Что такое роив организации
ОМСУ – это один из обязательных и неотъемлемых элементов, лежащих в основе конституционного строя России. В 1993 году этот аппарат закрепился на законодательном уровне. Аббревиатура ОМСУ сокращенно обозначает органы местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ, подобная составляющая общественно-социального управления является формой народовластия, инструментом реализации и защиты гражданских прав, решения ряда проблем за счет частичного делегирования полномочий от государственной власти.
В широком и узком значении
В главном законе нашей страны отсутствует определение аббревиатуры ОМСУ. Однако это вовсе не значит, что рассматриваемое нами понятие не освещено ни в одном другом документе. Так, например, расшифровка ОМСУ присутствует в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В этом нормативно-правовом акте широко раскрывается его определение. ОМСУ – это своего рода форма реализации власти народом, которая обеспечивается в пределах, установленных законодательством, и подразумевает ответственность перед населением за принятые решения в вопросах местного значения.
Население определенной территории (региона) самостоятельно устанавливает организационную основу своего муниципального образования. Помимо органов самоуправления, иметь место могут и другие формы осуществления народовластия. Если рассматривать в более узком значении понятие ОМСУ, расшифровка будет подразумевать единицы самоуправляющихся территориальных сообществ.
В демократической системе особое место занимает структура местных органов. Принцип формирования ОМСУ заключается в обеспечении государством действующей децентрализационной управленческой системы. В этом контексте можно выделить и основные цели, которые преследует власть, делегируя полномочия муниципалитетам – обеспечить интересы гражданского общества территориальных единиц, сохраняя при этом исторические местные традиции, язык, религию.
Благодаря слаженной работе органов местного самоуправления происходит эффективная организация власти на местном уровне, что обеспечивает возможность самостоятельного принятия решений в вопросах местного значения гражданским обществом.
Система негосударственных органов управления
ОМСУ – это местная власть, которая реализует свои полномочия и представляет интересы населения. При этом местное самоуправление не является государственной структурой. Основной задачей органов местного самоуправления (ОМСУ) является осуществление властной деятельности, что объясняет обязательность к исполнению принятых ими решений.
Нормативно-правовые акты муниципальных и государственных органов имеют одинаковую юридическую силу для граждан, коммерческих предприятий, общественных организаций и бюджетных учреждений на территории конкретной административно-территориальной единицы.
Несмотря на то, что система ОМСУ в России является обособленной и самостоятельной, ее представителям приходится тесно взаимодействовать с государственными структурами. Однако не стоит путать взаимодействие с вмешательством госорганов и их должностных лиц в деятельность муниципалитетов. Закон запрещает любое вторжение государства в работу ОМСУ, не допускается подмена и ограничение полномочий местных самоуправленцев со стороны общественных организаций.
Условно структуру властных объединений на местах можно разделить на две категории. К первой относятся представительские органы, ко второй – иные формирования, образованные по уставу конкретного муниципалитета. Название, состав и порядок осуществления полномочий самоуправленческого аппарата определяются также законами субъекта РФ и федеральными нормативно-правовыми актами.
На законодательном уровне установлена обязательность формирования выборного местного самоуправления. В этом плане государство предоставляет муниципалитетам самостоятельность в выборе различных организационно-структурных схем создания ОМСУ. Деятельность органов должна иметь исполнительно-распорядительный характер, несмотря на то, что в главном федеральном законе, регламентирующем общие принципы формирования института самоуправления на местах, это не прописано.
Должности в муниципальных структурах
Должностные лица, поступившие на работу в органы местного самоуправления, относятся к категории муниципальных служащих. В отличие от государственной службы, местную регламентирует устав конкретного регионального образования, в основе которого лежат положения Федерального Закона «Об основах муниципальной службы в РФ» и другие законы субъекта.
Должности в структуре ОМСУ подразделяются на:
В последнюю группу входят вакансии, которые получают высококвалифицированные специалисты после оформления трудового контракта. Однако граждане, занимающие такие должности, также считаются муниципальными служащими.
Выборы в местные органы власти
Важнейшим принципом организации работы ОМСУ является образование аппарата местного самоуправления посредством проведения выборов. Их главная и единственная цель – формирование руководящего звена, способного представлять и защищать народные интересы, обеспечивая слаженную работу всей административно-территориальной единицы.
Выборы в органы местного самоуправления (ОМСУ) проводятся в соответствии с федеральным законодательством и международными нормами права, в частности положениями Европейской хартии о местном самоуправлении. Сроки реализации выборов ограничены и устанавливаются законами субъектов РФ.
Подготовку и проведение выборного процесса в органы муниципального образования обеспечивают территориальные избирательные комиссии (окружные и участковые), которые несут полную ответственность за обеспечение законности избирательных прав граждан РФ. Вместе с региональными избирательными комиссиями в выборах лиц на представительские и иные выборные должности принимает участие Центральная избирательная комиссия РФ.
На этапе подготовки к выборному процессу, как и в ходе самого проведения мероприятия, принципиальное значение имеет проявление независимости муниципальных структур от госорганов. В пределах своей компетенции ОМСУ должны принимать самостоятельные решения и обеспечивать плодотворное взаимодействие не только с государственными структурами, но и со СМИ.
Роль ЦИК РФ в выборном процессе заключается в применении собственных полномочий с целью обеспечения контроля за соблюдением прав избирателей, оказанием организационно-методической, юридической и иной консультативной помощи комиссиям на местах в субъектах РФ.
Как выбирают лиц на должности в ОМСУ
За годы независимости в нашей стране удалось накопить достаточно опыта для подготовки и полноценного проведения выборов в муниципальные органы. Избрание лиц, которые будут представлять законные интересы граждан, осуществляется на основе тайного голосования. Выборы в ОМСУ являются реализацией всеобщего равного избирательного права населения. Они должны полностью соответствовать принципам демократии и международным нормам.
Избрание лиц на должности в ОМСУ, как и государственных служащих, может проводиться на альтернативной основе. Как показывает практика, на один депутатский мандат в среднем подают заявки от 2 до 12 претендентов. В процессе создания местных самоуправленческих структур непосредственно участвуют общественные объединения. В большинстве случаев это крупные некоммерческие организации, которые занимаются предвыборной агитацией в пользу своих выдвиженцев, обеспечивают прозрачность и контроль за порядком выборного процесса.
В Российской Федерации, так же как и в развитых европейских державах, используется несколько способов формирования самоуправленческого звена на местах. Так, например, представительные органы избираются голосованием, которое проводится среди населения. В некоторых случаях полномочия граждан могут быть переданы общественным собраниям и организациям.
Глава муниципалитета
Руководитель ОМСУ – это выборное должностное лицо, которое получило свой пост в результате победы на выборах в органы местного самоуправления. Он возглавляет местную администрацию, которая занимается повседневным управлением на определенной территории субъекта РФ. В городских населенных пунктах главу ОМСУ чаще всего называют мэром, главой города, а в районах, селах и в других административно-территориальных единицах выбираются главы местного самоуправления районов, муниципальных округов, сельсоветов и т. д.
Глава местной самоуправленческой структуры может избираться двумя путями: либо голосованием проживающего на территории населения, либо выдвигается в качестве кандидатуры из состава представительного органа. Практически в 2/3 субъектах РФ главы местного самоуправления были избраны в ходе тайного голосования граждан. Намного реже руководителя приглашают занять должность на условиях трудового контракта.
Разновидности структур муниципалитетов
Чтобы дать объективную оценку деятельности ОМСУ, необходимо в первую очередь выяснить, насколько эффективной и полезной для общества является их структура. В России встречаются только однопалатные муниципальные образования. В других странах иногда применяется и двухпалатное построение (например, местное самоуправление Нью-Йорка). Вне зависимости от структурированности ОМСУ, уставы муниципальных образований в обязательном порядке должны подразумевать наличие:
Исходя из полномочий ОМСУ, федеральное законодательство в сфере местного самоуправления допускает несколько вариантов построения муниципальных управленческих образований. В первом случае члены представительного органа избираются гражданами. Главу также выбирает население. Председателя местной администрации назначают на должность по трудовому договору.
Второй вариант структуры органов самоуправления выглядит так: представительный орган избирается гражданами, глава муниципалитета одновременно занимает должность руководителя местного исполнительного органа.
Альтернативой обеим вышеперечисленным схемам является следующая: депутаты муниципального совета избираются голосованием населения, глава города, села, района и др. назначается представительным органом из своего состава, а главой местной администрации становится иное должностное лицо после подписания контрактного соглашения.
Законодателям предстоит проделать весьма кропотливую и сложную работу по модернизации регионального законодательства и приведению нормативно-правовых норм в соответствие с положениями федеральных законов, регламентирующих механизм предоставления гарантий реализации гражданских прав (участие в выборах, референдуме).
К тому же опыт проведения выборов в ОМСУ последних лет демонстрирует острую потребность в усовершенствовании федерального законодательства. Цель изменений состоит в дополнении общих принципов учета гражданского мнения на этапе формирования и преобразования муниципалитетов, определения объема полномочий ОМСУ и установлением границ их возможностей.
Компетенция самоуправленческих структур
Исходя из функций ОМСУ, несложно выделить основные полномочия, которыми они обладают. Фактически органы местного самоуправления компетентны в решении дел местного масштаба. В первую очередь стоит отметить полномочия руководства в вопросах развития жилищно-коммунальной сферы, охраны природной окружающей среды.
К обязанностям муниципалитетов относится также планирование застройки населенных пунктов и надзор за реализацией проектов. Разрешение на начало дорожного строительства компании также получают у местных властей. Проведение ремонта канализации, водопровода и газоснабжения муниципального жилого фонда, возведение очистительных сооружений и профилактические меры по недопущению загрязнения водоемов конкретной территории – все эти вопросы относятся к компетенции местного самоуправления.
В социальной сфере муниципалитеты ответственны за предоставление помощи незащищенным слоям населения. Поддержка нуждающимся гражданам оказывается за счет средств местного бюджета. К социальным полномочиям местных властей относят установку надбавки к пенсионным пособиям, строительство и содержание домов для престарелых, хосписов, больниц, родильных домов, детских садов, школ и др. Органы самоуправления на местах управляют неприватизированным жилым фондом и выдают разрешение на выделение помещений коммерческим предприятиям.
Отдельными полномочиями наделены муниципалитеты в сфере обеспечения правопорядка, защиты гражданских прав и свобод. Органы местного самоуправления могут устанавливать определенные правила поведения в общественных местах, давать разрешение или накладывать запрет на проведение массовых сборов, митингов, учений и т. д.
Относительной самостоятельностью муниципалитеты обладают в рамках бюджетно-финансовых отношений: местные органы власти имеют право формировать резервные финансовые ресурсы из налогов местного населения. Кстати, муниципалитеты не лишены полномочий вводить собственные сборы, налоговые платежи, например, с рекламной деятельности, капитала, недвижимости и др., и направлять их на нужды региона по своему усмотрению.
Какие цели стоят перед самоуправленцами
Учитывая роль местных органов в реализации народовластия, становятся очевидными основные цели, которые преследуются ими. Наличие муниципалитета, в первую очередь, является гарантией участия населения в решении ряда вопросов жилищно-коммунальной, социальной, бюджетной сферы.
ОМСУ призваны обеспечить граждан возможностью самостоятельно принимать решения в вопросах местного значения. Этим объясняется предназначение муниципальной деятельности – создать условия для эффективного участия населения в жизни государства, чему способствует и наличие выборных органов, и применение муниципалитетами институтов прямой демократии, и поддержание стабильной материально-технической и финансовой базы для решения экономических и социальных проблем.
Каждый член общества, неравнодушный к проблемам своего региона и готовый проявить активную гражданскую позицию, имеет возможность направить в местную администрацию или определенному должностному лицу обращение в виде письменного предложения, заявления или жалобы. В большинстве населенных пунктов работает «горячая линия» самоуправленческих структур, которая позволяет получить консультацию по интересующему вопросу в телефонном режиме. Кстати, номер телефона ОМСУ муниципалитета можно найти на сайте администрации своего города, села, поселка, района.
Бюджеты муниципалитетов: статьи расходов
Как уже было отмечено, одним из полномочий органов местного самоуправления является формирование бюджета с целью обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения ОМСУ, включая управление собственностью муниципалитета. Эффективное использование государственного имущества, грамотное распределение финансов полностью оправдывает социальное предназначение местной власти.
В Конституции РФ официально закреплено право муниципалитета самостоятельно решать вопросы местного уровня. Расходы на содержание ОМСУ также покрываются за счет местного бюджета. Поэтому население административно-территориальной единицы, участвуя в процессе самоуправления, становится ответственным за результаты управления имуществом и рационального использования финансовых ресурсов из муниципальной казны.
Помимо этого, ОМСУ обеспечивают комплексное развитие территорий муниципального образования. Так как любая административно-территориальная единица является своеобразным жилищно-хозяйственным комплексом, будь это город, станица, сельский округ или поселок, первостепенное значение имеет не только экономический уровень, но и социально-культурные показатели, результаты решения экологических задач.
Поэтому комплексное развитие муниципального образования напрямую связано с бюджетной политикой, выбранной местными властями. Направляя средства на реализацию муниципальных программ, ОМСУ самостоятельно распоряжаются финансами местных бюджетов. Они уполномочены формировать внебюджетные фонды целевого назначения, устанавливать, помимо федеральных, дополнительные налоги и определять размер льготы по их уплате.
Еще одно направление для расходования бюджетных средств – это улучшение условий жизни населения. Для полноценного развития инфраструктуры и усовершенствования организации обслуживания населения округа огромную роль играет деятельность негосударственных самоуправленческих структур. С целью удовлетворения основных жизненных потребностей граждан муниципалитеты занимаются вопросами образования и содержания соответствующих предприятий, учреждений, организаций и служб.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять условия для расширения жилищного строительства и социально-культурной инфраструктуры, обеспечивать населению места общественного питания, торговли, бытового сервиса и др.
Муниципалитетам принадлежит важное место в управленческой системе демократического общества и государства. Главная цель организации института ОМСУ заключается в широком привлечении граждан к непосредственному участию в решении вопросов местного значения.
Благодаря действующему аппарату местной власти во всех субъектах РФ наблюдается постепенный уход от традиции, сложившейся в период Советского Союза – решения вопросов любой величины только государственными структурами, что означало фактическое отчуждение народа от власти, препятствие для реализации своего законного права.
Стотысячные инициативы РОИ: что с ними стало?
8 августа в «Офтопе» был опубликован призыв поддержать запрет на застройку российских парков и проголосовать за соответствующую петицию на сайте «Российской общественной инициативы». Всего за время существования РОИ порог в 100 000 подписей преодолело восемь федеральных инициатив. Предлагаю небольшой обзор, посвященных их судьбам.
Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» заработал в апреле 2013 года. Запуску проекта предшествовала статья Владимира Путина «Демократия и качество государства», в которой предлагалось рассматривать в парламенте интернет-инициативы, собравшие не менее ста тысяч подписей. Функционирование РОИ обеспечивает «Фонд информационной демократии» Ильи Массуха.
Требование, набравшее необходимое количество подписей (для муниципальных и ряда региональных инициатив этот порог ниже ста тысяч), направляется на рассмотрение экспертной рабочей группы. По итогам заседания готовится экспертное заключение и выносится решение группы. Рабочую группу федерального уровня возглавляет курирующий «Открытое правительство» министр без портфеля Михаил Абызов.
Запрет чиновникам и сотрудникам компаний с государственным (муниципальным) участием приобретать легковые автомобили стоимостью свыше 1.5 миллионов рублей
Голосование закончилось: 15 июля 2013 года (100 807 голосов, 279 против)
Судьба: 10 сентября рабочая группа рассмотрела инициативу и рекомендовала правительству РФ заняться подготовкой нормативных актов, определяющих предельные цены закупаемых легковых автомобилей. Требование внести изменения в существующие федеральные законы и запретить чиновникам покупать автомобили дороже 1,5, миллионов рублей группа отклонила.
В феврале 2014 года завязалась переписка между Ильёй Массухом и Михаилом Абызовым. Массух пытался выяснить, рассмотрело ли правительство рекомендации экспертной группы. «Просим Вас сообщить в наш адрес информацию о мерах, принятых для реализации общественной инициативы », – так заканчивается последнее письмо Абызову от 10 апреля 2014 года. Получил ли Илья Массух на него ответ, остаётся неизвестным. Материалы переписки доступны на странице инициативы.
22 ноября 2013 Госдума приняла в первом чтении закон, запрещающий чиновникам закупать автомобили дороже трёх миллионов рублей.
24 октября 2014 года правительство РФ опубликовало постановление, которое ограничивает приобретение автомобилей для федеральных чиновников суммой в два с половиной миллиона рублей. (руководитель федерального органа власти и его заместитель не могут тратить на приобретение автомобиля сумму свыше 2,5 млн рублей, руководители структурных подразделений – более 1,5 млн рублей).
NB Ограничения, введённые постановлением Медведева и рассмотренные Государственной думой, преподносятся властями как инициативы Общероссийского народного фронта.
Отменить закон о произвольных блокировках интернет-ресурсов от 02.07.2013 № 187-ФЗ (закон против интернета)
Голосование закончилось: 9 августа 2013 года (100 057 голосов, 346 против)
Судьба: Рабочая группа посчитала инициативу об отмене федерального закона нецелесообразной. Госудуме было рекомендовано учитывать замечания авторов инициативы при совершенствовании законодательства, а Общественной палате РФ – «рассмотреть в формате общественных слушаний вопрос о совершенствовании нормативно-правовых механизмов защиты прав правообладателей в сети Интернет»
Мой дом – моя крепость
Предлагается признавать любые защитные действия на территории собственного дома мерами необходимой самообороны
Голосование закончилось: 20 февраля 2014 года (100 458 голосов, 552 против)
Инициатор: движение «Право на оружие»
Судьба: Федеральная рабочая группа признала важность проблемы и рекомендовала правительству разработать меры, необходимые для реализации этой общественной инициативы.
Рекомендации рабочей группы были проигнорированы российскими властями. Движение «Право на оружие» было вынуждено опубликовать петицию на сайте change.org с требованием рассмотреть в Госдуме уже одобренную инициативу.
Отмена права приоритетного проезда всех автомобилей, кроме автомобилей оперативных служб
Голосование закончилось: 17 марта 2014 года (100 108 голосов, 327 против)
Инициатор: Движение «Общество синих ведёрок»
Судьба: Рабочая группа пришла к выводу, что инициатива может быть реализована с помощью нормативных актов, но не на законодательном уровне. В решении, подписанном Михаилом Абызовым, Общественной палате РФ рекомендуется «провести общественное обсуждение вопросов реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. № 635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»» и «рассмотреть вопрос о целесообразности проведения по итогам общественного обсуждения заседания Совета Общественной палаты Российской Федерации и правительственного координационного органа ». Были ли проведены Общественной палатой данные мероприятия, неизвестно: в новостной ленте ОПРФ и на странице инициативы соответствующая информация отсутствует.
Инициатива против введения дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах, а также против снижения таможенного лимита в 1000 евро на покупки товаров для личных нужд
Голосование закончилось: 15 июля 2014 года (100 251 голос, 978 против)
Инициатор: Мария Варфоломеева (указана ссылка на аккаунт change.org, где инициатором была опубликована аналогичная петиция)
Контекст: В декабре 2013 года министр экономики Антон Силуанов предложил снизить уровень не облагаемых таможенной пошлиной покупок в зарубежных интернет-магазинах с 1000 до 150 евро. Весной 2014 года был принят закон, позволяющий российскому правительству регулировать нормы ввоза интернет-покупок на территорию России и всего Таможенного союза. Летом 2014 года Мифин занялся подготовкой постановления о снижении цены беспошлинных посылок до 150 евро. Считается, что изначальным инициатором таких мер стала Ассоциация компаний интернет торговли, АКИТ. В эту ассоциацию входят, например, «Детский мир», «М.Видео», «Эльдорадо».
Судьба: 24 июля 2014 года Минфин приостановил подготовку постановления. «В дальнейшем разработка продолжится в установленном порядке», – писала Lenta.ru со ссылкой на источник в министерстве. Однако позже стало известно, что соответствующий проект всё-таки был разработан и направлен в Минэкономразвития. В министерстве проект раскритиковали и вернули Минфину на доработку.
2 октября 2014 года федеральная рабочая группа под руководством Михаила Абызова рассмотрела инициативу. Эксперты поддержали противников обозначенных ограничений и рекомендовали правительству ещё раз рассмотреть вопрос о нормировании ввоза товаров.
17 октября «Интерфакс» сообщил о заседании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором были озвучены негативные оценки снижения беспошлинных цен до 150 евро.
21 октября Министерство экономического развития пообещало, что порог беспошлинной торговли будет выше 150 евро.
10 февраля издание «Ведомости» опубликовало новость о том, что по решению Евразийской кономической комиссии беспошлинный порог в РФ останется неизменным до 2016 года.
На странице инициативы РОИ опубликовано следующее окончательное решение: «Не допустить законодательной реализации инициативы АКИТ (Ассоциации компаний интернет торговли), направленной на введение дополнительных налогов на покупки физических лиц в зарубежных интернет-магазинах и/или снижение установленного в настоящее время таможенного лимита в 1000 евро на человека в месяц на покупки товаров для личных нужд».
Об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников и иных лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах
(В частности, предлагалось ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции)
Голосование закончилось: 9 декабря 2014 года (100 092 голоса, 123 против)
Весной 2015 года сторонники инициативы предпринимали попытки внесения в Госдуму предложения о ратификации 20-й статьи через региональные парламенты.
Обязать Российский футбольный союз и Минспорт России проводить рейтинговое интернет-голосование по кандидатурам на должность главного тренера сборной России по футболу, а также по кандидатурам в состав сборной РФ по футболу перед мировыми соревнованиями
Голосование закончилось: 31 марта 2015 года (100 002 голоса, 2 060 против)
Судьба: На заседании федеральной рабочей группы 10 июня 2015 года идею подобных выборов поддержали. Несмотря на отрицательную оценку инициативы со стороны представителей РФС, Министерства спорта и Всероссийской организации болельщиков, экспертная группа поддержала идею и рекомендовала проводить рейтинговое голосование. «Предлагается сделать результат интернет-голосования необязательным, но рекомендательным, с тем чтобы спортивные чиновники осознавали свою ответственность за принятие решения и объясняли свою позицию, в случае отличного от результата интернет-голосования выбора», – указано в опубликованном на странице инициативы решении. По словам Михаила Абызова, заключение группы имеет рекомендательный характер и РФС сможет самостоятельно принять или не принять предложения рабочей группы.
Внести изменения в Трудовой кодекс (ТК РФ), предусматривающие проведение обязательной индексации заработной платы работников не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции
Голосование закончилось: 7 апреля 2015 года (100 049 голосов, 1975 против)
Инициатор: Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей
Судьба: 10 июня Рабочая группа признала нецелесообразным внесение в Трудовой кодекс Российской Федерации предлагаемых общественной инициативой изменений
На портале «Народная инициатива» КПРФ опубликована аналогичная петиция. На сегодняшний день она набрала 1492 голоса из 20 000 необходимых.