Что такое рокировка в шахматах для детей
Объясняем ребенку, что такое король и рокировка в шахматах (Часть 9)
Теперь познакомимся с королём. Именно его тебе нужно защищать. Если твоему королю будет некуда сбежать от противника, ты проиграешь.
Его Величество никуда не торопится. Он вообще не стремится сам участвовать в сражении: слишком уж важен, да к тому же чересчур изнежен.
Король может перемещаться в любом направлении — кто же ему запретит! Но зато за ход он успевает передвинуться лишь на одну клетку. Кроме того, король должен ходить так, чтобы в итоге не оказаться под угрозой. Поэтому твои солдаты должны закрывать его от опасностей.
Бьют короли так же, как и ходят, — фигуру на соседней клетке. На доске вверху показан финал одного старого-престарого сражения. Сейчас ход белых. Знаешь ли ты, как должен пойти король?
У белого короля два варианта хода — побить ладью или побить слона. После любого из этих ходов королю ничего не угрожает.
А вот эпизод из другой партии. Может ли здесь король кого-нибудь побить? Что ему нужно делать?
Какую бы фигуру король ни побил, это будет означать конец сражения и проигрыш, потому что король обязательно окажется под ударом. Чтобы продолжить борьбу, королю нужно спастись — пойти направо вниз, на поле е4. Там он хотя бы на ход будет в безопасности.
РОКИРОВКА
— А если на вас нападут? — заволновался мальчик.
Король подбоченился:
— Этого не случится.
— Ну всё-таки? Если нападут?
— О, тогда меня закроет собой любая ладья.
— А она успеет?
— На этот случай существует особое правило. Оно называется рокировка. Почувствовав опасность, я тут же — шмыг! — и спрячусь за спину ладьи. Главное, чтобы нам с ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым мы собираемся пойти.
После того как король объявил, что будет делать рокировку, он передвигается на два поля в сторону выбранной ладьи, а потом ладья снимается со своего места и ставится на поле сразу за королём.
Обрати внимание: оба этих действия считаются одним ходом, к тому же ладья перепрыгивает через короля, чего обычно делать не может.
Рокировку можно делать, только если между королём и ладьёй, которая будет через него перепрыгивать, нет других фигур и при этом ни король, ни ладья в этой партии ещё ни разу не двигались. Рокировка невозможна, если королю уже хоть раз был объявлен шах (о том, что это такое, ты прочитаешь позже).
Ни одно из полей, через которые король пройдёт во время рокировки, не должно находиться под боем другой фигуры.
Правило игры в шахматы: рокировка
Рокировка — самый необычный ход в шахматах. Для неё есть множество специальных правил.
В рокировке участвуют одна из ладей и король. Рокировка делается так: сначала король делает ход на две клетки в сторону ладьи, затем ладья переносится через короля и ставится на поле за ним. Рокировка считается одним ходом. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью.
Обрати внимание: рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга. При короткой рокировке король оказывается на начальной позиции коня, ладья — на позиции королевского слона. При длинной король оказывается на позиции ферзевого слона, ладья — на начальной позиции ферзя.
Рокировка разрешается, только если ни королём, ни соответствующей ладьёй с самого начала партии не делалось никаких ходов. Второе условие — чтобы между королём и ладьёй не находилось никаких других фигур и чтобы ни одно поле, через которое будет двигаться король, не находилось под атакой фигур противника.
Рокировка невозможна, если король находится под шахом, — пока король атакован, убрать его из-под угрозы рокировкой нельзя, но рокировка снова станет возможна, если угроза королю исчезнет.
Рокировку каждый игрок может делать только один раз за партию.
Задача о рокировке
Посмотри на доску с фигурами: у белого короля есть возможность для рокировки. В какую сторону он может рокироваться? На каком поле окажется? А на каком поле окажется ладья? Если бы сейчас был ход чёрных, как следовало бы пойти, чтобы сделать рокировку невозможной?
Ответ:
Рокировка
Рассказываем все самое важное о рокировке:
Что такое рокировка?
Так как же выполнить рокировку? Сейчас узнаем!
Как выполнять рокировку?
В рокировке участвуют король и ладья. Как упоминалось, с рокировкой связано много правил: король и ладья (которая участвует в рокировке) не должны до этого ходить, и между ними не должны находиться другие фигуры. На следующей диаграмме мы видим, что между белым королем e1 и белой ладьей h1 нет других фигур.
Между белым королем e1 и ладьей h1 нет других фигур.
Белые могут рокировать, потому что ни король, ни ладья еще не делали ходов, и между ними нет других фигур! Как происходит рокировка? Король пересекает два поля (идет с e1 на g1), а белая ладья идет с h1 на f1. На сайте Chess.com можно просто перенести короля с поля e1 на g1, и ладья автоматически займет поле f1. Вот какая позиция возникает после рокировки:
Рокировка на королевский фланг выполнена!
К рокировке на ферзевый фланг применяются те же правила, что и к рокировке на королевский фланг. На следующей диаграмме мы видим, что между белым королем на e1 и белой ладьей на a1 нет других фигур и ни ладья, ни король еще не ходили:
Между белым королем e1 и ладьей a1 нет других фигур.
Как сделать рокировку на ферзевый фланг? Король вновь проходит два поля (с e1 на c1), а ладья идет с a1 на d1. На сайте Chess.com можно просто перенести короля на поле c1, а ладья автоматически окажется на d1. Вот какая позиция возникает после рокировки:
Рокировка на ферзевый фланг выполнена!
Мы узнали, как выполнить рокировку. Теперь пора узнать и другие правила.
Другие правила рокировки
В некоторых позициях два первых правила выполняются (между королем и ладьей нет фигур, и ни король, ни ладья не ходили), но рокировать все же нельзя. Рассказываем о дополнительных правилах рокировки:
1) Нельзя делать рокировку, если королю шах. Сначала нужно защититься от шаха, потом делать что-то еще. На диаграмме слон с поля b4 дает шах белому королю, поэтому белые не могут рокировать.
Никакой рокировки из-под шаха!
2) Нельзя делать рокировку, если король проходит через поле, атакованное фигурой противника. На диаграмме белый король не может рокировать на королевский фланг, потому что черный слон, расположенный на поле a6, атакует поле f1.
Нельзя рокировать через шах!
3) Нельзя рокировать под шах. Это правило легко запомнить, поскольку ставить короля под шах в принципе запрещено правилами! На диаграмме белый король не может выполнить рокировку, поскольку черный слон с поля c5 атакует поле g1.
Нельзя рокировать под шах!
Вот как легко запомнить правила рокировки: нельзя рокировать из-под шаха, через шах и под шах!
Внимание: Эти правила относятся только к королю. Ладья может проходить через битое поле b1 (b8) при рокировке в длинную сторону и рокировать, если она атакована.
В чем значение рокировки?
Мы разобрались, как и когда мы можем выполнить этот особый ход. Теперь обсудим его значение. Рокировка позволяет увести короля из центра под защиту пешек. Рокировка также позволяет ввести в игру ладью. В следующей позиции белые только что сделали рокировку на королевский фланг:
Рокировка позволяет увести короля из центра и развить ладью.
Заключение
Мы узнали, что такое рокировка, как рокировать, когда рокировать, и в чем значение рокировки. Используем рокировку в своих партиях. Пусть наш король будет в безопасности, а ладьи активны!
В большинстве вариантов шахмат тоже возможна рокировка. Как выполнять рокировку в шахматах Фишера, где расположение фигур отличается от обычного? Узнаем в статье!
Смотрим видео
Урок одиннадцатый. Шахматная рокировка и все о ней.
С чего мы начнём сегодняшний урок? Ты должен захватить центр, вывести своих двух коней и двух слонов на боевые позиции.
Фигуры вышли, и настал черёд королей. Неуютно они себя чувствуют в центре – над ними нависли грозные слоны, грозят прискакать кони. Поэтому Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку!
Для короля выстраивается уютный шахматный домик, из которого он спокойно может наблюдать за ходом сражения.
Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король.
Как делают рокировку?
Король движется по направлению к ладье через одно поле (на поле того же цвета), а ладья перепрыгивает через короля и становится рядом.
Для чего делается рокировка?
Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности). Посмотрите на позицию короля после рокировки. Ладья надежно защищает своего короля по 1-й линии, а пешки не дают вражеским фигурам даже приблизиться.
Какие бывают рокировки?
Посмотрите: до ладьи «h» путь короля короче – две клетки, до ладьи «а» расстояние длиннее – целых три. Поэтому рокировки так и называют: длинная рокировка и короткая рокировка.
Как записывать рокировку?
Нужно сосчитать пустые клетки между ладьёй и королём, определить какая рокировка – короткая или длинная.
Вот эти клетки шахматисты договорились записывать НОЛИКАМИ:
Когда нельзя делать рокировку?\
А теперь самое грустное. Оказывается, существует много случаев, когда нельзя делать рокировку – целых шесть. Познакомимся со всеми.
НЕЛЬЗЯ делать рокировку, если:
Рокировка
Рокиро́вка (фр. roque) — особый ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.
Смысл рокировки в том, что она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля (переместив его в менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную фигуру — ладью.
Содержание
Описание хода [ ]
Рокировка — двойной ход, который выполняют король и ладья, ни разу не ходившие.
Рокировка считается одним ходом, несмотря на то, что передвигаются две фигуры. Некоторые книги для начинающих [1] описывают рокировку как «ладья пододвигается вплотную к королю, а король перепрыгивает через неё» — так действительно проще научиться делать двойной ход, но правило «руку отнял — ход сделан» требует начинать рокировку именно с короля, так как передвижение короля сразу на два поля не может быть истолковано иначе как начало рокировки.
Рокировка возможна в двух направлениях — в сторону королевского фланга (в короткую сторону) и в сторону ферзевого фланга (в длинную сторону). При короткой рокировке король оказывается на начальной позиции коня, ладья — на позиции королевского слона. При длинной — король на позиции ферзевого слона, ладья на начальной позиции ферзя (см. диаграмму).
Условия рокировки [ ]
Этикет [ ]
Если один из игроков сделал рокировку с нарушением правил, то он обязан поставить короля и ладью на их первоначальные места и сделать какой-нибудь ход королём, если такой ход возможен.
В шахматах Фишера в результате рокировки король и ладья встают на те же поля, что и в обычных шахматах. При этом, в зависимости от начальной расстановки фигур, двигаться могут и обе фигуры, и только король, и только ладья. Поэтому в них вышеописанное правило не действует и игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в любом порядке; рокировка считается сделанной, когда переключены часы. Если игра идёт без контроля времени, то, во избежание дезориентации партнёра, рокирующийся игрок должен перед тем, как передвинуть фигуры, сказать «рокируюсь» или «делаю рокировку».
Нотация [ ]
История [ ]
Рокировка — относительно недавнее европейское нововведение в шахматы, которое датируется XIV—XV вв. Поэтому более ранние азиатские версии шахмат (сянци, чанги, сёги) не имеют такого хода.
Изначально слон и ферзь были очень слабыми фигурами, и король отлично чувствовал себя в центре доски. Около XIII века слон стал дальнобойным, поэтому некоторые правила давали королю первый ход как у коня или на две клетки — поэтому играющий мог подвести ладью, а следующим ходом перепрыгнуть через неё, это и стало «прото-рокировкой». Впоследствии два хода объединили в один.
Нынешние правила рокировки утвердились не сразу. В некоторых европейских странах долгое время не действовало правило о запрете на рокировку с переходом короля через битое поле и на рокировку из-под шаха. Также не везде требовалось, чтобы между ладьёй и королём не было фигур (то есть была возможна длинная рокировка при наличии фигуры на втором от края поле ферзевого фланга). Дольше всего нестандартные правила рокировки в классических шахматах продержались в Италии — там к общепринятым сейчас правилам перешли только в начале XIX века, когда итальянским игрокам пришлось выбирать: либо хранить верность национальным правилам шахмат, либо участвовать в международных турнирах.
Варианты [ ]
Правила рокировки отличаются в некоторых «неклассических» вариантах шахмат. Например:
Рокировка в шахматных программах [ ]
В компьютерных шахматных программах, чтобы совершить рокировку, надо передвинуть короля на требуемое место. Компьютер автоматически передвинет ладью.
В некоторых вариантах компьютерной записи партий рокировка записывается «O-O-O», с латинскими буквами «O» вместо нулей.
Дата публикации: 2021-07-22
Рокировка позволяет делать две важные вещи:
Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне.
Однако для возможности рокировки должны быть выполнены следующие правила:
Если вы делаете рокировку в сторону, где стоит король, то это называется «Рокировка на Королевский фланг». Если вы делаете рокировку на другую сторону, где стоит ферзь, это называется «Рокировка на Ферзевый фланг».
Независимо от того, какую сторону вы выберете, при рокировке король переместится только на два поля.
Позиция, показывающая, что белый король может рокировать на ферзевый фланг, а чёрный король на королевском фланге.
После того как король переместится, Ладья перепрыгивает через него и приземляется рядом с ним, чтобы завершить рокировку.
Шахматные правила рокировки
Всегда помните об этих пяти правилах. Вы не можете рокироваться, если:
Стратегия рокировки
В дебюте этот ход очень важен. Она выполняет две важные цели:
Обычно лучше выбирать рокировку на королевский фланг, потому что она удерживает короля на более безопасном расстоянии. Король остаётся ближе к краю доски, а все остальные пешки будут стоять ближе к королю, в ряд, защищая короля от атак.
Однако при рокировке на ферзевый фланг король располагается ближе к центру доски, и пешка на вертикали «а» не защищена. Из-за этого короля часто ставят на линию «b», чтобы он мог защитить пешку «а».
Во время всего этого процесса, когда король будет отходить от центра доски, у соперника будет дополнительное время подготовить атаку. Кроме того, рокировка на ферзевый фланг потребует ухода и ферзя. Рокировка на ферзевый фланг займёт больше времени.
С другой стороны, рокировка на ферзевый фланг также имеет преимущества. Она эффективно помещает ладью в центральную линию «d» доски. В шахматах оба игрока чаще выбирают рокировку на королевский, а не на ферзевый фланг. Однако бывают случаи, когда один игрок выбирает рокировку на королевский фланг, а другой выбирает рокировку на ферзевый фланг, это называют «разносторонние рокировки» или «рокировки на разные фланги».
Разносторонние Рокировки: Сицилианский Дракон против Югославской Атаки
Исходная позиция Югославской Атаки
С другой стороны, чёрные имеют хорошую контригру на ферзевом фланге и надеются сыграть такие ходы, как …Ra8-c8, …Ne5-c4, …b7-b5 и …Qd8-a5. В некоторых вариантах чёрные могут пожертвовать ладью за коня на c3, чтобы разрушить пешечное прикрытие короля и создать слабые места.
Приведём наглядный пример этого устрашающего дебюта.
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.0-0-0
Белые надеются выиграть время для атаки на королевском фланге, отложив или исключив развитие слона на c4. Если чёрные просто будут развиваться как обычно, это дополнительное время может быть очень выгодно белым. 9…d5!? Это то, что позволяет последний ход белых. Сейчас в центре будут размены 10.exd5 Nxd5 11.Nxc6 bxc6 12.Bd4
Позиционный подход, предлагающий размен чернопольных слонов. Белые могут выиграть пешку ходом 12.Nxd5 cxd5 13.Qxd5, но после 13…Qc7 открытые линии на ферзевом фланге дают чёрным немалые шансы для атаки.
Обратите внимание на 14.Qxa8 Bf5! с выигрышем ферзя. После 15.Qxf8 + Kxf8. У чёрных по-прежнему сильная атака.
12…e5 13.Bc5 Be6! Ещё одна типовая жертва качества в Драконе.
14.Ne4!
После 14.Bxf8 Qxf8 большинство экспертов сходятся во мнении, что атакующие шансы чёрных и контроль чёрных полей с лихвой компенсируют небольшой материальный дефицит. Обратите внимание, чёрные уже угрожают …Bh6, чтобы связать белого ферзя. Действительно, эксперт по Дракону и гроссмейстер Эдуард Гуфельд не раз выигрывал такие позиции!
ПРИМЕЧАНИЕ: Жертва качества очень распространена в Югославской атаке.
14…Re8 15.g4 h6 16.h4 a5 17.g5 h5 18.a4 Qc7 19.Bc4 Red8 20.Qf2 Qb7 21.g5
Игра здесь медленнее, чем в других играх Югославской Атаки, так как и королевский, и ферзевый фланги частично заблокированы.
21…Nf4 22.Bxe6 Nxe6 23.Rxd8+! Rxd8 24.Bb6 Ra8 25.Rd1 Nd4 26.Bc5 Qd7
Важность рокировки в шахматах
Шахматные ходы в целом можно рассматривать с динамической или позиционной точки зрения, в зависимости от того, являются ли они частью комбинации или какой-то статической особенностью. Рокировка, без сомнений, сильно увеличивает динамический потенциал позиции. Сразу после рокировки игрок получает целый ряд возможностей, которых у него раньше не было.
В особых случаях он может перемещаться с большей или меньшей степенью сложности из позиции рокировки в различные части доски.
Таким образом, рокировка является относительно безвозвратной (в отличие от хода пешкой, который абсолютно безвозвратный). Но с практической точки зрения положение короля после рокировки, по крайней мере до начала эндшпиля, определённо является постоянным позиционным признаком.
Перед рокировкой у короля есть три возможных варианта действий:
После рокировки у него больше нет выбора. Теперь у короля будет определённое убежище, постоянный адрес; факт, который противник, естественно, принимает во внимание.
Без сомнения, здесь он находится в большей безопасности от атаки, но в то же время он позиционно привязан к одной конкретной области доски, поэтому несомненные преимущества рокировки компенсируются определёнными недостатками.
Искусственная рокировка
В шахматах есть термин «искусственная рокировка», который подразумевает, что игрок создаёт позицию, аналогичную или аналогичную той, которая могла быть достигнута после настоящей рокировки. Это достигается не одной рокировкой, а серией ходов короля и ладьи.
Вот наглядный пример искусственной рокировки.
Чёрные ходят сыграть 1…Nxe4. Лучшим вариантом для белых было 2.Nxe4 d5 3.Bd3 dxe4 4.Bxe4, и в этом случае перспективы остались равными.
Однако, прежде чем взять коня на е4, белые решили использовать своего слона, чтобы помешать сопернику рокироваться, идея, которая в данной позиции ошибочна.
2.Bxf7 + Kxf7 3.Nxe4
На первый взгляд, план белых кажется успешным, поскольку он не только поддерживает материальный баланс, но и препятствует рокировке чёрных.
Однако дальнейшая игра показывает, что чёрные могут без труда провести «искусственную рокировку» и явно выиграть от этого, что у них останутся сильные пешки в центре.
3…d5 4.Ng3 Rf8 5.d3 Kg8
Теперь превосходство позиции чёрных совершенно очевидно, и легко оценить роль «искусственной рокировки». Здесь чёрные потратили на это три хода, но белые не извлекли из этого преимущества, поскольку они сделали три хода ещё меньшей ценности.
Правильный момент для рокировки
Новичкам часто рекомендуется делать рокировку как можно быстрее. В большинстве случаев это полезный и разумный совет. Конечно, менее опытные игроки очень часто нарушают это общее правило, без надобности откладывая рокировку и в результате внезапно оказываются в неловкой ситуации, когда рокироваться уже слишком поздно.
Общее правило, согласно которому следует рокироваться как можно скорее, вполне уместно, хотя следует сразу подчеркнуть, что из него также есть много исключений. Любой опытный шахматист хорошо знаком с конкретными ситуациями, когда рокировку следует отложить или когда в этом нет необходимости.
Отложенная рокировка
Есть пять случаев, когда рокировку можно отложить:
1. Рокировка откладывается или не проводится, потому что некоторые другие действия более полезны.
Некоторые полезные действия, откладывающие рокировку, могут включать:
Если такая атака достаточно сильна и прибыльна, нападающий часто никогда не рокируется, потому что он побеждает первым.
2. Рокировка откладывается, потому что пока она ещё опасна. Лучше подготовить её, сначала устранив опасность, например, разменять угрожающие фигуры соперника, или каким-либо другим манёвром.
Вот пример опасности слишком ранней рокировки в хорошо известной Итальянской партии
Более того, если чёрные ответят на 7.Nc3 ходом 7…g5 8.Bg3, а затем …Bg4 или …h5. Ситуация менее опасна, поскольку белые ещё не рокировались и поэтому могут подготовиться к рокировке на ферзевом фланге, которому ничто не угрожает.
7…g5 8.Bg3 h5! 9.Nxg5 h4!
Чёрные не беспокоятся о последствиях Nxf7, но последовательно продолжают атаку. Фактически они отдают ферзя за слона на g3. Это плохой размен, если белые не рокированы, но против рокировавшего короля эта атака очень мощная.
10.Nxf7 hxg3 11.Nxd8 Bg4 12.Nf7 Rxh2! 13.Qd2 Nd4 14.Nc3 Nf3+ 15.gxf3 Bxf3 16.Qh6 Rg2+ 17.Kh1 Rxf2 18.Kg1 Rg2+ 19.Kh1 Rg1#.
3. Игрок не делает рокировку сразу, потому что он хочет рокировать на другую сторону и должен её подготовить.
В качестве альтернативы он задерживает рокировку, пока соперник не сделает свою рокировку и только после этого решает, куда рокироваться.
Если он нацелен на атаку, он может решить сделать рокировку на противоположную сторону по отношению к своему сопернику.
Если он нацелен на предотвращение атаки, то он, скорее всего, сделает рокировку на ту же сторону, что и его соперник.
Примеров такой пауз перед рокировкой в партиях мастеров немало. Предполагается, конечно, что эта пауза, конечно, не влечёт за собой никаких опасностей. В открытых позициях такие опасности встречаются чаще, чем в закрытых.
Ниже пример паузы перед рокировкой.
Сейчас ход белых, и они могут, если захотят, немедленно сделать короткую рокировку. Но они считают так: после 1.0-0 чёрные сыграют …0-0, и как тогда я могу их атаковать? Сами по себе фигуры ничего не могут добиться в этой заблокированной позиции. h3 и g4 по-прежнему нужно играть, и их нужно готовить с помощью Qd2. А пока чёрные укрепят свою позицию на королевском фланге с помощью g6 и Rf8-f7-g7, после чего атака потеряет силу.
Без сомнений для атаки, основанной на g4, белый король плохо расположен на g1, и для этого лучше рокироваться на ферзевый фланг, а затем разместить ладьи на линиях g и h. Однако, если белые выберут 1.Qd2, а затем 2.0-0-0, чёрные могут сыграть 2…0-0-0, где атака с g4 уже не имеет смысла. Белым придётся поспешно сыграть b4, и в этом случае быстро станет видно, что их король плохо расположен на c1. Следовательно, они должны отложить рокировку и подождать.
Поэтому белые играют 1.Qe2, и если 1…0-0, то 2.0-0-0, а если 1…0-0-0, то 2.0-0. Они рокируют на противоположную сторону от чёрных, чтобы получить максимальную свободу для проведения атаки.
4. Рокировку можно отложить и, возможно, навсегда забыть в определённых позициях, где центр заблокирован навсегда.
Причина откладывания рокировки в таких позициях, конечно же, состоит в том, что пешки создают препятствие в центре, что делает невозможным открытие центральных вертикалей и диагоналей без болезненных жертв.
Когда центр заблокирован, королям также безопаснее находиться посередине, по крайней мере, на некоторое время. В этом случае логичнее проводить атаку на разблокированных флангах, и бывают случаи, когда король более уязвим, находясь в позиции рокировки на фланге, чем в середине, где он защищён заблокированными пешками.
Атака возможна только на флангах, поэтому короли в данный момент находятся в относительной безопасности в середине. Игра с этой позиции может развиваться следующим образом
1.Qe2 Nd8 2.h3 Nf7 3.Qd2 0-0-0
Теперь рокировка на ферзевом фланге для чёрных менее опасна. Если белые сыграют 4.0-0, чёрные отвечают 4…Rdg8, угрожая …g5, а после 4.0-0-0 опасность атаки на фланге исчезает, и чёрные могут расслабиться.
5. Рокировка не нужна, потому что эндшпиль уже не за горами, и в этом случае король хорошо расположен в середине доски.
Такие случаи тоже не редкость в профессиональных шахматах. В этой позиции белый король теряет право рокировки в результате размена ферзей.
Освободительный манёвр Капабланки в Ортодоксальной защите Ферзевого гамбита.
10.Bxe7 Qxe7 11.Ne4 Qb4+ 12.Qd2 Qxd2+ 13.Kxd2.
Этот вариант был сыгран в ряде партий матча на первенство мира по шахматам 1927 года между Капабланкой и Алехиным. Белых не волнует рокировка, так как позиция приближается к эндшпилю, а король находится в довольно безопасном положении в середине доски.