Что такое родовое общение 5 класс

Родовая община, род и племя. Роль мужчин и женщин в них

Живя вместе, люди образовывали род — коллектив кровных родственников. Это была более стабильная форма объединения людей в отличие от стад, кото­рые часто распадались или смешивались. Чтобы выстоять в борьбе за жизнь, лю­дям пришлось все больше сплачиваться. Поэтому формирование родовых отно­шений было закономерным и неминуемым явлением. Образование родовых отношений ускорило развитие человеческого общества. Когда род увеличивался численно, он делился на родовые общины. Несколько родов, живших по соседс­тву, постоянно общаясь между собой, объединялись в племена.

Родовая община — объединение членов одного рода, ведущих общее хозяйство. В роде могло быть несколько общин.

Итак, развитие хозяйственной деятельности и отно­шений между людьми стало причиной появления новой формы человеческого общества — родовых объедине­ний (родов и племен). Форма организации общества в виде родовых объединений называется родовым строем.

В роде и племени женщины и мужчины вели хо­зяйство наравне. Занятие мужчинохота, она обеспе­чивала вкусную и питательную пищу, но не всегда была удачной. Уделом женщин было собирательство. Каж­дый день они приносили домой съедобные корни и пло­ды. Это был способ снабжения хотя и не очень пита­тельными продуктами, зато более надежный, чем охота.

Род — форма объединения родственников по крови.

Другая важная роль женщин — материнство, они давали жизнь членам рода, каждый из которых хорошо знал, кто его мать. Поэтому матерей в роде очень уважали. Они ухаживали за детьми, поддерживали огонь в домашнем очаге, присматривали за хозяйством в отсутствии мужчин. Женщины были более стабильной и постоянной частью коллектива, тогда как мужчины чаще всего гибли на охоте или в стычках. При таких условиях благосостояние рода зависе­ло от трудовой деятельности женщин. Поэтому именно они занимают ведущее место в человеческих коллективах — родах и общинах.

Племя — объединение нескольких родов, находящихся в родственных отношениях.

Так возникает первая форма родовой общины — материнский род или матри­архат. Как показали исследования историков и этнографов, матриархат — обя­зательная форма развития человеческого общества — все без исключения наро­ды прошли через него в своем историческом развитии. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Роль женщины в первобытном обществе

Ведение домашнего хозяйства

Матриархат (с древнегреч. — «власть матерей») — первобытная форма рода, когда ведущая роль принадлежала женщинам.

Источник

Что такое родовая община?

Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Источник

Соседская община и родовая община

Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами.
Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс
Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.

Отличия соседской общины от родовой

Чем отличается родовая община от соседской?

Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.

Соседская община у восточных славян

Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

В заключение

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.

Источник

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС НА ТЕМУ :»РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

5класс История Древнего мира

План урока 1) Расселение первобытных людей

2) Жизнь в суровых климатических условиях.

3) Охота-главное занятие

4)Изобретение лука и стрел.

Цель урока: создание условий для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины

Образовательная : сформировать потребность в знаниях о расселении древнейших людей и его особенностях,понять, почему человек выжил в ледниковый период, характеризовать генезис изменения быта, занятий, выделить черты родовой общины.

Развивающая : научить применять понятийный аппарат, использовать различные источники (текст, иллюстрации ), использовать карту как исторический источник, выявлять причинно-следственные связи.

Формы и методы обучения: проблемного обучения, педагогика сотрудничества, критического мышления («Фишбоун»)

Индивидуальная, фронтальная, в малых группах

Планируемые образовательные результаты:

— Учащийся научится описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей.

— Учащийся сможет научиться работать в малых группах: по материалам параграфа, рабочих листов составлять простые схемы.

Предметные: (знания, умения, представления)

— научатся показывать на карте места расселения первобытных людей, устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в климате и развитием человека; называть и характеризовать новые изобретения человека, выделять признаки родовой общины.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

-познавательные: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

— регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

коммуникативные УУД: действия, направленные на структуирование информации по данной теме, готовность к сотрудническтву с соучениками, коллективной работе

Организационная структура урока

НА ПЕРЕМЕНЕ собрать листы Интеллект-карты, раздать рабочие листы окончательная оценка по листу самооценки прошлого урока

Требование к урокам: на уроках должны быть учебник, атласы, дневник, тетрадь

В начале урока всем повернуться друг к другу и улыбнуться.

Проверяют наличие школьных принадлежностей.

эмоциональный настрой на урок положительный

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

помощь учителю в проверки явки на урок

выявление к готовности к уроку

(воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

Мы продолжим путешествие в мир истории, но сначала надо показать знания прошлой темы.

Отчет ученика «Паспорт Люси».

Задание по рабочему листу

Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс

1) презентация ученика, затем дети задают вопросы

2) работа в рабочих листах, затем на доске заполняют правильные ответы. Взаимопроверка: первые ученики, которые справились проверяют у других учеников и ставят свою оценку

Познавательные ( П) : воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи

Составляют небольшие монологические высказывания, учитывается мнение групп, отстаивается своя точка зрения

Постановка учебной задачи

(Формулирование темы урока).

По телевидению вы часто слышите о том, что нас ждет глобальное (глобал –земля) изменение климата. Какое?Первые признаки мы уже ощущаем сегодня. Правда, одни говорят, что будет потепление, другие –нас ждет похолодание. Что вызовет на земле изменение климата? Что будет с животным и растительным миром?

Т.е. Изменение климата приведет к изменению окружающего мира (природы), а, значит, жизни человека. ( фрагмент из к\ф Колония)

Это фантастический фильм, а в реальности, как думаете, выживет человечество?

Как ни странно, но, прогнозируя будущее, ответ мы сможем найти в далеком прошлом.

В чем здесь противоречие? ( какой вопрос возникает?)

Как думаете, какую проблему мы должны решить, изучая глобальные изменения климата в д ревност и? Это поможет определить будущее человечества!!

Чтобы решить эту проблему, какие вопросы нам нужно выяснить, помогут пункты плана учебника

Предположения детей, учитель записывает на доске, разделив ее наполовину, показаполняется 1 пол.

Запись в словарь : Ледник – огромный слой льда толщиной около 2 км.(100 т.л.н. до 13 т.л.н.)

Р.- принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

активное слушание учителя

выдвижение предложений о теме урока

формулирования собственных ожиданий К- Высказывают предположения, допускают существование различных точек зрения.

Первичное усвоение новых знаний.

Но это будет необычная рыба: «мясо» мы нарастим с помощью слов. Голова – вопрос, кости верхние факт, нижние – факты.Хвост – ответ на вопрос-вывод.

работа парами или по 2 парты

Сделайте вывод («хвост»)

Что связывает потепление и эти орудия труда и передвидения? Составьте логическую цепочку, выбрав нужные аргументы. Какой вывод можете сделать?

Скажите- один человек смог бы выжить в этот период?

Такие коллективы стадами не назовешь! На смену человеческому стаду пришла родовая обшина. Она появилась с появлением нового типа человека.

40 т.л.н. появился человек современного типа. Как назывались эти люди?

В жесточайшей борьбе во время похолодания они победили неандертальцев 30 тыс.л.н. Установили господство на Земле

Чем же отличались от человека умелого?

Опираясь на п.2 подпиши названия картинок –признаков кроманьонца

Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс Задание: Почему так назвали новые коллективы людей, мы узнаем, познакомившись с содержанием п. 4§2, с. 13-14.

Запишите в тетрадь:

Значит, все имели одинаковые условия жизни, обязанности, поэтому не было неравенства. Все были равны. Подробнее о родовой общине узнаете на других уроках.

Запишите в словарь

Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс

Человек придумывал новые орудия труда из-за изменения условий жизни

Охота не всегда удачная, болезни.

Кроманьонцы. «homo sapiens» «человека разумного

Запись: 40т.л.н. – человек разумный:

4. мозг увелич.в 2 раза

Р-умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, проговаривают вслух последовательность производимых действий

П.- строят логическую цепь рассуждений, используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

К-высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, умеют работать в группах

Первичная проверка понимания

Когда началось похолодание?

Почему люди выжили в ледниковый период?

Сколько тыс л.н. появились «кроманьонцы? Лук и стрелы?

Какой совет дадите человечеству, чтобы выжить в будущих глобальных изменениях климата?

Совет:1.Новые жилища,2 Новые технологии3. Жить сообща

Планирование учебного сотрудничества

— поиск и выделение необходимой информации

— построение логической цепи рассуждения

Цель: применение способов действий, для закрепления ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Обратимся к палеонтологии – Что давал людям мамонт?

-составить Синквейн «Родовая община» (по определению и признакам)

мясо, жилище, нитки, одежда, кости – «отопит. батарея, свет»

П- умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

§2, таблица, на выбор

Рабочая тетрадь задание №5 или Рабочая терадь тетрадь – задание №6,

запись д\з в дневнике

Р.- принимают цель, содержание и способы выполнения дом. задания

Поставьте оценки себе в таблицу

Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть фото Что такое родовое общение 5 класс. Смотреть картинку Что такое родовое общение 5 класс. Картинка про Что такое родовое общение 5 класс. Фото Что такое родовое общение 5 класс

К.- оценка и самооценка учебной деятельности

Источник

Конспект урока истории для 5 класса на тему «Родовые общины охотников и собирателей» (с текстом параграфа))

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

УРОК 4. РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ (§ 2)

Планируемые результаты освоения нового материала

формирование учебной мотивации;

готовность к освоению новых знаний.

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

умение самостоятельно формулировать тему урока под руководством учителя;

умение планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане) совместно с другими обучающимися под руководством учителя.

вычитывание информации и её использование для умозаключений и обобщений;

умение анализировать текст и действие по заданному учителем основанию;

готовность к решению задач поискового и творческого характера;

способность к овладению базовыми предметными и межпредметными понятиями.

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность излагать своё мнение, аргументировать точку зрения и оценку событий;

готовность договариваться и приходить к общему решению.

умение определять значение понятий: первобытный человек, пещера, каменный наконечник, костяной гарпун, рубило, родовая община, сородичи — и применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий и явлений в изучаемую эпоху;

умение выявлять эволюционные изменения у древнейшего человека в разные эпохи.

Межпредметные связи с обществознанием: информация к уроку представляет собой иллюстрацию к усвоению обществоведческих понятий: общество, коллектив.

Внутрипред метные связи: возникновение искусства и древних верований, первые земледельцы и скотоводы.

Основные персоналии, понятия и термины: первобытный человек, пещера, каменный наконечник, костяной гарпун, рубило, родовая община, сородичи, человек разумный, охотничий лук, стрелы, гарпун, расы.

План изучения нового материала:

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии.

Рекомендации по реализации плана урока:

Проблемное задание. Сформулируйте правила жизни родовой общины.

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии.

Приступая к изучению данного пункта, учитель предлагает учащимся найти на карте места первых стоянок древнейших людей, затем показывает направления их расселения. На современной карте мира целесообразно показать и назвать страны, которые расположены на этих территориях.

Составьте рассказ о древнейшем человеке по плану: а) как он выглядел; б) каким был его образ жизни (места обитания, окружающая среда, орудия труда, промыслы, питание); в) чем он отличался от животных, а чем — от современного человека.

Перечислите изменения в жизни первобытного человека.

Объясните, как похолодание на Земле способствовало развитию древнейшего человека.

Долгое время собирательство было основным промыслом древнейшего человека, а охота лишь вспомогательным. Назовите главные причины этого.

Используя дополнительные источники, объясните, почему охота стала важнейшим промыслом древнейшего человека. В процессе изучения данного вопроса заслушивается сообщение учащегося (подготовленное либо на уроке, либо дома).

Чтобы сформировать чёткие представления об изначальной потребности человека во взаимодействии, сотрудничестве с другими людьми, в поддержке с их стороны, следует обратить внимание детей на следующее.

Жизнь человека разумного была трудной, наполненной различными опасностями. Постоянными его спутниками были голод, болезни, потеря близких и борьба за выживание. При таких условиях в одиночку было не выжить. Человек стал осознавать преимущество тесных, постоянных и устойчивых связей между людьми. Соблюдение правил совместного проживания и различной деятельности стало важнейшим условием принадлежности к коллективу.

Задание 1 ( на установление причинноследственных связей)

Укажите, с каким видом древнейшего человека связывают появление родовой общины.

Почему в то время воспитание детей стало важным делом общины?

Используя дополнительные источники, поясните, почему женщину почитали как хранительницу очага.

Учитель организует заслушивание и обсуждение сообщения.

Перечислите причины объединения людей в родовые общины.

Почему люди стали строить себе жилища?

В предложенном списке выберите причины, заставившие предков человека объединяться в небольшие группы:

а) стремление к общению;

б) недостаток территории;

в) неспособность в одиночку противостоять природе.

Учитель сообщает, что археологи прослеживают значительный прогресс с периода позднего этапа древнекаменного века, когда распространилось одомашнивание животных. Приручив овцу и козу, человек стал употреблять молочные продукты, понемногу использовать шерсть животных. Сначала это было исключением. Кроманьонцы изобрели лук и стрелы. В этот период появились земледелие и скотоводство в тёплой зоне лесостепи.

Детям предлагается самостоятельно изучить текст и выполнить задания в рабочей тетради.

Укажите, развитие каких важных способностей древнейшего человека обеспечило создание лука и стрел.

Объясните, что изменилось в организации охоты человеком разумным.

Какие понятия раскрывают изменения в жизни человека разумного?

Перечислите орудия охоты, созданные древнейшим человеком, и прокомментируйте их назначение и выбор материала, из которого они изготовлены.

*Задание 2 (детям, интересующимся историей с начальной школы)

Докажите наличие связи между развитием орудий труда и строительством жилищ первобытного человека.

Выполните задание в рабочей тетради (по выбору учителя).

На основе рисунков к параграфу составьте рассказ и самостоятельно озаглавьте его.

Задание 3 (практическое)

Используя карты, другие источники, в том числе интернетре сурсы, изобразите ленту эволюции промыслов человека.

Домашнее задание: § 2

§ 2. Родовые общины охотников и собирателей

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь.

1. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнём и научились добывать его.

Они изобрели новые орудия труда, у них появились одежда и жилища.

Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо диких животных к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им трудно было выбраться.

Люди охотились на диких коз, лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, — на шерстистых носорогов и пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтоватобурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

2. Родовые общины. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Учёные назы дальние родственники считались сородичами. Постепенно люди расселялись по Земле, приспосабливаясь к разным природным условиям. Так возникли человеческие расы — исторически сложившиеся группы людей, объединённых общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных признаков строения тела. Учёные выделяют три большие расы: европеоидную, монголоидную и негроидную.

Общими у рода были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага.

Предки всех населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

Мамонты — древние обитатели Русской равнины и Сибири

Десятки тысяч лет назад на обширных просторах нашей Родины паслись бесчисленные стада мамонтов. По сей день в мёрзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Ещё лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонты всю свою жизнь проводят под землёй, а умирают будто бы оттого, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь учёные знают, что чаще всего мамонты погибали при переходах по непрочному льду водоёмов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках.

Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта — иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины.

Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.

Проверьте себя. 1. Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами? 2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда? 3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей? 4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»? 5. Какими преимуществами обладают лук и стрелы по сравнению с копьём и дубиной?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *