Что такое ромашка блума
Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе
Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Что такое Ромашка Блума
Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Шесть лепестков – шесть вопросов
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
Простые вопросы
Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.
Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».
Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Творческие вопросы
В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические вопросы
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные вопросы
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.
Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:
Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?
Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?
Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?
Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?
Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?
Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.
Когда вопросы-интерпретации актуальны?
Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.
Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.
Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.
Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).
При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.
Шаблон Ромашки Блума
Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.
Заключение
Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.
«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы
1. Технология развития критического мышления
Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Практика показывает, что у современных школьников с этим нередко возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы умеют мыслить».
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данного приема в том, что он учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Ромашку Блума можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
Предложенная Блумом теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею» Таким образом, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем любого предмета.
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
2. Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
“Что есть красота?»
Николай Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
1) Знакомство с писателем
Преданность своему делу была характерной чертой Н.Заболоцкого, и, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для развития и проявления его таланта, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. Его литературное наследие сравнительно невелико – оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, произведения для детей, немногочисленные статьи и заметки о литературе. И за каждой его строкой встаёт образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного ироничного, проникновенного человека. А тем, кто пристальнее вглядится в личность Заболоцкого и вчитается в строки его стихотворений, откроется упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений, скрытая игра страстей и вдохновения.
Рассмотрим пример, как можно работать с «Ромашкой Блума» на примере работы со стихотворением Заболоцкого «Некрасивая девочка».
2) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Прочитайте название стихотворения. Подумайте, о чём может говориться в стихотворении с таким названием?
3) Знакомство со стихотворением (аудиозапись)
Чей прогноз оказался правильным?
4) Разберемся в прочитанном. Работа с текстом
Разбиваемся на группы.
Белый лист – простые вопросы (Что? Где? Когда? Как?)
Желтый лист – уточняющие вопросы
Синий лист – интерпретационные
Зеленый лист – творческий вопрос
Фиолетовый лист – практический вопрос
«Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся»
Красный лист – оценочные вопросы
Перечислите те нравственные ценности, которыми каждый человек может наполнить свой сосуд души.
3. Вывод
«Ромашка вопросов» является одним из эффективных приемов, которые можно использовать на разных стадиях урока. Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально. Наиболее интересны детям практические вопросы: «Как поступили бы вы…?»
«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, осмысления или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.
Методический материал на тему «Ромашка Блума»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Правильно ли я понял.
Как можно применить.
Что можно сделать из.
· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Прием “Ромашка Блума”
Прием “Ромашка Блума”
“Ромашка Блума” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Рассмотрим шесть типов вопросов:
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ
Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:
Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:
Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.
Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”.Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.
КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ
Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.
Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.
Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.
«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Отдел дополнительного профессионального образования
Итоговая аттестационная работа
«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения»
Молдашевой Дильдой Бауржановной
доктор пед. наук, профессор
кафедры методики преподавания иностранных языков
Мосина Маргарита Александровна
Мастер – класс учителей начальных классов
«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер – класса:
-расширить понятие о критическом мышлении и методах развития критического мышления;
— показать приемы использования Ромашки Блума в своей работе;
— научить слушателей использовать данный прием в своей практической деятельности.
Необходимое время: 40-45 минут.
Минимальное и максимальное количество участников: от 10 до 20.
Краткая аннотация: на мастер-классе участники смогут расширить свои представления о приёмах критического мышления, получат опыт их использования при подготовке и проведении урока.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
— понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;
— практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
— повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
— рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Требования к организации мастер-класса:
Классная доска или маркерная, мел или маркер.
Бумага формата А4 по количеству групп.
Аудитория, обеспечивающая возможность организации групповой работы.
I .Презентация педагогического опыта учителей начальных классов
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами и надеемся на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе.
Требования современного образования нацеливают на принцип » учить не науке, а учить учиться «.
Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Сегодня мы хотим вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Этот прием называется » Ромашка Блума » или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках
Возможны два варианта:
II . Представление урока
1. Знакомство Цель: через знакомство подвести к теме мастер – класса. В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга.
2. Деление на группы по лепесткам ромашки ( каждый цвет лепестка соответствует типу вопроса)
— А как вы знакомились друг с другом? ( задавали вопросы)
— Знаете ли вы каких типов бывают вопросы?
Образец использования приема.
Учащиеся читали текст и составляли к нему вопросы.
Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.
Саня взял сучок и что – то написал на снегу.
Ваня посмотрел, прочитал:
— «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.
— Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.
— Ну и дурак! – сказал Саня.
На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие в рассказе?
Когда происходит действие в рассказе?
Каким описан зимний лес в рассказе?
Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?
Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?
Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?
Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?
Почему Саня назвал Ваню «дураком»?
Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?
Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?
Как бы вы поступили на месте Вани?
Как бы вы поступили на месте Сани?
Почему поступок Вани вызывает осуждение?
Кто из друзей был прав?
Хотим представить фрагмент урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: Борис Житков. “Цветок”
Размышление над текстом
— На доске цветок с 6 лепестками. Каждый лепесток – вопрос.
Если я правильно понял…
Далее – о бъясняющий вопрос
Теперь вопрос творческого характера. Попробуем сделать предположение, прогноз.
Пятый вопрос – оценочный
Чем … отличается от …
Вопросы по осмыслению прочитанного текста
— Кто главные герои рассказа Б.Житкова “Цветок”?
— С чего началась данная история?
— Что случилось с Настей?
— Докажите, что данный цветок – это алое
— Как цветок помог вылечиться девочке?
— Как ещё можно использовать этот цветок?
— Сравните этот цветок с другими цветами. Что вы можете сказать в пользу этого цветка?
— Сравните отношение мамы к цветку вначале и в конце рассказа
— Распределите вопросы по типам. Определите, какие вопросы относятся к вашей группе.
III . Имитационная игра с учителями с демонстрацией приёма «Ромашка Блума» для эффективной работы с учащимися
Цель: систематизировать знания о Ромашке Блума
Методы: работа в группе
Ресурсы: раздаточный материал (типы вопросов), текст сказок
Практическая работа в группах по составлению вопросов к сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»
Группам необходимо по предложенному тексту (новому):
Определите цели работы.
Составьте вопросы к тексту.
Представьте результаты работы.
Одно слово/ существительное
Два слова / прилагательные
Три слова / глаголы
Фраза из четырех слов / выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово/ характеризует суть предмета или объекта .
Группы зачитывают свои работы
2 . Дискуссия по результатам совместной деятельности
Насколько полезна вам полученная информация и сможете ли вы её использовать в профессиональной деятельности?
Применение приема технологии развития критического мышления «Ромашка Блума» является удобным средством при отборе вопросов для обсуждения с учащимися изучаемых проблем. В зависимости от типа урока можно начинать разговор с разных по сложности вопросов. Так, на проблемном уроке вначале можно ставить вопросы, связанные с высоким уровнем мышления, а затем искать ответ на них, используя более простые вопросы.
Что было трудным в работе?
Заключительное слово педагога-мастера
Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:
«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»
Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.