Что такое рок опера в музыке определение
Рок-опера
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.
Содержание
История
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.
Рок-оперы в России
Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:
а также современными произведениями:
Немного об Авторах
Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.
В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».
Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.
Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».
РОК-ОПЕРА
Смотреть что такое «РОК-ОПЕРА» в других словарях:
рок-опера — рок опера, ы … Русский орфографический словарь
Рок-опера — (англ. rock opera) это опера в жанре рок музыки. Рок оперы представляют собой музыкально сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в… … Википедия
рок-опера — музыкально драматическое произведение, стилистической основой которого является рок музыка. Возникла в конце 1960 х гг. в США как разновидность мюзикла. Среди рок опер выделяются: «Иисус Христос суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера, «Стена» группы… … Энциклопедический словарь
рок-опера — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
рок-опера — рок опера, рок оперы … Орфографический словарь-справочник
рок-опера — ж. Опера в стиле рок II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
рок-опера — рок о/пера, рок о/перы … Слитно. Раздельно. Через дефис.
рок-опера — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови
рок-опера — рок/ опер/а … Морфемно-орфографический словарь
рок-опера — (1 ж), Р. рок о/перы … Орфографический словарь русского языка
Что такое рок опера в музыке определение
Эклектичные жанры всегда с трудом поддавались четкому определению.
В отношении такого музыкального жанра как «рок-опера» дела обстоят еще сложнее. Несмотря на частое применение данного термина, где и к чему только возможно, наверное, любой музыкальный критик скажет, что в целом жанр рок-оперы потерпел неудачу, остались лишь единичные удачные образцы, да и то споры насчет их жанровой принадлежности не прекращаются.
Безусловно первым и основным признаком для рок-оперы является КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ, то есть, построение всего произведения на едином сюжете и единой идее. Конечно, концептуальные альбомы — не редкость в рок-музыке, но четкий связный СЮЖЕТ для них чаще всего не характерен.
Исходя из концептуальности строится и музыкальный характер произведения. Опера была одним из первых крупных жанров, который органично связал развитие сюжета в тексте с музыкальными акцентами. Поэтому, когда рок-музыка стала замахиваться на масштабные концептуальные произведения, ей поневоле пришлось использовать оперные традиции.
Во-первых, это постоянные репризы — повторяющиеся в течение всего произведения, музыкальные фрагменты. Например, во вступительной «Увертюре» «Иисуса Христа Суперзвезды» можно услышать зачатки музыкальных тем, которые затем разворачиваются в целые песни — «Heaven on Their minds», «Trial before Pilate» и «Superstar».
Второй оперный прием — это наличие лейтмотива — музыкального оборота, характеризующего определенного персонажа, эмоцию или событие. Так в «Иисусе…» толпа характеризуется мотивом, повторяющимся в песне торговцев из Храма, просьбах нищих и прокаженных, а также требованиях людей предать Христа суду; тема грусти и одиночества звучит как в Гефсиманской молитве, так и в эпилоге, когда Христос умирает на кресте. У основных персонажей, как и в классической опере, есть свои арии, свои кульминации.
Теперь о приставке «рок». В отношеннии рок-оперы — это прежде всего ставка на характерные для рок-музыки электрогитары, синтезаторы и ударные. А инструменты, соответственно, диктуют и приемы — использование риффов, жесткая ритмическая структура, чисто роковый драйв. При этом современной музыкальной аппаратуре обычно сопутствуют классические оркестровые инструменты, придающие произведению масштабность и глубину. Именно полифоничность — главный «козырь» любой более-менее удачной рок-оперы.
Ну, и напоследок отметим еще одну черту рок-оперы, о которой почему-то забывают почти все исследователи. Это характерные для рок-музыки вокал и манера исполнения. Допустим, ни в одной классической опере невозможен хриплый вокал Мюррей Хеда (Иуда из «Иисуса»), как невозможна и надрывная полуистерическая манера исполнения.
Доклад сделан по статье С. Курия из журнала «Твое Время» №1-2/2005
«В отношеннии рок-оперы — это прежде всего ставка на характерные для рок-музыки электрогитары, синтезаторы и ударные. А инструменты, соответственно, диктуют и приемы — использование риффов, жесткая ритмическая структура, чисто роковый драйв.»
Как уже говрилось выше Рок-опера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки. Современная Рок-опера представляет собой музыкально-сценическое произведение, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов поролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и
Музыкальной драматургии рок-оперы свойственны замкнутые номера (ария, монолог, хор) в сочетании с лейтмотивностью. Используются разговорные диалоги, танцевальные эпизоды со специфической пластикой, эксцентрические приёмы звукооформления и светотехники.
Рок-опера испытывает на себе влияние различных жанров современного искусства (в т. ч. драмы абсурда), бытует как на сценической площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отдельные композиции объединяются общим сюжетом и сквозным интонационно-тематическим развитием. Музыкальный язык рок-оперы связан с использованием как классического оркестрового состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены различными жанрами рок-музыки. Применяются также элементы музыкального языка других культур (от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера)[5]
Рок-опера, противопоставляющая себя джазу и популярной массовой музыке, заимствовала, однако, у своих «противников» некоторые характерные выразительные средства, наравне с пришедшими из академических жанров полистилистикой, импровизационностью, прихотливыми ритмическими формулами, экспрессивной подачей вокальных партий, что вкупе с усиливающими их воздействие видеорядом и текстом оказывает на слушателя сильное воздействие.
В XX веке изменилось многое, в том числе, отношение к звуку, появились новые возможности, связанные с развитием техники. Речь идет о разнообразных электроинструментах, прибавлении к симфоническому оркестру (или вне его) рок-ансамбля, в котором звучат соло-гитара, басгитара, ритм-гитара, электро-акустическая гитара. Развивается новое звуковое оборудование, способствующее усилению партии ударных инструментов. Вокал также претерпевает изменения: так, особое внимание уделяется тембровой специфике. Для участия в постановках начинают приглашать вокалистов известных рок-групп и целиком рокколлективы.
В рок-опере в целом вокальная составляющая выражена так же, как и в опере – это партии. Ключевыми моментами развития сюжета становятся так называемые арии, выполненные в стиле рок, которые раскрывают зрителю отношение героя к происходящему. Нельзя сказать, что это именно арии со свойственными им академическими коннотациями, это название условно – все же, рок-опера имеет свою специфику, и с классической оперой ее роднит, скорее, структурное осмысление элементов действия. В отличие от мюзикла, рок-опере свойственно тяготение к развернутым сценам. Если сопоставить сольный номер главного героя в мюзикле с «арией» героя рок-оперы, то станет ясно, что в мюзикле этот фрагмент будет являться усложнением песенной формы, а условная рок-ария явится упрощением оперной. Как и классической опере, рок-опере свойственно, наряду с арией, использование ансамблей и масштабных хоровых сцен. В этом плане стоит также отметить, что в рок-опере образы развиваются от арии к арии через коллективные сцены, и сквозное развитие образа подчиняет себе интерпретацию/показ событий/сюжета.
Рок-опера тяготеет к масштабным полотнам. Важно понимать, что приставка «рок» имеет отношение не только к некоторым специфическим деталям музыкальной стороны и определяет конечный результат в более общем смысле. Как известно, с рок-музыкой связываются следующие коннотации: «бунтарский», «неординарный», «свежо звучащий», ее воспринимают одиозной, эпатажной.
Характерно для рок-оперы и соединение симфонического и рокового звучания. Присущие року вокальные приемы (вплоть до экстремального пения) потребовали обратиться к исполнителям, каждый из которых имеет успешную сольную карьеру. Специфическая тембровая окраска является важной для характеристики персонажа.
обоснованных Ницше. [6]
Рок-оперу часто путают с мюзиклом, но это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно хореографическое начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием,используется рок-музыка, которую наряду с симфоническим оркестром исполняет и рок-ансамбль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рок-опера на сегодняшний день является довольно популярным направлением музыки. Оно развивается, в том числе за счет огромных творческих вложений современных рок-музыкантов.
Несмотря на краткую историю, возникает потребность в прогнозировании ее дальнейшего развития. Отметим, что процессы кристаллизации жанровых признаков рок-оперы, по-существу, завершены.
Существует два пути развития современной рок- оперы.
Некоторые эксперты считают, что дальнейшая судьба исследуемого явления может быть следующей: рок-опера сохраниться в нынешнем виде до тех пор, пока будет резонировать специфике художественного мышления определенных зрительски-слушательских групп. Под давлением же грядущих социокультурных перемен, рок-опера, по-видимому, уступит место иным художественным формам, вызванным потребностям жизни. Тем не менее, наиболее значимые образцы рок-оперы останутся в памяти культуры как символ своего времени – бунтарской эпохи 60-х годов.
Но существует и другая теория, если посмотреть с другой стороны, можно утверждать, что в условиях современной социокультурной ситуации рок-опера имеет большие перспективы для дальнейшего развития. Этот жанр в разной степени соединяет черты драматического театра, поднимающегосложные проблемы бытия (театра переживания), и театра развлекательного,комического, содержащего концепцию игры (театра представления).
7 знаменитых рок-опер
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником стал Пит Таунсенд, который вместе со своей группой The Who выпустил альбом «Tommy». Хотя некоторые критики считают, что первой была команда The Pretty Things со своей концептуальной пластинкой «S.F. Sorrow». Наиболее известным в СССР и РФ представителем жанра стал композитор Алексей Рыбников. Предлагаем вашему вниманию подборку самых известных рок-опер.
«Tommy»
Культовый альбом The Who о жизненном пути слепоглухонемого мальчика по имени Томми долгое время не сходил с театральных подмостков. Первая адаптация концептуальной пластинки появилась в виде хореографической постановки. А к оперной версии привлекли актрису Бетт Мидлер. В течение 1972 и 1973 годов «Tommy» аккомпанировал Лондонский симфонический оркестр. В 1975 году пластинка была успешно экранизирована режиссёром Кеном Расселлом. В 2003 году альбом попал на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а песни «Pinball Wizard», «I’m Free», «We’re Not Gonna Take It» и «See Me, Feel Me» были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Таунсенда и его легендарной команды.
«Юнона» и «Авось»
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве». Захаров обратился с предложением написать либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал. Но предложил взамен свою поэму «Авось», посвящённую путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию, где он встретился с юной Кончитой Аргуэльо. Словосочетание «рок-опера» в те времена было запрещено, поэтому публике представили ее как «современную оперу». Главные роли исполнили Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно со спектаклем в 1980 году записали и ее аудиоверсию, но уже с другими исполнителями. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. Спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена во многих странах.
«Иисус Христос – суперзвезда»
В своей третьей совместной работе Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили рассказать историю Иисуса Христа через рок-песни. Роль главного героя была отдана Иуде, который изображается рациональной личностью, в отличие от слишком эмоционального и не вполне понимающего цель собственной жертвы Иисуса. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила его жена Йоко Оно — предложение отозвали. В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, а на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла. В 1973 году произведение экранизировали, что очень не понравилось религиозным организациям. В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version». Российский ремейк классического творения записан в 1992 году со звездным составом. Место нашлось и рокерам: например, Сергей Минаев исполнил роль Иуды. Христоса доверили петь Михаилу Серышеву из группы Мастер, которая тогда как раз записывала свои самые «сатанинские» альбомы. На записи можно услышать голоса Евгений Маргулиса (Ирод) и даже Валерия Кипелова (Симон Зелот). На сцене звездный состав так и не выступил.
«Мастер и Маргарита»
Творение Александра Градского 2009 года примечательно тем, что его мало кто слышал. Работа над оперой велась с 1985 года. Был собран звездный состав: Андрей Макаревич, Иосиф Кобзон, Игорь Бутман, Олег Табаков, Максим Леонидов, Валерий Золотухин и даже Дживан Гаспарян. Но Градский решил отказаться не только от самой идеи постановки, но даже от массового распространения диска. Сначала проблемы возникли из-за авторских прав на роман. Когда вопрос решили, Александр издал рок-оперу подарочным, тиражом. Те, кому посчастливилось услышать «Мастера и Маргариту», отмечают, что слушать ее без либретто непросто: Александр Градский спел сразу за Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. И порой не очень понятно, кто из героев поет в данный момент.
«Эльфийская рукопись»
Метал-опера и концептуальный альбом пауэр-метал-группы «Эпидемия» увидел свет 13 февраля 2004 года. Сценарий оперы — это фэнтези-история, написанная гитаристом Юрием Мелисовым. Сначала постановка должна была основываться на книжной серии Dragonlance, но в итоге получился самостоятельный сюжет. Продюсировал все гитарист Арии Владимир Холстинин. Роли исполняли сами участники группы Эпидемия, Артур Беркут, Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска, Кирилл Немоляев из Бони НЕМ, Александра Чеботарёва и Алексей «Lexx» Кравченко из Мастера. Показы каждый раз проходят с аншлагом. По просьбам поклонников группа играла оперу и на выступлениях в турах по России, правда получалось не в таком масштабе, как в столице.
«TODD»
Рок-мюзикл «TODD» (она же зонг-опера ужасов) переживает уже 7 театральный сезон. В 2010 году Михаил Горшенёв увлёкся театрально-постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально-музыкального проекта про маньяка-парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TODD», в который постепенно влились все музыканты группы Король и Шут. Театральная премьера состоялась в ноябре 2012 года в московском Театре киноактёра. Ее предварил выход музыкального альбома «TODD» в двух частях со всеми песнями проекта, объединенными в настоящий аудиоспектакль. В записи приняли участие Константин Кинчев, Юлия Коган, Билли Новик, Илья Черт, а повествовательный текст прочитал актер театра и кино Вениамин Смехов. После смерти в июле 2013 года исполнителя главной роли и идейного вдохновителя Михаила Горшенева на главную роль был приглашён Роберт Остролуцкий.