Что такое родной язык в школе 3 класс

Введение в школах родного языка и родной литературы: что это, зачем и обязательно ли?

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

С 1 января 2019 года во всех школах России, в том числе и в Новгородской области, будут введены два новых предмета: «родной язык» и «родная литература». Изучать их будут с первого по 11 класс в обязательном порядке.

Закон об изучении родных языков Госдума приняла еще летом. Предполагается, что он защитит права школьников, которые проживают в республиках и считают своим родным языком русский, а не распространенный, например, в регионе национальный. По мнению экспертов, этот закон не про языки, а про принуждение к изучению ненужного языка. Согласно новому закону, каждый сможет выбирать, изучать ему тот или иной язык или нет.

Что касается Новгородской области, здесь этот вопрос менее актуален, потому что родной язык у большинства русский. Но и в нашем регионе есть особенности, которые важно преподавать маленьким новгородцам.

«Мы прекрасно понимаем, что Россия — страна многонациональная, и в некоторых субъектах обучение происходит на своих, национальных языках. Поэтому важно сохранять аутентичность и поддерживать ее. На новгородской земле есть свои особенности: афоризмы, обычаи. Необходимо не просто их сохранять, но и поддерживать изучение. Очень важно, чтобы новгородцы знали исторические особенности региона, в том числе, отраженные в литературе. Ввод родных русского языка и литературы позволит включить в учебный план региональную специфику», — заявил на сегодняшнем брифинге министр образования Новгородской области Павел Татаренко.

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

Также министр отметил, что каждый муниципалитет и школа могут составить расписание, исходя из того учебного плана, который уже введен. То есть, если школа может позволить себе ввести дополнительные часы, она это делает. Если нет — можно вводить предмет в уже имеющиеся часы. Например, 30 минут урока будет отведено русскому языку, 10 минут — родному русскому. Остальные предметы, по словам Павла Татаренко, не пострадают, в ущерб ничего преподаваться не будет, поэтому родителям в этом вопросе беспокоиться не о чем.

Специальной литературы для обучения школьников пока нет. Однако общие рекомендации уже известны всем учителям. Кроме того, министерство образования пообещало оказывать помощь в составлении учебного плана, учебной программы.

Источник

Зачем школьникам родная литература и родной русский язык

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

Новый учебный год для российских мам и пап традиционно начался с сюрпризов. В школьную программу ввели два новых предмета: родной язык и родную литературу. С сентября их стали изучать учащиеся вторых и пятых классов. Оба предмета обязательные. Оценки за них будут выставлять в аттестат. У родителей новшество вызвало массу вопросов. Самый распространённый: чем уроки родного русского и родной литературы отличаются от «обычного» русского языка и «обычной» литературы?

Не так страшен чёрт

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс— Конечно, название «родной русский язык» режет слух, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 5 г. Калуги Ирина КОВАЛЁВА. — Сразу думаешь: а какой язык мы изучали до этого? Наша первая реакция на нововведения была настороженной. Но потом, когда мы познакомились с содержанием предмета, стало понятно, что он направлен на изучение культуры языка, его истории, развитие художественной речи, письменной и устной, пополнение словарного запаса детей. А то иногда доходит до анекдотических ситуаций. Недавно учителя проверяли олимпиадные работы по физкультуре — там есть теоретическая часть. Оказалось, что многие школьники не понимают, что такое манеж со спортивной точки зрения. Некоторые ребята написали, что это приспособление, в которое помещают малышей.

Мы только нащупываем пути преподавания этого предмета. Не всё понятно с учебниками. Учебные пособия есть, и неплохие, но они ещё не до конца прошли экспертизу. Поэтому мы ждём, какое пособие взять в качестве основного. А пока учителям приходится работать и как методистам, то есть изучать большое количество дополнительного материала, перерабатывать его для доступного изложения детям.

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс— Современные дети рождаются чуть ли не с гаджетами в руках, они не умеют общаться, не знают культуры русского языка, — считает учитель 2-го класса средней школы № 5 Татьяна УМНОВА. Её второклассники недавно начали изучать новый предмет. — На уроках родного языка мы будем говорить о традициях русского народа, будем учиться правильно разговаривать. Надеюсь, что благодаря этим урокам мои ученики через какое-то время станут больше общаться вживую, потому что поймут: это намного интереснее, чем нажимать кнопки мобильных телефонов.

Пушкин нам родной или не очень?

Если с родным языком картина более-менее ясная, то с родной литературой всё сложнее. Пока учителя не знают, что именно будет изучаться в рамках этого предмета.

— Родная литература появится в расписании с нового полугодия, — рассказала нам Ирина Ковалёва. — К сожалению, нас ещё не ознакомили с её содержанием. Мы находимся в ожидании и пока не очень понимаем, что должны дать детям в рамках этого предмета.

Хотели, как лучше

Нет у педагогов и чёткого понимания, как действовать, если в школу приходит ребёнок, для которого русский язык не является родным и его родители настаивают на изучении именно своего языка. Примерные школьные программы по новым предметам утверждены по 18 национальным языкам. Но по факту большинство уроков ведут на русском, причём даже в тех регионах, которые исторически являются многонациональными.

Алсу ГАЛЕЕВА живёт в Нижнем Новгороде, где рядом с русскими соседствуют мордва, башкиры и чуваши. У Алсу и её мужа татарские корни. Дома они часто говорят с детьми на татарском. Однако в школе их дочь-второклассница изучает в качестве родного языка русский, хотя родители обеими руками за то, чтобы девочка учила именно татарский.

— Кроме дочери, в классе учится только одна девочка-татарка, — говорит Алсу. — И я прекрасно понимаю, что ради наших двоих детей никто не станет искать преподавателя татарского языка. Занимать же принципиальную позицию: обеспечьте моего ребёнка условиями для изучения именно татарского языка и портить отношения со школой я не хочу. Я прекрасно понимаю учителей и условия, в которые они поставлены. В общем, идея сама по себе хорошая: дать возможность детям разных национальностей изучать свой язык и свою культуру, но условий для её реализации не создано никаких. Получилось криво и непонятно.

В поисках компромисса

Калужские учителя согласны, что к изучению национальных языков российские школы не готовы.

— Понятно, что преподавать какой-то ещё язык, кроме русского, мы не сможем, — говорит Ирина Ковалёва. — Но такая заявка от родителей принимается, и этот вопрос будет решаться не на уровне школы, а на уровне города. Может быть, если появится большая группа детей из разных школ, которые хотят изу­чать, допустим, татарский язык, Управление образования каким-то образом предоставит им такую возможность. Например, в рамках внеурочной деятельности.

В любом случае, если есть желание изучать свой национальный язык, в позу становиться не надо — надо искать компромисс. У нас ещё нет опыта в решении подобных вопросов. Мы не можем сказать, что в таком случае нужно сделать вот так или так. Но мы обязательно будем помогать. Родителей и детей в этой ситуа­ции мы не бросим.

И ещё мы говорим всем родителям: даже если русский язык не ваш родной, вы находитесь в Центральной России, где язык общения — русский. Поэтому для вашего ребёнка будет интересным и полезным изучить его.

Источник

Почему в школьном расписании появился предмет «родной (русский) язык»?

Перед новым учебным годом родителям впервые предложили написать заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок, а для школьников наряду с таким предметом как русский язык ввели ещё и предмет родной (русский) язык.

Чем это объяснить?

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. NN 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования были внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, и родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.

Однако, при этом в национальных республиках не были решены проблемы русскоговорящих детей и им приходилось обязательно изучать национальный язык, так как это было предусмотрено образовательной программой школы, что создавало определенную социальную напряжённость в регионе и трудности в освоении программы при переезде родителей из одной территории в другую.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с ФГОС.

Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами образовательной организации, которые согласовываются с коллегиальным органом управления образовательной организацией.

