Что такое романс в музыке определение для 5 класса
Что такое романс – определение
Романс – это музыкальное произведение вокального характера, которое написано ссылаясь на стихотворную форму не очень большого содержания, в основном, его тематика – любовная. Это музыкальное поэтическое камерное творение создается для голоса и сопровождается инструментально.
Романс в истории
Данный термин впервые появился в Испании еще в средние века. Вначале «романс» называлась светская песня, но спустя некоторое время, распространился и на территориях других стран. В некоторых из них и по сегодняшний день песня и романс подразумеваются под одним определенным словом.
Романс происходит от песни, и возник в пятнадцатом веке, но полностью был сформирован в девятнадцатом. Особый его фурор произошел в конце восемнадцатого века в таких странах как Россия, Франция, Германия. Значительный след в развитии романса оставили творческие работы известных немецких поэтов – Гейне и Гете. Даже создавались школы романса, которые считались национальными.
По прошествии девятнадцатого века и в начале двадцатого, одновременно с романсом классическим, начал развиваться – бытовой, который был сконцентрирован на певцов-любителей.
Для российского романса самым трудным временем был конец 1930 года, когда считался пережитком царизма и был подвержен гонениям. Исполнители замолкали, а те, кто не подчинился, были подвержены репрессиям. Возрождение произошло только в семидесятых годах.
Представление о романсе
Своей формой романс очень напоминает песню. Отличием считается то, что в данном произведении допускается отклонение в квадратуре и четкости тактов. Также можно встретить некоторые отступления, которые называют вставки или расширения. Вокал здесь ясный и рельефно очерчен мелодией. Певучесть тоже немного отличается от других музыкальных произведений.
В большинстве случаев припев, но в романсе это рефрен, отсутствует. Особое значение здесь имеет передача текстового настроения, нежели иллюстрация деталей. Акцент делается на мелодию, но не на аккомпанемент.
Романс относится к музыке камерной, и аккомпанируют его всего лишь одним музыкальным инструментом. Хотя иногда это делается и оркестровым сопровождением.
В данном виде произведений, как текст, так и музыка имеют равноправие. Если этого не придерживаться и отдавать предпочтение чему-то одному, то тогда романс теряет саму свою сущность.
Романс разделили на несколько разновидностей жанра:
Как распознать романс?
Данное произведение можно распознать по таким признакам:
Рассматривая романс, как вокально-поэтический жанр, то можно заметить. Что в нем прекрасно сочетают трехгранную структуру:
Иногда в опере тоже можно встретить романсы.
Разновидности российского романса
В России практически в одно время с классическим камерным романсом начал развиваться – бытовой. Его поделили на три направления:
Первый из них был зарожден в городе и пригороде, где жили в основном мещане. Они начали создание своей собственной субкультуры, которая вначале состояла из частушек, танцев, живописи на лубе, в том числе и романса. Так как в это время все подобные действия не приветствовались, то от этого и идет – «жестокий».
Жанр этого романса определить практически невозможно. Основными его чертами был ограниченный сюжет и всегда заканчивался он или бытовым убийством, или самоубийством, или смертью, связанную с каким-то горем, а если речь шла о любви, то только неразделенной.
Но спустя некоторое время, когда все поутихло, он дал толчок на создание романса городского. В отличие от жестокого направления, с точки зрения литературы, он больше гармоничен, чем его предшественник.
Отталкиваясь от романса городского, началось развитие таких жанров:
Блатная песнь воспевает тяжесть быта и нравственность в уголовной среде. Сконцентрирован данный жанр на людей, находящихся в заключении или же очень близко к преступным деяниям. Сначала он нашел поклонников в Советском Союзе, но через некоторое время стал популярен и в странах СНГ.
Авторские песни появились немного позже. Их особенность в том, что конкретного автора нет, а если и есть, то «неизвестный». Здесь тоже в основе была жизнь осужденных, которые находились в лагерях, об непригодных условиях проживания в этих местах.
Спустя некоторое время, среди блатных песен начали появляться произведения, которые немного отходили от тематики криминала, хотя в них тоже присутствовали та же мелодия, жаргон, взгляд на окружающий мир. Данный жанр получил название – русский шансон.
В наше время его можно услышать где угодно. Поклонники русского шансона, как и исполнители, не обязательно осужденные или те, кто уже отсидели свой срок.
Цыганский романс хотя и был создан на территории России, но в нем совмещали как российские тексты, так и цыганские.
Разновидности всемирного романса
Кроме вышесказанных, еще различают такие виды романса:
Но всегда неизменным и не теряющим своей популярности считается классический романс.
Многие композиторы стараются придерживаться основ романса, как традиции, уже не одно десятилетие. При этом стараются придать ему что-то необычное и особенное. К примеру, уже в шестидесятых годах создавались данные произведения, которые были рассчитаны на больше, чем один голос, а это уже было ближе к вокально-симфоническому произведению.
РОМАНС
Смотреть что такое «РОМАНС» в других словарях:
Романс — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
РОМАНС — (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка
«Романс к И. « — Романс к И. «РОМАНС К И. », раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия
романс — См … Словарь синонимов
романс — а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РОМАНС — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Современная энциклопедия
РОМАНС — (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь
Романс — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РОМАНС — РОМАНС, а, муж. Небольшое лирическое музыкально поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы. | прил. романсный, ая, ое (спец.). Романсная лирика. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
Романс — (муз.) вокальное сочинение, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Ноформе Р. схож с песнью; как и последняя, он пишется в коленном складе,но в нем не обязательна та квадратура, та четность тактов … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Песня и романс – что это и отличия
Все люди знают, что существуют различные музыкальные жанры. Песня и романс – одни из самых популярных форм народного творчества. Для общего культурного развития нужно знать, что они представляют собой и какие отличия присутствуют в исполнении, музыке, стиле.
Определение понятий
Для того чтобы быстрее и лучше понять, чем отличается песня от романса, нужно дать каждому понятию определение. Это позволит уловить основную суть жанров.
Песня – жанр вокальной музыки. Форма – куплетная или строфическая. Представляет собой произведение, в котором слова создают поэтическую форму, сопровождение создано музыкальной композицией. Исполнитель песни может быть один или несколько (хоровое пение).
Романс представляет собой вокальное произведение, написанное на основе небольшого лирического стихотворения. В основе жанра лежат любовные переживания, история двух влюбленных.
Сравнение
Между песней и романсом существует много общего – стихотворный текст, музыкальное сопровождение, вокальное исполнение. Отличительные черты также нужно знать и учитывать. Романс является видом песенного творчества. Родиной этого жанра является Испания. В Россию романс пришел из Франции. Содержание песни может быть разным по смыслу, форме воспроизведения. Также она не всегда посвящается определенной личности или группе людей. Романс же представляет собой лирическое повествование с выраженным любовным содержанием. Текст ориентирован на определенную личность. В романсе, в отличии от песни, одинаковое значение имеют, как музыка, так и слова. Ценность для восприятия имеет также манера исполнения. Песня привлекает внимание слушателя яркой ритмичной мелодией. На второй план уходят слова и общее содержание. В 90% случаев песня имеет припев, в романсе же его нет за редким исключением.
Песня может исполняться одним человеком (сольно), дуэтом, квартетом, хором. Этот вид творчества предполагает инструментальное сопровождение. Для этой цели могут использоваться гитары, барабаны, различные установки, народные инструменты. Исполнение песни возможно и без музыкального сопровождения — а капелла. Романс исполняется в большинстве случаев сольно под аккомпанемент одного музыкального инструмента (фортепиано). Он относится камерному жанру исполнения, поэтому не предполагается большого числа слушателей. Основная задача романса – вызвать у людей сильные эмоции и чувства. Особенностью романса является создание доверительной, искренней и располагающей обстановки. В романсе никогда не будет агрессии. Сюжет направлен на любовные переживания и мечты. Используется простая рифма без лишних сложностей. Сочетание слов должно быть несложным и при этом витиеватым и изящным. В романсе сочетаются такие направления и личностные качества, как галантность и благородство, искренность, нежность, страсть и глубина изложения. В песни же не предполагается обязательного уклона в лирику. Содержание может быть любым по манере подачи, стихотворной форме.
Выводы
На основании приведенных определений и сравнения видов народного музыкального творчества можно сделать определенные выводы. Песня представляет собой широкое, обобщающее понятие вокального направления. Романс – вид песни, который ориентируется на любовную тематику. Этот жанр камерный, тихий, спокойный, создающий расслабленную, почти домашнюю атмосферу. Количество слушателей в этом случае небольшое. Песня же направлена на то, чтобы привлечь к себе массовое внимание. В романсе большое значение имеет музыка, что отличает его от песни. Одинаково ценны для него слова, содержание и манера исполнения. Для романса характерна возвышенная поэзия, чувственность, нежность. За основу берутся произведения великих поэтов. Этот жанр сентиментальный, рассчитанный на чувствительность. Он раскрывает все потаенные стороны человеческой души, заставляет слушателей сопереживать главным героям. Содержание песни может быть различным по содержанию стихов и общему смыслу. Рифма может быть необычной, сложной или, наоборот, максимально простой. Романс исполняется одним исполнителем. Аккомпанемент составляет один музыкальный инструмент (фортепиано или рояль). Песня может исполняться людьми (хором) или сольно, для музыкального сопровождения используются несколько видов инструментов. Припев присутствует только в песнях.
Романс
РОМА́НС — жанр камерной вокальной музыки для голоса с инструментальным сопровождением (фп., гитары, арфы и др.). Термин «Р.» возник в Испании и первоначально означал светскую песню на исп. яз., в отличие от церк. песнопений, исполнявшихся на латыни. Из Испании Р., как лит. жанр, перешел в поэзию др. стран и стал обозначать жанр лирич. стихотв., предназначенного для пения, а также жанр вокальной музыки. Большую популярность этот жанр приобрел в 18 в. во Франции. В России Р. первонач. называли вокальные произв., написанные на франц. текст (рус. композиторами в т. ч.), тогда как вокальные произв. на рус. яз. назывались «российскими песнями». Укоренение Р. на рус. почве в кон. 18 — нач. 19 в. тесно связано с распространением сентиментализма. Особую популярность в этот период приобретает жанр Р.-элегии, наиболее ярко отразивший настроения культуры рус. сентиментализма. В рус. Р. с начала его возникновения сочетались две линии европ. сентиментализма — «мещанская» и «аристократическая», бытовая городская, провинциально-усадебная и столичная (творчество Ф. М. Дубянского, А. Д. Жилина, ранние произведения А. А. Алябьева). Две линии рус. Р. развивались параллельно на протяжении всего 19 в., представленные, с одной стороны, рассчитанным на певцов-любителей бытовым Р. и, с другой, композиторской вокальной классикой, предназначенной для исполнителей-профессионалов. Эти две области жанра Р. постоянно взаимодействовали. Этим обусловлены неоспоримые художеств. достоинства бытовых Р. А. Л. Гурилева, П. П. Булахова и др. Р. стал одним из ведущих жанров романтич. ветви рус. музыки 19 в., представленной сочинениями М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и др. Романтич. характер поэтики Р. отличает его от другого распространенного жанра камерно-вокальной музыки — песни. Границы этих жанров особенно отчетливы в творчестве Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, где оба жанра сосуществуют. Различие заключается в выборе текстов, в их образно-эмоциональном строе, в характере стихосложения и, соответственно, в муз. стилистике. Сфера Р. — внутренний мир человека, эмоциональное богатство, противоречивость и сложность его души. Поэтическая основа Р. — лирическое стихотв. Песня же тяготела, с одной стороны, к фольклорной тематике, с другой — к обобщениям явлений социальной действительности. Интонационный строй рус. Р. 19 в. — при всем индивидуальном своеобразии композиторских стилей — опирался в целом на широкий круг общелирических и декламационных интонаций и на танцевальные ритмы европ. музыки того времени. При всем многообразии музыкально-поэтического строя рус. Р. 19 в. прослеживаются сквозные линии его развития на протяжении всего столетия. Любовная лирика — центральная линия, ее гл. тема — любовь как сильное и светлое чувство (Глинка «Я помню чудное мгновенье», Чайковский «День ли царит»). Ее трагическая антитеза — мотив несостоявшегося счастья, одиночества (Чайковский «Снова, как прежде, один»). Др. линия рус. Р. — созерцательная, к к-рой относятся и пейзажная лирика, и жанр «восточного романса», и миниатюры, запечатлевшие мгновения красоты (Даргомыжский «Вертоград», Рахманинов «Островок», «Сирень»). Начиная с Глинки и Даргомыжского, формируется еще одна устойчивая жанровая ветвь — медитативная элегия (Даргомыжский «И скучно, и грустно», Рахманинов «Вчера мы встретились»). Традиционная линия рус. Р. — антологическая лирика, основными направлениями к-рой являются пламенная лирика застолий (Глинка «Кубок янтарный») и созерцательная картинная лирика (Даргомыжский «Юноша и дева», Кюи «Царскосельская статуя», Рахманинов «Муза»). Общий кризис романтизма в начале 20 в. предопределил и значит. изменения в жанре Р. Само название Р. используется уже реже. Появляется, в частности, новый жанр «стихотворения с музыкой», более соответствующий новой эстетической реальности. В сер. 20 в. вновь актуализируется жанр песни.
Лит.: Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс 19 в. М., 1956; Она же. Романтическая песня 19 в. М., 1966; Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 г.). Вып. 1—2. М., 1966—69.
Полезное
Смотреть что такое «Романс» в других словарях:
Романс — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
РОМАНС — (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка
«Романс к И. « — Романс к И. «РОМАНС К И. », раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия
романс — См … Словарь синонимов
романс — а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РОМАНС — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Современная энциклопедия
РОМАНС — (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь
Романс — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РОМАНС — РОМАНС, романса, муж. (франц. romance). 1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого нибудь стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.). || В инструментальной музыке небольшая пьеса с преобладанием … Толковый словарь Ушакова
РОМАНС — РОМАНС, а, муж. Небольшое лирическое музыкально поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы. | прил. романсный, ая, ое (спец.). Романсная лирика. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
Романс — (муз.) вокальное сочинение, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Ноформе Р. схож с песнью; как и последняя, он пишется в коленном складе,но в нем не обязательна та квадратура, та четность тактов … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Что такое романс. (кратко)
Романс схож с песней, но в то же время отличается от
неё некоторыми особенностями, что, собственно,
и делает романс романсом.
Его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной
мелодичности.
В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают
исключения.
В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания
уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса –
в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе.
Обычно романсы являются камерной музыкой
(пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно).
Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением,
чем песня, поэтому он может быть только лирическим,
тогда как песня может быть патриотической, героической и т. д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство,
в нём всегда присутствует или подразумевается адресат,
т. е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог,
хотя бы и внутренний.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны,
трогательны и нежны или же трагичны.
Романс – это жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. «Романс» – это испанское слово, означающее «по-испански», то есть исполняется, как в Испании. Термин этот появился в средние века. Он означал, что вокальное произведение исполняется испанским певцом в испанском стиле. Вскоре весь мир стал называть светскую песню «романсом».
Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Существует несколько разновидностей романса: баллада, элегия и романс в танцевальных ритмах.
В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. В 19 веке появились национальные школы романса. Каждый представитель данных школ писал произведения, придерживаясь одного стиля. Так появились Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса.
В России появился совершенно новый вид романса – «цыганский романс». Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.
Современными исполнителями романса являются Олег Погудин и Леонид Сребрянников. Прекрасным исполнителем романсов в эстрадной манере их подачи считается популярный певец Александр Малинин.
Особенности жанра романса
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением, чем песня, поэтому он может быть только лирическим, тогда как песня может быть патриотической, героической и т. д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство, в нём всегда присутствует или подразумевается адресат, т. е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог, хотя бы и внутренний.
Близки к романсу инструментальные произведения «песни без слов», в которых преобладает мелодическая линия. Самыми известными являются «Песни без слов» Ф. Мендельсона.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны, трогательны и нежны или же трагичны.
Романс схож с песней, но в то же время отличается от
неё некоторыми особенностями, что, собственно,
и делает романс романсом.
Его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной
мелодичности.
В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают
исключения.
В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания
уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса –
в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе.
Обычно романсы являются камерной музыкой
(пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно).
Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением,
чем песня, поэтому он может быть только лирическим,
тогда как песня может быть патриотической, героической и т. д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство,
в нём всегда присутствует или подразумевается адресат,
т. е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог,
хотя бы и внутренний.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны,
трогательны и нежны или же трагичны.