Что такое российский сектор арктики какие страны
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ)
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) – это северная оконечность Европейской и Азиатской частей РФ, расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.
Это самая протяженная морская граница России.
В связи с суровостью климата лишь небольшое количество людей живет за полярным кругом.
Северный полярный круг — параллель 66°33′ к северу от экватора, в соответствии с географическим определением — южная граница Арктики.
Большинство населенных пунктов в АЗРФ расположено на побережье арктических морей или в непосредственной близости от него, а также в низовьях рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.
3 крупнейших города, расположенных за Северным полярным кругом, находятся в России: Мурманск (325 тыс. жителей), Норильск (205 тыс. жителей) и Воркута (85 000 жителей).
4 м по количеству жителей является норвежский город Тромсе (62 тыс. жителей).
Регионы Российской Арктики — это область транспортно-экономического влияния Северного морского пути (СМП), продвинутая вглубь материка, как правило, на сотни километров в зависимости от конфигурации речной сети и других путей сообщения, связанных с существующими и потенциальными грузопотоками СМП.
В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны 8 и арктических государств — России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии.
Максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия (22 тыс. км).
Границы АЗРФ могут уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также с нормами международных договоров и соглашений, участницей которых является РФ.
Российская Арктика
Российская (Русская) Арктика, или Российский сектор Арктики [1] — арктические территории и акватории, принадлежащие России (включая те, на которые Россия претендует).
Арктика во многих смыслах регион перспективный, чем и объясняются значительные экономические, военные и дипломатические усилия со стороны России, направленные на увеличение присутствия в Арктике.
Содержание
Российские инвестиции в Арктику
Причины тратить деньги на Арктику
С сугубо прагматичной точки зрения существует как минимум 3 весомых причины для РФ вкладываться в освоение Арктики:
Нефть и газ в Арктике
При всех сложностях добычи нефти и газа в Арктике, эта игра может стоить свеч — хотя бы потому, что в Арктике последние из крупных месторождений, откуда можно добыть нефть по схеме «пробурил и качай», а не «мучайся как достать нефть из битумного песка».
Прочие арктические ресурсы
Богатство Арктики не ограничивается углеводородами. В числе других важнейших полезных ископаемых в регионе можно назвать следующее:
Северный морской путь
Северный Морской Путь — альтернативный способ доставки грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. СМП на треть короче пути через Индийский Океан и Суэцкий канал, что помимо глобального потепления сильно подстегнет его использовать. Подобное развитие событий сулит России большие выгоды, так как будет идеальная возможность сбора транзитных пошлин и оказания логистических услуг желающим быстрее доставить свои товары.
Инвестиции России в инфраструктуру СМП оправданы по следующим причинам:
Трансполярная магистраль
Конкуренция за Арктику
В настоящее время у России весьма сложные отношения с Западом, а ситуация в области соблюдения западными странами норм международного права далеко не лучшая. Всё это не дает гарантий, что наше право на владение Арктикой будет и впредь защищено лишь международными конвенциями и правилами ООН. Необходимость иметь армию для защиты своих интересов при таких условиях не то, что не исчезнет, а даже еще больше укрепится.
Более того, присутствие в Арктике позволит российской армии отработать уникальные технологии ведения войны в условиях Крайнего Севера, что несомненно даст России преимущества в случае военного конфликта в данном регионе.
Соперники России в Арктике
Самая острая конкуренция России за влияние в Арктике наблюдается с членами Арктического Совета, а именно:
Подобно России эти страны также претендуют на владение ресурсами и постоянное военное присутствие в Арктике. Все они, особенно США, имеют сложные отношения с Россией, все они ввели санкции против РФ из-за позиции РФ по кризису на Украине.
В последние годы активизировалась другая группа конкурентов РФ в Арктике — Евросоюз (в целом) и Китай. Они не имеют выхода к региону, что во многом объясняет их стремление к интернационализации Арктики, в процессе которой они так или иначе получат свою долю при дележе последней нетронутой ресурсной кладовой нашей планеты без вложения больших средств в ее освоение.
Спорные территории в Арктике
Если говорить о членах Арктического клуба, то это, прежде всего, сопротивление расширению территории РФ в Арктике, в частности, против признания эксклюзивных прав России на геологический шельф Арктики, включающий в себя следующие объекты:
Россия начала борьбу за свои права на эти территории еще в 2001 году, когда ее претензии были отклонены под предлогом необходимости сбора дополнительных доказательств того, что что эта часть арктического шельфа является продолжением российского континентального шельфа. На выполнение этой задачи государству пришлось потратить значительные ресурсы на экспедиции и геологические исследования.
Стоит отметить, что Россия уже имеет успешный прецедент расширения ИЭЗ с помощью комиссии ООН — это присоединение анклава в Охотском Море площадью 52 тыс. км2, который российские дипломаты и геологи отвоевали в 2014 году.
9 февраля 2016 года состоялась презентация заявки РФ на расширение континентального шельфа в Арктике. Концепция заявки не поменялась с 2001 года, кроме того факта, что в нее включили также южную часть хребта Гаккеля и котловину Подводников[8]. Представленные в новой заявке районы частично совпадают с заявками Дании и Канады, с которыми, впрочем, были проведены консультации. В результате их удалось отговорить от вмешательства в рассмотрение Комиссией заявки другого государства и вынесения ей рекомендаций. На рассмотрение заявки может уйти от 2 до 4 лет.
Нам это интересно потому, что в первую очередь, позволит перевести в чисто российскую юрисдикцию огромную площадь более 1 млн, точнее 1,191,000 кв. км, где только российские законы будут, и мы будем устанавливать свои собственные правила ведения работ и деятельности в Арктике. Естественно, эти пространства для ведения транспортных операций, там же большие перспективы для открытия крупных месторождений углеводородов. И вообще это российская территория в Арктике — из заявления Сергея Донского, министра природных ресурсов и экологии РФ. |
Другой метод блокировки интересов РФ в Арктике — экологический троллинг, направленный против российских нефтегазовых компаний. Самый яркий из таких эпизодов — инцидент с судном Arctic Sunrise и попыткой Гринпис заблокировать работу платформы «Приразломная». Цель таких акций очевидна — дискредитация России и отстранение ее от добычи ресурсов в Арктике под предлогом заботы об экологии.
Здесь также следует помнить о назревающем по мере истощения доступных ресурсов дележе Антарктиды, где требования заявивших о территориальных претензиях стран многократно пересекаются. Поэтому России, которая, как и США, не признаёт эти претензии и оставила за собой право выдвинуть свои собственные, определённо придётся доказывать свои права на открытый россиянами континент в условиях острого дипломатического конфликта. И тогда наличие войск, способных действовать даже в Антарктиде, может оказаться в определённых случаях решающим аргументом.
США выступают против монополизации СМП Россией и не менее рьяно требует придания ему международного статуса. Если США смогут добиться своего, то проход по СМП будет бесплатным для всех судов, и Россия не сможет получать экономические выгоды от его существования и обслуживания.
Арктический сектор РФ
Смотреть что такое «Арктический сектор РФ» в других словарях:
Арктический шельф: строение, изучение — Арктика (от греч. arktikos – северный), северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Северный Ледовитый океан — Северный Ледовитый океан, Арктика … Википедия
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора
Арктика — (от греч. arktikys северный) северная полярная область земного шара, включающая окраины материков Евразии и Сев. Америки и почти весь Сев. Ледовитый океан (кроме В. и Ю. Норвежского моря) со всеми его островами (кроме прибрежных островов… … Большая советская энциклопедия
Экономика Канады — Экономические показатели Валюта ка … Википедия
Евразия — самый большой материк Земли, состоящий из двух частей света Европы (См. Европа) и Азии (См. Азия). Вместе с островами Е. занимает площадь около 53,4 млн. км2, из них на острова приходится около 2,75 млн. км2. Крайние материковые точки Е … Большая советская энциклопедия
СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия
Страны мира делят Арктику. Зачем им нужна «страна белых медведей»
Начнем с того, что такое Арктика. Согласно принятому в науке определению, Арктика – это северная полярная область Земли. Она включает в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. С Арктикой «граничат» пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. При чем здесь Дания? А при том, что Гренландия именно ей принадлежит. А причем здесь США? Вроде бы от Северного Ледовитого Океана они далеко. А вы про Аляску не забудьте. Не продали бы мы ее в свое время супостатам, вот и не было бы Америки в участниках споров.
Как сейчас делят Арктику
Международного договора, определяющего правовой статус Арктики, не существует. Конечно, острова кому-то принадлежат. Но это крохи. А вот вся морская акватория – она ничья, общая. Точнее, существует конвенция ООН по морскому праву, согласно которой каждая страна, граничащая с морем, имеет право на экономический контроль над морской территорией в пределах 200 миль от своей сухопутной границы. А все остальное – общее. Так сказать, «достояние человечества».
Но теперь в Арктике все меняется. Причина проста: по данным геологов, 30% мировых запасов газа находятся именно там. А сколько нефти – никому не известно. Но, наверно, тоже много. И когда сейчас, в силу потепления, арктические льды стали таять, а технологии морской добычи углеводородов усовершенствовались, появилась возможность все эти богатства добывать. Пусть не сегодня, но завтра. Вот все и засуетились.
Россия претендует сейчас на существенное расширение установленной 200 мильной зоны своей юрисдикции. Это обосновывается тем, что составные части так называемого «Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий» имеют континентальную природу, являясь естественным продолжением материковой окраины. Вот Россия и говорит, что это все наше. Естественно, что США и Канада «встают на дыбы».
Вопрос о разделе Арктики решается. И решаться будет еще очень и очень долго. Но у нас и без этого есть насущные, требующие немедленного решения задачи. В пределах уже узаконенной 200 мильной зоны.
Северный морской путь
Что это такое? Если кто не знает – то кратчайший путь из Азии в Европу. Со всеми вытекающими экономическими последствиями, учитывая огромный торговый оборот между этими регионами. Достаточно сказать, что если расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12840 морских миль, то по Северному морскому пути всего 5770. То же относится к Европе.
А тут и Китай под боком. С его гигантским товарооборотом с ЕС. Так ему прямая дорога по Северному морскому пути. История освоения этой транспортной артерии началась в далеком 1553 году, когда английская экспедиция сэра Хью Уиллоби попыталась найти северо-восточный проход в Китай. Сам сэр погиб, а корабли дошли всего лишь до устья Северной Двины. Но не напрасно. От Ивана Грозного получили англичане привилегии для торговли с Россией.
В 1594 – 1597 годах состоялись три экспедиции голландского мореплавателя Виллема Баренца (в честь его и названо «Баренцево море»). Наиболее успешной была последняя экспедиция. Во-первых, моряки открыли архипелаг Шпицберген. Во-вторых, они достигли Карского моря. Но оно было уже покрыто льдами и экспедиции пришлось зазимовать. Как только море начало освобождаться ото льда, моряки на шлюпках (ждать, когда корабль освободится от ледяных оков, они не хотели) двинулись к Кольскому полуострову. Путешествие завершилось успешно, хотя сам Баренц скончался во время пути и был похоронен на острове Новая Земля.
Возвращаясь к «делам давно минувших лет», надо, конечно, упомянуть Семена Дежнева, открывшего пролив между Чукоткой и Аляской, спустившись в Северный Ледовитый океан по Калыме. Крайняя точка Азии названа в честь его мысом Дежнева. Причем, сделано это было за 80 лет до экспедиции Витуса Беринга, который прошел весь этот пролив, названный, впоследствии, в честь его. Беринг в период с 1725 по 1741 годы руководил первой и второй Камчатскими экспедициями, впервые пройдя по проливу между Чукоткой и Аляской, достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.
Потом много чего было. Отметим только следующее. Впервые весь Северный Морской путь был пройден только в 1878 – 1879 годах, шведской экспедицией на барке «Вега». Российская экспедиция повторила этот маршрут в 1914 – 1915 годах, перезимовав у полуострова Таймыр.
Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток произошло c 8 июля по 9 октября 1935 года.
Завершая эту историческую часть, отметим, что все эти арктические подвиги приходились на летнее время, когда таяли льды. Сейчас же, если мы говорим о Северном морском пути, как о международной транспортной артерии, речь должна идти о круглогодичной и регулярной работе транспортного коридора. С фиксированным временем поставок грузов в те или другие страны. А это можно сделать только при наличии ледокольного флота, который сможет преодолевать любые арктические льды.
Как ни удивительно, он в России есть. И это наше «ноу-хау», наш действительно эксклюзивный продукт, не имеющий аналогов в мире.
Ледокольный флот России
В ноябре 1897 года правительство России выделяет средства на постройку ледокола «Ермак». Это было первое в мире судно подобного класса, способное преодолевать льды двухметровой толщины.
9 марта 1899 года «Ермак» ушел на свое первое задание. Было необходимо вызволить 11 пароходов, затертых во льдах в районе Ревеля. Все прошло успешно и 4 апреля «Ермак», легко сломав невские льды, пришвартовался около Николаевского моста в столице империи.
29 мая 1899 года «Ермак» вышел в свое первое путешествие в Северный Ледовитый океан. Был достигнут остров Шпицберген. Не все шло гладко. Выяснились недостатки в конструкции корабля, которые и были устранены в Англии.
К лету 1900 года была предпринята еще одна арктическая экспедиция, конечной точкой которой должно было стать устье Енисея. Но в районе Новой Земли корабль был затерт льдами, дрейфовал около месяца и был вынужден вернуться в Петербург. По итогам экспедиции было принято решение ограничить деятельность «Ермака» проводкой судов по Балтийскому морю.
Во время русско-японской войны Ермак провел эскадру адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний Восток. За первые 12 лет эксплуатации он провел во льдах более тысячи суток.
Ермак активно участвовал в Гражданской и Великой отечественных войнах, проводя суда надводного и подводного флота СССР в западной акватории Северного Ледовитого океана.
26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем ледокол был награжден орденом Ленина. В 1963 году ледокол был списан и пошел на слом. Несмотря на все заслуги «Ермака», необходимо отметить, что его конструкция и мощность силовых установок не позволяла ледоколу осуществлять навигацию по Северному морскому пути в зимних условиях.
Все изменилось в 1959 году, когда был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Слово «атомный» означает, что силовой установкой на нем являлись атомные реакторы. Конструкция «Ленина» была далеко не идеальной, но процесс пошел. С тех пор в СССР, а потом и в России был создан целый ряд проектов атомных ледоколов. Это ледоколы класса «Арктика» (1975 – 2008 годы), ледокол «Сибирь» (1977 – 1992 годы) и другие.
В настоящее время ледокольный флот России насчитывает 5 судов (находящихся в постоянной эксплуатации): «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» и атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». При этом ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» являются классом судов «река – море», что позволяет им заходить в устья сибирских рек. Это крайне важно для обеспечения того самого «северного завоза» и проводки судов, доставляющих продукцию «Норильского Никеля» и предприятий нефтегазового комплекса, расположенных на Крайнем Севере. Такая возможность является стратегической в связи с проектами строительства в этих регионах предприятий по производству сжиженного газа.
И вот результат: в 2015 году по Северному морскому пути было перевезено около 4 млн тонн грузов, что в 2,7 раз больше, чем в 1998 году. А уже в 2016 году этот показатель составил 7,3 млн тонн, т.е. вырос на 35% по сравнению с предыдущим годом.
Не следует думать, что на этом все закончилось. В настоящее время в России ведутся работы по созданию новых классов ледокольных судов – это так называемые проекты ЛК-60Я и ЛК-110Я.
Особенно, с точки зрения долговременных экономических перспектив, представляет интерес последний из этих проектов. Его реализация позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути крупнотоннажных грузовых судов. Вот вам Япония и Китай.
В 1793 году Ломоносов писал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Так ли оно получится – посмотрим. Но такая задача поставлена президентом.
Российская карта островов Арктики. Кому принадлежит арктический сектор
Арктика, Северный Ледовитый океан и арктический регион – предмет споров и конфликтов между странами. Северный полярный район, а точнее континентальный шельф – земля очень богатая ресурсами. Россия претендует на разработку этих полезных ископаемых. Самой большой стране, России, достался и самый большой сектор — около трети всей площади шельфа Арктики. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Лёд Арктики стремительно тает. Промышленная деятельность человека в этом регионе будет нарушать природную экосистему.
Российские геологи изучают строение дна Северного Ледовитого океана уже многие годы. На сегодняшний день большинство ученых уверено, что российский сектор Арктики не что иное, как продолжение континента. Комментарий исследователя Арктики приведен ниже. Юридически эту территорию можно считать частью Восточной Сибири. Правда, легитимность своего права на 1,2 млн кв. км арктического шельфа (около 45% площади Северного Ледовитого океана) нашей стране еще нужно доказать. Подобные вопросы рассматривает Комиссия ООН по морскому праву, куда и необходимо подать заявку с обоснованием своих территориальных притязаний. Представить убедительные доказательства чрезвычайно сложно. Конвенция по морскому праву 1982 года предусматривает самые жесткие требования к странам, собирающимся расширить свои шельфовые границы. Наиболее верный способ убедить привередливых международных специалистов — представить исследование, полученное экспериментальным путем в ходе экспедиции. Россия, чтобы доказать свои права на арктический шельф, каждый год снаряжает их в Арктику несколько.
Широкой общественности о шагах российских исследователей по толстому льду Северного полюса практически ничего не известно. Популярность этому вопросу была придана искусственно летом сего года, когда проходила экспедиция «Арктика-2007». Главной целью похода, который наверняка в ближайшие десятилетия приобретет статус легенды, было установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева геологическим продолжением российского континентального шельфа. Если это будет доказано, то Россия сможет претендовать дополнительно на 1,2 млн кв. км шельфа с крупными запасами углеводородов и возможными месторождениями алмазов, никеля, олова и золота.
Неразведанные запасы углеводородов, залегающие в потенциально российской акватории, оцениваются учеными в 9 — 10 млрд тонн условного топлива. Это астрономические ресурсы. Под «российским» льдом больше нефти, чем в странах ОПЕК, вместе взятых. Только запасы арктической нефти, по данным ООН, превышают 100 млрд тонн. Это в 2,4 раза больше всех ресурсов России. В глубоководной части Северного Ледовитого океана объемы углеводородов, которые могут быть освоены российскими компаниями, сравнимы с ресурсами Объединенных Арабских эмиратов.
Вместе с этим арктический шельф изучен лишь на 8 — 10%. Получив одобрение комиссии ООН, наша страна могла бы улучшить этот показатель, равно как и свой энергетический потенциал. Однако права России на крупную часть арктического «пирога» не бесспорны. На те же месторождения претендуют Канада, Норвегия, Дания и США. Новость об экспедиции «Арктика-2007» они восприняли в штыки. «Арктика — канадская. Это наша страна, наша собственность и наше море», — заявил министр иностранных дел Канады Питер Маккей.
Ныне — Канада, Норвегия, Дания, Россия, США в той или иной меры высказывали свои претензии на владение обширными акваториями, богатые нефтью и газом (по оценке — 25% мировых запасов).
Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 г. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, «расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи». СССР в меморандуме Народного комиссариата иностранных дел от 4 ноября 1924 г., направленном всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г. о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.
Вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Документ гласил, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин. 35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек. западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе».
Постановление делало исключение для земель и островов, принадлежность которых иностранным государствам была ранее признана советским правительством (имелись в виду архипелаг Шпицберген и о. Медвежий, владение которыми Норвегией закреплено Парижским договором от 9 февраля 1920 г.).
Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает более 2,5 млн человек. Это менее 2% населения России (146,8 млн) и более 54% от общего населения всей Арктики (4,6 млн).
Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. Здесь производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, извлекается около 80% газа и 60% нефти, большая часть алмазов России. При этом потенциальные запасы перечисленных видов сырья составляют свыше 70-90% от общероссийских. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.
На данный момент международно-правовой статус Арктики окончательно не урегулирован. В отличие от сухопутных участков побережья и островов, арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. На него претендуют Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.
Действующее международное законодательство, однако, не признает особых прав приарктических стран. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.; ратифицирована РФ в 1997 г.), полный суверенитет прибрежного государства охватывает только 12-мильную зону прибрежных территориальных вод. Частичный суверенитет распространяется на 200-мильную исключительную экономическую зону. В случае отказа от утверждения секторального разделения Арктики Россия теряет суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.
Согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежные государства также имеют суверенные права (в частности, на разработку природных ресурсов) в области своего континентального шельфа. При этом согласно ст. 76, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра «на всем протяжении естественного продолжения» под водой сухопутной территории государства, вплоть до внешней границы окраины материка.