Что такое романс что такое баркарола
Что такое баркарола?
Баркарола – итальянская народная песня, родившаяся на берегах Адриатики в удивительном и уникальном «городе на воде». Красота и мягкость пения венецианских гондольеров привлекли внимание композиторов эпохи музыкального романтизма и на основе «песен лодочников» были созданы вокальные и инструментальные баркаролы, ставшие частью классической музыкальной культуры.
Содержание статьи
Что такое баркарола в европейской музыке
Музыкальные характеристики народной баркаролы – минорный лад, размерность 6/8, монотонный ритмический рисунок и применением триолей, использовании характерных итальянских терций. Скорость исполнения – одна из разновидностей умеренных темпов (andantino, andante cantabile, alegretto moderato). Характер мелодии лирический, мечтательный, светлый и спокойный. Все это вызывает ассоциации с покачиванием лодки на волнах и ударами весла о водную поверхность.
В словарях и энциклопедиях дается такое определение этого понятия: песня венецианских гондольеров (gondolieri или barcaruoli), «песнь лодочника» или «песня на воде».
В современной трактовке термин баркарола включает в себя вокальное или инструментальное произведение, написанное в стиле такой песни.
Дело в том, что с началом эпохи музыкального романтизма, содержание европейской музыки преображалось под влиянием фольклора. Гондольера «шагнула» за рамки народного творчества и стала профессиональным жанром.
Начало применению баркаролы в классическом формате положил французский композитор А. Кампра, написавший в 1710 году оперу «Венецианский праздник». Хотя музыковеды первенство в этом вопросе отдают Ф.Оберу («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.).Как бы то ни было, за ними последовали другие французские и итальянские композиторы: Ф. Герольд («Цампа»), Я.Галл «Баркаролла», Дж. Россини («Вильгельм Телль»), и т.д. Одной из наиболее известных в мировой музыкальной культуре считается баркарола «Прекрасна ночь, о, ночь» из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана».Дуэт для сопрано и меццо-сопрано «Льет жемчужный свет Луна» многие годы является украшением концертного репертуара ведущих оперных див. Музыка Оффенбаха звучит не только со сцены, но и в кино (фильм « Жизнь прекрасна»1997).
Став жанром профессиональной музыки, баркарола слегка видоизменилась по сравнению с народной: в ней появились мажорные лады, размер 12/8 или 3/4, многочастность и др. Но главное, что были сохранены простота и безыскусность итальянской музыки, спокойствие и сдержанность её звучания, плавное и певучее течение звуков. В основу некоторых классических произведений положены подлинные народные мелодии. Например, «Гондольера» из фортепианного цикла «Венеция и Неаполь» Ф. Листа. К написанию инструментальных баркарол в качестве самостоятельных музыкальных произведений обращаются такие музыканты, как Б. Барток, Ж-А. Равина, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди. Французский композитор Г.Форе является автором 13-ти мечтательных и созерцательных лирических баркарол.
Инструментальные произведения, написанные в этом жанре называют «песни без слов», подчеркивая тем самым их принадлежность в любовной лирике.Воображение композиторов рисует расцвет чувств на лоне природы.Пьеса Ф.Шуберта «Любовное счастье рыбака» и вдохновенный опус Ф.Шопена «Баркарола, op.60» по жанру приближаются к поэме. Это чувственные истории с признаниями и поцелуями под шепот листьев и плеск воды.
Разнообразие интерпретаций этой музыкальной формы дополняют:
Баркарола как образец русского музыкального романтизма
Слияние пейзажа и переживания, единство изобразительного и выразительного – вот то, что воплощает в себе баркарола.
Русские композиторы эпохи музыкального романтизма привнесли в мелодичные любовные песни итальянских гондольеров задушевность, светлую грусть и одухотворенность. Ставшие классикой этого жанра произведения С. Рахманинова, А. Лядова, А. Аренского, А. Глазунова, А. Рубинштейна, И. Ласковского, С. Ляпунова до сих пор входят в популярные сборники педагогического репертуара для профессионалов и любителей фортепианной музыки.
Удивительно хороши романс «Уснули голубые…» М.Глинки и пьеса «Июнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Во многом благодаря тому, что написаны они под впечатлением от посещения композиторами королевы Адриатики–Венеции.
Из русских вокальных баркарол «Песнь Веденецкого гостя», написанная Н.Римским-Корсаковым для оперы «Садко», во всем мире признана самой необычной. Исполняющий её венецианский купец настолько красноречив и убедителен, что Садко принимает решение отправиться за океан в загадочную страну Веденец (так на Руси называли Венецию) за счастьем для Новгорода.
Что такое баркарола?
Баркарола – камерный музыкальный жанр, получивший наибольшее распространение в эпоху романтизма в XIX в. Прекрасные произведения Шуберта, Чайковского, Оффенбаха, Римского-Корсакова в этом жанре навечно вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Происхождение и развитие жанра
Баркарола имеет народные истоки. Название происходит от итальянских слов barca – «лодка» и rollare – «качаться». А в каком городе Италии больше всего качающихся лодок? Конечно же в Венеции. Баркарола – песня венецианских лодочников-гондольеров (альтернативное название – гондольера). Венеция – не первый итальянский город, создавший особый музыкальный жанр. Широко известны прекрасные неаполитанские песни.
Музыкальный жанр баркарола появился благодаря венецианским гондольерам.
Баркарола родилась почти одновременно с профессией гондольера. Перевозя пассажиров, «водный таксист» напевал мелодию с незатейливыми словами о красоте родной природы, города и радости жизни. Баркароле свойственна лиричность и некоторая меланхоличность. Её музыкальный ритм – 6/8 или 12/8, имитирующий покачивание лодки на волнах.
Баркарола – музыкальный образ венецианской души – жизнерадостной, простой, но тонко чувствующей.
В XVIII в. баркаролы стали появляться на страницах музыкальной литературы. В следующем столетии они стали известны всем композиторам и исполнителям, как востребованный жанр эпохи романтизма. Многие авторы начали создавать вокальные баркаролы для высокого голоса или хора и инструментальные для фортепиано.
Баркарола Шуберта
Настоящим шедевром классической музыки является «Баркарола» Франца Шуберта, написанная на слова немецкого поэта Штольберга (русский текст – Плещеева). Мелодия действительно создаёт впечатление мерного скольжения «по зеркалу вод». Это музыкальное произведение открывает в душе слушателей редкие в земной жизни моменты всепоглощающей радости бытия, когда «на сердце легко и спокойно». Растворение в чарующей красоте вечерней природы избавляет человека от всех «минувших тревог».
«Баркарола» Франца Шуберта, приведенная выше, в исполнении выдающейся советской камерной певицы Виктории Ивановой. Её волшебное лирическое сопрано, увы, было недооценено многими современниками. Но истинные ценители музыки отдали ей должное в той же Венеции, где Иванова с ошеломляющим успехом спела и арии для сопрано великого венецианца Вивальди.
Баркаролы других композиторов
Баркаролы сочиняли и многие другие именитые композиторы. Среди них нет Баха и Моцарта, но присутствуют Мендельсон, Шопен, Лист, Оффенбах, а среди русских композиторов – Глинка, Рахманинов, Лядов. В опере «Садко» Римского-Корсакова исполняемая венецианским купцом (народный артист СССР баритон Павел Лисициан) знаменитая «Песнь Веденецкого гостя» написана в жанре баркаролы. В нём воздаётся хвала «прекрасному городу» Веденец (так раньше на Руси называли Венецию).
В музыкальном альбоме Петра Ильича Чайковского «Времена года» пьеса «Июнь» имеет второе название – «Баркарола». Рефрен пьесы словно передаёт мерное покачивание лодки на венецианских каналах. В середине пьесы характер музыки меняется: она становится живее. Человека так захватывает красота расцветшей июньской природы под яркими лучами летнего солнца, что перехватывает дыхание от счастья.
Автор статьи: Аркадий Георгиевич Мовсесян (ARK13).
Что такое баркарола, или Песня под плеск волны
Происхождение слова
История возникновения
Характерные черты
Венеция с 17 века славилась оперными театрами и великолепными голосами. В сезон сюда съезжались не только ценители искусства, но и великие композиторы. Многие из них были очарованы местным колоритом и романтичными серенадами гондольеров. С 18 века баркаролы начинают появляться в музыкальных словарях. Формируется определение этого жанра.
Начиная с 18 века, помимо народных баркарол, стали появляться профессиональные. Многие композиторы пробовали себя в этом жанре. Иногда они пренебрегали некоторыми характерными чертами. Так появились баркаролы с использованием мажорного лада. Наблюдается и нарушение размера. Он может составлять 12/8, 3/4 и т. п.
Профессиональные баркаролы
Расцвет формы наблюдался в эпоху романтизма с ее интересом к народному, самобытному колориту. В это время создавались баркаролы вокальные и инструментальные. К первым относятся произведения Мендельсона-Бартольди, Шуберта («Любовное счастье рыбака», «Баркарола»). Русский композитор Глинка тоже попробовал себя в этом жанре. Так было создано произведение «Уснули голубые», стихи к которому написал Н. Кукольник. Гондольеры для хора имеются у Брамса и Шуберта.
Что такое баркарола инструментальная? Это очень нежная и романтичная мелодия, словно раскачивающая нас на плавных волнах, иногда сменяющихся зыбью. В этом жанре творили Мендельсон-Бартольди, Барток, Форе. Из русских композиторов фортепианные баркаролы сочиняли Чайковский, Рахманинов, Лядов. Особенно вдохновенным получилось произведение Шопена, приближенное к поэме «Рассвет» Красиньского. В баркароле ор. 60 великого композитора слышны поцелуи, пылкие признания, шепот влюбленных на фоне природы и плеска воды.
В профессиональных баркаролах присутствует и подлинная народная музыка. Мелодии гондольеров публиковал итальянский композитор Порукини. Эти мотивы легли в основу произведений Бетховена («24 песни разных народов») и Листа («Гондольера» из цикла «Венеция и Неаполь»).
Песни венецианских гондольеров в опере
Что такое баркарола в опере? Это вокальный номер, исполняемый в характерном темпе и связанный с венецианской темой. Впервые гондольера прозвучала в опере-балете «Венецианский карнавал» француза Андрэ Кампра. Это произошло в 1710 г. С тех пор к жанру баркаролы прибегали многие итальянские и французские композиторы, включая их в свои оперы. В качестве примера можно назвать Джованни Паизиелло, Фердинана Герольда, Даниэля Обера.
Звучит «песня на воде» и в знаменитых операх «Отелло», «Вильгельм Телль» Россини. Жак Оффенбах включил баркаролу в «Сказки Гофмана». Это одна из самых известных мелодий. Чувственный дуэт, написанный для двух женских голосов, создает ощущение надвигающейся беды. Римский-Корсаков также вложил баркаролу в уста веденецкого гостя в своей опере «Садко». Веденцом называли на Руси Венецию. В песне рисуется образ далекого города, где дуют ласковые теплые ветры, плещутся волны и звучат любовные серенады.
Итак, что такое баркарола? Это мягкий ритм, напоминающий о набегающих волнах, романтическое настроение, особое умиротворение. Слушая баркаролу, мы переносимся в мир извилистых каналов, черных гондол, колоритных гондольеров и напевных мелодий, разлетающихся над водной гладью.
Значение слова «баркарола»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Баркарола характеризуется умеренным темпом и размером 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах.
Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма.
У польского композитора Фредерика Шопена есть фортепианное произведение «Баркарола фа-диез мажор» (Op. 60), написанное в 1846 году. Композитор Ян Галл в 1884 написал оперу «Баркарола». В цикле «Времена года» Петра Ильича Чайковского есть произведение под названием «Июнь — Баркарола». Одной из наиболее известных считается баркарола Belle nuit, ô nuit d’amour из оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».
БАРКАРО’ЛА, ы, ж. [ит. barcarola] (муз.). Род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе. [По названию песен венецианских гондольеров.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
баркаро́ла
1. песня венецианских гондольеров ◆ Мы плыли в гондоле… вдоль берегов дворцы… в окнах огни… вдали звучат баркаролы… над нами ночь… М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа ташкентцы. Картины нравов», 1869–1872 г.
2. муз. вокальное или инструментальное произведение лирического характера в стиле такой песни ◆ В подзаголовках предпочтение отдавалось в основном музыкальным жанрам: от баркарол и интермеццо до ораторий и симфоний. Виктор Слипенчук, «Зинзивер», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выпросить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Постоянные читатели
—Статистика
Уснули голубые
Видеоклип из т/ф «Михаил Глинка. Романсы». 1984 г.
Слова Н. Кукольник. Музыка М. Глинка. Исп. Зара Долуханова
Просьба сообщить, если видео не работает
Из цикла романсов «Прощание с Петербургом» (1840).
Баркарола
Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые,
Надолго ль?
До утра?
У нас и в мраке ночи
Волнение любви
Слезами топит очи,
Огнем горит в крови.
И плеском размахнулось
Широкое весло,
И тихо распахнулось
Заветное окно.
И вам покоя, волны,
Страдалец не дает;
Надежд и страсти полный,
Всю ночь любовь поет.
Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые!
Не спать вам до утра!
|
В романсе пленяет слух то, как Глинка передает ритм и интонацию волн. Ясность мысли и чувства здесь вызывают в восприятии приятное ощущение жизненной свежести и светлости. Этот романс – один из лучших в глинкинском цикле. Гибкость и плавность мелодической линии, выразительность ритмического рисунка, живописность насыщенной фортепианной фактуры, рисующей мерное движение волн, – все это придает баркароле теплый, страстный, «южный» колорит. Экспрессия вокальной партии усилена длительными распевами, вокализами, естественно вплетающимися в развитие мелодии. С большим артистизмом Глинка переосмысливает стиль итальянского bel canto.