Что такое роса 3 класс русский язык

Толковый словарь Ожегова

Смотреть значение РОСА в других словарях

Роса — туман, испаренья, опадающие влагою на землю и нередко стоящие каплями на растеньях, жемчужная роса, бисерная. Росою, да через серебро умыться, бела будешь. Слезы роса.
Толковый словарь Даля

Роса — О цвете, блеске и т. п.
Алмазная, белая, блестящая, брильянтовая, горящая, дымчато-сиреневая, жемчужная, изумрудная, искристая, искрометная (устар. поэт.), кристальная.
Словарь эпитетов

Роса Ж. — 1. Водяные капли, осаждающиеся в теплое время года из влажного воздуха на поверхности растений, почвы и различных наземных предметов вечером, ночью и рано утром при понижении.
Толковый словарь Ефремовой

Роса — росы, вин. росу, мн. росы, ж. 1. Водяные капли, осаждающиеся из влажного воздуха на земле и растениях при охлаждении, понижении температуры. Вечерняя роса. Ночная роса. Утренняя.
Толковый словарь Ушакова

Роса — Общеславянское слово индоевропейской природы (в древнеиндийском находим rasa – «влажность», в латышском ros – «роса»).
Этимологический словарь Крылова

Роса — капли воды, образующиеся при конденсации водяного пара на почве,траве и наземных предметах при охлаждении их вследствие излучения.Возникает в ясные и тихие ночи, когда.
Большой энциклопедический словарь

Роса — роса́капли воды (конденсат атмосферного водяного пара), осаждающиеся на поверхности Земли и наземных предметах при охлаждении воздуха до точки росы и положительных.
Географическая энциклопедия

Роса — — евр. таль. в Палестине и других странах востока весьма обильна, она особенно драгоценна для урожая в то время, когда совсем не бывает дождей или их выпадает слишком.
Исторический словарь

Роса — Национальная единица площади на Кубе = 0,719 га.
Словарь мер и весов

РОСА — РОСА влага, осаждающаяся в виде мельчайших капелек на любой охлажденной поверхности (в том числе на растениях) вследствие конденсации паров воды.
Экологический словарь

Источник

Что такое роса 3 класс русский язык

Смотреть что такое «РОСА» в других словарях:

РОСА — РОСА, туман, испаренья, опадающие влагою на землю и нередко стоящие каплями на растеньях, жемчужная роса, бисерная. Росою, да через серебро умыться, бела будешь. Слезы роса: взойдет солнце, и обсушит. На водяных жилах сильные росы. Заря зарянка,… … Толковый словарь Даля

роса — водяные капли на земной поверхности и растениях при охлаждении воздуха (1): Коли Игорь соколомъ полетѣ, тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу. 41. Изъ земля бо и из моря курения исхожаху, и к симъ вѣтри и гласи рѣчныхъ и езерныхъ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

РОСА — РОСА, росы, вин. росу, мн. росы, жен. 1. Водяные капли, осаждающиеся из влажного воздуха на земле и растениях при охлаждении, понижении температуры. Вечерняя роса. Ночная роса. Утренняя роса. «Куст заденешь плечом, на лицо тебе вдруг с листьев… … Толковый словарь Ушакова

роса — капли воды (конденсат атмосферного водяного пара), осаждающиеся на поверхности Земли и наземных предметах при охлаждении воздуха до точки росы и положительных температурах земной поверхности. Роса возникает в ясные безветренные ночи. Чем сильнее… … Географическая энциклопедия

роса — ы; мн. росы; ж. Водяные капли, осаждающиеся из влажного воздуха на поверхность растений, почвы и различных предметов при их охлаждении в вечерние, ночные и ранние утренние часы. Капли росы. Р. выпала. Р. блестит. Ходить по росе (по мокрой от росы … Энциклопедический словарь

роса — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? росы, чему? росе, (вижу) что? росу, чем? росой, о чём? о росе; мн. что? росы, (нет) чего? рос, чему? росам, (вижу) что? росы, чем? росами, о чём? о росах Росой называют водяные капли, которые… … Толковый словарь Дмитриева

роса — См … Словарь синонимов

роса — алмазная (Бальмонт, Случевский, Фет, Фруг); ароматная (Козлов); блестящая (Бальмонт); горящая (Бальмонт); душистая (Лермонтов, Надсон); жемчужная (Галина, Оболенский, Чюмина); здревая (Городецкий); изумрудная (Бальмонт); искрометная (Белый);… … Словарь эпитетов

РОСА — капли воды, образующиеся при конденсации водяного пара на почве, траве и наземных предметах при охлаждении их вследствие излучения. Возникает в ясные и тихие ночи, когда велико земное излучение … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Урок русского языка 3 класс «Лексическое значение слова»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: « Лексическое значение слова »

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: формирование умений определять лексическое значение слова; развитие умений работать с толковым словарем; воспитание ответственного отношения к результатам своего учебного труда.

Дидактические: формирование умений определять лексическое значение слова; совершенствовать умения работать с информацией.

Развивающие: развивать умение контролировать себя на уроке, развивать практические навыки работы с толковым словарем; развивать умение ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою деятельность и деятельность своего товарища.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу; ответственное отношение к результатам своего учебного труда.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный метод: слово учителя

— Здравствуйте, ребята. меня зовут Алена Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Давайте улыбнемся соседям по парте, посмотрим, все ли правильно сидят, все ли готовы к уроку.

Все проверили друг друга и себя?

Настраиваются на урок

Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке;

К: умеют слушать и слышать друг друга.

Уважительно относятся друг к другу.

Актуализировать знания по пройденным темам.

Словесный метод: слово учителя

Практический метод: словарный диктант

А урок мы начнем с того, что запишем число и классная работа.

Сегодня у нас 5 октября.

А чтобы подготовиться к новой теме урока я предлагаю нам провести. Ваша задача понять, что это за слова по рисункам и их лексическому значению слова, то есть то, что оно обозначает.

1. Посмотрите рисунок хлебного злака. Из овсяной муки можно приготовить овсяную кашу. Какое слово вы запишите? Овёс;

2. Сторона горизонта, где восходит солнце. Восток;

3. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря;

5. (картинка) Это хлебный злак. Пшеница.

Поставьте ударение в словах, выделите непроверяемую орфограмму.

В слове овёс ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

В слове восток ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

В слове заря ударение падает на второй слог, запоминаем букву а в первом слоге.

В слове орех ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

В слове пшеница ударение падает на второй слог, запоминаем букву е в первом слоге.

П: умеют анализировать, синтезировать;

Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке;

К: умеют слушать и слышать друг друга.

Уважительно относятся друг к другу.

Выявление места и причины затруднений.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Словесный метод: диалогическое взаимодействие

Ребята, что вы записали?

Какая орфограмма есть во всех словах?

Где можно проверить написание данных слов?

Верно, ведь каждое слово имеет свое собственное значение, а какие вы знаете толковые словари?

Верно, а какой на уроке русского языка у нас всегда под рукой толковый словарь? Где он у нас есть?

Верно, в конце учебника, позже, мы к нему обязательно вернемся.

Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39. Прочитайте название раздела.

Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел

Знаем ли мы отлично все, что только что прочитали? Хотим ли мы все это узнать и быть самыми умными и грамотными?

Мы записали слова Непроверяемая орфограмма

В орфографическом словаре

Слово в языке и речи

Интерактивная доска, презентация. Учебник

П: умеют анализировать, синтезировать;

Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке;

К: умеют слушать и слышать друг друга.

Уважительно относятся друг к другу.

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Прием ТРКМ: анаграмма

Прием: слова помощники

Попробуйте прочитать тему урока, что в ней не так? Верно, буквы перепутаны, но если их поставить верно, то получится наша тема урока.

Давайте постараемся поставить цели на урок с помощью слов помощников:

Верно, я полностью с вами согласна, а еще можно выделить и такие цели: узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова;

оценим работу на уроке;

Лексическое значение слова

узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; узнаем, с каким словарем работать, чтобы определить лексическое значение слова ; оценим работу на уроке

Компьютер, проектор, интерактивная доска (мультимедийная презентация).

Знают тему, цель и задачи урока.

Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке;

К: умеют слушать и слышать друг друга.

Уважительно относятся друг к другу.

Реализация построенного проекта

Ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике.

Словесный метод: диалогическое взаимодействие

Практический метод: работа с учебником

Прием ТРКМ: работа со схемой

Практический метод: работа со словарем

Слово Лексика пришло к нам с Греческого языка, а все лексические значения слов собраны в толковых словарях, например в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова их собрано 57 000.

Все верно, это само значение слова, то, что оно обозначает.

И чтобы вспомнить, как же определять значение слова, я предлагаю вам открыть учебник на стр. 40ой, упр. 64. Прочитайте задание. Приступим к работе.

Как вы поняли этот текст?

Согласны ли вы с мнением автора?

А ведь действительно, сколько прекрасных слов в русском языке. Прочитайте слова, которые в тексте называются громкими, богатыми, гордыми, светлыми и радостными.

Молодцы, а теперь найдите слова, которые характеризуются в тексте, как слова полные прелести, нежности, легкости. Верно, а какое лексическое значение у слова береза? Молодцы, это и в правду лиственное дерево с белой корой.

Хорошо, а сейчас, прочитайте слово, которое лучится светом, лаской.

Верно, а почему это слово так описывается?

Давайте запишем данное предложение. (походить)

Внимательно посмотрите на слово ласка. А какое значение оно имеет в данном предложении? А что еще может определять слово ласка? верно, у этого слова несколько лексических значений.

Итак, ребята, так что же такое лексическое значение слова? Давайте проверим все наши ранее высказанные варианты ответов и прочитаем что такое лексическое значение слова в рубрике Вспомните!

Были ли верны наши утверждения?

А чтобы и дальше вспоминать и узнавать еще больше о характеристиках слова, рассмотрим схему на слайде. Какие слова называются однозначными?

Запишите слово, которое имеет одно значение у себя в тетради.

Обратимся дальше к схеме, какие слова называют многозначными?

Найдите слово, которое относится к многозначным словам.

(Колокольчик, грач, гитара, перстень)

Так же на этой схеме мы видим группу, которая называется синонимы. Что такое синонимы?

Молодцы, подберите синоним к слову ДОКТОР; запишите его.

— так же мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы?

Верно, подберите антоним к слову ХОЛОДНЫЙ; запишите его.

А сейчас давайте проверим наши варианты.

Какое слово имеет одно значение? – Глобус, верно, какое у него значение?

Какое слово будет многозначным? – Колокольчик, верно, придумайте словосочетание с одним из значений колокольчика. Отлично.

Какой синоним можно подобрать к слову ДОКТОР? Врач.

Верно, а теперь антоним к слову ХОЛОДНЫЙ – горячий.

А теперь посмотрите на данные слова. ЯЗЫК и АЛЬБОМ. Каково значение этих слов? А чтобы узнать точно, давайте посмотрим в нашем словаре в конце учебника. К какой группе относится слово язык? А слово альбом? А как вы это поняли? (про кол-во значений)

Все верно, ребята, а что же мы с вами повторили сейчас?

В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке

Мир, дружба, родина, Россия

Берёза, солнце, счастье, весна, радость

Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение

Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок

Антонимы – слова, противоположные по значению

Повторили многозначность и однозначность слов; повторили что же такое лексическое значение слова; Синонимы и антонимы;

Интерактивная доска, презентация,

Учебник, тетрадь. Толковый словарь.

Усваивают умение определять лексическое значение слова.

Умеют работать с толковым словарем.

П: умеют анализировать, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи;

Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке;

К: умеют слушать и слышать друг друга.

Уважительно относятся друг к другу.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия.

Словесный метод: диалогическое взаимодействие

Практический метод: самостоятельная работа

Посмотрите, какие у нас есть толковые словари: Ожегова Сергея Ивановича, Даля Владимира Ивановича. У вас в учебнике тоже есть толковый словарь на стр. 152. С ним мы и будем работать. Откроем его.

Как расположены слова в словаре?

Сейчас я предлагаю вам потренироваться находить лексическое значение слова.

На слайде написаны слова, значения которых вам необходимо найти.

МЫШЬ, ГЕРБ, АЛЬБОМ, ЖУРАВЛЬ

Ваша задача написать в тетради данные слова в столбик, а рядом прописать многозначное или однозначное это слово.

А так же придумайте одно предложение с любым словом из нашего списка.

Обменяйтесь тетрадями с соседом и проведите проверку работы соседа по следующим ответам.

У кого все верно? Отлично поработали, ребята.

А что же мы с вами сейчас сделали? Так и есть, мы потренировались в определении многозначности и однозначности с помощью словаря.

Интерактивная доска, презентация,

Учебник, тетрадь. Толковый словарь.

Усваивают умение определять лексическое значение слова.

Умеют работать с толковым словарем.

П: умеют анализировать, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи;

Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке;

Воспитывать осознание значимости изучения русского языка в жизни человека.

Включение в систему знаний повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Словесный метод: диалогическое взаимодействие

Практический метод: работа с учебником

А чтобы проверить как хорошо мы с вами все вспомнили, вернемся к учебнику Упр. 66. Прочитаем задание, что необходимо сделать? Прочитать, верно, приступаем.

Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве?

Посмотрите внимательно на слово роса.

Произнесем его, как мы его слышим.

А теперь, как надо правильно его произносить.

Какая орфограмма встретилась в этом слове? А как ее можно проверить.

Хорошо. Ребята, спишите вторую часть текста.

Выделите грамматическую основу в первом предложении второй части, а в слове «роса» выделите орфограмму. (один у доски) Кто готов выделить грамматическую основу в предложении?

А давайте подумаем, слово роса какое это слово? Верно, это однозначное слово. А кто знает его значение? (мелкие капельки воды, которые появляются утром)

Ребята, а для чего нам с вами важно изучать данную тему?

Зачем знать значение слов?

переливается разноцветными огоньками

Контроль учителя (внешний)

Усваивают умение определять лексическое значение слова.

Умеют работать с толковым словарем.

Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке.

К: умеют слушать и слышать других.

Уважительно относятся друг к другу.

Воспитывать осознание значимости изучения русского языка в жизни человека.

Рефлексия УД на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Рефлексия, самооценка собственной деятельности.

Итак, ребята, давайте подведем итоги.

Какая была тема нашего урока?

Что же такое лексическое значение слова?

Какие были цели нашего урока? (узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; оценим работу на уроке)

Удалось ли нам добиться поставленных целей?

Ребята, оцените свою работу на уроке. Если у вас все получилось поднимите ваши пальчики вверх, если были проблемы, но урок поняли то пальчик горизонтально, а если вообще ничего не понятно то тогда пальчик вниз. Я рада, что у нас с вами все получилось и урок вам понравился. На этом мы вами закончим урок. Спасибо за хорошую работу.

Контроль учителя (внешний)

Усваивают умение определять лексическое значение слова.

П: умеют оценивать процесс и результаты деятельности;

Понимают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое роса 3 класс русский язык. Картинка про Что такое роса 3 класс русский язык. Фото Что такое роса 3 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое роса 3 класс русский язык. Картинка про Что такое роса 3 класс русский язык. Фото Что такое роса 3 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое роса 3 класс русский язык. Картинка про Что такое роса 3 класс русский язык. Фото Что такое роса 3 класс русский язык

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

РП И КТП Родной язык (4 _КЛ_)

РП Родной язык (4 _КЛ_)

Презентация по татарскому языку на тему «Текст һәм сөйләм культурасы»

Методическая разработка учебного занятия «ТЕКСТ. ТЕКСТ ТӨЗЕЛЕШЕ»

РП И КТП Родной язык (3 КЛ)

Урок на тему «Миногон»

РП Родной язык (3 КЛ)

Рабочая программа по русскому языку

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5394315 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое роса 3 класс русский язык. Картинка про Что такое роса 3 класс русский язык. Фото Что такое роса 3 класс русский язык

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое роса 3 класс русский язык. Картинка про Что такое роса 3 класс русский язык. Фото Что такое роса 3 класс русский язык

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое роса 3 класс русский язык. Картинка про Что такое роса 3 класс русский язык. Фото Что такое роса 3 класс русский язык

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое роса 3 класс русский язык. Картинка про Что такое роса 3 класс русский язык. Фото Что такое роса 3 класс русский язык

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое роса 3 класс русский язык. Картинка про Что такое роса 3 класс русский язык. Фото Что такое роса 3 класс русский язык

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое роса 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое роса 3 класс русский язык. Картинка про Что такое роса 3 класс русский язык. Фото Что такое роса 3 класс русский язык

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое роса 3 класс русский язык

м, ж. Мелкие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады. Выпала р. Косить по росе (рано утром, пока не высохла

). Коси, коса, пока р.
• Медвяная или медовая

Смотреть что такое РОСА в других словарях:

Явление Р. состоит в том, что в ясные и тихие летние и осенние вечера и ночи вблизи поверхности почвы замечается появление капелек жидкой воды, осаждаю. смотреть

атмосферные осадки в виде капелек, осаждающихся вечером, ночью и рано утром при положительных температурах на поверхности земли, предметах, рас. смотреть

роса ж. 1) Водяные капли, осаждающиеся в теплое время года из влажного воздуха на поверхности растений, почвы и различных наземных предметов вечером, ночью и рано утром при понижении температуры. 2) перен. разг. Время суток, когда оседают такие капли.

роса ж.dew утренняя роса — early-dew вечерняя роса — night-dew появляется роса — the dew is falling точка росы метеор. — dew-point медвяная, медовая ро. смотреть

Роса — Явление Р. состоит в том, что в ясные и тихие летние и осенние вечера и ночи вблизи поверхности почвы замечается появление капелек жидкой воды, осаждающихся на стеблях и на листве растений, а также на других предметах вблизи земной поверхности. Появляясь первоначально на тонких волосках, покрывающих наружные покровы растений, в виде очень мелких капелек, Р. в течение ночи обыкновенно усиливается и капельки увеличиваются в объеме. Иногда водяные капли могут сливаться вместе, текут вниз с листвы и по стеблям растений, чем смачивается и поверхность почвы. В последнем случае явление сопровождается обыкновенно появлением тумана, окутывающего поверхность почвы и растительный покров над нею; толщина слоя тумана не достигает и высоты человеческого роста; туман этот носит название «поземного», т. е. стелющегося по земле, или иногда просто «поземки». Причина появления Р., по классическому исследованию Вэльса (Wells, «Essays on Dew», Л., 1813) — охлаждение почвы и растительности в значительно большей степени, нежели самого прилегающего к ним воздуха. С приближением вечера потеря тепла излучением из нагретых солнцем за день тел начинает брать перевес над притоком тепла от солнца. Вследствие этой потери тепла наступает охлаждение поверхности излучающих тел. Поэтому температура поверхности почвы и растений к вечеру начинает быстро падать; прилегающие же слои воздуха остаются значительно более теплыми, охлаждаясь только весьма медленно путем теплопроводности, т. е. передачи тепла от слоя к слою. Так как ветер в вечерние часы летом при ясной погоде обыкновенно затихает, то слои эти располагаются по плотностям, внизу — более холодные, вверху — теплые, а вместе с этим отсутствуют и причины, замедляющие ночное охлаждение почвы и растительности. Испарение влаги с поверхности почвы и растений может, до известной степени, также помогать процессу охлаждения. Охлаждение, передаваясь от земной поверхности вверх — в воздух, приближается мало-помалу, начиная от нижних слоев, к температуре насыщения этого богатого водяными парами в летнее время воздуха; вместе с этим увеличивается и его относительная влажность. Когда охлаждение перешло ниже температуры насыщения воздуха, водяные пары начинают выделяться в капельно-жидком виде прежде всего в наиболее холодных, самых нижних слоях воздуха; образующиеся капельки осаждаются по преимуществу на охлажденных предметах, главным образом на волосках растений, вблизи которых воздух оказывается наиболее богатым водяными парами. Эти-то капельки и представляют собой Р. Дальнейшее охлаждение усиливает явление, которое, распространяясь на более высокие слои воздуха, переходит в капельки поземного тумана, выделяющиеся уже на некоторой высоте на мелких, невидимых глазу пылинках, плавающих в воздухе. Всего благоприятнее условия для Р. будут при ясном небе и полном затишье; затем Р. будет тем обильнее, чем богаче воздух или почва водяными парами. Опыты Айткена (Aitken, «Nature», 1885, 256), подтвержденные недавними исследованиями Рэсселя (Russel, «Nature», XLVII, 210), показывают, что Р. может образоваться также и из паров, выделяемых самой почвой или самим растительным покровом; так, в опытах Рэсселя стакан, опрокинутый на почву, покрывался изнутри каплями росы, тогда как совершенно такой же стакан, опрокинутый рядом на металлический лист или на стеклянную пластинку, оставался совершенно чистым. То же указывают и опыты Вольни (Wollny, «Forschungen auf d. Geb. d. Agrik.-Ch.», 1892, 111), который нашел, что росы выделяется на растениях тем больше, чем влажнее почва, ими покрытая. Р. может иметь довольно важное сельскохозяйственное значение, если количества влаги, в виде ее выделяемые, достигают сколько-нибудь значительных величин — особенно там, где в летнее время осадки невелики и выпадают редко, как, например, в степной полосе юга России. Не было поэтому недостатка в попытках количественно изучить это явление, измерив те запасы воды, которые доставляются растительности природой в виде Р., но общего, точного и простого метода для систематического измерения Р., параллельно с другими метеорологическими факторами, до сих пор еще не выработано. Были построены для этой цели даже и специальные росомеры, не получившие, однако, распространения. В росомере Бильдерлинга легкий ящик, прикрепленный к одному плечу коромысла достаточно чувствительных весов, уравновешен грузом, надетым на другое плечо; ящик наполняется землей, чистой или покрытой растительностью, смотря по требованиям опыта. Изменение веса ящика автоматически записывается на разграфленной бумаге. Росомер Кернера — род ареометра или плавучих весов, плавающих в объемистом цилиндре с водой, закопанном в землю. Большая часть данных, какие имеются относительно осаждающейся в виде Р. влаги, собраны не росомерами, а взвешиванием пластинок или сосудов из различных веществ, выставляемых на ночь на различных высотах над почвой. Первые наблюдения над количеством образующейся за ночь Р. сделаны известным физиком Меллони; затем занимался этим явлением Жамэн (Jamin). В недавнее время появился ряд опытных исследований, из которых ниже и заимствованы некоторые численные результаты. Взвешивая стеклянные пластинки, устанавливаемые на ночь недалеко от поверхности почвы, Гудайль (Houdaille) нашел, что количество образующейся за лето в виде Р. влаги дает на юге Франции (в Монпелье) столб воды высотой в 3,69 мм. По наблюдениям Сохоцкого, в Лужском уезде СПб. губернии, за лето здесь на растениях в приборе Бильдерлинга образуется Р. 4,1 мм; за отдельные дни наибольшее количество Р. не превосходило 0,22 мм. Подобные же числа получились при наблюдениях Бялыницкого-Бирули над осаждением Р. на фланелевых кружках. Нужно, впрочем, заметить, что при подобных измерениях взвешиваемое тело находится на некоторой высоте над поверхностью почвы, отчего на нем Р. должно образоваться несколько меньше, чем в самых низших слоях воздуха. Если допустить, что Р. в действительности выделится даже вдвое более около поверхности почвы, чем по непосредственным измерениям, то и в таком случае, по Гудайлю, количество это составит не более 6—7 мм, т. е. не более 1% всей получаемой растениями и почвой за год в виде осадков влаги. Наблюдения Вольни в Мюнхене дали несколько большее количество Р., но и здесь оно не превышает 3,5% годового количества осадков. В том случае, когда явление Р. наблюдается осенью при низких температурах воздуха, на поверхности почвы и растений за ночь температура может опуститься значительно ниже 0°; в таких случаях Р. замерзает и переходит в иней, мелкими кристалликами покрывающий поверхности охлажденных предметов (см. Иней). Некоторые подробности о Р. можно найти в журнале «Метеорологический Вестник», 1892, 280, 397; 1894, 337; 1895, 277; 1896, 358. Много работ о Р. помещено также в издаваемом Wollny сборнике «Forschungen auf dem Gebiete der Agriculturphysik». Г. Л.

РОСА́, и́, ж.Краплі води, що осідають на поверхні ґрунту, рослин та інших предметів, коли з ними стикається охолоджений приземний шар повітря.Поки сонц. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *