю.
Ух, и здорово! – отвечает он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете, он его бах, а тот говорит: нет, тогда они стали кричать, а этот, ну, понимаете, как даст… Понимаете?
Понимаете ли вы Серёжу? Почему? Что ему можно посоветовать?
4 Выполнение упражнений
— А теперь откроем учебник развития речи на с.6 Упражнение 1,2 (учащиеся выполняют упражнения).
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
— А кто понял разницу языка и речи?
— Ребята, что нового вы узнали на уроке? А что было для вас знакомым? Для чего нужна речь человеку?
7 Домашнее задание
Прочитать параграф 2 на с.9 учебника развития речи и выполнить упражнение 4.
Разработка праздника «Родная речь» (5-8 классы)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПРАЗДНИК «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «РОДНАЯ РЕЧЬ»
Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она – РОДНАЯ РЕЧЬ.
В этой удивительной стране хранятся накопленные веками несметные богатства человеческой мысли и опыта. Богатства эти доступны любому человеку, если только он умеет бережно и аккуратно обращаться со словом.
Вещей вокруг полным полно,
И все, что может видеть глаз —
Над нами и под нами,—
И все, что в памяти у нас,—
Они слышны и здесь и там,
Одно — давно привычно нам,
Язык — и стар и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Сегодняшнюю встречу мы посвящаем нашим верным спутникам – родному слову, родной речи, которые ведут нас по жизни, дают возможность общаться, понимать друг друга, развивать лучшие человеческие качества.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!
К. Г. Паустовский сказал, что нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. А все ли добросовестно относятся к его изучению? Нет ли среди вас похожих на героев известных классических произведений?
(Инсценировка отрывков из произведений С. Маршака «Двенадцать месяцев» и Д. Фонвизина «Недоросль»)
Митрофан. Ну! А там что?
Митрофан. Ну, да уж не заботься.
Мы пришли, батюшка, потрудить вас теперь общею нашею просьбою. Кланяйся, Митрофанушка.
Стародуб. Какою просьбою, сударыня?
Стародум. О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я узнал, кто его и учители. Любопытен бы я был по слушать, чему он выучился.
Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Стародум. Чему ж бы, например?
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Стародум (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилага тельна.
Стародум. Дверь, например, какое имя: существи тельное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Стародум. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак при лагательное, потому что оно прилагается к глупому чело веку?
Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?
Стародум. Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Г-жа Простакова. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все это за вздор, чего не знаешь.
Про таких знатоков родного языка еще К.Г. Паустовский говорил: « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
А. Н. Толстой считал, что русский язык должен стать мировым языком. На станет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара. Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.
А. П. Сумароков писал, что восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка.
Употреблять иностранное слово, когда есть равно сильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.
Инсценировка рассказа М. Зощенко «Обезьяний язык»
Ты родной владеешь речью,
русский же язык неважно
Слушай потому поэта,
будь прилежен впредь,
чтоб могучей русской речью
Эта речь полна величья,
в ней прекрасных слов богатство,
Скажем, к странам зарубежным
держишь морем путь,
перед спутниками хочешь
в разговорах или спорах
с другом иль с врагом
ты воспользуешься смело
Потому ты, школьник резвый,
будь прилежней впредь!
Ты обязан русской речью
хорошо владеть.
И. Гришашвили, грузинский поэт
В. Г. Белинский говорил: «Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкус у; но она вредит не русскому языку и не русской лит ературе, а только тем, кто одержим ею». Умелое использование знания иностранного языка приводит только к обогащению родной речи и родного языка. Неслучайно многие произведения иностранных классиков стали любимыми нашими читателями.
Инсценировка отрывка из произведения М, Твена «Приключения Тома Сойера».
В иностранной литературе черпали образцы для подражания и многие русские поэты.
Über allen Gipfeln
Die Vöglein schweigen im Walde,
Родной язык должен быть главною основою н ашей образованности и образования каждого из нас. А что мы можем услышать сейчас? Послушайте: «Без кайфа нет лайфа. Греби ушами в камыши. Поздняк метаться. Брось мозги канифолить. Ништяк, браток». Но если такой текст можно понять, то никак нельзя одобрить, ведь это глумление над родным языком. А что мы только не пишем на бумаге, считая, что бумага все стерпит.
Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга».
А. И. Куприн писал: « Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбе режение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре —
Выучи русский язык.
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи —
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Мир разобщённых безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Друг мой, работай, будь людям полезен.
Выучи русский язык!
С. Абдулла, узбекский поэт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок родного языка в 5 классе «Речь монологическая и диалогическая»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок родного языка в 5 классе
«Речь монологическая и диалогическая»
Тип урока: комбинированный (повторение, получение новых знаний, развитие речи)
развитие речи и мышления, коммуникативных навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в различных сферах и речевых ситуациях;
совершенствование знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях, стилистических ресурсах и основных нормах русского языка и речевого этикета; обогащение лексикона и расширение круга используемых языковых средств;
формирование анализаторских способностей, умения разделять языковые факты по различным признакам, оценивать их с точки зрения соответствия языковой и литературной норме, сфере и ситуации общения;
совершенствование навыка осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
использование полученных знаний и умений в ежедневной речевой практике.
1. Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме;
2. Формировать речеведческие умения.
1. Развивать устную и письменную речь учащихся.
2. Развивать дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.
3. Развивать память и внимание.
1. Формировать интерес и любовь к русскому языку, к общению, к окружающему миру.
2. Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.
Методы: словарная работа, фронтальный опрос, слово учителя, анализ текстов, заполнение таблицы
Проверка домашнего задания
Запишите слова вместе со мной в 2 столбика (точно также, как и на доске):
Д ирижер Маршрутный
Эти слова вы должны выучить к следующему уроку на словарный диктант (записываем домашнее задание
Определение темы урока
Что объединяет слова первого и второго столбиков? (они все словарные)
А что их различает? (в первом столбике существительные, во втором – прилагательные).
Вспоминаем понятия существительного и прилагательного
Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)
Что такое монолог? (Вид речи, в котором говорит лишь один человек)
А что такое диалог? (Вид речи, в котором говорят два человека попеременно).
Сегодня на уроке слова «монолог» и «диалог» являются ключевыми, то есть главными. Дополните их словом «речь» и сформулируйте тему урока. О чем мы сегодня будем говорить? (Тема: «Речь монологическая и диалогическая»)
Запишите тему в тетради.
Актуализация знаний, объяснение нового материала
На прошлом уроке мы выяснили, что для того, чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим свою речь.
Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.
Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …
И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.
— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?
РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда речь произносится одним человеком.
Конспект урока по русскому языку на тему: «Родной язык. Речь». (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Родной язык.
ЦЕЛЬ: показать функции русского языка; выявить и пополнить знания учащихся об истории русского языка; развивать чувство любви и уважения к родному языку, русской культуре; создать положительный эмоциональный настрой на изучение русского языка в пятом классе; Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”; Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
Все мы читаем, пишем, разговариваем на русском языке. Вы пришли на урок русского языка. Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.
что такое язык? (покажите, а еще?)
для чего нужен язык? /разговаривать, общаться/
как мы можем общаться? / разговариваем, т.е. устное общение/
а если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное / Значит, речь бывает устной и письменной.
что возникло раньше: устная речь или письменность?
– Оказывается слово “речь” многозначное.
Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
Публичное выступление. Выступать с речью.
– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны.
(Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)
– Слово “язык” тоже многозначное:
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.
Работа с учебником. Стр. 8-9
Домашнее задание. упр. 3 стр.10
Тема урока: Язык и речь.
Работа с учебником. Стр. 11-12
Работа с текстом “Язык”.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
Словарная работа. (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н. Толстого?
“ Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
– К чему призывает Л.Н. Толстой?
Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М. Горького:
– Ты таким языком со мной не смей говорить!
– А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Урок русского языка в 5 классе»Что такое речь?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока русского языка
Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.
Тип урока: открытие нового знания
обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;
развивающие : выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
— поэтапного формирования умственных действий
Метапредметные связи: литература.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.
Оборудование: учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».
План проведения урока:
Проблемное объяснение нового знания.
Итог урока (рефлексия).
I .Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
— Как много улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Улыбнулись друг другу
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение .
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.
Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.
Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Проверка дом. задания.
Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
Личностные : принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные : при необходимости отстаивают свою точку.
III .Проблемное объяснение нового знания.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.
– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.
знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):
– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);
– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:
ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)
ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)
– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;
– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;
– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;
– особенность русского языка заключается в том, что он служит:
между людьми русской национальности
между людьми разных национальностей
между народами разных государств
А как вы общаетесь?
Учащиеся дают ответы
Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.
Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.
Личностные : оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.
Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные : владеют грамотной письменной речью.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
V. Работа по учебнику.
2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.
Вопросы для обсуждения:
– При каких условиях речевое общение состоится?
– В каком случае речевое общение становится невозможным?
– Что такое речевое общение?
3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.
1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти:
– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы
(,
,
;
,
) и т. д.;
– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);
– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);
– орфоэпические средства ( метр [м ‘ э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);
– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).
2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:
3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.
– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали . Наконец мы увидели замок.
– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.
– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.
– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.
– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.
Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».
Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»
Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»
Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»
Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».
Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.
Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.
Объясняют значение слова.
Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.
Проверяют и оценивают.
Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят
— смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства
орфоэпические средства орфоэпические средства
Оценивают свою работу.
Объясняют, как меняется смысл сообщения
Объясняют значение слова
Высказывают своё мнение
Личностные УУД: действие смыслообразования ; оценивание усвояемого содержания
Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;
Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами
Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
V .Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка
Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Личностные УУД: действие смыслообразования ; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
VI. Комментирование домашнего задания.
Дома : параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).
Записывают домашнее задание.
Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу.