Что такое рококо в музыке
Рококо в музыке
История западноевропейского искусства знает ряд больших стилей (будем условно их так называть) — романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм. Остановим на этом наше перечисление. Редко бывает так (если не сказать — никогда не бывает), чтобы один большой стиль резко сменил другой. Новый стиль всегда рождается из чего-то уже существующего, затем постепенно подчиняет себе разные художественные явления своей эпохи и, выразив себя полностью, так же постепенно уступает место новому большому стилю.
Чтобы уяснить себе это, представим картину горных хребтов. Они состоят не из одних только высочайших пиков, но также и из гор не столь высоких, как бы переходящих друг в друга, и долин. Нелегко определить, к какой из гор относится долина между ними. Вершинные художественные стили представляют собой почти такую же картину.
Анализируя этапы этого развития, следует иметь в виду, что некоторые стилистические явления, характерные для более раннего большого стиля, могут продолжать существовать одновременно и параллельно с уже народившимся новым стилем или течением. Порой возникает даже парадоксальная ситуация: хронологически стиль рококо сменил барокко, при этом ярчайший представитель музыкального рококо — Франсуа Куперен (1668–1733) родился на 13 лет и умер на 23 года раньше Иоганна Себастьяна Баха — ярчайшего представителя музыкального барокко.
Еще одно предварительное замечание: при обсуждении тех стилей и направлений, которые в нашей схеме обозначены мелким шрифтом, часто можно встретить определение их как предклассических музыкальных стилей. Но если воспользоваться нашей метафорой «долина между горами», то будет очевидно, что рококо — стиль скорее постбарочный, нежели предклассический.
Теперь мы можем смело обратиться к рококо и попытаться охарактеризовать этот стиль полнее.
Рококо во всех своих проявлениях — в архитектуре, живописи, музыке — ассоциируется главным образом с Францией. Его расцвет приходится на 20-е годы XVIII столетия. Совершенные музыкальные образцы рококо мы находим в творчестве Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо (1683–1764). В Германии элементы рококо обнаруживаются в музыке Телемана, но его творчество можно рассматривать также и в русле барокко.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем? Многое проясняет то обстоятельство, что стиль рококо возник в период завершения эпохи барокко. Он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой жесткости музыкальных форм барокко. Протест — это, пожалуй, слишком сильно сказано о стиле, менее всего демонстрирующем какую бы то ни было силу. Скорее это каприз — неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати, и в других видах искусства тоже).
Это будет особенно очевидно, если для примера взять такую музыкальную форму, как фуга. Барочный Бах развил ее до высшего совершенства и предельной сложности. В «Искусстве фуги» формальное мастерство доведено до той степени совершенства, когда Баху удается написать среди прочих две фуги для двух клавиров, в которых партия второго клавира является зеркальным отражением партии первого клавира, а вся вторая фуга — зеркальным отражением первой!
Интересы композитора рококо лежат в иной сфере. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Вероятно, это произошло также в силу различия их эстетических позиций: в Дрездене 1717 года, где должен был состояться турнир, господствовал стиль барокко. Именно в это время (1709–1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер — жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере.
Для музыки рококо характерны миниатюрность форм, ясность гармонических проследований, главенство мелодии над гармонией, гипертрофированная роль орнаментики.
Рассмотрим эти позиции отдельно и более внимательно.
На первый взгляд кажется, что многие музыкальные формы одинаковы в музыке барокко и рококо. Например, инструментальная сюита. Однако сравним классическую барочную сюиту Баха с сюитой Франсуа Куперена. Сюита Баха — произведение весьма значительное даже с чисто внешней стороны (длительность ее исполнения — около 20 минут). Клавесинные сюиты Франсуа Куперена только при поверхностном взгляде могут показаться больше баховских. Позволю себе высказать крамольную мысль: они в гораздо меньшей степени монументальны и вполне допускают исполнение по отдельности пьес, которые в них входят, тогда как с баховскими сюитами так поступать нельзя, они должны исполняться целиком.
Что касается других музыкальных форм, то едва ли не все они в эпоху рококо характеризуются определенным измельчанием. В этой связи интересна ситуация с такой замечательной фигурой, как Доменико Скарлатти, ровесник Баха. Он автор огромного количества клавесинных сонат (555 по каталогу Р. Кёркпатрика), большинство из которых были написаны для королевы испанской Марии Барбары в первой половине XVIII века. Существуют разные точки зрения на то, какому стилю принадлежит этот композитор — барокко или рококо. На наш взгляд, однозначного ответа дать нельзя. Но интересно, что если рассматривать его как композитора рококо, как порой делают, то вполне можно считать законченной художественной единицей каждую отдельно взятую его сонату. (Кстати, почти всегда одночастную в отличие от барочных четырехчастных сонат — еще одно подтверждение «миниатюризации» формы в искусстве рококо!) Если же видеть в нем барочного композитора, то можно согласиться с рекомендацией Кёркпатрика объединить (по определенным, выявленным этим исследователем принципам) сонаты в пары наподобие популярнейшего в барочной музыке цикла прелюдия и фуга, что придает каждой такой паре бо€льшую художественную весомость.
Если сравнить звуковую вертикаль крупного барочного произведения и произведения в стиле рококо, то в барочной композиции мы можем увидеть более сложную конструкцию, чем в пьесе рококо. В увертюре из Седьмой клавесинной сюиты Генделя встречаются созвучия, состоящие из четырех подряд стоящих звуков гаммы: соль – ля – си-бемоль – до. Это очень смело. В Прелюдии ре минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха вертикальный «срез» дает созвучия, невиданные не только у его предшественников, но и у многих последующих поколений композиторов, вплоть до Шёнберга. Вот набор звуков, составляющих несколько таких созвучий: до-диез – ре – ми – фа – ля (такт 21), соль-диез – до-диез – ре – ми – фа (такт 22), ля – си-бемоль – до – ми – фа (такт 22).
В сравнении с этими гармоническими сложностями гармония композиторов рококо представляется гораздо более простой и ясной, можно сказать, беспроблемной. Эта характеристика никоим образом не является уничижительной, она лишь констатирует тот непреложный факт, что интересы композиторов рококо были направлены в иное русло. Они стремились передать по большей части очарование и прелесть того, что воспевали.
Если мы будем говорить о мелодии как о мелодическом рисунке, который образуется линией выписанных композитором нот в верхнем голосе пьесы, то должны будем признать, что часто этот рисунок довольно прост. Будь такая мелодия исполнена точно как она записана в нотах, пьеса не произведет должного впечатления. Не случайно французские клавесинисты играли, по словам Куперена, «не так, как записывали свою музыку». Огромное значение имела интерпретация. Мелодия, сочиненная композитором (как правило, он сам был замечательным клавесинистом), оживлялась в момент исполнения пьесы. Сам исполнитель вносил в нее тонкое ритмическое разнообразие путем всевозможных отклонений от строго метрической записи, использовал богатую орнаментику.
Вот, пожалуй, сфера, в которой искусство музыкального рококо, и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности. Даже Бах, сравнения с которым не мог выдержать ни один из его современников, в сфере орнаментики опирался на достижения французских композиторов. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора д’Англебера.
Кстати, именно изысканная (если не сказать вычурная) орнаментика французов позволяла им удовлетворяться порой довольно простым мелодическим рисунком, полагаясь на то, что орнаментика завуалирует эту простоту. Все тот же Куперен был весьма раздражен, когда его указания в этой области игнорировались. В предисловии к третьему сборнику своих клавесинных пьес он писал: «После того как я так тщательно пометил все украшения к моим пьесам и дал к ним отдельно достаточно понятные объяснения в моей методе, известной под названием «Искусство игры на клавесине», меня всегда удивляет, когда кто-нибудь учит и играет их, не следуя этим пометам. Это непростительная небрежность, тем более что украшения к моим пьесам отнюдь не произвольны. Словом, я заявляю, что мои пьесы надо играть, следуя моим обозначениям, и что они никогда не произведут должного впечатления на лиц, обладающих подлинным вкусом, если исполнители не будут точно соблюдать все мои пометы, ничего к ним не прибавляя и ничего не убавляя».
Итак, главным требованием, предъявлявшимся музыке рококо, было то, чтобы она услаждала слух и не требовала от слушателей слишком большой душевной отдачи. И творцы, и те, кому эта музыка адресовалась, избегали серьезности. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая». Музыка должна была служить для развлечения.
Эстетика барокко, с его тяготением к грандиозности, с его теорией аффектов (в музыке это проявилось в пристрастии к долгому пребыванию в каком-то одном настроении), уступила место прихотливому выражению смены психических состояний. Отсюда — предпочтение, отдававшееся теперь мелодии с аккомпанементом, взамен полифонической фактуре барокко. На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, – словом, всевозможная программная музыка взамен барочных абстрактных сонат, прелюдий и фуг.
Уже названия пьес композиторов этого стиля дают представление о господствующих в этой музыке образах. Перечислять можно, черпая названия у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Солонские простаки», «Вздохи», «Игривая», «Радостная» (у Рамо).
Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки — яркая отличительная особенность именно французской музыки рококо — в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т.п.
Музыка рококо демонстрирует поразительное гармоническое единство с живописью, архитектурой, литературой, дизайном (как мы теперь сказали бы) интерьеров и мебели того времени.
КОМПОЗИТОРЫ И СТИЛИ
Барокко Вивальди, Гендель, И.С. Бах
Рококо Куперен, Рамо, Телеман
Галантный стиль Перголези, Галуппи, Саммартини
Сентиментализм К.Ф.Э. Бах, Чимароза, Гретри
Рококо как направление европейского искусства возникло в результате развития стиля барокко. Во Франции этот появился в начале XVIII века, в конце правления Людовика XIV. Аристократы воспринимали жизнь как непрерывный праздник, и новое направление, проявившееся во всех видах искусства, должно было украшать эту жизнь.
Основная характеристика музыки рококо
B XVIII веке во Франции самым любимым инструментом стал клавесин, для которого писали произведения многие композиторы: Жак Шамбоньер, Жан Франсуа Дандрие, Жан Филипп Рамо и другие.
Особенно много работал в этом направлении Франсуа Куперен (1668-1733 гг.), который написал для клавесина более 240 пьес. Эти произведения отличаются нарядной грацией, тончайшей отделкой деталей, они роскошно украшены, что характерно для стиля рококо.
Пьесы мастеров клавесинной миниатюры очень разнообразны, в большинстве изображают какие-то предметы или явления и имеют соответствующие названия („Камыши”, „Маленькие ветряные мельницы” Куперена, „Курица”, „Тамбурин” Рамо, „Кукушка” Дакена и другие). Чаще всего в таких пьесах композиторы использовали форму рондо или вариаций. Произведения французских композиторов для клавесина так красивы и выразительны, что и сейчас их охотно исполняют пианисты.
Что такое рококо в музыке
Продолжаем знакомство со стилями в музыке
Сегодня расскажу вам о стиле рококо
Ярче всего Рококо сказалось в изобразительном искусстве (Ф. Буше, А. Ватто) и декоративном оформлении дворцовых интерьеров (манерная вычурность и прихотливость линий в предметах обстановки, изощрённость, обилие орнаментальных рисунков в настенных росписях и т. д.).
Источниками вдохновения музыкантов и художников данной эпохи стали давние мифы, эротика. Если говорить кратко, стиль рококо в музыке получил наибольшее распространение и популярность в Баварии и во Франции.
Возникновение рококо в музыке и в других сферах обусловлено серьезными переменами в философских взглядах, изменениями в предпочтениях. Идея заключалась в отражении в своем творчестве вечной молодости, неугасимой красоты и изящества форм, стремления сбежать от реального к мифологическому.
Идеальным образом стало спокойное течение жизни пастухов в деревнях и селах. Постепенно музыка эпохи рококо уже популяризируется во всей Европе: в Италии, России, Чехии, Германии и во многих других. Причем не только музыка, но и архитектура, литература, мода стремятся впитать в себя новые веяния.
В Германии и Франции в музыке рококо выразилось наиболее ярко. Появились плавные ритмы, завораживающие глубоким смыслом и необычным строением. Любая симфония окунала в неизведанный мир мечты, где хотелось оставаться на долгое время.
Самый большой след в музыке того периода оставили следующие французские композиторы:
Луи Клод Дакен (композитор и клавесинист)
Жан Жозеф де Мондонвиль (дирижер, скрипач и сочинитель)
Антуан Форкре (гамбист и композитор) и другие.Среди немецких и австрийских композиторов и музыкантов следует упомянуть:
Йозефа Гайдна (композитор).
Эммануэля и Кристиана Бахов (сыновья известного Иоганна Себастьяна Баха).
Черты рококо в музыке воспринимаются так же, как и в архитектуре, живописи, потому что не имеют серьезных отличий. Вся музыка наполнялась различными звуковыми украшениями, мелодия не была постоянной, она все время изменялась. Как правило, симфонии не переходили из одной формы в другую. Например, если творение было драматического характера, то оно не превращалось в позитивное. Правда, могли присутствовать некоторые нотки, благодаря которым музыка становилась многогранной и насыщенной.
Самым популярным инструментом на период развития рококо стал клавесин, с помощью которого многие композиторы создавали свои творения. Он стал олицетворением в реальности стиля рококо в музыке, так как был признан галантным и элегантным, миниатюрным и негромким.
Он не требовал больших умений от музыканта, так как имел достаточно простую конструкцию. Правда, созданные симфонии с помощью такого простого, на первый взгляд, инструмента по сегодняшний день поражают умы. Внешне он был украшен различными камнями и мелкими, утонченными деталями, присущими тому времени.
Стиль рококо в музыке предполагает акцентирование внимания на галантность персонажей, на необычные пейзажи. Используется не только клавесин, но и скрипка, флейта и гобой. Музыка была составлена по сюитному принципу, которое с течением времени пополнялось все более мельчайшими и значимыми деталями и украшениями. Например, появились «вставные» танцы (паспье, бурре, менуэт, павана). Позже форма упрощается, в нее включаются более свободные танцы с простыми названиями, где предоставлялась полная свобода фантазии творца.
Рококо в музыке особенно любили представители буржуа, которые услаждали себя симфониями во время обедов. Наиболее популярными стали такие формы, где проявлялась фантазия автора, то есть было место для выдумок, имитаций, смеха и веселья.
«Курица» Рамо или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена пользовались ошеломительным успехом среди высшего сословия, так как казались наиболее потешными. Эти творения стали для многих музыкантов примером, который удостоился подражанию.
Часто музыканты пародировали манеру других, либо перенимали их привычки и «изюминки». «Соната-квартет» Гийома Гиймена стала наиболее ярким отражением этого стремления в эпоху рококо.
Презентация к уроку музыки «Рококо»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыкальный стиль ококо Образец подзаголовка
Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Рококо́
Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов. Рококо́ в музыке
Рококо́ в музыке В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо. Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Бодэн де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие.
Рококо́ в музыке Сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.
Музыку рококо писали главным образом для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя. Кроме кантаты, оперы, балета, следует назвать сюиту, ряд пасторальных и танцевальных миниатюр и собственно танцев, например, менуэт. Рококо́ в музыке
Большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Рококо́ в музыке
Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.
Франсуа́ Купере́н François Couperin; 10 ноября 1668, Париж — 11 сентября 1733, там же) — французский композитор, органист и клавесинист. Основные сочинения Куперена написаны для клавесина — более 250 пьес различного характера, которым автор давал программные заголовки: «Бабочки», «Жнецы», «Верность», «Ветряные мельницы» и другие.
Ге́орг Фи́липп Те́леман Georg-Philipp Telemann; 14 марта 1681, Магдебург — 25 июня 1767, Гамбург) — немецкий композитор, органист, капельмейстер. Использовал анаграмматический псевдоним Меланте. Перу Телемана принадлежат 44 цикла пассионов (сочинения на Страсти Господни), из которых известны 23, более 20 годовых циклов духовных кантат, 52 церковные службы и множество ораторий. Ко многим своим операм и кантатам Телеман сам писал текст.
Андре́ Кампра́ André Campra; 4 декабря 1660, Экс-ан-Прованс — 29 июня 1744, Версаль) — французский композитор. Огромным успехом пользовались пастиччо Кампра («Fragments de Lulli», «Telemaque ou les fragments des modernes»), т. е. оперы, составленные из отрывков опер разных композиторов, имевших наибольший успех. Для сцены Кампра написал 28 произведений; сочинял также духовные кантаты и мотеты.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Работу выполнила: Тихонцева Л.Ю. Волгоград 2013 МУЗЫКА: Fransua Kuperen «Babochki»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-074261
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.