Что такое романтический историзм
Романтический историзм и исторический роман.
Жанр исторического романа впервые появляется в эпоху романтизма. Удаленность во времени и пространстве покрывается романтической дымкой. В рамках романтического двоемирия «вторые миры» чаще всего располагают в «славном прошлом» или в каких-нить экзотических странах. Кстати, это уже не первый случай, когда в резалте полемики 2 культур новая обращается к прошлому через голову предыдущей эпохи…
Уже в «Генрихе мать его фон Офтердингене» есть знаменитое отступление о ценности вещей, которые сделаны давно и передаются из поколения в поколение, неся на себе отпечаток старины. Второй критерий ценности вещей – их везли издалека. Можно ещё вспомнить майклову лампу J
Обаяние прошлого требует его детального воссоздания, а также воссоздания местного колорита, а затем и людей прошлого. Мадам де Сталь пересматривает критерии, которые предполагали ориентацию на традиции. Она утверждает превосходство самобытного, уникального над всеобщим унифицированным. Отсюда – стремление познать и вообразить прошлые эпохи «не такими, как наша», стремление воссоздать прошлое как нечто совершенно иное. Так подготавливается почва для создания жанра исторического романа.
18 век оставил богатое наследие в рамках европейского романа (где главное – изображение нравов, общества и его институтов), но в тех романах не было исторического изображения человека и прошлого. Не было дистанции между людьми прошлого и современными чувачками, и к тому же изображение человека и общества страдает отвлеченностью. Генрих фон Офтердинген, несмотря на то, что живет в Средние века (об этом свидетельствуют Крестовые походы), мыслит, как типичный романтик начала 19 века. В «Гулливере» жизнь лилипутов и великанов во многом напоминает жизнь современных Свифту европейцев.
В 1820х гг. властитель умов – Вальтер Скотт (1771-1852). Дяденька Скотт вызывал всеобщий восторг, одно время его даже называли «вторым Шекспиром», отцом современного романа. А почему? Да потому, что он внес историзм(главным образом, ту самую дистанцию) в изображение эпохи и человека.
Вальтер – сын юриста, потомок старинного шотландского рода. Рос в деревне на берегу р. Твид, где «древние развалины дышали стариной». Источник его вдохновения – легенды об исторической старине, баллады и семейные предания, которые ему рассказывала бабушка. Маленький мальчик думал, что сельский быт деда и жизнь отца-юриста в городе – фуу, лучше уж предания старины глубокой…
Скотт закончил Эдинбургский университет, стал адвокатом. Заведовал монетной коллекцией Эдинбурга, любил памятники материальной культуры прошлого. Потом С. был назначен шерифом того округа, где некогда жил клан его рода. Чиновник, он любил собирать древние баллады и песни о защитниках шотландской вольницы.
Первый сборник (1802-03гг.) – «Песни шотландской границы», вышли почти одновременно с «Волшебным рогом мальчика». Однако мировую известность Скотту принесли романы. В них его художественный гений достиг зрелости. Первый цикл – из шотландской истории (1814 – «Уэверли», 1816 – «Пуритане», 1819 – «Легенды Монтроза»), второй цикл – английская история (1819 – «Айвенго», 1826 – «Вудсток»), далее выходили романы из истории Франции (1823 – «Квентин Дорвард», «Граф Роберт Парижский»), Швейцарии и даже Византии. Действие всех его романов охватывает промежуток почти в 7 веков – от середины 11в. до середины 18в.
Почему романтиков так привлекает эпоха СВ? Своим иррационализмом, тягой ко всему мистическому (в противовес столь нелюбимому романтиками классицизму). Для романтиков это время «славного патриархального прошлого», рыцарей и Прекрасных Дам, а также сильных, героических характеров. Что касается В. Скотта, то он не так уж сильно и обольщается эпохой Средневековья. Для него это «багряная страна, где жизнь законом не ограждена». СВ – время религиозного фанатизма, всеобщей вражды, царства беззакония. Хотя… так как человек не надеется на закон, он более активен, героический характер. СВ – время резко очерченных характеров, могучих натур. Герои Скотта напоминают героев Шекспира в этом плане.
Возможно, я погорячилась. Скотт иногда допускает идеализацию прошлого. До кучи, критики отмечают «безжизненность» центральных образов: главный герой ВС часто модернизирован, перенесен в прошлое из современности. Таковы Квентин Дорвард, Роберт Уэверли, пертская красавица и др. ВС больше удаются всякие забияки и воинственные персонажи (например, Оливье Дьявол, разбойник Дональд, горец Эван Дху и др.) А идеальные персонажи недраматичны, неисторичны.
«Уэверли» повествовал о событиях шестидесятилетней давности. Конечно, за этот период в Шотландии многое изменилось; однако древние нравы, ведущие свое происхождение от предыдущих эпох человеческого общества, сохранились в своей первобытной чистоте. Что же такое современность и можно ли противопоставлять ее прошлому с той категоричностью, с какой это делали классики и просветители XVIII века? По мнению Скотта, в современности заключены следы многих прошедших эпох и старых культур. В ней борются социальные силы, каждая из которых имеет свои глубокие корни в истории. Поэтому рассматривать современность вне истории невозможно, а следовательно, всякий романист, изображающий общество, является вместе с тем и историком. Так Скотт приходит к одному из основных принципов своей эстетики.
На некоторое время исторический роман вытесняет другие формы романа в Европе. Так, Гюго пишет «Собор Парижской богоматери», Купер «Шпионов», Альфред де Виньи «Сен-Мара» и др. А в России – Лажечников, Загоскин.
Поговорим о французском романтизме. Здесь главная фигура – Альфред де Виньи (1797-1863). Интерес к истории писатель испытывал с ранних лет. В ранней молодости испытал увлечение историческими романами В.Скотта. Правда, его не устраивало, что главные действующие лица были вымышленными персонажами, поэтому он решил переиначить его манеру, создав роман, где действовали бы реальные исторические лица. Так в 1824г. возникает замысел «Сен-Мара». В 1825-26 гг. он работает с историческими источниками в Библиотеке Арсенала и Королевской библиотеке в Париже.
Впрочем, историческая точность не была целью Виньи. Он не столько стремился воскресить определенную историческую эпоху, сколько дать на историческом фоне вечные человеческие типы, в борьбе которых реализуется схватка мировых, абсолютных начал. Для романтика Виньи это были Багородство и Низость, Самоотверженность и Самолюбие. Предельным воплощением этих начал в романе являются образы главных действующих лиц – кардинала де Ришелье, фактического правителя Франции, поставившего себе в задачу свести на нет политическую самостоятельность дворянства, и молодого любимца короля Людовика 13 маркиза де Сен-Мара, олицетворения отваги, благородства и самопожертвования, возглавившего заговор против всесильного министра. Исторический Ришелье немало потрудился над завершением процесса образования единого национального государства. Исторический Сен-Мар был заурядной личностью, ставшую пешкой в руках дворцовых интриганов – герцогов Орлеанского и Бульонского.
Это переосмысление роли исторических личностей не случайно. Виньи, по всей видимости, разделял взгляды о круговоротном, а не поступательном характере человеческого прогресса; отсюда – соображения о прогрессивности той или иной политики для него лишены всякого значения. Виньи считает, что цель исторического романа – дать нравственное изображение прошлого. Именно в этом, а не в мелочной верности фактам, будет историческая правда.
Характер отношений Сен-Мара и Марии в романе Виньи имеет определенный подтекст. Сначала можно подумать, что перед нами очередная разновидность литературной истории любви возвышенного романтического героя к несколько поверхностной светской красавице. В действительности замысел Виньи глубже. С образом Марии в творчество Виньи входит тема исконного непонимания женщиной духовного и творческого поиска мужчины (да ладно – п.а.) Возвышенная личность может рассчитывать только на союз с равным, даже если тот не разделяет полностью ее взглядов, как благородный де Ту, которому различие убеждений не мешает разделить судьбу своего юного друга Сен-Мара вплоть до эшафота, на который они всходят, подобно христианским мученикам времени Нерона Гервасию и Протасию.
· Дэвид Дайчес «Сэр Вальтер Скотт и его мир»
· М.В. Толмачев «Молодость Альфреда де Виньи»
Романтический историзм: трансформация романа в творчестве В.Гюго, В.Скотта и Дж.Ф.Купера
Романтизм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Историческая проза — условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, повестей, рассказов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.
Романтический историзм строится на понимании истории Отечества как истории человеческого рода; генетическая память нации живет в каждом её представителе и мное объясняет в его характере, таким образом, история и современность тесно связаны – обращение к прошлому для большинства романтиков становится способом национального самоопределения и самопознания. Романтики пытаются соотнести психологию исторических персонажей с обычаями прошлого, воссоздать «местный колорит» и «дух времени» не как маскарад, а как мотивировку событий и поступков людей. Другими словами, должно произойти «погружение в эпоху», которое невозможно без тщательного изучения документов и источников.
Исторические лица редко соответствуют своему реальному (документальному) облику, идеализируясь в зависимости от авторской позиции и своей художественной функции – показать пример или предостеречь.
Викто́р Мари́ Гюго́ (Юго) (26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. ЧленФранцузской академии (1841).
Вместе с политическими убеждениями эволюционизировало и творчество писателя, что отразилось на всех уровнях текста. Чем больше В. Гюго увлекали революционные идеи, тем больше он уделелял внимание изображению современных ему событий, тем большее значение приобретала для него историческая конкретика. Выдумка и фантазия превратилась в историческую объективность, на смену вымышленным героям пришли известные всему миру своей общественной деятельностью исторические лица, и каждый клочок французской земли стал полон дыхания революции. Но, оставаясь до конца своего творческого пути верным методу романтизма, писатель сохранял и глубокий психологизм. В каждой исторической проблеме он видел и проблемы нравственного, морального характера. В этом, пожалуй, и проявлялась статичность творчества писателя, он всегда в своих произведениях выражал веру в человеческий абсолют, в силу добра.
В противоположность натуралистическому описанию, соразмерному с действительными масштабами событий и не отрывающемуся от повседневных фактов и явлений, Гюго в споем описании выделяет значительное, внушительное и грандиозное, обозначающее не только видимое, но и спрятанную за ним духовную сущность вещей. Из описания Гюго всегда вытекают далеко идущие выводы, порою целые философские концепции.
Таковы особенности художественно-романтического воссоздания мира в творчестве Гюго, с помощью которых он ярко выражает свою гуманистическую оценку событий и привлекает сердца людей к обездоленным против богачей и аристократов, к народным массам и революции против тирании, к милосердию и духовному величию против жестокости, подлости и низости всякого рода.
Сэр Ва́льтер Скотт (15 августа 1771, Эдинбург — 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйбурге) — всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат, по происхождению шотландец. Для шотландцев он больше чем писатель. Он возродил историческую память народа, он открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь для Англии. Считается основоположником жанра исторического романа. Обладал феноменальной памятью.
Особенности творческого метода Вальтера Скотта как новатора в области исторического романтизма:
1)композиция исторического романа отражает понимание исторического процесса писателем: обычно судьбы его героев тесно связаны с тем крупным историческим событием (с революцией, мятежом, бунтом), изображение которого занимает центральное место в произведении.
2)изображение исторических событий сквозь восприятие частного вымышленного персонажа, ведущего любовную интригу романа и тем самым соблюдение исторической точности вместе с сохранением обязательной романической интриги;
3)изменение соотношения предания и вымысла, создание исторического фона вымышленными персонажами, которые являются чрезвычайно типичными для изображаемой эпохи и страны и в этом плане историчны;
4)новаторство художественного языка (Скотт отказывается от чрезмерной архаизации языка, а использует язык его эпохи);
5)одним из важнейших нововведений романа Скотта является роль, которую играет народ, масса. Роман Скотта имеет демократические тенденции: мы видим, как со всех сторон врывается на его страницы народ;
6)расширение границ романа (охват бол. количества типов, сословий, классов и событий).
Вальтер Скотт, бесспорно величайший исторический гений новых времен, принадлежал к тем гибким подвижным умам, которые всегда готовы запечатлеть в себе формы тех предметов, к которым они приближаются; которые способны воскресить прошедшие во всех веках ярких ослепительных цветах местности и века; которые, так сказать, постоянно оглядываются назад, как бы прощаясь со знакомыми местами, с близкими друзьями и родственниками, и в час разлуки силятся в последний раз припомнить малейшие обстоятельства минувших дней, прежние страдания и радости, и в свежем воспоминании рисуют черты и характеры знакомых лиц, читают их чувства и мысли, и в душевном восторге вглядываются даже в их одежду, их привычки, их странности. Каждый из нас, кто только со вниманием читал творения Вальтера Скотта, согласится, что в его романах более истинной истории, нежели в исторических произведениях большей части писателей-философов, изображавших одну с ним эпоху.
Джеймс Фе́нимор Ку́пер (15 сентября 1789, Бёрлингтон, Нью-Джерси — 14 сентября 1851, Куперстаун) — американский романист. Классик приключенческой литературы.
Первый роман «Предосторожность»(1820). Предполагая, что ввиду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенёс действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английской жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики. Вторым романом Купера, уже из американской жизни, стал знаменитый «Шпион, или Повесть о нейтральной территории»(1821), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе.
Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни («Пионеры», 1823; «Последний из могикан», 1826; «Степи», иначе «Прерия», 1827; «Открыватель следов», иначе «Следопыт», 1840; «Охотник за ланями», иначе «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841), в которых изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами. Героем этих романов является охотник Натти (Натанаэль) Бампо, выступающий под различными именами (Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин), энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев(Чингачгук, Ункас).
Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. В 1826 г. Купер отправился в Европу, где провёл семь лет. Плодом этого путешествия было несколько романов («Браво, или в Венеции», «The Headsman», «Mercedes of Castile»), действие которых происходит в Европе.
Мастерство рассказа и постоянно усиливающийся интерес его, яркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов Америки,рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем, как живые — таковы достоинства Купера как романиста. Написал также морские романы «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828).
ngasanova
Вспомнить, подумать.
Романтический историзм
Adolph Friedrich Erdmann von Menzel (1815–1905)— немецкий художник,
один из лидеров романтического историзма.
Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством такого художника, как Adolph Menzel,
сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Живописец
широких замыслов, Менцель стремился охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля
-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной
манере, где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.
Adolf Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905)-‘laying out (aufbahrung) the march fallen’
Немецкий живописец Adolph Menzel первый ввел в исторический жанр научно-реалистический метод, не
всегда, впрочем, последовательно проводимый художником. В 1840 году художник предпринял громадный
труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для
гравюры на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких
графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекают достоверность в обрисовке исторической
обстановки, костюмов, умение схватить характерное. И все же Менцель, – и художник и историк, – не
избежал черт идеализации эпохи и прежде всего в характеристике самого Фридриха, предстающего в виде
справедливого просвещенного монарха.
Adolf Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905)- Железопрокатный завод (современные Циклопы)
-(1872-1875) Berlin-Alte Nationalgalerie
Художник создает картину «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея), одну из первых
в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса, индустриального труда. С документальной
точностью изображает художник огромный цех завода, станки и освещенных пламенем печи рабочих, изнуренных
непосильно тяжелым трудом. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они наспех свой
скудный завтрак. Некоторая чернота и дробность живописи не снижают громадного значения этого
произведения, показывающего коллективный труд рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.
Многочисленные подготовительные рисунки к картине, сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного
из самых крупных, со времен Дюрера, рисовальщиков Германии, и одного из лидеров романтического
немецкого историзма. Среди этих рисунков есть и тщательнейшие зарисовки деталей костюмов, обстановки,
и живые наброски карандашом, пером м кистью.
Adolf Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905)-‘Corpus Christie procession in Hofgastein’-oil1880
München-Neue Pinakothek
Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ
В. Стасов называл его «одним из самых великих художников». Однако творчеству Менцеля присущи черты
ограниченности: пассивная созерцательность и перегруженность деталями его исторических полотен, за
которыми подчас стушевывается главное, а также прославление реакционной силы гогенцоллеровской Пруссии,
выдвигающейся среди конгломерата немецких государств.
Adolf Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905)-‘soiree (Abendgesellschaft)’
Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма
Что такое романтизм?
Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».
Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.
Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.
Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.
Черты романтизма
Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.
Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.
Романтический герой
Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.
Романтизм в литературе
Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.
Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.
Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.
Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».
Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:
Романтизм в поэме «Мцыри»
Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.
Романтизм в музыке
Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.
Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.
Романтизм в живописи и архитектуре
Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.
Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.