Таким образом, закрепление на законодательном уровне обязательности изучения родного языка, в том числе русского языка в качестве родного языка, решило проблемы русскоговорящих детей в национальных республиках — теперь дети могут в качестве родного языка выбрать русский и отказаться от изучения национального.

Чем уроки русского родного языка отличаются от «просто» русского языка?

Обратим внимание, что предметы «Русский язык» и «Родной (русский) язык» — это два разных предмета. Поэтому недопустимо вводить уроки родного русского языка за счет часов русского языка, ибо согласно ФЗ об образовании преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

Согласно ФГОС, предметы «Родной (русский) язык» и предмет «Русский язык» входят в разные предметные области: первый – в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», второй — в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Также учебное время, отведенное на изучение родного (русского) языка не может рассматриваться как время для углубленного изучения основного курса «Русский язык».

Таким образом, оба предмета идут параллельно.

Школьный курс родного (русского) языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.

В пояснительной записке к Примерной программе курса «Русский родной язык» сказано, что одна из главных целей нового предмета — углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете.

Как пояснил председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы, кандидат педагогических наук Роман Дощинский в беседе с корреспондентом «Российской газеты», на уроках русского языка язык изучают как систему, большое внимание уделяется развитию речи, освоению орфографии и пунктуации, а курс родного (русского) языка разбит на три блока: лингвокультурология (попытка соотнести язык и культуру); нормы речи (правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи); риторика (будет способствовать более успешному прохождению в девятом классе итогового собеседования).

Таким образом, теперь в школах есть два разных предмета: русский язык как государственный язык и русский язык как родной язык для тех, кто его считает родным языком.

Программа, учебный план, учебник

Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций 5-9 классов, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 года, представлена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ на сайте fgosreestr.ru. Её также можно посмотреть по ссылке https://4ege.ru/up/a/rrr.pdf

Курс рассчитан на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов: первый год обучения — 70 час.; второй год обучения — 70 час.; третий год обучения — 35 час.; четвёртый год обучения — 35 час., и содержит по годам обучения три раздела: 1.Язык и культура; 2 Культура речи; 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Учебников по родному русскому языку, родной литературе или литературному чтению на родном русском языке в федеральном перечне пока нет, поэтому эксперты рекомендуют использовать учебник по русскому языку и литературе (литературному чтению), адаптировать его под изучение родного языка и использовать учебные пособия.

Подводим итоги

Итак, согласно Федеральному закону об образовании:

1. Есть два разных предмета: русский язык как государственный язык и русский язык как родной язык для тех, кто его считает родным языком.

2.Граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного.

3. Обучающиеся имеют право выбирать язык обучения, в том числе русский язык, независимо от своей национальности. Выбор осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

4. Выбор языка обучения осуществляется «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования», что означает, что родители могут выбрать язык из перечня, который предлагает школа. При принятии решения администрация школы может учитывать число желающих, возможность комплектования классов или групп для изучения родного языка, наличие необходимых ресурсов, преподавателей, программ, учебников и т.п.

5.Список языков для изучения школа должна закрепить в локальном акте.

6.Если в одном классе учащиеся хотят изучать разные языки, то по аналогии с иностранными языками – можно разделить их на группы.

7.Родной язык и литературное чтение на родном языке – обязательные предметы и итоговые отметки по ним выставляются в аттестат.

8.Языки народов РФ могут изучаться за пределами национально-территориальных образований.

8. Количество часов на изучение предметов в учебном плане школа определяет самостоятельно. В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка, или не делать этого, если это не соответствует запросам учащихся.

Нормативная база и методические материалы

Также использованы источники:

Источник

Не просто русский

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

Роман Анатольевич, чем все-таки уроки русского родного языка отличаются от «обычного» русского?

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

Почему именно новые предметы, а не, скажем, факультативы? Ведь так много говорят о том, что дети перегружены?

Какие именно?

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

С нового учебного года родители пишут заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок. Правда, есть ограничение. В том же Законе «Об образовании в РФ» сказано, что всем детям «гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Что значит эта фраза на практике? Если родители захотят, чтобы ребенок изучал язык, который больше никто в школе изучать не будет или если нет преподавателей, то в качестве родного ему будет предлагаться русский язык.

А если, скажем, в обычную столичную школу пришел маленький якут или кабардин. Но родители не хотят, чтобы их ребенок изучал русский как родной. Семья может отказаться?

Роман Дощинский: В принципе, может. Здесь недопустимы перекосы. Но проблема еще и в том, что предметы «родной язык» и «родная литература» стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат.

Выход из ситуации?

Допустим, все дети в школе готовы изучать русский язык как родной. Где взять часы? Переходить на шестидневку?

А учебники по новым предметам есть?

Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.

Однако, как рассказали «Российской газете» в министерстве просвещения, до конца года в помощь школам появится еще более десятка программ. И на этом работа по их составлению не остановится. Всего же, по оценкам ведомства, сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них есть коренные и малочисленные. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Ряд учебников уже находится на стадии утверждения для включения в федеральный перечень. Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть фото Что такое родной язык в школе 3 класс. Смотреть картинку Что такое родной язык в школе 3 класс. Картинка про Что такое родной язык в школе 3 класс. Фото Что такое родной язык в школе 3 класс

Что касается предметов «русский родной язык» и «русская родная литература», то они носят культурологический характер, подчеркнули в министерстве просвещения.

Источник

Рабочая программа Родной язык (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Раздел 1. Пояснительная записка

Программа по «Родному языку (русский)» разработана для учащихся 3 класса и реализуется на основании следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4. Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году.

5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУЛ №3.

6. Учебный план МБОУЛ №3 на 2021-2022 учебный год.

7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г.

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена с учётом основных направлений программы воспитания МБОУЛ №3.

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

— максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

— подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;

— выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

— полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности;

— привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

— применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной работе и взаимодействию, игровых методик;

— побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;

— организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

— инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов.

В 3 классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебных недели).

Согласно учебному плану МБОУЛ №3 на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Родной язык (русский)» в 3 классе отводится 17 часов (0,5 часов в неделю, 34 учебных недели).

Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

— представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

— осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

Ученик получит возможность научиться:

— чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;

— осознания русского языка как основного средства общения народов России;

— представление о речевом идеале;

— стремиться к речевому самосовершенствованию;

— анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

— пользоваться продуктивным, рецептивным и потенциальным словарем; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

Ученик получит возможность научиться:

— учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

— ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Ученик получит возможность научиться:

— делать выводы в совместной работе класса и учителя;

— преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

— слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

— выразительно читать и пересказывать текст;

Ученик получит возможность научиться:

— договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

— учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

— опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

— понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

— понимать особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

— понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.

— понимать и истолковывать значения крылатых выражений; знать источники крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок; комментировать истории происхождения таких выражений, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

— характеризовать лексику с точки зрения происхождения, понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке;

— распознавать слова, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;

— общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

— определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

— осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

Ученик получит возможность научиться:

— овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

— соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

— использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

— обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Организация контроля и оценки достижений планируемых результатов

Используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности обучающихся

С целью проведения текущего оценивания используются следующие методы оценивания:

наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;

оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе);

оценка открытых ответов (ответы в свободном формате) как устных, так и письменных;

оценка закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом);

оценка результатов рефлексии учащихся (листы самоанализа, протоколы собеседований, дневники учащихся).

Оценка личностных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований. Для оценки личностных результатов используются следующие методики:

1. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

2. Беседа о школе (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина).

3. Проба на познавательную инициативу.

4. Самооценка младших школьников знаний ими правил нравственного поведения и их выполнение (Г. И. Веденеева).

Оценка метапредметных результатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД) проводиться:

— как оценка результата выполнения специально сконструированных диагностических задач;

— как оценка успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;

— как оценка результата выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Оценка метапредметных результатов

— способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

— способность к сотрудничеству и коммуникации;

— способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

— способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *