Что такое родовые общины охотников и собирателей 5 класс
Конспект урока 5 класс тема: Родовые общины охотников и собирателей.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ИСТОРИЯ 5 КЛАСС УЧИТЕЛЬ: УМЕРОВА Э.Ю.
ТЕМА: « Родовые общины охотников и собирателей»
Цель урока: выяснить, как и по каким причинам стали появляться родовые общины;
— что способствовало появлению охоты, при помощи каких средств охотились первобытные люди
— подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни
— Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний: Устный опрос
-Когда появились на Земле первобытные люди?
Где жили древние люди?
Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом современного человека.)
Чем отличались древние люди от животных?
Какие занятия существовали у первобытных людей?
Как первобытные люди познакомились с огнем?
Что огонь дал людям?
Задания на доске на логику
Палка- копалка, дубина, лук. Выберите лишнее и объясните свой выбор.
Подберите к каждому прилагательному из левой колонки, соответсвующее существительное из правой колонки.
Каменное а) человек
— сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру, рассмотрим родовую общину, её состав.
— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
IV. Изучение нового материала
Первобытные люди по степенно расселились по холодным странам Европы и Азии.
Охота стала важнейшим занятием. Лук и стрелы.
— Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь.
Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.
Люди стали учиться выживать морозными зимами. Что им помогало в этом?
Прочитать пп. 1 § 2 на с. 13-14
Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)
Что же помогло человеку выжить в таких холодных условиях? Запишем :
2) изобретение новых орудий труда
3) научились шить одежду из шкур
4) пещеры и землянки стали использовать под жилище
2. Охота стала важнейшим занятием.
Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.
Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.
— В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.
В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи. Власть в первобытных община принадлежала женщине.
5.Закрепление изученного материала
— Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)
6. Домашнее задание:
Параграф2 стр. 13, вопросы на стр. 17
Родовые общины охотников и собирателей
Урок 3. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Родовые общины охотников и собирателей»
· Жизнь первобытных людей
· Льюис Генри Морган
Около сорока тысяч лет назад на Земле наступило очередное похолодание. На огромных просторах Европы и Северной Азии тянулись тундры и холодные степи. Северные олени проникали на Пиренейский и Апеннинский полуостров. Мамонты обитали вплоть до территории современного Рима.
В таком суровом климате и жил кроманьонец, последний, известный науке, древний человек. Его останки впервые были обнаружены в 1867 году во Франции в пещере Кро-Маньон. Она то и дала название людям, жившим около сорока – двенадцати тысяч лет назад. По своему внешнему виду кроманьонцы уже ничем не напоминали обезьяну и были похожи на нас с вами – людей современного типа. Их рост достигал ста семидесяти – ста девяноста сантиметров, походка была прямая.
Они проникли на территорию Европы и далее расселились по всей Земле.
Природные условия в разных точках Земли были неодинаковы. Сильные морозы, большое количество солнечных дней или их недостаток, резкие ветры, песчаные бури отразились на внешнем виде людей. По цвету кожи и внешнему виду они разделились на три расы: европеоидную, негроидную и монголоидную.
За сотни тысяч лет эволюции менялась не только внешность человека, но и его лицо, рост, походка. Развивались руки людей. Особенно важным было развитие большого пальца, который помогал крепко держать и тяжелое копье, и тонкую иглу.
Обратите внимание на свою ладонь: большой палец как бы противопоставлен остальным пальцам. Это и является основой хватательной функции руки. Попробуйте поднять со стола небольшой предмет, например ручку, без участия большого пальца. Ну как? Сложно? А при помощи большого пальца и еще одного? Получилось!
Произошли изменения и в охотничьем оружии. Появились разнообразные копья, дротики и гарпуны с каменными и костяными наконечниками, копьеметалки.
Свыше десяти тысяч лет назад на Земле началось постепенное потепление. Из-за перемены климата или по каким-то другим причинам навсегда исчезли мамонты и шерстистые носороги. Теперь основными объектами охоты становятся более мелкие животные: олени, лошади и другие. Все более заметной становится роль рыболовства.
В пятом тысячелетии до нашей эры человек изобрел топор. Топор использовался для обработки дерева, для изготовления лодок, строительства хижин. Вначале это было массивное, длинное орудие труда из кремня. Затем человек научился шлифовать камень путем трения его о смоченный песок. Это был довольно трудоемкий процесс, и первоначально шлифовалась только рабочая часть. Позже стали шлифовать полностью все орудие труда и научились сверлить отверстия. Сверлом служила полая кость, которую вращали, подсыпая на камень смоченный водой кварцевый песок.
Совместный труд, борьба с хищниками, общие жилье и огонь тесно сплачивали людей друг с другом. Человеческие стада постепенно превращались в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом или родовой общиной.
В родовой общине не было неравенства. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, изготавливали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, шили одежду их шкур, ухаживали за маленькими детьми, готовили пищу.
Появляются специалисты по изготовлению некоторых изделий, требующих особого навыка, продолжительного опыта, сноровки. Например, мастера по изготовлению лодок, наконечников стрел, резчики по дереву и кости. Эти мастера работали на общину: отдавали свои изделия в распоряжение общины, получая взамен продукты питания, так же как и остальные члены рода.
Дети уже с трех-четырех лет помогали взрослым. Девочки обучались у матерей готовить пищу, шить. Мальчики с возрастом учились охотиться, создавать орудия труда.
Пища, добытая мужчинами и женщинами, шкуры, рога и другие продукты труда принадлежали всему роду.
Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных людей. Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия почти двести лет назад познакомился с обычаями племен, живших на Огненной Земле. Он рассказывает такую историю: когда огнеземельцам подарили кусок холста, то они, не задумываясь над тем, что испортят вещь, разорвали холст на совершенно равные лоскутики и распределили между собой.
Все вопросы, которые возникали внутри рода, решали на собрании всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины имели равные права. Окончательное решение вопросов часто зависело от мнения женщин.
На собрании избирался старейшина – наиболее старый и опытный член рода. Это мог быть мужчина, но при материнской родовой общине чаще всего старейшиной рода становилась женщина. Старейшина занимался решением мирных вопросов: руководил хозяйственной жизнью рода, разрешал споры внутри общины. Выбирался также и вождь для ведения войны. Но если не было необходимости, то эта должность могла быть незанятой.
Все члены общины были равны. Вождь рода жил подобно простому человеку и мог отличаться от своих сородичей лишь украшением. За провинность его могли сместить в любую минуту.
Внутри рода сородичи обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь. Возникавшие между сородичами ссоры разрешались общественным судом. Обиды же, причиненные кому-либо представителем другого рода, вызывали вражду. На защиту обиженного сородича выступал весь род. Но война возникала в исключительных случаях, и она не была продолжительной. Спор стремились разрешить мирным путем.
Если было достаточно запасов пищи, то община могла состоять из ста и более человек. Но если община сильно разрасталась или не хватало продуктов питания, то от первых материнских родов отходили коллективы близких родственников, которые давали начало новым родам.
Несколько родов образовывали племя. Вожди родов входили в совет старейшин племени. Совет племени мог сместить вождей родов, регулировал отношения с другими племенами, объявлял войну, заключал мир. Племена образовывали союзы племен.
До сегодняшнего времени ученые так и не пришли к единому мнению, как образовался род. Этот вопрос является одним из самых трудных в науке о первобытном обществе. Все сведения, которые изложены в учебниках, о жизни людей в родовой общине основаны на изучении учеными-этнографами так называемых диких племен. Помните, на первом уроке мы говорили об ученых, которые поселяются в таких племенах и описывают жизнь и обычаи туземцев?
Однако, первым европейцем, кто близко узнал жизнь диких племен, был вовсе не ученый. Это был англичанин Вильям Бакли. В 1803 году он был осужден на каторжные работы и его вместе с другими заключенными привезли из Англии в Австралию: здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями.
Через три месяца Вильям Бакли бежал. Несколько недель он скитался по лесам, пока его, обессиленного, не встретили аборигены. Они спасли беглого каторжанина от голодной смерти. Бакли прожил среди аборигенов тридцать два года. Шестого июля 1835 года он вернулся в цивилизованный мир и подробно рассказал о жизни среди туземцев. Его рассказ был записан и издан в 1935.
В книге мы читаем: в поисках пищи аборигены все время кочевали, не задерживаясь подолгу на одном месте. Только если пищи было много, аборигены разбивали лагерь и оставались в нем несколько месяцев.
Жили аборигены небольшими общинами. Между общинами обычно царил мир. Общины дружили между собой, приглашали друг друга в гости, устраивали шумные пиры, вместе охотились и ловили рыбу, обменивались пищей и изделиями своего труда.
Крупный вклад в изучение первобытного общества внес выдающийся американский ученый Льюис Генри Морган.
Он родился и вырос среди американских племен ирокезов. Морган исследовал общественное устройство этих племен и узнал, что каждый род у ирокезов имел свое имя, например: Олень, Волк, Черепаха, Медведь и так далее.
Все члены рода обязаны были помогать друг другу. И если кто-нибудь из членов рода совершал преступление, то весь род нес за это ответственность.
Во главе рода стоял родовой совет. Он занимался вопросами внутри рода и отношениями с другими родами. В родовой совет входили все мужчины и женщины.
Несколько родов образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени говорили на одном языке.
Проводя свои исследования, Морган выяснил, что такие порядки были заведены и у остальных американских племен. И ученый задумался: а как обстоит дело у других народов мира? Во все концы земли Морган разослал письма. И оказалось, что все далекие от цивилизации народы жили родовым строем. Значит, решил Морган, и у ныне цивилизованных народов Европы и Азии в далеком прошлом существовал такой же общественный строй! Чтобы доказать эту гипотезу, Морган погрузился в изучение прошлого народов Греции, римлян, германцев.
Результаты исследования превзошли все ожидания. В 1877 году в своем труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картину истории первобытности. С течением времени некоторые гипотезы, изложенные Морганом в его труде, были опровергнуты другими учеными, но в целом его идеи о жизни и устройстве родовой общины стали общепризнанными.
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 3. Первобытные собиратели и охотники
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Первобытное общество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) – это период в истории человечества до изобретения письменности.
Собирательство – это одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда и т. д.
Религиозные верования – это система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное.
Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Около 2,5 миллионов лет назад, согласно исследованиям, появились первобытные собиратели и охотники, которых принято называть древнейшими людьми. Останки австралопитеков и питекантропов – далёких предков современного человека – были обнаружены в Африке, которая считается прародиной человечества.
Происхождение человека до сих пор остается загадкой. Существует ряд версий того, как это происходило. Основных теорий происхождения человека две: сотворение и эволюция. Рассмотрим их по порядку.
Представление о том, что человек был сотворён высшими существами, появилась одновременно с людьми. В древности люди передавали знания о мире в виде мифов и сказок. Поэтому, у каждого народа были свои образы, свои сюжеты сотворение человека.
В XVIII веке возникла теория эволюции. Её суть заключается в том, что нашу планету населяли живые существа, которые со временем совершенствовались.
Приплюснутый широкий нос на грубом лице, массивный надбровный валик, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, – таков портрет древнейшего человека, очень похожего на обезьяну. Ходили люди еще не совсем прямо, походка была прыгающая. Длинные руки достигали колен. Разговаривать они еще не умели и, как животные, криками отпугивали хищников или звали на помощь в случае опасности. Следует отметить, что жили люди человеческими стадами, потому что выжить в одиночку было невозможно.
Одно из отличий человека от животного – это умение создавать нечто новое. Древнейшие люди уже миллионы лет назад научились изготавливать орудия труда. Давайте представим, как это было. Вот они подошли к речушке, отыскали на мелководье подходящие камни – гладкую округлую гальку. Именно из неё, ударяя одну об другую, наши далёкие предки изготавливали первые орудия труда: рубило, скребок, гарпун для ловли рыбы.
Род Homo продолжал совершенствоваться. Самый древний вид людей – австралопитеки. Они эволюционировали в Homo habilis (человека умелого), потом был Homo Erectus (человек прямоходящий) и только около 40 тысяч лет назад появился Homo sapiens (человек разумный). У ветви человека разумного было две подветви: Homo sapiens neandertalis и Homo sapiens sapiens. С точки зрения эволюции современные люди принадлежат к виду Homo sapiens sapiens.
Люди постепенно становились всё более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Её отличали несколько черт: наличие родственных связей, четкая внутренняя иерархия, общность жилища, пищи, запасов, совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Учёные полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
В первобытную эпоху зародилось и примитивное искусство. Ярким доказательством этого факта служит наскальная живопись, которую мы можем увидеть на стенах пещер. Самыми известными являются пещеры Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Капова пещера в России.
Археологи находят и скульптуры – фигурки пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зародилась музыка, которая сопровождает человека уже на протяжении более 50 тысяч лет.
Вера в душу, колдовство, сверхъестественные силы принято называть религиозными верованиями.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Разгадайте ребус.
Пояснение: Этот ребус разгадать легко и вспомнить этот материк как прародину человечества.
Задание 2. Решите кроссворд.
1. Орудие, употребляемое для охоты, преимущественно на морских и вообще водных животных.
3. Ручной топор – орудие труда первобытного человека.
Пояснение: Это довольно известные орудия труда, но если вопросы кроссворда вызывают затруднения, то необходимо обратиться к дополнительной литературе.
Урок истории древнего мира «Родовые общины охотников и собирателей». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Общая дидактическая цель: создать условия для:
— осознание и осмысление блока новой учебной информации
— первичного закрепления и применения знаний и способов деятельности
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: сформировать у учеников представление о самом неизвестном этапе первобытной истории – ледниковом периоде, когда “человек разумный” заселил все части света, а с отступлением ледника успешно приспособился к новым условиям природно-климатической среды
Развитие мыслительных качеств:
— выделение главной мысли при определении особенностей первобытного общества в ледниковый период и после его окончания, при объяснении сути отношений в родовой общине
— выявление причинно-следственных связей, позволивших выжить первым людям в ледниковую эпоху и расселиться по планете
— формирование БНЦ Семья через создание условий для оценки учениками с нравственных позиций (современных и первобытных) разницу в отношениях внутри человеческого стада и внутри родовой общины, объяснения своей оценки первобытной морали, сравнивая ее с законами и правилами современного мира
Планируемые метапредметные результаты
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи. Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Обобщать, делать выводы. Определять понятия. Анализировать, выделять главное. Преобразовывать информацию из одного вида в другой
Определять цель, проблему в деятельности. Выдвигать версии. Планировать деятельность в учебной ситуации. Применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
Организовывать работу в парах. Уметь строить речевые высказывания.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционный с элементами практической работы
ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные (объяснение учителя), наглядные (схема, презентация), практические (работа с учебным материалом)
По характеру познавательной деятельности:
— объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый
Термины и понятия, актуализируемые и вводимые на уроке:
Актуализируемые Вводимые — копье — мамонт
— родовая община Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация, карта “Расселение людей в древности”, схема “Родовая община”, опорный конспект
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УДД 1.Организационный этап Приветствует учащихся. Настраивает на работу. Настраиваются на работу 2.Этап мотивации и целеполагания Около 100 лет назад на земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда (Презентация, запись в тетрадь). С каждым годом на северных горах Европы и Азии их становилось все больше, и они начали сползать на равнины. Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом, закрывая пространства, на которых сейчас расположены Москва и Санкт-Петербург, и многие другие города (карта “Расселение людей в древности”). К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты (Презентация, запись), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию. Противоречие: животные вымерли/ люди выжили
Учитель: Животные вымерли, а люди нет. Почему?
Ваши версии: Как же им это удалось? Выдвиньте свои версии?
Учитель: Какая версия верная? (Создание ситуации затруднения)
Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить?
Учитель: Что нужно сделать?
Цель: выяснить, почему это произошло?
Учитель: Что нам может помочь в этом?
Средства: учебник, слово учителя, интернет…
Действия: что нужно сделать для решения проблемы?
1.Ученики смотрят слайд презентации и записывают в тетрадь определения 2.Ученики вместе с учителем формулируют противоречие, выдвигают версии ответа на поставленный учителем вопрос, формулируют проблему урока, цель урока, средства, необходимые для достижения цели урока и действия. (Элементы проектной технологии на этапе мотивации и целеполагания)
Коммуникативные УУД. Уметь строить речевые высказывания.
Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.
3.Этап изучения блока новой учебной информации. Тема урока “Родовые общины охотников и собирателей” Прослушайте интересную задачу и найдите ответ:
Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.
Как же он смог прожить до 50 лет, ведь он не мог охотиться?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с учебником
Инструкция учителя на слайде презентации или на доске
1 ряд: параграф 2 пункт Новые орудия труда.
2 ряд: параграф 2 пункт Новые способы охоты
3 ряд параграф 2 пункт Родовые общины
Прочитайте текст пункта учебника и обсудив это в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях?
Ученик записывают тему урока в тетрадь. Получают инструкцию по работе от учителя и самостоятельно работаю с учебным материалом, отвечая на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях.
Познавательные УУД. Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Уметь добывать новые знания используя текст учебника. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Уметь работать в парах.
Уметь применять свои знания на практике.
4.Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности. Учитель заслушивает ответы учеников, дополняет их ответы, сопровождая рассказ слайдами презентации, а также выполняя фронтально с учащимися задания на применение полученных знаний. Новые орудия труда (1 ряд)
Все то время, когда главные орудия труда человека были из камня называется каменным веком (запись в тетрадь). Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Со временем человек стал использовать кремень. Почему?
(Иллюстрации учебника, запись в тетрадь, слайды презентации)
А. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины > следствие)
Б. Ответь на вопрос, какой процесс здесь представлен – развитие или упадок первобытного общества? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения.
Список событий и явлений
Их правильная последовательность
А. Жители лесов стали применять новые орудия труда для охоты из засады на небольших расстояниях: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами
Б. 12. Тыс. лет назад на Земле стало теплее. Крупные животные, оказавшись в непривычных условиях стали вымирать, мелкие средние прятались в лесах, меняя свой облик и повадки.
В. Охотники стали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе.
Здесь представлен процесс __________
Потому что ______________________
Новые способы охоты (2 ряд)
Изменение орудий труда привело к изменению жизни человека. Появились новые способы охоты
— загонная охота (иллюстрация учебника, слайд)
Представьте, что наш класс родовая община, и мы отправляется охотиться на мамонтов. Кто из вас в одиночку сможет победить мамонта? А как это лучше сделать? Что необходимо приготовить заранее?
Родовая община (3 ряд)
Родовая община – коллектив родственников, которые жил и трудился сообща, имели общее имущество.
Родовая – родственники Община – все общее, жили сообща
? Почему люди стали объединяться в родовые общины?
Что же помогло людям выжить в тяжелых условиях?
— приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры);
— новые изобретения (орудия труда, способы охоты);
— взаимопомощь (родовые общины)
Ученики поработав с текстом учебника и обсудив этот вопрос в парах, формулируют ответы на поставленный учителем вопрос. В ходе ответов учащихся и дополнений учителя записывают определения в тетрадь, отвечают на дополнительные вопросы учителя. После отчетов групп, выполняют фронтально задания, предложенные учителем на слайдах. После выполнения заданий учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу урока и предлагает учащимся с помощью шаблона на слайде составить полные ответы на вопрос.
Коммуникативные УУД. Уметь работать в парах. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания
Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
5.Рефлексивно-аналитический этап Рефлексия: что мы выяснили с вами на уроке? Что изменило жизнь первобытных людей? Задание (фронтальная работа, Слайд)
А. Как ты считаешь, справедлив ли обычай, делить поровну добычу, которую принес один охотник? Запиши в таблице свою позицию и приведи один аргумент в ее подтверждение.
Б. Запиши один-два доказательства своего мнения и хотя бы один аргумент в пользу противоположного мнения.
Позиция Я считаю, что, с одной стороны ____ НО, с другой стороны, Аргумент Потому что Потому что Ученики отвечают на вопросы учителя, используя изученный на уроке материал, а также применяют знания в новой учебной ситуации. Регулятивные УУД. Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
Уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания
6.Домашнее задание Инструктаж учителя: — Задание учебник с. 17: подготовьте сообщение о находках мамонтов на территории России (используйте ресурсы Интернет)
— электронный журнал: см. прикреплённые файлы
Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости Коммуникативные УУД. Уметь понимать учителя, строить вопросы.