Что такое родственные слова 3 класс русский
Родственные слова
Родственные слова объединяются по следующим признакам:
Ель — еловый (общий «ел»).
Рыба — рыбный, рыбачить (общий «рыб»).
Игра — игровой, играть (общий «игр»).
Важно: слова, имеющие схожее значение, но у которых нет общей значимой части (корня), не являются родственными (учитель — педагог; пошел — побрел; неприятель — враг; дом — жилище).
Родственные слова отличаются от однокоренных тем, что последние
Горестный, горка (общий «гор»). Но значение различно. Горестный — вызывающи сострадание. Горка — кучка чего-либо.
Моряк, замор (общий «мор»). Моряк — человек, работающий во флоте. Замор — умирание рыб.
Заколка, колхозница (общий «кол»). Заколка — аксессуар для волос. Колхозница — работница колхоза.
Важно: родственные слова образуются от одного и того же слова (дом — домик — домашний). Домик — не очень большой дом. Домашний — принадлежащий дому.
Также их путают с формами слова, которые:
Примеры: кричать — кричит; банка — банку; нога — ноги, сестра — сестры — сестре — сестру — сестрой — о сестре; дерево — деревья; висит — весел — висеть; высокий — выше; толстый — толще.
Для правильного подбора родственного слова необходимо выполнить ряд действий:
Значение — прозрачная жидкость, не имеющая цвета.
Водный — образованный водой.
Водостойкий — на которой не влияет вода.
Но следующие слова не будут являться родственными к вышеуказанным: водить (производить движение по направлению); водитель (управляющий машиной).
Важно: умение правильно подбирать родственное слово поможет избежать ошибок на письме. Главное, чтобы проверочное слово содержало ударение в затруднительном для написания месте.
Родственные слова в русском языке образуются с помощью:
При образовании родственных слов в основе слова часто происходит чередование согласных:
Важно: слова, образующиеся с помощью только окончаний не будут являться родственными. Это просто разные формы одного и того же слова.
Что такое родственные слова? Примеры
Родственные слова — это лексемы, близкие по смыслу, с одним и тем же корнем, принадлежащие к разным частям речи.
Родственные слова и формы слов
Корень является центральной обязательной морфемой в составе слова. Он объединяет слова в одну семью. Образно говоря, родственные слова являются близкими родственниками, так как имеют похожий смысл, который заключен в одном и том же корне, например:
слово «красный» обозначает один из основных цветов спектра. Выделим в его составе главную морфему:
Подберем слова с этим же корнем:
В этом ряду родственных слов с корнем красн-, связанных общим смыслом с прилагательным «красный», имеются лексемы, принадлежащие к разным частям речи, в отличие от форм рассматриваемого прилагательного:
Потренируемся в подборе родственных слов с одним и тем же корнем и форм существительного «бег»:
Родственные слова существительного «бег» принадлежат к разным частям речи. В своем морфемном составе они имеют дополнительно к общему корню разные приставки и суффиксы (например: про бег а ть — приставка/корень/суффикс/окончание), которые привносят в общий смысл родственных слов некоторые оттенки значений. В формах существительного «бег» корень один и тот же, а меняется только окончание.
Сравним, например, ряды родственных слов и форм прилагательного «темный»:
Родственные и однокоренные слова, в чем отличие?
Слова «друг», «подруга», «дружить», «дружный», «дружно», «дружественный» связывает общий корень друг-/друж-. В корне заключено ядро лексического значения слова. Это однокоренные слова. Этот корень является общей частью также родственных слов, близких по значению, но принадлежащих к разным частям речи.
В русском языке однокоренные слова называют также родственными.
Чередование согласных и гласных в корне родственных слов
Отметим, что в корне родственных слов может происходить чередование согласных и гласных, например:
Безударный гласный в корне
Умение подобрать родственное слово очень важно для правильного написания многих слов с безударным гласным в корне. Его можно проверить с помощью родственного слова, в корне которого сомнительный гласный становится ударным, например:
Иногда в словах имеются похожие части слов, которые легко принять за один и тот же корень, например:
У этих пар слов имеются омонимичные корни с разным лексическим значением, и такие слова, соответственно, не являются родственными.
Примеры родственных слов
Видео «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)
Что такое родственные слова? Что такое однокоренные слова? Разница
Содержание:
Слова в языке складываются из различных частей, их принято называть морфемами. Составные элементы не существуют как самостоятельные единицы — они получают значение только в составе слова.
Морфемы делятся на корневые и аффиксальные. К первым относится корень, вторые включают приставки и суффиксы.
Главенствующая морфема — корень. Без корня невозможно образовать слово, потому что в главной морфеме заключается смысл называемого понятия. К корню могут присоединяться другие морфемы — приставка, суффикс, окончание, —образуя новые смыслы: дорога, дорожный, подорожник.
Корень — первообраз слова, его неразложимая далее часть; чтобы его выделить, нужно собрать группу лексем с такой же морфемой — однокоренные слова.
Какие виды слов существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?
Однокоренные слова — группа лексем с общей главной морфемой, которая несет основную семантическую нагрузку: молодой — смолоду — молоденький. Слова различаются частеречными характеристиками и оттенками значения, например: доля — судьба, обездоленный — человек, лишенный хорошей судьбы.
Родственные слова — это синоним слова «однокоренные», так их назвали по аналогии с человеческой семьей: слова произошли от одного корня, как семья — от общих предков, поэтому они родственники. Главный отличительный признак родственных лексем — наличие общего корня с единым значением.
В главной морфеме могут происходить чередования гласных и согласных, например: любить — люблю, равнина — подровнять, скакать — скачок. Значение при этом не меняется.
Чем отличаются однокоренные слова от родственных слов и почему? Как определить?
На вопрос, в чем разница между родственными словами и однокоренными, языкознание отвечает категорически: между этими понятиями нет различий. На некоторых сайтах можно встретить утверждение, что родственные — это слова с одинаковым корнем и похожим смыслом (гора — горняк), а однокоренные — с общей главной морфемой и абсолютно разным смыслом (вода — водить). Это грубейшая ошибка. В последней паре лексем действительно корень -вод-, но это два разных корня с разным значением. Поэтому данные лексемы не могут быть однокоренными и, соответственно, родственными.
Для определения однокоренных и родственных слов важнее знать, в чем их отличие от форм слова. Формы отличаются друг от друга только окончанием, а у родственных слов различны суффиксы или приставки. Однокоренные слова всегда называют разные, но близкие понятия (читать — читатель), формы обозначают одно и то же явление или действие в разных числах, падежах, лицах (игра — игру, белый — белому).
Приведем примеры родственных слов: блестеть — блеск — блистательный, возить — возчик — возы. Словоформы: весна — весну — весной, ищешь — ищет — ищем.
Умение находить родственные слова необходимо при проверке безударных гласных и сомнительных согласных. Следует помнить, что слова с одинаковым написанием корня, но разным смыслом не являются ни родственными, ни однокоренными, как, например, гора и горевать, носить и переносица, белка и белизна.
Что такое родственные слова в русском языке
Путаница между родственными и однокоренными словами для школьников не редкость. Дети сложно воспринимают эту тонкую грань отличий между двумя понятиями. Не далеко ушли и взрослые – вряд ли каждый русскоязычный человек сразу скажет, что значит понятие «родственные слова».
Итак, родственные слова в русском языке – все слова, что могут похвастаться одним корнем, а также значение которых близко по смыслу. При этом такие слова относятся к одной части речи далеко не всегда.
Что объединяет родственные слова, методы их образования
Для получения родственных слов используют суффиксы, приставки и окончания. Для них имеется общее понятие – постфиксы. Но тут есть тонкая грань – слова, у которых только разное окончание, родственными не считаются. Значит, это только лишь форма слова.
Филологи выделяют три основных способа появления новых слов в русском языке:
Из всех перечисленных методов для создания родственных слов в основном используется суффиксально или суффиксально-префиксальный методы. А вот префиксальным способом новые слова образовывать не разумно, ведь получается примерно то же, что и при замене окончания – разные формы слова.
Взять хотя бы слова бегать, убегать, побегать. Между ними нет особых отличий, соответственно они не считаются родственными словами.
Не обязательно все родственные слова будут являться одной частью речи. Часто они разные. Для примера возьмем слова водитель – водить – водительский. В данном примере предлагаются сразу три варианта – глагол, а также существительное и прилагательное. Но все три слова могут похвастаться одним корнем, образованы при помощи добавления суффиксов и окончаний, а значение у них близкое.
Определяем не родственные слова
Русский язык многогранен. Поэтому для его досконального изучения требуется внимательность и отличное знание предмета. Внимательность необходима и при определении однокоренных слов. Ведь не редкость наличие одинаковых звуков в корне при совершенно различном значении таких слов.
Вернемся к слову водитель. С таким же корнем есть еще одно слово – водяной. Но, несмотря на один корень, добавление разных суффиксов, слова имеют совсем разные значения. И назвать родственными их невозможно.
Есть и другой вариант – слова, смысл которых близок, они являются синонимами, но не имеют общей части. Такие слова также невозможно считать родственными. Чтобы было хорошо понятно, приведем пример с тем же словом водитель. По значению близкое и являющееся той же частью речи слово шофер – для слова водитель не родственное.
Обязательно нужно упомянуть о исторически родственных словах. Ярким примером будут «беда» и «победа». Они в прошлых столетиях считались родственными, но согласно правилам современного русского языка у двух слов разное значение, что делает их, несмотря на один корень, не родственными. Филологи рекомендуют для подобных слов употреблять понятие «исторически родственные слова».
Как подбирать родственные слова в русском языке?
Принципы, основы и понятие родственного слова и методы их подбора изучают в рамках школьной программы средне образовательной школы. Дети в младших классах уже должны разбираться в отличиях между словами родственными и отделять формы слова. Ведь это помогает грамотно разговаривать и писать. Правильный поиск родственных слов дает возможность легко проверить написание многих слов.
Нужно сказать, что наука поиска однокоренных слов не простая. Здесь нужно четко понимать, что есть родственным словом, а что его форма. Также важно моментально отделить те слова, которые имеют совершенно иное значение при том же корне и наличии созвучных букв.
Для упрощения процесса педагоги выделяют следующие правила:
Проверив все три основных пункта можно с уверенность говорить о том, что родственные слова находить удается быстро и правильно, а это весьма значимый навык для любого человека, так как поиск родственных слов помогает правильно написать слово, при выговоре которого могут возникать сомнения в буквах.
Урок русского языка 3 класс «Родственные слова»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема : Родственные слова. Корень и однокоренные слова
Цель: повторить состав слова, углубить знания о корне как главной значимой части слова, уметь различать в однокоренных словах чередующиеся согласные, уметь находить корень слова как общую часть родственных (однокоренных) слов
Планируемые результаты : 1 смогут различать корень в родственных словах
2.смогут образовывать и группировать однокоренные слова.
3. смогут используя родственные слова составить текст.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
С улыбкой встретим мы гостей
Друг другу улыбнемся
И делом все займемся
Деление на группы «Желтые Листочки» « Зеленые листочки »
Дар дом диван дядя дед дуб
Взаимопроверка (парная работа)
3. Актуализация знаний.
1. Повторение правил о частях слова. (2 слайд)
— Какая часть слова называется корнем?
— Какая часть слова называется суффиксом?
— Что общего между суффиксом и приставкой? Чем различаются?
— Какая часть слова называется окончанием? Составьте слова
1.Звуковая разминка упр.136 (3 слайд)
Рада солнцу небушко,
Рада скатерть хлебушку:
Какие слова называются родственными?
В грамматике: основная часть слова без приставки и суффикса.
Осень одарила деревья золотой листвой. Начинается листопад. Медленно падают листья на землю. На ветвях не видно ни одного листочка.
-Что вы прочитали? (текст)
-Почему так решили? (общая тема)
-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)
-Почему их можно назвать родственными?
2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
3. Какие слова в русском языке будут являться родственными?
Работа над схемой. (5 слайд)
Общая часть Близкие по смыслу
1 группа выполяют упр.139
— Найти общую часть в родственных словах.
2 группа выполняют упр 140
Выполнение упр 141
-Докажите, что общая часть родственных слов имеет одно и тоже значение
Логическая игра (7 слайд) «Найди лишнее слово»
) Крупа, крупинки, крупный, крупяной
3) Медь,медный медовый, медяк
4) Горе, гора, горный, горняк
5) Скрипеть, скрип, скрепить
6) Обижать, обида, обежать
5. Итог урока. Рефлексия
Оценивание работы группы и себя «Дерево успеха»
Тема : Родственные слова.Корень и однокоренные слова
Цель: повторить состав слова, углубят знания о корне как главной значимой части слова, уметь различать в однокоренных словах чередующиеся согласные, уметь находить корень слова как общую часть родственных (однокоренных) слов
1 смогут различать корень в родственных словах
2.смогут образовывать и группировать однокоренные слова
I .Организационный момент.
II . Психологический настрой.
С улыбкой встретим мы гостей
Друг другу улыбнемся
И делом все займемся
4.Словарная работа : медведь, заяц,
корова, сорока, носорог
IV . Актуализация знаний.
1. Повторение правил о частях слова.
Какая часть слова называется корнем?
Какая часть слова называется суффиксом?
Какая часть слова называется приставкой?
Что общего между суффиксом и приставкой? Чем различаются?
Какая часть слова называется окончанием?
Составьте по этой схеме слова.
2. Разобрать по составу. Подводный, побелка.
3.Ответы на вопросы.
Какие слова называются родственными?
4. Значение слова корень в толковом словаре.
Подземная часть растения (Корень дуба).
Внутренняя часть зуба (корень зуба).
Источник чего –либо (корень зла).
Математическое понятие (к орень ура
В грамматике: основная часть слова без приставки и суффикса.
V . Работа над темой. 1.Прочитать предложения.
Осень одарила деревья золотой листвой. Начинается листопад. Медленно падают листья на землю. На ветвях не видно ни одного листочка.
-Что вы прочитали? (текст)
-Почему так решили? (общая тема)
-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)
-Почему их можно назвать родственными?
2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
3. Вывод. Какие слова в русском языке будут являться родственными?
Общая часть Близкие по смыслу
4. Работа по учебнику.
VI . Итог урока. Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Что вспомнили? Что узнали нового? Все сегодня очень хорошо потрудились.
VII . Домашнее задание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1071608
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.