Что такое родное слово в школе

Классный час «Родное слово»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный час «Родное слово»

Оборудование : проектор, магнитофон, компьютер, плакаты.

Форма проведения : конкурс.

Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком. Мы гордимся родным языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства. Это язык науки и культуры.

Пушкин и Лермонтов. Гоголь и толстой, Достоевский и Есенин… Можно долго еще продолжать этот ряд. Эти великие люди прославили русский язык. Язык наш – великий!

Все вы скажите, что он непростой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений, тайн.

Родной язык надо любить как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто.

На доске вы видите начало поговорок, ваша задача – продолжить как можно больше из них и записать. Время выполнения – 5 мин.

В этом конкурсе вам нужно отгадать пословицы по словам, которые я назову. Первым отвечает тот, кто раньше поднял вверх зеленую карточку.

Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит.)

Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом.)

Коса – камень (Нашла коса на камень.)

Дело – мастер (Дело мастера боится.)

Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь.)

Перед каждой командой лежат карточки. В русском языке есть единственное число, а есть… правильно, постарайтесь к единственному числу написать слово во множественном числе.

Время выполнения – 5 минут.

Всем командам дается по три одинаковых слова, к ним необходимо придумать за определенное время синонимы.

«Слово спрятано в слове». Из слова «характеристика» необходимо составить новые слова. (характер, рак, актер….)

А теперь каждая команда не только покажет свои знания, но и поработает творчески. Перед вами на плакате два столбика – в одном написано начало строки, в другом – окончание. Вам необходимо составить строки и расположить их так, чтобы получилось стихотворение.

Злой кабан 1.сидел на ветке

Пароход 2.томился в клетке

Соловей 3.точил клыки

Дикобраз 4.давал гудки

Кошка 5.физику учила

Маша 6.хвостик свой ловила

Буратино 7.шил себе штаны

Портной 8.все поел блины

Ёж 9.накрыт к обеду был

Чиж 10.усами шевелил

Рак 11.летел под облаками

Стол 12.гонялся за мышами

Чайник 13.прыгал во дворе

Мальчик 14. булькал на костре

Русский язык – один из самых красивых языков в мире. Но он не прост в изучении. В этом вы сами сегодня убедились. И лучше всего сегодня справилась команда …

Класс делится на 5 команд путем жеребьевки

Обсуждают варианты, записывают окончательные ответы

Выполняют задание коллективно

Выполняют задание коллективно

Выполняют задание коллективно

Злой кабан точил клыки.

Пароход давал гудки. Соловей сидел на ветке.

Дикобраз томился в клетке.

Кошка хвостик свой ловила.

Маша физику учила. Буратино все поел блины. Портной шил себе штаны. Ёж гонялся за мышами. Чиж летел под облакам Рак усами шевелил. Стол накрыт к обеду был. Чайник булькал на костре.

Мальчик прыгал во дворе.

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Номер материала: ДБ-291567

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Рабочая программа «Родное слово»

Безусловно, изучение предмета «Родное слово» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель «Родного слова» как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. «Родное слово» как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

II. Общая характеристика учебного предмета

Кратко охарактеризуем «Родное слово» как учебный предмет. В структуре курса «Родного слова» можно выделить три смысловых блока:

Первая после Азбуки книга для чтения

Название множества предметов, расположенные по родам и видам

Неоконченные фразы, которые должен окончить ученик, или вопросы, на которые он должен отвечать

Русские пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки

Русские сказки, отчасти переделанные для детей, отчасти придуманные по образцу народных

Русские песни и небольшие стихотворения

Книга включает 36 тем. При всей своей простоте и лаконичности они выстроены в такой последовательности и логике, что, наряду с научением правильному осмысленному чтению, происходит постепенное нравственное возрастание ребенка, расширение круга знаний, осознание гармонии мира и места в нем человека.

Как видно, эта простенькая, на первый взгляд книжечка имеет глубочайшее нравственное основание.

Вторая после Азбуки книга для чтения

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Преподавание «Родного слова» как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла (так предусматривается в базисном учебном плане, предлагаемом Образовательной системой «Школа России»). Объём учебного времени, отводимого на изучение «Родного слова» с 1-го по 2-й класс.

1 класс – 2 часа в неделю, 66 часов для каждого класса,

2 класс – 2 часа в неделю, 66 часов для каждого класса,

общий объём учебного времени составляет 132 часа.

Если в условиях данного учебного заведения нет возможности включать «Родное слово» в число базовых учебных предметов, то целесообразно организовать обучение во второй половине дня.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;

на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Таким образом, «Родное слово», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения предмета «Родное слово» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1−2-го классов.

Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:

-осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

-осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

-оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

-анализировать тактичность речевого поведения в семье;

-объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Родное слово» является формирование следующих учебных действий:

-формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

-пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

-отличать подробный пересказ от краткого;

-знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

-пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

-пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

-реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

-при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

-делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Родное слово» является формирование следующих умений:

-характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

-определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

-планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

-осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

-уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

-оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

-анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

-продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

-определять тему, основную мысль несложного текста;

-определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

-подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

-анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

-разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

-сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

-давать оценку невежливому речевому поведению.

Источник

Не просто русский

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Роман Анатольевич, чем все-таки уроки русского родного языка отличаются от «обычного» русского?

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Почему именно новые предметы, а не, скажем, факультативы? Ведь так много говорят о том, что дети перегружены?

Какие именно?

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

С нового учебного года родители пишут заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок. Правда, есть ограничение. В том же Законе «Об образовании в РФ» сказано, что всем детям «гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Что значит эта фраза на практике? Если родители захотят, чтобы ребенок изучал язык, который больше никто в школе изучать не будет или если нет преподавателей, то в качестве родного ему будет предлагаться русский язык.

А если, скажем, в обычную столичную школу пришел маленький якут или кабардин. Но родители не хотят, чтобы их ребенок изучал русский как родной. Семья может отказаться?

Роман Дощинский: В принципе, может. Здесь недопустимы перекосы. Но проблема еще и в том, что предметы «родной язык» и «родная литература» стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат.

Выход из ситуации?

Допустим, все дети в школе готовы изучать русский язык как родной. Где взять часы? Переходить на шестидневку?

А учебники по новым предметам есть?

Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.

Однако, как рассказали «Российской газете» в министерстве просвещения, до конца года в помощь школам появится еще более десятка программ. И на этом работа по их составлению не остановится. Всего же, по оценкам ведомства, сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них есть коренные и малочисленные. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Ряд учебников уже находится на стадии утверждения для включения в федеральный перечень. Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе

Что касается предметов «русский родной язык» и «русская родная литература», то они носят культурологический характер, подчеркнули в министерстве просвещения.

Источник

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса

Что такое родное слово в школе. Смотреть фото Что такое родное слово в школе. Смотреть картинку Что такое родное слово в школе. Картинка про Что такое родное слово в школе. Фото Что такое родное слово в школе Ольга Алексеевна Мошкоркина
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад п. Пустоши»»

Шатурского муниципального района Московской области

Приказом директора от___№___

Рабочая программа

внеурочной деятельности

для младших школьников

по духовно- нравственному направлению

«Родное слово»

1 класс

(составлена на основе авторской программыЛ. А. Ефросининой

Сборник программ по внеурочной деятельности:1-4 классы)

Составитель программы:

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является одним из основных требований ФГОС и важным условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Родное слово» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа внеурочной деятельности способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «Родное слово» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Программаучитывает основные задачи развития образования :

— интеграция занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся.

-учить хорошей речи, устной и письменной Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

— организация активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками самостоятельных письменных и устных заданий.

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 1 год (всего 33 часа).

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Родное слово» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Родное слово» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.

Цели и задачи программы

Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

6. Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

• коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

• системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;

• этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;

• концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.

Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает системно-деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

— цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить

— замысел (зачем говорю);

— ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

— планирование (что и как скажу);

— реализация (что и зачем услышу);

— контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

словесные (устное или печатное слово);

• наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

• репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);

• проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);

• создание ситуации успеха в обучении;

• использование игр и игровых форм организации деятельности;

• постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

• проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;

• упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;

• задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;

• упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;

• вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;

• развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

• своевременное развитие активного восприятия художественного слова

Форма учебной работы: факультативная.

Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность. Просмотр и анализ спектаклей драматического театра открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык, совершенствуют навык выразительного чтения; вовлекают детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение. (социальные партнёры)

Содержание курса внеурочной деятельности

1. Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

2. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

5. Звуки и буквы – не одно и то же

В чем заключается различие между звуками и буквами

6. Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

7. Жили были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.

9. Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

10. Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

11. Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.

13. Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

14. Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

17. Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

18. Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

19. Еще немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

21. Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

22. Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

23. Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

25. О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

26. О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

29. Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

30. Волшебное слово предлог.

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

32. Учимся различать слова разных частей речи.

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

• осознавать роль языка и речи в жизни людей;

• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

• учиться работать по предложенному учителем плану

• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты.

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок, ключевые слова;

• выразительно читать и пересказывать текст;

• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Ожидаемые результаты прохождения курса:

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников; применение полученных знаний и умений в практической деятельности; участие в городских и региональных олимпиадах.

тема занятия Кол-во часов Практическое занятие Урок-игра

1 Речь устная и письменная 1 1

2 Что такое слово? 1 1

3 В мире звуков 1 1

5 Звуки и буквы – не одно и то же 1 1

6 Что такое метаграммы? 1 1

9 Волшебник Ударение. 1 1

10 Такие разные согласные 1 1

11 Такие разные, разные согласные 1 1

13 Русские народные загадки 1 1

14 Зачем шипят шипящие? 1 1

15 Познакомьтесь: алфавит! 1 1

17 Привет, пословица! 1 1

18 Поговорим о предложении 1 1

19 Еще немного о предложении 1 1

21 Знакомимся с анаграммами 1 1

22 Что такое текст? 1 1

23 Что мы пишем с большой буквы? 1 1

25 О безударных гласных 1 1

26 О парных звонких и глухих согласных 1 1

29 Слова – неприятели 1 1

30 Волшебное слово предлог 1 1

31 Что за зверь такой фразеологизм? 1 1

32 Учимся различать слова разных частей речи 1 1

тема занятия Кол-во часов Дата проведения

1 Речь устная и письменная 1

2 Что такое слово? 1

5 Звуки и буквы – не одно и то же 1

6 Что такое метаграммы? 1

9 Волшебник Ударение. 1

10 Такие разные согласные 1

11 Такие разные, разные согласные. 1

13 Русские народные загадки 1

14 Зачем шипят шипящие? 1

15 Познакомьтесь: алфавит! 1

17 Привет, пословица! 1

18 Поговорим о предложении 1

19 Еще немного о предложении 1

21 Знакомимся с анаграммами 1

22 Что такое текст? 1

23 Что мы пишем с большой буквы? 1

25 О безударных гласных 1

26 О парных звонких и глухих согласных 1

29 Слова – неприятели 1

30 Волшебное слово предлог 1

31 Что за зверь такой фразеологизм? 1

32 Учимся различать слова разных частей речи 1

Контрольно –измерительные материалы:

1 класс: Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.

Методика проводится в конце учебного года в форме показа инсценировки знакомой сказки.

Промежуточные результаты освоения программывыявляются в ходе проведения следующих творческих работ:

1 класс

Инсценирование знакомых сказок

Подведение итогов освоения программыдополнительного образования детей проводится в следующих формах:

1 класс

Конкурс загадок и пословиц

Диагностика: степень участия учащихся в мероприятиях по данному направлению, наблюдение, социологический опрос, мониторинг, собеседования, отзывы родителей.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.

2. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С.Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.

3. Кубасова О. В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О. В. Кубасова. – 2-е изд. –Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

4. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1975.

5. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Педагогика, 1983.

6. Романовская З. И.Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1982.

7. Соловейчик М. С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – 2-е изд.— Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

8. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева.: Баллас, С-Инфо, 1996.

«Занимательная грамматика». Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №.

Программа по внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика» для учащихся 1 начальных классов с Тмнр 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика». Программа.

Программа внеурочной деятельности по ПДД «Я — пешеход и пассажир» для 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся школы-интерната «Юные патриоты России» Пояснительная записка Программа «Юные патриоты России» составлена на основе «Концепции духовно- нравственного воспитания личности гражданина.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для 2 класса Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов «Бумажные фантазии» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№10 муниципального образования Каневской район Краснодарского.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Весёлая грамматика» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса «Подвижные игры» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *